Зависимому и его сродникам следует помнить, Евангелие говорит о необходимости в качестве условия исцеления покаяние страждущего для прощения грехов. Однако лже-врачи, гипнологи и кодировщики, о покаянии не задумываются и не придают этому никакого значения. Пьянство, которое возбуждается бесами при собственном слабоволии и безответственности, не пройдет без молитвы и поста, без сокрушения сердечного, без спасительных Таинств Церкви. Вывод однозначен. Кодирование и иное ему подобное воздействие на душу человека – это бесовщина. Сторонитесь такого «целительства» и отговаривайте от него тех, кто будет с вами советоваться по этому поводу. Правда ли что в ветхозаветные времена было более лояльное отношение к алкоголю, чем сейчас? Употребление вина было необходимой частью любого праздника ( Ис.5:12 ), так как оно «веселит сердце человека» ( Пс.103:15 ; Суд.9:13 ; Еккл.10:19 ; Сир.31:32 ). Однако чрезмерное употребление алкоголя в Древнем Израиле однозначно воспринималось как грех. Пророки и мудрецы наставляли против пьянства и подчеркивали его тяжелые последствия. Пророк Исаия обвиняет тех, кто злоупотребляет как вином, так и крепкими напитками ( Ис.5:11-12 ), Товит дает своему сыну совет: «Вина до опьянения не пей, и пьянство да не ходит с тобою в пути твоем» ( Тов.4:15 ). Служащим священникам в ветхозаветные времена было запрещено пить вино под страхом смерти ( Лев.10:8-11 ; Иез.44:21 ). В Священном Писании даются примеры постыдного поведения пьяных: опьяневший шатается ( Пс.106:27 ; Притч.23:34 ), его тошнит ( Ис.28:8 ; Иер.25:27 ), он имеет «багровые глаза» ( Притч.23:29 ), над ним смеются ( Ос.7:5 ), он лишается приличия ( Плач.4:21 ), ума ( Ос.4:11 ), разоряется ( Притч.23:21 ), а начальники-пьяницы не способны выполнять свои обязанности ( Притч.31:4-5 ). Приводятся примеры поступков, связанных с опьянением Ноя ( Быт.9:21 ), Лота ( Быт.19:31-38 ), Навала ( 1Цар.25:36-39 ), Давида ( 2Цар.11:13 ), Авесалома ( 2Цар.13:28 ), Илы ( 3Цар.16:9-10 ), Велиазара ( Дан.5:2 ), Олоферна ( Иудиф.13:2 ). В Священном Писании среди алкогольных напитков наряду с вином часто упоминается сикер (сикера). Что это?

http://azbyka.ru/alkogolizm

По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Кто во вселенной хозяин? Библейская картина мира теоцентрична. В книгах Ветхого Завета Бог предстает как творец вселенной, ее господин и промыслитель, которому подчинены все явления природы. Ему повинуются даже такие силы Хаоса, как Море/Океан, Левиафан, разнообразные морские чудовища, наводившие ужас на древних людей и враждебные им. Как правило, библейские авторы подчеркивают тварный характер этих сил. В частности, в книге Бытия рассказывается о сотворении Богом морей (Быт 1, 9–10), а также морских змеев, называвшихся по-еврейски словом «танниним» (Быт 1:21, в Синодальном переводе «рыб больших»). В 103м псалме говорится о сотворении Господом Левиафана и о Божественном промысле, благодаря которому поддерживается жизнь всех обитателей моря и обеспечивается их пропитание (Пс 103, 25–30). В некоторых поэтических текстах Священного Писания различные чудовища изображаются как враги Господни, над которыми Он одерживает победу (Ис 27, 1; 51, 9, Пс 73, 13–14). В любом случае, библейский взгляд на мир однозначен: царство природы имеет своего царя, которым является Господь Бог. Модель Вселенной, описанная в Ветхом Завете, не только теоцентрична, но еще и антропоцентрична. Человек — существо, созданное Богом. По своему составу человеческая плоть ничем не отличается от плоти животных: все тела были сотворены из праха земного (Быт 2, 7, 19). Но, согласно Шестодневу, человек был создан после всех тварей на шестой день и стал венцом божественного творения (Быт 1, 26–31). Кроме того, в отличие от всех остальных существ, он явил в себе образ и подобие Всевышнего (Быт 1, 27). Человек был призван стать наместником Бога на земле и владычествовать над всеми тварями (Быт 1:28). Гимном, воспевающим величие Бога и достоинство человека, является 8й псалом: «Ты… поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле!», — такими словами псалмопевец прославляет Бога, возвысившего человека над всем своим творением (Пс 8:7–10).

http://bible.predanie.ru/prepodavatel-ka...

Наконец, ангелы являются 3) нашими молитвенниками пред Богом ( Мф.18:10 ; Откр.8:3 ; Тов.12:15–20 ). Они не только возбуждают хранимых к молитве, но с молящимися сами молятся и возносят в своих святых молитвах наши немощные молитвы к Живущему во свете неприступном. Св. И. Лествичник, один из опытнейших наставников молитвы, пишет в научение молящимся: «если усладился или умилился ты каким словом молитвы, то остановись на нем. Ибо тогда хранитель ваш молится вместе с нами.» 271 Подробное указание всех действий служения ангелов хранителей верующим содержится и в употребляемых церковных молитвословиях (в двух канонах и молитвах к ангелу хранителю). III. Учение об ангелах хранителях частных лиц, как известно, отвергают протестанты. Признавая, что Бог посылает иногда людям, Своих ангелов, они однако не допускают, чтобы Он каждому верующему (а также и целым народам) назначал известного ангела, как хранителя и наставника его до самой смерти. Подобные воззрения в новейшее время, при ослаблении веры в самое бытие мира духовного, разделяются многими и не из протестантов. Против учения об ангелах хранителях выставляют разнообразные возражения. Укажем главнейшие из них с выяснением их неосновательности. 272 1 . Говорят, что Сам Бог промышляет о человеке, знает все наши немощи, беды и опасности, хранит нас и дарует все необходимое ( Пс.120:4–5; 16:8 ; Еф.6:11 и др.), а потому служение ангелов хранителей неуместно. Но непосредственное промышление Божие о человеке не может исключать уместности Его промышления через некоторые посредства и орудия. Сам Бог, напр. поддерживает и сохраняет природу видимую ( Пс.103:27–30 ), произращает древо плодовитое и всякое растение в полях, подает влагу дождевую для орошения земли ( Пс.148:8 ) и пр.; однако это не препятствует и человеку трудиться в улучшении садового дерева и удобрении земли. Или – Сам Бог промышляет о царствах ( Дан.4:14–22 ), но в то же время цари, как слуги Божии ( Рим.13:4 ), являются действительными орудиями промысла Божия о царствах и народах; равно Сам Он промышляет о церкви ( Еф.1:22 ), но видимо управляет ею чрез пастырей и учителей ( Деян.20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Оно, наряду с хлебом и вином было важнейшим продуктом питания (см.: 3Цар.17:12-16 ; Втор.7:13; 11. 14; 12. 17; 14. 23; 18. 4; 28. 51 ; 2Пар.31:5; 32. 28 и др.), использовалось в качестве косметического средства ( 2Цар.14:2 ; Пс.103:15 ; Притч.27:9 ). Символически помазание елеем служило выражением радости ( Пс.44:8 ; Ис.61:3 ). С радостью связывалось не только помазание елеем, но и сам елей как таковой — в том числе, и потому, что оливковые деревья начинали плодоносить далеко не сразу после посадки. Елей использовался в лампадах ( Исх.25:6; 27. 20 ; Лев.24:2 ) и при целом ряде священнодействий — при помазании царей и священников, жертвенников, принадлежностей скинии и Храма (вероятно, этот елей помазания смешивался с различными ароматическими добавками), а также входил в состав некоторых видов ветхозаветных жертв. Наконец, елей употреблялся и при лечении болезней, особенно язв и ран ( Ис.1:6 ). Целебное значение елея в полной мере сохранялось в новозаветную эпоху. Филон Александрийский писал: «Что можно бы искать для натираний лучше плода, выжимаемого из маслины? Ибо он смягчает и утомление тела и содействует здоровью, и, если окажется какая-нибудь язва, он полностью затягивает и сообщает более всякого другого плода силу и бодрость» 4 . Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» ( Лк.10:30 ,33–34a). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней средиземноморской практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью полученной от Христа.

http://azbyka.ru/tainstvo-eleosvyashheni...

368 Впрочем, в надпис. Пс. 122, 131 и 133 не во всех списках. В надп. Пс.127 и 132 (по евр. 126 и 133) и по некот. спискам 123 (124) те же указания писателей находятся и в Вульгате. Есть такого рода указания и в сирском переводе; но надписания этого перевода, обыкновенно очень распространенные, с указаниями исторического и духовного, и в последнем случае большею частью христианско-таинственного смысла псалмов, носит на себе ясные признаки происхождения от какого-либо из христианских богословов не ранее 4 в., и потому могут быть указываемы лишь как частные мнения древних христ. толкователей Псалтири, а не как древне-исторические предания церкви ветхозаветной. 369 См. Напр. Hitziga – die Psalmen ubersetz und ausleg Einleit… Этого же взгляда держится отчасти и Delitzsch в die Psalmen См. его замеч. на Давидовы псалмы в 4 и 5 книгах Псалтири по евр. разд. 372 За исключением псалмов 25, 26, 27, 28, 35, 37, 103, 138, 144, (по евр.), где в еврейском стоит одно только – и 122, 124, 131 и 133, где оно соединяется с , имеющим относительно позднейшее происхождение. 379 Кто был этот Куш (), положительно сказать нельзя. 70, также Златоуст, Августин, Гр. Нисский принимают за Хусия (Χουσ) друга Давидова; но он в истории называется Архитянином (), а не сыном Вениаминовым ( 2Цар.15:32–37 ), да и самое имя его по евр. пишется иначе . Может быть это собственное имя какого-нибудь недоброжелателя Давидова из колена Вениаминова, каких у Давида во времена Саула, да и после, но все продолжение его царствования, было не мало ( 1Цар.22:7, 24:10, 26:19 ). См. Delitzsch на этот псалом. Но очень вероятно, что слово Куш употреблено здесь не как собственное имя, а в значении нарицательного ( Эфиопянин, чернокожий, почему в немецком переводе den Mohren), как символическое имя человека низкого, черной души. Подобный символ употребляется у Иер.13:23 и Ам.9:7 . В этом случае под Кушем можно разуметь вообще врага Давидова и, всего лучше, самого Саула, на черную неблагодарность которого и несправедливые гонения заметны в псалме довольно ясные намеки. Ср. особенно Пс.7:4–5 с 1Цар.24:7,12,14 и 26:8–10; ст. 9–10 с 24:13,16 и 26:10,23,24. Так объясняют: Тартум и многие Иудеские толкователи, бл. Иероним, из позднейших – Hengstenberg, Tholuck, Gerlach и наш отечественный толкователь Ириней Архиеп Псковской (см. изд. Свят. Синод. Толк. псалмов).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Примеч. Иногда Св. Писание представляет волю Божию как бы не всемогущею, напр. Мф.25:57 , Деян.7:51 . Но такие изречения Св. Писания, по точному и правильному их смыслу, показывают только то, что человеку предоставляется пользоваться или не пользоваться спасительными средствами, которые Бог предлагает; в каковом смысле воля Божия называется условною, т. е. поколику Бог действует не уничтожая свободы человека. e) Всеведущий, т.е. все знающий наисовершеннейшим образом. Ап. Павел ( Евр.4:13 ) так изображает всеведение Божие: Несть тварь неявлена пред Ним; вся же нага и объявлена пред очима Его. Предмет Божия ведения составляют 1) Существо Божие и все совершенства, и дела Божии ( Мф.11:27 ). Никтоже знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын ( 1Кор.2:11 ). Божия никтоже весть, токмо Дух Божий. 2) Все прошедшее, настоящее и будущее, так что и самые сокровеннейшие помышления человеческие известны Сердцеведцу: ( Пс.138:4, 2 ). Господи, Ты познал еси вся последняя и древняя, Ты разумел еси помышления моя издалека (1Парал.28:9). Вся сердца испытует Господь, и всяко помышление разумеет, говорит Давид. 3) То, кто могло бы исполниться, но не исполняюсь по каким-нибудь причинам. Так Спасителю известно было, что Тир и Сидон покаялись бы, если бы увидели чудеса, совершившиеся в Хоразине и Вифсаиде ( Мф.11:21 ). Все это ведением Божиим объемлется без всякой постепенности, не погрешительно и с высочайшею ясностию. Всеведение Божие самим неверующим открывается чрез совесть, которая и в них обличает или оправдывает сокровеннейшие помыслы ( Рим.2:15 ); верующим в даре Пророчества ( 2Цар.7:19 ), в услышании их молитв и исполнении сокровеннейших желаний сердечных ( Пс. 33:16; 37:10 ); и для всех яснейшим образом откроется в день страшного суда ( 1Кор.4:5 ). f) Всепремудрый. Премудрость Божия состоит в том, что Бог все направляет к наилучшим целям и избирает средства, сообразнейшие с ними. Премудрость Божия открылась в творении ( Иов.38, 39 ; Пс.103:24 ). Вся премудростию сотворил еси, взывает Давиде, восхищенный красотою и совершенством творения. Наипаче открылась в деле искупления Ап. Павел ( Еф.3:10 ) говорит, что ему вверено проповедовать тайну спасения, да скажется ныне нахалом и властен на небесных церковию многоразличная премудрость Божия, почему и самбе учение о искуплении называет премудростию ( 1Кор.2:6,7 ). Непрестанно является премудрость Божия в управлении миром, и в особенности в устроении судьбы каждого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

И летит, летит Господь на крыльях ветра, говорит Давид в другом псалме ( Пс.17:11 ). Мысль о подчинении Богу всего и о действии во всем и через все высказывает Давид и далее, называя служителями Божиими ангелов, посылаемых Богом для сообщения людям Его доброй воли и явление истребляющего, страшного огня, почти всегда говорящего о гневе Божием на тех, имуществ которых касаются пожары. Может быть, впрочем, здесь говорится и о действии Божием через огонь во время образования мира и даже при конце мира. 27 С 5 по 13 ст. ( Пс.103:5–13 ) говорится о Боге, как Творце земли, частнее же о том, что Он дал земле тяготение, в силу которого она не отклоняется от своего положения, не рушится, хотя основанием для неё, на котором она покоится, служит то неизмеримое безвоздушное пространство, которое окружает её с её атмосферой и в которую она могла бы полететь, лишившись данного ей Богом тяготения. В особенности бездна окружила близко землю в первые два дня творения, когда всё на земле ещё было не упорядочено и когда поэтому из под воды не видно было гор, но Бог отделил воды от земли и, повинуясь могущественному слову Бога, воды сбегали с гор, а горы как бы вышли, поднялись, (потому что открылись); и поля или долины, освобождённые от воды, как бы разостлались, причем и горы и долины заняли свои вместилища; в особенности же воды, ограждённые берегами, из которых они без особенного соизволения Божия не выходят и не потопляют землю. 28 В предшествующем стихе говорилось о водах особенно морских; теперь Псалмопевец заявляет, что Бог произвёл и все источники, текущие по низменностям среди лесов и в руслах более или менее возвышенных местностей. 29 Псалмопевец, говоря об устроении Богом земли, не отрешается и от того, что делается и что было при нем; поэтому он говорит и о настоящем состоянии и пребывании морей и рек в своих вместилищах, по присносущей силе Божией; поэтому же он представляет и в следующих стихах живописную картину настоящего, показывая целесообразность в распределении вод, гор и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Потому что говорится: «Скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе» (Пс. 103:21); говоря о львятах, он для имеющих ум обильно предоставил возможность, на основании тех, сделать заключение и о всех прочих животных: потому что если лев, из всех зверей самый прожорливый, хищный и мощный в деле охоты, однако, если Бог не даст, не может восхитить себе пропитания, то что же сказать про других (более немощных) животных? — Это и Христос, на примере птиц, представляет в Евангелии: «Воззрите», говорит, «на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их» (Мф. 6:26). Что говорю: сухопутные животные, летающие, морские, земноводные? — когда: «Аще и сено сельное», говорит Христос, «днесь суще и утре в пещь вметаемо, не труждающееся, не бдящее, Бог тако питает и прекрасно и благолепно одевает, не много ли паче вас, маловери?» (Мф. 6:28–33 — парафраза). - Братие, «Ищите прежде царствия Божия и правды его», — и не только во веки будете наследниками сего неотъемлемого царства Божия, будучи оправданы  Его благодатию, но и — «настоящая приложатся вам» (Мф. 6:33). Если же преимущественно вы ищете не царство Божие и правду его, но то, что кормит и лелеет сие тленное  тело, то вы и этого не получите, если только не впадете в еще большее зло для того же тела и причините осуждение и ущерб для вечной души. И это видится на примере Богатого (из притчи Господней о Богатом и Лазаре), слышащего от Авраама: «Воприял еси благая в животе твоем» (Лк. 16:25). Искал некогда и иудейский народ есть мясо в пустыне, и Бог им дал перепелов неисчислимое множество  : «и ядоша и насытишася зело и желание их принесе им» — «еще же брашну сущу во устех их», говорится, «и гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным исраилевым запят» (Пс. 77:27–30)  . Почему «множайшая их», т. е. — многих из массы поразил Божий гнев? — Потому что они безбоязненно роптали и возводили хулу на Бога и на Моисея, который по Богу был их вождем. Почему же и «избранных Израилевых» Он низложил? — Потому что они не удерживали массу от того, чтобы она клонилась к ухудшению. — Вот, таковые суть те, которые бывают извергаемы от священной Церкви и царства Божия, будь они среди древнего, или же среди Нового Израильского народа; это и показал Господь в Евангелиях, говоря: «Приидут от  восток и запад и севера и возлягут с Авраамом и Исааком во царствии небеснем; сынове же царствия изгнани будут во тьму кромешнюю» (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Ср.: Black 1967. 24 Ср. цитату из пс. 10, 4 в первых словах кондака Романа на Неделю Ваий 16 по изданию Мааса—Трипаниса, 32 по изданию Гродидье де Матона). 25 Как известно, начальные слова «Исповеди» взяты из пс. 144, 3. 26 После того как благодаря открытию частных писем из административных документов римской эпохи на папирусах из Египта наши сведения о бытовом «койнэ» сильно обогатились, некоторое количество слов и оборотов, считавшихся библеизмами, уже нельзя рассматривать как таковые (ср.: Deissmann 1909, S. 37—99). Но с этой необходимой оговоркой понятие библеизмов не оказывается упраздненным, проблема библеизмов — снятой. 27 См. наш перевод этой секвенции; Памятники средневековой латинской литературы…, с. 189. 28 В известном письме 22 Иероним рассказывает, как в сновидении ангелы бичевали его, а Судия укорял: «Ты не христианин, а цицеронианец!» 29 Ср.: Brockelmann 1928, р. &8—94. 30 Из огромной литературы о Бфреме укажем: Пигулевская. Указ. соч., с. 130—140; El–Khoury 1976. 31 Bardenhewer 1924, S. 342. 32 Ср.: Райт 1902. 33 Третий диакон в истории ранней христианской гимнографии — Иаред, герой эфиопских легенд. 34 Ср.: Пигулевская. Указ. соч., с. 132—133; Baumstark 1922, S. 35, Fufinote 2. 35 Под именем Григория Нисского сохранилось похвальное слово Ефрему (Migne. PG, t. 46, col. 819—850). Целый ряд сочинений Ефрема дошел только в греческом переводе; впрочем, их принадлежность Ефрему часто является спорной, и вообще «греческий Ефрем» — одна из сложных проблем патрологии, см.: Hemmerdinger–Iliadon 1950, col. 800—815. 36 Влияние эсхатологических мотивов Ефрема фиксировано в аллитеративной поэме о конце света «Муспилли» (конец VIII — начало IX века, баварская монашеская среда) и в рифмованном переложении Евангелий Отфрида Вейсенбургского (ок. 865 года, круг Рабана Мавра). К этому перечню следует также добавить англосаксонского поэта IX века Кюневульфа. См.: Grau 1908. 37 См.: Andrae 1932, S. 71—72; Beck 1951, S. 71, Fimnote 2; Grqffin 1968, p. 103, note 1. 38 Baumstark Op. cit., S. 35. 39

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

Не могу умолчать о лукавстве и вороватости полипа, который всякий раз принимает вид камня, к которому легко пристает; почему многие рыбы, без опасения плавая, приближаются к полипу, точно как к камню, и делаются готовою добычею хитреца. Таковы нравом те, которые угождают всякой преобладающей власти, каждый раз сообразуются с обстоятельствами, не держатся постоянно одного и того же намерения, удобно делаются то тем, то другим, с целомудренными уважают целомудрие, с невоздержными невоздержны, в угодность всякому переменяют расположения. От таких людей нелегко уклониться и спастись от наносимого ими вреда, потому что задуманное ими лукавство глубоко закрыто личиною дружбы. Людей такого нрава Господь называет волками хищными, которые являются во одеждах овчих ( Мф.7:15 ). Бегай на все изворотливого и многоличного нрава, домогайся истины, искренности и простоты. Змея пестровидна, зато и осуждена пресмыкаться. Праведник не лукав, как и Иаков ( Быт.25:27 ). Посему вселяет Господь единомысленных в дом ( Пс.67:7 ). Сие море великое и пространное: тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими ( Пс.103:25 ). Однако же, у них есть мудрый и благоустроенный порядок. Мы не осуждать только должны рыб, у них есть нечто достойное подражания. Каким образом каждая порода рыб, получив в удел удобную для себя страну, не делает нашествий на другие породы, но живет в собственных своих пределах? Ни один землемер не отводил им жилищ, они не ограждены стенами, не отделены рубежами, но бесспорно каждой породе уступлено полезное. Один залив прокармливает такие породы рыб, а другой – другие; во множестве водящиеся здесь рыбы редки в других местах. Не разделяет гора, возносящая острые вершины, не пересекает перехода река; но есть какой-то закон природы, который равно и правдиво, сообразно с потребностями каждой породы, распределяет им места жительства. Но мы не таковы. Из чего сие видно? Из того, что прелагаем пределы вечные, яже положиша отцы наши ( Прит.26:28 ). Перерезываем землю, совокупляем дом к дому и село к селу, да ближнему отъимем что ( Ис.5:8 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010