Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «GLORIA IN EXCELSIS DEO» [лат. «Слава в вышних Богу»], лат. версия великого славословия ; иначе называется Hymnus angelicus (Ангельский гимн) или Laus angelorum (Хваление ангелов). Лат. перевод с греч. языка появился в IV в. Одним из вероятных переводчиков еще в средние века считался Иларий Пиктавийский ( Alcuin. De div. offic.//PL. 101. Col. 1248), к-рый в 360 г. был в ссылке на Востоке ( Beleth. Rationale div. offic. 36). Древнейшая лат. редакция сохранилась в Антифонарии из Бангорского мон-ря (Ambros. C 5 inf. Fol. 134, VII в.). К греч. версии Александрийского кодекса близок текст G. в Псалтири Вольфкоза из аббатства Санкт-Галлен (Sang. 20, IX в.), а к редакции «Апостольских постановлений» - текст G. из амвросианского Антифонария (Lond. Brit. Lib. Add. 34209, XII в.). Основное отличие от версии Александрийского кодекса (кроме того, что лат. версия короче) - в наличии слов Tu solus altissimus (ср.: Пс 82. 19). В конце лат. версии имеется упоминание о Св. Духе, как в арм. версии (Cum sancto Spiritu). В Псалтири Вольфкоза после слов Glorificamus te добавлены слова hymnum dicimus tibi, написанные почерком, относящимся к более позднему времени (ср.: Const. Ap. 7. 47-48 и эти же слова в испано-мосарабском из Леона (XI в.) и в амвросианском Антифонариях). Различные формы эмболизма G. содержатся в амвросианском Антифонарии, в кельт. книге гимнов XI в. (Liber Hymnorum) и в галликанском Миссале из Боббио (VIII в.). В XI-XVI вв. текст G. был интерполирован тропами (из 56 известных средневек. мелодий G. 23 с тропами). Нек-рые средневек. рукописи содержат текст G. на лат. и греч. языках (известна практика попеременного пения на 2 языках). В древних амвросианском и галликанском обрядах G., подобно великому славословию на Востоке, пелось на службе Laudes ( Caes. Arel. Reg. ad monach. 21). В Антифонарии из Бангорского мон-ря имеется подзаголовок к G.- Ad vesperum et ad matutinum. Вероятно, такая же практика существовала в древней испано-мосарабской традиции (13-й канон Толедского IV Собора (633) не связывает G. с евхаристическим богослужением). Однако в Антифонарии из Леона имеется подзаголовок к G. - Item ad missam. В рим. обряде (а под его влиянием в амвросианском и в испано-мосарабском) G. поется в начале мессы после Kyrie (в амвросианском - перед Kyrie; в испано-мосарабском - после praelegendum).

http://pravenc.ru/text/165155.html

Псалом 143 В греческой и латинской Библиях сравнительно с еврейским надписанием к имени Давида еще добавлено «против Голиафа», чем указывается на повод написания псалма. В содержании псалма нет ничего, что бы могло стоять в противоречии с этим указанием надписания, а потому его можно считать молитвой пред единоборством с Филистимским богатырем, написанной только уже по одержании победы. В псалме много мест, которые встречались нам ранее в других псалмах, напр., в 8, 17, 37, 101 и др. Благословен Господь, мой щит и моя крепость (1–2). Господи, человек ничтожен пред Тобою, жизнь его, как тень, но Ты помнишь о нем (3–4). Господи! Приклони небеса, блесни молниею, простри руку Твою и спаси меня от иноплеменных, которые полны лжи (5–8). За спасение мое я буду петь Тебе новую песнь, равно как и за избавление своего народа от иноплеменников (9–11). Пусть настанет жизнь в моем народе полная как семейного счастья, так и внешнего, материального изобилия (12–15). Пс.143:1 .  Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани, Давид свою победу над Голиафом приписывает Божественной помощи, о которой он и молил пред вступлением в битву. Пс.143:3 .  Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Избрание Давида и помазание его пророком Самуилом в цари над Израилем наполнило Давида чувством благоговения пред Богом, Который его, ничтожного из людей, удостоил, однако, великого избрания и назначения. В последнем – проявление великой милости Бога к Давиду. Победа Давида над Голиафом сделала имя его самым популярным среди еврейского народа. В честь его составляли песни и ставили его выше Саула. Сердца евреев заметно склонялись к Давиду, что замечал и Давид и в чем он видел начало исполнения над ним Божественного назначения быть царем над Израилем, почему и говорит, что Господь «подчиняет ему народ» ( Пс.143:2 ). Пс.143:4 .  Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень. Может быть, что слова этого стиха относятся к Голиафу, который, при уверенности в своей силе и победе над Давидом, не предполагал, как близка к нему гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

иером. Иаков (Цветков) Св. апостолу Анании 94 (Октября 1-го). Кондак, глас 2-й. Подоб.: В молитвах неусыпающую... В молитвах теплейший заступниче, и просящих скорейший услышателю, приими, Анание, моление наше, – ты чудесами просветивый вечернее (σπρια) 95 Икосы: (Τ φωτισμ) Светом озарения Твоего 96 , Спасе мой, очистив мрак и ослепление моего сердца 97 , даждь мне слово, с чистою совестно воспрославит богосиянныя добродетели и подвиги блаженнаго апостола: ибо Ты еси источник мудрости и Благий Податель, Многоблагоутробне. Ты, посему, уяснив язык мой, приими хвалебную мою песнь 98 : чудесами просветивый вечернее. (φθη) Древле Христос явился Аврааму под дубом Мамврийским, и, простерши (παφες) глас, прославил патриарха. Ныне, всемудре, Он, беседовавший с тобою, и возглашавшей к тебе в Дамаске, помазал тебя во святителя 99 мудраго, и апостола дабы украсить ум (φρναο) Павлов 100 , и просветить слепоту очес его, да умудрит он сущих на земле искренно служить Христу, – чудесами просветивый вечернее 101 . (’σχυσας) Ты возмог, Анание, постыдит ум противника своего низложив и сокрушив его козни. Лукавый, возбудивший, против тебя, мучителя Лукиана на, вооружил сею свирепого зверя лютым гневом, – и, вот, он строгает плоть твою, и поражал ее воловьими жилами (βουνευρος). Так, среди великаго измождения сил (ν γρ πоνι), ты процвел, и приял венец небесный, – чудесами просветивый вечернее. (’Εν υρανοις) На небесех Ты прославился, отче, и на земле преелавно воспевается всечестная память твоя, святе. Ибо, жительствуя на земли, Анание, ты востек к небесам, богопроповедниче·, там и ныне обитая, яви предстательство твое всем, с верою просящим молитв твоих, приснославне; подаждь разрешение скорбей, и избави всех от бед, ты, чудесами просветивый вечернее. (Ρμην) Низложи силу сынов Агари (τν κ τς ’γαρ), Едине Сильне, молитвами священномученика (ερομρτυρος) Твоего, Господи: ибо мы все народ Твой и дела (рук Твоих), и Твоею хвалимся державою, Слове. Итак сокруши оружие, копие, шлем и всякое орудие вражеское (πσαν ιχμν)·, меч их да внидет в сердце их, и луцы их (да сокрушатся) ( Пс. 36:15 ). Мы людие Твои и ветви Твои ( Ин. 15:5 ), и овцы пажити Твоея ( Пс. 78:13 ), Едине ведый сердечная 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЫЧКОВСКО-СИНАЙСКАЯ ПСАЛТИРЬ [Бычковская, Синайская кириллическая] древнерус. рукопись XI в., Псалтирь с библейскими песнями , снабженная гадательными приписками, одна из 6 известных слав. Псалтирей XI в. (наряду со старослав. Синайской глаголическойи древнерус. толковыми Евгениевской и Чудовской, утраченной в наст. время Слуцкой, а также открытыми в 2000 г. Новгородскими церами1-й трети XI в.), превосходящая все остальные объемом сохранившегося текста; наиболее полный образец древнерус. редакции перевода Псалтири (характерными чертами данной редакции являются лексические особенности, приемы редактирования более древнего южнослав. текста, а также специфический набор чтений греч. текста). Состоит из 160 листов пергамена размером 17,5-18 ´ 14 см (листы местами подклеены фрагментами пергаменной греч. богослужебной (?) рукописи X-XI вв.), сохранилась в 3 фрагментах: РНБ. Q. п. I. 73 (8 листов - Бычковская псалтирь), Синай. Б-ка мон-ря вмц. Екатерины. Slav. 6/0 (135 листов) и Slav. 6/N (17 листов, обнаружены в 1975). Б.-С. П. содержит текст Пс 9. 7 - 17. 3 (Slav. 6/N. Л. 1-8 об.), 17. 18 - 105. 47 (Slav. 6/N. Л. 9-9 об.; Q. п. I. 73. Л. 1-8 об.; Slav. 6/0. Л. 1-100 об.), 111. 10 - 134. 13 (Slav. 6/0. Л. 101-124 об.), 141. 7-151. 7 (Slav. 6/0. Л. 125-133) и библейские песни 1-7 (Slav. 6/0. Л. 133-133 об.; Slav. 6/N. Л. 10-17 об.; Slav. 6/0. Л. 134-135 об.). Кодекс написан беглым, или «деловым», уставом 3 писцами, 2 из к-рых были основными: 1-й основной писал с начала до 6-й строки л. 13 части Slav. 6/0 включительно и далее листы 17-42 той же части, 2-й основной написал текст с л. 42 об. до конца, 3-м выполнен небольшой объем - со строки 7 л. 13 части Slav. 6/0 до л. 16 об. включительно. Оборот л. 60 части Slav. 6/0 первоначально не был заполнен, позднее древнерус. писец повторил на нем текст псалма 151. Гадательные приписки киноварью на верхних и нижних полях выполнены 1-м писцом и являются древнейшими в слав. традиции. Имеются также более поздние (в т. ч. южнослав.) маргиналии.

http://pravenc.ru/text/153747.html

Содержание    Писатели сей богомудрой и душеполезнейшей книги были поистине богоносные, христоносные и духоносные отцы Варсонофий и Иоанн — образцы подвижничества, ведцы безмолвия, светильники рассуждения, неусыпающие очи прозорливости, сокровищницы добродетелей, вместилища Духа Святого.    Но время, которое все сокрушает и доброе покрывает мглою забвения, не оставило нам повествования о жизни сих богоносных светил Варсонофия и Иоанна; а потому я, немощный, постарался выбрать из предлагаемой здесь собственной их книги некоторые частные свидетельства (о их жизни) и представить оные тем, которые пожелают узнать, какими добродетелями сии богоносные отцы достигли крайнего, доступного смертным, совершенства.    Великий и божественный отец Варсонофий родился в Египте, как свидетельствует Евагрий схоластик в 32-й главе 4-й книги своей Церковной истории. И из 55-го ответа самого старца видно, что он был обучен египетскому и греческому языкам. Приснопамятный муж сей с юного возраста желал вести подвижническую жизнь. Проходя однажды мимо конского ристалища, где люди вместе с бессловесными животными пускаются в бег, и видя, как там один старается предупредить и обогнать другого, сказал себе мысленно: «Видишь ли, как усердно подвизаются слуги диавола? Не тем ли более должны подвизаться мы, наследники Царствия Небесного». И сделавшись чрез это зрелище еще более усердным, святой Варсонофий удалился на духовный подвиг, как пишет о нем другой старец Иоанн (в ответе 450). Пришедши в окрестности Газы Палестинской и найдя там общежительную обитель аввы Серида, он устроил себе малую келлию сначала вне обители и, затворившись в ней, наслаждался сладчайшим медом безмолвия (как это видно из 221-го ответа). Кажется, что он устроил себе и другую затворническую келлию и безмолвствовал в ней, но где устроил ее, неизвестно; можно только предполагать, что вблизи той же обители.    В начале его безмолвия ему приносили из обители только три хлеба в неделю, которыми он питался (отв. 72), но в то же время предавался и плачу, и такую сладость почерпал от слез, что от ощущения сей неизреченной сладости довольствовался только одним малым хлебом, а многократно забывал вкушать и его, по словам Давида: «забых снести хлеб мой. От гласа воздыхания моего прильпе кость моя плоти моей» (Пс. 101:5-6). Так вкушал он пищу иногда два раза в неделю, иногда один раз, а иногда, приходя в трапезу, подходил к пище как бы насыщенный и, принимая ее, осуждал самого себя, говоря: «Отчего я не всегда в таком состоянии», ибо от сладости духовной пищи он забывал чувственную (отв. 96). И что еще более удивительно, — он мог пробыть даже и всю жизнь, не вкушая пищи и пития и не облекаясь в одежды, ибо пища, питие и одеяние его был Дух Святой (отв. 78).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Письмо 43 Что ты так ужаснулась о моём отшествии? Ежели бы это и случилось, то всё надобно предавать воле Божией, а не смущаться; у Него есть много достойнейших служителей, а я, ничтожнейший, должен страшиться, за недостоинство моё дать ответ Богу. Между тем ещё воля Его есть мне остаться в сем мире; я, поболев несколько дней, паки воздвигся от одра болезни: ведь худо же, когда и никогда не посещает нас сей вестник смерти. Спешу, с первою почтою, утолить твоё малодушие и вперед прошу быть великодушнее и не смущаться. Убоявшись скоро предлежащего моего отсутствия, описала все свои грехи, и просишь от меня разрешение. Все оные грехи твои уже исповеданы пред покойным батюшкою, да и предо мною, и ты уже неоднократно получила на оные разрешение; почему и должна быть покойна, в надежде на милосердие Божие и заслуги Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа; впрочем жало болезни о грехах мы должны иметь, но без смущения и отчаяния; подобно как царь Давид, и по отпущении грехов, на всяку нощь ложе слезами омочал ( Пс.6:7 ), пепел яко хлеб ял, и питие с плачем растворял ( Пс.101:10 ), и грех его пред ним был выну ( Пс.50:5 ); и обнадёживал, как себя, так и нас, что сердца сокрушенна и смиренна Бог не уничижит ( Пс.50:19 ). Св. Апостол Пётр, и по принятии Духа Святого и дарований Его, всегда помнил свой грех и плакал о нём; также и св. Павел, после великих подвигов, трудов и дарований, всё называл себя последнейшим; а первым грешником, хульником, и проч. – Все сие служит нам примером, что болезнование о грехах полезно и по исповедании их, только без отчаяния, и паки в новой благодати много есть примеров покаяния: один разбойник пришед в монастырь, и по многих трудах и покаянии, получил успокоение о грехах, но в одном грехе всегда был совестью мучим, почему и считал себя непрощённым; но, по рассуждению св. отцов, и сей грех ему прощен, но оставлено жало болезни, чтобы, чувствуя оное, не вознёсся сердцем о своей святости. Судьбы промысла и благодати Божией нам непостижимы! Смиренные скорее успокаиваются; а гордые, или недугующие мнением, более страждут бодением совести, дабы больше не возгордились и не погибли. Итак, ты должна, смиренно о себе мечтая, успокаиваться в надежде на милость Божию. Я же тебя лично разрешал и умственно прощаю, и довлеет тебе: Господь силен даровать тебе прощение. Будь мирна. Многогрешный И. М. 13 февраля 1843 года. Читать далее Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Речь, сказанная при встрече во Владимиро-Волынском монастыре его императорского высочества, благоверного и великого князя Константина Константиновича Благоверный государь! Во время Вавилонского нашествия на Иудею, разрушен был храм Соломонов. Иудеи верили, что по прошествии определенного Богом времени, дана будет им свобода и разрушенный храм восстановится. В этой надежде один праведник так молился Богу: Ты восстанешь, умилосердишься над Сионом, ибо время помиловать его, – ибо пришло время, ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его желают ( Пс.101:14–13 ). Пришло время, и Иерусалим, и храм его восстали из праха. Нечто подобное совершилось и с храмом, построенным великим князем Мстиславом Изяславичем в княжеском городе Владимире на Волыни. По красоте и величию этот храм сиял славой Сиона. Но коснулась его инославная рука, и он изменил свой вид, подвергся разрушению и был в запустении более ста лет. Пришло время и Господь обратил сердца своих избранников на судьбу сего храма. Они стали дорожить его развалинами, возлюбили и камни его, и о прахе его стали жалеть. Явилось желание, а затем решение восставить храм. Во главе этих избранников, по устроению Божию и благоволению благочестивейшего нашего Монарха, стал Ты, Августейшей Покровитель всего древнего и святого. Все труженики и совершители сего дела с великим воодушевлением и ревностью вели его, и верили, что при помощи Божией и при Твоем высоком покровительстве и содействии, и невозможное сделается возможным, и из праха, и развалин восстанет храм Мстислава. Да и слово Божие говорит: сия есть победа, победившая мир, вера ваша ( 1Ин.5:4 ). Итак, совершилась победа веры. Храм восстал из развалин во всей православной русской красе и величии. Он опять, как в древние времена, громко по всей русской земле и окраине бывшего некогда славного Волынско-Галицкого княжества будет свидетельствовать о единстве, славе и могуществе св. Руси, о спасительности, крепости и непобедимости исповедуемой ей св. Православной веры и Церкви. В этом храме опять будет прославляться всесвятое имя Господа Вседержителя, будут возноситься молитвы за Царя и за всех, иже во власти суть ( 1Тим.2:2 ), за строителей и воссоздателей сего храма и за всех верных. Слава Богу так устроившему! Благоверный Государь! Объятые чувствами благодарности и радости о благословенном Твоем посещении сего града и об участии Твоем в наступающем торжестве освящения восстановленного храма, молим Господа, да осенит и осеняет Он возлюбленного нашего Монарха, Тебя, – Августейшего Споспешника и Покровителя ныне совершившегося св. дела, и весь Царствующий Дом, новой и новой славой могущества и благоденствия со всей великой Русью, на веки. Аминь. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБЕЛОКИПИОТ [греч. Αμπελοκηπιτης - виноградарь], визант. свящ. и мелург (не позднее сер. XIV в.). Самая ранняя известная рукопись, содержащая его песнопения (Athen. Bibl. Nat. gr. 2622), датируется приблизительно 1340-1360 гг. (хотя в ркп. 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458) его прозвание отсутствует). Среди мелосов А. чаще всего встречаются аниксандарии (Пс 103. 28-35) 4-го плагального, или 8-го, гласа (Athen. Bibl. Nat. gr. 2062, рубеж XIV-XV вв.; Ath. Konstamon. gr. 86, 1-я пол. XV в.; Ath. Ivir. 949, рубеж XVII-XVIII вв.; Ath. Xeropot. 307, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в.; и др.). Наиболее часто исполняемыми являются распевы 2 стихов: «            » (ρδβλθυοτεΕθου σκτος, κα γνετο νξ - Пс 103. 20) и «          » (Ως μεγαλνθη τ ργα σου, Κριε - Пс 103. 24) - Lesb. Leim. 459. Fol. 33-33v и 238. Fol. 33v - 34, рубеж XVII-XVIII вв.; РНБ. гр. 132, посл. треть XVIII в.; РНБ. гр. 711, 90-е гг. XVIII в.; и др. Изредка в рукописях 2-я половина последнего стиха «        » (Πντα ν σοφ ποησας - Пс 103. 35) выделена в самостоятельный распев (РНБ. гр. 130. Fol. 17v - 18, нач. XVIII в.). Эти древние мелосы стали неотъемлемой частью певч. репертуара, и в нач. XIX в. возникла необходимость перевести их в нотацию нового метода , что и было осуществлено Хурмузием Гиамалисом (S. Sepulcri. 703. Fol. 77-78v). Среди др. мелосов А. в певч. рукописях сохранились 2 причастна : воскресный «        » (Ανετε τν Κριον κ τν ορανν - Пс 148. 1) 1-го гласа (Ath. Iver. 974. Fol. 184v, 1-я пол. XV в.; Ath. Iver. 993. Fol. 101, сер. XVII в.; Ath. Doch. 337. Fol. 190, 1764 г.) и богородичный «      » (Ποτριον σωτηρου λψομαι - Пс 115. 4) 4-го гласа (Ath. Philoth. 122. Fol. 214v, 1-я пол. XV в.; Lesb. Leim. 258. Fol. 233-234, 1527 г.; Ath. Iver. 993. Fol. 119v, сер. XVII в.; Ath. Gregor. 5. Fol. 171, кон. XVII в.). Песнопения А. характеризуются особенностями, типичными для визант. калофонического пения . Лит.: Στθης Γ. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 108, 144, 402, 660; Τ. 2. Σ. 596; Τ. 3. Σ. 491, 496, 634, 756, 873, 874; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 33, 100, 110, 156, 264; Conomos. Communion Cycle. P. 74, 98; Jakovljevi . Cyprus Catalogue. P. 9, 45, 58, 66, 68, 71; Πολτης Λ. Κατλογος χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος, ρ. 1857-2500. Αθναι, 1991. Σ. 101; Герцман Е. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. СПб., 1996. С. 288, 379, 398, 575. Е. В. Герцман Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/120394.html

Разделы портала «Азбука веры» Вечность – 1) Вечность Божия — свойство Божественной сущности , состоящее в том, что Бог абсолютно независим от условий времени , Его бытие не имеет начала и никогда не будет иметь конца; 2) тварная вечность — форма существования тварных существ (ангелов, святых душ…), выражаемая в их особой обусловленности временем; 3) непрестанное бытие; 4) будущий век, имеющий наступить после второго Пришествия Христа . В православном богословии принято различать Божественную и тварную вечность как вечность безначальную и вечность имеющую начало. Божественная вечность есть вечность безусловная, вечность в точном смысле этого слова, в то время как вечность тварная есть вечность условная, вечность в силу дара Божьего и причастия Божественной жизни. Вечность Божественная Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есть ( Ин.8:58 ). Гораздо логичнее в подобной конструкции использовать прошедшее время этого же глагола: прежде, нежели был Авраам, Я был . Однако Спаситель указывает на то, что для Него вся человеческая история от начала до конца – вечное сейчас . митрополит Макарий (Булгаков) Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала , ни конца своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени. В Священном Писании это качество – а) многократно усвояет Себе сам Бог: живу Я вовек ( Втор.32:40 ); Я тот же, Я первый и Я последний ( Ис.48:12 ; срав. Ис.41:4, 44:6 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.1:8, 17 ); прежде Меня не было Бога и после Меня не будет ( Ис.43:10 ); Я есмь Сущий ( Исх.3:14 ); б) приписывали Ему пророки, например, Давид: в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся ( Пс.101:26-28 ); прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Пс.89:3 ); пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний ( Пс.89:5 ); Исаия: Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим ( Ис.40:28 ; срав. Ис.57:15 ); Иеремия: Он есть Бог живый и Царь вечный ( Иер.10:10 );

http://azbyka.ru/vechnost

Псалом 99 Должно славословить Господа, как промыслителя Своего, во храме Его. Псалом Давиду, во исповедание, или – для прославления имени единого истинного Бога (ст. 4). 1–2. Воскликните Богови вся земля: работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости. Прославление Бога бывает особенно торжественно, когда оно совершается всем народом. К сему псалмопевец и призывает. – Воскликните Богу вся земля, – все население земли должно выражать славу имени Божия торжественно, с живейшим чувством радости о милости Божией (ст. 5) и, как то было обыкновенно, с восклицанием – при богослужении в храме. – Работайте Господеви в веселии, – и служить Богу народ должен в веселии, при мысли, что Господь всегда милостив к народу (ст. 5). – Внидите пред Ним в радости, – входите во храм Его, становитесь на молитву пред Ним с чувством радости, ибо Он слышит вашу молитву, исполняет прошения приходящих сюда и молящихся Ему здесь (ст. 4–5). 3. Уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его. Чтобы иметь должное отношение к Богу, народ должен твердо знать и отношение Бога к нему. Это и внушает псалмопевец. – «Познайте, говорит он, что Господь есть Бог ваш», а это очевидно в том, что Он сотворил нас, а не мы», т. е. Он благоустроил нас в земле Ханаанской, а не мы сами создали здесь свое благополучие (ср. Пс.101:17 ; Пс.106:31–43 ). – Познайте, что Он Бог наш, а «мы народ Его», а это очевидно в том, что этот народ видел над собой столько чрезвычайных действий промысла Божия. – Познайте, что Он пастырь, а «мы овцы пажити Его,» – ибо Он даровав народу эту пажить – землю Ханаанскую, Он и охраняет своих овец – народ свой на этой пажити от всех соседних и отдаленных языческих народов, злых и хищных, как от волков и львов. Зная все это, народ и должен работать своему Владыке Богу в веселии (ст. 2). 4–5. Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его. Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010