«Все уклонились, все стали совершенно негодны». Поэтому-то Господь с не­бес на землю приник. Как приник? Или потрясая все, или посы­лая громы, или устрашая и обнаруживая Свое негодование. «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись, прико снется... горам, и они за дымятся« ( Пс.103:32 ). Господь приклонился с неба на землю, чтобы увидела земля, т.е. собственно человечество, негодующего Владыку, и перестало грешить. Так именно бывает, когда внизу во дворе или на улице неистово бесчинствуют слуги и господин или царь приклоняется свыше, чтобы, увидевши Его, слуги испугались и успокоились; точно так же, когда вся земля устремляется к нечестию, Господь приникает с неба на землю, чтобы устрашен­ная земля успокоилась от грехов. Об этом свидетельствует про­рок: »с неба возвестил Ты суд Свой: земля убоялась и умолкла» ( Пс.75:9–10 ). И после того как сказал: «все уклонились» (выражение: «все» – часто означает большую часть, как напр.: «все меня оставили» ( 2Тим. 4:16 ), хотя на самом деле близкие ученики Павла не оставили его), чтобы показать всеобщее крушение мира, прибавляет: " нет творящего добро, нет ни одного». От ног до главы, от последнего нищего до вельможи, весь люд поражен болезнью. Одного вер­ного и праведного ищет Бог, как в Халдее Авраама, в Содоме Лота. Но одни не имеют ни веры, ни жизни, другие имеют истин­ную веру, но не имеют доброй жизни, «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» ( Тит.1:16 ). О Боге говорят много и громко, а относительно добрых дел предаются сну. " Нет творящего добро, нет ни одного». А после того как Бог приник с неба и него­довал на грешников, пророк научает нас, что не только приник, но и изрек с угрозой: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие» ( Пс. 13:4 )? 6. «Неужели не вразумятся»? Что Господь есть Бог отмщения ( Пс.93:1 ). «Неужели не вразумятся», что Он является Судией живых и мертвых. «Неужели не вразумятся», что воздаст каждому по делам его. Не познали из вразумления, уразумеют из наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Звучащее необыкновенно весомо и содержательно введение сразу возвышает Христа над всей огромной и богатой панорамой Ветхого Завета как цепи непрерывных богоявлений и пророчеств. Перед нами один из самых ярких текстов, говорящих об устремленности Ветхого Завета ко Христу. Православная Церковь издревле верно оценила высокий стиль этих строк, сделав их Апостольским чтением на Литургии в Навечерие Рождества Христова. Далее все Послание утверждает превосходство и исключительность Иисуса Сына Божия. Превосходство и величие Иисуса Христа Превосходство Иисуса над ангелами и всей тварью 1-я глава Евр. — мощный каскад ветхозаветных цитат (их семь в 1, 5-14), который обрушивает на читателя автор Послания с одной лишь целью: показать через Писание, что Иисус есть Сын Божий, чьи божественные полномочия превосходят силу и величие кого угодно, будь то ангелы или человеки. Цитаты связаны предельно лаконичными фразами: «И еще:», «Об Ангелах сказано:», «А о Сыне:», «И:» (ср. также во 2-й главе). Например: 5 ... кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (//Пс. 2, 7)? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном (//2 Цар. 7, 14)? 6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии (//Втор. 32, 43). 7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь (//Пс. 103, 4). 8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. 9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (//Пс. 44, 6-7) (Евр. 1, 5-9). Последняя цитата (из Пс. 44, 6-7), кстати, — одно из важнейших новозаветных мест, где Иисус Христос именуется Богом (к Нему в этом смысле применяется строчка Псалма). Иисус — Сын Божий, причастный к человеку Об искуплении человечества в Иисусе Христе автор Евр. говорит очень последовательно. Надмирное, превосходящее величие Иисуса, о котором говорилось в 1-й главе, простирается до того, что Он приобщился человека. Так мы вновь встречаемся с главной новозаветной вестью, выражаемой по-разному в разных Писаниях — вестью о Боговоплощении (Иоаннов термин) как уничижении, самоумалении Бога (Павлов термин, ср. Флп. 2, 7; § 20. 2). В Евр. 2, 11-18 об этом говорится (опять-таки при обильном цитировании Ветхого Завета) так:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небо, как кожаный покров, покрываешь водами высоты свои, облака делаешь колесницею Своею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелов Своих духами и слуг Своих пламенем огненным. Основал землю на тверди ея», и прочее ( Пс.103:1–5 и след.). 4) В этом видят начало бытия всех вещей и своего, ибо все из ничего единый Триипостасный Бог, в Которого веруют, премудро сотворил. Видят, что человек особенное некое есть создание и более совершенное, чем прочие вещи; превосходным образом, особливым советом создан: «Сотворим человека,» – говорил Бог; высокою и умом непонятною честью почтен: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). Видят и удивляются благости Божией, которую в этом великом деле на человека излиял. 5) Не без воздыхания и скорби читают то, что человек, который так высоко Богом был почтен, в такую глубокую несчастья яму завистью дьявольскою упал, и который так Богом возлюблен и вышеестественно одарен был, врагом Его сотворился, и со смирением и сожалением исповедаются: «Согрешили мы со отцами нашими, беззаконновали, совершили неправду» ( Пс.105:6 ). «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим 3:23 ). Но когда рассуждают, что тот же человек падший таким чудным образом восставлен и более прежнего превознесен Богом, находят тут большую и важнейшую причину непостижимой благости Создателя своего и Спасителя удивляться: как отступника Своего опять так чудно любовью Своею к Себе привлек, – и в этом удивлении достойно восклицают с пророком: «Господи! что такое человек, что Ты открылся ему? или сын человеческий, что Ты помышляешь о нем?» ( Пс.143:3 ). Читают и видят в том Божественном и Святом Писании, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). И, чувствуя в сердцах своих эту любовь Небесного Отца, к взаимной любви побуждаются, и говорят с пророком: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь утверждение мое и прибежище мое, и избавитель Мой, Бог Мой, помощник мой, на Которого я уповаю, защитник мой, и рог спасения моего, и заступник мой» ( Пс.17:2–3 )! 6) В сем святом послании видят описанное небесное звание свое, ибо от тьмы призваны в чудный Божий свет, и от власти сатаны к Богу ( 1Пет.2:9 ; Деян.26:18 ; Кол.1:13 ), так как они – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» ( 1Петр 2:9 ). Видят высокое и небесное свое, верою во Христа им данное благородство, но еще не явленное, как говорит им апостол во утешение: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). И с " надеждою ожидают откровения сынов Божиих» ( Рим 8:19 ), и хвалятся «надеждою славы Божией» ( Рим 5:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Свидетельствует перемена дней и ночей, и молча вопиет нам о Боге: «Он устроил так. День дню передает слово, и ночь ночи возвещает знание. Нет наречий и языков, на коих не слышны были бы голоса их (Пс. 18:3–4)». На востоке и западе, на севере и юге свидетельствуют безгласно. Ночь служит для нашего упокоения, день – для делания. Выйдет человек на дело свое и на делание свое до вечера (Пс. 103:23). Свидетельствуют источники, реки, озера и моря, и живущие в них: «Он нас создал. Мы служим нуждам вашим; но Он повелел нам служить вам – да познаете вы Создателя своего и послужите Ему. Мы служим вам, вы, разумная тварь, служите Создателю своему и благодарите Его». Свидетельствует земля: «Он меня создал, подал вам меня для обитания вашего. Превысшее небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим (Пс. 113:24). Вы от меня начало имеете, но опять в недра мои возвратитесь, откуда и взяты (См. Быт. 3:19). Познайте, что вы странники и пришельцы в мире этом. Итак, ищите Отечество и дом свой, в котором неподвижно будете жить и успокаиваться». Ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Петр. 3:13). Свидетельствуют плоды земные: «Он нас создал». Мы, о люди, питательную и целительную силу имеем; Он нам ради вас такую силу подал. Мы питаем и исцеляем тела ваши; но у Него душам вашим ищите пищи и исцеления: Он есть пища и исцеление душ ваших. Вкушая нас, вкусите, и увидите, как благ Господь (Пс. 33:9), Который такие блага вам для пропитания, утешения и исцеления подал. Мы создание Его доброе, но Создатель наш несравненно лучше. Мы добро для тел ваших, а Он – добро для душ ваших. Его любите, Его благодарите, Его ищите, к Нему приближайтесь. Вкусите, и увидите, как благ Господь. Свидетельствуют деревья различные: «Он нас создал. Мы служим вам, о люди, плодами нашими, и тем, что даем вам тень во время зноя; служим и для созидания домов ваших, и для согревания покоев ваших, и для приготовления пищи вашей, и в прочих различных нуждах. Служим вам – вы служите Создателю нашему и благодарите Его».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Еще: кто не обижал брата напрасно? Не говори мне, что обижал раба; «во Христе Иисусе нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского» ( Гал.3:28 ). Кто, опять, не осуждал? Кто не лгал? Кто не смотрел сладострастными глазами на женщину? Кто не завидовал? Кто не тщеславился? Кто не говорил празд­ного слова? Все это подлежит наказанию. Если бы мы, не забо­тясь о духовном, были также беспечны и касательно житей­ского, то заслуживали бы некоторого извинения, но теперь мы лишены и этого оправдания. В делах житейских мы – бодры, а в духовных – совершенно нерадивы. Поэтому, чтобы слыша­щие, что Бог долготерпелив, не сделались еще более беспеч­ными, пророк присовокупляет: «если кто не обращается, Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его» ( Пс.7:13 ). Другой переводчик (Симмах) говорит: меч свой изощрит ( μχαιραγ ατο χογσει). Лук свой напрягает и уготовляет его. Другой (Симмах) говорит: напряжет ( χτεγε). «Приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими» ( Пс.7:14 ). Другой гово­рит (Симмах): для сожжения ( ες τ χαειγ). 11. Что здесь скажут представляющие Бога человекообраз­ным потому, что Ему приписываются руки, ноги и глаза? Разве есть на небе луки, стрелы, оселок, меч и колчан? Между тем другой писатель говорит: «сотрясаются от страха горы и основания земли, когда Он взирает» ( Сир.16:19 ). И этот самый пророк говорит: «призирает на землю, и она трясется» ( Пс.103:32 ). Если же, только взирая на землю, Он потрясает каменные массы, то тем более может сделать это с людьми. Почему же о Том, который может разрушить вселенную одним взглядом, или лучше одним хотением, – так как Сотворивший ее одним ма­новением воли, конечно, может и разрушить ее одним хотением, – говорится, что Он имеет меч и лук? «В Его руке глубины земли, и вершины гор – Его же» ( Пс.94:4 ), «Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним. Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах» ( Ис.40:22, 15 ); если ангел, посланный Им, в короткий промежуток вре­мени убил сто восемьдесят пять тысяч ( 4Цар.19:35 ); но что я говорю: ангел? – если мухи, саранча и черви погубили войско египтян, то для чего Ему лук, для чего – меч? Почему же так сказано? По причине грубости слушателей, чтобы обыкновенными названиями оружия тронуть душу их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Кажется, нет необходимости искать какого-либо особенного смысла в конструкции гл. с предл. . Последний, очевидно, употреблен в значении „о“, „об“, как он употребляется и при других глаголах, так называемых verba declarandi et dicendi (напр., 2Цар.18:5 ). Выражение LXX-mь вполне точно перевели πρ ατν и не должно исправлять этот перевод в περ ατν, как читается во многих кодексах, потому что πρ и у классических писателей означает иногда „о“, „об“ 60 . Чадм своимъ поведите. Евр. „детям (сыновьям) вашим расскажите“ – о таком страшном бедствии (ср. Исх.10:2 ; Пс.43 ; Евр.44:2 ; Вт.4:9, 6:7). А чада ваша чадмъ своимъ. Евр. , „а дети ваши детям своим“, т. е. пусть расскажут. Так как евреи в своем языке не имели слова, означающего „внук“, то обыкновенно употребляли описательную форму „сын сына“ (ср. Исх.34:7 ). Поэтому и у Иоиля выражение „ чада чадъ“ также может означать „внуки“. А чада ихъ роду слдующему. Евр. , „а дети их роду следующему“. Этими словами пророк хочет сказать, что бедствие (ст. 4), постигшее царство Иудейское, не должно быть забыто даже отдаленными поколениями, т. е. никогда (ср. Пс.108 ; Евр.109:13 ; Пс.102 ; Евр.103:17 ). Роду. Евр. слово происходит от гл. , собств. окружил, и поэтому означает „обход кругом“, περοδος; отсюда же: „круг или период времени“, потом: „люди, живущие в известном периоде времени“, род, поколение. Таким образом, слово существенно отличается от (собственно – общество) 61 и (собств. – масса народная) 62 . LXX-mь слово вполне соответственно его значению, переводят γενε. Рассмотренный нами 3-й стих представляет сходство с Исх.10:1–2, 6 . Здесь мы читаем: „И сказал Господь Моисею: войди к Фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте“ (ст. 1–2). Из стиха же 4-го видно, что под „знамением“ здесь разумеется саранча, о которой Моисей говорит Фараону: такого бедствия „не видали отцы твои, не отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня“ (ст. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Исаия, напр., говорит: «Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его» ( Ис.40:13 )? Ясно, что хотя здесь – речь о духе Господнем, но о духе, как свойстве Божием, заключающемся в духовности Его природы и соединенных с ней разного рода частных духовных свойствах, напр. свойстве разума, ведения и премудрости. Также когда Иов говорит: «Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ), или: «Доколе еще дыхание во мне и Дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды» ( Иов.27:3,4 ), то ясно, что наименованием Духа Божия хочет обозначить в Боге не более, как одну его зиждительную и животворную силу, проявляющую себя в мире (снес. гл. 34, 14). В подобном же смысле (без знания троичности лиц в Боге) ближе всего могло быть понимаемо и у Псалмопевца неоднократно употреблявшееся наименование Духа Божия, когда напр. говорил: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ; Снес. Ис.11:4 ; 2Сол.2:8 ) 343 , или взывал к Богу: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» ( Пс.103:30 ), «Духа Твоего святого не отними от меня... Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:13,14 ). То же самое может быть замечено относительно тех мест Писания, в которых изображается Бог то сообщающим Дух Свой помазанникам ветхозаветной церкви ( Быт.41:38 ; Исх.31:3 ; Чис.11:17,25 ; 1Цар.16:13 ; Ис.63:11 ), то обещающим в будущие времена излить Свой животворный Дух на дом Давидов и на все народы ( Ис.32:15; 44:3 ; Иез.39:29 ; Иоил.2:28 ). Но есть в ветхозаветном Писании и такого рода места, в которых Дух Божий изображается настолько олицетворено, что при этом весьма легко может возникать мысль о Нем, уже не как о свойстве только или силе Божией, предполагающих только позади себя личную природу божественную, а как о самостоятельном лице, действующем из себя и от себя. Так Бытописатель, упомянув о том, что в начале сотворил Бог небо и землю и что земля была безвидна и пуста, замечает, что «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ), указывая выражением «носился» на ту плодотворную силу и то живоносное действие, какие являл Дух Божий в отношении к нестройной и неупорядоченной мировой массе.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

1. Один и тот же Законодатель и Ветхого, и Нового Завета. – Почему Новый Завет так называется? – 2. Уловление человеков. – 3. Истинная справедливость. Разные виды рабства. – 4 и 5. Прообразы Христа в ветхозаветной обрядности. – 6. Покаяние – корень благочестия. – 7. Истинная помощь и защита в бедствиях и напастях. – Молитва к Пресвятой Богородице, святым апостолам и мученикам. 1. Пророки возвещают Евангелие Христова Царства, служители новой благодати изъясняют его, а Божественного слова слушатели, почитатели и прославители принимают. Не жаждая слова учения, нельзя найти удовольствия в слове истины. И как нежаждущему и неалчущему невозможно с удовольствием наслаждаться пищей, так невозможно найти удовольствие и в слове истины тому, кто не жаждет учения Святого Духа. Поэтому Спаситель и говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф.5:6 ). Истинная пища душ, истинная роскошь благочестивых, истинное богатство набожных – слово Божие, говорящее устами Давида; именно он гордится то как богатый, а то как наслаждающийся и говорит: «Как сладки гортани моей слова Твои! Слаще меда для уст моих» ( Пс.118:103 ). Здесь – голос того, кто наслаждается; слово Божие было для Давида наслаждением. Об этом он часто говорил: «Утешайся Господом, и Он для тебя исполнит прошения сердца твоего» ( Пс.36:4 ). А в другом месте он хвалится богатством закона, не как наслаждающийся только, но и как богатый, и говорит: «Закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). Видишь ли, каково наслаждение благочестия и богатство праведности? Поэтому нам должно жаждать Божественного и алкать Небесного, обильно наслаждаться с царской Христовой трапезы, твердо держаться Евангелия спасения, не теперь только заявившего о себе, но основанного пророками и созданного апостолами. Не с тех пор, как явился Христос, началось Евангелие; но оно было насаждено в пророческих книгах, а прозябло в апостольской проповеди . Поэтому Павел, желая показать, что Евангелие началось не с воплощения, а заблистало с пророков, и что через воплощение оно засияло, говорит: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» ( Рим.1:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Нашу виноградную лозу – скорбит библеист-летописец – в течение немалого времени обрывали все, происходящие по пути, кому только того хотелось; лесной вепрь подрывал её и полевой зверь объедал её… После того, как лисицами разрушены ограды, осталось много мусора, и виноградник оказался пожженным огнём, обсечённым. Естественно после всего этого призывный голос: вы видите бедствие, в каком мы находимся… Пойдём построим стену! Благовременна и молитва к Богу сил: призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе ( Пс.79:13–17 ). С восходом солнца нового года, когда выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера ( Пс.103:22–28 ), да взойдёт к Солнцу Правды и наша пламенная молитва: ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские ( Пс.50:20 ). Да восстанет первым великий священник (и братья его священники), как пастырь добрый овцам, и зовёт овец своих по имени, и выводит их и ходит пред ними ( Ин.10:3–4 ), чтобы строить сначала овечьи ворота, как это было в старое время, при построении иерусалимских стен ( Неем.3:1 ). Но пусть за пастырем идут и овцы для дальнейших построек, хотя бы только против своего дома. Да не —370— ослабевает сила у носильщиков при виде того, что мусора очень много и мы, как будто, не в состоянии строить стену» (4:10), это скорбь и молитва за Русскую землю… Нет возможности излагать в хронологической последовательности содержание всех публицистических статей Андрея Петровича. Мы скажем только об основном тоне их. В противном случае нужно было бы писать целое сочинение о сочинениях его, потому что почти на каждой странице у него яркие образы и сравнения. Он вглядывался во все явления духовной и социальной жизни Русского народа, говорил к сердцу мудрецов и простецов, мужчин и женщин, взрослых и детей и, останавливаясь на частных случаях, указывал общие руководящие принципы. О нём можно сказать словами поэта, которые он сам приводит в своём замечательном «весеннем призыве» 3031 : Ничто не оставлено им Под солнцем живым без привета: На всё отозвался он сердцем своим, Что просит у сердца ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Слово было к Богу». Показывает сущность нераздельную, – великий гром евангелиста против язычников. «И Слово было Бог». Показал неразличимую сущность – великая рана иудеям. «Сей был в начале у Бога». Совечность Его с Отцом заявил: тяжелое падения манихеев. «Все чрез Него стало». Показал абсолютную власть в творении; заградил уста всех еретиков. Поистине благодаря Ему все вещи были сотворены. Небеса – Его создание; земля – творение Его, море – (Его) дело. (Им) был сотворен воздух, свет из ничего стал; ангелы – слуги (Его); силы – служители; херувимы – престолы. Отец есть Бог , и Сын Слово – Бог, и святой Дух, Бог; число Лиц природу (Божества) не ослабило; ни природу Троицы разделило. Но есть Троица, единосущная по силе, по Божеству, по благости, веру нашу основывает и сохраняет. Церковь укрепляет, вселенную освящает, диавола упраздняет; демонов бьет и томит; еврейское обрезание угашает; ошибки языческие устраняет; еретические уста заграждает. 2 . Евангелист же богословствовал (изъяснил учение о Боге) о прежде век не засвидетельствованом Рождении из Отца Сына, сказав в Евангелии: «Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил» ( Ин.1:18 ). И опять же, «был глас с небес, глаголющий: Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором мое благоволение» ( Мф.3:17 ). Итак, не засвидетельствовано это вышнее прежде всех Рождение, что Един от Единого рожден. И никто не увидел, как Он родил, и как родился, кроме Отца и Сына. Ведь не было времени, – так как он является основателем веков ( Евр.1:2 ). Ангелы не присутствовали; так как Он есть Тот, «Кто творит Ангелами Своими духов небесных» ( Пс.103:4 ). Неба не было, ведь «Словом Господним небеса утвердишася» ( Пс.32:6 ). Солнца не было, ибо он положил солнце в светило, чтобы светить в день ( Быт. 1:16 ). Не было луны, ни звезд; ведь «луну и звезды, он основал» ( Пс.8:4 ). Не было земли, ибо он сказал: «Да соберутся воды, и да явится суша» ( Быт.1:9 ). Таким удивительным способом Евангелист выразил безначальное бытие (τν ναρχον παρξιν) Слова и прежде веков не засвидетельствованное (μρτυρον) Рождение Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Prokl_Konstant...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010