Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах (Кол. 4:1). Святой Златоуст об этом Господь наш называет рабов наших братией Своею, нам тем более это подобает (Беседа 2 на Послание к филиппийцам). XIX. Страх Божий   Бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне (Мф. 10:28). Скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк. 12:5). И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1:17–19). Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2:12). Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр. 10:31). Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все живущие во вселенной (Пс. 32:8). Начало премудрости – страх Господень (Пс. 110:10). Блажен муж боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит (Пс. 111:1). Какой человек боится Господа? Ему Он даст закон для пути, какой Ему угоден. Душа его среди благ водворится, и семя его наследует землю (Пс. 24:12–13). Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом (Пс. 2:12). Сколь велико множество благости Твоей, Господи, которую Ты сокрыл для боящихся Тебя (Пс. 30:20). Вот очи Господни над боящимися Его, уповающими на милость Его, дабы избавить от смерти души их и пропитать их во время голода (Пс. 32:18). Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их (Пс. 33:8). Бойтеся Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его (Пс. 33:10). Ты дал боящимся Тебя знамение, чтобы убежали от лука (Пс. 59:6). Так, близко к боящимся Его спасение Его (Пс. 84:10). Утвердил Господь милость Свою на боящихся Его (Пс. 102:11). Милость же Господня от века и до века на боящихся Его (Пс. 102:12). Боящиеся Господа уповали на Господа: Он Помощник и Защитник их (Пс. 113:19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Пс.77:5.   И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим. Пс.77:6.   Яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведят я сыновом своим. Пс.77:7.   Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеди Его взыщут. Пс.77:8.   Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй, род иже не исправи сердца своего, и не увери с Богом духа своего. «Род строптив» — сердце непостоянное: то к Богу, то к Моисею, то к тельцу, то к другим идолам (Феодорит). Пс.77:9.   Сынове Ефремли наляцающе и стреляюше луки, возвратишася в день брани. Особенно неверно Богу было колено «Ефремово» , которое само впало в идолопоклонство золотым тельцам и вовлекло в него и другие 9 колен. За эту измену Бог лишил их мужества: обладая большим искусством стрелять из лука, они, впав в малодушие, убоялись и обратились назад в день битвы (Феодорит). Пс.77:10.   Не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити. Пс.77:11.   И забыша благодеяния Его, и чудеса Его, яже показа им. Пс.77:12.   Пред отцы их, яже сотвори чудеса в земли Египетстей, на поли Танеосе. В немногих словах Пророк напомнил им все чудеса, за забвение которых он их упрекает. «Поле Танеосе» — это обширнейшее владение фараона, находившееся вблизи города «Таниса» , столицы царства фараона (Златоуст, Феодорит). Пс.77:13.   Разверзе море, и проведе их: представи воды яко мех. Пс.77:15.   И настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня. Пс.77:15.   Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе. Пс.77:16.   И изведе воду из камене: и низведе яко реки воды. Пс.77:17.   И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней. Пророк обвиняет иудеев в том, что они, получая такие чудеса, продолжали грешить против Чудотворца, оставаясь неблагодарными Щедродавцу (Златоуст, Феодорит). Пс.77:18.   И искусиша Бога в сердцах своих, воспросити брашна душам своим. Они вознамерились искусить Божию силу и, захотев пищи, не просили ее, но жаловались на Бога, как якобы не могущего пропитать их (Феодорит).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

32:1), в памяти вечной будет праведник (Пс. 111:6), и род правых благословится (Пс. 111:2). Сколь славны для меня друзья Твои, Боже. как утвердилось их владычество (Пс. 138:17). Апостол Павел сказал: »Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь« (Флп. 4:4). Вот слова праведника: «Я смирился, и Господь спас меня, поэтому возвратись, душа моя, в покой твой, ибо облагодетельствовал тебя Господь. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения (Пс. 114:7—8); я угодил Господу в стране живых. Это покой мой навеки, здесь вселюсь (Пс. 131:14); желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия (Пс. 83:11). Когда приду и явлюсь перед лицом Божиим с гласом радости и славословия празднующего сонма? (Пс. 41:5). Не умру, но жить буду и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа (Пс. 117:17—19), говоря: Господи, Боже сил! (Пс. 83:9). Как вожделенны жилища Твои (Пс. 83:2). Желает душа моя скончаться во дворах Твоих, ибо день один во дворах Твоих лучше тысячи (Пс. 83:11), ибо тысяча лет пред очами Твоими, как день вчерашний, когда он прошел (Пс. 89:5). Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41:1—2), ибо у Тебя жилище всех наследующих веселье и у Тебя источник жизни. Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя (Пс. 83:5). Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5:5) и будут обладать ею».    Воистину, праведные, кроткие и смиренные сердцем наследуют землю тихую и безмолвную, всегда веселящую и услаждающую не только тела, но исполняющую неизреченного веселья саму душу, и на ней будут жить вечно. Ради этой земли Преподобный отец наш Сергий презрел все прелести здешнего мира, к ней одной он стремился и ее одну прилежно искал — землю кроткую и безмолвную, землю тихую и безмятежную, прекрасную землю, исполненную утешения, как сказала Сама Истина в святом Евангелии: «Ищите, и найдете жемчуг драгоценный, стучите, и отворят вам» (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Величание: Величаем Тебя, Жизнеподатель Христе, и взываем Тебе: «Осанна в вышних, благословен Идущий, во имя Господне». Стихи из псалмов: Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле. Слава Твоя простирается превыше небес. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, чтобы сделать безмолвным врага и мстителя (Пс. 8, 2–3). Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого (Пс. 9, 6). Камень, Который отвергли строители, сделался главою угла; это от Господа и есть дивно в очах наших (Пс. 117, 22). Господь на Сионе велик и высок Он над всеми народами (Пс. 98, 2). Там сокрушил Он стрелы лука (Пс. 75, 4). Услышал Сион и возвеселился и радуются дщери иудейские (Пс. 47, 12). Чтобы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его во Иерусалиме (Пс. 101, 22). Ибо спасет Бог Сион, создаст города Иудины (Пс. 68, 36). Тебе, Более, принадлежит хвала на Сионе и Тебе воздастся обет во Иерусалиме (Пс. 64, 2). Благословен Идущий во имя Господне. Бог Господь и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника (Пс. 117, 26–27). Во дворах дома Господня, посреди тебя, Иерусалим (Пс. 115, 10). Господь будет царствовать вовеки, Бог Твой, Сион, в род и род (Пс. 145, 10). Хвала Ему пребудет во век (Пс. 110, 10). Прокимен, гл: 4. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу. Стих: Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле (Пс. 8, 3.2). Стихира после Св. Евангелия гл. 2: Ныне Христос входит в город Вифанию, сидящий на молодом осле, уничтожая неразумное поклонение твари в обоготворении природы. Канон, гл. 4. Песнь 1 Ирмос: Источники бездны явились неимеющими влаги, и открылось дно волнуемого бурею моря, ибо Ты мановением запретил его волнение и спас избранный народ, поющий победную песнь Тебе, Господи. Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Тропари 1. В устах незлобивых и грудных младенцев устроил Ты хвалу Твоих служителей, чтобы низложить противника и воздать крестным страданием за падение древнего Адама, а древом креста восстановить его, поющего победную песнь Тебе, Господи.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Под именем «Господи воззвах» (Κριε ξκραξα) разумеются четыре псалма — во главе со 140 «Господи воззвах», 141 «Гласом моим ко Господу воззвах», 129 «Из глубины воззвах к Тебе Господи» и 116 «Хвалите Господа вси языцы». Из этих псалмов наиболее подходит к вечеру и его службе пс. 140, так как певец в нем просит Бога принять молитву его, как вечернюю жертву; это прошение, как и все содержание псалма, показывает, что псалом воспет Давидом, которому он приписывается и в еврейской Библии, вдали от храма в одно из гонений, почему псалом вообще заключает молитву об избавлении от врагов ради праведности преследуемого. Однородный с ним по содержанию и обстоятельствам происхождения пс. 141 («учение Давида, молитва его, когда он был в пещере») развивает и усиливает эту молитву (там «Господи, воззвах к Тебе» — здесь: «гласом моим ко Господу воззвах», «пролию пред Ним моление мое»). Молитва 141 пс, в свою очередь, усиливается в 129 пс. (там: «гласом моим… воззвах», здесь: «из глубины воззвах», не просто «услыши мя», как в пс. 140, или «вонми молению моему», как в пс. 141, а: «да будут уши Твои внемлюще»). К 129 пс. присоединяется краткий, в 2 стиха, пс. 116, развивающий последнюю мысль 129 пс. «Яко у Господа милость…»: «Яко утвердися милость Его на нас…». Все эти псалмы, не говоря о том, что заключают мысль о замене ветхозаветной жертвы духовною, приложимы к страждущему и восторжествовавшему над Своими врагами Спасителю, особенно некоторые выражения, как: «Изведи из темницы (гроба и ада) душу мою», — стих, с которого так кстати и начинается пение воскресных стихир, «Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне» (праведники в аду ждали, чем окончится дело Христово), «Смотрях одесную и возглядах и не бе знаяй мене» (расточение апостолов при страданиях Спасителя), «Яко толща земли проседеся на земли» (прорыв коры земной при землетрясении). Об употреблении на вечерне 140 пс. говорит уже св. Иоанн Златоуст (Вступит. гл., с. 145). Этот псалом, должно быть, разумеют Апостольские Постановления (IV–V вв.) под именем «светильничного» (πιλχνιος) псалма, начинающего вечерню и исчерпывавшего ее ветхозаветный материал (там же, 147). В «Каноне антифонов псалмов», приписываемом Константинопольскому патриарху Анфиму (VI b.), этот псалом и 85-й имеют антифон: κατ λχνης («со свещника») и с 12 пс. называется λυχνακο, как и в Александрийском кодексе Библии V b. [ 328 ] Его упоминают на вечерне древнейшие Типиконы Великой Константинопольской церкви и имеют на вечерне и все восточные уставы, и все инославные чины богослужения, исключая западные, из которых римский чин имеет на вечерне все эти псалмы раз в неделю, амвросианский чин тоже, а в праздники всегда 129 пс. (см. Вступит. гл., с. 300, 301, 303). Когда не было на вечерне 103 пс. и песненных антифонов, 140 пс. был на ней в начале; отсюда, может быть, приурочение к нему каждения, которое обычно начинало службу. Начальный припев

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Пс.2:7 : сын мой еси ты, аз днесь родих тя 323 . Псалмы 3, 21 и 40, по Амвросию, предвозвещают страдания Христа 324 . Пс.15:10 – «не оставиши души моея во аде», – указывает, по нему, на воскресение 325 . Пс.30 указывает на уничижение Христа, принятие Им зрака раба 326 . Пс.35:10 , согласно с 7, 27 книги Премудрости, учит, что Христос есть сияние вечного света – Его Отца, – зеркало без порока, потому что Отец видим в Сыне 327 . Пс.44:2 говорит о происхождении Сына от Отца 328 . Пс.44:3 – о Его превосходстве над людьми 329 . Пс.68 – о Его бедности, злословиях и поношении, которые Он претерпел нас ради 330 . Пс.65псалом воскресения 331 . Пс.84 ясно пророчествует о пришествии Христа 332 . Пс.87:5 – учит, что Христос при совершении дела спасения не имел нужды ни в чьей помощи 333 . В Пс.88 Христос предызображается как царь 334 . Слова Пс.117 предызображают страдание Христа 335 . Пс.118 также часто говорит о Христе 336 . Пс.131 пророчествует о рождении Христа из рода Давидова 337 . «Короче сказать, – пишет св. Амвросий, – в псалмах мы находим всю жизнь Христа. В них он не только рождён, но и перенёс спасительные страдания, лежит во гробе, вознесён на небо, сидит одесную Отца» 338 . Все эти псалмы и места псалмов, приведённые здесь и многие другие изречения псалмов, которые встречаем в произведениях св. Амвросия, в действительности частью прямо мессианские, частью же, по крайней мере, могут быть относимы ко Христу. Писания пророческие, по воззрению св. Амвросия, во всей полноте начертало образ Христа-Мессии. Это воззрение проводится св. Амвросием везде, где касается пророческих писаний. Последние, по нему, потому и носят такое наименование, что предызображают Христа: «пророком не может быть назван тот, кто не пророчествовал о Сыне Божием» 339 . Кроме писаний пророческих, мессианские пророчества содержатся, по св. Амвросию, и в других книгах Священного Писания. Пророчество Нафана Давиду – «я возставлю семя твое после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство твое. Он построит мне дом, и утвержу престол Его на веки». ( 1Пар.17:11–13 ) – св. Амвросий относит ко Христу и приводит к тому следующие основания. Царство Соломона имело конец; не имеет конца только царство Христа, Соломон был рождён при жизни Давида; о семени же говорится, что оно произойдёт после смерти Давида 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

В начале произведений или их разделов В. часто использует одноголосное или узкообъемное звучание (тенора и басы в унисон или терцию), что связано с устной народной укр. традицией церковного «простопиния». Мелодические линии нередко имеют выразительный звуковысотно-ритмический рельеф, близкий в большей степени к рельефу народной песни, чем традиционных церковных напевов. В развертывании хоровой ткани возможны задержание тона в одном голосе, имитационные переклички голосов, охват 4 голосами значительного высотного диапазона. Сложное полифоническое письмо стилю В. не присуще; степень технической сложности соответствует уровню руководимых В. семинарского и любительских хоров. Выразительность (нередко экспрессивность) мелодики, опора на традиц. фактуру способствовали широкой известности сочинений В. на Зап. Украине (не только на Буковине) в его время. Духовное хоровое творчество В. в отличие от светского не исследовано, рукописи рассредоточены в фондах различных архивов, большая часть - в Ин-те лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Ф. 123). Арх.: Ин-т лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ (Киев). Ф. 123. 607/XI, 607/XII (дневник Воробкевича). Муз. соч.: Арх.: ОР Ин-та лит-ры им. Т. Г. Шевченко НАНУ. Ф. 123. 56-62, 74, 75, 79, 89: На церковнослав. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоустого: F-dur [и др. тональности]. 1869; G-dur. 1868; C-dur. 1869; F-dur [и др.]. 1869; C-dur [и др.]. 1870 59); D-dur [и др.]. 1889 62); C-dur [поголосники]. 1886 75); A-dur для смеш. хора. 1889; C-dur. 1886 89); Напевы из Божественной литургии св. Иоанна Златоустого, уложенныи для школ народных... 1877 г.: Для 3-голосного хора. G-dur. 1872 74); «Русска[я] литургия». F-dur [и др.]. 1869 59); Литургия свт. Василия Великого B-dur. 1868 59); «Жезл силы» (Пс 109. 2), «Ты иерей вовек» (Пс 109. 4) Es-dur. 1888; «Се, что добро» (Пс 132) G-dur. 1893; «Блажен муж» (Пс 1) B-dur: Для торжества 50-летнаго священства митрополита кир Сильвестра. 1893 57); Пс 67, 20, 85 [отд. стихи]: Для 4-голосного хора. 1868 58); Пс 90, 95, 134, 91 [отд. стихи]. 1869; «Господи, силою Твоею» (Пс 20). 1880; «Сей день, его же сотвори Господь» (Пс 117. 24), «Крепосте моя» (Пс 117. 14) C-dur. 1885 79); «Имже образом» (Пс 41. 2) D-dur. 1887; «Человек, яко трава» (Пс 102. 15), «Помяну, яко персть» (Пс 102. 14, надгробное). 1888; «На реках вавилонских» (Пс 136) E-dur. 1889; «Жезл силы» (Пс 109. 2, 3, 4) и др. Es-dur. 1889 89). На евр. тексты: [Псалмы.] 1884 79). На греч. тексты: Литургия свт. Иоанна Златоуста: A-dur [и др.]. 1868 59); e-moll, G-dur [и др.]. 1883 79). На румын. тексты: Литургия: A-dur. 1886; A-dur. 1889; B-dur [и др.]. 1885; C-dur, G-dur. 1868; Es-dur. 1869; G-dur [и др.]. 1867-1868; F-dur [и др.]. 1869; B-dur. 1869 59); C-dur [партитура, поголосники]. 1865; E-dur [и др.]. 1890 57); D-dur. 1870; D-dur. 1871; C-dur. 1870; F-dur: Для 3-голосного детского хора. 1871 61); B-dur [поголосники]. 1879 75); g-moll [и др.]. 1882 79); A-dur. 1889; A-dur. 1889; C-dur, G-dur [и др.]. 1887; c-moll [и др.]. 1885 89).

http://pravenc.ru/text/155246.html

1 находит свою параллель в Пс. 17:35 ; ст. 2 – в Пс. 17:3 и 48; ст. 5 – в Пс. 17:10 ; ст. 6 – в Пс. 17:15 ). Точно так же, как Пс. 17 отмечает конец преследований Давида Саулом, Пс. 143 возвещает наступление долгожданного утра, пришедшего на смену сгущающейся тьме( Пс. 139–142 ). 1–4 Спасение. Давид, наконец, воссел на престоле (2: народ мой) и воздает славу Господу, дивясь Его необъятным щедротам и милости к простому смертному. Твердыня моя во веки веков ( Втор. 32:4 ; 2Цар. 22:42 ; Пс. 94:1 ; Пс. 61:3 ; Пс. 88:27 ; Пс. 30:3 ). Научающий (1) – Господь не просто определяет исход битвы, Он вникает во все детали сражения («руки… персты») и военное мастерство каждого солдата. Он приводит Свой народ к победе, в том числе и тем, что обучает его военному искусству ( Втор. 7:1, 2 ; Еф. 6:10 и дал.). Милость моя, т. е. неизменная любовь Господа, Его вечный атрибут. Ограждение… прибежище… щит – соответственно: облекающая нас сила Господня, неприступная крепость, защита в бою (ср.: 2Цар. 22:3 ). Позитивное утверждение (1–2): только Бог – Спаситель, – тесно сопряжено с негативным (3–4): человек своими силами не может заслужить или своими делами заработать себе спасение. 5–11 Избавление от врагов в настоящем. В Пс. 17:10–18 используется этот образный язык (5–6) для описания деяний Господа, спасшего Давида от Саула. Здесь снова звучит мольба об избавлении от врагов. Псалмопевец обещает воздать хвалу Господу, молитва же не должна прекращаться до тех пор, пока опасность не минует. Прошлые благодеяния Господа не должны порождать в нас самодовольства (типа: Господь все устроит). Надо, чтобы они снова и снова побуждали нас обращаться за неотложной помощью к Богу. Приклони (5) – раздвинь завесу в скинии, открой вход в святилище (ср.: Ис. 40:22 ). Сойди… и воздымятся – Исх. 19:18 . От вод многих (7) – спаси от страшной угрозы ( Пс. 123:4 ). Иноплеменных (7), т. е. враждебных народов, угрожавших Давиду после его восшествия на престол ( 2Цар. 5:17 и дал.; 10:1 и дал.). Десница (8) – рука, поднятая при произнесении клятвы ( Пс. 105:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Для прокимнов восьми гласов на чтении Евангелия на воскресной Утрени использованы стихи следующих псалмов. Первый глас – “1. Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем; 2. Словеса Господня, словеса чиста ( Пс.11:6–7 )”. Второй глас – “1. Востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси, и сонм людей обыдет Тя ( Пс.7:7–8 ); 2. Господи Боже мой, на Тя уловах, спаси мя ( Пс.7.2 )”. Третий глас – “1. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную, яже не подвижится ( Пс.95:10 ); 2. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля ( Пс.95:1 )”. Четвертый глас – “1. Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас, Имене Твоего ради ( Пс.78:9 ); 2. Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам ( Пс.43:2 )”. Пятый глас – “1. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, яко Ты царствуеши во зеки (самое близкое зто 1Цар.24:21 ); 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя ( Пс.9:2 )”. Шестой глас – “1. Господи, воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас ( Пс.79:3 ); 2. Пасый Израиля, вонми, наставляяй яко овча Иосифа ( Пс.79:2 )”. Седьмой глас – “1. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесётся рука Твоя, не забуди убогих Твоих от конца ( Пс.9:33 ); 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя ( Пс.9:2 )”. Восьмой глас – “1. Воцарится Господь во век, Бог Твой, Сионе, в род и род ( Пс.145:10 ); 2. Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем ( Пс.145:1: 2 )”. Итак, для прокимнов используются псалмы – 9, 11, 43, 79, 95, 145 и, кроме того, для прокимна “Всякое дыхание...” – стихи псалмов 148–150. Следовательно, прокимны, при всей их краткости, как бы обнимают всю Псалтирь, – мы как бы всю ее мысленно прочитываем прежде, чем приступим к слушанию Евангелия. Третий вид употребления псалмов на Утрени – это новозаветное преображение их содержания. Самый характерный пример представляет 18-я кафизма, псалмы которой претворены в песни в честь Святого Духа – степенны (антифоны недели утра Осмогласника).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не может же быть, уверенно заключает он на основании мыслей и чувствований, управлявших приведенным воззванием, – не может быть, чтобы мы – народ Твой – совершенно погибли 70 и чтобы слово Твоих обетований ему и о нем не совершилось 71 ради алчности язычников нечестивых: «мы не умрем» – не исчезнем, не погибнем (сн. Плч.3:22 ), не погибнет имя наше (сн. Пс.11:6 ), но живы будем и поведаем дела Господня ( Пс.117:17 ) в новой песне, которую воспоет вся земля ( Пс.95:1 ; сн. Авв.3:1 ). Враг страшен и ужасен, и «силе его никто из нас противиться не может; но мы живем Твоим милосердием». 72 На нас лежат преступления наши и грехи наши, и от них мы истаеваем: как нам остаться в живых ( Иез.33:10 )? Но ты не по грехам нашим поступишь и не по неправдам нашим воздашь нам, но спасешь нас имени Своего ради. Ради имени Своего удержишь гнев Свой, ради славы Своей укротишь, чтобы не истребить. Умилосердишься над землей Твоей, возвратишь плен Иаковлев. Вспомнишь о Твоем сонме, который Ты приобрел издревле, искупил для Себя в наследственную державу, о горе Сионе, на которой Ты поселился ( Пс.73:2 ; Пс.84:2 ; Пс.102:10 ; Пс.105:8 ; Ис.48:9 ) 73 . Дышащая в этом молитвенном и пророческом воззвании, как и впоследствии в воззвании молитвенном и хвалебном (3, 1), вера, которой живет праведник (сн. Авв.2:4 ), вера в божественное избрание израиля, помогает пророку и положительно определить значение угрозы Божией: «Иегова! Ты (конечно, только) на суд воздвигнул его» – чтобы через него судить, а не губить народ Твой избранный, – в научение правде, не на погибель (по различению этих понятий у Иер.46:28 ); воздвиг его, как исправляющий, но не истребляющий жезл гнева Твоего ( Ис.10:5 ). «И, о твердыня (наша, непоколебимая скала – защита надеющихся на Тебя, сн. Втор.32:15,18,37 ; Пс.17:32 ; Пс.27:1 ; Ис.26:4 ; Ис.30:29 )! Ты для исправления (нашего) поставил его,» – чтобы научить нас уставам Твоим ( Пс.118:71 ), а не для того, чтобы он с безграничным могуществом отдавался над нами всем своим произволам сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010