4) Тоже говорит о людях самого последнего времени св. Ефрем Сирин , именно: «Мнози святии, елико тогда обрящутся, вкупе абие услышавше присутствие скверного, пролиют реки слез с воздыханием к Богу святому, избавитися от змия, и побегнут со тщанием великим в пустыню, и скрыются в горах и в вертепех со страхом». Далее: «И по скончании трех времен... Господь Спаситель наш приидет, яко молния блистающися с небесе». Несколько ниже: «Тогда возрадуются святии радостию великою, и угодившии праведнии, и вси не приемшии печати антихриста лукавого и нечестивого». И еще: «И вси, иже не приемшии печати антихристовы, и скрывшиися в вертепех и в пропастех, радуются с Женихом радостию неизреченною со всеми святыми». («Ефрем Сир. в слове 105, об антихристе», стр. 276 и 277 на об.). 5) Тоже говорит о последнем времени св. Златоуст. Объясняя слова Господа: «Аминь глаголю вам, не мимо идет род сей, дóндеже вся сия будут» ( Мф. 24:34 ), он спрашивает: «Что Он (Господь) разумеет под словами: «вся сия» и отвечает: «То, что случилось с Иерусалимом: войны, голод, мор, землетрясения, лжехристов, лжепророков, повсеместное распространение Евангелия, мятежи, раздоры, и все, что, как мы сказали, должно случиться до Его пришествия. Как же Он сказал: «не прейдет род сей»? Здесь говорится не о роде, тогда жившем, но о роде верных, ибо род означает не только время, но и образ служения и жизни. Так сказано: «Сей род ищущих Господа» ( Пс. 23:6 ); сверх сего Иисус Христос прежде сказал: «подобает бо всем [сим] быти» ( Мф. 24:6 ), и еще: «проповестся Евангелие сие» ( Мф. 24:14 ). Тоже и здесь Он выражает, говоря, что все сие непременно сбудется, а род верных пребудет и не прервется ни от одного из вышеуказанных бедствий. Разрушится Иерусалим, и погибнет большая часть иудеев: но ничто не преодолеет сего рода: ни голод, ни мор, ни землетрясение, ни ужасы браний, ни лжехристы, ни лжепророки, ни прельстители, ни соблазнители, ни предатели, ни лжебратия, ни другие, подобные сим искупления» (Златоуст на Еванг. от Матф. беседа 77-я в начале»). – (Извлеч. из кн.: «Истинно древняя и истинно правосл. Христова Церковь », Григория, митр. Новгород. и С.-петерб. Ч. 1. Москва, 1883 г. стр. 4346).  

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

Димитрий Кидонис 87 сн. Димитрий, митр. Ростовский, свт. 131 (5) , 132 (2) , 203 Диодор, еп. Тарсийский 33, 46, 47, 219 Дионисий Ареопагит (Пс.) (Pseudo- Dionigi l’Areopagita) 28, 43, 44, 53, 56, 63 сн., 78, 198, 208 Дионисий Младший 143 Доброхотов А. Л. 86 сн. Доментиан, иеромон. 115, 126 Доментиан, протосингел 194 Досифей, патр. Иерусалимский 99, 100 (5) Достоевский Ф. М. 137, 162 (1) , 188, 203 Дунаев А. Г. 202, 205, 212, 215 (2) , 221 Дунс Скотт 1041 Ева, библ. 22, 24, 25, 121 (4) , 141 Евгений Вулгарис, архиеп. 104, 105 (1, 5, 6) , 106, 107, 174 Евномий, еп. Кизический, еретик 41 Евсевий, еп. Кесарийский (Eusebe de Cesaree) 32, 65 сн., 220 2 Евстафий Христодул (Christodulos Pamplekes), бывший святогорский монах 107 (1) Евфимий Зигабен (Зигавин) 50, 110 (3) Евфимий, патр. Тырновский 124, 125 Ездра, библ. 128 (2) , 129 Елена (Хиловская), монахиня 202 Елеонский Ф. Г. 159 1 , 160 сн. Емельянов Т. В. 202 Енох, библ. 121 (4) , 125 Епифаний Саламинский (Кипрский) (Epiphane de Salamine), свт. 28, 220 2 Ерделян М. (Ердельан М.) 196 (1) Есфирь, библ. 128 2 , 171 Ефрон И. А. 50 2 Ефрем Сирин , прп. 120 Жгун М. А. 137 2 Жгун П. Б. 137 2 Живанович А. (Живановий А.) 194 (2) Жильсон Э. (Gilson E.) 36 4 , 53 сн., 54 1 , 56 2 , 85 2 , 86 сн., 203 Жюжи Μ. 47 2 Захария (Зaxapuj), праведный, библ. 70, 114 (1) , 194 (1) Зверев Η. 186 3 Зеньковский В., прот. 191 2 Зибен Г. (Sieben Н. J.) 219 (2) Иаков (Блонецкий), иеромон. 134 Иаков, праотец, библ. 5, 30, 35, 49 Иафет, библ. 122 Иванова М. В. 213 Ивкина Н. В. 212 Игнатий Брянчанинов , еп. Кавказский, свт. 157 (2) , 158 (1) , 203 Игнатий, еп., адресат свт. Филофея Коккина 215 3 Игнатов Влас 129 5 Иегова (искажен, библ.) 160 сн., см. Яхве Иезекииль, библ. 9, 34, 70, 128 1 Иеремия, библ. 8, 34 (11) , 128 1 , 182 Иеремия II, патр. Константинопольский 98 (2, 4) , 99 1 , 203 Иероним Стридонский , прп. 32, 36 (3) , 51, 84, 216 Иисус Навин, библ. 77, 187 Иисус, сын Сирахов, библ. 99, 114, 128 (1) , 145, 171, 183 Икумений 50 (2) Иларион, митр. Киевский, свт. 123, 201

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

623 Ст. 29–30. Израильтяне перенимали обычаи соседних языческих племен, поклонялись их идолам, развратничали с их женщинами; Финеес – внук Аарона, пронзил копьем некоего соплеменника вместе с женщиной-язычницей, которую тот привел к себе (см.: Чис. 25:7–8 ). 625 Ст. 34–36. При вступлении в Землю Обетованную древним евреям было велено Богом не щадить самых сильных окрестных племен, не вступать с ними в родство, не участвовать в их культе, чтобы они не отвратили народ Божий от служения Истинному Богу (см.: Втор. 7:1–5 ). 628 Ст. 43–44. В этих стихах отражена библейская концепция истории, согласно которой ход событий обусловлен прямым вмешательством Бога в жизнь Своего народа: Бог благоволит к Своему народу, помогает ему, но одновременно наказывает его, предает в руки врагов, когда народ творит неугодное (см.: Суд. 2–6 ). 629 Ст. 45–46. В этих стихах можно расслышать намек на указ царя Кира Старшего (538 г. до Рождества Христова), разрешавший древним евреям вернуться из вавилонского плена на родину. 631 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В пс. 105 показано отношение Бога к Своему народу, в пс. 106 центр внимания смещен в сторону человека. Троекратным повтором чередующихся припевов псалом как бы разделен на части и одновременно объединен в одно целое; что бы ни случилось с людьми: бредут ли они по пустыне, в оковах ли они или в недуге, плывут ли по морю, -всюду ждут их трудности, но воззвали они ко Господу в скорби своей, и от бед избавил Он их... Да прославят Господа за милости Его и чудеса Его, явленные сынам человеческим! (ст. 6, 8). 632 Ст. 4–9. Эти стихи в своем букв. смысле могут относиться к возвращению древних евреев из Египта или из вавилонского плена; св. отцы понимают их как иносказание о язычниках, которые блуждали в неведении, не зная истины, не находя пути к Небу, и обрели этот путь благодаря Господу нашему Иисусу Христу, восприняв учение Христово и став христианами. 636 Ст. 16. ...врата медные – возможен намек на медные ворота Вавилона; в христианском понимании это -врата ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 7-м Слове И. К. толкует ряд стихов из Псалтири и пророческих книг, указывающих на таинство воплощения Сына Божия, среди них: Пс 84. 11; Авв 3. 3; Ис 28. 16. Также И. К. затрагивает тему прообразов Креста Господня: благословение Иаковом Ефрема и Манассии (Быт 48. 14; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 200. 703-707), простирание рук Моисеем в битве с Амаликом (Исх 17. 11-16; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 201. 728-730), праздник кущей (Втор 16. 16; 31. 10; Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 201. 736-740). 8-е Слово продолжает истолкование христологических мест ВЗ (Ibid. Σ. 215-246). Ряд стихов из Псалтири и пророческих книг предсказывает крестный путь Спасителя на Голгофу и Распятие: напр., Ис 53. 7-8 (Ibid. Σ. 221. 346 - 228. 518). Особо выделяется трактовка образа благочестивого разбойника (Лк 23. 40-42; см.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 229. 549 - 233. 642). Покаяние его более велико, чем покаяние мытаря или блудницы: ведь мытарь имел глубокую веру в Бога, женщина видела чудеса Христа, а причина покаяния разбойника - «исправление (τ κατρθωμα) его души в чистом виде» (Ibid. Σ. 230. 559-561) и вера в то, что Царство Христа - не от мира сего (Ibid. Σ. 231. 582-586). Эта вера даже больше той, что была у апостолов до Пятидесятницы, за исключением веры ап. Иоанна Богослова (Ibid. Σ. 231. 601-610). И. К. собрал ряд мест ВЗ, прикровенно указывающих на воскресение Христа: Ис 42. 6; 45. 2-3; Пс 9. 7; 15. 10; 43. 24, 27; 81. 8 и др. ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 236. 736 - 237. 755). Он приводит и рациональные доводы в пользу истинности Воскресения (Ibid. Σ. 239. 815 - 243. 915). Так, если бы Христос не воскрес, зачем бы апостолы стали претерпевать за Него многие страдания? (Ibid. Σ. 242. 882-884). Наконец, о вознесении Христа говорит ряд псалмов: Пс 23. 7-10; 46. 6; 107. 4-6 (см.: Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 244. 940 - 245. 977). 10-е Слово открывается указаниями на ветхозаветные пророчества об апостолах: Пс 18. 4-5 и др. ( Σωτηρπουλος. 1983. Σ. 247. 5 - 249. 71), а также о гонениях и преследованиях христиан со стороны иудеев. Иудеи оставлены Богом «за дерзость по отношению к Христу» (Ibid. Σ. 251. 105-106), и гнев Божий на них продлится «до пришествия антихриста» (Ibid. Σ. 252. 140-141; 254. 189-190).

http://pravenc.ru/text/471274.html

I. Надписание У евреев надписывается Сефер Тегиллим, то есть, книга песней, или похвал, а у греков ψαλμο или ββλος ψαλμν, то есть, книга Псалмов Лк.20:42; 24:44 . Деян.1:20 , также ψαλτριον, которое слово иначе означает орудие, на котором играют песни, как то гусли, или кимвал. II. Писатель Вся книга Псалмов поставлена в Библии под именем царя Давида, и ему одному сочинение всех оных приписуют св. Златоуст, св. Амвросий, Блаженный Августин , Феодорит, Кассиодор, Евфимий, Филастрий и другие; а напротив того Ориген , святой Иероним, Евсевий, св. Иларий и Св. Афанасий собственно Давидовыми Псалмами почитают только те, над коими надписано Давидово имя, каковых псалмов считается во всей книге 72. Прочие же, яко и стилем с оными несогласующие, а некоторые описывающие происшествия, бывшие уже после Давида, приписуются различным другим сочинителям, и именно: сыновом Кореовым псалмы 41, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 83, 84, 86, 87; – Соломону псалмы 71 и 126; – Ефаму Пс.88 ; – Идиеуму Пс.76 . – Моисею Пс.89 ; – Асафу ; – Адаму 91; – Мелхиседеку 109. – Иеремии и Езекиилю 64; – одному Иеремии (...). 1 за тем псалмы почитаются неизвестных сочинителей, а некоторые от многих Давиду же приписуются. Несмотря, однако ж, на сие различие мнений о писателях псалмов, Церковь ветхозаконная и новозаветная всегда единогласно и несомненно признавала все псалмы Богодухновенными и правильными частями Священного Писания ; а первым собирателем их во едино почитается Ездра. Только последний 151 псалом в сомнении, или по крайней мере не причисляется к Псалтири, но почитается как бы надгробною надписью Давиду. Его совсем даже нет ней в еврейской, ни в халдейской, ни в латинской Вулгатной Библии; однако ж, есть он в переводе сирском, в арабском, во многих списках греческих, и упоминается у древних отцов. III. Разделение Хотя каждый псалом есть сочинение само по себе отдельное в примененное к различным случаям, или особам; однако ж Евреи и многие из древних отцов, как то Григорий Нисский , Епифаний, Евсевий и другие замечают вообще разделение всей Псалтири на пять частей, из коих первая кончится 40-м псалмом, вторая 71-м псалмом, третья 88-м, четвертая 105-м, пятая 150-м. Приметами сего разделения почитается то, что первые четыре части псалмов заключаются каждая на еврейском языке словом Аминь, а на славенском (...) 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Ст. 40. ...воспылал гневом Господь на народ Свой –эти и след. слова (ст. 41, 42) перекликаются с рассказом Книги Судей о наказании Богом древнееврейского народа за отступничество (см.: Суд. 2:14–15 ). Ст. 43–44. В этих стихах отражена библейская концепция истории, согласно которой ход событий обусловлен прямым вмешательством Бога в жизнь Своего народа: Бог благоволит к Своему народу, помогает ему, но одновременно наказывает его, предает в руки врагов, когда народ творит неугодное (см.: Суд. 2–6 ). Ст. 45–46. В этих стихах можно расслышать намек на указ царя Кира Старшего (538 г. до Рождества Христова), разрешавший древним евреям вернуться из вавилонского плена на родину. Ст. 48. ...Да будет так, да будет! – заключительная формула четвертой «книги» псалмов.   Псалом 106 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В пс. 105 показано отношение Бога к Своему народу, в пс. 106 центр внимания смещен в сторону человека. Троекратным повтором чередующихся припевов псалом как бы разделен на части и одновременно объединен в одно целое; что бы ни случилось с людьми: бредут ли они по пустыне, в оковах ли они или в недуге, плывут ли по морю, -всюду ждут их трудности, но воззвали они ко Господу в скорби своей, и от бед избавил Он их... Да прославят Господа за милости Его и чудеса Его, явленные сынам человеческим! (ст. 6, 8). Ст. 4–9. Эти стихи в своем букв. смысле могут относиться к возвращению древних евреев из Египта или из вавилонского плена; св. отцы понимают их как иносказание о язычниках, которые блуждали в неведении, не зная истины, не находя пути к Небу, и обрели этот путь благодаря Господу нашему Иисусу Христу, восприняв учение Христово и став христианами. Ст. 9. ...напитал Он души жаждущих – букв. «напитал пустую душу»; ...насытил (букв. «наполнил») благами души алчущих – ср.: Лк. 1:54 . Ст. 12. ...помощи – букв. «помогающего». Ст. 14. Святые отцы под тьмою понимают заблуждение, под узами – грех. Ст. 16. ...врата медные – возможен намек на медные ворота Вавилона; в христианском понимании это -врата ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалтирь, Пс. 84  и 106. Лаврентиевское Евангелие, л. 71 об. и 122. Гелатское Евангелие, л. 36, 105 и 173 об. 1623 Евангелие 54, л. 35 об. Евангелие публ. библ. 105, л. 79. Евангелие 115, л. 48 об. Евангелие suppl. gr. 914, л. 24. Коптское Евангелие, л. 24. Сир. Евангелие нац. библ. 33, л. 5 об. Греческий подлинник 1624 . Кодекс Эгберта 1625 . 111. Миниатюра Евангелия Раввулы. Исцеления слепых. Все относящиеся сюда памятники могут быть сведены к двум группам: исцеления по Евангелию Матфея ( Мф. 9:27–31; 20:29–34 ), Марка ( Мк. 8:22–26; 10:46–52 ) и Луки ( Лк. 18:35–43 ) – первая группа; исцеление слепорожденного по Евангелию Иоанна ( Ин. 9:1–7 ) – вторая группа. К первой относятся все изображения в древнехристианских живописях и в скульптуре. Возможно допустить, что древнейшие художники в тех же формах изображали и исцеление слепорожденного по Евангелию Иоанна и что на некоторых памятниках древнехристианского периода нужно подразумевать именно это исцеление. Мы утверждаем лишь то, что здесь нет отличительного признака этого исцеления – силоамской купели, которая является в памятниках византийских и дает основание для выделения этих изображений в особую группу. Обычный тип первой композиции таков (рис. 58): слепец в тунике стоит прямо или в наклонном положении или на коленях перед Иисусом Христом и простирает к Нему руки. Иисус Христос касается Своей десницей его глаз 1626 . Слепец имеет вид маленького человечка; но в мозаиках Аполлинария Нового в Равенне 1627 два слепца, стоящие перед Иисусом Христом, имеют уже обыкновенный рост; оба одеты в туники и плащи, напоминающие древние фелони, низко опущенные спереди; передний слепец, к глазам которого прикасается Иисус Христос, опирается на посох; возле Него изумленный апостол. В Евангелии 74 (л. 18, 40 и 149. Елисавет., зач. 33 Матф. и 93 Лук.) позади двух слепцов стоит толпа народа; в другой миниатюре того же кодекса (л. 81 об. Елисавет., зач. 34 Марк.) слепец стоит, склонив голову и скрестив руки на груди; Иисус Христос десницей касается его глаз (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Пс.105:42.   И стужиша им врази их, и смиришася под руками их. Пс.105:43.   Множицею избави я: тии же преогорчиша Его советом своим, и смиришася в беззакониих своих. Бог, наказывая их для вразумления, давал опять место и человеколюбию; но они воздавали Ему поступками враждебными, вынуждая Его быть строгим (Афанасий). Пс.105:44.   И виде Господь, внегда скорбети им, внегда услышаше моление их. Пс.105:45.   И помяну завет Свой, и раскаяся по множеству милости Своея. «Раскаянием» Пророк называет облегчение наказания. Само по себе состояние раскаяния у Бога невозможно: Ему не бывает угодно — сегодня одно, завтра другое; но, премудро всем распоряжаясь, Он и наказание налагает и человеколюбие сохраняет (Златоуст). Пс.105:46.   И даде я в щедроты пред всеми пленившими я. Бог, видя скорби и внимая молениям иудеев, как многомилостивый, переменил гнев Свой на милость, освободил их из плена и даже вложил в сердца пленивших их царей дать денег на постройку Божьего храма (Афанасий). Пс.105:47.   Спаси ны, Господи Боже наш, и собери ны от язык, исповедатися имени Твоему святому, хвалитися во хвале Твоей. Пс.105:48.   Благословен Господь Бог Израилев от века и до века. И рекут вси людие: буди, буди. Следует всему народу на голоса поющих отвечать: аминь. Ибо вместо: «буди, буди» , евреи говорят: аминь, аминь. Отсюда и в Церквах принято за обычай народу выражать согласие со славословием священника через слово: аминь, что означает «истинно», чтобы принять свое участие в прославлении Бога и получить Его «благословение» (Феодорит). Аллилуиа, 106 Псалом с одной стороны предсказывает освобождение иудеев, а с другой — спасение всех людей, по неизреченному человеколюбию Божию, почему и надписан «аллилуиа» , т.е. «хвалите Бога». А поскольку все псалмы в образах сени говорят о том, что принадлежит нам, то и в этом псалме поищем предсказаний о нашем спасении, потому что существенное в пророчестве больше относится к нам, чем к тем (Златоуст). Пс.106:1.   Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Здесь сначала народ делается мерзким, затем предается Богом, и, наконец, его покоряют враги. А коль скоро Бог чем-либо управляет, там они не могут получить власти. «Много раз Он избавлял их, они же огорчали [Его] упорством своим и были унижаемы за беззакония свои» ( Пс.105:43 ). Нала­гая наказание, Он опять возвращался к человеколюбию, но они воз­давали Ему противным. Он был для них сладким по человеко­любию, а они принуждали Его быть горьким для самих их. И опять Он спасал их, а они губили себя, всецело предаваясь де­лам погибели, пока не погибли совершенно. Здесь выражение: «много раз» напоминает Слова Спасителя: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих», а словам: «и были унижаемы за беззакония свои» соответствуют: «и вы не захотели» ( Мф.23:37 ). «И видел Господь, ко гда они скорбели, и слышал моление их» ( Пс.105:44 ). Все это подтверждается собы­тиями: и то, что они обращались к Богу, вынуждаемые необходимо­стью, и то, что обращение их всегда бывало услышано. »И вспомнил завет Свой и раская лся по множеству милости Своей» ( Пс.105:45 ). Ради обе­тований, данных отцам, Он даровал милость. Раскаянием называет пророк облегчение наказания. Само же по себе состояние раская­ния у Бога невозможно: Ему не бывает угодно – сегодня одно, а завтра – другое, но, мудро распоряжаясь всем, Он и наказание нала­гает, и человеколюбие сохраняет. " И преклонил к ним щедроты пред всеми плени вшими их« ( Пс.105:46 ). Ездра говорит, что Господь Бог вложил в сердце Кира царя, а потом Дария и Артаксеркса, человеколюбие в отношении к народу еврейскому. И теперь, находясь в подчине­нии у римлян, они пользуются »щедротами», не по собственному до­стоинству, а по милосердию Божию. Раскаяние же Божие не есть пере­мена Его чувства, но ослабление наказания: «спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас из среды народов, исповедать ся имени Твоему святому, хвалиться хвалою Твоею» ( Пс.105:47 ). Это показывает, что пророческое слово научает их, как должно им умилостивить к себе Бога и заслужить Его попечение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010