5:17), в которых, впрочем, разумеется не одно сотворение, но также домостроительство и сохранение сотворенного; как видно из слов: творит ангелами Своими духов и ставит землю на твердых основах (Пс. 103:4,5), тогда как земля водружена и ангелы сотворены однажды; также образует горы и творит ветер (Ам. 4:13), тогда как закон для них дан однажды, действие же и ныне постоянно продолжается. В–седьмых, считай выражение, что Сын сошел с небес не для того, чтобы творить волю Свою, но волю Пославшего (Ин. 6:18). Если бы это сказано было не самим Снизошедшим, то мы ответили бы, что слова эти произнесены от лица человека, не какого разумеем мы в Спасителе (Его хотение как всецело обоготворенное не противно Богу), но подобного нам, потому что человеческая воля не всегда следует, но весьма часто противоречит и противоборствует воле Божией. Ибо так понимаем и слова: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но да превозможет воля Твоя (Мф. 36:39); да и невероятно, чтоб Христос не знал, что возможно и что нет, и чтоб стал противополагать одну волю другой. Но поскольку это речь Воспринявшего (что значит слово: снизошедший), а не воспринятого, то дадим следующий ответ: это говорится не потому, что собственная воля Сына действительно есть отличная от воли Отца, но потому, что нет такой воли, и смысл, заключающийся в словах, таков: «не да творю волю Мою, потому что у Меня нет воли, отдельной от Твоей воли, но есть только воля общая и Мне и Тебе. Как Божество у Нас одно, так и воля одна». Ибо много таких выражений, в которых говорится вообще, и не утвердительно, но отрицательно. Например: ибо не мерою дает Бог Духа (Ин. 3:34), между тем как ни Бог не дает, ни Дух неизмеряем, потому что Бог не измеряется Богом. И еще: не за грех мой, не за преступление мое (Пс. 58:4), тогда как речь не о действительном грехе, но о таком, которого нет. Также: уповая не на праведность нашу (Дан. 9:18), то есть потому, что мы не сотворили правды. То же самое открывается и из последующего. Ибо что называется волею Отца? — что всякий верующий в Сына спасен будет и сподобится последнего воскресения (Ин. 6:40). Ужели же на это есть воля Отца, а воли Сына нет? Или и то не по воле Сына, что о Нем благовествуют или в Него веруют? Но кто этому поверит? Иначе такую же имеем силу и то, что слово, слышимое от Сына, не есть слово Сына, но Отца (Ин. 14:24). Но с какой стороны ни смотрю, не могу найти, а думаю не найдет и другой кто, каким бы образом общее было собственностью кого–либо одного. Если так будешь рассуждать о воле, то рассуждение твое будет правильно и весьма благочестиво, в чем я уверяю и что подтвердит всякий благомыслящий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

1 . Мы переходим от вопроса к вопросу, от тайны к тайне, и, когда с великими усилиями и трудностями мы объясняем одни, за ними тут же следуют еще более сложные, и они требуют не таланта красноречия, но дыхания Божьей благодати. Ведь, несомненно, слушатель будет стремиться учиться, ибо, по слову апостола Павла: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ); то, что содержится в Писании, которое и мы, без сомнения, считаем богодухновенным, дано нам «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Ибо что сообщается нам, когда мы слышим, как нам читают о том, что, «Девора пророчица, жена Лапидофова», как сказано, «в то время была судьею Израиля; и жила под пальмою, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд» ( Суд.4:4–5 )? И какое научение, наставление или какую праведность дает нам то, что мы узнаем о Вараке или Иаили или Сисаре, военачальнике Иавина (ср. Суд.4:2 )? 2 . Посмотрим, не научает ли нас сказанное, как и остальное Писание, чему-то важному о сокровенных тайнах. Прежде всего, хотя, как сообщается, подавляющее большинство судей Израиля были мужчины, ни об одном из них не сказано, что они были пророками, – только о Деворе, женщине. И даже буквальная сторона этого дает женщинам немалое утешение, ибо призывает их никогда не отчаиваться вследствие слабости своего пола, поскольку и они могут сподобиться благодати пророчества; дабы уразумели и поверили они, что благодать эта дается не за принадлежность к какому-либо полу, а за чистоту ума. Посмотрим, однако, из какого скрытого понимания исходит тайна. «Девора» означает «пчела» или «речь». Но, как мы сказали выше, Девору должно понимать как образ пророчества, который есть пчела. Ибо всякое пророчество, несомненно, приносит сладостные соты небесного учения и сладкий мед Божественного слова. Потому и Давид пел: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» ( Пс.118:103 ); и в другом месте он говорит: «Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества камней драгоценных, слаще меда и капель сота» ( Пс.18:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Единородный Сын и Слово Божие!/Бессмертный и благоволивший спасения нашего ради/воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии,/неизменно вочеловечившийся и распятый, Христе Боже,/смертью смерть поправший,/Один из Святой Троицы,/прославляемый со Отцом и Святым Духом, спаси нас!   В Великую же Четыредесятницу псалмы не читаются, но по молитве 9 часа поются Блаженны на глас 8, с припевом: Помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём после каждого стиха.   Вне же Великой Четыредесятницы Блаженны читаются с тропарями из Октоиха или Минеи по уставу: Во Царствии Твоём помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. на 10: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Тропарь Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Тропарь на 8: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Тропарь Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Тропарь на 6: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Тропарь Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Тропарь на 4: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Тропарь Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Тропарь Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу! Тропарь И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Тропарь Далее, если не служится Литургия, возглашается прокимен и следуют чтения из Св. Писания. Прокимны дневные В понедельник, глас 4 Ты творишь Ангелов Своих духами,/и служителей Своих – пламенем огненным. Стих: Благословляй, душа моя, Господа! Господи Боже мой, возвеличен Ты весьма. Пс 103:4, 1 Во вторник, глас 7 Возвеселится праведник о Господе,/и уповает на Него. Стих: Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе. Пс 63:11, 2 В среду, глас 3, песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем. Стих: Что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне назовут Меня блаженной все роды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Глава 1 Евр.1:1 . Во многих знамениях , – говорит, – и многими образами говорил прежде чрез пророков с отцами нашими, то есть разными изменявшимися образами говорил с Ноем, Авраамом, Моисеем и с народом в пустыне, – а также в разных являлся им подобиях, то в виде старца ( Дан.7:13 ), то гиганта ( Быт.32:24 ), и в других. В самом конце времен не в подобии и не чрез рабов, но Евр.1:2 . чрез Сына Своего говорил с нами, – именно чрез Того, Кого поставил наследником всего, разумей по плоти, ибо Тот, от Коего все и чрез Коего все, не мог бы быть назначен наследником всего. Чрез Коего сотворил, – говорит, – века все, настоящий и будущий. Евр.1:3 . И Он есть блеск света славы Его, так как чрез дела Сына, как бы чрез свет, открылась нам слава Отца, – и образ величества Его, то есть равен величеству Его, – и устроил все силою Слова Своего, то есть сила Слова Его покорила все народы, – и чрез Него совершил очищение грехов в водах крещения, – и Он воз сел одесную славы величества, по плоти, в которую облекся. Евр.1:4 . Если же Он был на столько превосходнее Ангелов в отношении всего того, что я указал; то сколь превосходнейшее пред ними... имя... наследовал? То есть именно то, о котором сказал: «дал Ему имя, которое выше всякаго имени» ( Флп.2:9 ). Евр.1:5 . Кому когда-либо из Ангелов сказал:.. Сын мой еси Ты ( Пс.2:7 )? Ибо хотя это и сказано было людям, как свидетельство о природе их, то есть что они суть сыны (Бога) не по природе, а по благодати, – однако же ни одному из Ангелов не сказано: «Я буду Ему Отцом и Он будет Мне Сыном» ( 2Цар.7:14 ). И ни одному из людей не было возвещено: Евр.1:6 .  да поклонятся Ему вси Ангелы Божии, ибо если Ангелы и делаются товарищами людей, однако же люди никогда не приводили Ангелов в повиновение себе. Ибо Ангелы не нетварны, но Евр.1:7 . со творил, говорит ( Пс.103:4 ), Ангелов Своих духами и слуг Своих огненными пламенем. О Сыне же Своем так говорит Бог: Евр.1:8 . престол Твой... во век века. Обрати внимание на то, что не назвал здесь плоть Его сотворенною, не потому, чтобы она не была создана, но чтобы творение по плоти Ариане не отнесли к творению Сына по естеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

В какое бы затруднительное положение ты ни пришел, победа в нем – молчание ( 82, 346 ). Брат спросил авву Памво: «Полезно ли хвалить ближнего?» Старец отвечал: «Полезнее ничего не говорить о нем» ( 82, 337 ). Если будешь помнить сказанное в Писании: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» ( Мф. 12, 37 ), то поймешь, что лучше молчать, чем говорить. Преподобный Пимен Великий ( 82, 337 ). Брат спросил авву Сисоя: «Намереваюсь хранить мое сердце». Старец отвечал ему: «Как можем охранить сердце, когда язык наш подобен Открытым дверям?» Преподобный Сисой Великий ( 82, 350 ). Брат спросил старца: «Отец, до каких пор должно сохранять молчание?» Старец отвечал: «До того времени, как спросят тебя. Если будешь молчалив, то во всяком месте сохранишь мир духовный» ( 82, 403 ). Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь Добродетели, но признавай себя недостойным говорить. Изречения безымянных старцев ( 82, 403 ). Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков», – говорит апостол ( Иак. 3, 9 ). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» ( Иак. 3, 2 ). Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? Говорящий все это должен помнить, молчащий же все совершил и исполнил. Берегись празднословия, смеха и кощунств даже до малого праздного слова; ибо и за всякое праздное слово ответишь в день Суда, как сказал Господь ( Мф. 12, 36 ). Об этом молится и Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» ( Пс. 140, 3–4 ). И далее: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен...» ( Пс. 38, 2–3 ). Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 1047 ). «Слово ваше да будет всегда с благодатию» (Кол. 4, 6)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Так, о Боге Отце напр. говорится: у нас один Бог Отец, из Которого все ( 1Кор.8:6 ; Евр.2:10 ). В молитве апостольской ( Деян.4:24–28 ) начальные слова: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них, обращены собственно к Богу Отцу. Сыну Божию усвояется участие в миротворении напр. в словах: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ), или: Им (Сыном) создано все, что на небесах и что на земле,... все Им и для Него создано ( Кол.1:16 ; сн. Евр.1:3 ; 1Кор.8:6 ). В ветхом завете прикровенно указывается на участие Сына в творении в словах Самой ипостасной Премудрости о Самой Себе: когда Он (Иегова) уготовлял небеса, Я была там,... Тогда Я была при Нем художницею ( Притч.8:27, 30 ). На участие Св. Духа в миротворении более ясно указано в ветхом завете. В словах бытописателя: Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ) Дух представляется как бы вливающим жизнь в новосозданное вещество. Можно видеть подобное же указание в следующих словах Псалмопевца, в которых Дух представляется отличным от Иеговы: пошлешь дух Твой – созидаются (т. е. животные), и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ; ср. 32:6). Он же говорит: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Один из друзей Иова (Элиуй) исповедовал: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). В новом завете мало и не так ясно говорится о том же. Вообще же Дух Св. в отношении к миру в Писании изображается преимущественно источником и подателем жизни и Творцом новой твари ( Лк.1:25 ; Ин.3:6; 20:22–23 ; 1Кор.12:8–11 и др.). Церковью учение об участии всех лиц Троицы в деле творения внесено и в самый никеоцареградский символ. Символ учит веровать в «Бога Отца,... Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым», – в «Сына Божия,... Им же вся быша» и в «Духа Св,... Господа животворящего». II. В чем состояло участие каждого лица Св. Троицы в деле творения? Писание не открывает нам об этом с полною ясностью, но можно находить в нем указания, что есть разность в творческой деятельности Отца, Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Но так как все, после вышней благодати, зависит от нашего произволения, поэтому и согрешающим уготованы наказания, и живущим добродетельно воздаяния и награды. « Ною было , — говорит Писание, — пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета ». Замечай точность божественного Писания. Сказав нам о числе лет праведника, чтобы показать великость долготерпения Господа, оно хочет еще изъяснить нам и приумножение снисхождения Господня, и усиление нечестия человеческого. 2. Но послушаем самих слов Моисея, который, говоря по внушению Духа хочет с точностью научить нас всему. « Когда люди , — говорит, — начали умножаться на земле и родились у них дочери ». Не без причины присовокупил он: « И родились у них дочери », но для того, чтобы дать нам понятие о великом размножении людей. Где столь великое множество корней, там по необходимости рождается и много ветвей. « Тогда сыны Божии , — говорит, — увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал ». Каждое из этих слов рассмотрим внимательно, дабы не укрылось от нас ничто из сокрытого во глубине. Да и нужно тщательно исследовать это место и опровергнуть пустословие тех, которые обо всем говорят необдуманно. И, во–первых, надобно показать, что эти люди осмеливаются говорить, и, обнаружив нелепость их слов, объяснить потом вашей любви истинный смысл Писания, дабы вы простодушно не слушали тех, которые произносят хульные речи и дерзают говорить на свою голову. Они говорят, будто это сказано не о людях, но об ангелах; их–то будто бы (Писание) назвало сынами Божиими. Но, во–первых, пусть они покажут, где ангелы названы сынами Божиими: этого они не могут нигде показать. Люди называются сынами Божиими, а ангелы — никогда. Об ангелах (Писание) говорит: « Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий » (Пс. 103:4), а о людях: « Я сказал: вы — боги » (Пс. 81:6); и опять: « Я воспитал и возвысил сыновей » (Ис. 1:2); и опять: « Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой » (Исх. 4:22); а ангел нигде не назван ни сыном, ни сыном Божиим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Свидетельства Священного Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения: «В начале сотворил Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ). Глагол «бара» – в единственном числе, слово «Бог» (по-еврейски «Елогим») стоит во множественном числе, что указывает на множественность Лиц, участвующих в творении. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ); «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ). Под «словом» святые отцы понимают Слово Божие, а под «духом уст» – Духа Святого. Указание на Бога Отца как Творца мира: «Но у нас один Бог Отец, из которого все» ( 1Кор.8:6 ). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» ( Деян.4:24 ). Из дальнейшего контекста мы видим, что эта молитва обращена к первой Ипостаси Пресвятой Троицы, к Отцу. О Сыне Божием как о Творце мира: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Эти слова Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. Слово у Иоанна является наименованием второй Ипостаси Пресвятой Троицы. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол.1:16 ). Слова эти сказаны о Сыне Божием. О Святом Духе: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ). Слово «носился» является очень несовершенным переводом еврейского глагола, указывающего на творческое, порождающее жизнь действие, а не на механическое перемещение в пространстве. «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ). «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс.103:30 ). Дух Святой, по учению свв. отцов, является совершителем творения, Тем, Кто усовершает творение. Духа Святого называют также творцом новой твари. Например, Господь говорит в беседе с Никодимом: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Еф.4:24 . и облечься в нового человека, Видишь ли, предмет один, который вовлекает в себя и облекается: но одежды различны, именно: порок и добродетель? Ибо как легко раздеться и одеться, так же легки порок и добродетель, если пожелаем. Почему же представляет порок и добродетель под образом человека? Потому что делами характеризуется человек, и они не менее естества показывают человека – добрый ли он, или злой. Итак, новый человек – это обновленный крещением, который должен быть и крепким, и не имеющим повреждения, и здоровым, ибо все это свойственно молодости. созданного по Богу, в праведности и святости истины. Этот человек, говорит, создан не по похоти, а «по Богу», то есть от Бога то создание, которое Ему благоугодно, в купели не от воды и земли, но «в праведности и святости». Ибо в том – сущность такового человека. Правда – вообще добродетель, как обыкновенно мы и называем праведным человеком безупречного. И Господь, говоря: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев» ( Мф.5:20 ), – разумеет здесь всякую добродетель. «Святость» же есть чистота и исполнение всего должного; как например по отношению к умершим мы говорим: οσαν – когда кто по отношению к ним исполнил должное 10 , и еще φιοσμην (я отделался – все совершил). Но так как в Ветхом Завете говорилось о правде, то он говорит, что она была образом сей праведности. Я же говорю тебе о правде истины и Евангелия. Или в противоположность наружной и лицемерной правде он указал на правду истинную. Хотя сей человек и создан в крещении в правде и преподобии, но ему и теперь следует облекаться ими чрез жизнь и дела. И когда ты слышишь, что должно облечься, то уже помышляй, что никогда не следует разоблачаться, как и сказано: «облечется проклятием, как ризою» ( Пс.108:18 ), и «Ты одеваешься светом, как ризой» ( Пс.103:2 ). И мы имеем обыкновение говорить: такой-то надел на себя личину такого-то. Еф.4:25 . Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Свидетельства Священного Писания об участии всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Глагол «br» – в единственном числе, слово же «Бог» (евр. «Elôhim») стоит во множественном числе, что может указывать на множественность Лиц, участвующих в творении. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт.1:26 ). Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Под «Словом» свв. отцы понимают Сына – Слово Божие, а под «духом уст» – Духа Святого 565 . Указания на Бога Отца как Творца мира: Но у нас один Бог Отец, из которого все ( 1Кор.8:6 ). Молитва христиан Иерусалимской общины по поводу освобождения из темницы ап. Петра: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! ( Деян.4:24 ). Из дальнейшего контекста видно, что эта молитва обращена к Первой Ипостаси Пресвятой Троицы, к Отцу. О Сыне Божием как о Творце мира: Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ). Эти слова ап. Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову (Второй Ипостаси Пресвятой Троицы). Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол.1:16 ). Слова эти сказаны о Сыне Божием. О Святом Духе: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ). Слово «носился» является очень несовершенным переводом еврейского глагола merahepet, указывающего на творческое, порождающее жизнь действие, а не на механическое перемещение в пространстве. Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ). Дух Святой, по учению свв. отцов, является «Совершителем» творения. Духа Святого называют также Творцом новой твари. Например, Господь говорит в беседе с Никодимом: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). В Ин.20:22–23 с действием Святого Духа связывается очищение от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010