Скачать epub pdf Октябрь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 10. С. 353–368 (1-я пагин.). (Продолжение.) —353— и громогласно проповедуем, что Христос по природе есть истинный Бог и Сын Божий, но по преизбытку благости снизошёл в меру тварей и, ведая, желая и будучи в силах спасать, действительно спас нас, избавил от диавольского заблуждения и даровал нам благодать боговедения. И так как Он есть мудрость Бога Отца, то нет ничего, чего бы Он не знал. Ведь Он есть Творец всего сущего и ничего из сотворённого Им не лежит вне Его ведения. Бог, говорит Писание, премудростию основа землю, уготова же небеса разумом ( Прит.3:19 ) и: вся премудростию сотворил ( Пс.103:34 ), и: в нем суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна ( Кол.2:3 ). Он есть податель мудрости и всю разумную природу умудрил премудро творческой силой, ибо премудрости и разума Его нет числа ( Пс.146:5 ). И если Он сам говорит: вся елика имать Отец моя суть ( Ин.16:5 ), и: яко же знает Мя Отец, и аз знаю Отца ( Ин.10:15 ), и: никтоже знает Отца токмо Сын ( Мф.11:27 ), то знающий большее из всего, не может, конечно, не знать и меньшего. Думать и верить не так и противоположно этому не только есть богохульство, но и невозможно. Для того, кто знал всё прежде бытия, что может быть вне всего, чего бы он не знал? Отсюда всеми, которые знают Бога, согласно и единогласно Ему усвояется имя Спасителя. Это означает также и имя Иисус, получившее в действительных делах (Христа) подтверждение и доказательство своего значения. А что Он, ведая спасать, и хотел спасать, в этом нас убеждают прежде всего следующие слова: вся елика восхоти, Господь сотвори на небеси и на земли ( Пс.113:11 ). Писание затем убеждает нас, что древнюю истинную волю Отца о спасении —354— выполнил великого совета Ангел, воля Коего ни в чём не отлична от воли Отца; напротив, Он Сам есть эта воля, и премудрость и сила и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

116. Слово по освящении придельнаго храма Святителя Николая, более известнаго по другому олтарю во имя Преподобнаго Сергия, в Рогожской слободе (Говорено 16-го декабря; напечатано отдельно и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1834 год Послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки. ( Nc. CIII. 30–31 ). Пророк Псалмопевец удивительно как любит славить Бога. Что, помыслив о Духе Божием, посылаемом на твари, созидающем или возсозидающем их, и обновляющем лице земли, он возрадовался и воскликнул: «буди слава Господня во веки!» сему я не удивился бы. Но пред сим самым он говорил о Боге, отвращающем лице от тварей, о тварях от того мятущихся, лишаемых духа, исчезающих, в персть свою возвращающихся: удивительно, что и сие не смутило его, и не воспрепятствовало его славословию. И далее, в том же псалме, он изображает грозное величие Вседержителя: «призираяй на землю, и творяй ю трястися; прикасаяйся горам, и дымятся». Но что же потом? Говорит ли он о своем ужасе? или безмолвствует в трепете? – Ни то, ни другое. Он радуется, поет и славит Бога. «Воспою Господеви в животе моем; пою Богу моему, дóндеже есмь» ( Пс.103:33–34 ). В сем священном образце заключается для нас, братия, учение: должно славить Бога, не только тогда, когда Он является в дарах, в благодеяниях, в милостях, но и тогда, когда, по видимому, отвращается и удаляется, в самом же деле, сокровенно приходит и приближается, в посещениях грозных или скорбных, в лишениях, в бедствиях. Учение истинное, полезное всегда, а здесь, и ныне, еще и благовременное. Памятен и для меня третий надесять день Августа, когда внезапно для нас, но не внезапно для Бога, не без ведома, не без попущения Его, сия часть града посещена была огнем истребляющим; когда дымная дорога от места истребления пролегала по небу почти над моею головою, и как будто предназначала дальнейший путь истреблению на земле; когда носимые ветром пожарные угли, пролетев не одно поприще, упадали на моем дворе, и как будто говорили мне: далеко ли, думаешь, пойдет сие посещение? Лето и бездождие, сила и направление ветра, – все благоприятствовало умножению бед, и распространению оных с неизбежною быстротою, почти подобною той, какую видим в сказании вестника Иовлева: «огнь спаде с небесе, и пожже овцы, и пастыри пояде подобне; спасохся же аз един» ( Uob. I. 16 ). Тот, который утром имел жилище и прочее потребное для жизни, или даже избыток и богатство, к вечеру оставался безпокровным и безпомощным, и если не был одинок, то сие не служило к облегчению, потому что нищета семейная тягостнее нищеты одинокой. Бедствие, взявшее многочисленную дань от домов сего града, и от имуществ обитателей, потребовало себе некоторой дани и от храмов; и невидимый, непонятный для нас жребий пал на сей храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова А.Ф. Лосев. Имяславие Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, заключающееся в особом почитании имени Божьего, в истолковании имени Божьего как необходимого, догматического условия религиозного учения, а также культа и мистического сознания в православии. I. История вопроса а) Современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета. Так, в Ветхом Завете имя Божие является Его силой и энергией и неотделимо от самого Бога. Имя это вечно (Исх. 3:15); третья заповедь закона запрещает употреблять имя Божие напрасно (Исх. 20:7); строго запрещено осквернение имени Божьего (Лев. 18:21; 20:3; 22:1–2; 24:16); оно славно и страшно (Втор. 28:58–61); мы находим далее роскошное и обстоятельное описание Соломонова храма, дома имени Божьего (2 Пар. 2:1:3, 1.3; 4, 11; 5, 1. 13–14; 7, 1–3; 6, 2. 5–6–10. 34. 38; 7, 11. 16.20); но особенно восхваляется имя Божие в Псалмах. Оно величественно по всей земле (Пс. 8:2.10), оно защищает в беде (Пс. 20:2), побеждает колесницы и коней (Пс. 19:8–10), именем Божьим достигается искупление (Пс. 54:3; 116:4); поклоняется ему вся земля (Пс. 66:4; 44:6; 118:10–20); оно благословенно во веки веков (Пс. 72:18–19; 113:2); служение Богу – это служение Его имени (Пс. 68:5; 92:2; 103:1; 106:47; 114:9; 118:26–27; 134:1; 148:21; 149:13), оно великое и страшное (Пс. 99:3; 11:9) и т. д. На эту тему особенно важно исследование: W. Heitmüller. In Namen Jesu. Eine sprach – und religionsgeschichtliche Untersuchung zun Neuen Testament, Göttingen, 1903. Хотя книги Нового Завета представлены на греческом языке, однако понимать их следовало бы с учетом и древнееврейской традиции. И тогда обнаруживается, что и Новый Завет тоже полон мистики имени. В первую очередь вера в имя Божие – это заповедь. «А заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа» (I Ин. 3:23; 5:13).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Н. Василиадис Испытание душ на мытарствах Безмолвное начало Будущей Жизни С погребением тела для нашего умершего собрата все как будто закончилось. Однако же и смерть, и могила суть врата, ведущие в новую жизнь! Разумеется, эта жизнь недоступна неверным, для которых смерть означает конец всего. Когда говоришь этим людям о Вечной Жизни, они спрашивают: «Но откуда вы знаете, что есть жизнь после смерти? Возвращался ли кто оттуда, чтобы рассказать об этом?». На этот вопрос все, кто верует в Живого Бога, Творца мира и человека, все, кто верует в открытую нам боговдохновенную истину Евангелия, отвечают вместе с божественным Златоустом: «Правда, из людей никто не приходил, но Бог, который более всех достоин нашей веры, открыл это». 843 Действительно, наш человеколюбец Бог еще во времена Ветхого Завета открыл нам, что после физической смерти тело человека возвращается в персть ( Пс.103:29 ), отнюду же и создан быстъ ( Иов.34:15 ), Душа же вернется к Богу, Который вдунул в лице человека дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт.2:7 ). 844 Эта великая истина прекрасно выражена мудрым Екклесиастом: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). Как пишет профессор П. Трембелас, «...но если по отделении души от тела последнее разлагается, как материя, на составляющие элементы, то душа, как природа бессмертная, продолжает жить. Эта истина подтверждается не только теологически, но базируется также на выводах философии, которые, не имея авторитета абсолютных доказательств, тем не менее вполне удовлетворяют всех, кто имеет непосредственные и искренние намерения познать истину». 845 Бессмертие человеческой души дано нам как милость Триединого Бога. Ибо в абсолютном смысле и в Себе бессмертен только Сам Бог. Итак, душа не исчезает в результате телесной смерти. Она отлетает к своей вечной родине. Как мы сказали, смерть – это безмолвное начало Будущей бесконечной Жизни. Поэтому и пишет святой Златоуст: «Прекрасна настоящая жизнь, прекрасна и приятна, так как она – дар Божий; но когда явится будущая, то тогда первая, по справедливости, окажется в пренебрежении». 846

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Псалом 2. Торжество Царя-Мессии над восстающими против Него народами В псалме 2-м изображается восстание царей и народов против Господа и Его Помазанника, усмиряемое определением небесного Владыки о Его Помазаннике, как вечном Сыне Его, которого Он поставил царём над Сионом, отдав Ему во владение все народы земные и дав Ему власть строго карать непокорных. В заключение псалма, псалмопевец увещевает мятежников образумиться и покориться Господу и Помазаннику Господню. Черты образа Царя-Помазанника и Его отношения к Господу, особенно во всей их совокупности, не подходят ни к одному из царей еврейского народа и прямое и полное применение свое находят только в лице обетованного Спасителя, которому по преимуществу усвоялось имя Помазанника, Мессии или Христа (Χριστς) ср. Ин.1:20, 25:41 ). Поэтому уже у евреев древнейшим и господствующим объяснением 2 псалма было объяснение его о Мессии, которого во времена Иисуса Христа и называли, заимствованными из этого псалма, наименованиями: «Христос, Сын Божий» ( Мф.26:63 ), или: «Христос, Сын Божий и Царь Израилев» ( Ин.1:49 ) 103 и только с века, в противоречие христианам, они стали объяснять его применительно к царю Давиду 104 . А в Новом Завете мы имеем многие прямые и ясные свидетельства, что помазанник, о котором речь во 2 пс., есть предвечный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос ( Евр.1:5; 5:5 ; Деян.13:32–33 ), и что восстание царей и народов следует понимать о борьбе неверующих против Христа и Его царства, которая, начавшись восстанием против него иудейских властей и народа с Иродом и Пилатом ( Деян.4:25–27 ; ср. Лк.18:31–32 ), и продолжаясь в гонениях и преследованиях Его последователей (ср. Ин.15:20 ; Мф.10:18; 23:34 ), достигнет крайней своей степени в борьбе антихриста «которого Господь Иисус убьёт духом уст своих и истребит явлением пришествия своего» ( 2Сол.2:8 ; Апок. 19:15 ; ср. 2:27; 12:5). В таком именно смысле объясняли этот псалом и все отцы и учители восточной и древней западной церкви. В какое время и при каких обстоятельствах сообщено было Давиду такое откровение о Христе и Его царстве, в точности определить нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Слово 16 (1) Кто истинный христианин? – (2) Христианин, который любит славу, или удовольствия, или деньги, не истинный христианин. – (3) Христианам необходимо нести чувствительные лишения и подвиги, чтоб освободиться от сих страстей. – (4) Всякое доброе дело надобно делать с тою целию, чтобы приять благодать Христову и святость. – (5) Молиться со вниманием есть дар Божий. – (6) Грешники – враги Богу, от которых Он отвращается. 1. Истинный христианин есть тот, который искренно исповедал пред Богом и Ангелами во время Крещения своего, что отрекся диавола и всех сатанинских дел его и дал обет служить Христу Господу, исполняя все святые заповеди Его, и таким образом сподобился таинственно приять благодать Божию сокровенную и ощутить ее в духе, то есть сознать духом, что приял ее. Как только получит кто благодать, тотчас отвращается от плотских стремлений, начинает ненавидеть мирские похоти и благодатию Божиею становится неподдействен им и мертв для них; от чего божественные заповеди Христовы исполняет со всякою радостию и усердием, а к какой-либо сласти плотской, или к стяжаниям, или к чести и славе не лежит уже у него душа, как бы он находился вне тела и вне мира, как говорит Господь: от мира несте ( Ин.15:19 ). Будучи же так соединен с благодатию Всесвятого Духа, он радуется всегда и поет: Аз же возвеселюся о Господе, возрадуюся о Бозе Спасе моем ( Пс.103:34 ; Лк.1:47 ). 2. И другим каким-либо способом никому невозможно сделаться истинным христианином. Эти три – сластолюбие, сребролюбие и славолюбие – порабощают человека диаволу. И христианин, предающийся плотским сластям, уже не Христов есть раб, а раб греха и диавола; также христианин, обладаемый сребролюбием и любящий деньги, уже не христианин, а идолопоклонник, как говорит божественный Павел; равно и тот, кто любит славу человеческую, не христианин есть истинный, а некий изрядный воин диавола. Кто обладаем или каждою из сих страстей, или одною какою из них всецело, тот не имеет общения с Богом – Пресвятою Троицею, Отцом, Сыном и Святым Духом, хотя бы он постился, совершал бдения, спал на голой земле, и всякое другое нес злострадание, хотя бы имел всезнание и мудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Вопрос: Ничего не бывает случайного. Страшная засуха, постигшая нашу страну, не может не иметь серьезных причин. Дайте, пожалуйста, духовную оценку этого бедствия. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Бог действует не только в истории, но и управляет сотворенной Им природой. Эта мысль проходит через все Священное Писание. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» (Пс. 103: 13–14). Люди библейских времен всегда воспринимали дождь как проявление Божественного милосердия: «Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения» (Иез. 34: 26). Псалмопевец воспевает милосердие Божие, ибо Бог посылал дожди даже во время странствования евреев по пустыне: «Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его» (Пс. 67: 10). Еще через пророка Моисея Господь объявил избранному народу, что его благополучие зависит от верности Богу и от исполнения тех законов, которые Он дал людям. Если же они уклонятся от исполнения заповедей и будут поклоняться идолам, то «тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих» (Втор. 11: 17). Напротив, за благочестивую жизнь людей Господь Бог посылает плодоносные дожди: «Аще в повелениих моих ходите, и заповеди моя сохранитеи сотворите я: и дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды своя, и древеса селная отдадят плод свой» (Лев. 26: 3–4). Ввиду жизненной значимости для земли влаги пророк Осия говорит о Господе: «Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6: 3). После засушливого лета, продолжающегося с середины мая до второй половины октября, в Палестине начинается период дождей. Для урожая наиболее благотворными были ранние (октябрь- ноябрь) и поздние (февраль – начало марта) дожди, о которых неоднократно упоминается у священных писателей (см.: Иер. 5: 24; Иак. 5: 7). Особенно нужен для плодородия поздний дождь, который идет весной. От него зависит урожай. Благодаря этому дождю заполняются водоемы, из которых черпается вода для полива в засушливые летние месяцы.

http://pravoslavie.ru/38650.html

XXII. Иго благое и бремя легкое – Любовь Божественная и Крест Христов Идеал христианский, – по выражению В. С. Соловьева , – вечен, вне условий места и времени, вне преходящих форм бытия, предносится пред всем человечеством, не укладывается в жизнь, всегда выше ее, не мирится с нею, вечно будит и нудит человеческое общество и стремит его вперед и вперед. Нельзя сказать, однако, что при этом избирается верный путь. Люди вожаком своим избрали разум, который стал на время их благом. Люди ищут чего-то больше похотением своим и больше в картинных галереях, чем в храмах Христовых. Ищут счастья своей животной стороны жизни, а не радости благодатного единения всей личности с Богом. Оттого и не находят. Надо искать. Еще и еще искать истину. Она одна. Истина – Христос, Спаситель мира, Который зовет: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Какое же это иго и бремя? – Любовь Божественная! Так как любовь есть истинное благо, и благо легкое для человека, пребывающего в любви, – поскольку там, где любовь, бремя не чувствуется. Для человека, любящего Бога, «заповеди Его не тяжки» ( 1Ин.5:3 ), как не тяжки бывают для исполнения и повеления того, кого мы любим. Люди, любящие друг друга, с радостью общаются друг с другом, и от общения этого еще большей любовью взаимно воспламеняются. Человек, смиренно сознающий и свою греховность, и свое ничтожество перед величеством Всесвятого, Всемогущего и Вечнолюбящего Бога, всегда, даже когда в нем воспламеняется любовь ко Христу Богу, будет смиренно с любовью обращаться к Нему, прося Его помощи, просвещении, заступлении и спасении, и при этом будет благодарно, с радостью славословить Его – Искупителя и Спасителя своего. Верующий всегда радуется, когда с любовью молитвенно общается с вечно и неизменно его любящим Спасителем Богом. «Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил» ( Пс.70:23 ). «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое, приклонил ко мне ухо Свое; и потому буду призывать Его во все дни мои» ( Пс.114:1–2 ). «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:32 ; Рим.10:13 ). Молитва всегда радость для христианина, ибо она связывает его с источником радости, с любящим его Богом. «Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе» ( Пс.103:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ КОНТОПЕТРИС Георгий Контопетрис [греч. Γεργιος Κοντοπετρς], доместик, визант. мелург. Самое раннее упоминание о нем содержится в Пападики 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458). Г. К. был учеником прп. Иоанна Кукузеля и, следов., жил не ранее 1-й пол. XIV в. ( Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 127). В Пападики 2-й пол. XIV в. (Cutl. 457) Г. К. назван «дважды доместиком» (διπλοδομστικος). Из той же рукописи известно, что сын Г. К. Михаил также был доместиком и мелургом: ему принадлежит версия причастна «Чашу спасения» на 4-й плагальный (8-й) глас. В Пападики 1425 г. (Ivir. 985) распев псалма «На реках Вавилонских» надписан как творение Михаила Контопетриса. Распевы Г. К. наряду с творениями др. мелургов составили основу греч. певч. книг Пападики и Матиматарий и широко представлены в рукописях периода калофонического пения, хранящихся в различных собраниях: Cutl. 399 (сер. XIV в.), 456 (1443); БАН. РАИК. 154 (1430), 42 (сер. XVIII в.); Konstamon. 86 (1-я пол. XV в.); РНБ. Греч. 126 (2-я пол. XV в.), 130 (нач. XVIII в.), 132 (посл. треть XVIII в.), 711 (кон. XVIII в.); Ivir. 973 (нач. XV в.), 1120 (1458), 974 (1-я пол. XV в.), 984 (сер. XV в.), 993 (сер. XVII в.); РНБ. Александро-Невская лавра Ю I2 (нач. XIX в.) и др. Чаще всего в рукописной традиции встречаются распетые Г. К. стихи больших (т. е. с мелизматическим мелосом) аниксандариев на 4-й плагальный глас (Пс 103. 20, 24, 29а, 31а, 32, 33а, 34 с особыми припевами, напр.: «Слава Тебе, Святый, слава Тебе, Царю» - Pantel. 978, ок. 1820-1830). Нек-рые из этих стихов имеют двойное авторство: Иоанна Кукузеля и Г. К. (Philoth. 122, 1-я пол. XV в.). На 2-м месте по числу списков стоят стихи 1-го антифона 1-й кафизмы (чаще всего из Пс 2, реже из Пс 1 - Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в., и Пс 3 - Ivir. 973) на 4-й плагальный глас с кратимами (отдельный стих часто именуется πρλογος). Из муз. творений Г. К. сохранились стихи полиелея на 2-й плагальный (БАН. РАИК 154), на 1-й (Philoth. 122; Ivir. 973) и на 4-й гласы (Konstamon. 86), антифон на полиелее преподобным, мученикам и иерархам на 4-й глас «Будет праведник» (Пс 111. 6 - Cutl. 457; Philoth. 122; Ivir. 974; 985), антифон на праздники Богородицы «Слово благо» на 1-й глас, псалом «На реках Вавилонских» на 3-й глас (Ivir. 974), мегалинарии (Песнь Богородицы) «Сущую Богородицу» на 2-й плагальный (6-й) глас (Ivir. 993; 1120), причастен «Хвалите» на 2-й плагальный глас (Cutl. 457, Ivir 974), мелизматические вставки-кратимы, часто называемые πρλογος, 4-го гласа (Ivir. 974; 977, кон. XV - нач. XVI в.; БАН. РАИК. 154; Xeropot. 270, кон. XV в.; 287, 1724 г.), иногда имеющие особые наименования (πολυτρισμα, βιλα - Ivir. 976, 1-я пол. XVI в.; ξυλικς - Ivir. 964, 1562 г.; στρτα παλαι - Doch. 336, нач. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/164379.html

Разделы портала «Азбука веры» В православии есть два тезиса: 1) Неопалимая Купина (горит, но не сгорает); 2) О снисхождении благодатного огня (огонь, но не обжигает). Есть ли каноническое/библейское объяснение родства/сходства/связи этих огненных явлений или это независимые с точки зрения теологии понятия? 5 Ответов Библейского объяснения благодатного огня нет, поскольку в Библии он никак не описан. Канонического объяснения также нет, не существует канонов, связанных с благодатным огнем. К тому же благодатный огонь все же обжигает. Сравнение огня купины и благодатного огня некорректно. Наверное, точно также неправильным будет сравнение света первого дня творения и обычного солнечного света. Огонь купины — видимый образ Бога, это — Богоявление, причем однократное событие. Благодатный огонь — регулярно появляющийся огонь, часть ежегодного богослужебного ритуала, причем вполне вещественный. Профессор Н. Д. Успенский в свое время аргументированно выразил точку зрения о вещественном характере этого огня (см. актовую речь 1949 года ). Многие верят в его сверхъестественный характер, однако это верование не является обязательным, это такой аспект, который относится к области личного благочестия и миросозерцания. Свидетельства множества паломников убеждают (вопреки мнениям отдельных профессоров), что в первые минуты благодатный огонь не обжигает и что он загорается сам, без посредства обычного огня. Поэтому вполне можно говорить о действии здесь благодати Божией, возжигающей вещественный огонь, который вначале не обжигает. Моисею явился Сын Божий, но в огне божественной благодати. Вот как пишет о божественном свете свт. Григорий Палама : Свет этот — божественный и невещественный огонь, просвещающий души. Он, если снова сказать словами святого Василия, действовал в апостолах, когда они говорили огненными языками ( Деян. 2,3–4 ); и он же, озарив Павла, помрачил его зрительное чувство ( Деян. 9, 8 ), но просветил его сердечные очи, потому что телесное зрение не вмещает силу такого света. Огонь явился Моисею в купине ( Исх. 3,2 ); он в образе колесницы восхитил Илию от земли ( 4 Цар. 2,2 ); его энергии взыскуя, блаженный Давид воскликнул: “Испытай меня. Господи, и искуси меня, очисти огнем недра мои и сердце мое” ( Пс. 25,2 ). Этот огонь разжег сердце Клеопы и его спутника, когда Господь говорил с ними после воскресения из мертвых ( Лк. 24, 34 ). И ангелы и прислуживающие духи причастны этому огню, как сказано в Писании: “Творящий ангелами Своими духов и служителями Своими огненное пламя” ( Пс. 103,4 ).

http://azbyka.ru/vopros/est-li-svjaz-ogn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010