Изъяснение псалма 113-го. «Аллилуия». И сия песнь исчисляет благодеяния, оказанныя Богом Иудеям, изображает Божие могущество и осмеивает безсилие идолов. Приличествует же песнь эта уверовавшим из язычников и освободившимся от идольской прелести; потому что дознают они, какое разстояние от не сущих до сущаго Бога. Пс.113:1 .   Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова – из народа иноплеменного. Пс.113:2 .   Иуда сделался святынею Его, Израиль – владением Его. «Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар», «Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его». Владыка, освободив Израиль из Египта и избавив от рабства иноплеменникам и варварам, признал народ сей Своим собственным, и построил в Иудеи собственный Свой храм. Ибо «святынею» Пророк назвал храм. Пс.113:3 .   Море увидело и побежало; Иордан обратился назад. Пс.113:4 .   Горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы. «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять»: «Горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы, овчии». Пророк олицетворяет поименованныя им вещи, и провозглашая в слове своем Божие могущество, неодушевленным приписывает чувство. Когда предводительствовал Ты народом, говорит он Богу; тогда море убоявшись отступило туда и сюда, и доставило безпрепятственное шествие, река остановилась, удержав стремление токов, подобно некоему словесному существу, представляя себе в кивоте могущество Твое, и холмы и горы подвиглись, и казались ликующими, как приявшие на себя Владыку небес. Разумеет же горы Синай и Хорив, потому что на них явил Бог присутствие Свое. Потом к сказанному пред сим Пророк присоединяет и вопрос: Пс.113:5 .   Что с тобою, море, что ты побежало, и [с тобою], Иордан, что ты обратился назад? Пс.113:6 .   Что вы прыгаете, горы, как овны, и вы, холмы, как агнцы? «Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять?» «Горы, яко взыграстеся яко овни, и холми яко агнцы овчии?» И поскольку они безсловесны и неодушевленны; то Пророк сам дает за них ответ. Пс.113:7 .   Пред лицем Господа трепещи, земля, пред лицем Бога Иаковлева.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 113 Пс.113:1 . Аллилуиа. Во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людий варвар, Пс.113:2 . бысть Иудеа святыня его, Израиль область его. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме воспевает Давид чудныя дела Божия, соделанная при изведении сынов Израилевых из Египта в землю обетованную. Намерение Пророка состоит в том, дабы убедить Израильский народ постоянно пребывать во исповедании единаго истиннаго Бога, и всегда надеяться на покровительство Его. В начале псалма повествует Пророк, каким образом Израильтяне по исходе из Египта сделалися народом, особенно Богу подданным, и как начали управляться Божиим промыслом, так как бы Бог был единственным царем их: ибо прежде нежели вышли из Египта, составляли одно токмо семейство, а не особенный народ. Они были перемешаны между Египтянами и работали царю Фараону, но по изшествии из Египта, начали иметь образ собственнаго правления. Моисей, яко наместник Божий и истолкователь воли Его, имел над ними верховную власть. О сем-то происшествии повествуя, Пророк глаголет: во исходе Израилеве от Египта, дому Иаковля из людей варвар, бысть Иудеа святыня Его. То есть, как скоро вышли сынове Израилевы из Египта, то Бог освятил их Себе в особенный народ, или, что то же есть, приял над ними особенную власть и господство. Пс.113:3 . Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять: Пс.113:4 . горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии. Здесь, во-первых, повествует о том преславном чуде, посредством котораго по Божию повелению разделилось море на двое, дабы Израильскому народу дать свободный проход, как читаем в книге Исх. 14 . Но Пророк повествует о сем стихотворческим образом, приписывая морю чувство, так как бы видя величество Божие, от страха и от почтения отступило вспять. Потом присовокупляет другое чудо, случившееся во Иордане, которое к тому же относится намерению, хотя случилось гораздо после, то есть по прошествии четыредесяти лет во времена Иисуса Навина, под предводительством коего Израильский народ прешел Иордан по суху, как повествуется в книге Нав. 4 . За сим упоминает о чудесах случившихся на земле, когда Израильтяне закон принимали, сошедшу Богу на гору Синайскую, от лица Котораго так земля поколебалася, что казалась трясущеюся, или на подобие овнов и агнцев прыгающею.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 113 Аллилуиа. И сей псалом есть благодарственный Богу. В нем повествуется об оказанных Богом иудеям в древности благодеяниях и прославляется могущество Божие и порицается, по словам Феодорита, бессилие идолов.(1) (1) По словам Евсевия, в сем псалме открывается то, что Бог один, как в ветхом, так и в новом завете, и, по словам Афанасия, изображается призвание народов. Пс.113:1 .  Во исходе Израилеве из Египта, дому Иаковля из людей варвар Пс.113:2 .  Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его Израилем и домом Иакова называет род еврейский, а Египтом и народом варварским называет народ египетский. Акила перевел: из народа иноплеменного. Итак, Давид говорит, что по исходе евреев из Египта, страна иудейская сделалась святынею Божиею, т. е. посвященною Богу и народ еврейский стал уделом Божиим, как находившийся под властью, управлением и распоряжением Божиим. И хотя и все люди по природе состояли под властью Божиею, как творения Божии, но одни евреи составляли владычество Божие по усвоению и произволению, как особенный народ Божий, по изъяснению Златословеснаго.(1) (1) Слова Исихия: Иудея означает исповедание, а Израиль – ум, видящий Бога. Итак, во первых должно исповедоваться, чтобы сделаться святынею Божиею и устроить из себя дом и храм Божий, и чтобы таким образом усовершившись чрез созерцание (видение) истины стать действительным Израилем и, увидев Бога чистым сердцем, получить блаженство. Пс.113:3 .  Море виде и побеже Чермное, говорит, море познало Бога и силу Его, и почувствовав волю Его, как бы оно было воодушевленное и непостижимым для нас образом разумное; почему разделившись на двое, побежало прочь от очей и открыло под собою на дне сухую землю, дав место для прохождения сухими ногами израильтянам, по изведении их из Египта Моисеем. А выражение побежало, означил, по словам Златоуста, страх моря и поспешность, с которою оно разделилось и стало стеною с правой и левой стороны. Иордан возвратися вспять Это чудо последовало во время Иисуса Навина, когда река Иордан удержала свое течение, дав кивоту Божию и всему народу израильскому возможность пройти по сухой земле, не омочившись. О сих двух чудесах упоминает Давид ив 65-м псалме, говоря: обращающий море в сушу, реку перейдут ногою.(1)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Беседа 24 на псалом 113 73 Пс.113:1–2 .  Аллилуия. По исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа, Иудея стала святынею Его, Израиль – областью Его. Почему прежде сказано об исходе Израильтян из Египта, а затем уже о том, что Иудея сделалась «святыней» Господа, и что значат эти последние слова? «Израиль область Его». – Особенное боже­ственное благодеяние Израилю при переходе через Иордан и образно выраженная Псалмопевцем радост­ная готовность сил природы исполнять волю Творца. – Имя: «Бога Иаковлева» и высота добродетели этого патри­арха. – Повиновение камней Творцу и ослушание людей. – Молитва Псалмопевца о новых божественных мило­стях не ради достоинства просящих, а для прославле­ния имени Божия и по Его человеколюбию. – Божественный промысел и долготерпение. – Бесчувственность идолов, бесстыдство совершаемого им служения, и несравни­мое превосходство Бога Израилева. – Благословение Бо­жие Израилю и всем обращающимся к Нему из дру­гих народов (прозелитам). – «Да приложит Господь (благ) вам, вам и сыновьям вашим» ( Пс.113:22 ). – Различие благословения Божия в Ветхом и Новом Завете. – Как нужно по­нимать: «превысшее небо – Господу, а землю Он дал сынам человеческим» ( Пс.113:24 )? – Нескончаемое прославление Господа жи­вущими действительною (добродетельною) жизнью, а не умершими в нечестии. 1. Здесь пророк свидетельствует о великом снисхожде­нии и милости Божией. Какой? Той, что Он наперед являет собственную силу, а потом и требует поклонения Себе. Это вы­ражает пророк словами: «по исходе Израиля из Египта..., Иудея стала святынею Его». Тогда, говорит, Он явил силу Свою знамениями в Египте и в пустыне, тогда и усвоил Себе народ израильский. Так поступил Он и с Адамом : наперед сотворил мир и явил могущество Своей премудрости и силы, а потом создал человека и потребовал от него поклонения Себе. Так и Единородный Сын Божий наперед являл многие и различные знамения, а потом требовал веры. Потому и лю­дям, приходившим к Нему вначале, как еще не получив­шим от Него залога и доказательства Его божественности, Он не говорил: веруете ли, что могу сотворить это? – а только показывал знамения. Когда же он по всей Палестине оставил памятники Своей силы, исцеляя телесные недуги, истребляя зло, проповедуя о царстве, преподавая спасительные законы, тогда и стал требовать веры от приходивших к Нему. Люди стараются наперед приобрести власть, и тогда уже начинают благодетельствовать; а Бог начинает с благодея­ний. Но что я говорю о других благодеяниях, когда Он на­перед претерпел сам крест и потом победил вселенную, доказав делами Свое о ней попечение? Это и выражает здесь пророк в словах псалма: «по исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа, Иудея стала святынею Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Освобождение и возвращение иудеев из плена вавилонского в свое отечество, естественно напоминавшее собою о древнем подобном же освобождении их из рабства египетского, еще не возвратило им прежней, потерянной ими, свободы и благосостояния. И в своем отечестве они продолжали находиться под властью языческих правителей, принужденные при этом терпеть от коварства и насилия полуязыческих своих соседей – самарян. Начатое было, по указу Кира, воссоздание храма Иерусалимского, по проискам последних, было остановлено вооруженною рукою ( 1Ездр.4 ), а вызванные происшедшим, вследствие таких препятствий, охлаждением народной ревности к продолжению строения храма Божия наказания засухою и бесплодием земли ( Агг.1:5–11, 2:17–20 , Зах.8 и проч.) еще более увеличивали бедственное состояние только что возродившегося иудейского народа. Такое положение возвратившихся из плена, ввиду прежних чудных явлений промышления Божия, естественно должно было каждого благочестивого израильтянина возбуждать к молитве Господу о помощи, чтобы в противном случае язычники, видя их бедственное состояние и приписывая свое благополучие и успехи своим идолам, не стали издеваться над могуществом Бога Израилева (ср. Пс.78:10 , Неем.4:1–5,9 ). А такую именно молитву и имеем мы в псалме 113, где псалмопевец, после воспоминания о древних Божиих благодеяниях к еврейскому народу, явленных в избавлении его от египетского рабства и чудном водительстве на пути в землю обетованную ( Пс.113:1–8 ), с глубоким смирением и верою в Божественное милосердие, усердно просит Господа, ради славы имени Его, не допустить язычников хвалиться своими идолами и говорить: где Бог их (ст. 9–10); ибо у Него только сила и могущество (ст. 11), а идолы язычников бездушные изображения, и также бессильны и надеющиеся на них (ст. 12–16), а потому в заключение псалма и приглашает всех верных израильтян возложить все упование на Господа, Который один только может извлечь их из опасности и дать им возможность прославлять святое имя Его. Надписание сего псалма, как и у других, предшествующих ему и последующих: Аллилуиа .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 117 Аллилуиа. И этот псалом есть благодарственный Богу за полученные Давидом от Него благодеяния.(1) (1) Слова Феодорита: Иудеи сею песнию приносят благодарение Богу по возвращении из Вавилона, когда соседние и другие наглые народы собрались против них, и потом истреблены были посланными от Бога казнями. Поелику же в них предизображены мы, то сие песнопение относится к уверовавшим из язычников. Исихия: Часто Давид прославляет исповедание, зная, что в нем дано грешникам величайшее пособие и врачевство против душевных ран. Пс.117:1 .  Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его Те же слова сказал Давид и в 105-м псалме; и они там изъяснены. Исповедайтесь, говорит, пред Господом в грехах своих; потому что Он милостив и непамятозлобив к исповедующимся: и милость Его, по словам Евсевия, постоянна и непрерывна к кающимся. Пс.117:2 .  Да речет убо дом Израилев, яко благ, яко в век милость Его Пс.117:3 .  Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его Пс.117:4 .  Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его Пусть, говорит, простой народ израильский и род Ааронов, т. е. священнический и все боящиеся Господа, т. е. пришельцы, притекавшие к вере из язычников скажут; что же скажут? что Господь милостив к исповедующимся, и что милость Его постоянна к тем, которые приносят покаяние: потому что все они получили от Бога в приличные времена и различными способами благодать и милость. Он и здесь разделил иудеев на три части, как разделил их и в 113-м псалме, словами, которые читаются так: дом Израилев уповал на Господа.(1) (1) Слова Евсевия: В упомянутых здесь трех разрядах среднее место занимает священнический чин, так что как бы по одну сторону поставлен Израиль, по другую – боящиеся Господа, а в средине – священники, которых назвал домом Аароновым. Златословесного: Что значит во век милость Его? Непрестанно, и непрерывно во все времена являющаяся во всем блеске. А если немногие видят ее, то это бывает по причине бессилия мышления их. Так не могут смотреть на солнце и те, которые больны глазами, Феодорита: За пришествие Христово наипаче должны быть благодарны иудеи. Ибо хотя они испытали бедствия, но не по причине Пришедшего, а по своему неразумению. Безымянного: Поелику евангельская благодать излилась на все народы, в числе которых был и народ из обрезания, притом составлял главнейший народ, то посему прилично в сих словах первый он призывается к исповеданию, а за ним и пришедшие к Евангелию из язычников; это согласно и с сими словами: во-первых, иудею и потом и эллину.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 23 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) 6.4 Ребенок не знает, в чем смысл жизни, но умеет жить более мудро, чем взрослые. 76. «…Превращающего скалу в озеро воды и камень в источник вод.» (Пс. 113:8). Буря и обвал Бывает, что сильная буря вырывает из земли огромные деревья. Бывает, что крупный обвал в горах превращает бурную реку в большое тихое озеро. 77. «Сердце развращенное будет удалено от меня…» (Пс. 100:4). Мысли и собака Не держи в доме собаку, которая всех кусает. Не держи в сердце мысли, которые всех осуждают. 78. «…Но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал…» (1Кор. 2:7). Среднеазиатский виноград в Забайкалье В далекую деревню в Забайкалье приехали к старикам родственники из Ташкента. Они привезли в подарок крупный среднеазиатский виноград. «Что это такое?» – удивились старики. «Как, что? Обычный виноград», – объяснили гости. Старики взяли осторожно по виноградине и попытались очистить ягоды от кожуры. «Не нужно так делать, – улыбнулись приезжие. – Виноград не чистят, его так едят». Старики недоверчиво съели по ягодке и воскликнули: «Это не виноград, а какое-то чудо!» – «Не чудо, а самый обыкновенный виноград», – засмеялись гости.

http://isihazm.ru/1/?id=134

1. Этот псалом такого же содержания (как и предыду­щий). В нем пророк изображает победы и трофеи над вра­гами и призывает всю вселенную к прославлению совершив­шегося. Но, может быть, некоторым кажется недостойным начало увещания божественного Духа, и это повеление, – рукопле­скания, клики, шумные возгласы. Может быть, скажет кто-ни­будь: не собирающимся в это почтенное училище, а действую­щим на зрелищах и пиршествах свойственно рукоплескать и производить шум руками; людям, наставляемым благодатью Духа, прилично спокойствие и благочиние. Что же означают эти слова? О каком восклицании и рукоплескании говорит пророк? Действительно, на войне и в сражении есть такой обычай, т.е. восклицать и рукоплескать, чтобы устрашить неприятелей; а мир­ной душе это не свойственно. Между тем псалом призывает к тому и другому – к рукоплесканию и восклицанию. Что же означает сказанное? Означает не что иное, как радость и победу. Так и в другом месте пророк представляет реки рукоплещущими: «да рукоплещут вместе и реки» ( Пс.97:8 ). Также Исаия представляет дерева делающими тоже ( Ис.55:12 ), и Псалмопевец еще в другом месте представляет горы и холмы скачущими ( Пс.113:4 ), не для того, чтобы мы буквально ра­зумели, будто горы и холмы скачут и реки рукоплещут, как бы имея руки, – это было бы крайне безрассудно, – но чтобы ви­дели высшую степень радости. То же самое можно видеть и у людей. Почему же пророк не сказал: радуйтесь и веселитесь, но: «восплещите» и «воскликните»? Чтобы показать нам величайшую радость. Как Христос, когда говорит: «ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» ( Мф.6:17 ), повелевает не на самом деле помазываться, – никто из нас не делает этого, – но показывать радость и веселое расположение духа (ведь Он заповедует поститься с радостью, а не с унынием), – так и здесь заповедуется нам не рукоплескать, но веселиться и радоваться, воспевая псалом. Впрочем справедливо можно ра­зуметь этот псалом более в переносном смысле, возвышаясь над историческими событиями. Хотя пророк начинает речь с чувственных изображений, но он руководит слушателя к духовным предметам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 23 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) 6.2 Когда старое сердце умирает, новое сердце начинает жить... 26. «…Очистим себя от всякой скверны плоти и духа…» (2Кор. 7:1). Ошибкам не будет конца Ошибкам не будет конца если: Приобретать хорошие книги, но не читать их, Читать хорошие книги, но не следовать их советам, Исполнять хорошие советы, но делать это небрежно, Тщательно исполнять хорошие советы по букве, но не понимать их сути. 27. «…Есть у них глаза, но не видят…» (Пс. 113:13). Стоит чуть-чуть… Стоит чуть промахнуться – и не попадешь ниткой в игольное ушко, Стоит чуть засмотреться – и проедешь нужную остановку, Стоит чуть рассеяться – и дурные мысли закружат голову, Стоит чуть отдалиться от Истины – и Ее уже не найдешь. 28. «…Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.» (Ин. 8:51). За что стоит отдать жизнь Один день прожить в бессмертии и отдать за него жизнь – стоило бы. Один час подышать бессмертием и отдать за него жизнь – стоило бы. Даже на одну секунду вдохнуть бессмертия и отдать за него жизнь – стоило бы. Потому что, если попробуешь бессмертия, – не умрешь уже никогда. 29. «…И просветил очи сердца вашего…» (Еф. 1:18). Удивляешься Когда встречаешь давно знакомое – удивляешься его новизне, Когда в давно известном узнаешь новое – удивляешься его глубине, Когда в давно понятном открываешь непознанное – удивляешься его неисчерпаемости, Когда в неисчерпаемом открываешь его непостижимость – удивляешься его невыразимости.

http://isihazm.ru/1/?id=132

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010