Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Часть 1 «Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю» ( Пс.118:113 ). Недавно, в крупном книжном магазине церковной литературы мне довелось приобрести книгу, выпущенную огромным тиражом известным монастырским издательством, с интригующим названием  “ Посмертная жизнь души ” . Тема не оставит равнодушным ищущего христианина и понятен вызванный интерес, обусловливающий огромный тираж этого издания. При раскрытии книги обращают внимание: авторитетные имена автора, обличенного высоким ученым званием, цензора (в сане архимандрита); благословение священноначалия; имя столичного монастыря; претенциозные копирайты и пр., в совокупности открывающие осознанное доверие благочестивого читателя содержимому этого пользующегося признанием издания. На титульном листе под названием книги добавлено: “ Беседы современного богослова ”,  —  важное уточнение, указывающее на богословский характер книги. История вопроса С первых страниц автором ставятся главнейшие эсхатологические вопросы: “что происходит с человеком, когда он умирает?”; “кто спасется?”; “что такое геенна и вечные муки?”. Далее в книге, в контексте указанного  современного богословия  дается исследование вопроса в культурно-исторической перспективе: с дохристианских времен до наших дней. Мы находим пространные размышления о том “что же говорили о смерти наши далекие предки”, о том как “душа взывает к богам, взывает к духам” по описанию в египетской “Книге мертвых”, о идее перевоплощения и достижении “конечной цели” немногими из людей согласно тибетской “Книге мертвых”, о посмертном состоянии Геракла в “Одиссее” Гомера, о бочке Данаид и пр. Завершает исследование дохристианской эсхатологии свидетельство об откровении ветхозаветных пророков о всеобщем воскресении и о том, что “душа по смерти не исчезает, не умирает и даже не засыпает, но испытывает страдание или радость”. Далее автор приводит факты современного исследования феномена “клинической смерти”, убеждающие в осознанной жизни души после того, что обычно называют смертью. Антропология

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

святитель Феофил, епископ Антиохийский Содержание КНИГА ПЕРВАЯ 1. Красноречивый язык и изящные выражения доставляют наслаждение и питают тщеславие людей с испорченным умом; любитель же истины не обращает внимания на цветистость слов, но исследует самое дело речи, что и каково оно. Так как ты, мой друг, забросал меня пустыми словами, говоря в похвалу твоих богов - каменных и деревянных, выбитых и литых, изваянных и живописных, " которые не видят и не слышат, ибо они суть идолы и произведения рук человеческих " (Пс. 113,12-14; 134,15-17), и сверх того называешь меня христианином, как будто я ношу какое-нибудь преступное имя: то с своей стороны признаю, что я христианин, и ношу это боголюбезное имя в надежде быть угодным Богу. Имя Божие не есть, как ты предполагаешь, что-либо укорительное; может быть потому думаешь так о Боге, что сам ты еще не угоден Богу. 2. Если ты скажешь: " покажи мне твоего Бога " , то я отвечу тебе: покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат. Ибо как телесные глаза у зрячих людей видят предметы этой земной жизни и усматривают различие, например, между светом и тьмою, между белым и черным, между безобразным и красивым, между правильным, соразмерным и неправильным, несоразмерным, между чрезмерным и недостаточным, или как уши различают звуки, подлежащие слуху - резкие, тяжелые или приятные: так точно есть уши сердца и очи души, чтобы видеть Бога. И Бог бывает видим для тех, кто способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные. Все имеют глаза, но у иных они покрыты мраком и не видят солнечного света. И хотя слепые не видят, свет солнечный все-таки существует и светит, а слепые пусть жалуются на самих себя и на свои глаза. Так и у тебя друг мой, очи твоей души помрачены грехами и злыми делами твоими. Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое: так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/541/...

Изъяснение псалма 113-го. «Аллилуия». И сия песнь исчисляет благодеяния, оказанныя Богом Иудеям, изображает Божие могущество и осмеивает безсилие идолов. Приличествует же песнь эта уверовавшим из язычников и освободившимся от идольской прелести; потому что дознают они, какое разстояние от не сущих до сущаго Бога. Пс.113:1 .   Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного. Пс.113:2 .   Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его. «Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар», «Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его». Владыка, освободив Израиль из Египта и избавив от рабства иноплеменникам и варварам, признал народ сей Своим собственным, и построил в Иудеи собственный Свой храм. Ибо «святынею» Пророк назвал храм. Пс.113:3 .   Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. Пс.113:4 .   Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы. «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»: «Горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы, овчии». Пророк олицетворяет поименованныя им вещи, и провозглашая в слове своем Божие могущество, неодушевленным приписывает чувство. Когда предводительствовал Ты народом, говорит он Богу; тогда море убоявшись отступило туда и сюда, и доставило безпрепятственное шествие, река остановилась, удержав стремление токов, подобно некоему словесному существу, представляя себе в кивоте могущество Твое, и холмы и горы подвиглись, и казались ликующими, как приявшие на себя Владыку небес. Разумеет же горы Синай и Хорив, потому что на них явил Бог присутствие Свое. Потом к сказанному пред сим Пророк присоединяет и вопрос: Пс.113:5 .   Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад? Пс.113:6 .   Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы? «Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?» «Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии?» И поскольку они безсловесны и неодушевленны; то Пророк сам дает за них ответ. Пс.113:7 .   Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 113 Пс.113:1 . Аллилуиа. Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людий варвар, Пс.113:2 . бысть Иудеа святыня его, Израиль область его. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме воспевает Давид чудныя дела Божия, соделанная при изведении сынов Израилевых из Египта в землю обетованную. Намерение Пророка состоит в том, дабы убедить Израильский народ постоянно пребывать во исповедании единаго истиннаго Бога, и всегда надеяться на покровительство Его. В начале псалма повествует Пророк, каким образом Израильтяне по исходе из Египта сделалися народом, особенно Богу подданным, и как начали управляться Божиим промыслом, так как бы Бог был единственным царем их: ибо прежде нежели вышли из Египта, составляли одно токмо семейство, а не особенный народ. Они были перемешаны между Египтянами и работали царю Фараону, но по изшествии из Египта, начали иметь образ собственнаго правления. Моисей, яко наместник Божий и истолкователь воли Его, имел над ними верховную власть. О сем-то происшествии повествуя, Пророк глаголет: во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня Его. То есть, как скоро вышли сынове Израилевы из Египта, то Бог освятил их Себе в особенный народ, или, что то же есть, приял над ними особенную власть и господство. Пс.113:3 . Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять: Пс.113:4 . горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Здесь, во-первых, повествует о том преславном чуде, посредством котораго по Божию повелению разделилось море на двое, дабы Израильскому народу дать свободный проход, как читаем в книге Исх. 14 . Но Пророк повествует о сем стихотворческим образом, приписывая морю чувство, так как бы видя величество Божие, от страха и от почтения отступило вспять. Потом присовокупляет другое чудо, случившееся во Иордане, которое к тому же относится намерению, хотя случилось гораздо после, то есть по прошествии четыредесяти лет во времена Иисуса Навина, под предводительством коего Израильский народ прешел Иордан по суху, как повествуется в книге Нав. 4 . За сим упоминает о чудесах случившихся на земле, когда Израильтяне закон принимали, сошедшу Богу на гору Синайскую, от лица Котораго так земля поколебалася, что казалась трясущеюся, или на подобие овнов и агнцев прыгающею.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 113 Аллилуиа. И сей псалом есть благодарственный Богу. В нем повествуется об оказанных Богом иудеям в древности благодеяниях и прославляется могущество Божие и порицается, по словам Феодорита, бессилие идолов.(1) (1) По словам Евсевия, в сем псалме открывается то, что Бог один, как в ветхом, так и в новом завете, и, по словам Афанасия, изображается призвание народов. Пс.113:1 .  Во исходе Израилеве из Египта, дому Иаковля из людей варвар Пс.113:2 .  Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его Израилем и домом Иакова называет род еврейский, а Египтом и народом варварским называет народ египетский. Акила перевел: из народа иноплеменного. Итак, Давид говорит, что по исходе евреев из Египта, страна иудейская сделалась святынею Божиею, т. е. посвященною Богу и народ еврейский стал уделом Божиим, как находившийся под властью, управлением и распоряжением Божиим. И хотя и все люди по природе состояли под властью Божиею, как творения Божии, но одни евреи составляли владычество Божие по усвоению и произволению, как особенный народ Божий, по изъяснению Златословеснаго.(1) (1) Слова Исихия: Иудея означает исповедание, а Израиль – ум, видящий Бога. Итак, во первых должно исповедоваться, чтобы сделаться святынею Божиею и устроить из себя дом и храм Божий, и чтобы таким образом усовершившись чрез созерцание (видение) истины стать действительным Израилем и, увидев Бога чистым сердцем, получить блаженство. Пс.113:3 .  Море виде и побеже Чермное, говорит, море познало Бога и силу Его, и почувствовав волю Его, как бы оно было воодушевленное и непостижимым для нас образом разумное; почему разделившись на двое, побежало прочь от очей и открыло под собою на дне сухую землю, дав место для прохождения сухими ногами израильтянам, по изведении их из Египта Моисеем. А выражение побежало, означил, по словам Златоуста, страх моря и поспешность, с которою оно разделилось и стало стеною с правой и левой стороны. Иордан возвратися вспять Это чудо последовало во время Иисуса Навина, когда река Иордан удержала свое течение, дав кивоту Божию и всему народу израильскому возможность пройти по сухой земле, не омочившись. О сих двух чудесах упоминает Давид ив 65-м псалме, говоря: обращающий море в сушу, реку перейдут ногою.(1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Беседа 24 на псалом 113 73 Пс.113:1–2 .  Аллилуия. По исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа, Иудея стала святынею Его, Израиль – областью Его. Почему прежде сказано об исходе Израильтян из Египта, а затем уже о том, что Иудея сделалась «святыней» Господа, и что значат эти последние слова? «Израиль область Его». – Особенное боже­ственное благодеяние Израилю при переходе через Иордан и образно выраженная Псалмопевцем радост­ная готовность сил природы исполнять волю Творца. – Имя: «Бога Иаковлева» и высота добродетели этого патри­арха. – Повиновение камней Творцу и ослушание людей. – Молитва Псалмопевца о новых божественных мило­стях не ради достоинства просящих, а для прославле­ния имени Божия и по Его человеколюбию. – Божественный промысел и долготерпение. – Бесчувственность идолов, бесстыдство совершаемого им служения, и несравни­мое превосходство Бога Израилева. – Благословение Бо­жие Израилю и всем обращающимся к Нему из дру­гих народов (прозелитам). – «Да приложит Господь (благ) вам, вам и сыновьям вашим» ( Пс.113:22 ). – Различие благословения Божия в Ветхом и Новом Завете. – Как нужно по­нимать: «превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» ( Пс.113:24 )? – Нескончаемое прославление Господа жи­вущими действительною (добродетельною) жизнью, а не умершими в нечестии. 1. Здесь пророк свидетельствует о великом снисхожде­нии и милости Божией. Какой? Той, что Он наперед являет собственную силу, а потом и требует поклонения Себе. Это вы­ражает пророк словами: «по исходе Израиля из Египта..., Иудея стала святынею Его». Тогда, говорит, Он явил силу Свою знамениями в Египте и в пустыне, тогда и усвоил Себе народ израильский. Так поступил Он и с Адамом : наперед сотворил мир и явил могущество Своей премудрости и силы, а потом создал человека и потребовал от него поклонения Себе. Так и Единородный Сын Божий наперед являл многие и различные знамения, а потом требовал веры. Потому и лю­дям, приходившим к Нему вначале, как еще не получив­шим от Него залога и доказательства Его божественности, Он не говорил: веруете ли, что могу сотворить это? – а только показывал знамения. Когда же он по всей Палестине оставил памятники Своей силы, исцеляя телесные недуги, истребляя зло, проповедуя о царстве, преподавая спасительные законы, тогда и стал требовать веры от приходивших к Нему. Люди стараются наперед приобрести власть, и тогда уже начинают благодетельствовать; а Бог начинает с благодея­ний. Но что я говорю о других благодеяниях, когда Он на­перед претерпел сам крест и потом победил вселенную, доказав делами Свое о ней попечение? Это и выражает здесь пророк в словах псалма: «по исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа, Иудея стала святынею Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Освобождение и возвращение иудеев из плена вавилонского в свое отечество, естественно напоминавшее собою о древнем подобном же освобождении их из рабства египетского, еще не возвратило им прежней, потерянной ими, свободы и благосостояния. И в своем отечестве они продолжали находиться под властью языческих правителей, принужденные при этом терпеть от коварства и насилия полуязыческих своих соседей – самарян. Начатое было, по указу Кира, воссоздание храма Иерусалимского, по проискам последних, было остановлено вооруженною рукою ( 1Ездр.4 ), а вызванные происшедшим, вследствие таких препятствий, охлаждением народной ревности к продолжению строения храма Божия наказания засухою и бесплодием земли ( Агг.1:5–11, 2:17–20 , Зах.8 и проч.) еще более увеличивали бедственное состояние только что возродившегося иудейского народа. Такое положение возвратившихся из плена, ввиду прежних чудных явлений промышления Божия, естественно должно было каждого благочестивого израильтянина возбуждать к молитве Господу о помощи, чтобы в противном случае язычники, видя их бедственное состояние и приписывая свое благополучие и успехи своим идолам, не стали издеваться над могуществом Бога Израилева (ср. Пс.78:10 , Неем.4:1–5,9 ). А такую именно молитву и имеем мы в псалме 113, где псалмопевец, после воспоминания о древних Божиих благодеяниях к еврейскому народу, явленных в избавлении его от египетского рабства и чудном водительстве на пути в землю обетованную ( Пс.113:1–8 ), с глубоким смирением и верою в Божественное милосердие, усердно просит Господа, ради славы имени Его, не допустить язычников хвалиться своими идолами и говорить: где Бог их (ст. 9–10); ибо у Него только сила и могущество (ст. 11), а идолы язычников бездушные изображения, и также бессильны и надеющиеся на них (ст. 12–16), а потому в заключение псалма и приглашает всех верных израильтян возложить все упование на Господа, Который один только может извлечь их из опасности и дать им возможность прославлять святое имя Его. Надписание сего псалма, как и у других, предшествующих ему и последующих: Аллилуиа .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 117 Аллилуиа. И этот псалом есть благодарственный Богу за полученные Давидом от Него благодеяния.(1) (1) Слова Феодорита: Иудеи сею песнию приносят благодарение Богу по возвращении из Вавилона, когда соседние и другие наглые народы собрались против них, и потом истреблены были посланными от Бога казнями. Поелику же в них предизображены мы, то сие песнопение относится к уверовавшим из язычников. Исихия: Часто Давид прославляет исповедание, зная, что в нем дано грешникам величайшее пособие и врачевство против душевных ран. Пс.117:1 .  Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его Те же слова сказал Давид и в 105-м псалме; и они там изъяснены. Исповедайтесь, говорит, пред Господом в грехах своих; потому что Он милостив и непамятозлобив к исповедующимся: и милость Его, по словам Евсевия, постоянна и непрерывна к кающимся. Пс.117:2 .  Да речет убо дом Израилев, яко благ, яко в век милость Его Пс.117:3 .  Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его Пс.117:4 .  Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его Пусть, говорит, простой народ израильский и род Ааронов, т. е. священнический и все боящиеся Господа, т. е. пришельцы, притекавшие к вере из язычников скажут; что же скажут? что Господь милостив к исповедующимся, и что милость Его постоянна к тем, которые приносят покаяние: потому что все они получили от Бога в приличные времена и различными способами благодать и милость. Он и здесь разделил иудеев на три части, как разделил их и в 113-м псалме, словами, которые читаются так: дом Израилев уповал на Господа.(1) (1) Слова Евсевия: В упомянутых здесь трех разрядах среднее место занимает священнический чин, так что как бы по одну сторону поставлен Израиль, по другую – боящиеся Господа, а в средине – священники, которых назвал домом Аароновым. Златословесного: Что значит во век милость Его? Непрестанно, и непрерывно во все времена являющаяся во всем блеске. А если немногие видят ее, то это бывает по причине бессилия мышления их. Так не могут смотреть на солнце и те, которые больны глазами, Феодорита: За пришествие Христово наипаче должны быть благодарны иудеи. Ибо хотя они испытали бедствия, но не по причине Пришедшего, а по своему неразумению. Безымянного: Поелику евангельская благодать излилась на все народы, в числе которых был и народ из обрезания, притом составлял главнейший народ, то посему прилично в сих словах первый он призывается к исповеданию, а за ним и пришедшие к Евангелию из язычников; это согласно и с сими словами: во-первых, иудею и потом и эллину.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 113. О попечительстве благих Ангелов Теперь мы исследуем попечительство, осуществляемое благими ангелами, а также их брань с дурными ангелами. Под первым заглавием наличествует восемь пунктов: 1) охраняются ли люди ангелами; 2) предназначен ли для каждого человека только один ангел-хранитель; 3) только ли ангелы низшего порядка занимаются охранением; 4) каждый ли человек имеет своего ангела-хранителя; 5) с какого момента начинается попечительство ангела над человеком; 6) всегда ли ангелы-хранители наблюдают за [охраняемыми ими] людьми; 7) скорбит ли ангел, потеряв своего подопечного; в) вызывает ли попечительство соперничество у ангелов. Раздел 1. Охраняются ли люди Ангелами? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что люди не охраняются ангелами. В самом деле, хранители назначаются кому-либо в том случае, когда тот не знает как или не способен охранять себя сам, например, ребенку или больному. Но человек способен охранять себя сам посредством своей свободной воли и знает как посредством своего естественного знания естественного же закона. Следовательно, человек не охраняется ангелом. Возражение 2. Далее, более сильная охрана делает более слабую излишней. Но люди охраняются Богом, согласно сказанному: «Не дремлет и не спит Хранящий Израиля» ( Пс. 120, 4 ). Следовательно, человек не нуждается в охране со стороны ангела. Возражение 3. Далее, потеря охраняемого является следствием нерадивости охраны, в связи с чем и были сказаны слова: «Стереги этого человека! Если его не станет, то твоя душа будет за его душу» ( 3Цар. 20, 39 ). Но ежедневно многие из тех, кому ангелы могли бы помочь или через свое видимое явление, или посредством чуда, или еще каким-либо подобным образом, впадают в согрешение и находят свою погибель. Таким образом, если бы ангелы охраняли этих людей, то делали бы это нерадиво. Но это очевидно не так. Следовательно, ангелы не охраняют людей. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Ангелам Своим заповедает о тебе охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс. 90, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010