Фото: Сергей Ломов      Владимир Алексеевич Воропаев – литературовед, специалист по русской литературе XIX века, доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Гоголевской комиссии Научного совета «История мировой культуры» РАН, член Союза писателей России, автор многочисленных трудов о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Награждён Золотой Пушкинской медалью в номинации «Литература и публицистика» (1999), Памятной юбилейной Гоголевской медалью (2009), орденом Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) Преподобного Нестора Летописца 1-й степени (2010), Патриаршей грамотой (2010), грамотой номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (2015); лауреат Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» (2009), Национальной премии «Лучшие книги и издательства года» (2009), премии Союза писателей России «Имперская культура» им. Эдуарда Володина в номинации «Литературоведение» (2015), международного Славянского Форума искусств «Золотой витязь» в номинации «Славянское литературоведение» (2017), Ломоносовской премии (2020) – Владимир Алексеевич, за плечами насыщенный творческий путь. Какие Ваши исследования, какие труды Вы считаете самыми значимыми? – Мне самому не пристало оценивать значимость своих трудов. Могу только очертить область своих научных интересов: Русская литература XIX века, Н.В. Гоголь, его жизнь и творчество, научное издание и комментирование произведений писателя, публикация неизданных рукописей, создание Гоголевской библиографии. Православие, духовная культура России, святоотеческая традиция в русской литературе, формирование новых методологических подходов в изучении русской классики. – Что для Вас значит Ломоносовская премия, которой Вы награждены в нынешнем году? – Премия присуждена за цикл работ по истории русской литературы XIX века: монографии о жизни и творческом наследии Н.В. Гоголя и тематически связанные с ними работы. Для меня очень дорога эта награда. Вся моя жизнь неразрывно связана с Московским университетом. Филологический факультет, кафедра истории русской литературы, на которой я проработал всю свою жизнь, сделали меня филологом, учёным. И потому я отношу эту премии и к коллегам по кафедре, многие из которых не менее, а может быть, и более достойны этой почётной премии. И скажу, как сказал бы Гоголь вместе с Пророком Давидом: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу…» (Пс. 113).

http://pravoslavie.ru/135437.html

[Евр.  ,   греч. Ναθν; лат. Nathan], прав. (пам. в Неделю св. праотец), ветхозаветный пророк во времена царя Давида (ок. X в. до Р. Х.). Впервые Н. предстает в тексте 2 Цар 7. 2-4 без к.-л. вводных слов или сведений о его происхождении. Он обращается к царю со словами, одобряющими его желание построить дом Богу. Однако это спонтанно данное согласие пророка, основанное на личном авторитете, было отклонено Самим Господом, Который явился Н. ночью и сообщил новое откровение (2 Цар 7. 4 сл.). Н. пересказывает его царю, начиная с классической формы пророческого речения - «Так говорит Господь» (2 Цар 7. 5). Отстраняя царя от строительства храма, Н. обещает, что дом Господень будет возведен его потомком. Отныне связь между Богом и потомком из рода Давида будет складываться подобно отношениям отца и сына. В случае нарушения этого принципа наказание будет осуществляться «жезлом мужей и ударами сынов человеческих» (2 Цар 7. 14). Также Н. передает Давиду важное обетование о вечном характере царской династии, происходящей из его рода: «И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2 Цар 7. 15-16; ср.: 1 Пар 17. 11-14). Это обетование вечного царства объясняется особым действием божественной милости и является закономерным итогом Божественного Промысла, проявляющегося в истории избранного народа со времен Исхода и до периода Судей (2 Цар 7. 6, 11). Представленная в пророчестве картина отличается от оценки монархии как божественного попущения и снисхождения к слабостям народа в служении прор. Самуила (1 Цар 8. 7 сл.). Др. вариант пророчества Н. представлен в 1 Пар 17. 1-15, его поэтическое переложение - в Пс 88. 19-37 (дискуссию о взаимосвязи всех 3 версий см., напр.: Anderson. 2002. P. 112-113). В пророчестве Н. представлена картина божественной легитимности правления Давида, которая легла в основу мессианских представлений главенствующей царской династии. В ответ на дарованные обетования Давид обратился к Богу с молитвой благодарения (2 Цар 7. 18-29). Причина появления пророчества о задержке строительства храма неясна, в рассказе Книги Царств она, очевидно, связана с поспешным личным решением пророка. В 1 Пар 22. 8 устами царя Давида в качестве причины его отстранения от постройки дома Господня сообщается о том, что он пролил «много крови», впосл. его сын Соломон объясняет этот факт войной «с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его» (3 Цар 5. 3).

http://pravenc.ru/text/2564764.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней 6.2 Когда старое сердце умирает, новое сердце начинает жить... 26. «…Очистим себя от всякой скверны плоти и духа…» (2Кор. 7:1). Ошибкам не будет конца Ошибкам не будет конца если: Приобретать хорошие книги, но не читать их, Читать хорошие книги, но не следовать их советам, Исполнять хорошие советы, но делать это небрежно, Тщательно исполнять хорошие советы по букве, но не понимать их сути. 27. «…Есть у них глаза, но не видят…» (Пс. 113:13). Стоит чуть-чуть… Стоит чуть промахнуться – и не попадешь ниткой в игольное ушко, Стоит чуть засмотреться – и проедешь нужную остановку, Стоит чуть рассеяться – и дурные мысли закружат голову, Стоит чуть отдалиться от Истины – и Ее уже не найдешь. 28. «…Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.» (Ин. 8:51). За что стоит отдать жизнь Один день прожить в бессмертии и отдать за него жизнь – стоило бы. Один час подышать бессмертием и отдать за него жизнь – стоило бы. Даже на одну секунду вдохнуть бессмертия и отдать за него жизнь – стоило бы. Потому что, если попробуешь бессмертия, – не умрешь уже никогда. 29. «…И просветил очи сердца вашего…» (Еф. 1:18). Удивляешься Когда встречаешь давно знакомое – удивляешься его новизне, Когда в давно известном узнаешь новое – удивляешься его глубине, Когда в давно понятном открываешь непознанное – удивляешься его неисчерпаемости, Когда в неисчерпаемом открываешь его непостижимость – удивляешься его невыразимости. 30. «…Обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу…» (Еф. 4:23-24). Облечься в нового человека Одев новую одежду, ветхой одеждой уже не пользуются, Построив новый дом, в старом уже не живут. Когда новая дорога проложена, старая зарастает, Когда старое сердце умирает, новое сердце начинает жить. 31. «…А женатый заботится о мирском…» (1Кор. 7:33). Заботы о мирском Выкопаешь пруд – появятся лягушки, Посадишь картофель – вырастут и сорняки, Чем чаще косишь траву, тем гуще она растет, Чем больше вникаешь в этот мир, тем больше появляется забот.

http://isihazm.ru/1/?id=132

Псалом 114 Господь слышит молитву праведника и спасает его от смертных болезней. Аллилуиа. То-есть: «хвалите Бога». 1–2. Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего, яко приклони ухо свое мне: и во дни моя призову. Возлюбил я, точнее – мне отрадно то, что Господь слышит глас моего моления, – что приклоняет ко мне ухо свое, или внимательно выслушивает мою молитву, которая, разумеется, возносится при стройном пении псалма. – Посему, и во дни моя – и во все дни моей жизни я буду призывать Господа на помощь мне, – что бы Господь миловал и спасал меня (ст. 4–5). 3–4. Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя: скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах: о Господи, избави душу мою: Милостив Господь и Праведен, и Бог наш милует. Когда объяли меня болезни смертные и обретоша – постигли беды или бедствия, кои могли свести меня во ад – в могилу, когда я встретил скорбь и болезнь; то я молитвенно призвал имя Господне, т. е. обратился к милости и помощи Господа... Я сказал: «О, Господи! избавь душу мою». – Я знаю, что Господь Милостив и Праведен, и Бог наш милует, а потому я и обратился к Нему за милостью. 5–8. Храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя. Обратися, душе моя, в покой твой, яко Господь благодействова тя: яко изят душу мою от смерти, очи мои от слез и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых. Особенная милость Господа проявляется в Его отеческом попечении. – Господь хранить младенцев. Так, Он сохранил Измаила, сына Авраама от рабыни его Агари, когда она с сыном томилась смертельной жаждой в пустыне, и впоследствии! произвел от него целый народ. Так, Он сохранил в Египте Моисея, который был оставлен матерью на волнах быстрого течения Нила, воспитал его при дворце и прославил, как знаменитого вождя своего народа. Так, Он благословил рождение Самуила, хранил и воспитал его при скинии, а потом явил величайшим пророком. Так Господь хранит не только младенцев и юных, но и всех взрослых, кто простодушны и незлобивы, как дети. – Зная о таком попечении Божием, и я, говорит псалмопевец, смирихся – сознал свою немощь, с кротостью младенца покорился воле промысла Божия к своих бедствиях, и Господь спас меня. – Возвратись, душа моя, в покой твой, или успокойся, в виду явной помощи Божией, ибо Господь облагодетельствовал тебя: Он избавил душу мою от смерти, очи мои от слез, и ноги мои от поползновения – от поскользновения, преткновения и падения; иначе – избавил от падения, страдания и самой смерти. А потому буду я благоугождать Господу во стране или на земле живых: ибо «не мертвые восхваляют Господа, ни все нисходящии во ад, но живые...» ( Пс.113:25–26 ). Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

[Греч. Μανουλ Θηβαος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения (не позднее 2-й пол. XIV в.). Ему принадлежат стихи непорочнов на погребение мирян и монахов (в т. ч. «Князи погнаша мя туне» (Пс 118. 161) на 4-й плагальный (8-й) глас (Ath. Iver. 973. Fol. 203v - 226, нач. XV в.; 974. Fol. 238-243v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 453-459, 1458 г. (письма Мануила Хрисафа ); БАН. РАИК. 154. Л. 168 об., 1430 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 198-209v, 210-217, рубеж XVI и XVII вв.; 357. Fol. 168-193v, нач. XVII в.), стихи антифона на полиелее в дни памяти святых «Господа, аллилуия. Блажен муж» на 4-й глас с ремаркой «городское» (πολτικον) или «фессалоникийское» - «Правда Его пребывает», «В век века», «Воссия во тьме свет правым», «Блажен муж щедря и дая», «Щедря и дая», «Устроит словеса своя на суде», «Грешник узрит и прогневается» (Пс 111. 3б, 4а, 5а, 10а) и «Веков, аминь» (Ath. Cutl. 457. Fol. 144, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 90, кон. XIV в.; 2406. Fol. 129, 1453 г.; Ath. Iver. 985. Fol. 91-98, 1425 г.; 974. Fol. 153-164; 949. Fol. 74-76v, рубеж XVII и XVIII вв.; 1250. Fol. 147-147v, ок. 1770 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 123v - 124v; Ath. Konstamon. 86. Fol. 179v - 184v, 1-я пол. XV в.,- рукопись фессалоникийской певч. традиции; Ath. Philoth. 122. Fol. 123-130v, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. 126. Л. 105-106, 2-я пол. XV в.; 130. Л. 150, нач. XVIII в.; 711. Л. 113 об.- 114, XVIII в.; 132. Л. 178 об., посл. треть XVIII в.; Ydra. Iliou. 597(33). Fol. 148-148v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 145-145v; 459. Fol. 138, обе рукописи - ок. 1700 г.; 8. Fol. 85v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 175v - 179, 1767-1770 гг.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 137-138, 1819 г.), стихира первомч. архидиак. Стефану (27 дек.) «Первый в мученицех» на 2-й плагальный (6-й) глас (РНБ. Греч. 126. Л. 249 об.-251; Sinait. gr. 1438. Fol. 150-157v, 1660 г.; Ath. Iver. 991. Fol. 108-109, 1670 г.; транскрипция Хурмузия: S. Sepulcri. 730. Fol. 99-102v), 2 версии калофонического стиха «Работайте Господеви со страхом» (Пс 2. 11) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 89v - 91, 93-94), стихи полиелея «Кукума» «Раби Господа» на 1-й глас, «поющегося в Фессалонике и в Константинополе» (Ath. Iver. 973. Fol. 131-145v), аллилуиарий на литургии (Ath. Cutl. 457. Fol. 199v - 202). Имя М. Ф. включено в каталог мелургов в рукописи нач. XIX в. Ath. Xeropot. 318 (Fol. 140-143).

http://pravenc.ru/text/2561924.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Праотец Иаков. Икона. 2-я пол XV в. (ГРМ) [Израиль; евр.  ,   греч. Ιακβ; лат. Iacob; сир.  ], один из патриархов ветхозаветных, родоначальник 12 колен Израилевых (пам. в Неделю св. отец и в Неделю св. праотец). И.- младший из близнецов, рожденных у Исаака и Ревекки. От Бога И. получил др. имя - Израиль (  ,   - Быт 32. 29), ставшее эпонимом для его потомков, которые также именовались «сыновья Израиля» (     - 1 Пар 2. 1; Иер 49. 1; 50. 33) или «дом Иакова» (     - Пс 113. 1; Ис 2. 5; Иер 5. 20). Имя Иаков, по всей вероятности, усеченная форма теофорного имени (напр.,  - Бог защитил). Др. формами этого имени в Библии являются   (1 Пар 4. 36),   (Иер 30. 18), в Мишне и Талмуде встречаются имена   (или    ),   (или  ),    ,   (или  ), последнее написание зафиксировано также в рукописях из Александрии, датируемых IV в. по Р. Х. Имена, содержащие корень  , обнаруживаются и во внебиблейских источниках: напр., на табличках нач. XVIII в. до Р. Х., открытых в Сев. Месопотамии, встречается имя Ya-akh-qu-ub-il (um). Повествование об И. содержится в Быт 25-50 (главы 25-35 - повествование об И.; главы 36-50 - об Иосифе, где сообщается и об И.). Указания на определенные события жизни И., где он представлен одним из патриархов, имевших божественные обетования, содержатся также во Втор 26. 5; в Нав 24. 5, 32; в Пс 105. 23; в Ос 12. 4-5, 13; в Мал 1. 2 и др. Библейское повествование об И. Композиция библейского повествования об И. в кн. Бытие имеет хиастическую структуру, к-рая была проанализирована в работах М. Фишбона, Дж. Фоккельмана, Р. Генделя (подробнее см.: Walters. P. 599). Все повествование делится на 2 равные части (25. 19 - 30. 24 и 30. 25 - 35. 29), каждая состоит из 7 взаимосоотносящихся, тематически расположенных в обратном порядке разделов. Цикл рассказов об И. обрамляют 2 родословия - Измаила (25. 12-18) и Исава (36), к-рые не связаны с основной темой повествования, чем дополнительно оттеняется роль И. как преемника божественных благословений и обетований, данных Аврааму и Исааку.

http://pravenc.ru/text/200151.html

Вечность Божия означает то, что Бог свободен от всех условий времени. В Св. Писании это качество: 1) усвояет неоднократно Себе Сам Бог: живу Аз во веки ( Втор. 32:40 ) Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец ( Апок.1:8 ; Ис.43:10 ; Исх.3:14 ); приписывали Ему пророки, например, Давид ( Пс.101:26–28 ст.; Пс. 89:3, 5 ); приписывают и новозаветные писатели, из которых ап. Павел называет Бога царем веков нетленным ( 1Тим.1:17 ), ап. Петр, повторив слова Псалмопевца, что у Бога тысяща лет яко день един, присоединяет: и един день пред Господом яко тысяща лет ( 2Петр.3:8 ). Неизменяемость Божия есть такое свойство, по которому Бог всегда остается один и тот же и в существе Своем, и в совершенствах, и в действиях. Изображая это свойство, Св. Писание. – 1) устраняет от Бога всякую изменяемость, какая приметна в человеке: не яко человек Бог колеблется, ниже яко сыт человеческий изменяется; 2) устраняет всякую изменяемость, приметную во внешней природе ( Пс.101:26–28 ); свидетельствует, что в Боге нет и тени перемены ( Иак.1:17 ); наконец, представляет Самого Бога говорящим: Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся ( Мал.3: 6 ). Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он имеет неограниченную силу все производить и над всем владычествовать. В Свящ. книгах находится много мест, изображающих это свойство. Они свидетельствуют: 1) о всемогуществе Божием – вообще: Вем яко вся можеши, невозможно же Тебе ничтоже ( Иов.42:2 ); у Бога вся возможна ( Мф.19:26 ); 2) – в творении: Той рече и быша, Той повеле и создашася ( Пс.32:9 ; пс. 113:11); 3) – в промышлении о тварях и владычестве над ними ( Пс.103:27–30 ); 4) – в совершении чудес ( Пс.76:14–15 ); 5) – в распространении и сохранении веры и Церкви Христовой ( Мф.16:18 ). Свойства ума Божия Рассматривая ум Божий в себе самом, мы получаем понятие о всеведении Божием, а рассматривая его по отношению к Божиим действиям, получаем понятие о высочайшей премудрости. I . Всеведение в Боге означает то, что Он знает все совершеннейшим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Мы живем в богохранимой и богоспасаемой стране. И нам, в общем, легче понять насущность Божиих заповедей – именно потому, что на нашу страну и народ из-за нарушения оных обрушились чрезвычайные бедствия в короткие исторические сроки. Богатым и благополучным народам их труднее понять, как богатому – войти в Царство Небесное. Однажды в нашей Донской обители служил митрополит Американский Феодосий, который в своем слове, обращенном к молящимся, сказал: «Помолитесь о моих соотечественниках – они такие материалисты. Они говорят: “Все есть, зачем еще Бог?”». А мы-то знаем, зачем Бог, ибо мы богаты «отрицательным» опытом… Неужели мы так и не поняли: на Кого только можно надеяться? Отвергнув «краеугольный камень» (Ис. 28: 16; Пс. 117: 22; Мф. 21: 42), всеведущий Разум Божий, Емуже несть числа (Пс. 146: 5), который Один только ведает, как вести нас в Царство Небесное, мы понадеялись на падший разум человеческий, с помощью коего вознамерились построить всеобщее благоденствие, забыв слова псалмопевца: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126: 1). Об этом предупреждал и наш святитель Тихон. В одном из своих посланий он писал, что все планы безбожных строителей обречены на неудачу, поскольку без Бога строится сегодня Русское государство. Победу, которую мы одержали только с помощью Божией, мы приписали себе, Сталину и своим лучшим в мире танкам, пушкам и «катюшам» Победу, которую мы чудом одержали, с неисчислимыми потерями, только с помощью Божией, благодаря предстательству Божией Матери, молитвами таких угодников, как Серафим Вырицкий, митрополит Гор Ливанских Илия и др., – эту победу мы приписали себе, Сталину и своим лучшим в мире танкам, пушкам и «катюшам»… А царь и пророк Давид говорит: «Не на лук бо мой уповаю, и меч мой не спасет мене» (Пс. 43: 7); «Ложь конь во спасение» (Пс. 32: 17); «Но десница Твоя и мышца Твоя» (Пс. 43: 4); «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113: 9). А мы дали славу не Богу, а себе и своим земным вождям и полководцам…

http://pravoslavie.ru/146152.html

Поэтому они суть наилучшие из людей, населяющих землю. Мир Господний, бывший со всеми святыми отцами и хранящий их от всякого искушения, да пребудет и с вами, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Беседа 52. Устроение видимой святой церкви есть образ незримой и освятившейся души. 1 . Слово Божие взыскует дела истины. Человеку (вообще) свойственно после того, как он говорит и слышит, приступать к делу. Поэтому он и внимает кому-либо говорящему, чтобы исполнять на деле услышанное. В сей день родился Господь, Жизнь и Спасение человеков. Сегодня произошло примирение Божества с человечеством и человечества с Божеством; сегодня, ликуя, взыграла вся тварь: горние (твари) послали (вестников) к дольним, а дольние – к горним; сегодня смерть тьмы стала жизнью человека; сегодня проложен путь людям к Божеству, а путь Божий проложен в душу (человеческую). Ибо до этого пророк изрекал: «Путие Сиони рыдают, яко несть ходящих по них в праздник» ( Плч.1:4 ), намекая на запустение и гибель души, ибо не был еще проложен путь Божий к душе и мысли человека, и душа человеческая не шествовала к Богу. Сегодня возрадовались долы и все, что в них, – (то есть) земля души, принявшая дождь небесный. «Господь воцарися, в лепоту облечеся» ( Пс.92:1 ) – потому что прежде Адам, поставленный господином и царем (над всеми тварями), стал, вследствие преступления (заповеди), рабом греха. Сегодня (Господь) царствует над врагами своими, ибо (Писание) гласит: «Ему надлежит царствовать» ( 1Кор.15:25 ). Сегодня Он «утвердил вселенную» ( Пс.92:1 ), то есть душу, прежде бывшую пустынной, волнующуюся, трясущуюся, одержимую страхом и малодушием греха. Ибо (Господь) говорит: «Стеня и трясыйся будеши на земли» ( Быт.4:12 ). Потому-то жилище души, возведенное на песке, сотрясалось и дрожало. Сегодня же это жилище было воздвигнуто на незыблемом камне Божества. Радуются Ангелы, небеса, звезды, солнце, луна, земля и все, что на ней; горы и холмы взыгрываются, (как агнцы) ( Пс.113:4 ). Ибо если при исходе Израиля из Египта сорадовались (с ним) все твари: небо защищало Израиль днем облаком света, а ночью – столпом огненным, " горы (взыгрывали), как овны, а холмы, как агнцы овчии» ( Пс.113:6 ), – то тем более (ликует всякая тварь) сегодня, когда родился истинный Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

39 Несмотря на победу над Маврозомом, Феодор I был вынужден добровольно уступить по договору с султаном часть своих владе ний (города Хоны, Лаодокию и местности по течению Меандра) Мануилу ради безопасности на востоке и помощи от Иконии (Nic. Chon. Historia. P. 638. 65—69). 40 Намек на: Пс. 76:11. 41 Намек на: Втор. 14:2. 42 T. e. Никеи. 43 Давид Комнин, владевший всей Пафлагонией. Поход начался летом-осенью 1206 г 44 Пс. 97, 8 и намек на Пс. 113:3. 45 Имеется в виду река Сангарий. 46 Пандар был лучшим лучником в воине троянцев. См.: Homer. Il. 5, 95—289. 47 Гектор — сын Приама и Гекубы — был главным защитником Трои. О искусстве обороняться щитом см.: Homer. Il. 7. 237—238. 48 Лк. 23:30. Речь здесь, вероятно, идет о взятии Плусиады. 49 Неточная цитата из Мф. 27:42. 50 Хониат имеет в виду Давида, праотца Христа. 51 Там же. 143, 2; 15, 5. 52 Об алтаре Милосердия в Афинах см.: Pausan. I. 17, 1; Apollod. 2, 8, 1. Едва ли речь здесь идет о строительстве храма Феодо ром I. Вероятно, Хониат употребляет этот термин аллегорически. 53 Намек на: Рим. II:24. 54 Ираклия Понтийская была «столицей» владений Давида Комиина. 55 Сражение с латинянами под Никомидией. 56 Пословица. Ср.: Иероним. Против Иоанна Иерусалимского/PL. Т. 23, 407В, 14—15. 57 Пословица. 58 Союз между Давидом и латинянами был, вероятно, заключен вскоре после разгрома Синадина (см. примеч. 50), т. е. в конце 1205 — первой половине 1206 г. См.: Карпов С. П. Сочинения Никиты Хониата как источник по истории Трапезундской импе рии/Проблемы всеобщей истории. МГУ. 1971. С. 148. 59 Намек на: Пс. 26:12. 60 Император Генрих послал отряд латинян под командованием сенешаля Романии Тьери де Лоос в тыл Феодору I, угрожая Никее. См.: Виллардуэн Ж. Взятие Константинополя, 455; Nic. Chon. Historia. 640. 15—24. 61 Nic. Chon. Historia. P. 640, 24—26. 62 Давид Комнин в благодарность за помощь послал в латинский Константинополь несколько кораблей с хлебом, получив взамен 300 рыцарей, с помощью которых вернул Плусиаду и напал на владения Феодора I (Nic. Chon. Historia. P. 640, 30—42). Это произошло уже после возвращения Ласкаря в Никею и по этому в «Речи» об этом ничего не говорится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3708...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010