108. Демон блуда приводится в бездействие не только воздержностию от снедей, но и воздержанием очей, еже не видети суеты ( Пс.118:37 ). В оке, разсеянно вращаемом, есть уже блуд, о котором засвидетельствовал Господь:всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ). Такое прелюбодеяние искореняет в себе, кто око обращает долу, а душу к Господу; а кто возобладал над чревом, тот возобладал и над взором. Страшный у нас предатель – разсеянное око. 109. Брань, возбужденная разсеянным оком, и в присутствии и в отсутствии предмета разжигает душу похотью. Даже и во сне представляет предмет сердцу; потому что бесы живописуют искусительную вещь в мысли, и занимают ум, возобновляя образ искусительнаго предмета, виденнаго прежде очами человека. Сего-то ради молится пророк: отврати очи мои, еже не видети суеты. 110. Когда бес начнет начертывать в тебе искусительный предмет, и напишет в уме твоем красоту женщины, некогда виденной тобой; введи внутрь страх Божий, и вспомни о спящих во грехах, помысли о дне исхода своего, когда душа твоя будет разлучаться с телом, представь тот страшный и в трепет приводящий глас, который услышат нерадевшие о правде, и несоблюдшие заповедей Христовых: отъидите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его ( Мф.25:41 ), – представь и червя неусыпающаго и муку нескончаемую. О сем помышляй и припоминай, – и разсеется в мысли твоей вожделение наслаждения, как тает воск от лица огня; ибо бесы и мгновения не могут постоять против страха Божия. 111. Кто не противится похоти, но дает очам своим свободно блуждать, тот конечно склонился уже умом пред страстями, и если бы не стыд человеческий, неоднократно растлил бы и тело. Потому, если не будет трезвиться и постоянно иметь страх Божий пред очами своими, то не замедлит растлить и тело свое. Ибо за сим демоном, который учит глаза разсеянности, следует другой демон, который вещественно соделывает грех во плоти. Если второй увидит, что первый успел развлечь душу и сделать ее разсеянною, тотчас начнет советовать, чтоб совершен был и плотский грех. Побежденному оком своим начинает он советовать нечто подобное сему: «вот в намерении ты согрешил и прелюбодействовал сердцем, заповедь уже нарушил, и грех преступления заповеди вменен уже тебе. Поэтому удовлетвори теперь похоти. Ибо и сделать и вожделевать одно и тоже. Насладись по крайней мере своим вожделением.» – Но ты не верь его помыслам, по слову Апостольскому: не неразумеваем умышлений его ( 2Кор.2:11 ). Ибо сим хочет он уловить душу твою. – Этому демону, советующему совершить беззаконный грех, надобно сказать: «хотя пал я оком, и прелюбодействовал сердцем, однакож прелюбодейное сердце свое сокрушаю покаянными воздыханиями, и падшее око омываю слезами. Ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ).

http://azbyka.ru/svyatye_otcy_o_celomudr...

Если случится, что брат, под каким бы то ни было предлогом, оставит общежитие, а потом впадет в недуг, или раскаявшись возвратится; то не презреть должно брата, а принять его о Господе, как собственный свой член. Хотя и согрешил он; но ты делаешь сие не для человека, а для Господа, сказавшего: еже единому сих меньших сотвористе, Мне сотвористе (Мф.25:40). Ибо о себе только одном заботиться запрещено, как сказал Спаситель наш: не пецытеся душами вашими, что ясте, и так далее (Мф.6:25). Почему и присовокупляет Он, говоря: всех бо сих языцы ищут. Потому и чрез Апостола заповедует: не своих си кийждо смотряй, но и дружних (Фил.2:4). И тот же Апостол говорит также: и еще по превосхождению путь вам показую. Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи, или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничто же есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть. Любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит, не безчинствует: не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, любы николиже отпадает (1Кор.12:31; 13:1-8). Итак прекрасны молитва и пост, но их укрепляет милостыня; ибо сказано: милости хощу, а не жертвы (Ос.6:6). Посмотри, как Пророк обличил немилостивых: занеже не помяну сотворити милость, и погна человека нища и убога и умилена сердцем умертвити, да потребится от земли память его (Пс.108:18.17). И еще: зане егоже Ты поразил еси, тии погнаша, и к болезни язв моих приложиша (Пс.68:27). Потому Спаситель ублажает милостивых, говоря: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф.5:7). Что Ангел говорит Корнилию? Рече: не только молитвы твоя, но и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян.10:4). Итак приими того, кто заблуждался и кается, востал из мертвых, из глубины небогобоязненности и нерадения. Послушай, что говорит Апостол: утвердите к нему любовь, да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2Кор.2:7.8). И еще: молим же вы, братие, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем. Блюдите, да никтоже зло за зла кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем (1Сол.5:14.15). Ибо и Господь славы не отверг блудного сына, но принял его, как восставшего из мертвых, и облек его в одежду первую, и дал ему сапоги, и перстень, и заколол тельца упитанного, чтобы возвеселиться при обретении погибшего сына; когда же другой сын оскорбился тем, и его уврачевал вразумлением, сказав: чадо, ты всегда со мною еси, и вся моя твоя суть. Возвеселити же ся, и возрадовати подобаше, яко сей брат твой мертв бе, и оживе: и изгибл бе и обретеся (Лк.15:31.32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

92) Желающий истинно отрещися от мира да подражает блаженному пророку Елисею, ни одной вещи из имений своих с собою не взявшему, по великой, как пламенем распалявшей его любви к Богу. Все, что есть у него, пусть раздаст он нуждающимся, и подъяв таким образом Крест Господень, да течет произволением на вольную смерть, – виновницу Вечного Царствия. 93) Когда восчувствуешь, что Аморрей возмогает в тебе, как дуб, прилежно молись Господу, да иссушит Он плод его сверху, т. е. делом совершаемый грех, и корни его снизу, т. е. нечистые помыслы. И да отженет Господь Аморрея от лица твоего! 94) Не следует чудиться, когда увидите посмевающихся безмолвию нашему, потому что сами не могут безмолвствовать; лучше пением отразите дурное от них впечатление, однако ж без злопамятства, восставляя в себе вящшее Богу повиновение ваше и взывая в пении: обаче Богови повинися, душе моя (Пс. 61, 6); ибо вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся (Пс. 108, 4) об исцелении и меня самого и их. 95) Если не дхнет на море сильный ветр, не появится волнение; и если не нападет на нас бес, не взволнуется страстями ни душа ни тело. 96) Если ты всегда бываешь согреваем молитвою и божественною благодатию, то, как говорит Божественное Писание, ты облечен во оружие света. Твое одеяние тепло, враги твои облечены, как в двойную одежду, в стыд и дрожание от холода. 97) Держа памятование о своих погрешениях, не ленись ударять в перси свои, чтоб такими ударами разбить и умягчить окаменелое сердце, как каменщики разбивают металлоносную почву; и обретешь в нем жилу злата, и возрадуешься о сокровенном сокровище. 98) Огнь желания высших благ и святого богомыслия о словесах Духа да горит непрестанно на жертвеннике души твоей. 99) Если всегда будешь стараться обувать ноги в готовность благовествовать мир (Еф. 6. 15), то всеконечно устроишь добре и свой собственный дом, и дом ближнего твоего. Если же возмалодушествуешь (при встрече неприятностей), то оплеван будешь невидимо, и по закону наследуешь имя иззутаго из сапога (Втор. 25, 9, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вот экзегетические беседы Севериана, которые исследователи с большой долей вероятности определили среди творений святого Златоуста: О печатях книг//PG 63, 531–544 (здесь изложены экзегетические принципы автора); О том, что Законодатель Ветхого и Нового Завета один//PG 56, 397–410; Шесть бесед о сотворении мира//PG 56, 429–500 (см. также изд. Κ. . Δυοβουνιτη: κκλ. Φρος 13, 1914, 58–69, 119–144); О собеседовании в раю (фрагмент на греческом языке, изд. Κ. . Δυοβουνιτη: κκλ. Φρος 13, 1914, 144–148); О том, как Адам получил душу (издание трудов Златоуста H. Savile. Т. 5, 1613, 648–653); Изложение того, как первый человек через непослушание отверг данный ему образ по подобию Божию, и как через нового Адама снова в него облекся//PG 56, 522–526; О жертвах Каина//PG 62, 719–722; О сказанном Авраамом: «Положи руку твою под стегно мое» ( Быт.24:2 )//PG 56, 553–564; Слово о Моисеевом змее//PG 56, 499–516; Беседа девятая о Ное (изд. Κ. . Δυοβουνιτη: κκλ. Φρος 13, 1914, 148 etc.); Против иудеев о медном змее//PG 61, 793–802; Воспойте Господеви песнь нову ( Пс.95:1 )//PG 55, 619–630; На слова: «Господь воцарился» ( Пс.96:1 )//PG 55, 603–612; О Вочеловечении//PG 59, 687–700; На сказанное: «В начале было Слово» ( Ин.1:1 )//PG 63, 543– 550; На слова: «Какой властью Ты это делаешь?» ( Мф.21:23 )//PG 56,411–428; На слова: «Как Он знает Писания, не учившись?» ( Ин.7:15 )//PG 59, 643–652; На слова: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф. 26, 39 )//Изд. Ch. Martin//Le Museon 48, 1935, 311–321; ZellingerJ. Studien zu Severian von Gabala. Münster, 1916. S. 9–21; O хананейке и o фараоне//PG 59, 653–664; О блудном сыне и о покаянии//PG 59, 627–636; Об исцелении слепого//PG 59, 599–610; Притча о смоковнице//PG 59, 585–590; О предательстве Спасителя//PG 59, 713–730; Об Иуде предателе//PG 86, 525–536; Об умовении (WengerA. Melanges V; Grumel II, 1967, 219–234=Revue des Etudes Byzant. 25); O сотнике и против манихеев и аполлинаристов (Aubienau M. Un traite inedite de Christologie de Severian de Gabala in Centurionem et contra Manichaeos et Apollinaristas. Geneve, 1983. P. 108–141);

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

    Стих 22. [Да всяко некия спасу; в Русском — с ограничением: чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Апостол показывает, что он всеми мерами заботится о спасении ближних].     Стих 24. В позорищи един приемлет почесть. «Там подвизаются многие, а по­бедителем провозглашается только один; здесь же каждым из подвизающихся доблестно удостаивается провозглашения» (Феодорит). Образ взят с ристалищ и других игр, бывших у Греков.     Стих 25. Подвизаяйся от всех воздержится. Борцы и состязатели на ристали­щах и публичных играх, готовясь к состязанию, обыкновенно воздерживались от излишней и даже необходимой пищи и питья, чтобы облегчить себе приобретение победы.     Стих 27. Умерщвляю тело мое, и порабощаю. Умерщвляю, — говорит, — то есть по­стом. Это то же самое, о чём говорит и Псалмопевец: смирях постом душу мою (Пс. 34:13), так что колена моя изнемогоста от поста и плоть моя изменися елеа ради (в Русском: лишилась тука. Пс. 108:24).    в) Об удалении от идольских жертв (10:1—33; 11:1).   Своё разсуждение об употреблении идоложертвенного Апостол заключа­ет указанием на пример Израильтян, путешествовавших в пустыне.    Между теми Израильтянами и Христианами есть большое сходство. И там, как и здесь, было крещение, то есть переход через море, и причащение, то есть вкушение манны; но известно, что многие, вышедшие из Египта, погибли в пустыне, и это служит предостережением для Христиан, чтобы они не подражали евреям во зле, то есть не впадали, как они, в идолопоклонство и блуд, не искушали Господа и не роптали на Него (10:1—11). Поэтому они должны смотреть на постигшия их несчастья как на испытания, от которых Господь избавит (12—13); от идолослужения удаляться, потому что как участвующие в Евхаристии становятся причастниками Тела и Крови Христо­вых, так участвующие в принесении жертв идолам — бесам находятся в общении с ними, а находиться в общении и с Богом и с бесами невозможно (14—22).    Правда, что всё позволительно, но не всё полезно. Так, можно без смущения совести есть купленное на торгу, не опасаясь того, что там будет идоложертвенное; но если кто предупреждает об этом, то не следует есть, чтобы не смущать сказавшого (23—29). Поступая так, Христиане и в безразличных делах будут прославлять Бога и не подадут повода к соблазну, по­добно тому, как и Апостол во всех поступках своих искал пользы и спасения ближних (30—33; 11:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Посему мы исповедуем благодарность не Иуде предателю, а напротив того милосердому Спасителю, положившему душу, как Сам Он сказал, за овны свои ( Ин.10:15 ), то есть за нас. А думавший совершить добро почему говорит напоследок: раскаялся я, предав кровь неповинную ( Мф.27:4 ) , и возврати сребреники, как было написано о нем у пророков: и возвратил тридесять сребреник, цену цененнаго от сынов Израилев ( Мф.27:9 ), и еще у другого пророка: аще праведно есть пред вами, дадите мзду мою, или отрецытеся ( Зах.11:12 ), и еще у другого пророка: и дали серебро, цену цененнаго, и рече: вложи сребро в горнило, и смотри, аще искушено есть, как искушен бых Я от сынов Израилевых ( Зах.11:13 ). Гл. 8. И сколько можно собрать из божественного Писания свидетельств о том, что исполнившееся на Господе нашем зависело не от действования Иуды ко благу, но от того, что Спаситель наш и Господь Иисус Христос, Сын Божий, предал Себя за нас, не по необходимости, но по Своему произволению, на крестное домостроительство во спасение наше! Но знаю, что я умножил бы объем, если бы стал приводить свидетельства, как еще другой пророк говорит: да будет двор его пуст ( Пс.68: 26 ), и епископство его да приимет ин ( Пс.108:8 ). Он ниц быв проседеся посреде, излияся вся утроба его ( Деян.1:18 ); и наконец прибегнув к удавлению, показал, что погубил все дело своего спасения, потому что, по бесчинному своему и дерзкому навету против своего Владыки, и в следствие сребролюбия, простиравшегося до отречения от Бога, лишился надежды. Почему и апостолы поставили Матфея вместо, него в свое число, из которого, как говорили они, испаде Иуда отойти в место свое ( Деян.1:25 ). Какое это место, как не то, которое указал ему Спаситель, говоря, что он сын погибельный? Вот какое определено ему место – место погибельное; там получил он часть вместо прежней части, то есть вместо апостольского епископства, место погибели. Признавая же, что довольно сказанного о сем, перейдем, возлюбленные, по порядку снова к другой ереси, и опять будем открывать стропотные, зверские и ядоносные учения тех, которые впали в остальные ереси, быв оглушены ложным диавольским у мышлением на пагубу миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

С людьми и с миром и с судьбою И упиваюсь тишиной. Стремясь к сиянью совершенства, Под темнотой гремящих туч, Я знал ли, чта врата блаженства Страданья отпирает ключ! Блажу, пою Тебя, мой Вечный! Я вырван из земных оков! Приди жь на праздник мой сердечный, Приди небесная любовь! Но что? Не ты ль послал мне радость? Отколь бежит мне в душу свет? О чудо! Он мне отдал младость И беззаботность детских лет! Как мне легко! как я свободен! Как в чувствах нов и благороден! Опяшь мне день, как прежде, мил! Опять сладка прохлада ночи! О, радуйтесь! питайтесь очи! Сияньем Божиих светил! Мне весело над океаном Летать свободною мечтой, И взвившись с утренним туманом Под свод лазурно – золотой. В сияньи неба меркнут взоры; Земной огонь погас в крови; Но сердце тает от любви, Заслышав Ангельские хоры… Хвала, хвала Тебе, Творец! Не постыдил Ты упованья: За черной завесой страданья Ты Благ и светел, как Отец! Испытание «Аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими». ( Пс. 108:25 ) Ушли, расстались, убежали, И смотрят все издалека, Что гложут сердце мне печали, Что давит, жжет, палит тоска… Как птица осени глубокой, В тумане вечера сыром, Сижу я в грусти одинокой, Как вран на камне гробовом. Давно ль еще к заздравной чаше И я скликал друзей моих И с дружбой жизнь была мне краше? Но черный день — и пир заших… Так сенолиственное древо Сзывает птиц на свежий лист И веселится их напевом… Но хладных бурь промчится свист И сир и наг, в степи широкой, Гостеприимец одинокой! Один лишь Ты не изменил! И тайный лучь Твой осветил Мои терновые дороги: Твоя рука, среди тревоги, Меня заботливо вела. Как жизни ночь с Тобой светла! Праздник души «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его… Исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Щедр и милостив Господь». ( Пс. 102:1,5,8 ) Я праздную, мой Бог, свое перерожденье! Я песнь любви Тебе пою! Я в воздухе Твоем вкушаю наслажденье В Твоей воде я радость пью! Он отошел, с кипящими страстями, Сей суетный, сей буйный мир!

http://azbyka.ru/fiction/opyty-svjashhen...

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Так св. пророк изображает участь врагов Церкви и врагов Божиих. Забыв свою зависимость от Бога, они предаются гордыне и открыто нечествуют против Господа, в то время постигает их наказание Божие: Егда рекут мир и утверждение, тогда внезапу найдет на них всегубителъство, говорит св. апостол (Сол.5:3). В забвении Бога и в забвении самих себя они так же легко увлекаются в погибель, как берется спящий в плен рукою неприятеля. Или как зверь быстро несется к добыче и вдруг попадает в сеть, так сии нечестивые в самом порыве разврата яко сетию уловляются ( Лк.21:35 ), по выражению евангелиста, гневом в день гнева Божия. Сие хотел выразить пророк словом: яти будут, то есть будут уловлены или взяты. Такому уловлению подвергаются люди, предавшиеся гордыне, потому что они совсем не помышляют о промысле Божием. Действия, в которые впадают они от своей гордыни, пророк выражает двумя понятиями: от клятвы и лжи. Клятва здесь не только означает то, что они произносят на других клятву, сколько жестокие дела, которые и в людях возбуждают проклятие противу беззаконников, и подвергают их проклятию закона Божия. Например, когда человек богатый и сильный притесняет сироту, отнимает последний кусок у бедного, подвергает обвинению невинного, тогда, конечно, следами его действий остается проклятие человеческое, а в свое время готовится и от Бога страшный приговор: Идите от Мене проклятии во огнь вечный ( Мф.25:41 ). В сем-то смысле пророк о предателе Иисуса Христа говорит, что он возлюбил клятву ( Пс.108:16 ). Очень естественно, что возгордившиеся люди употребляют всякую ложь для того, чтобы достигнуть своих честолюбивых намерений. Но мне кажется, что пророк в настоящем месте под понятием лжи разумеет нечто более, нежели обыкновенные обманы и ложь. Были люди, которые переменили истину Божию во лжу, так и эти до забвения горделивые нечестивцы, отрицаясь своими действиями Промысла, как бы лгут на Бога или более – не признают истинным слово Его. Кто не верует, говорит св. евангелист, Богови, лжа сотворил Его ( 1Ин.5:10 ). Одна мысль, что нечестие их не будет наказано Богом, уже есть великая и богохульная ложь. Ибо сказать, что Бог оставит без наказания нераскаянное нечестие, значит отнять у Бога свойство правды Его или, то же, – отвергнуться Бога. Иероним относит сие к иудеям, которые ложно свидетельствовали и хулили Господа Иисуса Христа (Иерон., m.VII, с.207).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

В остальных частях пророчество отличается более общим, типологическим характером; пророк, приобщая и себя к типу, употребляет и форму первого лица 275 . Кроме того, в. з. пророки могли говорить о Мессии в первом лице ещё, так сказать, и в национальном, и в родовом смысле, поскольку они считали Мессию сыном народа своего, а некоторые из них и потомками от чресл своих. Это обстоятельство, наряду с типичностью, также должно быть принято во внимание при объяснении и 15 Псалма (см. ниже, ст. 30). В остальных частях пророчества, как мы уже упоминали, высказана мысль о покровительстве Бога преподобному Своему. Мысль эта выражена здесь образным, поэтическим языком, и в истолковании должна быть переведена на язык, чуждый иносказании. «Предзрех Господа предо мною выну,=я постоянно ощущал такую близость ко мне Бога, как бы Он стоял пред моими глазами; «яко одесную мене есть»=потому что Он мне покровительствует, защищает меня. Образ заимствован из судопроизводства, где защитник всегда стоял по-правую сторону (κ δεζιν) клиента ( Пс.108:31 ). «Да не подвижуся» (25), т. е., Бог защищает, поддерживает меня, дабы я не поколебался (σαλευθ), не поскользнулся на том пути, на котором стою – «Сего ради», именно, ради этого ощущения постоянной близости Бога, как покровителя, «возвеселися сердце мое и возрадовася язык мой». Сердце, по ветхозаветному словоупотреблению, представляется центральным органом всякой сознательной духовной деятельности; – мысль та, что праведник исполнен внутреннего восторга и стремится выразит его вовне, словами 276 . «Еще же и плоть моя вселится на уповании». Покровительство Божие имеет значение не только для души, но и для тела моего: плоть моя, в силу надежды (π λπδι, π обозначает основание) 277 на эту защиту, «вселится» (κατασκηνσει) – будет как бы в некоей скинии, в шатре, под покровом и защитой 278 . Все эти выражения, как в отношении к Давиду, так и к Мессии, изображают вообще покровительственное отношение к ним Бога, как к праведникам. Степень этого покровительства будет простираться до того, что Бог «не остановит души праведника во аде, ниже даст преподобному Своему видети истления», – степень, как сказано, во всей силе приложимая только к Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

Чрез созерцание видимых изображений мы скорее и живее возводимся своею мыслию к предметам невидимым и духовным. Так как человек состоит из души и тела, то и восприятие предметов мира духовного совершается путем чувственных внешних впечатлений; «духовная бо от телесных ражаются, яко от нагого зерна клас», говорит Артемий 102 . Поэтому-то, воздавая почитание иконе, мы не боготворим ее и не в ней полагаем свою надежду 103 , а благоговейно возносимся умом своим к первообразу и его почитаем. «И почитаяй икону, того самого почитает, его же образ написан есть. И покланяяйся образу Христову, самому поклоняется седящему одесную Бога Отца, купно с Святым Духом» 104 . Если любящий земного царя не бесчестит его изображения, то тем более должно почитать чрез видимый образ царя небесного 105 . Хотя православные, кроме иконы Господа Бога, имеют у себя изображения и святых людей, но чрез прославление и почитание святых они чтут Самого Бога 106 . Таким образом, православное иконопочитание совершенно отлично от идолопоклонства. Поэтому, как последнее было запрещено в Ветхом Завете особою заповедию Божиею, так первое получило начало от Самого Бога. Известно, что у Ветхозаветных Евреев в скинии были золотые изображения херувимов над кивотом завета, на стенах скинии и завесе 107 . Эти изображения Сам Бог повелел устроить Моисею в славу Своего имени и для украшения скинии ( Исх.25:18–20, 26:1 ). Устройство и украшение последней, о котором говорит св. Писание ( Пс.25 : 18, 12), совершено было по повелению Божию 108 . Поэтому несправедливо лютеране видят в Ветхом Завете (главным образом во 2-й заповеди Закона Моисеева) запрещение иконопочитания. Бог , давший эту заповедь и повелевший Моисею устроить указанные священные предметы, не мог Себе противоречить, и Моисей и пророки не могли быть законопреступниками 109 . А Ветхозаветные священные изображения существовали не «почести ради» (в каком смысле допускают их и лютеране 110 ), но составляли предмет религиозного почитания и поклонения для иудейского народа 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010