Чаще встречается псалтирное правило междочасного строя, изложенное и в нашей печатной Псалтири. Здесь после кафизм читается Трисвятое, а по «Отче наш» следует три или четыре покаянных тропаря; затем – «Господи помилуй» 30, 40 или 50 раз, и молитва. Как в часовом, так и в междочасном чине некоторые тропари и молитвы имеют надписания: тропарь или молитва «дня», «ночи» 234 , «заут.» 235 ; что ясно указывает на приспособление псалтирного правила к суточному богослужебному строю. Это приспособление с течением времени привело к тому, что и псалтирное правило, наравне с прочими келейными правилами, вошло в церковно-богослужебное употребление. Мало того: здесь ему оказывается явное предпочтение пред всеми другими правилами; и в настоящее время все основные суточные службы, согласно уставу, дают у себя место рядовому чтению псалтири, в виде кафизм. Чтение кафизм полагается у нас и на часах, и на вечерне, и на утрене. В частности, на утрене кафизмы читаются даже вместе с покаянными тропарями, составляя как бы отдельное последование. Положение, занятое кафизмами в ряду суточных служб, дает нам право смотреть на них, как на особую систему междочасий, т. е. келейных последований, приуроченных к известным суточным службам общецерковного строя. Деление псалтири на части, соответствующие нашим кафизмам, встречается и в богослужебной практике инославных христиан – сирохалдеев и армян. У сирохалдеев (прежние несториане, а теперь, большею частью, православные и униаты) псалтирь делится, по числу наших кафизм, на 20 отделов (гуляля); но к псалтири непосредственно примыкают еще и библейские песни – первая и вторая, образуя дополнительный – 21-й отдел сирохалдейского псалмопения 236 . Армянская псалтирь распадается на 8 отделов, называемых «канонами». Первый из них обнимает 17 псалмов (с 1-го по 17-й), второй – 18 (18–35), третий – 19 (36–54), четвертый – 17 (55–71), пятый – 27 (72–98), шестой – 7 (99–105), седьмой – 13 (106–118) и восьмой – 32 (119–150). Первые пять «канонов» читаются на полунощнице, очень напоминающей первую половину нашей утрени, а остальные три распределяются по одному между часами 3-м, 6-м и 9-м. Каждый «канон», подобно нашим кафизмам, заключает в себе не только псалмы, но и другие молитвословия 237 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

При открытии Новопятницкой церкви, приход ее состоял из имений – Придворного ведомства и барона Корфа; в 1796 г. придворное имение подарено Роткирху, при сыне которого, Иване Адамовиче, оно разделилось на 5-тъ частей. Ныне к здешнему приходу принадлежат следующие поместья: 1) Михайловское или Пятницкое г. Лелонга, племянника г. Роткирха; 2) имение графа Лидерс-Веймарн, состоящее из мыз: Подожка (в 2-х вер. от церкви) и Александрова Горка (в 3-х верстах); 3) имение барона Раут-фон-Траубенберга – или мыза Верино в 6 вер. от церкви и 4) имение барона Корфа, с мызою Сала в 10-ти верстах от церкви. Деревни здешнего прихода подчинены Горскому волостному правлению, находящемуся близ церкви. Эти деревни суть: Новопятницкое, у церкви (61 дв., м. п. 188, ж. 198); Горки на земской дороге, в 4-х вер. от церкви, на левом берегу Луги (24 дв., м. п. 60, ж. 71); Юркино на правом берегу Луги, в 4-х вер. от церкви (дв. 27, м. п. 69, ж. 88); Кузьмино, там же, в 5-ти вер. от церкви (7 дв., 16 м. п., 21 ж.); Калматка, на левом берегу Луги, на земском шоссе в 7 вер. от церкви (35 дв., м. д. 102, ж. 105); Сала при разветвлении земского шоссе, на левом берегу Луги, в 10 вер. от церкви (дв. 15, м. п. 44, ж. 50); Пулково – в 2½ вер. от земского шоссе на левом берегу Луги, в 15-ти вер. от церкви (дв. 14, м. п. 44, ж. 42). Всего в приходе, по записям 1883 года, 213 дворов; душ муж. пола 602, ж. 636. Жители говорят по-русски, но прежде употребляли больше ижорский, финский язык. Крестьяне занимаются земледелием, некоторые – рыбной ловлей на р. Луге; в последние годы многие стали поступать на фабрики в Нарву; многие живут там целыми семьями; молодые люди живут артелями. Артельная жизнь дала возможность скопить деньги и часть денег жертвовать на Новопятницкий храм. Из фабричных же образовался певческий хор, которым управлял сперва крестьянин села Новопятницы Иван Александров Ждахинов, а потом крестьянин деревни Горки Яков Евстафьев. После бунта, бывшего на Нарвской Кренгольмской мануфактуре, в 1882 году все артели были распущены и лица, их составлявшие, частью остались жить в деревне, частью ушли на работы в Петербург, или на железную дорогу. С уничтожением артелей, уничтожились и кассы их, а вместе с тем прекратились и пожертвования на храм. Религиозность, сохранившаяся среди постоянных жителей деревни, пала у фабричных; за то, последние, и по большему развитию, и по большему богатству, имеют в приходе большее значение, нежели крестьяне. Среди фабричных развиты щегольство, пьянство, буйство и неумеренное веселье.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Множество бывшего в то время в Иерусалиме народа от разных мест и стран услышали их каждый на своем языке глаголющих, и этой сверхъестественной проповедью первые по Христе проповедники христианства приобрели Церкви Христовой душ яко три тысящи, пребывавших с того времени не в рассеянии поднебесном, подобном временам столпотворения, а в теснейшем между собой единении: еси веровавшии бяху вкупе, и вся имяху обща ( Деян. 2:4–44 ). Отринем же, братья, и мы всякую гордость, изгоним из среды себя этого исконного врага: ибо гордость от диавола есть; напротив того, пребудем кротки и смиренномудры, чтобы и нам удостоиться принять благодать Святого Духа, и пребыть сынами Божьими. Да будут чисты сердца и телеса наши от всяких скверн греховных: ибо Дух Святый не осеняет Своей благодатью оскверненных грехами: в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху ( Прем. 1:4 ). · Если многие из нас так заботливо выбирают наилучшие и чистейшие из сосудцев, в которых хотят хранить благовонные мази или подобные тому драгоценности; если мы заблаговременно и очищаем, и украшаем, и вообще приводим в стройный порядок дома свои, когда ожидаем к себе или дорогого гостя, или знаменитого вельможу, а тем более посещения земного царя: то с какой заботливостью, с каким предупреждением, с какой готовностью надлежит каждому из нас встречать Царя Небесного, Утешителя Божественного, Духа истины и Сокровище благих, Того благодатного Гостя, Который желает приити и вселиться в ны, навсегда?! В какой чистоте надлежит нам содержать храмины душ своих и сколько чистыми блюсти самые души, чтобы Дух Святой сошел и на нас и осенил нас Своими Божественными дарами? И земнородный гость, при всех несовершенствах своих, гнушается нечистым и скверным помещением: кольми паче сему Гостю Небесному, Духу Святому, Источнику всякого совершенства, не свойственно обитать в жилищах грешников. Потщимся же, братия, с пришествием к нам Царя Небесного, сего Утешителя Божественного, Подателя всех благ, очистить храмы душ наших от всякой нечистоты, самые души – от всякой греховности; постараемся преукрасить себя чистотой и непорочностью боголюбезных добродетелей. Тогда Дух Святой, сошествие Которого на Апостолов вспоминает и празднует ныне св. Церковь , осенит и нас земнородных, вселится в нас и будет обитать в нас, вместе со Отцом и Сыном, во вся веки веков. Аминь 105 . 105 Ambros. episc. Mediol. Opera. 1751 ann. Wenetiis. Benedict., tom. IV Append, ad Opera, orat. XXXVI; сравн. Воскресн. Чтен. XIX (1855–56) г., 71–72 стр. Читать далее Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2./сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904./Ч. 1. – XII, 862, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

387 Четьи-Минеи, 23 декабря. Ср.: Αω. Отдел III. Гл. 1. § 6. Аскетическая физиология тела (из жития блаженного Василия). 391 Св. Ерм. Пастырь. Видения, IV, 2/Писания мужей апостольских в русском переводе прот. Преображенского. СПб., 1895. С. 178. 392 Ориген. Беседа 14 на Числа, 2. См.: Макарий, митр. Московский. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 546. § 105. 394 Афинагор. Legat. pro Christian., X. XXIV (Цит. по: Макарий, митр. Московский. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 545. § 105). 400 Сравни интересный случай из миссионерской деятельности Иннокентия, митр. Московского, когда ангелы явились алеутам до прихода последнего к ним, учили их истинам веры и благочестия. Случай этот подробно описан в книге: Барсуков И. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. С портретом и рисунками. М., 1883. С. 33–41. 405 Никак нельзя умолчать и не обратить внимания читателя на обычай, или, лучше сказать добродетель, святых молиться Богу во всех недоуменных случаях. Вот уже два подобных примера мы видели – из жизни Великих Пахомия и Паисия. А мы прочтем что-нибудь в Библии или в житиях святых, не поймем и соблазняемся. И вместо того чтобы обратиться с молитвою к Богу, обращаемся часто к скверным, иноверным и безбожным книжкам. Про результаты нечего, конечно, и говорить... Итак, невиновато христианство и монашество в возводимых на них нареканиях и клеветах: виноваты сами люди. 407 Древние монахи сами себя кормили трудом. Египетские обычно плели из пальмовых ветвей и листьев циновки, веревки, корзины, рогожки и прочее. У того же монаха рукоделием было ткачество. 408 Вот первая и главная ошибка: не проверен помысл. Свой ли он собственный или внушенный диаволом. Узнать новоначальному это трудно. Диавол никогда не предлагает сразу дурного дела, но привлекает в искушение хорошим. Для этого-то существует старчество (См.: преп. авва Дорофей . Душеполезные поучения. С. 71. Поучение 5. О том, чтобы не полагаться на свой разум). А раз оно здесь не участвовало, то можно уже, дальше не читая, заранее сказать, чем дело кончится, а именно: грехом, несмотря на то что помысл, пришедший монаху, был продиктован его ревностью к богоугождению. Впрочем, грех этот был попущен ему затем, чтобы возбудить его к большей ревности и к большим делам, что он и показал после.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Тело человека чисто по естеству. Поэтому необходимо удалить от него все страстное и греховное. По своему назначению тело должно быть помощником душе, другом, ее орудием в деле спасения, ее носителем во время земного путешествия к жизни вечной. «Один старец, – пишет святитель Феофан, – говорил: «Бог дал, я сплю теперь, когда хочу и сколько хочу». То же бывает и в отношении к пище и питию. Тело – не враг. Поставь его в свой чин, и оно будет самым надежным тебе подружием» с. 4]. Главнейшими телесными подвигами являются пост, умеренность во сне, труд и другие благочестивые упражнения, направленные на умерщвление плотских страстей и привычек. Пост – многоценный подвиг пред очами Божиими и сильное средство в деле нравственного преуспеяния христианина, подготовки его к вечной блаженной жизни в Отечестве Небесном, ибо в будущем веке не будет ни пищи, ни чрева. «Нарушением поста, – наставляет епископ Феофан, – потерян рай; подьятие строгого поста должно состоять в числе средств к возвращению потерянного рая» с. 125–126]. Со времени основания Святой Церкви христианские подвижники постились, подражая Христу Спасителю и святым апостолам. «Господь постился, – учит епископ Феофан, – апостолы постились, и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста» [Там же]. Посты в христианской Церкви установлены в определенные дни и времена года с той целью, чтобы дать успокоение нашим душам от житейских суетных дел, которые «очерняют и пятнают» с. 105] людей, стремящихся к чистоте и святости. По словам преосвященного Феофана, «как для странника попечительные странноприимницы устрояют покоища, дающие отдых, трапезы подкрепляющие и бани омывающие, так и многопопечительная благость Божия в материнских недрах Церкви установила посты» с. 105–106]. В пост христианин должен с особым усердием трудиться «над очищением своей совести и исправлением своей жизни» с. 6]. Но пост учрежден не только для очищения человека от всего греховного, но для укрепления нас в добре, для нашего продвижения по пути к совершенству. Время поста кажется мрачным для тех людей, которые еще не вступали должным образом на это поприще, но для истинных христиан – это свет после ночи, свобода после темницы, «льгота после тягостной жизни» с. 71].

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

2, начало велик. вечерни; также – при благословении хлебов, вина и пр.; – гл. 9, вечерня – при пении «Господи, воззвах»; начало утрени, послед. понед. 1-й седм. Велик. поста). Курение фимиама в часовне может быть только по образцу того, какое бывает на утрени в день Пасхи, когда устрояются для фимиама особые сосуды, поставленные в определенных частях храма для наполнения храма благовонием (Тип., послед. Пасхи). Московский Собор 1667 г. запрещал диаконам и окроплять святой водой (Деян. Моск. Собор., изд. Брат. Петра митр. 1867 г., 10 стр. на обор. см. далее, о молебнах). Если службы и молитвословия начинает «не священный» (Правило к Божеств. прич., изд. в Киеве, 1873 г., лист 105), то есть «не иерей» (Канонник, изд. в Киеве, 1854 г., лист 72), то он в начале их произносит – не «Благословен Бог наш», а «Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (Канонник, л. 71), или: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас» (Канонник, л. 1. Правило, л. 105). Или (как сказано в Часослове, изданном в Москве, 1652 г.): «Аще ли инок наедине в келии (начинает), то сотворит начало но обычаю: «Боже, милостив буди мне грешному», с поклоны. Таже «Достойно есть», и прочая по чину. Но сим глаголет с умилением и сокрушением сердца: «За молитв Святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Аминь». Сей стих и во всяком начале глаголется, аще несть священника (начало полунощницы повседневныя). Диакон без иерея при молитвословиях и песнопениях на упомянутых службах не произносит ектений. Ектении оканчиваются возгласом иерея. Возглас есть иногда и окончание молитвы, читаемой иереем тайно, а также и окончание (заключение) ектении. Неудобно ектению произносить без окончания. И в тех богослужебных книгах, которые назначены для келейной, домашней молитвы (например, в книгах: Правило, Канонник и подобных) в службах вечерни, утрени, не печатаются ектении. В некоторых изданиях Часослова (например, в изданном в Москве 1652 года) мы находим такого рода предписания касательно конца повечерия и полунощницы: «Господи, помилуй», дважды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

3) «Вразумление беспоповцам», сочинение Арсения Швецова (гектограф), л.7: «Ныне же той невод (то есть проповеди ) тягнут наступницы их (апостолов) патриарси, архиепископи, пресвитери и учители, проповедницы слова Божиего, влекут его ко брегу, то есть до кончины века сего». 4) «Воззвание к бывшим братиям нашим по вере», сочинение В.Механикова (бывший лжеиерей австрийский), л.70 об.: «Апостоли сами находили необходимым другопреемственное рукоположение и сами рукополагали и передали это право другим...»; л.71: «и так Христос Спаситель учредил в Церкви Своей особый класс уполномоченных Им людей, через таинственное рукоположение, который и составляет богоучреждённую иерархию, имеющую три степени или чина: епископа, пресвитера и диакона, и вручил ей верховное управление на вечные времена...»; л.71 об.: «Святые отцы и учители Церкви единогласно утверждают, что Церковь Христова имеет трёхчинную иерархию» (стало быть, австрийская-то и не Христова)…; л.74: «Но отвергать сей чин (то есть епископа) значит идти против божественного установления и разрушать всё здание Церкви, вне которой нет и не должно быть спасения». 5) «Старообрядец» за 1907 год, с.303; ответы К.А.Перетрухина беглопоповцам: «есть священные правила, изложенные в книге Кормчей, беглопоповцами окончательно не исполняются, да и исполнять некому, понеже по всей поднебесней православного епископа не имеют, мира священного не имеют же, без воли епископа всё совершают. Вот о таковых-то противниках святой Церкви написал святой Игнатий Богоносец : „иже бо святителя почтет, то от Бога почтен будет; а иже отай епископа что творит, то диаволу служит“ (Четьи-Минеи митрополита Макария, 25 ноября, л.636)». Кого же осудил господин Перетрухин и журнал «Старообрядец», как не самих себя? Строгий, но справедливый суд! 6) «Десять посланий инока Павла Белокриницкого к беспоповцам», с.104–105: «Глаголет святый Симеон Солунский во главе 73: „Аще от седми и едину тайну кая церковь изгубит, то уже несть таковая церковь православная, но еретическая“».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svidetel...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010