Приидите, научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. Я говорю сообразно не с тем, что Я есмь, но беседую сообразно с Моим милосердием; больше власти Я люблю благость. Я, говорящий это тебе, Царь; велика сила Моя, но Я не поражаю твою немощь присущим Мне могуществом. Не говорю: приидите, научитеся от Мене, что Я — Владыка, Господь твари, « призирающий на землю, и она трясется» (Пс.103:32), Который «измерил... небо пядью и землю держит ладонью» (Ис.40:12), но: «Придите.., научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Так Я кроток: ты согрешил, а Я потерпел бичевание; так добровольно Я смирен: пришел Я, Владыка, освободить тех, которые в рабстве, они же Меня, Освободителя, били по ланитам, и рабы распяли Меня, а Я, при этом, умоляя за них Отца Своего, говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34), Итак, «Придите.., научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем»; приидите, умоляю и прошу, не стыжусь умолять, предпочитаю призывать своих рабов, чтобы не быть вынужденным наказать, «Придите.., научитесь от Меня» кротости прежде, нежели увидите от Меня страшное; придите, ныне Я врачую, а чрез краткое время требую отчета. Я ныне щажу, а мало спустя произношу приговор; ныне Я человеколюбив, а немного после явлюсь праведным Судией. «Придите.., научитесь.., ибо Я кроток и смирен сердцем». Или почтите кротость, или устрашитесь могущества. «Придите.., предстаньте пред лицем Моим во исповедании» (Пс.94:29), потому что такое смирение Мое ограничено известным временем.    3. Одна лишь настоящая жизнь, есть проявление Моего долготерпения; придет время, когда затворится дверь этой Моей благости; придет время, когда льющиеся слезы грешников не принесут пользы; придет время, когда отовсюду звучащие трубы объявят Мое второе пришествие, когда ангелы, пролетая всю землю, представят на суд мириады мертвых, когда будет поставлено Мне седалище судии и Я приду на горних силах, когда начала и власти будут сопровождать Идущего, когда светила царства Моего озарят весь мир, когда книги житейских дел каждого откроются, когда (настанет) точное исполнение законов и точный расчет за дела, когда подсудимый будет стоять, имея защитниками себе одни только дела, когда мысли будут обвинять и совесть обличать, когда злые духи (будут стоять), внимая словам Судии, когда печь будет ожидать приговора этого Судии, когда слово: помилуй, наконец, бесполезно взывающему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

30) Молись Богу, проливая слезы пред Его благодатию; тогда молитва Твоя будет «яко кадило» ( Пс. 140:2 ) пред Ним. 31) Пока не пренебрежет кто страхом Божиим, дотоле он не согрешит. Хочешь ли не грешить? Храни страх Божий. 32) Всегда пред очами имей Господа, потому что Он спасает уповающих на Него. 33) Пой, возлюбленный, духом пой и умом: «Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим» ( Пс. 118:103 ). 34) Страх Божий в сердце твоем да будет тем же, чем оружие в руках воина: им отражай в смиренномудрии искушения, какие наводит на тебя диавол; да истончатся, как прах, враги твои от лица твоего. Будь смел; потому что не потерпишь поражения, имея такое оружие. 35) Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобою. Не говори: «сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Ибо о завтрашнем дне ничего нет у тебя верного. Будем сегодня каяться, а о завтрашнем дне попечется Господь. 36) Иной сидит праздно, а как скоро слышит призывающего на молитву, берется за дело; но ты, возлюбленный, не будь нерадив к службе Божией, чтоб просветилось око ума твоего. 37) Всем сердцем своим веруй в Господа, и во всякое время обретешь благодать Его. Если в Нем пребываешь, то не погубишь мзды своей. 38) Водолейные трубы употребляются в дело во время пожара, и слезы – во время искушений. Вода угашает пламень, а слезы во время молитвы угашают злые вожделения. 39) Уповающий на Господа подобен человеку, который, когда несся с высоты, встретил вервь, висящую высоко над землею, и ухватившись за нее повис на ней, и вися непрестанно вопиет ко Господу о помощи, зная, что если ослабеет и выпустит вервь из обеих рук, то упадет и разобьется до смерти. 40) Всякий день будем просить у Господа слез сокрушения, чтобы, когда станем плакать о грехах своих, процвела душа наша, избавившись от греховной засухи. 41) При всегдашнем памятовании о Господе удаляются от души гнусные страсти, как злодеи при приближении военачальника; чрез это же устрояется Св. Духу чистое жилище. Но где нет памятования о Боге, там господствует мрак и зловоние, там совершается всякое негодное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

93 Напр. Вунзен (Bibel-Werk. Т. III. s. 2), Эвальд, Блеек и др. см. Delitzsch Т. I. S. 16. Ps. 2; Сравн. Розенм. Scholia. Pars IV, Vol. 1 p. 24 arg. ps. 2). О раввинах см. De-Wette, (Comm. Ps. 2. S. 108). 97 Из древних Еврейских учёных можно указать на Ярки, Кимхи, Абен-Езру; из отцов и учителей церкви на Оригена , Тертуллиана , Афанасия и др. (Срав. у о. Вишнякова 272 стр.); из новейших учёных; Гофмана (Weis. n. Erf. S. 160 Т. I.) Генгстенберга (Christol. и Comm.) и отчасти Делича, хотя последний, увлёкшись некоторым сходством 2 пс. с 7–12 гл. Прор. Исаии, склоняется также к признанию Исаии составителем 2-го псалма. 100 Напр. Гроций (см. у Migne, Comm. Ps. 2 р. 1175); Куртц (zur Theolog. d. Ps. S. 31), Боль (Mess. Ps. s. 182): равно как и о. Вишняков (О происхождении Псалтири), хотя и нерешительно. Против принадлежности 2-го псалма Давиду некоторые учёные (Напр. Розенмюллер, Де-Ветте и др.) приводят ещё то, что Давид был помазан не на горе Сионе, а в Вифлееме и Хевроне, но это одинаково относится и к Соломону (см. 3Цар. 1:34 ), а потом глагол , которым означается помазание, превращённый из своего метафорического значения, собственно значит; утвердил, поставил (см. Migne im Comm. Рб. 2 p. 1174 Cp. Bohl. S. 189); а предлог может быть переведён посредством предлога: над (Hengst. Christolog. S. 104). 101 Напр. Де-Ветте (Comm. Ps. 2 S. 100), Гаверник и мн. др. в роде Альма, которые также всецело относят к Давиду всё содержание 2-го пс., как Эвальд, Гитциг и под. относят его к Соломону, Александру Ианаею и т. п. (Alm, Theolog. Brief. IV). 102 Что это говорится не о ком-либо другом, а именно о Мессии 2 стиха, это подтверждается 12 стихом, где певец, сказавши ранее, чтобы все воздавали поклонение Иегове, увещевает от себя, чтобы так же воздали почтение вместе с Иеговою и Сыну, Которого он здесь называет просто Сыном, очевидно, разумея не кого-либо другого, как названного в 7 ст. Сыном Божиим, так как о другом сыне не было и речи. 103 Из вышеприведённых цитат вполне можно видеть, какое широкое употребление имело слово: „Сын Божий”, в Библии . Поэтому, вовсе не важное дело совершил Гитциг, что выставил свидетельства Пиндара, Гомера и др. о том, что сынами Божьими назывались цари даже у Греков, Египтян, у Персов и др. народов, и что вообще в древнем мире было распространено мнение, что царское достоинство божественно и освящено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Так, например, св. Иустин относил Пс 18, 23, 46, 71, 98 к Христу, а не к Соломону, а Пс 109 — к Христу, а не к Иезекии (“Диалог”, глл. 32, 34, 36, 37). Об экзегезе св. Иустина см. Margerie B. M. Introduction de l’histoire de l’йxeguse I., Paris, 1980; Shotwell W. A. The Biblical Exegesis of Justin Martyr., London, 1965. В полном согласии со словами апостола Павла (Кол 3:9—11) св. Иустин заявлял: “Бог не хочет того обрезания, которое дано как знамение: оно бесполезно египтянам и сыновьям Моава и Едома, но Скиф ли кто или перс, однако если имеет познание о Боге и Христе Его и соблюдает Его вечные заповеди — тот обрезан прекрасным и полезным обрезанием и есть друг Богу” (гл. 28). В пасхальной гомилии Мелитона читаем: “Для всякой вещи бывает свое время (kairós), бывает оно и для прообраза ((t¥poV) и для реальности (¢lh) (См. Daniйlou J. Theologie du judйo-chrismianisme., Р., 1957, pp. 213—216). Перевод отрывков сделан по изданию PG. T. 7. Отрывки из “Стромат” переведены по изданию: Clemens Alexandrinus. Bd II. Stromata. Buch I—IV., Lpz., 1960. См. Quasten J. Patrology, v. II., Utrecht, 1953, p. 37 и сл. Об экзегезе Климента см. Daniйlou J. Message йvangйlique et culture hellйnismique en II et III siucles., Tournai, 1961, pp. 217, 234 и Pйpin J. Mythe et allйgorie. Les origines grecques et les contestations judйo-chrйmiennes., Aubier, 1958, pp. 260—275. “Протрептик” (греч. “увещание”) — обычное название философских назидательных сочинений. Протрептики писались Аристотелем, стоиками, Эпикуром и др. Текст климентовского “Протрептика” и “Педагога” см. Clemens Alexandrinus. Werke, Bd I, B., 1972. Dom David Amand, Fatalisme et libermй dans l’anmiquimй grecque., Louvin, 1945, p. 267. Климент использует основные тексты Платона, касающиеся богопознания (Тимей, 28с; Письмо 2, 312е; Законы IV, 715e—716a и др.) и основные мотивы апокалиптики (иерархию ангелов, восхождение через небесные сферы и т.п.). См. Daniйlou, ук. соч., pp. 103—102; 409—425. Daniйlou, ук. соч., pp. 217—233. Ср. у Филона De congressu eruditionis gratia, 100.

http://pravmir.ru/vizantijskaya-ekzegeza...

Поющие и чтущие! «Пойте и читайте разумно» (Пс. 46:8)! «Да усладится» Господу не один псалом (Пс. 103:34), но и сердце ваше! Помните, что читаемое и поемое здесь читается и поется не для услаждения бренного слуха, а для питания духа бессмертного, что вам внимают не одни подобные вам человеки, а и Ангелы Божий, выну пребывающие в храмах. Слова, исходящие из уст ваших, должны быть подобны искрам огня серафимского для воспламенения душ и сердец любовью к Господу; и они будут таковыми, если сей огонь будет пламенеть в собственном вашем сердце. Предстоящие и молящиеся! Входите во храм с благоговением, отложив за порогом его всякое земное попечение; стойте со страхом, как стоят пред лицом Царя Небесного; молитесь с умилением, как прилично молиться ищущим помилования грешникам. Ибо что же, братие, все мы, кто бы ни были, как не осужденные на смерть преступники закона Божия? Все заслуги наши пред Творцом нашим не состоят ли в совершенном признании Его величия и нашей нечистоты? Все права и все надежды наши не в одном ли безприкладном милосердии Его? Таким ли существам искать здесь первых мест, отличаться убранством и нарядами, принимать на себя величавый и презорливый вид! Здесь место свидания с Господом и Ангелами, а не с земными друзьями и знакомыми; тут время беседовать в глубине души с Евангелием и с совестью, а не с тем, кто стоит возле тебя. Требовать ли, наконец, какой-либо жертвы от вас, кои ходите в храм не для храма? Ах! От вас-то бы наипаче и надобно требовать ее! Но что в состоянии принести вы Господу? Доколе всемощная рука Его не коснется сердца вашего и не сокрушит меди и железа, облегающих шею вашу, принесите в жертву, по крайней мере, одно то, что вы приносите непрестанно миру — благоприличие и скромность. Не приемля здесь сами пользы душевной, не будьте, по крайней мере, во вред другим. Зачем в сем раю принимать на себя образ змий искусителей? Если уже Ангелы Хранители ваши должны плакать, то пусть плачут о вас одних. Но, Боже мой, какой совет принужден давать я? Таким ли языком надлежало говорить с сего священного места? Но, что делать, когда рассеянность наша дошла до того, что некоторые готовы дом молитвы обращать в вертеп разбойников! Надобно спасать многих, когда нельзя спасти всех.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3218...

СПб., 1913. С. 285–291; Описание РО БАН. Т. 4, вып. 1. Повести, романы, сказания, сказки, рассказы/Сост. А.П. Конусов, В.Ф. Покровская. М.; Л., 1951. С. 227–233. 34.8.18. Требник. Середина XV в. 4 ° . 151 л. Без начала и конца. Сербский. Филиграни: 1) Звезда, вид: Брике, 6027 (1457 г.); 2) Голова оленя, вид: Лихачёв, 973–974 (1440–1441 гг.), Пиккар XV, 1, III, 422–423 (1436 г.); 3) Три горы, вид: Лихачёв, 2636 (1450-е гг.); 4) Ножницы с петелькой, близкий: Лихачёв, 3931 (1450 г). Записи: л. 54 об. – «...писасе сия книга глаголема Требник лето Господне 1725 в 15 икъ Стоиков от Пени пангиски...» (лист оборван, нрзб., XIII в.); л. 130 об. – «Сия книга кир Стоика мещанина из Пенишехера» (XIII в.); л. 151 об. – «Сия святая книга глаголемии Требник монастира Пекскаго...» (далее стёрто одно слово); л. 9 об., 148–151 – записи о вкладах, сербские (XIII в ). Содержание: л. 2 об.–7 об. – разрешительные молитвы. Описания: Срезневский В.И. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в Рукописное отделение Библиотеки Императорской Академии наук в 1900 и 1901 годах. СПб., 1902 Т. 1. С. 2–4; ПС XV, 1597. 45.8.157. Богослужебная рукопись (отрывок). Первая половина XIV в. 4°. 3 л . Пергамен. Содержание: л. 1–2 – отрывки молитв из чина исповеди. Описание: Пергаменные рукописи Библиотеки Академии наук СССР. Описание русских и славянских рукописей XI–XVI веков/Сост. Н Ю. Бубнов, О.П. Лихачёва. В. Ф. Покровская. Л., 1976. С. 115. Рукописи Владимиро-Суздальского объединённого историкоархитектурного и художественного музея-заповедника В-5636 / 35. Требник. 1530-е гг. 4°. 615 л. Филиграни: 1) Рука с цветком, тип: Лихачёв, 2875 2876 (1530-е гг.); 2) Единорог, вид: Лихачёв, 1564 (1529 г.); 3) Перчатка со звездой, вид: Пиккар XVII, V, 1695 (1534 г). Содержание: л. 94–115 об. – чин исповеди (без начала); л. 95 об.–97 – поновление; л. 98–100 об. – поновление инокам; л. 100 об.–103 об. – поновление священникам; л. 113–115 об. – поучение детям духовным; л. 115 об.–127 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

11:5 Даманы – животные, живущие в скалистых местах, по внешнему виду напоминающие бесхвостых сурков (см. Пс 104 (103):18). 854 11:13 И ли: сипом белоголовым. 855 11:15 Или: ворону. 856 11:16 Или: ушастую сову. 857 11:18 Или: сову. 858 а 11:19 Или: кулика; или: зуйка. 859 б 11:19 Летучие мыши, конечно, относятся не к птицам, а к млекопитающим (отряд рукокрылые), но, поскольку обитают в «воздухе», отнесены к этому классу. 860 11:20 Букв.: все крылатые, кишащие (в знач. быстро размножающиеся), которые на всех четырех передвигаются; то же в ст. 21 и 23. 861 11:22 Т очно неизвестна ни одна из этих четырех пород саранчи. По этой причине учителя Закона со временем запретили употреблять в пищу все виды саранчи. 862 11:30 Геккон – значение этого и следующих трех слов предположительно. 863 11:41 Букв.: отвратительны — из библейского сообщения видно, что после грехопадения человека и его разрыва отношений с Богом проклятие легло на всю природу на земле (Быт 3:17–19): начали действовать силы, несущие деградацию некогда прекрасному творению Бога. 864 12:6 Или: для жертвы за грех; то же и в ст. 8. 865 12:7 Для очищения Святилища требовались жертвы за грех или очистительные жертвы, как в случае совершенного греха, так и в случае физической нечистоты (см. 15:31 и 16:5–19, 29–34). Родившая женщина должна была принести священнику приношения не за «грех»; в том, что она родила ребенка, естественно, не было никакого греха. Жертва за грех (или в этом случае «очистительная жертва») была необходима по причине ее ритуальной нечистоты в дни ее кровотечений. С таким приношением приходила в Храм и Мария после рождения Иисуса (Лк 2:22–24). 866 а 13:2 И ли: проказу – здесь и ниже в данной главе это общее название всех кожных болезней, а не только собственно лепры, болезни Хансена (ср. ст. 3). 867 б 13:2 С вященники выступали не в роли врачей, объявляя человека «больным» или «здоровым», а в роли судей в области священного: «чист» человек или «нечист». 868 13:3 И ли: серьезное кожное заболевание. 869

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Глава IX Кроме общего наименование: «духи», обозначающего природу существ духовного мира, и кроме другого общего наименования: «Ангелы», обозначающего служебное их положение пред Богом ( Пс.103:4; 90:11–12 ; Евр.1:14 ; Мф.18:10 ), Св. Писание усвояет отдельным сонмам существ духовного мира наименования частные, причём сии частные наименования Св. Писание относит как к тем из духовных существ, которые остаются в единении с Богом, и суть собственно «Ангелы Божии», – так и к тем, которые отъединились от Бога в своем противобожии, и суть «падшие духи», «духи злые и лукавые», «ангелы согрешившие». В рассуждении отношений к человеку, Св. Писание говорит о первых как о служебных духах (λειτουργικ πνεματα), посылаемых от Бога «на служение для тех, которые имеют – ο μλλοντες – (желают – ищут) наследовать спасение» ( Евр.1:14 ), а о вторых, как о «духах злобы поднебесной», творящих «брань всем, хотящим наследовать спасение» ( Еф.6:11–12 ; 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ); в рассуждении других отношений, касающихся природных совершенств их духовных образов, их положений в духовном мире, их взаимоотношений и их особенных полномочий от Бога, Св. Писание, разумея «Ангелов Божиих», говорит отдельно о «начальствах» (ρχ), властях (ξουσα), силах (δναμις), господствах (κυριτης), престолах (θρνος), херувимах (χερουβμ) серафимах (σεραφεμ), архангелах (ρχγγελος) – ( Еф.1:21 ; Кол.1:16 ; Иуд.1:9 ; 1Сол.4:16 ; Евр.9:5 ; Ис.6:2 ; Быт.3:24 ), – разумея же духов падших-злых, говорит отдельно также о «начальствах» (ρχ), о властях (ξουσα), и кроме сего говорит особо о «миродержателях тьмы века сего» (κοσμοκρτορες το σκτους το ανος τοτου), духах злобы поднебесных (τ πνευματικ τς πονηρις ν τος πουρανοις), действующих объединение под главенством и как бы водительством главного из них «диавола» или «сатаны», князя мира сего и власти воздушные (ρχν τς εξουσας το ρος), имеющего «падших злых духов» «своими» для себя «ангелами» ( Еф.6:12 ; Кол.2:15 ; Мф.9:34 ; Ин.14:30 ; Еф.2:2 ) и «обольщающего вселенную всю» ( Откр.12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Такое смятение простирается не только на познание, но и на дела, так что суть путие мнящиися прави быти мужу, обаче последняя их зрят во дно адово (Притч. 16, 25) и есть праведный погибаяй во своей правде, и есть нечестивый пребываяй во своей злобе (Еккл. 7, 16). Ибо ежели есть что неудобопостижимое, то к сему роду принадлежит и истинная праведность. Почему и Соломон сопричисляет как равночестное к одному разряду: И уразумети притчи и темное слово, речения же премудрых и гадания; и уразумети правду истинную и суд исправляти (ср.: Притч. 1, 6, 3). Посему многие по опрометчивости произносят суждения разноречивые, потому что прежде, нежели составлено понятие на достаточном и прилежно исследованном основании, с безрассудной поспешностью дают свое согласие на всякое мнение. Обыкновенно же думают, что естественная сила диалектики всего более может доставить это, то есть научить, как подробно разбирать свойства предметов, распознать однородное и различить противоположное. Посему–то сознававший себя сведущим божественную диалектику сказал: да усладится Тебе беседа моя (ср.: Пс. 103, 34). Диалектика же любопрителей, которые берутся за предметы с охотой поспорить, не только неприятна, но еще огорчает. Но из трех сочетаний: света и тьмы, доброго и лукавого, горького и сладкого — все ли они составляют одно в подлежащем или различны между собой по роду? Что до простого смысла, то ясно, что лукавым означается испорченность нравов, а прекрасное (kal«on), как определяют, есть благо, достойное похвалы. Опять, тма есть воздух, лишенный света, а свет — сущность, рассевающая тьму. И еще: сладкое есть мягкость влаги или сока, услаждающая чувство вкуса; а горькое есть то, что при вкушении жестко действует на вкус. Итак, по простому разумению, вещи сии весьма много различествуют между собой. И кто же до того безумен, чтобы среди глубокой ночи стал называть тьму светом и, когда у него глаза ничего не различают во тьме, представлять, что он озарен светом? Кто, чувствуя неприятность при вкушении горького, станет утверждать, что ощущает приятность сладости? Кому, имея глаза, трудно распознать чувственную красоту? Она, взаимной соразмерностью частей и наружной доброцветностью, сама собой и естественно привлекает к себе всякого встречающегося, между тем как безобразное само собой производит в зрителях отвращение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В найденном в 1929 г. отрывке UT52=CTA23=KTU1,23, содержащем гимн из ритуала плодородия, Эль рождает от двух жен Шахар — восход и Шалим — закат 32 . Языческая мысль может представить лишь один способ творения чего бы то ни было нового — рождение. Библейская мысль знает о творчестве через слово. Мир не зачинается, а выговаривается. Похоже, что именно миссионерски-демифологизирующие задачи понуждают Моисея отнести птиц к низшим животным, уравнять их с рыбами (они возникают вместе в пятый день творения, тогда как животные — лишь в шестой). Птицы могут быть отождествлены с рыбами чисто функционально: и те и другие движутся внутри своей стихии 33 . Интересно, однако, что рыб рождает вода, животных — земля… Казалось бы, естественно было сказать, что птиц породил воздух. Но если бы было сказано прямо, что воздух породил птиц — неизбежно Израиль нашел бы в этом повод для обожествления птиц и для гаданий по их внутренностям и полету. Птицы действительно чрезвычайно загадочные существа, дающие немало пищи для мифологизирующего воображения. Тем важнее было миссионерски сопоставить их с низшими из животных (рыбами), поставить ниже и прежде земнородных, дальше от человека. Не воздух их создает, не стихия, но — “И сказал Бог: и птицы да полетят над землею… И стало так”. А поскольку воду можно отождествить с хтоническим хаосом — то и воде Бог позволяет создать лишь рыб да гадов. В рассказе о создании морских чудищ Он предпочитает действовать Сам: “И сотворил Бог рыб больших” (Быт 1:21). Мифология связывает с водой и хаосом хтонических чудовищ, а символ для последних она находит в морских гигантах. Библия же говорит, что “Мировой змей” вавилонских мифов сотворен Богом с целью отнюдь не эзотерической: “его же создал еси игратися ему” (Пс 103). Страшные чудовища мифов в книге Иова предстают безобидно играющимися на поводке у Бога. Из рук того же Творца, Бога Израиля, выходят символы культов плодородия — змеи. Змея связана с продолжением жизни и с первобытным водным хаосом 34 . Эту связь Библия не отрицает; согласно ее повествованию, змеи рождаются в воде, и их появление явно ассоциируется с идеей продолжения рода (чтобы это стало понятнее — вспомним, что оригинал, на русский переведенный как пресмыкающиеся животные на иврите звучит — шерец га шерцу 35 — мир “многокишащих и многородя­щих” существ).

http://pravmir.ru/polemichnost-shestodne...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010