" В начале Ты, основал землю, и небеса -- дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся " (Пс. 101. 26-28). Фрагмент облачения св. Кутберта В книге Премудрости Соломона сказано, что " на подире первосвященника был целый мир " (Прем. 18. 24). Об символах природных стихий среди облачений первосвященника упоминают Филон Александрийский и Иосиф Флавий. Филон Александрийский учил, что " всякий человек по своему телесному устроению сородственен всему миру, ибо образован из тех же самых стихий " (О сотворении мира, 146). Одежды ветхозаветного архиерея соответствовали космическому значению завесы Иерусалимского храма. По словам Филона Александрийского вместе с первосвященником во святое святых входила вся вселенная, изображенная на его облачениях (Жизнь Моисея, II). В новозаветной традиции богослужебные облачения также соотносятся с космической символикой храма. Богослужение Православной Церкви указывает на связь между совершенным Христом спасением человека и преображением всего творения. Домостроительство спасения человека и человечества во Христе, начатое в Воплощении Сына Божия через соединение с Его Божеством плоти человеческой, означает в то же время и спасение видимой Вселенной посредством преображения ее во Христе и Теле Его - Церкви (Духовное преображение творения в православном богослужении, Журнал Московской Патриархии 1983). Чин облачения архиерея на середине храма означает вочеловечение и Крещение Христовы. В византийских храмах архиерей облачался, стоя на реках изображенных на полу храма. При этом святитель изображал Христа, облекшегося в одеяние падшего адамова естества и омывшего одежду человеческой плоти водами крещения. В службе на Богоявление (Крещение) Господне Святая Церковь воспевает: " Одеяйся светом, яко ризою, нас ради по нам быти сподобился есть, во струи одевается днесь Иорданския... Крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир " (стихиры на литии).

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/cu...

Глава XXIV. Какие пророчества о конце этого века и о последнем суде Божием заключаются в псалмах Давидовых    Многое говорится о последнем суде в псалмах, но по большей части мимоходом и вкратце. Не могу, однако же, обойти молчанием того, что яснейшим образом говорится о конце настоящего века. «В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101:26-28). Что значит, что Порфирий, восхваляя благочестие евреев, по которому они чтут великого, истинного и для самих божеств страшного Бога, укоряет христиан на основании оракульских изречений своих богов в величайшей глупости за то, что они утверждают, что этот мир погибнет? Вот в писаниях еврейского благочестия говорится Богу, пред Которым, по признанию великого философа, трепещут эти его божества: «Небеса — дело Твоих рук. Они погибнут». Неужели в ту пору, как погибнут небеса, не погибнет мир, высшую и безопаснейшую часть которого эти небеса и составляют? Если такая мысль не нравится Юпитеру, оракул которого, в качестве наиболее авторитетного, как пишет этот философ, порицает ее в веровании христиан, то почему подобным же образом не порицает он, как глупость, мудрость евреев, в религиозных книгах которых она встречается? Затем, если в этой мудрости, которая нравится Порфирию до такой степени, что он заявляет о ней через изречения даже своих богов, говорится, что небеса погибнут; то к чему такая пустая увертка: между прочим или сверх всего прочего выставлять на вид в вере христиан как нечто ужасное то, что в ней мир представляется имеющим погибнуть, когда только при его гибели и могут погибнуть небеса?    Притом, хотя в собственно наших священных Писаниях, а не в тех, которые у нас общие с евреями, а именно, в Евангелии и в книгах апостольских, говорится: «Проходит образ мира сего» (1Кор. 7:31); говорится: «Мир проходит» (1Иоан. II:17); говорится: «Небо и земля прейдут» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Да устрашат тебя слова Господни, повелевающие: и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нём нагота твоя ( Исх. 20:26 ), имея в виду ступени порока и надменности. Потому что откроется нагота твоя и, как сказано, узнают, что есть суд ( Иов. 19:29 ). 98. Монаху Лампадию Не только Иуда, презрев суд Божий, предал Господа, но в число предателей входят и христиане, которые не исполняют Божественные заповеди, пренебрегают ими, ведут себя высокомерно и следуют своим лукавым желаниям. 99. Ему же Принявший послушание из страха Божия служит братии, но если впоследствии ожесточится, возгордится и будет брать деньги на собственные нужды, то он преступил Божественные законы, отверг и нарушил обеты отречения и подчинения, поэтому он называется изменником данному слову. 100. Архимандриту Евстафию Ты тщательно украшаешь полный мешок, заботясь об утучнении плоти, подобно птице откармливая себя во тьме неведения. Какое же оправдание найдёшь ты себе, когда придёт Судия всех? 101. Монаху Евмафию Когда некоторые из братий, прежде полного очищения от страстей, не усовершенствовавшись в образе жизни, берутся учить других, тогда демоны, смеясь над ними, подают друг другу знаки, как бы говоря и рассуждая: будет он в своё время нашей добычей, осмеливаясь давать советы вопреки Господней воле. Поэтому, пока мы ещё зелены и не стали зрелыми плодами, не возжелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться игрушками демонов. 102. Монаху Евфимию Пятьдесят четвертый псалом напоминает нам о страхе, трепете и тьме греховной: страх и трепет нашёл на меня, и ужас объял меня. И я сказал: кто дал бы мне крылья как у голубя? я улетел бы и успокоился бы ( Пс. 54:6–7 ), то есть в минуту объявшего меня бедствия я достигну Бога и успокоюсь у своего человеколюбивого Владыки. Потому что Он – покой уставших от греха. Поэтому и говорит: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф. 11:28 ). Поэтому Давид и открывает очи подвизающимся, настраивая их, чтобы они не отчаивались, заканчивает псалом благим упованием. 103. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Если и можно было высказывать суждения в духе хилиазма, как частные мнения, то можно было до тех пор, пока не высказала об этом своего мнения вселенская Церковь . Но когда второй вселенский собор (381 г.), осуждая все заблуждения еретика Аполлинария, осудил и его учение о тысячелетии Христовом и внес в самый символ веры слова о Христе: Его же царствию не будет конца, – держаться этих мнений православному христианину совершенно непозволительно. Кончина века сего Вследствие падения человека вся тварь невольно покорилась «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ( Рим. 8:22 ). Наступит время, когда весь вещественный и человеческий мир должен очиститься от греха человеческого и обновиться, как равно мир духовный – от греха в мире ангельском. Это обновление вещественного мира должно совершиться в последний день, в тот день, когда совершится последний суд над миром, – и произойдет он посредством огня. Допотопное человечество погибло, будучи потоплено водой: а нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков – наставляет ап. Петр ( 2Пет. 3:7 ). Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... мы по обетованию ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет. 3:10, 13 ). О том, что нынешний мир не вечен, предсказывал еще псалмопевец, взывая к Богу: В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся (пс. 101:26–27). И Господь Иисус Христос сказал: Небо и земля прейдут ( Матф. 24:35 ). Кончина мира будет состоять не в совершенном разрушении и уничтожении его, а в полном изменении и обновлении. Пятый вселенский собор, опровергая разные лжеучения оригенистов, торжественно осудил и то их лжеучение, будто вещественный мир не преобразится только, а совершенно уничтожится. Что касается тех людей, когда пришествие Господне застанет живущими на земле, то, по слову апостольскому, с ними произойдет мгновенное изменение, такое же, как и с воскресшими мертвыми: Не все мы умрем, но все изменимся, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся: ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие ( 1Кор. 15:51–53 ). Всеобщий суд

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Заключенные сами в пределах времени, и видя вокруг себя одно временное, мы совершенно не в состоянии представить себе образа вечного существования Божия, но тем не менее разум наш не может не признать в Боге и этого свойства: а) Бог есть существо самобытное, т.е. такое, которое ни от кого и никогда не получало начала своего бытия и в самом Себе имеет неиссякаемый источник жизни, – след. не может иметь и конца; б) Бог есть существо совершеннейшее и беспредельное, свободное от всех ограничений, след. и от всяких пределов времени: начала, продолжения или преемственности и окончания. Вечность Божию допускали и языческие философы. Цитаты о Божественной вечности « Бог есть Дух вечный и присносущий. Вечность Божия состоит в том, что Бог не имеет ни начала, ни конца бытия Своего, и что бытием Своим Он обладает без всяких условий времени». архиепископ Антоний (Амфитеатров) «Когда говорится, что Бог вечен, это значит, что Он не имеет ни начала , ни конца Своего бытия, и вообще свободен от всех условий времени». митрополит Макарий (Булгаков) «Будучи в Своем существе неизменяем, Бог поэтому самому не зависит от времени, как одной из существеннейших форм всякого изменчивого бытия». епископ Сильвестр (Малеванский) «Бог – вечный. Бытие Божие – вне времени, ибо время есть лишь форма бытия конечного и изменчивого. (Время рассматривается, как “четвертое” измерение в релятивистской физике. Согласно современной космологии, пространство и время не бесконечны. Они появились и исчезнут вместе с миром). Для Бога нет ни прошедшего, ни будущего, но есть одно настоящее. “В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся” ( Пс.101:26-28 ). Некоторые свв. Отцы указывают на разницу между понятиями “вечность” и “бессмертие.” Вечность – это жизненность, не имеющая ни начала, ни конца. “Понятие вечности может применяться только к одному безначальному Божьему естеству, в Котором все всегда – то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо тому, что приведено в бытие и не умирает, как то: ангелам и человеческой душе… Вечное в собственном смысле принадлежит только божественной сущности” (св. Исидор Пелусиот ). В этом отношении еще выразительнее – “превечный Бог”».

http://azbyka.ru/vechnost

Ис.40:22 . Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли... распростер небеса». Одним из лучших и наиболее убедительных доказательств Божественного Всемогущества Библия, вообще, считает историю мироздания, к чему в данном случае обращается и пророк Исаия ( Пс.101:26 ). «Земля представлялась круглой плоскостью, окруженной океаном (ср. Bocharti Geographia S. P. II. L. I. c. XXXVI), а сверху покрытой и обнимаемой кругом небесным ( Иов.22:14 ), в центральной и высшей точке которого восседает Господь (ср. Быт.11:5, 7 ), надзирающий всю поднебесную» ( Иов 28.24 – Толк. СПб. проф.). Ис.40:23 . Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Ис.40:24 . Едва они по­сажены, едва по­сеяны, едва укоре­нил­ся в земле ­с­т­во­л их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому. «Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены... Он дохнул на них, они высохли и вихрь унес их, как солому.» Вторым предметом человеческой гордости и почитания после их ложных богов являются сильные мира сего: цари, князья, судьи и вообще, различные властители. Но и они представляют собой полное ничтожество пред величием и силой Божественного Всемогущества. Несмотря на всю их самонадеянность и гордость, довольно одного, малейшего мановения Божественной воли, чтобы от всех их действий и стараний не осталось решительно ничего. Некоторые комментаторы не без основания видят здесь намек на современные пророку исторические события, именно на страшный разгром армии Сеннахирима и на последовавшую вскоре несчастную смерть его, зарезанного своими сыновьями. Таков был быстрый и неожиданный конец одного из самых славных Саргонидов, казалось бы окончательно упрочивших положение этой династии (Толк. СПб. профес., Властов и др.). Ис.40:25 . Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Как видим, здесь, как и во многих других местах Нового Завета, к Иисусу отнесены ветхозаветные стихи, которые в их первоначальном контексте могут относиться только к Богу: «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – Тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ). В том же послании Сын Божий описан как принимающий поклонение от ангелов: «Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» ( Евр.1:6 ). В Первом послании Петра Дух Божий назван «духом Христовым»: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» ( 1Пет.1:10,11 ). Список стихов, указывающих на Божество Иисуса, можно продолжить – но это потребовало бы объема книги, а не статьи. И что теперь с этим делать? Итак, Иисус, о котором говорят апостолы, это не мертвый учитель, оставивший нам свое наследие. Это Бог и Спаситель, с Которым каждый из нас может вступить в общение здесь и сейчас. Митрополит Антоний Сурожский так вспоминает опыт своего обращения. «Я решил ехать домой, попробовать обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим. Я у мамы попросил Евангелие, заперся в своем углу... Сидел, читал и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. И это было настолько разительное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть». Обратиться ко Христу – это значит, прежде всего, осознать реальность Его личного присутствия. Необязательно пережить его настолько ярко, как это случилось в жизни митрополита Антония, – но принять свидетельство апостолов как истину. Христос есть Бог, Он Тот, Кто сотворил меня – и весь мир, Тот, Кто терпеливо ожидает, когда я обращусь к Нему в покаянии и вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Как мог Архангел Михаил, будучи одним из созданий Божиих, заявить о себе и о Боге в сравнительной степени, когда единство величия Божия - это столь беспрекословная и в высшей степени абсолютная истина, что ни о каком сравнении Бога с любым из Его творений даже речи не может быть, каким бы совершенным это творение не было? " Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? " (Ис.46:5). И уж вовсе обескураживающим выглядит тот факт, что один из ангелов потребовал к себе равное Богу поклонение: " Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его " (Ин.5:23). Не будет преувеличением сказать, что подобное заявление вправе сделать только Тот, Кто несравненно выше, чем просто одно из творений Божиих. " Библия объясняет, что этот " первородный " Сын участвовал с Иеговой в создании всего другого (Кол.1:15-16). Поэтому, когда Бог сказал, " Сотворим человека по образу Нашему " , Он обратился к Своему Сыну. Да Тот, Кто позже пришел на землю и был рожден от женщины, принимал участие в созидании всего, что существует " (Книга " Ты можешь жить вечно в раю на земле " , с.58-59). Спрашивается, если Архангел Михаил " принимал участие в созидании всего, что существует " , то как, в таком случае, понимать ниже следующие стихи Священного Писания: " Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, ОДИН распростер небеса и СВОЕЮ силою разостлал землю " (Ис.44:24); " А о Сыне: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих " (Евр.1:8,10); Параллельный стих: " В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих " (Пс.101:26)? Не вызывает сомнений, что в приведенных выше стихах под словом " Сын " явно просматривается присутствие отличной от Архангела Михаила Личности. " И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу " (Ин.5:18); " Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом " (Ин.10:33);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/397/...

Конечно, есть вещи намного более долговечные, чем я – многие деревья, например, уже росли, когда меня еще не было на свете. А скалы образовались задолго до того, как мой пра-пра-прадед встретил мою пра-пра-прабабушку. Но и они не вечны. Было время, когда их не было. Планета Земля по меркам человеческой жизни очень стара, но тоже не вечна. Солнце тоже когда-то начало существовать – это достаточно очевидно, потому что любая звезда светит за счет того, что водород в её недрах превращается в гелий, и, когда его запасы будут исчерпаны, она погаснет. Галактика Млечный Путь, к которой принадлежит Солнце, тоже образовалась когда-то. Все эти грандиозные и поражающие воображение космические объекты обладают, как и мы с вами, случайным бытием. Их могло и не быть – и когда-то не было. Причина их существования лежит где-то вне их самих. Более того, Вселенная в целом тоже ограничена во времени – будь она бесконечно старой, она уже бесконечно давно находилась бы в состоянии «тепловой смерти» – в частности, все звезды давно бы уже погасли. Её бытие тоже случайно в этом же смысле. Вселенной могло и не быть – она приведена в бытие какой-то причиной, лежащей за её пределами. И эта причина – Бог . В отличие от всего творения, Он обладает необходимым бытием – в том смысле, что Его не могло не быть. Он был всегда. Не было времени, когда Его не было. Впрочем, и само время возникло лишь по Его произволению. Творения вокруг нас – от травинок до галактик – появляются и исчезают. Бог пребывает всегда. Как говорит псалмопевец, «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – Тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ). Творение не происходит само собой; Бога к нему ничто не вынуждает. Это есть дело Его доброй воли. Как поют спасенные в книге Откровения, «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил всё, и [всё] по Твоей воле существует и сотворено» ( Откр.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

По эсхатологическому учению П. А. Флоренского, благодатное обновление человечества продлится в лоне Церкви «до скончания века», когда всё сущее исполнит свою меру и взойдет в вечность после Второго Пришествия Христа, воскресения мертвых и Страшного Суда. Тогда преобразится и вещественный мир: «В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» (Пс. 101:26–27). Образ бытия нового мира остается неизвестным, следовательно, логика его жизненных и культурных процессов тоже неизвестна. Духовное состояние нового мира красочно описывает библейский пророк Исаия: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда» (Ис. 11:6–9). Преображенное человечество станет обитать в некотором месте, названном в книге Апокалипсиса Новым Иерусалимом. О сущности Нового Иерусалима апостол Иоанн Богослов говорит так: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3). Город не будет иметь нужды в естественном свете, освещать его будет слава Божия, он станет вечным храмом человечества, его отчизной благости. Вряд ли возможно говорить содержательно о культуре, присущей его обитателям, но у П. А. Флоренского мы находим комментарий почти поэтический, относительно примирения противоречий в жизни «будущего века»: «Чем ближе к Богу, тем отчетливее противоречия. Там, в Горнем Иерусалиме нет их… Что-то великое, давно желанное и  все-таки вовсе неожиданное, — великая Радость Нечаянная, — явится вдруг, охватит весь круг земного бытия, встряхнет его, как свиток книжный скрутит небо, омоет землю, даст новые силы, все обновит, все пресуществит, самое простое и повседневное покажет во всеслепящем блеске лучезарной красоты. Тогда не будет противоречий, не будет и рассудка, ими мучающегося» с. 158]. Сам же порядок вечной жизни спасенного человечества остается евангельской тайной «будущего века».

http://bogoslov.ru/article/6177777

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010