Научились обращаться с молитвою и говорить: «и буди светлость Господа Бога нашего на нас» (Пс. 89:17), и опять: «благословени вы Господеви, сотворшему небо и землю» (Пс. 113:23). А что Бог требует Себе не бездушного вещества, но духовного благоукрашения, на это указывает в словах: «мое сребро и мое злато». Это подобно тому, как если бы сказал: не считайте бесславным храм за то, что быть может он не будет иметь золота и серебра и блеска богатств. Я не имею в этом нужды, ибо мое все золото и все серебро. Напротив, Я ищу истинных поклонников (Ин. 4:23), блеском таковых позлащу храм Мой. И как в то время, когда отклонял Израиль от подзаконных жертв, Он почел необходимым сказать: «не прииму от дому твоего тельцов, ниже от стад твоих козлов,... мои бо суть вси зверие селнии, скоти в горах и волове» (Пс. 49:9—10); так и здесь, отвергая украшение вещественное и требуя, напротив, духовного, говорит, что мое сребро и мое злато, то есть довольно и Я преисполнен и не имею нужды ни в чем таком. Напротив, украшением Моим да будет тот, кто имеет веру правую, отличается достоинствами добродетели, украшен любовью ко Мне, чист сердцем, нищ духом, милосерд и добр. Собравшись в храм, то есть Церковь, таковые являют ее доброславной и всеизвестной. Агг.2:9. Зане велия будет слава дома сего, последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель: и на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, мир души в снабдение всякому зиждущему еже восставити храм сей    Итак, во время пришествия Спасителя нашего несравненно славнейший явился храм Божий, настолько лучше и превосходнее древнего, насколько, как об этом каждый может судить, отличается и подзаконное служение от Христова и евангельского, и истина от сеней. Впрочем почту должным сказать и еще вот что. Один и в одном Иерусалиме был древний храм и один народ составлял Израиль, совершавший в нем жертвы. Когда же Единородный стал подобен нам, Бог сый Господь и явися нам, — по Писаниям (Пс. 117:2), тогда поднебесная уже наполнилась святыми домами и бесчисленными поклонниками, кои чтут Бога всяческих духовными жертвами и умными благовониями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3520...

А, что действительно и Ангелы, и Архангелы, и Престолы, и Господства сотворены Тем, который есть Господь, превыше всех и созданы Словом Его; сие подтверждает святой Иоанн. Ибо он, сказавши о Слове Божием, что Оно было у Отца, присовокупил: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). И Давид, восписав Богу все похвалы, и упомянув, также, о небе и о всех Силах небесных, прибавляет: ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс.32:9 ). Кому же Он повелел? – Слову 24 Которым, говорит он же, небеса утвердишися и Духом уст Его вся Сила их ( Пс.32:6 ). Поскольку же Он все сотворил свободно и по своему произволению, то Давид опять говорит: Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет ( Пс.113:11 ). Но сотворенное – совершенно отлично от Сотворившего, и создание – от Создателя. Ибо Сей не сотворен, не имеет ни начала, ни конца, ни в чем не имеет нужды, но есть Существо самодовольное, и, притом, Сам же подает всем прочим тварям все, необходимое для продолжения их существования; между тем, как сотворенное Им – имеет начало; а что имеет начало, то может подвергнуться и разрушению, то подчинено и покорно Тому, Кто создал оное. А потому, совершенно необходимо, чтобы люди, хотя сколько-нибудь имеющие смысла для различения сих предметов, употребляли и различные слова, так, чтобы только Создатель всего, вместе со Словом своим, Один, по всей справедливости назывался Богом и Господом; а что сотворено Им, то не имело бы права на такое название, и не усвояло бы себе того имени, которое прилично только Творцу 25 . Святого Иринея, Епископа Лионского о церкви Хотя Церковь рассеяна по всему миру, по всем странам земли; но от Апостолов и учеников их она приняла одну веру во Единого Бога, Всемогущего Отца, который сотворил небо и землю, море, и вся, яже в них ( Пс.145:6 ); и во Единого Иисуса Христа, Сына Божия, воплотившегося ради нашего спасения; и в Духа Святого, который проповедовал через Пророков о Божественном домостроительстве, – о пришествии и рождении от Девы возлюбленного Господа нашего Иисуса Христа, – о Его страдании, воскресении из мертвых и о вознесении с плотию на небо; также, о пришествии Его с неба во славе Отца, чтобы возглавить всяческая ( Еф.1:10 ) и обновить всякую плоть человеческую, дабы Иисусу Христу, Господу нашему и Богу, Спасителю и Царю, по заповеди Невидимого Отца, поклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедал Его ( Флп.2:10 ), и, чтобы сотворить праведный суд над всеми, т, с. духов злобы, преступивших и отпадших ангелов, и нечестивых, неправедных, беззаконных и хульных человеков, осудить во огнь вечный, а праведным и преподобным, соблюдающим Его заповеди и пребывающим в любви Его (из коих некоторые пребыли такими с самого начала, а другие сделались такими посредством покаяния), даровать жизнь, сообщить нетление и украсить их вечною славою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

и будет едино стадо и един пастырь» (Ин.10:16). Народ же Христов, колено, и овцы, и наследие суть те, которые оправданы не от дел закона, но чрез веру, ибо одни находились под клятвою, по слову блаженного Павла (Гал.3:10), другие же истинно могли сказать о себе самих: «благословени мы Господеви, сотворшему небо и землю. Бог Господь и явися нам» (Пс.113:23; Пс. 117:27). Христос же пасет Своим жезлом, не поражая жезлом железным и не сокрушая как сосуд скудельничий, по словам Псалмопевца (Пс.2:9), но обращая их в кротости и как пастырь добрый умеренными наказаниями пресекая в уверовавших наклонность к беспечности. Так Господь всяческих, в лице Давида обращаясь к Сыну Своему, говорит: «аще оставят сынове его закон мой и в судьбах моих не пойдут: аще оправдания моя осквернят, и заповедей моих не сохранят: посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их: милость же мою не разорю от них» (Пс.88:31—34). Итак, сокрушает, как бы ударяя жезлом железным, необузданного, непокорного и надменного, не принявшего веру; уверовавших же в Него руководствует благостно, пасет их среди лилий и выводит их на пастбище доброе и на место тучное, очевидно на пастбище богодухновенного Писания, разъясняя Духом способнейшим из них сокровенное в нем (Писании), дабы они достигли «в мужа совершенна и в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13) имели здоровый и благовоспитанный ум, и преданный духовным наслаждениям. Избранные и отделенные, они обитают наедине и удалившись от других, которые мудрствуют только о земном и слишком много ценят приобретение временных благ, — которые, будучи привязаны к плотским удовольствиям, склонны бывают ко всему беззаконному. Итак, имея в душе мир и удаляя ее от пустого и скверного смятения, мы как бы устроили себя вне его и проводим жизнь почтенную и достославную, и пребываем наедине, — именно так, как жил пророк Иеремия, ибо он сказал: «Господи Боже сил, не седох в сонме их играющих, но бояхся от лица руки твоея: на едине седях, яко горести исполнихся» (Иер.15:16—17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3525...

Turnhout; Leuven, 1997. (CCSG; Vol. 33); Lyman J. R. The Making of a Heretic: The Life of Origen in Epiphanius " Panarion 64//StPatr. 1997. Vol. 31. P. 445-451; Knorr O. Die Parallelüberlieferung zum Panarion des Epiphanius von Salamis: Textkritische Anmerkungen zur Neuausgabe//WSt. 1999. Bd. 112. S. 113-127; Mimouni S. C. Qui sont les Jesseens dans la notice 29 du Panarion d " Épiphane de Salamine?//NTIQ. 2001. Vol. 43/3. P. 264-299; L ö ssl J. Hieronymus und Epiphanius von Salamis über das Judentum ihrer Zeit//JSJ. 2002. Vol. 33/4. P. 411-436; Zionts R. A. A Critical Examination of Epiphanius " Panarion in Terms of Jewish-Christian Groups and Nicander of Colophon: Diss./Pennsylvania, Univ. S. l., 2002; Асмус В., прот. Святитель Епифаний Кипрский (к 1600-летию преставления)//ЖМП. 2003. 5. С. 68-76; Bug á r I. M. «Origenist Christology» and Iconoclasm: The Case of Epiphanius of Salamis//Christus bei den Vätern: Forscher aus dem Osten und Westen Europas an den Quellen des gemeinsamen Glaubens/Ed. Y. de Andia, P. L. Hofrichter. Inusbruck, 2003. S. 96-110; idem. What did Epiphanius Write to Emperor Theodosius?//Scrinium. СПб., 2006. T. 2. С. 72-91; K ö sters O. Die Trinitätslehre des Epiphanius von Salamis: Ein Kommentar zum «Ancoratus». Gött., 2003; Osburn C. D. The Text of the Apostolos in Epiphanius of Salamis. Atlanta, 2004; Bigham S. Épiphane de Salamine, docteur de l " iconoclasme?: Déconstruction d " un mythe. Montréal, 2007. А. Г. Дунаев, А. Р. Фокин Гимнография Память Е. К. отмечается дважды в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. P. 290, 338): 12 мая и 14 июля. 12 мая память Е. К. совпадает с памятью свт. Германа К-польского; указано общее для этих святых последование, включающее на Пс 50 тропарь 4-го гласа Ο Θες τν πατρων μν (      ), прокимен из Пс 63 со стихом, Апостол - Евр 13. 7-16 и Деян 12. 25 - 13. 12, аллилуиарий из Пс 131, Евангелие - Ин 10. 9-16, причастен из Пс 32; 14 июля указано только имя Е. К. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем самую древнюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е.

http://pravenc.ru/text/190091.html

    Второй род поклонения, когда поклоняемся вещам, посредством которых и в которых совершил Бог наше спасение, как прежде пришествия Господа, так и по воплощении Его. Таковы суть: гора Синай, Назарет, Вифлеемские ясли и вертеп, Святая Голгофа, древо Креста, гвозди, губа, трость, священное и спасительное копие, одежда, хитон, пелены и плащаница, Святой гроб — источник нашего Воскресения, камень гроба, Святая гора Сион, также гора Елеонская, овчая купель, сад Гефсиманский. К сему и подобному я оказываю свое почтение поклонением, и поклоняюсь им так же, как всякому Святому храму Божию и всему, чем прославляется имя Божие, не потому, чтобы сии предметы сами по себе были достойны поклонения, но потому, что они служат орудием силы Божией, и что чрез них и в них благоволил Бог совершить наше спасение. Воздаю почитание и поклонение также и Ангелам и человекам и всякой вещи, в которой видна Божественная сила, и которая служила к моему спасению; и поклоняюсь по причине сей Божественной силы, действующей в них. Иудеям не поклоняюсь: ибо они не приняли в себя Божественной силы, и Господа славы, Бога моего распяли, не с тою целию, чтобы меня спасти, но по зависти и ненависти к Богу и Благодетелю. «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, — говорит Давид, — и место селения славы Твоея» (Пс. 25:8). Также: «покланяйтеся подножию ногу Его» (Пс. 98:5); и еще: «покланяйтеся в горе святей Его» (Пс. 98:9). Святая одушевленная гора Божия есть Святая Богородица; мысленные горы Божии суть Апостолы: «горы взыграшася, яко овни, и холми, яко агнцы овчии» (Пс. 113:4).     Третий род поклонения бывает, когда поклоняемся вещам, посвященным Богу, таковы суть: Святое Евангелие и прочие книги, написанные в наставление нам, достигшим последних времен (1 Кор. 10:11; Рим. 15:4); так же дискосы, потиры, кадила, свечи и трапезы. Очевидно, что все сии вещи стоят уважения. Ибо смотри, как Бог разрушил царство Валтасара, когда он повелел употреблять Священные сосуды на пиршестве (Дан. 5:23-28).     Четвертый род поклонения относится к видениям Пророков, созерцавших Бога в образах, и к преобразованиям вещей будущих, каковы суть: жезл Ааронов, образующий таинство Девы, стамна и трапеза. Так Иаков поклонился на верх жезла, служившего изображением Креста (Евр. 11:21). Так же и памятники великих происшествий были чтимы, например: Скиния, изображавшая собою весь мир. Ибо «виждь, — говорит Моисею Бог, — и сотвориши Ми по всему, елика Аз покажу тебе на горе» (Исх. 25:40). Также Херувимы золотые вылитые, и Херувимы на завесе вытканные. Так мы поклоняемся честному изображению Креста, телесному начертанию подобия Бога нашего и Родившей Его по плоти, и всех Святых Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Даже бо до пришествия Мессина во единой Иудеи прибывало слово и познание Божие: ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя его. И бысть в мире, сиесть; во Иерусалиме, место Его, и жилище его в Сионе ( Пс.75:1, 2 ); и паки: бысть Иудеа святыня Его, Израиль область Его ( Пс.113:2 ). А языки во тме неведения пребывали премудрыми и праведными судьбами Божиими: возвешай слово свое Иакову, оправдания и судьба своя Израилеви; не сотвори тако всякому языку, и судьбы своя не яви им ( Пс.147:8, 9 ). Пришедшу же прореченному Мессии, и дело спасения нашего совершившу, не вместися изобилующая Божия благодать во угле иудейском, но излияся на вся языки, понеже и сам Мессия был чаяние и ожидание языков, якоже пророче о нем Иаков патриарх, во пророческом слове своем, ко Иуде сыну своему, а Христову праводителю, и тожде засвидетельствова Господь по воскресении своем: яко тако писано есть, и тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию, и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима ( Лк.24:46–47 ). Се то есть, еже пророче Исаиа пророк: от Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима ( Ис.2:3 ), якоже и самим делом сбытие сего видим: во всю бо землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их ( Пс.18:5 ). И сие убо апостольского шествия на широту мира преднаписует Господь, повелевая Петру: поступи во глубину езера. И зри согласие к тому самого Христова деяния, сам бо мало от брега отступает, вина того, дабы могл народ слышати проповедь Его обаче и тайну в сем подышляти мощно. Христос бо Господь, аще и дело спасения человеческого соверши всему миру, обаче словом проповеди токмо во Иудеи, якоже и Сам о Себе изрече: несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилева ( Мф.5:24 ): и апостолом на время сию подаде заповедь: на путь язык не идите и во град самарянский не внидите, идете же паче ко овцам погибшим дому Израилева ( Мф.10:5, 6 ). Аще же и языческим людем не возбрани благодати своея, похвали бо веру жены хананейския, похвали веру сотника, яко толикой ниже во Израили обрете, обрати самаряныню, просвети Сихарь, самарийский град, проповеда в Галилеи, полной язычества: яко и исполнитися тогда слову Исаии пророка, по свидетельству евангелиста Матфея: Галилеа язык, людие седящии во тме видеша свет велий, и седящим во стране и сени смертный свет возсия им ( Мф.4:16 ) обаче сие общение благодати к языком еще так не пространное было, что мощно оное уподобити сему Христову малому от брега отступлению.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

Минь. Т. V. С. 278 Творения Т. V. С. 295, 296, 297 544. Хвала Богу и ропот на Него Беседа 21 на псалом 110. Хвала Его пребывает в век века ( Пс. 110:10 ). Это – благодарение, славословие, которое за дела Его будет вечно воссылаться Ему, но прежде того приличествует самому существу Его… Пророк говорит это для того, чтобы побудить к благодарности и показать, что те люди не заслуживают никакого снисхождения, которые негодуют на происходящее. В самом деле, если хвала принадлежит Ему столь ясно, очевидно, неизменно, твердо и постоянно, а они, не понимая этого, говорят противное, то они противоречат тому, что гораздо яснее солнца, и добровольно остаются слепыми.– Минь. Т. V. С. 290 Творения Т. V. С. 309, 310 545. Рождество Христово Беседа 22 на псалом 111. Когда тьма покрывала землю и море, и заблуждение распространилось повсюду, тогда долу воссияло Солнце правды. Так как тогдашние люди, оставив небо, искали Бога на земле, то Он оттуда и воссиял им, снисшедши к немощным, чтобы возвести их на беспредельную высоту.– Минь. Т. V. С. 295 Творения Т. V. С. 315 546. Святость имени Божия Беседа 23 на псалом 112. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века ( Пс. 112:2 ), то есть, удостой нас всегда вести жизнь добродетельную, чтобы имя Твое было благословенно и чрез нас.– Минь. Т. V. С. 301 Творения Т. V. С. 323 547. Гражданин неба Беседа 24 на псалом 113. Небо небесе Господеви ( Пс. 113:24 ). Небо называется домом Его потому, что оно есть место, не оскверненное пороком… Так и ты, если не будешь привязываться к земле, но сделаешься ангелом, то скоро войдешь на небо и в отеческий дом, и даже еще прежде воскресения переселишься отсюда и будешь обладать таким достоинством. Как многие из людей, избранных в члены великого сената, и, живя в деревне, носят это звание, так и ты, если захочешь быть гражданином неба, то, и живя здесь, можешь иметь это достоинство.– Минь. Т. V. С.313 Творения Т. V. С. 337 548. Истинная жизнь будущая. – Беседа 25 на псалом 114. Во стране живых ( Пс. 114:9 ). Та жизнь есть истинная жизнь, чуждая смерти, исполненная чистых благ… Тогда не останется ничего прискорбного, ни забот, ни трудов; все будет радостью, все миром, все любовью, все спокойствием, все веселием, все истинным, искренним и твердым; тогда не будет никаких недостатков, ни гнева, ни скорби, ни любостяжания, ни сладострастия, ни бедности, ни богатства, ни бесчестия, и ничего другого подобного. Будем же и мы стремиться к этой жизни и делать все для нее.–

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

мученика Трифона 840 , или великомученика Евстафия 841 , или мученика Юлиана ливийского 842 и елеем и св. водою богоявленскою окропить ниву, виноград или сад, при молитве и заклинании св. Трифона 843 . Употребление этих молитв издревле у христиан, как можно заключать из заклинаний св. Трифона слов св. Ефрема Сирина 844 . Церковь благословляет и собранный плод винограда, прося Господа, давшего обещание благословлять пшеницу, вино и елей ( Исх.23:25 ), благословить и собранный плод наш, как благословил и претворил Он в Кане галилейской воду в вино и явил славу свою ученикам 845 . III) Как необходимую и важную принадлежность жилища и питания нашего, св. Церковь благословляет и освящает копание нового кладезя 846 , прославляя Бога, обращающаго камень во езера водная, и несекомый, во источники водныя ( Пс.113:8 ), посылающаго источники в дебрях и посреде гор ( Пс.103:10 ), и моля Его, из камня источившего воду и напоившего жаждущих, даровать «воду на месте сем сладку и вкусну, довольну к потребе, невредительну к приятию». По молитве благословляющий копание кладезя «взем мотыку сам начинает копание при словах: во имя Отца и Сына и Святого Духа, и оканчивает благословение окроплением места кладезя и копателей освященною водою. Впрочем не только при копании кладезя, но и по обретении воды или ископании кладезя Церковь предлагает свое благословение и молитвы 847 , прославляя Господа, Коего глас слышан на водах: Господь на водах многих ( Пс. 22 ), и моля Его благословить и освятить обретенную воду во здравие всех, употребляющих ее. Молитвы при благословении кладезей произносятся с древних времен, по обетованию Господа, обещавшего благословлять воду для исполняющих Его св. волю ( Исх.23:25 ). В Христианстве пример освящения кладезя представляет нам предание о св. Клименте римском , ученике и сотруднике св. Ап. Петра 848 . IV) благословляя честный промысел для пропитания верующих, Церковь благословляет мрежи для ловления рыб 849 , молитвою ко Господу, благоволившему напитать пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, поставившему человека владыкою над делами рук своих, все положившему к ногам его, овец и волов, и диких зверей, птиц небесных и рыб морских ( Пс.8:7–9 ), благословить мрежи, как некогда благословил рыбарей – Петра, Фому, Нафанаила и других и мрежу их, которая не проторжеси полная великих рыб ( Ин.21:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Не из-за природы их поклоняюсь, но потому, что они суть вместилища божественной деятельно­сти, и потому, что через них и в них соблаговолил Бог совершить наше спасение. Ибо и Ангелам, и людям, и всякому веществу, причастному боже­ственной деятельности и послужившему моему спасению, из-за этой божественной деятельности воздаю почитание и поклоняюсь. Не поклоняюсь иудеям; ибо они не причастны божественной де­ятельности и Господа славы – Бога моего распя­ли на кресте не с целью доставить мне спасение, но скорее – волнуемые завистью и ненавистью к Богу и Благодетелю. «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего», говорит Давид, «и место жилища сла­вы Твоей» ( Пс.25:8 ). И: «Поклонимся подножию ног Его» ( Пс.131:7 ). И: «Поклоняйтесь на святой горе Его» ( Пс.98:9 ). Одушевленная святая гора Бо­жия – Святая Богородица; одаренные разумом горы Божии – Апостолы. «Горы прыгали, как ов­ны, и холмы, как агнцы» ( Пс.113:4 ). XXXV. Третий род – тот, когда поклоняем­ся тому, что посвящено Богу; я разумею святые Евангелия и остальные книги. Ибо «описано в на­ставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). [Разумею также] и дискосы, и потиры, ка­дильницы, светильники и трапезы. Ибо ясно, что все эти предметы – достойны почитания. В са­мом деле, смотри, как Бог ниспроверг царство Валтасара, когда он распорядился, чтобы толпа [гостей] пила вино из священных сосудов 55 . XLI. Видите, сколь великая крепость и какая божественная сила дается тем, кто с верою и чис­тою совестью приступает к иконам святых! По­этому, братья, станем на скале веры и на Предании Церкви, не удаляя со своего места предел, кото­рый положили святые Отцы наши, не давая места тем, которые желают вводить новое и разрушать здание святой соборной и апостольской Церкви Божией. Ибо если будет дана свобода всякому желающему, то мало-помалу будет погублено все тело Церкви. Нет, братья, нет, христолюбивые чада Церкви, не бесчестите матери нашей! Не со­влекайте украшения ее! Примите ее, которая че­рез меня ведет [с вами] переговоры! Уразумейте, что о ней говорит Бог: «Вся ты прекрасна, возлюб­ленная моя, и пятна нет на тебе» ( Песн.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

а) Свобода (ατεξοσιον) Божией воли – это свойство, показывающее, что Бог во всем руководствуется силой Своей всесовершенной, самобытной, вечной, премудрой, неизменной природы. Как Своим бытием, так и Своей волей Бог абсолютно независим от всего внешнего, поэтому Божия воля действует по абсолютному самоопределению. Но эта абсолютная свобода всегда действует в совершенном согласии со всеми остальными Божиими свойствами. Главное отличие Божия духа – это свобода: «Господь же дух есть; a идеже Дух Господень, ту свобода» ( 2Кор.3:17 ; ср.: Ин.4:24 ). Дух Господень разделяет духовные дарования «властию коемуждо якоже хощет» ( 1Кор.12:11 ). Совершенная свобода Божией воли проявилась в сотворении мира: «Вся, елика восхоте Господь, сотвори, на небеси и на земли, в морях и во всех безднах» ( Пс.134:6 ; ср.: Пс.113:11 ; Дан.4:32 ; Иов.9:12, 23:13 ; Иер.27:5, 6 ; Притч.21:1 ; Откр.4:11 ). И не только в сотворении мира, но и в промышлении о мире, и в спасении мира проявляется свобода всесовершенной Божией воли, которая во всем руководствуется своей вечной добротой и святостью (см. Мк.10:18 ; 1Ин.1:5 ; Пс.5:5 ; Втор.32:4 ; Ин.9:31 ; Притч.3:32 ). Одним словом, Бог всё устрояет «по изволению воли Своей» ( Еф.1:11, 5, 9 ; ср.: Рим.9:20, 21 ; Ис.29:16, 45:10 ; Иер.27:5 ). Божественная истина Священного Писания о свободе Божией воли засвидетельствована Священным Преданием, особенно теми из святых отцов, которые опровергали заблуждения языческих философов и некоторых еретиков, проповедовавших, что Бог подчинен судьбе и сотворил мир по необходимости. Святые отцы доказывали истину Святого Откровения, согласно которой Бог не подлежит никакой необходимости, но как Существо абсолютно благое и абсолютно свободное принимает решения по Своей вечной и премудрой воле. Так, согласно святому Иринею, Бог, имея нечто в мысли, одновременно имеет это и в хотении, ибо весь Он – мысль (λος ννοια), весь – воля (λος ϑλημα). А святой Григорий Нисский говорит, что Божий ум и Божия воля так неразрывно внутренне соединены, что между ними нельзя вообразить никакого временного интервала; они всегда действуют совместно, одновременно, согласно.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010