Таковы несколько замечаний к рассказу Евангелистов о Преображении. И теперь мы приблизились к самому сокровенному – к смыслу этого события. О чем нам говорит событие Преображения? Здесь можно невооруженным взглядом увидеть две большие, очень значительные темы: – тему Богосыновства Иисуса; – и тему Его миссии: Пришествие ради искупления людей. Тайна Иисуса – Он есть истинный Сын Божий и Мессия Отметим, что рассказ о Преображении помещен у всех трех Евангелистов после исповедания Ап. Петра: Иисус спрашивал учеников Своих: За кого люди почитают Меня? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16, 13-16 ). Преображение подтверждает это исповедание. Сначала Спасителю являются древние подвижники, олицетворяющие полноту ветхозаветной веры – Закон и пророков. Это приводит учеников в изумление и трепет. Но дальше происходит что-то еще более поразительное: Сам Господь с Небес подтверждает достоинство Христа как Своего Сына и Его миссию. Это подтверждение «статуса» Иисуса – кульминация события Преображения: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Голос звучит из облака, традиционно считавшегося у иудеев символом присутствия Божия 7 . «Так всегда является Бог: Облако и мрак окрест Его ( Пс. 96, 2 ); и еще: Делаешь облака Твоею колесницею ( Пс. 103, 3 ). Поэтому, для уверения учеников, что голос этот – голос Самого Бога, является облако, и притом светлое… Когда Бог угрожает, то является мрачное облако, например, на Синае Моисей вступил в средину облака и восходил… дым, как дым из печи ( Исх. 24, 18; 19, 18 ). Здесь же является светлое облако, потому что Он имел намерение не устрашить, а научить. Поэтому там курение и дым, как из печи, здесь же неизреченный свет и глас» (свт. Иоанн Златоуст). Господь Бог говорит нечто важное. Для кого? Для Сына или для явившихся ветхозаветных праведников? Конечно, не для них, а для тех, кого Спаситель взял с Собою на гору, для учеников Его, а значит, и для нас с вами.

http://azbyka.ru/parkhomenko/o-preobrazh...

Утверждение, что миссиология – это богословие миссии, верно, но ограничено, не исчерпывает сути предмета. В конце настоящей главы приводится вариант программы курса миссиологии для семинарий, являющихся высшими учебными заведениями. Эта программа отчасти объясняет, что же такое богословие миссии – миссиология. Однако и само понятие «миссия» требует комментария. Что такое миссия Богословское осмысление понятия “миссия” зиждется не только на новозаветном понимании апостольского служения, не только на экзегезе слов Спасителя: «Идите и научите все народы…» ( Мк.16:15 ). Уже в Ветхом Завете служение пророков (первый из них – Моисей) существенно для понимания того, что такое миссия Израиля, который был призван стать народом-ориентиром для всего человечества. Через него к участию в спасении призваны и другие народы. В богословии Ветхого Завета уже открыта сущность посланничества, миссии. Бог посылает Свое Слово исполнить на земле Его волю ( Ис.55:11 ;  Пс.106:20; 147:4 ;  Прем.18:14 ). Он посылает Свою Премудрость помогать человеку в его трудах ( Прем.9:10 ); посылает Духа Своего обновить лицо земли ( Пс.103:30 ) и возвестить Его волю людям ( Прем.9:17 ). Таковы предвозвестия Нового Завета. После величайшего из пророков Иоанна Крестителя Иисус Христос является перед людьми как Посланец Божий, и единственное желание Иисуса – исполнять «волю пославшего Его» ( Ин.4:34 ), «делать дела Пославшего» ( Ин.9:4 ). Миссия Иисуса продолжается посланничеством, миссией апостолов – учеников Спасителя, круг которых не ограничен непосредственными учениками и спутниками Иисуса. Апостол Павел услышал от Спасителя: «Иди, потому что Я пошлю тебя далеко к язычникам» ( Деян.22:21 ). Все апостолы и вся Церковь призваны к миссии, выполняется же эта задача силой Святого Духа. Пятидесятница входит в христианский опыт и завершает откровение тайны Бога – Дух Святой входит в историю человечества так, что человек внутренне преображается, в нем восстанавливается подобие Божие. Как далеко ушел от богословского понимания общеупотребительный смысл слова “миссия”, и каков его общепринятый смысл в современном русском языке? Согласно толковому словарю 8 основные значения следующие:

http://azbyka.ru/pravoslavnaya-missiolog...

Как небеса, хотя не имеют языка, уст и губ, но, красотою своего вида изумляя зрителей, побуждают их своим дивным устройством возносить хвалу Создателю, так и в наших внутренностях, если ты представишь все, если рассмотришь разнообразие их свойств, деятельности, силы, согласия, устройства, положения, числа, стройности, то произнесешь слова пророка: «как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил» (Пс.103:24). Видишь ли, как внутренности благословляют Бога без голоса, уст и языка? Для чего же пророк говорит только душе? Для того чтобы она не рассеивалась, когда говорит язык, как часто случается с нами во время молитв и песно­пений, — для того, чтобы с той и другой стороны было согласие. Если ты, молясь, не слушаешь слов Божиих, то, как Бог услышит твою молитву? Таким образом, когда он говорит: «Хвали, душа моя, Господа», то выражает следующее: пусть молитвы будут возносимы внутри, из глубины сердца. Поэтому и Па­вел говорит: «буду петь духом, буду петь и умом» (1Кор.14:15). Душа есть некоторый отличный музыкант, есть художник; а тело есть орудие, заменяющее псалтирь, флейту и лиру. Другие музыканты не всегда бывают со всеми своими инструментами, но то берут их, то оставляют; они не постоянно играют, и потому не всегда носят в руках инструменты, а тебе Бог хотел внушить, что ты должен непрестанно хвалить и благо­словлять Его и для того соединил в тебе навсегда орудие с художником. А что нужно благословлять Бога непрестанно, о том послушай, как говорит апостол: «Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1Фес.5:17—18). Так как молиться должно непрестанно, то и орудие находится постоянно при художнике. «Хвали, душа моя, Господа». Это произнес прежде Давид одним своим языком, а ныне, после кончины своей, он говорит это бесчисленным множеством языков, не у нас только, но и по всей вселенной. Видишь ли, что он не мертв, но жив? Как может назваться мертвым тот, кто имеет столько язы­ков и говорит столькими устами? Поистине великое дело — хвала Богу; она очищает нашу душу и производит в нас великое благоговение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не следует думать, говорит святитель Иоанн Златоуст , что «одно устремление глаз может вредить тем, на кого смотрят» . Пагубность греха зависти святитель видит отнюдь не в том, что завидующий может кого-либо «сглазить» или «испортить», ибо «зависть сама по себе» не имеет силы нанести вред . Это мнение Златоуста повторяет блаженный Феофилакт Болгарский († нач. XII в.) . Итак, насколько мы можем судить, святитель Иоанн Златоуст не признает действенность магии – ни вредоносной, ни «белой». Действительно, если демоны не могут врачевать людей , можно ли приписывать магам обладание «целительными силами»? Это относится и ко всякого рода талисманам. О бесполезности последних говорит также Матфей Властарь (ум. около 1360 г.) в Алфавитной Синтагме: «Чародеи суть те, которые поют иногда Давидовы псалмы и упоминают мученические имена и даже Самую Пресвятую Богородицу и к сим приплетают демонское колдовство. А другие вешают на шеи детей сложенные бумажки, исписанные какими попало (случайными) песнопениями, перевязывая их красными лентами, для предотвращения будто бы всякого вреда, которые и называют талисманами и амулетами» . Отметим, что смешение христианских символов и понятий с языческими («демонским колдовством») трактовалось Церковью «как особо тяжкий грех, ведущий к профанации святыни и кощунству» . «Из всех зол человеческих один грех есть действительное зло» Одна из важнейших способностей, которыми фольклор наделяет колдунов и ведьм – это способность управлять погодой: насылать бури и дожди либо, наоборот, засухи. Эти верования также не находят подтверждения в учении Церкви. В Священном Писании указывается, что землетрясение, потоп, засуха, голод, эпидемия и прочие стихийные бедствия происходят или непосредственно по воле Божией ( Лев.26:3–4, 18 ; 2Пар.7:13 ; Пс.103:32;148:8 ; Иов.37:6 ; Иер.14:22 ), или по Его попущению ( Ам.3:6 ), что они бывают необходимы для вразумления грешников ( Иез.33:11 ; 2Цар.14:14 ; Иона3:10 ; Откр.3:19 ) и свидетельствуют о любви Божией к Его народу ( Откр.3:19 ; ср.: Притч.3:12 ; Евр.12:6–7 ) .

http://sueverie.net/ob-obmane-s-bezumiem...

Словом «ангел» означается не природа, а должность высших разумно-свободных существ. Одно из свойств Божественной премудрости состоит в том, что предначертанные Ею планы исполняются существами, Ею же сотворёнными. Ангелы – это первые вестники воли Всевышнего, исполнители Его судеб и предначертаний. Ты творил ангелами (вестниками) Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий, поёт Псалмопевец ( Пс.103:4 ). Чрез ангелов Господь управляет вселенною. Ангелам вверяется хранение и управление сил стихийного мира. В откровении святого Иоанна Богослова видим ангела, имеющего власть над огнём ( Откр.14:18 ), ангела вод ( Откр.16:5 ); четыре ангела стоят на четырёх углах земли и держат четыре ветра земли ( Откр.7:1 ). Есть ангелы царств и народов, ангелы церквей или обществ верующих. Священная история как Ветхого, так и Нового заветов преисполнена указаний на разнообразную деятельность ангелов ко благу людей. Близость их к людям, самоотвержение в совершаемом ими служении простираются до того, что каждый христианин от купели крещения и до гробовой доски охраняется особым ангелом. Служение ангелов простирается и по ту сторону гроба для лиц, пребывших верными вере и церкви, как это видно из притчи о богатом и Лазаре, душа которого, по разрешении от тела, несена была ангелами на лоно Авраама, т.е. в царство небесное. Но ангелы не сразу встали в столь близкое и благодетельное отношение к людям. Как существа разумно-свободные, они и сами могли войти в дом Господень, в ближайшее общение с Триипостасным Богом, и стать истинными членами Церкви тем же путём, какой указывает она теперь нам, – путём веры, любви, послушания. Как велик и долговременен был этот путь, нам не открыто, но известно, что весьма многие ангелы, по некоторым указаниям, содержащимся в Писании, третья часть ангелов ( Откр.12:4 ), число огромное в виду необъятного царства ангельского, не сохранили своего достоинства и оставили своё жилище, и затем составили из себя страшную, враждебную для Церкви, силу. Завистью сатаны грех вошёл и к людям, и для спасения людей от власти дьявольской потребовались такие чрезвычайные средства, каковы вочеловечение Сына Божия и Его крестные страдания. Восстание сатаны против Вседержителя Бога дало добрым ангелам повод к торжественному выражению их веры, любви и послушания, и с сего вечно памятного мгновения они составили священный собор или союз, под главенством Архистратига Михаила, единодушно подвизаться для славы Господа против всех Его врагов и оскорбителей 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Пс.103:16 .   Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил. «Насытятся древа полская». В еврейском подлиннике и в других переводах сказано: древа Господни. Перечислив дерева плодоносныя, Пророк, по необходимости, упомянул и о деревах безплодных; потому что и они удовлетворяют необходимой потребности человеков. Посему назвал их древами Господними; так как растут сами собою, не насаждаются руками человеческими, но прозябают по Божию слову. Почему Пророк и присовокупил: «Кедри ливанстии ихже еси насадил». Их насадителями были не какие либо охранители священных рощей, но Божие слово соделало сеннолиственными вершины гор. А упомянув о Ливане, как о горе знаменитой, и о кедрах на нем, Пророк дал сим разуметь и другия горы и дерева. Пс.103:17 .   На них гнездятся птицы: ели – жилище аисту. «Тамо птицы возгнездятся, еродиево жилище предводительствует ими». Акила перевел так: «там птицы совьют себе гнезда, и ели еродию – дом». А Симмах переводит: «где воробьи совьют себе гнезда, и финик коршуну – жилище». Ибо одни и теже дерева для инаго употребления служат людям, а для инаго – птицам; годны людям для построения из них домов, и на себе самих помещают жилища птиц. Пс.103:18 .   Высокие горы – сернам; каменные утесы – убежище зайцам. «Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем». Твой промысл, говорит Пророк, не презирает и малых животных; но оленям дал Ты в убежище вершины гор, а самомалейшим животным – разселины камней. Пс.103:19 .   Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. «Сотворил есть луну во времена». Пророк перечислив все земное, указав на создание невидимых естеств, представив сотворение небес, делает упоминание и о светилах небесных, которыя приведены в бытие в четвертый день, и говорит, что луна создана для научения, как познавать время; потому что видоизменения ея служат к измерению времени: она определяет продолжение месяца, возрастая и убывая именно в число дней составляющих месяц. «Солнце позна запад свой». Не потому что оно одушевлено, или одарено разумом, но потому что совершает течение по Божиему определению, и появляясь, производит день, а скрываясь – ночь, и всегда имеет тоже течение, и сохраняет ту же меру.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Павский Г. П., прот. Псалтирь, или книга хвалений на российском языке. СПб., 1822. Мандельштам Л. И. Псалмы. Буквальный перевод в пользу русских евреев. Берлин, 1864, 2 1865, 3 872. Псалмы Давида (для евреев). Еврейский текст с русским переводом и новым комментарием на еврейском языке/Перевел и объяснил поневежский раввин А.-И. Л. Пумпянский. 1 СПб., 1871; 2 Варшава, 1872. 255 с. Об этом переводе см.: Чистович. История перевода Библии. С. 344–347. Никольский М. В. Псалмы в русском переводе с объяснениями//ПО. 1875. Т. 1. 2. С. 374–307 [ Пс. 1–8 ]; Т. 2. 5. С. 21–39 [ Пс. 9–16 ]; 6. С. 216–230 [ Пс. 17–19 ]; Т. 3. 10. С. 237–244 [ Пс. 20–22 ]; 1876. Т. 2. 8. С. 607–627 [ Пс. 23–29 ]; 1879. Т. 2. 5–6. С. 8–45 [ Пс. 30–34 ]. Аверинцев С. С. [Псалмы 1, 3, 22, 23/24, 37/38, 56/57, 62/63, 76/77, 83/84, 87/88, 90/91, 91/92, 102/103, 113/114, 116/117, 117/118, 120/121, 121/122, 142/143, 148, 150]: Арфа царя Давида: у истоков древнейшей лирической традиции (вступление и пер. с древнеевр.)//Иностранная литература. 1988. 6. С. 189–194; «Арфа царя Давида»: Избр. псалмы/Пер. и коммент. С. С. Аверинцева //Мир Библии. 1994. 1 (2). С. 74–81; Избранные псалмы [пер. и коммент.]//Православная община. 1994. 3. С. 92–96; Псалом 90/91/Пер. С. С. Аверинцев ; Поэтич. перелож. А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 5–10; Из книги Псалмов Давидовых (Псалмы 22. 116 (117). 117 (118). 120–121. 148. 150)//Новый мир. 1998. 1. С. 90–93; Крепка над нами милость Его: Избр. псалмы 91/92, 116/117, 117/118, 120/121, 150/Пер. и предисл. С. Аверинцева //Православная община. М., 1999. 1. C. 115–120. Звукозапись: Из библейской поэзии: Книга Иова. Псалмы/Пер. с древнеевр. С. Аверинцева . Читают: И. Смоктуновский, С. Аверинцев. [Музыкальный диск.] Фирма: Мелодия. С. 40. 29 541 006. Графов А. Шестопсалмие//Страницы. 1998. Т. 3. 1. С. 3–10; Из книги Псалмов//Страницы. 1999. Т. 4. 2. С. 299–309 [ Пс. 8, 10 (11), 13 (14), 15 (16), 17 (18).] Стихотворные переложения с еврейского (также с подстрочников или с синод, пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ты творишь Ангелов Своих духами,/и служителей Своих – пламенем огненным. Стих: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. Пс 103:4, 1 Во вторник, глас 7: Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услыши Боже глас мой, внегда молити ми ся к Тебе. Во вторник, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11, 2 В среду, глас 3: В среду, глас 3, песнь Богородицы Величит душа Моя Господа,/и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо, отныне ублажат Мя вси роди. Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем. Стих: Что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне назовут Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 В четверг, глас 8: Во всю землю изыде вещание их/и в концы вселенныя глаголы их. Стих: Небеса поведают славу Божию,/творение же руку Его возвещает твердь. В четверг, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5, 2 В пятницу, глас 7: Возносите Господа Бога нашего/и поклоняйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Стих: Господь воцарися, да гневаются людие. В пятницу, глас 7 Возносите Господа, Бога нашего,/и поклоняйтесь подножию ног Его, ибо свято оно. Стих: Господь воцарился: пусть гневаются народы! Пс 98:5, 1 В субботу, глас 8: Веселитеся о Господе,/и радуйтеся праведнии. Стих: Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси. В субботу, глас 8 Веселитесь о Господе,/и радуйтесь, праведные. Стих: Блаженны те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи. Пс 31:11А, 1 Помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем. Помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Помяни нас, Владыко, егда приидеши, во Царствии Твоем. Помяни нас, Владыка, когда придешь во Царствии Твоём. Помяни нас, Святый, егда приидеши, во Царствии Твоем. Помяни нас, Святой, когда придешь во Царствии Твоём.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/izobrazit...

1-я пол. ст. услышати м гласъ хвалы твое, т. е., чтобы слушать воспеваемые певцами при жертвоприношениях песни в прославление Твое Господи. Местоимения м и твое в греч. т. читаются только в Альд. и Комп. Библиях и у бл. Феодорита; но в кодд. Ват., Син., Алекс., у Евсевия, также в Вульгате, равно еврейскому, их нет. и. Гди, возлюбихъ дом твоег и мсто славы твое. 8. Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. 9. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, ихже въ рк десница ихъ исполнис мзды. 10. у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. 9–10. Погубить душу или жизнь=лишить жизни (ср. Суд.18:25 и Пс.103:29 ), истребить с лица земли (ср. Быт.18:23–25, 28, 31, 32 и 19:13, 15, 17 и 24–25), а также – предать вечному осуждению на мучения во аде ( Мф.10:28, 39; 16:25 , ср. 11:23–24). Такой именно участи по суду Божий должна подвергаться все вообще нечестивые, особенно люди жестокие и кровожадные ( мжи кровей Пс.5:7 ), готовые на всякое злодеяние ( ихже въ рк – у которых всякое беззаконное дело в руках, или под руками, т. е. всегда близко к исполнению) и неправедные судии и правители, которых вся деятельность ( десница ихъ – правая, наиболее действующая рука) направлена к тому, чтобы брать взятки ( исполнис мзды) и за подкуп извращать справедливость и правосудие ( 1Цар.8:3 ; Пс.14:5 ; Пс.5:23 ). Той же участи по суду Божию должен бн был ожидать себе и псалмопевец, если бы он, как старались представить враги его, действительно принадлежал к подобного рода нечестивым людям или состоял в общении с ними. Поэтому, представив доказательства в свое оправдание, он и молит Господа не погубить его с такого рода нечестивцами, к которым стараются причислить его враги его, т. е. иначе говоря признать его по Своему суду невиновным в их нечестии, или совершенно оправданным от взводимых на него обвинений. Азъ же моею ходихъ: избави м, гди, и помилй м. 11. А я хожу в моей непорочности; избавь меня, [Господи,] и помилуй меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Оно имеет великих защитников на небе. Кто те двадцать четыре старца, о которых говорится в Апокалипсисе и которые служат у престола Царя небесного припадая? Мы, иноки, знаем, кто они. Повторяю: не страшны нам нападки на нас греховного и злобного мира. Пусть они говорят и пишут, что угодно. Если правду говорят, надо исправиться, а нет, – не обращать внимания. Господь наш Иисус Христос больше нашего перенес всякого рода обвинений и хулы: «Он и ядца, и винопийца, брат мытарем, богохульник» и мн. др. говорили книжники и фарисеи… И что же? Разве от этого умалился хоть сколько-нибудь лик Божественного Учителя? Христос вчера и днесь, той же и во веки. Не поблекнет от злоречия людского и слава монашества, если мы сами, иноки, своею жизнью не затмим свои лики преподобнические! 3. Смысл человеческой жизни 1 Смысл нашей жизни объяснили нам святые ангелы в ту великую ночь, когда родился на земле, Христос, Спаситель мира, и когда они огласили небо и землю своею новою, доселе неслыханною песнею: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Эта хвалебная песнь ангельская проливает яркий свет на то, чем жив человек, зачем, для чего он живет на земле, где и в чем его спасение. Прямой и ближайший смысл песни ангельской таков: Ангелы воздают славу-хвалу Всевышнему за то, что чрез воплощение Сына Божия дан мир земле, и открылась любовь Божия к человеку. Назначение всего созданного мира есть слава Божия ( Кол.1:16 ). Мир видимый и невидимый, как создание Божие, должен проявить, обнаружить присносущную силу и Божество Творца своего ( Рим. 1:20 ). Если небеса проповедуют краше слов славу Божию ( Пс.18:2 ), если даже бездушная тварь полна славы Божией ( Пс.103:24 ), если каждая былинка полевая говорит о премудрости и благости своего Создателя, то не тем ли более мир разумно-свободных существ должен благословлять и хвалить совершенства Творца вселенной ( Пс.102:20–22 ). В высотах небесных непрестанно воспевают Бога святые Ангелы, победную песнь поющие, вопиюще, взывающе и глаголюще; на земле сознательно-свободным выразителем хвалы и славы Божией должен быть человек, малым чим умаленный от Ангелов ( Пс.8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010