Пс.106:8 . Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: Пс.106:9 . яко насытил есть душу тщу, и душу алчущу исполни благ: Глаголы прошедшаго времени означают безпрерывное действие, как говорят грамматики, и содержат разум такой, что люди заблуждающие по пустыням, не находя гостинницы, часто изнемогают от глада и жажды, и лишась надежды, взывают к Богу, Котораго рукою наставляются на путь и обретают спокойное пристанище. Сего ради, да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим. Ибо справедливость требует, дабы толикия благодеяния, толь милосердо оказываемыя, не были скрываемы в молчании, но проповедуемы пред всеми с благодарностию, яко самыя очевидныя чудеса. А когда избавленные молчат, то неблагодарным молчанием своим не иначе подавляют Божия чудеса, как если бы кто с намерением попирал ногами солнечный свет. Пс.106:10 . седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом, Пророк упоминает здесь о другом роде бедствия, в котором ясно являет Бог людям силу Свою и милость. Мир нарицает явления сии игрою счастия, а промыслу Божию едва ли один из тысящи оставляет место. Но Пророк другой мудрости взыскует от нас: дабы во всех противных случаях помышляли мы о чудных Божиих судьбах, а в самом окончании оных – о благости. Ибо не по случаю попадается некто в руки врагов или разбойников, ниже по случаю спасается. Но надлежит памятовать оное начало, что бедствия и скорби суть наказания Божии: и потому искать должно пособия не инде где, как в милости Его. Ежели кто, будучи от морских разбойников пленен, не вдруг закалается, но каждую минуту ожидает смерти без всякия надежды жизни, а потом сверх всякаго чаяния избавляется, то избавление его не есть ли явное доказательство Божией милости, которая тем яснее сияет, чем меньшее число людей спасается? Сего ради Пророк всех тех в неблагодарности осуждает, кои, толь чудно будучи избавлены от смерти, вскоре потом оказанное им благодеяние забвению предают. Пс.106:11 . яко преогорчиша словеса Божия, и совет вышняго раздражиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Создается абсурдная ситуация: Источник жизни отвергнут, а человек просит «пищи для своей души» – в одной еде полагает жизнь души. Когда диавол искушал Иисуса о хлебах («если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»), Иисус «сказал ему в ответ: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " » ( Мф.4:4 ; Втор.8:3 ) 424 . Полагать в одном хлебе, в одних условиях жизни саму жизнь 425 – позиция, стать на которую побуждает нас «искуситель " -диавол. Бывает, что так человек искушает Бога от великого похотения:       «они вожделели вожделением в пустыне и искушали Бога в пустоши» ( Пс.106:14 ). «Вожделели вожделением» – такое непреодолимое похотение, дошедшее до грани ( Чис.11:4 ), явилось основанием того, что в пустыне и «похоронили тот народ вожделевших» (Чит.11:34). Бывает и такое, что никакая очевидность не остерегает человека, чтобы Бога не искушал. Как сказал Господь о поколении пустыни (о тех, кто должен был умереть в пустыне): «все человеки (мужи), которые видели славу Мою и знамения Мои, которые Я соделал в Египте и пустыне, и искушали Меня [при] этом десять раз, и не слушали гласа Моего, – не увидят земли, о которой Я клялся отцам их; и все, отвергнувшие Меня, не увидят ее» ( Чис.14:22,23 ). Те, кто отвергли высшую очевидность Божественного присутствия, не увидят очами – земли обетованной. О событиях в Египте: Пс.77:49             послал на них ярость гнева Своего,                         негодование, и раздражение, и бедствие,                         посольство ангелов злых. «Гнев» – аф . »Ярость» харон – «горячий» гнев. «Негодование» евра – «неистовый гнев», гнев, который «переходит» за пределы в порыве и избытке ( Пс.7:7 ; Пс.90 /89:9); это может быть конечный «гнев» Божий – «день гнева (евра) Яхве» ( Соф.1:18 ; Иез.7:19 ). «Раздражение» заам – одно из наименований гнева (ср. Пс.7:2 : «Бог негодующий») 426 . «Послал посольство» – не сам по себе приходит гнев Божий на человека, но через посланных. «Послал посольство» (оборот внутреннего содержания) – неотвратимое: оно прибудет на место и достигнет цели. «Ангелов злых» – как может быть, чтобы Господь послал зло?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Но слагалась Псалтирь в течение целого тысячелетия, начиная еще от Моисея (1500 лет до Р.Х.), которому принадлежит 89й псалом. Кроме того, известны имена следующих писателей псалмов: Соломон (ему принадлежат три псалма: 71, 126 и 131), левиты времен Давида — Асаф (12 псалмов: 49, 72– 82.), Еман (87й псалом) и Ефам (он же Идифум — 88й псалом), а также сыновья Кореевы (которым принадлежат 11 псалмов: 41–48, 83, 84, 86). Кстати, имена авторов часто указываются в надписаниях псалмов. Там, где в надписаниях автор не указан, означает, что он неизвестен. Например, неизвестно авторство знаменитых хвалитных псалмов 145–151, как и многих других (65, 66, 90–99, 101, 104–106, 110–120, 122, 124, 125, 127–129, 133–136). Обратите внимание, что в надписаниях указываются не только имена составителей псалмов, но и исторические события, по поводу которых написан тот или иной псалом, а также способ его писания или исполнения. Например, 15 пс. имеет надписание — “столпописание,” т.е. эпиграммический способ написания. Среди надписаний могут указывать на то, что псалом следует распевать под аккомпанемент определённых музыкальных инструментов или на определённый традиционный мотив. Например, надписание “псалом” указывает, что этот текст поется с аккомпанементом на таком музыкальном инструменте как Псалтирь, а если подписано, что это “песнь”, то исполняется лишь голосом. А когда написано «О маелефе» ( Пс. 52 ), то значит, во время этого псалма следовало танцевать… Бывает еще указывается, на каком именно музыкальном инструменте он исполняется. Например, пс. 8 «На Гефском орудии», т.е. на цитре, а пс. 11 «О осмей», т.е. на восьмиструнном инструменте. Вообще при псалмопении употреблялись очень разнообразные музыкальные инструменты: и струнные, и духовые, и ударные — гусли, тимпаны, псалтири, кимвалы, трубы и другие. Конечно, в нашем богослужение многое из указанного давно стало неактуальным. Как и некоторые псалмы невозможно читать без их духовно-христианской интерпретации. Это значит, что в ветхозаветный элемент следует вкладывать христианский смысл. Так, псаломские слова о пленении следует понимать в смысле пленения греховного; наименование народов, враждебных Израилю, — в смысле духовных врагов, а имя Израиля — в смысле церковного народа; призыв к избиению врагов — как призыв к борьбе со страстями; спасение из Египта и из Вавилона — как спасение во Христе и т.д. и т.п.

http://azbyka.ru/video/50-znachenie-psal...

3. Желание. В ряде случаев древнеевр.   передает значения «желание», «стремление», «голод», которые, возможно, являются развитием представления о горле как о части человеческого тела, требующей насыщения и прежде всего причиняющей страдания при недостатке воды и пищи (ср.: Числ 21. 5; Ис 29. 8; 58. 11; Пс 106(107). 9; Притч 6. 30). Кн. Второзаконие позволяет входящему в чужой виноградник есть ягоды «досыта», «сколько хочет душа» (Втор 23. 24(25):     букв.- «пока твой голод [станет] твоей сытостью»); главным стимулом для работающего является его голод (Притч 16. 26:         букв.- «голод работающего работает за него»), а праведник «печется и о жизни (букв.- «знает о голоде») скота своего» (Притч 12. 10; ср.: Ос 9. 4). В этом значении   не только естественное стремление к насыщению пищей, но и вообще всякое сильное желание, требующее удовлетворения. Так, желание отомстить уходящим из Египта евреям фараон надеется утолить, догнав и уничтожив их: «насытится ими душа (  ) моя» (Исх 15. 9). В молитве праведник просит Бога избавить его от «произвола» и «воли» (  ) врагов (Пс 26(27). 12; 40(41). 3), окружающих его   т. е. «с жадностью», «по произволу» (Пс 16 (17). 8-9 - синодальный перевод: «от врагов души моей» ориентирован на текст LXX), чтобы они не смогли достичь того, к чему стремятся, и не сказали: «хорошо! по душе нашей» (   - Пс 34(35). 25). Пророк, обвиняя Иерусалим в грехах, говорит ему от лица Бога, что он отдан «на произвол (  ) ненавидящим» его (Иез 16. 27). Желание, обозначаемое словом   не всегда имеет негативное содержание. В ряде контекстов оно нейтрально (Втор 21. 14; Иер 34. 16; ср. Исх 23. 9) и, более того, может быть божественным волеизъявлением (1 Цар 2. 35). К этой же группе контекстов относятся и содержащие   выражения: «если вы согласны»,     букв.- «если есть ваше желание» (Быт 23. 8; 4 Цар 9. 15); «жадный», «алчный» -     букв.- «господин желания» (Притч 23. 2),     букв.- «сильный желанием» (Ис 56. 11) и     букв.- «широкий, просторный желанием» (Притч 28. 25).

http://pravenc.ru/text/180712.html

«Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы». Держать кого-либо за правую руку, на языке пророка Исаии, значит сильно помогать тому ( Ис.41:13 ). Здесь более ясная речь о том славном покорении Киром многих народов, о каком говорилось прикровенно и выше, под образом победоносного шествия «мужа правды» ( Ис.41:2–3, 25 ). Блестящее оправдание этого пророчества дано в славных и быстрых завоеваниях Кира, покорившего себе все, тогда известные, могущественные государства и основавшего новую мировую монархию, простиравшуюся от Ганга до Геллеспонта и от Каспия до Нила. «Сниму поясы с чресл царей». Как препоясание чресл, на языке Писания, есть символ силы и боевой готовности ( Пс.44:4 ; Иер.1:17 ), так, напротив, снятие пояса и ослабление чресл составляет признак бессилия и бесполезности ( Ис.5:27 ; Дан.5:6 ). «Чтоб отворялись... двери и ворота не затворялись». Мелкая, но характерная деталь; действительно, как показывают современные раскопки на месте древних ассиро-вавилонских городов, все они окружались стенами, в которых находилось по несколько массивных ворот. В частности, город Вавилон, по свидетельству Геродота (1, 179), имел до ста медных ворот ( Пс.106:16 ), на что, по-видимому, и дается намек в следующем стихе (2 ст.). Ис.45:2 . Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; «Я пойду пред тобою и горы уравняю». Под «уравненными горами» здесь символизируются покоренные царства и народы ( Ис.40:4 ; ср. Ис.2:14 ). Ис.45:3 . и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты по­знал, что Я Го­с­по­дь, называ­ю­щий тебя по име­ни, Бог Израилев. «И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства». Лучшей иллюстрацией буквального исполнения этого пророчества служит общественный рассказ о богатствах Креза, царя Лидийского, доставшихся Киру, по праву завоевателя (Герод. 1, 30. 2. 84 и Ксеноф. Кирп. VII, 2. 11). Не меньшие сокровища достались ему и в Вавилоне ( Иер.50:37 ; Иер.51:13 ). «Дабы ты познал, что Я Господь». Вот первая цель особого возвышения Кира, чтобы он сам из размышления о необычайных своих успехах пришел к заключению о помощи ему со стороны истинного Бога. И она вполне была достигнута, как это видно из начальных слов указа Кира, приводимых у Иосифа Флавия: «после того, как Величайший Бог вселенной явил меня царем, я убеждаюсь, что это есть именно Тот, Которому поклоняется народ израильский: ибо Он именно через пророков предрек имя мое, а вместе и то, что я созижду храм Его в Иерусалиме, в стране Иудейской». (Иуд.Древн. 11:1)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3 февраля. Мы часто и ежедневно забываем, что здешняя жизнь коротка, здешние блага – сон, преходят быстро, что есть жизнь вечная и блага непреходящие. Оттого в нашей жизни тьма несообразностей и всё поставлено вверх дном: тело и телесные блага вверху, а душа и ее потребности внизу, а иногда и снизу прогнаны – нет их! Вечер, 3 февраля. Благодарю Господа, даровавшего мне радость спасения Своего на панихиде в доме Анисимова по Екатерининской улице, когда я, отягченный в значительной степени виноградным вином, был бессилен в сердце бороться с врагом бесплотным, боровшим боязнию, страхом, и сомнением, и бессилием в выговаривании знакомых возгласов, коих несколько я пропустил с намерением. Помолился я на коленях усердно Господу о помиловании меня и помощи – и прииде помощь от Господа. Я одолел врага и сказал ектению и отпуст непреткновенно, и отошел хмель, и исчезло опьянение, явилось дерзновение. Сия измена десницы Вышняго 106 [ Пс.76:11 ]. Любовь к миру, к плоти, к земным благам, так называемым, охлаждает человека к Богу, к ближнему, ко спасению души и душ человеческих, ослепляет, расслабляет душу, двоит ее, и это раздвоение убийственно для ней, растлевает ее. Напротив, всецелая любовь к Богу, к ближним, к душевному спасению оживотворяет душу, окрыляет, просвещает, укрепляет ее, радует ее радостию неизглаголанною. А между тем мы все почти страдаем грешною любовию к миру и его удовольствиям, раздвоением души, созданной просто, не двойственно (не можете Богу работати и мамоне [ Мф.6:24 ]), тяготеем более к миру, чем воспаряем к Богу. Оттого при совершении самой литургии, Божественной, пренебесной, животворящей, страшной, всепросветительной, всеискупительной, вселюбительной, мы стоим часто холодные, обремененные цепями разных мирских пристрастий, сердце имея окамененное, нечистое, влекущее к земле, к любви вещей, недостойных бессмертного духа, обоженного Искупителем. Благодарю Господа за путь тесный, прискорбный, наказательный, вразумительный, чистительный, ибо, шествуя этим путем, я делаюсь внимательнее к заповедям Божиим, осторожнее в жизни, в мыслях, желаниях, словах, намерениях, поступках, острозрительнее, предусмотрительнее, чище духом и телом, всегда, на всякий час ближе к Богу и к вечному животу и блаженству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Эта сила в святоотеческих творениях имеет несколько синонимичных наименований: рассудительная, мыслительная, словесная, познавательная. Разумная сила – это не ум, хотя они и связаны между собой теснейшим образом. Из современных терминов ближе всего к святоотеческому пониманию рассудка термин «интеллект» или «интеллектуальная способность» как способность к анализу, суждениям и заключениям. Разумная сила души служит целям приспособления к окружающему миру. Она еще называется у святых отцов «естественный» разум, а после грехопадения – «плотской» разум. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения в основном ограничены чувственным миром. О сверхчувственном мире рассудок догадывается или получает ведение от ума: « Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связавшись с умом (νος)» с. 1029]. Согласно святому Дионисию Ареопагиту , рассудок не способен к единому простому цельному знанию. Поскольку после грехопадения естественные силы человека повредились, то повредился и рассудок, поэтому во всех своих самостоятельных построениях он содержит ошибки. В Священном Писании говорится, что здравый рассудок можно потерять: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» ( Втор.32:28 ). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным ( Лев.5:4 ; 1Пар.21:8 ; Пс.106:17 ; Мф.7:26 и др.) или сделать свой рассудок лукавым: «Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше» ( Лук.20:14 ; Мф.21:25–27 ; Мар.8:16–18 ). Здравый рассудок – это сокровище, которое нужно добыть, сохранить здоровым и преумножить: «Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность » ( Прит.3:21 ; Ср.: Прит.1:4 ; Прит.2:11 ). Правильные рассуждения могут приблизить человека к познанию Бога: «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ; 2Кор.5:14 ). Дар богоугодного рассуждения является одним из высших даров для православного подвижника. Избавиться от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины – Христом.

http://azbyka.ru/ponyatiya-um-razum-rass...

Зах.5:7–8 . И се талант оловян 3 вземляйся: и се жена едина седяше посреде меры. И рече: сия есть беззаконие, и верже ю в средину меры, и вверже талант оловяный во уста ея. Добродетель слово Божие уподобляет бисером: «подобно есть царствие небесное человеку, ищущу добрых бисерей» ( Мф.13:45 ); наказание же греха священное писание называет оловом. Оно по природе тяжело, но весьма тяжко и бремя греха. И сему научает нас божественный Давид, говоря: «беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне» ( Пс.37:5 ). Посему и богомудрый Захария видит грех являющийся в образе жены; потому что много зол рождается от сладострастия; видит и наказание, как некое тяжелое олово, наложенное на уста беззаконию, по слову псаломской песни, в которой сказано: «всякое беззаконие заградит уста своя» ( Пс.106:42 ). А плод греха – стыд, так и блаженный Павел говорит: «свобождшеся от греха, поработистеся правде. Кий убо тогда иместе плод? О нихже ныне стыдитеся» ( Рим.6:18, 21 ). Посему Пророку открыто, что Бог разрешил грех народа и прекратил наказание. Именно видит Пророк ( Зах.5:9 ) двух окрыленных жен, несущихся с шумом; и крыльям вдодовым подобны были крылья их, говорит он. А вдод самая быстрая на лету птица; тело у ней мало, крылья же больше тела. Жены те, говорит Пророк, взяв оную меру, неслись по воздуху. А я вопросил божественного Ангела: Зах.5:10 . камо сия относят меру? И открыто мне, что удаляются в Вавилон, чтобы не только положить меру в городе, но и Зах.5:11 . создати ей храмину, и положити ю тамо на уготование свое, потому что, говорит Бог, не окажу Вавилону человеколюбия, как Иерусалиму определил уреченное время на запустение, и потом снова удостоил его пощады и прощения; напротив того Вавилон за великое нечестие будет нести непрестанное наказание. Читать далее Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. Часть 5. - В типографии В. Готье, 1857. - 394 с./Толкование на пророка Захарию. 78-152 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

В Лявле мощный корабль, которому не страшны житейские бури, через вселенские просторы целеустремленно и надежно движется к главной цели. В общем облике Свято-Успенского храма эта идея выражена просто, незатейливо и понятно каждому, кто приближается к храму. Первоначально в храм вело крыльцо через паперть-гульбище на консолях, которое не просто декоративно украшало его облик, но выражало важные канонические смыслы. Сень и легкость каркасной конструкции, через которую просвечивал мощный сруб, традиционно являли входящему в храм обещанные Богом милосердие и благодать на трудном пути : « Яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит, дондеже правда обратится на суд, и держащиися ея вси правии сердцем» (Пс. 93 – 14, 15). Гульбище напоминало палубу корабля. Каким был первоначальный притвор, неизвестно. Обычно при отсутствии гульбища он пристраивался как временная каркасная конструкция, символически соответствовавшая временности земной жизни. Может быть, существующий ныне притвор при входе появился во время обновлений XIX века? Он некрасив, но по крайней мере, в нынешнем виде не противоречит канону. Традиционно это первое помещение, в которое вступает входящий из бурного житейского моря. Осененному благодатью на крыльце, ему надо осознать свои грехи, чтобы затем сознательно с ними бороться. «...тьма – это оскверненная жизнь» . Поэтому притвор всегда намеренно низкий и тесный, без окон, так как здесь душа еще отягчена житейскими грехами и потому пространственно «стеснена», согласно образу Писания: «Седящыя во тьме и сени смертней, окованныя нищетою и железом, яко преогорчиша словеса Божия и совет Вышняго раздражиша» (Пс. 106 - 10,11). «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7 - 13). Такой притвор мы видим и здесь. Вероятно, при «обновлении» появилось также полукруглое оконце над дверью притвора, образ восходящего солнца, как вполне каноничное по смыслу, обещающее верующему встречу с Солнцем Правды.

http://sobory.ru/lib/5_lyavlya.html

Пс. 11 7. Когда услышишь, что хулят иные Промысл, тогда не приобщайся к их нечестию, но, обратясь к Господу, произнеси: Пс. 13 8. Если желаешь узнать, каков должен быть гражданин Небесного Царствия: Пс. 14 9. Видя угнетаемых, утешай их, молясь за них и говоря им этими словами: Пс. 19 10. Если увидишь упорство беззаконных во зле, не думай, что злоба в них от природы, как говорят, а увидишь, что они сами причиной того, что грешат: Пс. 35 11.  Если кто хочет смутить тебя и привести в боязнь, имей упование на Господа и читай: Пс. 10 12.  При гонении и поношении врагов, во множестве восстающих на тебя: Пс. 3, 24, 26, 41, 139 13.  Если желаешь укрепиться против нападающего врага: Пс. 38 14 . Видя лукавнующих, которые уготовляют тебе сети: Пс. 5, 7 15 . Если злоумышление врагов продолжается – не падай духом, как будто забыт ты Господом, но призови Господа, воспевая: Пс. 12, 25, 34, 42 16. Если терпишь скорби от нападающих и хочешь узнать пользу терпения: Пс. 39 17. Если раскаиваешься в со деланном грехе и молишь о помиловании: Пс. 50 18. Если желаешь научиться, как должно приносить благодарение Господу: Пс. 28, 104, 106, 134, 145–150 19. Желая вспомнить, какие благодеяния Божии оказаны отцам, сколь Бог благ, а люди – неблагодарны: Пс. 43, 77, 88, 104, 105, 106, 113 20. Благодарение Господу, когда Он услышал тебя в скорби: Пс. 4, 45, 74, 114 21. Когда спасен ты от врагов твоих, избавлен от гонителей своих: Пс. 9, 17 22. Видя, что Господь пасет тебя и благоустрояет путь твой: Пс. 22 23. Впав в руки врагов, и мудро избежав их, и уклонившись от зло-умышлений их: П 33 Молитвослов. Издание пятое. – Москва. Синодальная типография, 1897 год. Псалмы, выражающие чувствования верующего 1. Прославление Бога за дела творения и промысла, наипаче же за благодеяния, на человека изливаемые: Пс. 102 2. Прославление Бога за особенное хранение верующего: Пс. 22 3. Без благословения Божия невозможно иметь успеха в делах своих: Пс.126 4. Промысел Божий о верующем и избрание его для жизни вечной:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010