Близкое сходство с изображением сатаны в видении пророка Захарии представляет уже упомянутое место из Пс. 108 . Здесь псалмопевец (судя по написанию, – Давид), в молитве к Богу упомянув о кознях и ненависти против него многих врагов его ( Пс. 108:2–5 ), выделяет из них одного – злейшего врага 1094 , и все свое внимание сосредоточивает на нем одном ( Пс.108: 6–19 , после чего снова обращается к речи обо всех вообще врагах). В крайнем раздражении против этого врага, – раздражении, объясняемом в богодухновенном и молящемся певце только искренним сознанием, что враг его есть вместе и враг Иеговы, – псалмопевец изливает на него самые горькие проклятая, суммируя в них едва ли не все кары Божии грешникам, о которых говорится в разных местах ветхозаветного св. Писания; – молитвенно просит от Иеговы для него лишения всех благ, временных и вечных, телесных и духовных, личных и в его потомстве. Во главу же этих молений псалмопевец поставляет следующее молитвенное проклятие врагу своему: «поставь над ним нечестивого, и диавол, satan, да станет одесную его 1095 . Когда будет судиться, да выйдет виновным, и молитва его да будет во грех» ( Пс. 108: 6–7 ) 1096 . Контекст речи не оправдывает понимания satan в смысле врага человека. Все проклятия, произносимые псалмопевцем, суть в то же время молитва к Богу (Elohei Пс. 108:1 ) об отмщении врагу. Уже поэтому, естественнее разуметь в приведенных словах суд не человеческий, а Божий, к которому взывает псалмопевец на напрасные угнетения его со стороны врагов. Стих же 7-й, в котором суд (в первой половине стиха) и молитва (во второй его половине) ставятся в параллель одно с другим, не оставляет и сомнения в том, что псалмопевец имеет в виду суд на врага его у Бога. Отсюда, под satan он мог разуметь только вышечеловеческое существо, которое будет обвинять этого врага, противодействовать ему на суде Божием, как в такой точно деятельности выступает сатана в рассмотренном нами видении пр. Захарии. Авторитет древнейших переводов (LXX, Vulg. и др.), проводящих это понимание, снова побуждает нас видеть здесь именно сатану или диавола. Кимхи называет его angelus samana u conocmabляem его с hassatan кн. Иова 1097 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Необходимо иметь в виду, что Элер вопроса о времени происхождение кн. Паралипоменон не касается и ( 1Пар. 21, 1 ) рассматривает только как параллель к ( 2Сам. 24, 1 ) (S. 146). Исследователи обращают внимание на то, что в кнн. Иова и Захарии иврит имеет член, – следовательно, употреблено в смысле нарицательного имени; а в 1 Пар. без члена, т. е. в качестве собственного имени; хотя «употребление нарицательного имени с членом делает его равнозначным собственному» (ср. Ges. W. В. I. иврит, 3; – Глаг. 636–637, 671; Now. 315, Smend=Hast. IV, 408). Но употребление имени иврит в Пс. 109 (108), 6 (псалом надписан именем Давида) лишает делаемые исследователями на основании употребления члена выводы доказательной силы (Глаг. 674). Кроме того, Элер понимание в иврит ( Пс. 109, 6 ) в смысле собственного имени (у Лютера) признает неправильным, сопоставляя этот стих с ст. 29 того же псалма, где употреблена причастная форма от иврит (S. 146). Мессия обозначается в книге пр. Захарии именем иврит – Отрасль – ‘Ανατολ – Восток в ( Зах. 3, 8 ) и ( Зах. 6, 12 ) (Oehl. 262; Reinke. S. 43, Anm. 4, S. 44). Но проф. Зеллин доказывает, что в ( Зах. 3, 8 ) назван этим именем Зоровавель (и только он) на том основании, что по ( Зах. 4, 9 ) основателем и строителем храма представляется Зоровавель, а по ( Зах. 6, 13 ) – иврит; отсюда, по выражению этого исследователя, тождество между Зоровавелем и Отраслью столь же очевидно, как то, что 2х2=4. В подтверждение этого суждения Зеллин сопоставляет ( Агг. 2, 23 ) с ( Зах. 3, 8 ): в первом случае Бог называет Зоровавеля «раб Мой», во втором так же именует Он Отрасль; к этому Зеллин присовокупляет замечание о сходстве значение имен Зоровавель и иврит (Stud. II, 77). Однако суждение названного автора нельзя признать вполне основательным, так как он изъясняет указанные места вне контекста. Как, напр., согласить с его пониманием ( Зах. 3, 8 ) выражение следующего стиха: ибо вот, тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне – семь очей; вот, Я вырежу на нем начертание его, говорит Господ Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день? Нельзя, конечно, отрицать того, что ( Зах. 3, 9 ) представляет большие трудности для толкование (и сам Зеллин, ib.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

( 1Цар.17:46 ). 489 Возражения основываются исключительно почти на употреблении слов будто бы позднейшего происхождения (ст. 4), которое слышится уже в имени первого человека , имеющий в себе подобие, или сотворенный по подобию – ( Быт.1:26 ) – Божию (- из – подобие и прибавочного , по форме образования производных имен , или (V ), (V ) и др. под. См. Fursts – Hebraisch. Handworterb. 1863 r Bd 1 S 2, 23 и 300; ср подобное же словопроизводство в Прав. Собеседн. 1870, ноябрь: «значение имени человек» – что и дало основание параномазии настоящего места: т.е. как бы так: сотворенный по подобию Божию после своего падения стал подобен дуновению, … praef. вм. (ст. 15), встречающегося и в очень древних писаниях, напр. Суд.5:7, 6:17 , Иов.19:29 , также в сложных собственных именах древняго происхождения ( Исх.6:22 , Лев.10:4 ), ( Быт.4:18 ), в трех других псалмах, приписываемых Давиду: 122:4, 124: 1, 2, 6, 133:2 (по евр.) и весьма обыкновенного уже в Писаниях Соломоновых ( Песн.1:7 и мн. др.; Еккл.1, 7:11 и мн. др.), и слова в значении избавлять, освобождать (ст. 7, 10, 11), которое скорее следует отнести к так называемым παξ λεγμενα, составляющим признак древности и оригинальности писателя. 491 Из числа этих псалмов: 11, 12, 16, 34, 68 и 108-й по отношению к Саулову гонению объясняются и в Толков. Псалт. из от. Св. Синода Пр. Иринея. Бл. Феодорит к этому же времени относит еще Пс. 35 . Из новейших толкователей Calmet, Toluck, Hengstenberg, Keil, Delitzsch, Bunsen, Mollu др., также большую часть этих псалмов, хотя и не все одни и те же псалмы объясняют о Сауловом гонении. По изъяснению Преосв. Иринея, в толковании на Псалтирь слова: «удиви милость свою во граде ограждения» – не более как простой образ божественной защиты, подобно таким же образом в ст. 4; почему в русск. перев. Библ. Общ., согласно с переводом Симмаха, приводимом у бл. Феодорита, они передаются с объяснительною прибавкой: «как бы введя меня в укрепленный город». Но почему же не разуметь буквально действительный город Секелаг, доставивший наконец Давиду безопасное убежище, тем более, что со времени поселения его в этом городе начинается уже в его жизни поворот от унижений к возвышению и славе (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

85. Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86. Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87. Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88. Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89. Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90. Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 (Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91. Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 (Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92. Созомен, Церк. ист. I, 16. 93. Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95. S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97. Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98. Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99. Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100. Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101. Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104. Августин. Изъясн. на пс. 91. 105. Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107. Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108. Кассиан. II, 5 109. Кассиан. II, 11 110. Amalarius, De divino officio III, 12 (Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111. Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113. Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114. Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115. Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116. Амвросий. Об обязан. III, 13. 117. Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

3 . Целование Елисаветы. Л. 85, Пс.84:11 : λεος κα λθεια συν­ν­τησαν, δικαιοσνη κα ερνη κατεφλησαν. XII. 1 . Вознесение Илии. Л. 41 об., Пс.41:7 : Μνησθσομα σου κ γς ορδνου κα ρμωνιεμ, π ρους μικρο. 2 . Аввакум и икона Спасителя. Л. 154, гимн Аввакума. 3 . Пророки Аггей и 3ахария. Л. 144, Пс.145:1 : λληλοια γγαου κα Ζαχαρου. 4 . Милосердие. Л. 35, Пс.36:26 : λην τν μραν λεε κα δανεζει δκαιος. 1 Рукопись эта в малую четвертку, 169 л., привезена с Афона покойным В. И. Григоровичем в 1847 г., и в нужде продана Лобкову за небольшую, сравнительно с ее ценностью, сумму. Кстати заметим, что это происхождение рукописи с Афона нисколько не указывает на место ее написания, ибо художественная деятельность Афона развилась гораздо позднее. 2 Т. е., не позднее IX века, потому что палеографические признаки лишь обще указывают на эпоху VIII–IX в. Известно также, что Монфокон, установивший историю этих признаков, условно принимает IX век, как границу древнего письма. О письме рукой, см. подробнее «Археологические заметки о гр. Пс» Арх. Амфилохия, М. 1866, с 14 табл. палеографических снимков. 3 Другой разряд лицевых Псалтирей с немногими, но пышно-широкой манеры миниатюрами, представляется древнейшим в этом ряду кодексом Парижской Псалтири 139, который по происхождению своему или несколько позднее IX века, или современен нашей рукописи. О различии этих редакций, сходившихся только в позднейших списках, см. в соч. «История византийского искусства по миниатюрам греческих рукописей». 1876, стр. 111–131, 146 сл. 4 Другой разряд лицевых Псалтирей с немногими, но пышно-широкой манеры миниатюрами, представляется древнейшим в этом ряду кодексом Парижской Псалтири 139, который по происхождению своему или несколько позднее IX века, или современен нашей рукописи. О различи этих редакций, сходившихся только в позднейших списках, см. в соч. «История византийского искусства по миниатюрам греческих рукописей». 1876, стр. 108. 5 В указанном, описании арх. Амфилохий на стр. 4 говорит: «Изображения, в сей Псалтири помещенные, почти все поновлены, по вторичном написании рукописи в XII веке, очень грубо» и пр. Это поновление мы нашли только в двух, трех местах, и считаем также, что знаки сносок на текст первоначальны. Не говоря о том, что подобные поновления ясно были бы видны и придавали бы совсем иной вид миниатюрам, их крайняя разрушенность, именно на первых страницах и свежая сохранность второй половины свидетельствуют против догадки почтенного описателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В книге же Псалмов написано и пр.: указывая, что ниспадение Иуды из лика апостолов было не случайное, апостол сказал уже выше, что это было предречено от Духа Св. устами Давида (ст. 16 и прим.); здесь приводятся самые подлинные слова этого пророчества об Иуде. Пророческие слова приведены из двух псалмовПс.68:26 и Пс.108:8 . Первое из этих мест приведено с легким изменением против подлинника, второе – с буквальной точностью. В обоих этих псалмах изображается невинно страждущий от врагов своих праведник и содержатся в виде молитвы прещения его на этих врагов и, главным образом, против одного из них. Кто бы ни был этот страждущий, сам ли Давид, как прообраз Мессии, или другое лицо, во всяком случае псалмы эти имеют типологически-прообразовательное значение (ср. о сем прим. к Ин.13:18–19 и парал.), и во всей полноте изображаемое в них исполнилось в лице и обстоятельствах невинно страждущего Мессии. Враги невинного страдальца, изображаемые в сих псалмах, против которых изрекаются прещения, суть враги Господа Иисуса Христа, предавшие Его смерти и особенно один из них, представитель их – предатель Его, Иуда Искариот. Уверенный, что об этом именно враге Господа говорят пророческие слова приводимых псалмов, ап. Петр в первом из приведенных изречений переменяет множественное число (подлинника) на единственное, и прещение против врагов представляет как прещение против одного врага – представителя всех прочих врагов – Искариота. – Да будет двор его пуст и пр.: запустение двора или места жительства есть символ гнева Божия на обитавших там (ср. Ис.34:10–15 и парал.); изгнание с такого места есть кара Божия. В приложении этого образного выражения к Искариоту оно означает: апостольское место его в сонме апостолов будет праздно, оставлено занимавшим его, который, как враг Мессии, должен был быть извергнут из него по суду правды Бога, гневающегося на врагов Сына Его и карающего их, и не должен более занимать его. Но оно не навсегда должно быть праздно, вместо недостойного оно должно быть замещено достойным; об этом также есть пророчество: достоинство его да приимет другой, место врага изгнанного должен занять друг. Принимая слова пророческие в теснейшем смысле, св. Златоуст и бл. Феофилакт под двором разумеют село (купленное: «ибо что могло бы быть пустее кладбища, и кладбища общественного, каковым стало это село»?) и дом Иуды, а под достоинством – начальство, священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И силою Духа предобученный сим величественным наставлением Господа, приписал он себе и исполнение такового желания; ибо говорит: «Аз... правдою явлюся лицу Твоему, насыщуся, внегда явитимися славе Твоей» ( Пс.16:15 ). «Итак, – продолжает св. Григор. Нисский, – вот истинная добродетель, добро без примеси худого, добро, при котором постигается всякое понятие, составляемое мыслью о наилучшем – Сам Бог Слово, – сия «покрывшая небеса добродетель», как выражается пр. Аввакум ( Авв.3:3 ). И весьма справедливо ублажены алчущие сей Божией правды, ибо подлинно вкусивший Господа, как говорит псалмопение ( Пс.33:9 ), т. е. приявший в себя Бога, делается исполненным того, чего жаждал и алкал, по обетованию Рекшего: «Аз и Отец приидем, и обитель у него сотворим» ( Ин.14:21, 23 ), – очевидно, по вселении уже Святого Духа» (Творен. св. Григория Нисского , ч. II, стр. 412, см. стр. 415–417). 108 Омертвение или бесчувствие сердца к духовным предметам в противоположность духовной жажде оправдания пред Богом. «Сей мертв бе», – сказано о блудном сыне ( Лк.15:32 ). Омертвение этого рода есть невидимая, но несомненная смерть духа для всего Божественного и священного; это холодность к вере, совершенное равнодушие к вечной участи своей. Как в наболевшем каком-либо члене тела уже не чувствуется боль, например, в сухой руке, так и в душе не бывает сочувствия к духовному. Такое состояние не вдруг образуется, но бывает последствием продолжительной беспечной жизни, – беспечной, впрочем, об одной душе, о Боге, о вечности, но может быть самой заботливой относительно житейского. Один подвижник спрашивал опытного старца: “Вот некоторые мирские люди и не постятся, и не молятся, не ходят совсем в церковь , живут в грехах и страстях: между тем духом не тревожатся, не считают себя особенно грешными, будто они и не падают; а мы вот и постимся, и молимся, и стараемся угодить Богу другими подвигами: между тем все боимся, как бы не погибнуть, как бы не очутиться после смерти в аду; все виним себя в падениях и называем себя недостойными и грешными.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Благой промыслитель не только поставил ангелов вообще споспешниками спасения человеческого, но назначил для каждого верующего особого ангела хранителя. Спаситель говорит: блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам. яко ангелы их выну видят лице Отца Моего, иже на небесех (Мф. 18:10). Здесь а) под малыми Спаситель понимает не малых по возрасту лет, но тех из верующих, которые не успели стать великими в духовной жизни. Ибо прежде сказал Он о тех же малых: иже аще соблазнит единого от малых сих, верующих в Мя, уне есть, да обесится жернов осельский на выи его и пр. (ст. 6). Когда б) говорит Он о тех же малых: ангелы их выну видят лице Отца Моего на небесех: то с одной стороны показывает в ангелах постоянных зрителей славы Божией и жителей небесных, и след. не людей, а духов небожителей, с другой ясно учить, что даже каждый малый член общества верующих имеет своего ангела, который готов ходатайствовать пред Богом против оскорбляющих младенца Христова. Апостол учит об ангелах: не еси ли суть служебнии дуси, в служении посылаемии за хотящих наследовати спасение? ( Евр. 1:14 ). Здесь показываются две мысли об ангелах: а) так как каждый крещающийся с тем и присоединяется к обществу верующих, чтобы наследовать вечное спасение; а силы человека слабы: то по апостолу для каждого верующего назначается ангел хранитель для охранения его на пути к спасению; б) поскольку же назначение ангела относится к хотящим наследовать спасение: то от ослабления или от погашения этого хотения зависит близость хранителя к верующему. О том же Пс. 90:11 ; Деян. 12:15 431 . § 108. Состояние добрых ангелов Отношение благого промыслителя к состоянию добрых ангелов выражает полноту благости Божией, ущедрившей покорных воле Его блаженством неотъемлемым. Блаженное состояние ангелов добрых откровение дает видеть а) в самих наименованиях, которые усвояет оно благим ангелам; ибо оно называет их ангелами света ( 2Кор. 11:14 ), избранными ( 1Тим. 5:21 ), ангелами Божиими ( Мф. 8:10 , Деян. 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

25 августа. Благодарю Господа, удивившего милость Свою великую, чудесную на рабе Своей Надежде Семеновой Ковригиной в доме Баранова против церковного дома Владимирской церкви. О выздоровлении ее известила сестра Ковригина Ивана Ивановича Парасковья Ивановна. Возблагодарили немедленно сущего всюду Господа. Слава Тебе, Богу, благодателю нашему во веки веков! Благодарю Господа, даровавшего мне слово для арестантов, отправляющихся в Динабург (сто человек) и молебствие. Сердце Христово и сердце Матери Его – одно и то же, ибо среди Ее вечно Христос, – Бог посреди Ее и не подвижится. Слава Тебе, Пресвятая Богородице! Слава Тебе, вечно пребывающая во Христе, облеченная во Христа. 26 августа. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать прославить Его, Бога, в совершении Таинства Крещения над младенцем Наталиею у господина Куроедова, во втором офицерском флигеле в пять часов утра. Недоносок семи месяцев. Против любостяжания: Господь – стяжание наше, сокровище бесценное, вечножизненное. Дал еси достояние боящымся Тебе, Господи ( Пс. 60, 6 )! Против честолюбия мира сего: Господь – слава моя вечная, превознесенная. Вознесу со славою, верою и любовию Мя величающия 107 . Против увлечения красотою тленною: Господь – моя красота превечная, нетленная, святая. Узрим неизреченную доброту лица Божия. Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф. 5, 8 ). Отчего директор не дает мне денег со сбора за учение? Христиане православные и все святые на небесах сродны между собою как все возрожденные Духом Святым, как все по образу и подобию Божию, как члены Христовы, уди 108 от плоти Его и костей Его ( Еф.5, 30 ), как ветви единой виноградной лозы Христа ( Ин. 15, 5 ). Но мы должны помнить, что это сродство состоит в правде и святости жития, в простоте, искренней любви, кротости, незлобии, смирении, доброжелательстве, чистоте, воздержании, послушании, терпении, в мире, мужестве и пр. добродетелях. А кто лишен этой деятельной премудрости, тот да просит у Бога, дающего всем без лицеприятия и не поношающего 109 , и дастся ему ( Иак. 1, 5 ). Итак, помни христианин свое духовное сродство с Самим Господом Иисусом Христом, с Пречистою Богородицею, со всеми святыми праотцами, отцами, пророками, апостолами, мучениками, иерархами, преподобными, праведными и всеми святыми, и живи свято, достойно такого высокого сочленения духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

85.  Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86.  Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87.  Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88.  Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89.  Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90.  Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 ( Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91.  Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 ( Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92.  Созомен, Церк. ист. I, 16. 93.  Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95.  S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97.  Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98.  Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99.  Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100.  Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101.  Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103.  Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104.  Августин. Изъясн. на пс. 91. 105.  Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107.  Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108.  Кассиан. II, 5 109.  Кассиан. II, 11 110.  Amalarius, De divino officio III, 12 ( Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111.  Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113.  Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114.  Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115.  Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116.  Амвросий. Об обязан. III, 13. 117.  Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010