Тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним.    Это не потому, чтобы было определенное число слуг Божиих, а потому, что большего количества не может выразить язык человеческий.    Это те тысячи и те мириады, о которых мы читаем в псалмах: «колесниц Божиих тьмы тем, тысячи тысяч несущихся, Господь в них» (Пс.67:18). И в другом месте: «творишь ангелами Твоих духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Пс. 103:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений (cmciatibus). Суд сел, и раскрылись книги.   Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей, и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Откровении мы читаем: «обвинитель братии наших» (Отк 12:10). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: [имена] «на прахе да напишутся» (Иер 17:13). Дан.7:11. Видел я.., что за изречение высокомерных слов, какие говорил тот рог...   Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена Римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно. И видел я, как был убит зверь... и тело его погибло.    В одном Римском государстве за богохульства Антихриста будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно приидет Сын Божий, о Котором говорится: Дан.7:13. И вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий.   Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору, и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является в образе Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях апостолов: «мужи галилейские! что стоите, смотря на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, так же приидет, каким образом вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Дан.7:13-14. И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь, и царство.   Все сказанное о том, что Он был приведен к всемогущему Богу и получил власть, честь и царство, должно понимать согласно со словами апостола: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но умалил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:6-8). Если бы ересь ариан обратила благочестивое внимание на все это, то не возвела бы на Сына Божия клеветы в неравенстве.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

118:103). И не только слаще меда, но и драгоценнее золота и всякого камня и чище всякого серебра удовольствие, получаемое от божественных изречений. « Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное » (Пс. 11:7). Поэтому и премудрый сказал: « есть много меду — не хорошо, почитать же подобает словеса славные »  (Притч. 25:28), потому что от первого часто рождается болезнь, которой не было, а последним мы можем освободиться и от того недуга, который был; притом мед, будучи сварен, портится, а божественные изречения, когда переварятся, тогда делаются еще приятнее и полезнее как для тех, которые усвоили себе их, так и для многих других. И кто слишком много наслаждался трапезою чувственною, тот впоследствии, отрыгая от этого, делается неприятным имеющему с ним общение, а отрыгающий от духовного учения сообщает ближнему великое благовоние. Так Давид, постоянно насыщавшийся этою пищею, говорил: « излилось из сердца моего слово благое » (Пс. 44:2), потому что можно отрыгать и злое слово. Как при трапезе чувственной от свойства яств зависит и качество отрыжки, так точно по свойству изречений, какими питаются, производят и отрыжку многие из людей. Например, если ты пошел на зрелище и слушал блудные песни, то такие же слова ты непременно будешь изрыгать и пред ближним; если же ты, пришедши в церковь, участвовал в слушании духовных изречений, то и отрыгать будешь ими. Вот почему и пророк говорил: « излилось из сердца моего слово благое », показывая нам яства той трапезы, в которой он постоянно участвовал. По тому же побуждению и Павел увещевает так: « никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе » (Еф. 4:29). А какое, скажешь, слово гнило? Если узнаешь « благое », то узнаешь и « гнилое », потому что первое он выразил для различения второго. А какое слово благо , об этом ты не имеешь нужды спрашивать у меня, потому что сам Павел объяснил нам его свойство. Сказав: « только доброе », он прибавил: « для назидания в вере », — выражая, что благо то слово, которое назидает ближнего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Обратитесь к древности, и вы увидите неизречен­ное человеколюбие Божие. (Бог) вдохновил блаженного Моисея, изваял скрижали, держал его сорок дней на горе, и еще столько же других, чтобы дать закон; потом посылал пророков, потерпевших бесчисленные бедствия; когда наступила война, в которую все были взяты в плен или истреблены, и книги сожжены, тогда Он опять вдохновил другого чудного мужа, т.е. Ездру, чтобы он изложил их, составив из остатков. После того Он устроил, чтобы они были переведены семьюдесятью (толковниками), которые и перевели их. Пришел Христос и принял их; апостолы же распространили их по­всюду, после сотворенных Христом знамений и чудес. Что далее? После таких действий написали и апостолы, как Павел говорит: «описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор. 10:11 ); и Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная Писаний» ( Мф. 22:29 ); и еще Павел говорит: «терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» ( Рим. 15:4 ); и еще: «Все Писание богодухновенно и полезно» ( 2Тим. 3:16 ); и еще: «Слово Христово да вселяется в вас обильно» ( Кол. 3:16 ). Также пророк (сказал): «и о законе Его размышляет он день и ночь» ( Пс. 1:2 ); и в другом месте: «всякая беседа твоя – в законе Вышнего» ( Сир. 9:20 ); и еще: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» – не сказал: «слуху моему», но: «гортани моей, слова Твои! лучше меда устам моим» ( Пс. 118:103 ). Также Моисей (сказал): «и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» ( Втор. 6:7 ). И Па­вел в послании к Тимофею говорит: «О сем заботься, в сем пребывай» ( 1Тим. 4:15 ). И множество (изречений) можно бы привести об этом предмете. Несмотря на то, есть люди, кото­рые даже не знают, что существуют Писания. Оттого и не бывает у нас ничего здравого, ничего полезного. Когда кто хочет узнать военное искусство, то считает необходимым изучить военные законы; также, когда кто хочет узнать искусство кормчего или строителя, или какое-нибудь другое, то находит необходимым изучить все, относящееся к этому искусству; а здесь не видно, чтобы кто делал что-нибудь подобное, между тем как эта наука требует неусыпного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

50), но и другого действия; они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах ( Иер. 10:5 ). Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их ( Пс.134:16,17 ). И то, что предполагалось этими символами, те силы или духи, которые, по мнению язычников, действовали в идолах или через идолов, также пустота и ничтожество. Эти предполагаемые духи не только лишены божественного достоинства, но, как вымысел, не существуют в действительности. Все уставы народов, говорил пророк Иеремия, укоряя евреев за страх, какой они питали к небесным знамениям, пустота, совершенная пустота, дело заблуждения (10:3,15). Суетные, т. е. измышленные языческие боги ничего не могут сделать (14:22). Они не могут ни внимать, ни отвечать тем, кто им молится ( 3Цар. 18:26 ), ни вредить, ни приносить пользу; все они ничто, ничтожны и дела их ( Ис. 41:24,29; 44:9,10 . Авв. 2:18 . 1Цар. 12:21 ); а культ их – одни глупости ( Ион. 2:9 ; Иер. 10:15; 51:18 ). Еврейские термины, какими обозначаются в Библии существо и значение языческих богов, выражают именно понятие ничтожества или призрачности, обмана чувств. Эти термины: , противополагавшиеся, как уже говорили мы, слову Элогим 101 , и , которое собственно значит: пустота, облако (исчезающее), призрак 102 . Таков господствующий взгляд Ветхого Завета на языческих богов. Если иногда эти боги представляются существами действительными, живыми ( Исх.15:11 ; Пс.105:37; 94:3; 95:4 ), то это олицетворения, свойственные поэтическому, живому изображению 103 . В одной из священных еврейских книг, не признанной, впрочем, канонической, именно в книге Премудрости Соломона, известной только на греческом языке, подробнее описываются и виды идолопоклонства и причины его происхождения. Писатель, знакомый с языческими доктринами не соседних только народов, но и египтян и греков, различает, по–видимому, более утонченные формы языческого культа от более грубых – обожание величественных сил и явлений природы от обоготворения произведений человеческого искусства, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Тех же, напротив, которые, познав Его, не прославляют, Он предает, по учению апостола Павла, нечестивым похотям сердец их ( Рим.1:24 ). Вообще Он действует вся во всех ( 1Кор.12:6 ). Он производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению ( Флп.2:13 ). §36. Учение Святых Апостолов об Ангелах и злых духах Учение Апостолов об Ангелах также отличается значительно большими, в сравнении с учением Иисуса Христа, подробностями. К раскрытию этого учения Апостолы побуждаемы были не только общим желанием выяснения истины, но и некоторыми неправильными на служение Ангелов взглядами. Так заявляет, по крайней мере, апостол Павел в послании к Колоссянам. Никто да не обольщает вас, пишет он, самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим ( Кол.2:18–19 ). В чем состоял взгляд лжеучителей на служение Ангелов – трудно сказать. Несомненно одно, что Ангелы выставлялись в нем существами высшими в сравнении со Христом и что служение им предпочиталось служению Главе Церкви Христу Спасителю мира 533 . Ввиду такого взгляда, Апостолам предстояло указать не только на служение их вообще, но и на отношение их к Сыну Божию, Иисусу Христу. Указание на то находится уже в самом послании апостола Павла к Колоссянам. В нем заявляет он, что Ангелы суть творение Сына Божия. Им создано все, говорит он, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы, ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано ( Кол.1:16 ). Еще подробнее раскрывает апостол эту истину в послании к Евреям. В нем говорит он: Об Ангелах сказано: Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими пламенеющий огонь ( Пс.103:4 ). А о Сыне: Престол Твой, Боже, в век века; жезл Царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих ( Пс.44:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Началом чтения и простого исторического понимания служит съедение свитка. Но, когда чрез постоянное поучение мы заключаем книгу Господню в сокровищнице памяти, то духовно наполняется чрево наше и насыщаются внутренности, чтобы мы вместе с апостолом Павлом имели внутренности [полные] милосердия ( Кол. 3 ), и чтобы наполнилось то чрево, о котором Иеремия говорит: чрево мое, чрево мое болит мне и чувства сердца моего смущают меня ( Иер. 4:19 ). И я съел, и было в устах моих сладко, как мед. И Давид говорит: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим ( Пс. 118:103 ). И в другом месте: судьбы Господни истинны, вожделенны паче злата и камене честна многа и слаждша паче меда и сота. ( Пс. 18:10–11 ). И Сампсон нашел сот меду в пасти льва ( Суд. 14:8 ). И Господь после воскресения съел часть печеной рыбы и сот ( Лк. 24:42 ). И в Притчах о пчеле говорится, хотя этого нет в еврейских списках: иди ко пчеле и увеждь, коль делательница есть, делание же коль честное творит, еяже трудов царие и простии во здравие употребляют ( Притч. 6:8 ), что делали Моисей и пророки, и евангелисты и апостолы, чтобы всякий царь, сердце которого в руке Божией, пользовался сладкой пищей. А кто прост и без хитрости змия имеет невинность голубей, тот пусть верует простым сердцем и спасается. Ибо повсюду встречаются козни и часто диавол принимает вид ангела света ( 2Кор. 11:14 ), и мед каплет из уст женщины-блудницы, обещая приятное, чтобы вливать яд. Ueз.III:4 . И Он сказал мне: сын человеческий, ступай и иди к дому Израилеву и говори им слова Мои. Когда говорится: ступай и иди к дому Израилеву, то этим дается понять, что он не был вместе с народом грешным, хотя он, по-видимому, жил в тех же пределах при реке Ховаре. Ибо написано: и я был среди переселенных при реке Ховаре ( Иез. 1:1 ), Но пророк не имел общения с ними и испытывал огорчение при виде беззаконных. То же делал и Моисей ( Исх. 33:9 ), поставив скинию вдали от стана народа, в которую когда он входил, то спускался столп облачный и становился пред входом в скинию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Желая показать, что эти слова обращены к Богу и что пребывание Бога Сына одесную Отца — вечное, пророк немного далее говорит: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”(См. Пс. 109, 3.). Слова “прежде денницы” означают, что Единородный Сын Божий был прежде всех лет и прежде веков; слова “из чрева” свидетельствуют о единстве Сущности и Естества Отца и Сына — так Отец говорит: не как-либо иначе, но от Моего Естества родился Сын. Будучи Единосущным и Одного Естества с Отцом, Сын сопрестолен Ему. Таким образом, ты видишь, что Отцу сопрестолен Сын, а не ангелы. Также и Дух Святой, равно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном, говоривший через пророков, равночестен и сопрестолен Отцу. О Нем свидетельствует первоверховный апостол Петр: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”(2 Пет. 1, 21.). Также и премудрый Павел говорит о Нем: “И один Дух Святой, Им — все, и мы — в Нем. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии… Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”(Ср.: 1 Кор. 2, 10–11.). И Давид говорит: “Пошлешь Дух Твой — созидаются”(Пс. 103, 30.). Подобно этому говорит Иов: “Дух Божий создал меня”(Иов. 33, 4.). Иоиль говорит: “Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать”(Иоил. 2, 28.). И Исаия свидетельствует: “Послал Меня Господь Бог и Дух Его”(Ис. 48, 16.). И далее: “Дух Господень вел их к покою”(Ис. 63, 14.). И еще: “Но примите слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал через Духа Моего рабам Моим, пророкам”(См. Зах. 1, 6.). Из этого ты видишь, что Сын и Святой Дух Единосущны Отцу и имеют равную с Ним славу и честь. Если же Они Единосущны и имеют равную честь и славу, то все Три — Сопрестольны. Об ангелах сказал мужественный подвижник Павел: “Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня?”(Евр. 1, 13.) Ангелы являются творением и созданием Святой и Единосущной Троицы, служителями вечной и непостижимой Ее славы, они знают свои чины и свое достоинство. И довольно об этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

После того ко времени пришествия Иисуса Христа выступило одно царство – Римская империя; весь мир сделался доступным хождению Апостолов, ворота городов сделались открытыми для них, и для проповедания о едином Боге образовано было одно только государство. Но выше приведенные слова: «Перекуют мечи свои в плуги и копья свои в серпы» ( Иоиль.3:10 ) могут быть поняты также и в таинственном смысле, – именно: ко времени веры во Христа отложены были гнев и неукротимые ругательства, так что каждый кладет руку свою на плуг и не оглядывается [с боязнью] назад, и сокрушив копья и стрелы ругательств желает пожинать плоды духовные. Посему когда другие работают, будем входить в труд их [ Ин.4:38 ], чтобы о нас было сказано: «Идя, они шли в веселии, неся снопы свои» ( Пс.125:6 ) Ныне никто не сражается против другого, потому что мы читаем: «блажены миротворцы» ( Мф.5:9 ). Никто не учится стремиться к ниспровержению слушающих, но [каждый] полагает молчание на уста свои и соблюдает тишину, потому что время есть злое; но каждый отдыхает под виноградником, чтобы натоптать вина, которое веселит сердце человека ( Пс.103:15 ), под тою виноградною лозою, делатель которой Отец есть ( Ин.15:1 ), и под смоковницею своею, срывая сладкие плоды Святого Духа: любовь, радость, мир и прочее. Все это несомненно произойдет, – что соответствует обоим способам толкования, – потому что слова Господни истинны, и слово Его есть действие. Все народы будут идти, каждый путем своим; мы же будем ходить во имя Господа Бога нашего во веки веков. В то время, как все народы, говорит он, ходят по пути заблуждения своего, мы ускорили путь и сказали: «Приидите, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иакова» ( Ис.2:3 ) и будем ходить во имя Христа Господа нашего, ибо Он есть гора, которая есть Бог . В тот день, когда воссияет солнце правды, соберется та, которая прежде была в утеснении, и будет принята та, которая была в изгнании, и при этом бывшая в сокрушении соберется для того, чтобы быть положенною во остаток, а оставленная – для того, чтобы стать народом крепким, ибо «Если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы были бы, как Содом и уподобились 6ы Гоморре» ( Рим.9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А по воскресении из мертвых Господь возвестил Своим ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). 7. И ко Ангелом убо глаголет: творяй Ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящ. «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелов своих духами, и служителей своих пламенеющим огнем» ( Пс.103:4 ). Опять Ангелов Писание изображает творениями, которые Бог употребляет какбы вещественные орудия к исполнению Своей Божеской воли. Ты творишь Ангелов своих духами, или ветрами. Чувственным образом описывается быстрота и сила их деятельности в исполнении Божеских повелений. Так и Иисус Христос изображает действия Духа Божия образом духа вещественного или ветра, говоря: дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет: тако есть всяк человек рожденный от Духа ( Ин.3:8 ). «И служителей своих пламенеющим огнем». Теже Ангелы называются служителями, потому что служат Богу, исполняя Его повеления. Этих служителей творит Бог «пламенеющим огнем». Образом пламенеющего огня раскрывается их чистота и святость, их умственные силы и пламенная ревность в служении Богу. Тот и другой образ показывает высокое достоинство Ангелов, как верных, крепких и ревностных исполнителей воли Божией: но это достоинство несравненно ниже того, какое в священном Писании приписывается единородному Сыну Божию, Иисусу Христу. 8. К Сыну же: престол твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего. 9. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих. «А о Сыне: престол Твой, Боже, во век века: жезл, царствия Твоего жезл правоты. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие: посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости преимущественно пред соучастниками твоими» ( Пс. 44:7–8 ). «А о Сыне», то-есть, об Иисусе Христе, «предсказано было: престол Твой, Боже, в век века». Сын, или обетованный Спаситель, именуется Богом, и Ему присвояется вечное царство. Престол Твой, или Твое царствование будет вечно, или Твое царство не будет иметь, конца. Это говорится о той царственной власти, которую воспринял Иисус Христос, по воскресении из мертвых, и о которой Сам Он сказал: дадеся Ми всяка власть, на небеси и на земли. Об этом царствовании Иисуса Христа предсказал Ангел, благовествовавший Пресвятой Деве Марии: И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк.1:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

О, если бы и меня Господь сподобил бы еще в младенчестве или на лесоповале в лагере или на каторге... но, по воле Божией, я не раз умирал, но не умер. Сказано: «кто находится между живыми, тому есть еще надежда 22 , так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву» ( Еккл.9:4 ). «Надо мною прошла ярость Твоя» ( Пс.87:17 ). Ныне я повседневно благодарю Тебя за всегдашнее промышление любви Твоей. «Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь» ( Пс.103:33 ). Сподоби, Господи! Аминь. 28. VI. 1990 г. (Москва) Господи! Приими нашу молитву о тех верующих в Тебя, которые по греховному своеволию, по легкомыслию и нерадению о спасении своей души не устояли перед соблазнами греховных плотских наслаждений, славы мира сего и гордыни диавольской, и отступили от жизни по воле Твоей, по заповедям Твоим, и ныне живут во вседозволенности: в озлоблении, нечестии и беззаконии... Помилуй, Господи, сих заблудших рабов Твоих, пребывающих в спячке духовной и погрязших в нечистоте греховной. Пробуди их «имиже веси судьбами» к раскаянию, да отвратятся они от страстей своих и пороков, да обратятся к жизни в благочестии и чистоте, к жизни в Церкви Христовой. 1993 г. (Москва) Господи! Мы молимся и о тех, кто в безверии пребывает доселе. О тех, кто все еще не познал Тебя, Творца своего, Всесвятого, Всемогущего, Вечносущего, Вселюбящего Господа, Который всегда с любовью промыслительно направляет всех и вся ко благу, к святости жизни, ко спасению... Посему о людях, носителях славного образа Твоего, Господи, но ненаученных, непросвещенных, пребывающих в безверии, наша молитва по состраданию к несчастному состоянию их душ будет к Тебе, Господи, просительной: Господи, вышли делателей на жатву Твою, да просветят они народы наши светом Евангелия Христова, дабы все уверовали в Тебя и покаялись, и познали Тебя, Единого Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа, и спасались благодатью Твоею, во славу Твою. Аминь. 1993 г. (Москва) Приими, Господи, благодаренье наше за дарованную нам возможность молиться Тебе в храме о прощении грехов наших, о помиловании нас, грешных, о стяжании благодати Святого Духа, и за возможность приступать ко причащению Тела и Крови Христовой во спасение наше и в жизнь вечную. Благодарим Тебя, Господи, за дарованную нам возможность участвовать в молитвах церковных, возносимых Тебе о всех и за вся, и за наше участие во вселенском хоре, радостно воспевающем Тебе хвалебное: Аллилуиа! Аллилуиа! Аллилуиа! 1994 г. (Москва)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010