Разделы портала «Азбука веры» Время – одно из условий существования сотворенного Богом мира; течение, длительность, сопровождающая развитие событий. Время есть неотъемлемое условие существования конечных вещей и творится Богом вместе с миром. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» ( Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33 ). Время как часть творения упразднится в конце мира. митрополит Макарий (Булгаков) Бог сотворил мир не от вечности, а во времени, или вместе со временем. Если мир создан из ничего, значит, он когда-то не существовал; значит, он имел начало, и создан не от вечности, но во времени, или точнее, вместе со временем. Ибо время есть не что иное, как преемственность вещей, как необходимая форма бытия существ и предметов ограниченных, подлежащих переменам. Потому оно не могло иметь места прежде этих существ, а могло явиться только вместе с ними, – так что начало мира есть вместе начало времени, и когда сотворен первый, тогда же сотворено и последнее. Православная Церковь действительно и учит, что Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33), что «предведение и предопределение были в Боге прежде бытия всех вещей» (там же отв. на вопр. 30), и Он «знал все прежде сотворения мира» (там же отв. на вопр. 26). Священное Писание также подтверждает: а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Ин.17:5 ), и в словах апостола Павла: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа…, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви ( Еф.1:3-4 . См. также Кол.1:17 ; Сир.23:29 ; Притч.8:23 ). б) что мир имел свое начало. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их ( Мк.10:6 ). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт.1:1 ); в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук ( Пс.101:26 ), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и другой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности ( Ин.1:1 ; Притч.8:23 ).

http://azbyka.ru/vremya

1 Имеется в виду предыдущий Диалог, па протяжении которого бывший варлаамит становится православным. 2 Т. е., их в их собственных словах заключается противоречие с тем, что они утверждают. 3 Об Александре Македонском говорят, что, слушая обвинителя, он всегда закрывал одно ухо. Когда его спрашивали, зачем это делается, то он отвечал: «второе ухо я оставляю, чтобы слушать обвиняемого». См.: Плутарх. Жизнь Александра, 42. 4 Имеется в виду Собор в июне 1341 г. 5 «… πλω κυκλομενοι τη αλθεια » — в оригинале здесь аллюзия на Пс. 90, 4 ( πλω κυκλσει σε αλθεια αυτο ). 6 Поскольку не бывает как сущности вне ипостасей, так и ипостаси без сущности. 7 Никео–цареградский Символ Веры. 8 Василий Великий. Беседа на псалом 44:5. PG 29, 400С (р. п.: С. 326). 9 Григорий Богослов. Слово 40, 6. PG 36, 365А (р. п.: С. 546). 10 Он же. Послание 101. PG 37,181 AB. 11 В точности таких слов у прп. Макария не обнаружено, но похожее место находим. См. Макарий Великий (Симеон Месопотамский). О возвышении ума, 13. PG 34, 901 AB. 12 Октоих, В неделю утра на полунощнице, канон троичен 4–го гласа, песнь 7, богородичен. В славянском Октоихе « φθης » вместо «узрелся еси» переведено как «явился еси». Об авторе канона см. выше прим. 421. 13 Григорий Нисский. О божественности Сына и Духа. PG 46, 573D–576A (р. п.: С. 160). 14 См.: Он же. К Авлавию о том, что не три бога. PG 45,124 — 125 (р. п.: С. 60–61). Палама здесь вместо цитаты дает вольный пересказ мысли Григория Нисского. 15 Афанасий Александрийский. Dialogi duo contra Macedonianos [Sp.], 1, 14. PG28, 1313A. 16 Василий Великий. Послание 189, 8. PG 32, 696АВ (р. п.: С. 210). 17 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, И, 6. С. 540 (р. п.: С. 541). 18 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 5, 2. С. 404 (р. п.: С. 405). 19 Он же. Послание 2. С. 768–770 (р. п.: С. 769–771). 20 Он же. О божественных именах, 5, 2. С. 406 (р. п.: С. 407). 21 Василий Великий, Послание 189, 8, PG 32, 696АС. 22 Григорий Богослов. Слово 39, 11. PG 36, 345С (р. п.: С. 537).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3136...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Вера и молитва «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото» ( Тов.12:8 ) «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Матф.21:22 ). Тот кто «просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» ( Иак.1:6–7 ). «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» ( Мк. 11,24 ). «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:15 ). Скромность в молитве «Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» ( Матф.6:5 ). «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Матф.6:6 ). Молитва и враги ваши «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» ( Мар.11:25 ). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Матф.5:44 ). Когда Бог не приемлет наши молитвы «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употреблять для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ). «Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» ( Притч.15:29 ). «Так человек, который постится за грехи свои и опять идет и делает то же самое: кто услышит молитву его? и какую пользу получит он от того, что смирялся?» ( Сир.34:26 ). «Лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» ( 1Пет.3:12 ). Когда Бог отвечает на наши молитвы Если «смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их» ( 2Пар.7:14 ). «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Иоан.14:13 ). Бог «призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их» ( Пс.101:18 ). «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, попросите, и будет вам» ( Иоан.15:7 ). «Грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» ( Иоан.9:31 ). «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» ( 1Пет.3:12 ). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Вечность Божия означает то, что Бог свободен от всех условий времени. В Св. Писании это качество: 1) усвояет неоднократно Себе Сам Бог: живу Аз во веки ( Втор. 32:40 ) Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец ( Апок.1:8 ; Ис.43:10 ; Исх.3:14 ); приписывали Ему пророки, например, Давид ( Пс.101:26–28 ст.; Пс. 89:3, 5 ); приписывают и новозаветные писатели, из которых ап. Павел называет Бога царем веков нетленным ( 1Тим.1:17 ), ап. Петр, повторив слова Псалмопевца, что у Бога тысяща лет яко день един, присоединяет: и един день пред Господом яко тысяща лет ( 2Петр.3:8 ). Неизменяемость Божия есть такое свойство, по которому Бог всегда остается один и тот же и в существе Своем, и в совершенствах, и в действиях. Изображая это свойство, Св. Писание. – 1) устраняет от Бога всякую изменяемость, какая приметна в человеке: не яко человек Бог колеблется, ниже яко сыт человеческий изменяется; 2) устраняет всякую изменяемость, приметную во внешней природе ( Пс.101:26–28 ); свидетельствует, что в Боге нет и тени перемены ( Иак.1:17 ); наконец, представляет Самого Бога говорящим: Аз Господь Бог ваш, и не изменяюся ( Мал.3: 6 ). Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он имеет неограниченную силу все производить и над всем владычествовать. В Свящ. книгах находится много мест, изображающих это свойство. Они свидетельствуют: 1) о всемогуществе Божием – вообще: Вем яко вся можеши, невозможно же Тебе ничтоже ( Иов.42:2 ); у Бога вся возможна ( Мф.19:26 ); 2) – в творении: Той рече и быша, Той повеле и создашася ( Пс.32:9 ; пс. 113:11); 3) – в промышлении о тварях и владычестве над ними ( Пс.103:27–30 ); 4) – в совершении чудес ( Пс.76:14–15 ); 5) – в распространении и сохранении веры и Церкви Христовой ( Мф.16:18 ). Свойства ума Божия Рассматривая ум Божий в себе самом, мы получаем понятие о всеведении Божием, а рассматривая его по отношению к Божиим действиям, получаем понятие о высочайшей премудрости. I . Всеведение в Боге означает то, что Он знает все совершеннейшим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

«Ибо созиждет Господь Сион и явится в... славе Своей» ( Пс.101:17 ). Так как неведущие божественного домостроительства приписывали пленение иудеев и запустение Иерусалима слабости их Бога, то он с полным основанием называет восстановление Иерусалима славой Божией, в том смысле, что с восстановле­нием Сиона все увидят в прежней славе Бога всех. С другой стороны, когда Господь предстал среди двенадцати апостолов, тогда, конечно, явился Он в Своей славе со знаками Своих страданий, потому что говорит Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои» ( Ин.20:27 ), и так далее, т.е., славой называет пророк Его стра­дания, потому что ими Он покорил вселенную. Можешь понять ты и иначе слова: «созиждет Господь Сион», а именно так: Бог Слово, сделавшись плотью и поселившись в нас, создал Церковь , в ду­ховном смысле называемую Сионом. «Явится в... славе Своей» именно тогда, когда во время обитания Его в нас мы увидим «славу Его, славу, как Единородного от Отца, полное благодати и истины» ( Ин.1:14 ). " Призрел Он на молитву смиренных и не отверг моления их» ( Пс.101:18 ). 3. Не пренебрег их, говорит; как пленных и рабов, но принял молитву их и даровал им избавление. Смирен­ными называет смиренных духом, о которых Господь гово­рит: «а вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим?» ( Ис.66:2 ) Это относится к апостолам. Или, может быть, молитва и моление здесь разумеются те самые, о которых говорит надписание этого псалма: «молитва бедного», и: «и изливает пред Господом моление свое», и ради которых Господь вос­создаст Сион и исполнить все, о чем они просили. »Да будет написано о сем... роду последующему , и будущий народ восхвалит Господа» ( Пс.101:19 ). Заклю­ченная в псалме молитва и пророчественное обетование о язычниках, как бы запечатленное на столбе, даны иудеям с тем, чтобы они сохранили их для нового народа и для времени Христова, когда соз­даны были народы по вере, о чем блаженный Павел говорит: «кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют» ( Пс.101:15 ). «Ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его», сказано у пророков ( Зах.9:16 , ср. Пл. Иер.4:1 ). Да и Петр говорит: вы же все «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое» ( 1Петр.2:5 ). Так называет он тех, которые принимают участие в создании Церкви Божией. Тесным единством и взаимным согласием, единомыслием и единогласием утверждаясь в одном разуме и одной вере, они созидают один храм в Боге. Вот к этим-то камням «рабы Твои возлюбили», конечно, пророки. Они, Духом Святым провидя будущее устроение во всей вселенной нового Сиона, одобрили камни, имеющие быть при­несенными для постройки от всех народов, приняли их с удо­вольствием. Что касается праха, то можно сказать, что «прахом» нашего духовного Сиона оказываются люди, действительно по земному живущие, но причисляющие себя к камням здания; тогда значит про­рок выражает сожаление о иудеях, еще и доныне считающих истинным свое земное богопочтение, и потому оправдывающих назва­ние земного праха. Они достойны сожаления и милости, говорит про­рок. Поэтому он и предсказывает, что рабы Божии пожалеют их, но что благоволить они будут к камням нового здания. Или же камнями считает пророк уверовавших во Христа после Его воскре­сения, а рабами – святых апостолов, чрез которых спаслись уве­ровавшие в Господа нашего Иисуса Христа. «И убоятся народы имени Господня и все цари земли славы Твоей» ( Пс.101:16 ). Причиной этого будет проповедь, прошедшая из Сиона по всей вселенной. Хорошо он сказал: «убоятся», потому что тогда этого страха народы не имели, почему апостолам Господь и сказал: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ). Но убоятся и «все цари земли», притом не ка­кие-нибудь, но «все». И праведники называются опорой царей, потому что они сами себя поставляют царями, или лучше сказать – поста­влены царями над тем, что от Бога, для того, чтобы царствовать над страстями и сохранить (дарованный человеку) царственный образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Время, являющееся неотъемлемой составляющей нашего мира, появляется по творческой воле Божией вместе с возникновением мира: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Бог действует во времени, однако Он не ограничен временем, поскольку пребывает во вневременной вечности, «вовек» (Пс. 101, 13), поэтому перед Ним «тысяча лет как день вчерашний» (Пс. 89, 5), у Него «один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Петр. 3, 8). Именно поэтому Господь свободно распоряжается временем, «изменяет времена и лета» (Дан. 2, 21), а псалмопевец обращается к Нему со словами: «Твой день и Твоя ночь, лето и зиму Ты учредил» (Пс. 73, 16-17). Тем самым развенчивается идея божественности и абсолютности времени, оно - сотворенная Богом реальность, которую человек может измерять на основании движения светил, созданных для «времен, и дней, и годов» (Быт. 1, 14). Время в Библии рассматривается прежде всего как история, однако это не просто случайный набор тех или иных событий, но место действия спасительного Промысла Божия о человеке. Именно поэтому мы не находим в Библии какого-то «пра-времени», предшествующего истории, ведь вся она представляет собой пространство для откровения Божественной воли. История Ветхого Завета полна благодеяний и чудес Божиих для Его народа, и именно этот исторический опыт жизни с Богом является основой для бытия в настоящем. С другой стороны, у времени есть и неотъемлемый аспект обращенности вперед: будущее не просто туманно и непостижимо, но в нем должны осуществиться все те обетования, которые Бог дал Своему народу, и главное из них - пришествие Мессии. Что же касается завершения истории, то центральным для ветхозаветной эсхатологии является понятие «Дня Господня» (Ис. 2, 12), когда произойдет последний суд над всеми народами и начнутся новые отношения между Богом и человечеством (Иоиль 3, 1-21). Библейское время в перспективе истории спасения имеет ясную линейную направленность. В начале этой линии находится творение (Быт. 1, 1), в конце - Второе пришествие Христа (Откр. 22, 20). Центром же истории всего человечества, её важнейшим пунктом, благодаря которому она обретает совершенно новое содержание, становится жизнь, смерть и воскресение Христа. Пришествие Христа в мир - это не только уникальное вмешательство Бога в ход истории, но одновременно её высшая точка. Поэтому все бытие христианина определяется напряженностью между «уже» совершившимся спасением и «еще не» наступившим грядущим исполнением, между реальностью победы над смертью и окончательной победой, описанной в Апокалипсисе. Цель истории заключается в том, чтобы человек стал «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1, 4) и настало время, когда «Бог будет все во всем» (1 Кор. 15, 28). Поэтому Апокалипсис - это самая радостная книга Библии, заканчивающаяся трепетным ожиданием грядущего Христа: «Гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/49...

Затем Тертуллиан обращается к общему сознанию. Невоздержание всегда располагает человека к чувственности и грубым удовольствиям (cap.6), удаляет людей от Бога; люди невоздержанные забывают Бога, как видно из Священного Писания (см.: Втор.8:12-14; 32:15). Напротив, пост приближает человека к Богу, как показывают примеры Моисея и Илии. Сам Бог Вечный живет без пищи. Человек во время поста уподобляется Богу. Многочисленные примеры из Ветхого Завета показывают, что пост примиряет человека с Богом. Так, Самуил на собрании в Массифе примирил народ израильский с Богом именно посредством поста (см.: 1Цар.7:6). Бог пощадил Ниневию за ее покаяние, соединенное с трехдневным постом. Согрешивший Ахав постился, воспользовался этим же средством, и Бог смилостивился над ним и отложил Свое наказание (см.: 3Цар.21). Анна, жена Елканы, постом вымолила себе сына у Бога. Даниилу Бог открыл сон царя вавилонского после того, как он со своими товарищами постился три дня. Содом и Гоморра были бы пощажены, если бы постились (De jej. Cap.7). Примеры поста встречаем и в Новом Завете. На пороге Евангелия - Анна пророчица, дочь Фануила, которая узнала Христа в награду за единобрачие и посты. Сам Христос после крещения постился в пустыне, хотя мог бы сделать Себе хлебы из камней. Так же и апостол Павел говорит о своих подвигах и частых постах (De jej. Cap.8). Всеми этими примерами Тертуллиан доказывает необходимость и пользу поста вообще. Эта часть его трактата имеет целью именно возбудить уважение к посту и тем самым заложить основу для принятия новых постов и новых видов поста. В 9 главе " De jejuniis " Тертуллиан оправдывает, в частности, сухоядение - тот вид поста, который отрицали его противники. Тертуллиан ссылается на Даниила и других юношей, которые питались растительной пищей, но были красивее других и выше всех по духовным дарованиям. Пророка Илию во время его бегства Ангел накормил только хлебом и водой, а не хлебом и мясом, как его кормили вороны. Это пример того, что во времена гонений и всяких вообще обстояний должно жить сухоядением. Давид выразил свое покаяние тем, что ел такой сухой и твердый хлеб, как пепел, и питье мешал со слезами (см.: Пс.101:10). От вина воздерживался Самуил. Воздержание от вина заповедал Господь и священникам через Аарона (см.: Лев.10:9). Если апостол Павел и дозволяет Тимофею (см.: 1Тим.5:23) по болезни пить вино, то, значит, воздержание, когда нет необходимости в вине, достойно пред Богом.

http://predanie.ru/book/217286-postnoe-i...

неясыть), оживляющего детенышей собственной кровью. Во время отсутствия пеликана к его гнезду подползают змеи, пускают яд и убивают птенцов. Возвратившись, неясыть становится над гнездом, до крови раздирает клювом свою грудь и каплями собственной крови оживляет птенцов. Максим Грек дал этой притче такое толкование: «Птица… служит образом Христа Бога нашего; умерщвленные птицы ея означают нас, язычников, умерщвленных ядом злоначального мысленного змия, а змий означает диавола, уязвившего нас; биение в перси и кровь истекшая служит образом страстей Христовых и Его животворящей крови, чем мы, верующие, исцелились и ожили, по пророческому слову: язвою Его мы вси исцелехом (Ис 53, 5)». В «Сказании» прп. Максим использует цитату из Псалтири: «Сего деля и рече пророк, яко “уподобихся неясыти пустынней” (Пс 101, 7)». В последние годы жизни Максим переводил Псалтирь с греческого на русский. Паламистские идеи прп. Максима оказали большое влияние на митрополита Московского Макария, который основал восемнадцать обителей, перевел много церковных книг и созвал два Собора. В его Минеи включены и труды прп. Максима Грека. А некоторые мысли преподобного легли также в основу Постановлений Стоглавого Собора. «Возлюби, душа моя, — писал он, — худые одежды, убогую пищу, благочестивое бдение, обуздай наглость языка своего, возлюби молчание, проводи бессонные ночи над боговдохновенными книгами… Огорчай плоть свою суровым житием, гнушайся всего, что услаждает ее… Не забывай, душа, что ты привязана к лютому зверю, который лает на тебя, укрощай его устремления постом и крайней нищетой. Убегай вкусных напитков и сладких яств, мягкой постели, долговременного сна… трезвись и труждайся, если хочешь принести Господу твоему обильный плод, а не терние и сорную траву» (24, 285–286). Интересно, что, несмотря на канонизацию, решения двух Соборов, которыми он так несправедливо осужден, формально так никогда и не были отменены, то есть два Собора называют Максима Грека еретиком, колдуном и шпионом, а третий, спустя четыре с половиной столетия, причисляет его к лику святых.

http://pravoslavie.ru/31809.html

Соч.: Грамота... Селенгинского мон-ря игумену Мисаилу, о денежной выдаче диакону Лаврентию, отправленному в Китай с церковными потребами и утварями//АИ. Т. 5. 243. С. 445; Предисловие к Ирмологию// Ундольский В. [М.] Замечания для истории церк. пения в России. М., 1846. С. 34-39; Две грамоты Игнатия, митр. Тобольского, о построении церкви на Савватиевой, или на Секирной, горе и о прочем// Досифей (Немчинов), архим. Геогр., ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1853. Ч. 3. С. 227-231; Послания блж. Игнатия, митр. Сибирского и Тобольского//ПС. 1855. Ч. 1-3. Прил. (переизд.: Каз., 1855); Барсуков Н. П. Житие и завещание свят. патриарха Московского Иоакима. М., 1879. С. 45-101. (ОЛДП; Т. 47); Лебедев А. Полемические сочинения XVII в. против лютеран//ЧОИДР. 1884. Кн. 3. Отд. 2. С. I-IV, 1-9; Церковь великого чудотворца Николы//Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Т. 1. Стб. 371-375; Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе: Со 2-й пол. XVII в. до кон. XVIII в. М., 1891. С. 14-17; Смирнов П. С. Из истории противораскольнической миссии XVII в.: Поездка архим. Игнатия в Кинешму для увещевания раскольников и составленное Игнатием описание этой поездки//ХЧ. 1903. Т. 216. 11. С. 652-666; 12. С. 855-880; Лихачёв Н. П. «Генеалогия» дворян Корсаковых//Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко от сослуживцев по Имп. публичной б-ке. СПб., 1913. С. 91-114; Дворецкая Н. А. Послание митр. Игнатия в Красноярск 1697 г.//Археография и источниковедение в Сибири. Новосиб., 1975. С. 167-173; Челобитная Спаса Нового мон-ря архим. Игнатия и с братиею о высылке в тот мон-рь из г. Суздаля иконописцев Гурья Никитина с товарищами для писания в том мон-ре стенного письма. 1689 г.// Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 257-260; «Слово благочестивому и христолюбивому воинству»//Памятники обществ.-полит. мысли в России кон. XVII в.: Лит. панегирики. М., 1983. Ч. 1. С. 135-173; «Слово к православному воинству о помощи Пресвятой Богородицы»//Там же. С. 174-182; «Свидетельство… о Российском благословенном царствии»//Там же. Ч. 2. С. 233-241; Сибирские послания (1696 г.) Тобольского митр. Игнатия Римского-Корсакова: Извлеч.//Памятники лит-ры и письменности крестьянства Зауралья. Екатеринбург, 1991. Т. 1. Вып. 2/Сост.: А. Т. Шашков, В. И. Байдин. С. 22-31; Генеалогия явленной от сотворения мира фамилии… Корсаков-Римских. М., 1994; Житие Симеона Верхотурского: Ранняя ред.//Лит. памятники Тобольского архиерейского дома XVII в. Новосиб., 2001. С. 196-231. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 10); Послание в Красноярск//Там же. С. 322-329; Изъяснение иконы св. Софии, Премудрости Божии, поднесенное государыне царевне Софии Алексеевне Игнатием, архим. Новоспасского мон-ря// Брюсова В. Г. София Премудрость Божия в древнерус. лит-ре и искусстве. М., 2006. С. 157-159.

http://pravenc.ru/text/293471.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010