588 О напечатании Триоди. 20–20 об.; О рукописях Мегорского. 59–59 об. Было опубликовано в выписке из Хозяйственного управления: Плетнева. Исправление. 106. 590 См.: Об исправлении. 42 об., 51, 59–60. По словам справщика МСТ А.Н.Соловьева, который держал корректуру Триоди, в среднем на каждый лист приходилось изготавливать 4–5 корректурных оттисков (см.: Об исправлении. 71–71 об.). 592 Знакомству Зайончковского с архиеп. Сергием, вероятно, послужили обстоятельства издания «Молитв и песнопений православного молитвослова»: рукопись этой книги более полутора лет рассматривалась в Святейшем Синоде при большом личном участии Сергия. См. выше, сс. 173–176. Из материалов цитированного архивного дела об издании книги, равно как и из печатной перепалки с П.П. Мироносицким (см. ее. 178–181), впоследствии также членом Комиссии, вырисовывается трудный характер Зайончковского. Впрочем, и с другими членами Комиссии – Дмитриевским, Лопаревым, Пападопуло-Керамевсом – тоже нелегко было ладить. Можно подивиться умению владыки Сергия привлечь к сотрудничеству таких разных и, кажется, трудно совместимых людей! 594 См.: Триодионы. Сравнительный анализ исправлений, вносимых этими тремя членами Комиссии: Плетнева. Исправление. 105–106. Нельзя, однако, согласиться с утверждением, что Дмитриевский не затрагивал синтаксис богослужебного текста: в его корректурном экземпляре насчитывается около 80 синтаксических исправлений. Другое дело, что Дмитриевский стремился скорее к точному соответствию славянского текста греческому, чем к максимальной понятности, достижение которой составляло главную задачу Комиссии. Иногда критические замечания Дмитриевского не содержали конструктивной альтернативы: он мог написать на полях корректуры: «неудобовразумительно», «Нет смысла» или: «Понять весьма трудно», – не предлагая при этом своего варианта текста. В ряде случаев он предлагал сохранить существующий текст, например, «оставить всюду благоутробие вместо благосердия»; а против тропаря Феодору Тирону в новой редакции: «Велия веры преспеяния!..» он написал на полях: «Тяжело будет слышать хорошо знающему этот тропарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не имея более силы противостоять благочестию, старается его именем приводить многих в нечестие, личиною благоговения пытается извратить истину. И нередко просиявших доблестною жизнью низлагает развращенными догматами. Ибо одно у него дело и об одном старание – всех в совокупности, насилием ли то или подложными догматами, погрузить вместе с собою в пучину погибели. Посему представляя себе в уме это, пусть и ересеначальники, когда размыслят, что они паче всех готовы низринуться в величайшую опасность, перестанут посевать семена противления истине и слушатели их не станут более раболепствовать им по одному предубеждению и подвизаться против истины, чтобы великая, слово и ум превосходящая заслуга Спасителева не оказалась недействительною. Но те, которые хвалятся правыми догматами, изобличают себя же небрежностью жизни, да перестанут делать то, что показывает в них неистинных учеников благочестия, и с правою верою да срастворят и доблестное житие, чтобы всем нам услышать о себе Царское хвалебное провозглашение (47,354). Ереси порождены двумя с трудом преодолеваемыми страстями: или любоначалием, или предубеждением. Одни, не желая быть в числе подчиненных, а другие – после предзанятых ими понятий не соглашаясь учиться, посеяли семена нового учения, не желая оставаться при том, что утверждено (49,297). Мысль о Боге естественно вложена во всех людях, но, не зная истинно Сущего Бога, бывает погрешность в предмете чествования, ибо едиными чествуется истинное Божество в Отце, Сыне и Святом Духе, а другие заблудились в нелепых предположениях… (15,421). Остерегайся читать учения еретические, потому что сие всего чаще вооружает на тебя духа хулы (52,282). Как рыболовы в виде пищи скрывают крючок и нечаянно уловляют рыб, так лукавые поборники ересей, красным словом прикрывая худые свои мысли, как удою уловляют простодушных на смерть (47,71). Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме. Грех этот, будучи прият умом, сообщается духу, разливается и на тело, оскверняет тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатию и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами (105,82).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

15). Наутро израильтяне по совету Иудифи вышли за город, будто приготовившись к сражению. Ассир. воины, увидев израильтян, просят Вагоя разбудить военачальника. Обнаружив обезглавленное тело Олоферна, Вагой пришел в смятение, и паника охватила весь ассир. стан (15. 1). Воины обратились в бегство, а израильтяне начали их преследовать. Озия просил окрестные города поддержать воинов Ветилуи, помощь пришла и из Иерусалима, и преследование ассирийцев продолжалось до Дамаска (15. 5). Увидев голову Олоферна, Ахиор пришел в ужас и благоговейно склонился перед Иудифью: пораженный случившимся, он принял обрезание и присоединился к народу Израиля (14. 6-10). Первосвященник Иоаким и старейшины Израиля, жившие в Иерусалиме, пришли приветствовать Иудифь (15. 8-10). Возглавив торжественную процессию народа с масличными ветвями, Иудифь воспела пред всем Израилем благодарственную песнь (15. 12-14). И. к. заканчивается кратким рассказом о последующей жизни Иудифи (16. 21-25): она вела аскетический образ жизни и была любима народом; умерла на 105-м году жизни и была погребена в пещере своего мужа. Композиция Отправной точкой в попытках исследователей понять модель, по к-рой организована композиция И. к., служит 2-частное деление книги: мн. ученые отмечают «цезуру», т. е. смысловую границу между Иф 1-7 (или 4-7) и 8-16 ( Brenner. P. 227; это деление, в частности, имеет принципиальное значение для теоретических построений Б. Шмиц: Schmitz. 2010. P. 71-74, 77-80). Две части И. к. соотносятся между собой как раскрытые на сюжетном уровне вопрос и ответ, постановка проблемы и ее решение. 1-я часть книги раскрывает предпосылки основного сюжетного действия и вместе с тем ставит существенные богословские проблемы, к-рые должны быть разрешены в книге. Навуходоносор, царь Ассирийский, предпринимает завоевательный поход против персов и просит соседние народы поддержать его, но в глазах др. правителей Навуходоносор был таким же человеком, как и проч. люди. В результате карательного похода осуществляется религ.

http://pravenc.ru/text/1237779.html

57)  Не удержал и сих слов: а яко востают  мертвии, и Моисей сказа, называя Бога Авраамля и Бога Исаакова и Бога Иаковля, Бога живых. 103 58)  (21:18). Также опустил слова: влас главы вашея не погибнет. 104 59)  (21:21,22). Опустил также и сии: тогда сущии во Иудеи, да бегают в горы, и следующие за сими по порядку, по той причине, что к ним прибавлено: доколе исполнится все писанное. 60)  (22:4). Глагола воеводам, и како Его предаст им. 61)  (22:8). И сказал Петру и прочим: подите, уготовайте, да ямы пасху. 62)  (22:14,15). И возлеже, и обанадесяте апостола с Ним. И рече: желанием возжелех сию пасху ясти с вами, прежде даже не прииму мук. 63)  (22:16). Опустил слова: глаголю бо вам: не имам ясти ее с этого времени, дондеже скончаются во царствии Божии. 64)  (22:35–37). Опустил слова: егда послах вы, еда чесого лишени бысте? и следующие за сими по порядку, потому что следуют слова: и се писаное, подобает, да скончается, еже: и, со беззаконными вменися. 65)  (22:41). Отступи от них, яко вержением камене, и поклонь колена, моляшеся. 66)  (22:47). И приступи целовати Его, и сказал. 67)  Опустил повествование о том, что сделал Петр, когда удари, и урезал ухо (22, 50). 68)  (22:63,64). Держащии ругахуся, биюще, и ударяя, глаголюще: прорцы, кто есть ударей Тя? 69)  (23:2). После слов: Сего обретохом, развращающа язык, прибавил: «и разрушающего закон и пророков». 105 70)  (23:2). После слов: повелевающего дань не даяти, прибавка: «и отвращающего жен и детей.» 71)  И пришедши на место, называемое Лобное место, распяша Его (23:33), и разделили ризы (– ст. 34), и померче солнце (– 45). 72)  (23:43). Опустил слова: днесь со Мною будеши в раи. 106 73)  (23:46). И возглашь гласом велиим, издше. 74)  (23:50,53). И се муж именем Иосиф, снем тело, обвит, и положи во гробе, изсечени. 75)  (23:56). И возвращшеся умолчаша в субботу по закону. 76)  (24:5–7). Рекоста облеченные в светлую одежду: что ищете живаго с мертвыми? Воста: помяните, что глагола, еще сый с вами, яко подобает Сыну человеческому, пострадать и предану быти.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

В самом деле, разве не солнце является источником тепла и жизни, подателем всех благ земных, управителем времени и охранителем мирового порядка? Также и представители образованного класса гораздо легче примиряли своё развитое миросозерцание с культом солнца, чем с каким-нибудь другим. Солнце – источник света, они понимали, как образ разумного, невидимого света, как бы Логоса, над всем господствующего, повсюду проникающего, всё просвещающего и направляющего к добру и истине, и это понимание солнечного божества казалось тем прочнее и несомненнее, что оно поддерживалось и современной ему наукой. Уже Порфирий и Ямвлих называли солнце и луну видимыми божествами; у Макробия, языческого теолога 4-го века, все имена богов представляют собой ничто иное, как только обозначения различных свойств одного солнца и все объединяются в нём. В философии Юлиана солнце есть центр духовного мира (κσμος νοερς), живой, разумный и благодетельный образ небесного Отца. 105 IV. Константин Великий был сыном своего времени. Прекрасно сознавая, что его ожидает таже военная карьера, которая выдвинула отца его на высокое место соправителя империи, он не имел ни времени, ни побуждений заниматься религиозными вопросами, и примкнул к господствующему направлению, разделяемому всеми лучшими его современниками. Вообще говоря, его религией была религия Солнца, о чём непререкаемо свидетельствует масса монет, сохранившихся от Константина с надписью Soli invicto comiti – Солнцу непобедимому спутнику. Так напр. в одном Парижском музее таких монет насчитывается до 138, причём некоторые из них изображают самого государя в виде солнца с головой, окружённой лучами. 106 —71— Но какое божество, в частности, почитал Константин под именем солнца, об этом в науке существуют разные мнения. Всякий полководец, сила которого опирается на доверие войска, так или иначе должен считаться с религиозными воззрениями, пользующимся наибольшим сочувствием среди его воинов. К IV-мy веку, главным, почти исключительным богом и покровителем римских легионов был бог Митра – Солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Куда лучше сохранилась традиция идеализации кельтов, происходившая уже на почве стоической философии, прямо полагавшей золотой век в естественном образе жизни первого человечества. Здесь мы видим, во-первых, явную идеализацию, например Дион Хризостом (Речь, XLIX), Ипполит (Philosophumena, I, 25), Диоген Лаэртский, I, 5, Климент Александрийский (Строматы 1,15,70; I, 71, 3) и Ориген (к сожалению, без указания работ). Родоначальником традиции признается Сотион Александрийский (ок. 200 до н.э.): у всех этих авторов кельты – величайшие мудрецы и философы. Во-вторых, следует сказать об идеализации скрытой. Родоначальник этой традиции – Посидоний (История, кн. 23), к ней принадлежат также Диодор и Страбон – оба стоики, а также Цезарь и Тацит. Страбон, насколько можно понять, постоянно порывался увидеть стоический идеал в опыте, им идеализировались и евреи (XVI, 2, 37), и мизийцы, и фракийцы (VII, 3, 3), и геты (VII, 3–4) – как народы благочестивые в отношении божества, справедливые и ведущие некий первично свойственный человечеству образ жизни. Чтобы понять, каким образом к этой традиции относятся римляне, нужно иметь в виду, что германцы для древних – это «самые дикие из кельтов» (Страбон, VII, 1, 2); соответственно, когда мы встречаемся с германцами у Цезаря (Записки о Галъской Войне VI, 21) или у Тацита (Герм., 19), то их суровость и добродетель имеют явно стоическое происхождение. Совершенно в том же духе сам Посидоний, например, идеализирует древних римлян (см.: у цитирующего его Афинея VI, 105–109), а то, что пишет Цезарь (там же, VI, 22) о простоте образа жизни германцев и отсутствии у них частной собственности на землю, совершенно тождественно тому, что провозглашает естественным и должным Сенека в Письме 90. Таким образом, германцы оказываются золотым прошлым кельтов, а из этого следует немаловажное следствие: получается, что дикость и жестокость кельтов в их описании Диодором, Страбоном и Цезарем вовсе не обязательно доказывает документальность таких описаний, но является, в рамках мировоззрения этих авторов, подтверждением вторичности этих народов, их отступления от золотого века. Выходит, что «даже те античные тексты, которые, казалось бы, дают объективный, эмпирический материал о варварах... оказываются насквозь тенденциозными, пронизанными от начала до конца теми или иными философскими идеями, так что их сдержанное, а иногда даже враждебное отношение к варварам, представляет собой ту же идеализацию, только со знаком минус " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

25) Пленен ты чуждыми помыслами, и почувствовал, что отводят тебя в рабство, и пришел в себя? перестань наконец, и остановившись в грехе своем, на чем застиг ты сам себя, сядь, плачь, и как сделали некогда израильтяне, так и ты повторяй написанное в псалме 136. Если же, искушения признавая для себя испытанием, желаешь после искушений возблагодарить; то у тебя есть псалом 138. Снова окружили тебя враги и хочешь избавиться от них? читай сказанное в псалме 139. Желаешь ли вознести прошение и молиться? пой псалмы 5 и 142. Восстал на народ враг мучитель? не ужасайся, как Давид не убоялся Голиафа, но веруй и ты подобно Давиду, воспевая сказанное в псалме 143; а потом, дивясь Божиим благодеяниям и содержа в памяти Божию благость, явленную на тебе и на всех, если желаешь благословить за это Бога, говори словами Давида, какие изрек он в псалме 144. Желаешь ли петь Господу? имеешь, что изречь – псалмы 92 и 97. Если ты мал, но для какой-нибудь потребности предпочтен братиям твоим; то не превозносись пред ними, но, воздав славу избравшему тебя Господу, воспой и ты псалом 151, собственно принадлежащий Давиду. Но желаешь ты петь vnakou, надписанные: аллилуия? имеешь псалмы: 104, 105, 106, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 134, 135, 145, 146, 147, 148, 149, 150. 26) Когда желаешь воспевать, что в особенности сказано о Спасителе: тогда и в каждом псалме найдешь нечто такое; преимущественно же имеешь для сего псалмы 44 и 109, в которых изображены Его преискреннее рождение от Отца и пришествие во плоти; псалмы 21 и 68, в которых предсказаны божественный крест, и то, каким подвергся козням, и что претерпел Он за нас; псалмы 2 и 108, в которых обнаружены злоумышление и лукавство иудеев, также предательство Иуды Искариотского; псалмы 20, 49 и 71, в которых изображены Его царство, власть как судии, и второе пришествие к нам во плоти и призвание язычников; псалом же 15 показывает Его воскресение во плоти; а псалмы 23 и 46 возвешают восшествие Его на небеса. Также, читая псалмы 92, 95, 97 и 98, можешь усмотреть благодеяния Спасителя, оказанные нам Его страданиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Церковная власть, преследуя эту задачу относительно духовного суда, законоположила о нем, несколько особых правил – как на вселенских, – так и поместных соборах. По общему содержанию и направлению этих правил, духовный суд представляется отдельным и самостоятельным в государстве, действующим по своим особым правам (2:6. Ант. 12. Корф. 73. 117. 7:3 и др.), но только не без необходимого отношения к суду гражданскому и разделения с ним своих действий. Причина этого нового явления, сравнительно с прежним временем, заключалось в том, что, по соединении церкви с гражданством, суд ее во многих случаях должен был действовать сообща с судом гражданским; потому что преступления, прежде считавшиеся нарушением звания и обязанностей только членов церкви, теперь сделались несообразными с званием граждан-христиан и нетерпимыми в христианском обществе; потому что духовный суд мог действовать своими духовными мерами только на нравственную жизнь людей; между тем как часто открывалась необходимая нужда действовать и внешним образом для пресечения преступлений. На этом основании духовный суд, по произнесении своего решения, необходимо иногда обращался к суду гражданскому:если встречал упорство и сопротивление себе в лицах духовных (Апт. 5 Корф. 59. 64); если он находил преступление таким, что оно, кроме наказаний духовных по законам церкви, требовало еще преследования самого лица судом гражданским по законам государства (Корф. 69. 71. 72. 94. 104. 105); если видел церковные преступления такими, что они прямо требовали преследования суда гражданского, именно его усиленными мерами, – напр. в случаях открытого и упорного нарушения членами церкви ее порядков и законов, явных возмущений против ее правительства и т. п. (Апт. 5. Корф. 59. 78. Двупр. 9). Во всех этих случаях духовный суд, действуя свободно и самостоятельно в пределах собственных прав и влияния, оставлял необходимую долю участия и суду гражданскому; равным образом и суд гражданский требовал содействия суда духовного, если судилось преступное деяние лица, для которого необходимо было очищение совести церковным запрещением и епитимией 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Выходит, нам есть что праздновать в этот день! Важно только, чтобы мы это понимали. И при случае вместо общих фраз о «единении и ответственности» повторяли бы это короткое и четкое слово – суверенитет! Так что день 12 июня не стоит предавать забвению. Его даже не стоит объявлять какой-то особенно скорбной датой. В конце концов в этот день Россия вернула себе имя. Даст Бог, вернет и все остальное. Политические, экономические, психологические предпосылки, которые привели к появлению Декларации о суверенитете, накапливались давно, и изживать их, наверное, придется также долго. Пусть же каждая годовщина этого дня напоминает нам и нашим потомкам о том, как опасно, а главное, как бессмысленно поддаваться соблазну уныния и обиды. Пусть День России со временем научит нас тому, что от самых страшных проблем и опасностей нельзя «отделяться». Их можно только решать. Из сообщения об итогах референдума СССР от 17 марта 1991 г.: «На всенародное голосование был вынесен вопрос: “Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?” В списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме СССР, было включено 185 647 355 человек; приняли участие в голосовании 148 574 606 человек, или 80,0 %. Из них ответили: “Да” – 113 512 812 человек, или 76,4 %; “Нет” – 32 303 977 человек, или 21,7 %… Результаты референдума по РСФСР в отдельности характеризуются следующими данными. Включено в список – 105 643 364 человека; голосовало – 79 701 169 человек, или 75,4 %. Из них ответили: “Да” – 56 860 783 человека, или 71,3 %; “Нет” – 21 030 753 человека, или 26,4 %…» Из Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: «Первый Съезд народных депутатов РСФСР, – сознавая историческую ответственность за судьбу России, – свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

http://pravoslavie.ru/1366.html

840 Действительно, в отличие от родственников (например, Герода или Диогена) Синезий не искал и никогда не занимал высоких государственных должностей. 842            Греческое γραμματες, по-видимому, соответствует латинскому notarius: стенограф, писарь. Как человек, получивший классическое образование, Синезий (как, например, и Либаний) с презрением относится к бюрократии, набирающей все больший вес в Империи, к узкой специализации и «техничности», приходящей на смену эллинской пайдейе. 843 Пословица, появившаяся в связи с двумя мифическими Кекропами, подразумевает мошенников и плутней. 844 Один из членов Панэллениума, в прошлом губернатор Пафлагонии (ср.: Письмо 53 (119)), откуда родом Пилемен (Гераклея Понтийская, где он родился, принадлежала тогда провинции Пафлагония). 848 Речь идет о литературно-философском кружке Троила. Помимо адвоката Пилемена и упомянутого выше Маркиана, в Панэллиум наверняка входили «вдохновеннейший поэт» Феотим, «великий» Никандр, воспитатель царских детей Анастасий: все они имели влияние при дворе и были приверженцами эллинизма. Об этом кружке в ученом мире существует немало литературы: G. Grützmacher, S. Von K., Ein Charakterbila aus dem Untergang des Hellenentums (Leipzig, 1913), р. 61–72; Chr. Lacombrade, SHC, р. 122–130; G. Albert, Goten in Konstrantinopolei (Paderborn, 1984), р. 29–33; Al. Cameron, Barbarians and Politics at the Court of Arcadius (Berkeley, 1993), р. 71–84 и 90. 856 Ср.: Письмо 105 (134), 14. Об истории Гераклеи Понтийской ср.: W. Hoepfner, Hérakléia Pontikè-Eregti (Vienne, 1966). 872 Довольно тонкий момент: есть две философские силы души, одна из которых – рассудок – чтобы стать действием (энергией), нуждается в надлежащем стечении обстоятельств, обобщенно говоря – судьбе, Тюхэ. Мудрость же становится действительной сама собой, – благоприятствуют ей обстоятельства или нет. Так, например, изначально рассудочный человек далеко не всегда становится видным администратором, человек же изначально мудрый (естественно умеющий видеть) – являет этот задаток, в каких бы ни оказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010