О выборе монашеского пути, препятствиях и искушениях, помощи Божией и ежедневных чудесах Истории инокини Серафимы (Цветовой) Ольга Рожнёва Сестры Казанской Трифоновой пустыни, вторая слева – инокиня Серафима С инокиней Серафимой, а тогда 23-летней послушницей Анастасией, я познакомилась на послушании в Казанской Трифоновой женской пустыни двадцать лет назад – в 2002 году. Мы вместе с Настей пололи монастырский огород и разговорились – было очень радостно беседовать с ней и даже просто молчать: чистый, светлый человек, совсем юная, но ревностная, уже вкусившая сладость молитвы, познавшая опытным путем истины, изреченные царем и пророком Давидом: «Коль сладки гортани моему словеса Твоя паче меда устом моим» (Пс. 118: 103) и «Близ Господь всем призывающим его, всем призывающим его во истине» (Пс. 144: 18). Часто люди приходят к Богу уже в зрелом возрасте, после многочисленных скорбей и испытаний, тяжелых болезней. Настя же, ловко пропалывающая морковку рядом со мной, пришла к Богу маленькой девочкой – по сугубым молитвам своих бабушек. Вот ее истории: «Кости есть – мясо нарастет!» В монастырь я пришла в 2001 году и подвизаюсь здесь уже более двадцати лет. Думаю, что молились за меня мои родные, особенно бабушка Феодосия, в семейном кругу баба Феня. Родилась я в 1979 году, очень слабенькая, семимесячная. Пальчики были как гвоздики. Папа спросил у своей мамы, бабы Фени: – Жить-то будет? На что получил ответ: – Кости есть – мясо нарастет! В детстве я жила с бабой Феней в одной комнате, и комната наша была постоянно наполнена Словом Божиим: бабуля ежедневно читала Евангелие и Псалтирь, постилась по церковному уставу. Инокиня Серафима Моя бабушка Феня Бабушка родилась в начале XX века, в 1907 году, в семье Прасковьи и Федора Копотиловых. Прабабушка и прадедушка жили в Сибири, в одной из деревень Тобольской губернии (с 1918 года – Тюменской). Все Копотиловы были глубоко верующими. Имелось у них и большое хозяйство: земля, скотина. Молились и трудились – и Господь посылал все необходимое.

http://pravoslavie.ru/143862.html

Христос исцеляет лунатика      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:26 мин. Размер 9.1 Mb ) Христианин до Христа, философ Платон, вряд ли зная слова царя и пророка Давида: «Небеса поведают славу Божию, творение же рук его возвещает твердь» (Пс. 18, 1), сказал, что «космос прекраснейшая из возникших вещей, а его Устроитель наилучшая из причин». Редко кто из нас, дорогие братия и сестры, равнодушно относится к красоте и гармони звездного неба и прочих небесных светил, а созерцание этого благолепия наводит нас на мысль о величественности Творца всей этой красоты «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103, 24). Но падший, испорченный грехопадением прародителей человеческий ум все не останавливается в своей деградации, и сегодня, как во времена земной жизни Господа Иисуса Христа, «творение рук Божиих», будь то далекие небесные светила, звезды, кометы или близкие нам коллеги, соседи и родственники, признает наш ум равным по могуществу своему Создателю. Признает их источником своих несчастий, бед и скорбей. «Легко погибающие привыкли иметь дело с бесами, и не только делают светила виновными во зле, но тем самым и Самого Творца светил оклеветали как творца зла и гибели. Подчиняясь светилам, они не Богу поклоняются, но праху, ругаясь над Отцом», говорит нам преподобный Антоний Великий. Иногда вместо правильной причины – собственной неправоты и греховности мы перекладываем вину на иное творение Божие А кто из нас не «легко погибающий»? Грешим мы постоянно, и довольно часто само грехопадение для нас остается чем-то естественным, заурядным и воспринимаемым спокойно. Только последствия греха – скорби и несчастья заставляют нас задуматься о своем проступке и искать их причину. Но иногда вместо правильной причины – собственной неправоты и греховности мы перекладываем вину на иное творение Божие. И сегодня слышали мы евангельское благовествование о таком человеке, который видит причину своего несчастья страшной болезни его сына в творении Божием. Источником беды это человека была Луна. Он подходит ко Господу Иисусу Христу после славного Преображения на горе Фаворской и говорит, что сын его «в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (Мф. 17, 14).

http://pravoslavie.ru/114894.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феоктист Печерский, Черниговский, свт. - житие Святитель Феоктист, Епископ Черниговский (память 5/18 августа) Святитель Феоктист, епископ Черниговский, по вступлении на кафедру подвизался в Киево-Печерском монастыре. Он был в числе великих старцев, исцеливших молитвой преподобного Никиту, впоследствии святителя Новгородского (сведения о нем под 31 января/13 февраля). В 1103 году святой Феоктист был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря. В 1108 году он построил на средства благоверного князя Глеба Всеславича каменную трапезную. Именно святой Феоктист настоял, чтобы имя преподобного Феодосия (память 3/16 мая) было внесено в синодики святых по всей Руси. В 1110 году, 11 февраля, при нем было небесное знамение в Печерском монастыре: явившийся огненный столп от земли до неба и молния осветили всю землю, в 1 час ночи прогремел гром; огненный столп стоял над каменной трапезой так, что не было видно креста; затем перешел на церковь и стал над гробом преподобного Феодосия, а потом, повернувшись к востоку, стал невидим. " Это же был не огненный столп, но лик ангельский, - писал преподобный Нестор Летописец, - ибо Ангел так является: когда столпом огненным, когда пламенем, как сказал пророк Давид, творяй Ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ " (Пс. 103, 4). В 1113 году он был посвящен во епископа Черниговского. Владыке Феоктисту досталась весьма запущенная кафедра, огромные размеры Черниговской епархии, в состав которой входили десятки городов. Неизвестно когда и где родился епископ Феоктист. Предположительно, что он из знатной семьи, о нем ходила слава врачевателя, исцелявшего многие болезни. Время управления епископом Феоктистом Черниговской кафедрой совпала с княжением в Чернигове старшего из Святославичей - князя Давида Черниговского. Стольный город Чернигово-северской земли был тогда одним из наиболее крупных, интенсивно развивающихся городов древнерусского государства. С начала XI столетия его укрепленная территория увеличилась в четыре раза. В Чернигове в это время уже были монастыри и каменные храмы. При Феоктисте их количество увеличилось. Именно тогда возродился Успенский собор нынешнего Елецкого монастыря.

http://pravicon.com/info-3563

«На реках вавилонских», протоиерей Андрей Ткачев, «Отрок.иа» 14.01.2013 18:30:17 Протоиерей Андрей Ткачев Печаль и надежда — вечные спутники истинного покаяния. Евангелие открывает бездну нашего падения, как луч света — пропасть, разверзшуюся под ногами. Но также Евангелие открывает бесконечное, как Вселенная, Божественное милосердие. Увидеть ад в своей душе — это и будет началом покаяния. Этому чувству должна сопутствовать память о всепрощении Господнем. Как сказал Силуан Афонский, «держи ум свой во аде и не отчаивайся».   Пост уменьшает количество пищи на столе, и он же увеличивает количество молитв в богослужении, количество «псалмов, и пений, и песен духовных». Иначе и быть не должно, поскольку нужно пожертвовать чувственным удовольствием, чтобы насладиться от умной трапезы. Она вкусна, эта умная трапеза, она обильна и таит сладость в каждом отдельном куске. Но не для того, увы, кто встаёт из-за сытного обеда. Перед таким не стоит метать жемчуг. Такой не поймёт красоты в драгоценных горошинах и наступит гордо на них ногой. Ещё до начала поста Церковь как любящая мать подкладывает нам на тарелку один за другим сладкие кусочки. Это те сладости, о которых Давид сказал: Как сладки гортани моей слова Твои! лучше мёда устам моим (Пс. 118, 103). В числе этих духовных сладостей псалом 136 й. Он написан евреями, находившимися в вавилонском плену и тосковавшими по родине. Но поскольку Церковь — это не просто музей истории, поскольку всё происходящее в ней, все звучащие слова молитв касаются нас непосредственно, спросим себя: что в этом псалме касается нас с вами? У всех людей, приносящих покаяние и чающих жизни будущего века, должен быть тождественный внутренний опыт, а именно — ощущение того, что ты не дома. Ты на чужбине, ты далеко, и не важно, кто увёл тебя из родного края: внешняя сила, как в истории с евреями, уведёнными в плен, или твоя злая воля, как в случае с блудным сыном, ушедшим «на страну далече» проматывать отцовское наследство. Ты не дома! Домой ещё предстоит вернуться, а покаяние — это и есть внутреннее движение в сторону Отчих объятий. Оно, покаяние, — это «трепет души перед воротами рая», как сказал один из святых.

http://radonezh.ru/monitoring/na-rekakh-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Письма о Святой земле 6 мин., 14.02.2014 Виктор Судариков.  Песнь восхождения Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их...         Мк 10:32 Путь к Иерусалиму — всегда восхождение в самом прямом смысле слова. Город стоит на высоте 800 м над уровнем моря, так что все дороги к нему ведут в гору. Но земное расстояние, конечно, не главное. До Святой земли надо дожить, дотянуться, взойти... Для меня этот путь длился все годы от момента крещения в Псковских Печорах и далее ровно 25 лет… Постепенно — с чтением Евангелия, потом и всей Библии, затем многих книг о Святой земле, а равно и с приобретением опыта преодоления ошибок и грехов, она становилась все ближе и виднее. И вот, казалось бы, обычный полет, диалоги с сотрудниками транспортных служб и вкладыш в паспорте. Потом огромный аэропорт и неожиданное в конце ноября тепло. И… всё. Повседневность закончилась. Лидда, Иопия, потом Вифлеем… Шумящая разноязыкая толпа, торговцы и стражи порядка, жаркое солнце и пыль, ослики с повозками, натертые до блеска камни мостовых, оливковые рощи и зеленые виноградники среди каменистой пустыни. Библейские повествования начинают оживать, ты оказываешься уже внутри. Все вроде бы никогда не виденное, но одновременно не оставляет ощущение того, что ты приехал в место, которое уже давно знаешь. Святая земля имеет свой звук и цвет, и запах: в Вифлееме утром кричат петухи, звонят колокола, взывают муэдзины, на базарах в Назарете — запах специй, в храме Гроба Господня — аромат мира на Камне помазания. Песчано-каменистый цвет пустыни, яркая зелень и синева неба, белизна и кармин цветущих бугенвиллей. Фото Валерия Захарова Галилейское море — большое, туманное, спокойное, хотя, говорят, бывают там и серьезные штормы. В нем до сих пор ловят вкусную рыбу — чудесный улов, который помог скромных рыбаков сделать ловцами человеков. По камням на его берегах резво прыгают толстые короткоухие зверьки, те самые, про которых написано: камень — прибежище заяцем (Пс 103:18).

http://foma.ru/pisma-o-svyatoj-zemle.htm...

Разделы портала «Азбука веры» Псалтирь или Псалтырь (от греч. ψαλτριον (псалтирион) – струнный музыкальный инструмент) – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав Библии (связь между названием книги, как сборником псалмов (песней), и названием музыкального инструмента объясняется тем, что во времена Ветхого Завета пение псалмов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах). Наименование Псалтири взято от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида. Содержание псалмов весьма разнообразно при одинаковой молитвенной (в смысле обращения человека к Богу) форме большинства из них: есть псалмы покаянные (например: Пс.6 , Пс.24 , Пс.37 , Пс.50 , Пс.129 , Пс.136 ), благодарственные (Псалом 17, Пс.29 ), хвалебные ( Пс.103 , Пс.145 ), просительные; есть кроме того псалмы и в собственном смысле учительные, например Пс.90 . Наряду с этим учительно-молитвенным содержанием псалмов во многих из них находятся и пророчества о будущих событиях, особенно об Иисусе Христе и Его Церкви, – таких псалмов насчитывается более двадцати ( Пс.2 , Пс.8 , Пс.15 , Пс.18 , Пс.21 , Пс.23 , Пс.39 , Пс.40 , Пс.44 , Пс.50 , Пс.67 , Пс.68 , Пс.71 , Пс.88 , Пс.96 , Пс.101 , Пс.109 , Пс.117 , Пс.118 , Пс.129 , Пс.131 , Пс.142 ). В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении , причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах ), либо по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири. По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста – дважды за седмицу.

http://azbyka.ru/psaltir

Скажите нам вы, которые говорите от своего ума, а не от уст Господа: ужели не поверите, если представим вам сказанное Псалмопевцем? Он говорит: призираяй на землю, и творяй ю трястися (Пс.103:32); потряс еси землю, и смутил еси ю; и исцели сокрушение ея, яко подвижеся (Пс.59:4). Подобное сему сказано и в книге праведного Иова. Так говорит слово Божие: трясый поднебесную из оснований, столпи же ея колеблются: глаголяй солнцу, и не восходит, звезды же печатствует; прострый един небо, и ходяй по морю, яко по земли: творяй плиады и еспера, и арктура, и сокровища южныя творяй велия и неизследованная, славная же и изрядная, имже несть числа (Иов.9:6-10). И еще говорит: простираяй север ни на чемже; повешаяй землю ни на чемже. Связуяй воду на облацех Своих, и не расторжеся облак под нею (26:7.8). Слыша сие, не верите вы, потому что надмили ум свой эллинским упоением, и безрассудно говорите, что землетрясения бывают от подземных ветров, а не от Господня посещения. Итак, скажите, как это бывает: почему, когда сделается землетрясение, и одна полоса земли колеблется, при колебании одной, и неколебании другой, колеблющаяся полоса не отделяется от неколеблющейся, но, как идет морская волна и после волнения вода опять возвращается в прежнее положение, так и колебания земли проходят в виде волн, и после землетрясения земля принимает прежнее положение? Объясните нам еще и это, отчего, при бывшем землетрясении, горы в Армении, одна от другой отдаленные, столкнулись между собой, так что возгорелся огонь и поднялся весьма густой дым, который виден был на значительное расстояние? И еще: отчего горы, одна от другой отдаленные, стоят каждая в своем порядке и на своем месте? Кто объяснит нам и следующее: отчего еще во время землетрясения мореплаватели приходят в ужас? и поелику в корабль много раз ударяют волны с той или другой стороны: то землетрясение делается и для них ощутительным? Поелику люльки, или постели, а также все снасти на корабле необыкновенным образом между собою сталкиваются и колеблются, то мореплаватели, при наступлении землетрясения, приходят в ужас. Итак, выслушайте вы и разумейте сказанное Апостолом, чтобы удостоиться вам истинной мудрости; ибо сказал он: никтоже себе да прельщает; иже хощет мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, да премудр будет. Премудрость бо мира сего, буйство у Бога есть. Писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их. И паки: Господь весть помышления мудрых, яко суть суетна (1Кор.3:18-20). Итак, отложив в сторону бредни эллинского скудоумия и исполнившись удивления пред владычеством Вседержителя Бога и пред чудесами Его, взывайте с Пророком: велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа (Пс.146:5). Ему слава во веки веков! Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/829/...

Не убоимся напрасного страха, такого страха, который не есть страх; потому что совершенна любы вон изгоняет страх (1Ин.4:18). Что значит человеческий страх в сравнении с страхом Божиим? Что значит слава человека тленного в сравнении с Божиим величием, с Божиею неизреченною силою и непомрачаемою славою? Поелику развлекаемся земным и не в состоянии умом своим, даже при помощи веры и озарения ведением, проникать в невидимое; то хотя от видимого заключая о неизреченной силе нетленного Бога, убоимся Его. Царь, намереваясь переместить огромный камень, если не употребит в дело рычагов и пособий, не может передвинуть его; но Бог призирает на землю, и творит ю трястися (Пс.103:33). Не изумевает ли ум твой? И горы и тяжести приводит в колебание око Его; и опять по воле Своей все поддерживает Он словом Своим. Не приходишь ли в удивление и при блистании молнии и при ударах грома, потому что не люди только бывают тогда в ужасе, но и скоты, и звери, и птицы, и плавающие в водах? Но что ни говорили бы мы, не перескажем всего. Итак припадем, к Нему, восплачем пред благостию Его, исповедуясь и говоря: " Ты, Господи, Бог наш, а не кто иный. Пред Тобою согрешили мы, и к Тебе припадаем, Господи. Ибо никто не воспротивится Тебе, когда восхощешь спасти нас, Господи, потому что благ Господь и милосерд " . Хотя и пали мы по увлечению, но постараемся уврачевать себя покаянием. Хотя, как человеки, подпали страсти, но не до конца отчаеваемся в себе; а, напротив того, познавая Бога, призвавшего нас, и то звание, в которое мы призваны, послушаем Его глаголющего: покайтеся, приближися бо царство небесное (Мф.4:16). Не для некоторых только грехов положил он покаяние, для других же не положил; напротив того, Врач душ наших дал нам врачевство сие от всякой греховной язвы. Итак отсечем злые обычаи души своей, и вместо прижигания употребим страх Божий, которым возможем остановить токи греха, чтобы не постыдиться в воскресение мертвых, когда все придет во свет, доброе ли что сделал кто или худое. Ибо Святое Писание говорит: Кая жизнь наша? Пара есть, яже вмале является, потом же исчезает (Иак.4:14). Оставим пожелания, произращающие терние, целомудренным помыслом отражая стремление сластолюбивых помыслов, потому что написано: святи будете, яко Аз свят есмь (Лев.19:2); оставим, чтобы по благодати Спасителя нашего Бога улучить нам нетленную жизнь, и чтобы Господь, по щедротам Своим, за наше обращение и искреннее покаяние, предал забвению грехи наши. Если кто из думающих о себе, что потрудились они более других, станет роптать на великое милосердие Владыки, и на то, будто бы ты предпочтен ему, то Сам Господь всея твари скажет ему в твое оправдание: друже, не обижу тебе: не по пенязю ли совещал еси со Мною? Возьми твое и иди: хощу же и сему последнему дати, якоже и тебе (Мф.20:13.14). Бог оправдаяй. Кто осуждаяй (Рим.8:33)? Ему слава во веки! Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/862/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТТИСОН Михаил Федорович (17.09.1881, с. Бологое Валдайского у. Новгородской губ.- 26.06.1940, Минск), учитель пения, педагог-теоретик, композитор. В 1890-1901 гг. учился в московском Синодальном училище церковного пения , сразу по окончании к-рого уехал в Полоцк, где занял место преподавателя пения в кадетском корпусе, позднее также преподавал в Спасо-Евфросиниевском епархиальном жен. уч-ще. В 1915 г. в чине статского советника перешел на службу в Мин-во внутренних дел на должность земского начальника. В советский период в Минске стал одним из организаторов и преподавателей теории музыки Белорусского гос. муз. техникума (с 1925) и Белорусской гос. консерватории (с 1932; доцент). Автор хоровых произведений, в т. ч. обработок белорус. народных песен, и учебника по теории музыки на белорус. языке. Похоронен на Минском военном кладбище. Из духовно-муз. произведений М. известны 3 номера, опубликованные в 1911 г. в Москве в изд-ве П. И. Юргенсона, и причастен «Блажени яже избрал», напечатанный в 1914 г. в приложении к ж. «Хоровое и регентское дело». В 1914 г. в изд-ве Юргенсона вышел составленный М. учебник церковного пения (одноголосие греческого , знаменного , киевского , болгарского , «обычного» распевов) для жен. епархиальных уч-щ. Арх.: Письмо М. Ф. Маттисона М. Ф. Металлову от 18 сент. 1901 г.//РГБ. НИОР. М 10794. Ед. хр. 1021; Семенов Д. С. Словарь правосл. рус. церк. пения. Кукарка-на-Вятке, 19612. Л. 85-85 об. Ркп. Муз. соч. и обработки: Духовно-муз. соч. М., 1: Догматики Богородичны 8 гласов знам. расп.: Для 4-голосного однородного хора; 2: Воскресные утренние тропари «Днесь спасение миру» и «Воскрес из гроба» знам. расп.: Для 4-голосного однородного хора; 3: «Благослови, душе моя, Господа» [Пс 103] греч. расп.: Для смеш. хора.; 3а: То же: Для жен. хора; Церковное пение: Учеб. для епарх. жен. уч-щ: Ч. практическая. М., 1914. Вып. 1: Курс 2-го кл.: Литургия св. Иоанна Златоуста с тропарями святым и двунадесятым праздникам. Простейшие песнопения всенощного бдения обычного расп. номера]; Вып. 2: Курс 3-го кл.: Всенощное бдение обычного расп. номеров]; Вып. 3: Курс 4-го кл.: Ирмосы Пасхи, величания, задостойники, Вел. пост, Страстная седмица, панихида, молебны, Литургия св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров обычного расп. номеров]. Лит.: Научные работники СССР (без Москвы и Ленинграда): Справ. М., 1928; Цитович Г. И., Смольский Б. С. Белорусская ССР. М., 1956. (Муз. культура союзных республик); Цитович Г. И., Нисневич И. Г. То же. М., 1957, 19582. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве

http://pravenc.ru/text/2562626.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБЕЛОКИПИОТ [греч. Αμπελοκηπιτης - виноградарь], визант. свящ. и мелург (не позднее сер. XIV в.). Самая ранняя известная рукопись, содержащая его песнопения (Athen. Bibl. Nat. gr. 2622), датируется приблизительно 1340-1360 гг. (хотя в ркп. 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458) его прозвание отсутствует). Среди мелосов А. чаще всего встречаются аниксандарии (Пс 103. 28-35) 4-го плагального, или 8-го, гласа (Athen. Bibl. Nat. gr. 2062, рубеж XIV-XV вв.; Ath. Konstamon. gr. 86, 1-я пол. XV в.; Ath. Ivir. 949, рубеж XVII-XVIII вв.; Ath. Xeropot. 307, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в.; и др.). Наиболее часто исполняемыми являются распевы 2 стихов: «            » (ρδβλθυοτεΕθου σκτος, κα γνετο νξ - Пс 103. 20) и «          » (Ως μεγαλνθη τ ργα σου, Κριε - Пс 103. 24) - Lesb. Leim. 459. Fol. 33-33v и 238. Fol. 33v - 34, рубеж XVII-XVIII вв.; РНБ. гр. 132, посл. треть XVIII в.; РНБ. гр. 711, 90-е гг. XVIII в.; и др. Изредка в рукописях 2-я половина последнего стиха «        » (Πντα ν σοφ ποησας - Пс 103. 35) выделена в самостоятельный распев (РНБ. гр. 130. Fol. 17v - 18, нач. XVIII в.). Эти древние мелосы стали неотъемлемой частью певч. репертуара, и в нач. XIX в. возникла необходимость перевести их в нотацию нового метода , что и было осуществлено Хурмузием Гиамалисом (S. Sepulcri. 703. Fol. 77-78v). Среди др. мелосов А. в певч. рукописях сохранились 2 причастна : воскресный «        » (Ανετε τν Κριον κ τν ορανν - Пс 148. 1) 1-го гласа (Ath. Iver. 974. Fol. 184v, 1-я пол. XV в.; Ath. Iver. 993. Fol. 101, сер. XVII в.; Ath. Doch. 337. Fol. 190, 1764 г.) и богородичный «      » (Ποτριον σωτηρου λψομαι - Пс 115. 4) 4-го гласа (Ath. Philoth. 122. Fol. 214v, 1-я пол. XV в.; Lesb. Leim. 258. Fol. 233-234, 1527 г.; Ath. Iver. 993. Fol. 119v, сер. XVII в.; Ath. Gregor. 5. Fol. 171, кон. XVII в.). Песнопения А. характеризуются особенностями, типичными для визант. калофонического пения . Лит.: Στθης Γ. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 108, 144, 402, 660; Τ. 2. Σ. 596; Τ. 3. Σ. 491, 496, 634, 756, 873, 874; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 33, 100, 110, 156, 264; Conomos. Communion Cycle. P. 74, 98; Jakovljevi . Cyprus Catalogue. P. 9, 45, 58, 66, 68, 71; Πολτης Λ. Κατλογος χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος, ρ. 1857-2500. Αθναι, 1991. Σ. 101; Герцман Е. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. СПб., 1996. С. 288, 379, 398, 575. Е. В. Герцман Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/120394.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010