Если хотя бы одно лицо, хотя бы один человек был послушником и исполнителем заповедей воплощенного Бога Слова, Спасителя, Который обновил нас, — одного этого уже достаточно было бы для того, чтобы доказать нам истину: «верен Господь во всех словесах Своих» (Пс. 144:13). Но ведь с тех самых пор и до сего дня миллионы подвижников каждый день, час и каждое мгновение свидетельствуют об этой исключительной истине. Бесчисленное воинство борцов, героев этой победоносной битвы, долгим и неустанным подвигом достигло своей цели и настойчиво побуждает к этому нас. В наше время «кто премудр — сохранит сия и уразумеет милости Господни» (Пс. 106:43).    Итак, — мы вкратце разобрали вопрос о необходимости подвижничества и важности его для всей нашей общественной жизни и воспитания. Теперь же речь пойдет, в основном, о главном предмете настоящего нашего труда. Мы постараемся кратко и ясно очертить общую картину православного христианского подвижничества, ибо, как указал Господь, «одно только нам нужно» (Лк. 10:42).    Для нас, православных, христианином может считаться лишь тот, кто принимает Христа как совершенную Истину и Справедливость, как Единого Бога, Творца и Спасителя. Христианство — нечто единственное и исключительное, оно отвергает возможность компромисса, слияния или постепенного развития. На основании слов Самого Спасителя мы веруем, что «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27), «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6) и «если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24).    Мы подчеркнули важность подвижничества как наиболее удобного средства для тех, кто подвизается и стремится достичь своей цели. Однако мы не скрываем, что и преуспеяние в подвиге само по себе — не цель, а лишь одно из наиболее полезных средств. Только в благодати Божией — наш источник свободы и самого нашего воскресения. Усердие наше и стремление быть бдительными подтверждает то же, что мы уже исповедали в Таинстве Крещения: «отрекохся сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его и сочетахся Христу». Наше предпочтение и добровольный выбор — это свидетельство свободы, присущей нам как разумным существам, и подтверждение нашего богоподобного происхождения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

От этих совершенных, как бы от плодовитого корня, после произошли цветы и плоды святых анахоретов. Мы знаем, что первоначальниками такого рода жизни были вышеупомянутые святые Павел и Антоний. Они не как некоторые – по малодушию, не по нетерпеливости, а по желанию высшего совершенства, для божественного созерцания удалились в сокровенные места пустыни, хотя говорят, что первый из них ушел в пустыню по необходимости, избегая наветов своих родственников во время гонения. Таким образом, из сказанного рода жизни произошел другой род совершенства, последователи которого называются анахоретами, т. е. отшельниками, потому что, не довольствуясь той победою, какую одерживали над сокровенными кознями дьявола, желая вступить в открытую войну с демонами, не боялись проникать в отдаленные места обширной пустыни, именно в подражание Иоанну Крестителю, всю жизнь проводившему в пустыне, а также пророкам Илии, Елисею и тем, о коих апостол говорит: «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:37–38 ). И в псалмах образно говорится: «да скажут избавленные Господом, которых Он избавил от руки врага. Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города; терпели голод и жажду, душа их истаивала в них. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их» ( Пс.106:2, 4–6 ). И пророк Иеремия так говорит о них: блажен, кто несет иго от юности своей, сядет уединенно и будет безмолвствовать, ибо он возвысится над собою ( Плач 3:27–28 ). Они расположением и делом воспевают слова Псалмопевца: «я уподобился пеликану в пустыне; не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле» ( Пс.101:7–8 ). Глава 7. О начале и жизни сарабаитов Когда христианская церковь имела эти два рода монахов и когда это звание мало-помалу стало приходить в худшее состояние, возник тот самый худший и неверный род монахов, или скорее выросло то ожившее вредное насаждение, которое, в начале церкви происходя от Анании и Сапфиры, было посечено строгостью апостола Петра, и которое между монахами столь долго считалось гнусным и отвратительным, ни у кого не было в употреблении, пока продолжался запечатленный в памяти верных страх того строгого суда, по которому блаженный апостол указанных виновников нового злодеяния не стал исцелять покаянием и удовлетворением, но поразил гибельное произрастание скорой смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

Утверждение, что миссиология – это богословие миссии, верно, но ограничено, не исчерпывает сути предмета. В конце настоящей главы приводится вариант программы курса миссиологии для семинарий, являющихся высшими учебными заведениями. Эта программа отчасти объясняет, что же такое богословие миссии – миссиология. Однако и само понятие «миссия» требует комментария. Что такое миссия Богословское осмысление понятия “миссия” зиждется не только на новозаветном понимании апостольского служения, не только на экзегезе слов Спасителя: «Идите и научите все народы…» ( Мк.16:15 ). Уже в Ветхом Завете служение пророков (первый из них – Моисей) существенно для понимания того, что такое миссия Израиля, который был призван стать народом-ориентиром для всего человечества. Через него к участию в спасении призваны и другие народы. В богословии Ветхого Завета уже открыта сущность посланничества, миссии. Бог посылает Свое Слово исполнить на земле Его волю ( Ис.55:11 ;  Пс.106:20; 147:4 ;  Прем.18:14 ). Он посылает Свою Премудрость помогать человеку в его трудах ( Прем.9:10 ); посылает Духа Своего обновить лицо земли ( Пс.103:30 ) и возвестить Его волю людям ( Прем.9:17 ). Таковы предвозвестия Нового Завета. После величайшего из пророков Иоанна Крестителя Иисус Христос является перед людьми как Посланец Божий, и единственное желание Иисуса – исполнять «волю пославшего Его» ( Ин.4:34 ), «делать дела Пославшего» ( Ин.9:4 ). Миссия Иисуса продолжается посланничеством, миссией апостолов – учеников Спасителя, круг которых не ограничен непосредственными учениками и спутниками Иисуса. Апостол Павел услышал от Спасителя: «Иди, потому что Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян.22:21 ). Все апостолы и вся Церковь призваны к миссии, выполняется же эта задача силой Святого Духа. Пятидесятница входит в христианский опыт и завершает откровение тайны Бога – Дух Святой входит в историю человечества так, что человек внутренне преображается, в нем восстанавливается подобие Божие. Как далеко ушел от богословского понимания общеупотребительный смысл слова “миссия”, и каков его общепринятый смысл в современном русском языке? Согласно толковому словарю 8 основные значения следующие:

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-missiolog...

и сказал: «Жив Бог – и жива душа моя; я тебе говорю: отдай!» Мать в ужасе проснулась и в тот же день рассказала свой сон священнику о. Николаю Лаврову. Последний, выслушав ее, показал ей портрет архимандрита Макария, основателя Алтайской миссии, и в этом портрете мать моя, к своему удивлению, узнала именно того старца, которого видела во сне. После этого она согласилась отпустить меня на Алтай, и так была решена моя участь» С. 11–20]. Поистине отеческая забота преподобного Макария о новокрещенных, унаследованная его учениками и преемниками, сделала возможным тесное, почти родственное единение паствы со своими наставниками. Как отмечал епископ Макарий (Невский) , миссионеры были для новонасажденной христианской общины на Алтае «и учителями, и врачами, и невольными судьями или разбирателями их споров семейных и общественных, устроителями их хозяйственного и общественного быта, естественными защитниками их от обижающих и притесняющих и печальниками о скорбящих и болезнующих» С. 4]. Преподобный Макарий не только положил начало обращению ко Христу народов, обитавших на Алтае, но и посеял в их среде семена гражданственности и культуры, став, таким образом, провозвестником и носителем православно-русской культуры на одной из наиболее отдаленных окраин России. Деятельность основанной им миссии способствовала становлению национальной культуры народов Алтая и Горной Шории: просвещая эти народы в духе евангельской кротости, миссионеры не только создали алтайскую письменность и выпустили первые книги на их родных языках, но и строили школы и больницы, обучали местное население ремеслам и земледелию, знакомили с русской культурой. Известно, что первое поколение алтайской и шорской интеллигенции – священники, учителя, врачи, писатели, художники были воспитанниками миссионерских школ либо детьми алтайцев-миссионеров 169 . Распространяя свет Христовой Истины среди племен и народностей Горного Алтая, миссия собрала, сблизила и духовно объединила их: в начале XX века родственные по языку и обычаям народности, населявшие Горный Алтай, консолидировались, и их стали именовать алтайцами. В конце XIX века протоиерей И. Сперанский писал: «В редкой избе алтайского христианина не найдется на почетном месте изданного миссией литографированного портрета отца Макария» С. 31–32]. Это свидетельство не есть ли лучшая оценка просветительских трудов Преподобного на Алтае! Благодаря подвигу двух выдающихся благовестников первой половины XIX века – преподобного Макария и святителя Иннокентия (Вениаминова) – была возобновлена прерванная со времен святителя Стефана Пермского кирилло-мефодиевская миссионерская традиция в Российской Церкви. Как и святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, они сами шли к седящим во тьме и сени смертной ( Пс.106:10 ), выискивая «погибающих овец дому Божия по дебрям, ущельям и лесам» С. 1–7], изучали их язык, переводили на него Священное Писание и богослужение, проповедовали на их родном языке, открывали школы и больницы, заботились о их житейских нуждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

89:4); но «избавь меня от сети ловца и от заразы, опустошающей в полдень» (Пс. 90:3, 6), чтобы я, будучи «насажден в доме Господнем, цвел, как» финиковая «пальма, и возвышался, как кедр на Ливане» (Пс. 91:13—14), «на долгие дни» (Пс. 92:5). Будь «мне защитой и твердыней убежища моего» (Пс. 93:22), Боже мой, «великий Царь над всеми богами» (Пс. 94:3). Когда будешь «судить вселенную по правде и народы — по истине Своей» (Пс. 95:13), да наслажусь веч-ным «светом, сияющим на праведника, и веселием» (Пс. 96:11) с правыми сердцем, да спасет меня «десница Твоя и мышца святая Твоя» (Пс. 97:1). Восседающий «на херувимах» (Пс. 98:1), сделай, чтобы я «шел пред лице Твое с восклицанием» (Пс. 99:2), «в непорочности сердца моего посреди дома моего. Сердце развращенное да удалится от меня» , но да будут «глаза мои» (обращены) «на верных» святых «Твоих» и да буду жить с ними, «ходя путем непорочности» , когда Ты по суду «искоренишь из города Твоего всех делающих беззаконие» (Пс. 100:2, 4,6, 8). «Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня, в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое (Пс. 101:2—3)» . Будь милостив ко мне во всех делах моих, «избавь от могилы жизнь мою» , наполни «благами желание мое» (Пс. 102:4—5). Призирающий «на землю и она трясется» (Пс. 103:32), Выведший «народ Свой в радости и избранных Своих в веселии» (Пс. 104:43), помоги мне «хранить суд и творить правду во всякое время» (Пс. 105:3); выведи меня «из тьмы и тени смертной» (Пс. 106:10), да «готовым сердцем буду славить и воспевать Тебя» (Пс. 107:2, 4). Сотвори со мною знамение во спасение «ради имени Твоего: ибо блага милость Твоя» (Пс. 108:21), да «во благолепии святыни» (Пс. 109:3), «в совете праведных и в собрании» (Пс. 110:1) «правда моя пребудет вовеки и рог мой вознесется во славе» (Пс. 111:9). И когда Ты повелишь мне «бедному подняться из праха и из брения возвысишь нищего» (Пс. 112:7), «я благословлю Тебя отныне и вовек» (Пс. 113:26) и «буду ходить пред лицем Твоим на земле живых» (Пс. 114:9). «Разреши узы мои» (Пс. 115:7), «ибо велика милость Твоя» (Пс. 116:2). Когда «в тесноте воззову к Тебе, Господи, услышь меня» (Пс. 117:5), (дав мне) простор. «Укажи мне, Господи» , чтобы я жил и «пути уставов Твоих держался до конца. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Я заблудился, как овца потерянная» (Пс. 118:33—34, 176); взыскав, «избавь душу мою» (Пс. 119:2). «Охрани выхождение мое и вхождение мое» (Пс. 120:8), да «станут ноги мои во вратах Твоего Иерусалима» (Пс. 121:2). «К Тебе возвожу» душу мою и «очи мои, Живущий на небесах» (Пс. 122:1): «избавь душу мою из сети ловящих» (Пс. 123:7), чтобы я «не простер рук своих к беззаконию» (Пс. 124:3). «Да будут уста мои полны веселия и язык мой — пения» (Пс. 125:2). «Не оставь меня в стыде» (Пс. 126:5) и «благослови меня с Сиона, чтобы увидел я благоденствие Иерусалима» (Пс. 127:5); «да постыдятся все ненавидящие Сион» (Пс. 128:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

При этой вере понятно, что промыслительного попечения Божия, по взгляду псалмопевцев, не лишается ни один народ на земле. Если обо всех тварях Господь печется, одевает, греет и питает их, то тем большее Его попечение проявляется о народах, населяющих землю. Моав, Аммон, Амалик, Ефиопия, Тир, Сава, и другие страны и вообще все народы земли сотворены Богом ( Пс. 85:9 ), находятся во власти и попечении Иеговы, живут, становятся могущественными и гибнут по Его воле. Поэтому, как все твари, так и все царства земли приглашаются псалмопевцами петь и прославлять Иегову – своего Творца и Промыслителя ( Пс. 59:10–11 , Пс. 66 , Пс. 67 , Пс. 33 , Пс. 82:7–19 , Пс. 95 и Пс. 116 ). Тем более несомненны и многообразны следы и доказательства Божественного промышления об избранном еврейском народе. Израиль, по приглашению псалмопевцев, обязан, не только лично и как-бы для себя и про себя, а во всеуслышание и даже странствуя по всем народам, прославлять Иегову, возвещать во языцех дела Его и славу Его ( Пс. 9:12, 61:10, 95:3 ). Действительно, вся история Израиля, по взгляду псалмопевцев, есть непрерывный ряд дел Божиих и чудес Его. Начиная с периода патриархов и до возвращения из вавилонского плена и построения второго храма и Иерусалима включительно, – все события этого времени суть дела Божии ( Пс. 43 , Пс. 77 , Пс. 88 , Пс. 104Пс.106 , Пс. 121 , Пс. 123 , Пс. 125 , Пс. 135 , Пс. 147 ). Посему Иудеи, и на верху славы и в «стране шакалов», т. е. в плену, должны постоянно помнить о попечении о них Иеговы и Ему усвоять, как свою славу, так и унижение ( Пс. 43:20 , Пс. 73Пс. 79 ). Но с гораздо большей подробностью псалмопевцы останавливаются на промышлении Божием о каждом человеке. Всем, здесь присутствующим без сомнения, известен классический в этом отношении 90-й псалом. Приведу, поэтому, лишь некоторые более характерные места его. С какой глубокой верой и какой сердечной теплотой псалмопевец начинает свою речь о живущем в помощи Вышняго! С какой наглядностью и проникновением в тайники сердца верующего человека псалмопевец, далее, описывает постоянное его упование на Бога и попечение о нем Бога! Для человека Бог есть кров, заступник и прибежище.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Господь, приветствуя собравшихся, назвал всех без исключения нищими духом… Одновременно Он «называет собравшуюся пред Ним толпу счастливой … в виду предстоявших для нее возможностей с полным и открытым сердцем и неповрежденным и неизвращенным умом воспринять христианские истины, которые есть самый дух. Ей, этой толпе, которую забросили тогдашние религиозные учители, принадлежит Царство Небесное… Таков ближайший, непосредственный смысл первого блаженства, вполне понятный слушателям Христа и усвоенный ими». В.П. Лопухин полагает, что наиболее адекватное толкование слов «нищие духом» возможно через славянское «смиренные», избранное переводчиками для передачи греческого выражения «нищие духом противления», используемого многими святыми отцами и учителями Церкви. Но, пишет он, это слово применимо лишь при «элементарных объяснениях этого выражения», ибо такой перевод не «вполне достаточен». Для адекватного понимания слов Христа следует постоянно помнить о языке, на котором Он говорил. На древнееврейском и арамейском «нищие духом» произносится как анавим аруах. Анавим – множественное от «ани» (бедный, нищий). Это слово со временем приобрело различные значения: «не имеющий никакого влияния или силы, помощи или престижа, потому что нищий»; «угнетенный и притесняемый, потому что нищий» и, наконец, «тот, кто не имея никаких земных благ, уповает полностью на Бога». Таким образом, слово «ани» стало употребляться для характеристики человека, полностью доверившегося Богу, смирившегося перед Ним. Именно в таком смысле использует это слово (в Синодальном переводе – «нищий» или «бедный») псалмопевец, когда говорит: «Сей нищий воззвал – и Господь услышал и спас его от всех бед его» ( Пс.33:7 ); «Ибо не навсегда забыт будет нищий…» ( Пс.9:19 ); «Бог избавляет нищего» ( Пс.34:10 ); «… по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного» ( Пс.67:11 ); «Да судит нищих народа…» ( Пс.71:4 ); «Бедного же извлекает из бедствия…» ( Пс.106:41 ); «… нищих его насыщу хлебом» ( Пс.131:15 ); «Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его» ( Пс.13:6 ).

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

«Ибо вечный дар с радостью – воздаяние Его», такова прибавка в Гр. гл. (55, 106, 253, 254). В Лат. этой прибавки нет, но там конец 9 стиха читается иначе и присоединяется четвертое обращение к «боящимся Господа»; «Боящиеся Господа, надейтесь на Него, и в утешение вам придет милосердие. Боящиеся Господа, любите Его, и будут просвещены сердца ваши». 10–11. Увещание терпеливо переносить искушение сопровождается ссылкою на древние примеры, доказывающие, что праведник никогда не был покинут Богом, как и в Пс. 36, 25 говорится: «юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы». Сын Сирахов приглашает своих читателей взглянуть на прежние роды, обратиться к истории, чтобы видеть, что не было случая, когда верующий Господу был посрамлен в этой своей вере, или когда человек, живущий благочестиво, в страхе Божием, был оставлен Господом, или когда Господь презрел, не послушал обращенных к Нему воплей праведника о помощи в несчастии. Этого никогда не бывало, – убеждает премудрый, – по той причине, что Господь сострадателен и милостив ко всем, и тем более к благочестивым, и что он прощает грехи, «отпускает» их, φησιν, не наказывает праведника за грехи, которые он совершит по слабости человеческой, а во время скорби, при несчастных обстоятельствах, Господь спасает верующих в Него. По поводу указания сына Сирахова на предшествующее роды автор Р. 59 справедливо напоминает подобное же указание на веру предков в послании к Евреям 11 гл. Но там апостол ясно отмечает, что некоторые из предков умерли «не приемше обетований», «послушествовании бывше верою» (ст. 13, 39); в книге же бен-Сира ожидается награда праведникам еще в земной жизни, хотя бы и при последних днях ее (ср. 1, 13, 2, 3). Сл.: «Воззрите на древние роды и видите, кто верова Господеви и постыдеся? или кто пребыст в страсе Его и оставися? Или кто призва Его и презре и? Зане щедр и милостив Господь, и оставляет грехи, и спасает во время скорби». Гр. гл. (70, 106, 248, 253, Cpl) в 11 стихе прибавляет еще два термина в описании милосердия Божия: сострадателен и милостив Господь, «долготерпелив и многомилостив», – эти термины заимствованы из Ион. 4, 2 , Пс. 102, 8, 144, 8 , Неем. 9, 17 . Лат. передает 11 стих. подробнее: «ибо благ и милосерд Бог , и отпускает грехи в день напасти, и есть заступник всем ищущим Его во истине».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Непоколебимость Когда в раствор добавляют известь – он становится прочным, Когда раскаленное железо опускают в воду – оно становится крепким. Когда человек переносит страдания – он становится терпеливым, Когда сердце погружается в Истину – оно становится непоколебимым. 10. «Он избавит тебя от сети ловца…» (Пс. 90:3). Не попасть в ловушку Не забредешь в овраг – не вспугнешь ворон, Не пойдешь по задворкам – не наткнешься на грабителей, Не увлечешься страстью – не впадешь в привязанность, Не допустишь мысли о суетном мире – не попадешь в ловушку. 11. «Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои…» (Пс. 106:17). Не вини других Не вини дождь, если крыша течет, Не вини лужи, если обувь худа, Не вини кота, если кладовка открыта, Не вини других, если сам виноват. 12. «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.» (Пс. 118:33) Держись только добр а Ртуть отталкивает камни, но растворяет золото, Сито просеивает муку, но не пропускает сор, Дирижер оркестра не терпит ни малейшей фальши. Не принимай в сердце ни одной дурной мысли, держись только добра. 13. «…Ты воздаешь каждому по делам его.» (Пс. 61:13). Уходя из жизни Уходя из сада, мы забираем с собой не деревья, а плоды. Уходя из жизни, мы забираем с собой не тело, а дела. 14. «Блажен человек, которого сила в Тебе…» (Пс. 83:6). Сердце в молитве 1Овцы, собравшись вместе, копытами растаптывают змей, Ласточки, объединившись в стаю, прогоняют ястребов, Лоси, став в тесный круг, отгоняют волков, Сердце, собрав свои силы в молитве, прогоняет всякое зло. 15. «Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.» (Лк.6:24). Богатый заимодавец Богатый человек жалуется своим знакомым: «Плохи мои дела. Я, можно сказать, совсем нищий». – «А что такое?» – «Как что? У Ивановых – три миллиона, у Петровых – пять миллионов, у Сидоровых – десять миллионов». – «А у вас?» – «А у меня остался только один миллион. Что делать? Ума не приложу». – «А зачем вы чужие деньги считаете? Считайте свои». – «Так это же я им занял».

http://isihazm.ru/1/?id=131

«Ибо Он напитал душу истощенную и душу алчущую насытил благами...: сидящих во тьме и тени смертной, окованных нищетою и железом» ( Пс.106:9–10 ). 2. И иудеев, томившихся в рабстве и озлоблении и истаевав­ших от (духовного) голода, освободил Господь от тяготевших над ними бедствий, и всякую человеческую душу Он напитал бо­жественным учением, освободил от мрака неведения и просветил светом богопознания, а покрывавшую нас тень смерти рассеял, по­дав надежду воскресения и разорвав крепкие узы греха. «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, – говорит Премудрый, – и в узах греха своего он содержится» ( Притч. 5:22 ). И: «горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех – как бы ремнями колесничными» ( Ис.5:18 ). А душой пустой в собственном смысле можно назвать ту душу, языческую или иудейскую, которая ли­шена духовной пищи. «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ). Ведь и это пища, и притом самая лучшая пища, почему и говорил Христос: «блаженны алчущие и жаждущие правды» ( Мф.5:6 ). Все это сделал Христос, насытив вселенную такою пищею. Тенью смерти ты, не погрешая, можешь назвать идолослуже­ние и дела безбожия, потому что они закрывают для нас истинную жизнь. Ими мы издавна огорчали Бога и раздражали совет Вышняго. В самом деле, должно было в величии и красоте тварей созерцать Родоначальника всего и в создании мира уразумевать невидимую силу Его и божество, а мы, как слепые, пребывая во тьме и сени смерт­ной, связанные и ослепленные в отношении разумных сил души, «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» ( Римл.1:23 ). «Так как они противились словам Божиим и совету ...Вышнего не покорялись, то у смирено было трудами сердце их, и они изнемогли, и не было у них помощника» ( Пс.106:11–12 ). Причиной всех этих бедствий и для иудеев и для всех людей служит грех. И те в отмщение за грехи преданы были в рабство вавилонянам, и все люди подпали тяжести труда после преступления заповеди, по­тому что тогда услышал Адам эти слова: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:17–19 ). Среди таких несчастий, они не нашли никакого разрешения от окружавших их зол, но Пре­давший их в эти бедствия Сам даровал им и освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010