( Пс.101:26–28 ). Свидетельство о мирохранении Божием ясное: все в мире, как несамобытном, способно к разрушению, однако если мир доселе пребывает, каким создан, то потому, что сохраняется и будет сохраняться силою своего Создателя, пока будет Ему угодно, – до предназначенного дня, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются ( Мф.24:29 ; сн. 2Пет.3:4–11 ). Сохраняя бытие вселенной вообще. Бог сохраняет в бытии и действии дарованные природе силы. Он Сам еще в начале уставы неба и земли ( Иер.33:20–25; 31:35 ; Иов.38:9–11 ; Пс.148:6; 118:89–91 ) утвердил, по которым действуют стихийные силы (сама материя, как неодушевленная и неразумная, не может ни дать себе законов, ни определить взаимное отношение сил и явлений природы), и по которым с тех пор все течет неизменно, так что впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт.8:22 ), и вообще сохраняется целость и благоустройство мира. В зависимости от Его вседержащей силы находятся все производимые ими явления, почему священные писатели, когда хотят указать, последнюю причину известных явлений в мире вещественном, выражаются: Бог возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих ( Пс.134:7 ), послает источники в долины..., напояет горы с высот Своих ( Пс.103:10, 13 ), произращает траву, и зелень… Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские ( Пс.103:14, 16 ) и под. Отсюда, если бы Он (Бог), как исповедует умнейший из друзей Иова (Елиуй), обратил сердце Свое к Себе, и взял к себе дух ее и дыхание ее (вселенной), вдруг погибла бы всякая плоть и человек возвратился бы в прах ( Иов.31:14–15 ; сн. Прем.11:25–27 ). Согласно с откровением древние отцы церкви учили, что, если мир существует, то потому, что сохраняется Богом. «Всякое сотворенное естество, – говорил св. Василий Великий , – и видимое, и представляемое умом, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении». 242 «Все оживляет Он, говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

а) всякую изменяемость, замечаемую в человеке: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться» ( Числ.23:19 ), «и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» ( 1Цар.15:29 ); б) всякую изменяемость, замечаемую и во внешней природе: «в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ); «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мк.13:31 ); и – в) свидетельствует, что в Боге нет и тени перемены: «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ); г) наконец, представляет Самого Бога говорящим: «Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь» ( Мал.3.6 ). 7) Всемогущество . Всемогущество приписывается Богу в том смысле, что Он обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать, отчего называется безразлично всемогущим или всесильным (παντοδναμος), и вседержителем (παντοκρτωρ). В священных книгах находится бесчисленное множество мест, изображающих это свойство Божие. Они свидетельствуют: а) о всемогуществе Божием вообще: «знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» ( Иов.42:2 ); «Авва Отче! все возможно Тебе» ( Мк.14:36 ); «Богу же все возможно» ( Мф.19:26 ). В частности, изображают всемогущество Божие – б) в творении: «ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» ( Пс.32:9 ); «Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет» ( Пс.113:11 ); «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» ( Откр.4:11 ). в) в промышлении о тварях и владычестве над ними: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс.103:27–30 ). И еще точнее свидетельствуют о всемогуществе Божием –

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Будущего (Н.Л.). 252 fÚsewn: «естества» Лосев. 253 Вариант: «внутрь» (Н.Л.) 254 В слав. Добротолюбии «простретися» (Н.Л.). 255 Оба русских перевода в этой и предыдущей фразе нами исправлены. 256 «Служит» в рус. переводах — опечатка. 257 Ср., напр., 1 Тим. 2, 4. 258 Ср. Рим. 1, 20. 259 В подлиннике игра слов: æj e«kÒj, oÙk e«ka‹a. 260 покоя (Н.Л.). 261 Ср., напр., Флп. 2, 9. 262 фундамента (Н.Л.). 263 Ср. Иов 26, 7 и Пс. 101, 26. 264 Ср., напр., Пс. 92, 1. 265 Латинский переводчик расшифровывает: «в Твоем Воплощении» (in tua Incarnamione) (Н.Л.). 266 Метафизика (Н.Л.) Ср. ниже примеч.95 (В.Б.). 267 Ср., напр., Кол. 3, 2. 268 То есть износити слово (Н.Л.). 269 «таким образом» в рус. переводах. 270 Ср., напр., Кол. 3, 2. 6. 271 В славянском тексте в этом месте есть прибавка «светлостию сущего превыше доброты видения оного похвальны зело», которой нет в греческом тексте Добротолюбия (Н.Л.). 272 Собственно, «скачет» (Н.Л.). Ср. Лк. 6, 23 (А.Д.). 273 Ср., напр., 3 Цар. 3, 12. 274 Ср., напр., Еф. 4, 13. 275 Ср. примеч.28 и др. 276 Ср. Еф. 3, 18. 277 Ср., напр., Евр. 3, 13. 278 Ср. Сирах 1, 3. 279 Ср. Пс. 106, 11. 280 С знанием Священного Писания (Н.Л.). 281 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии 1, 3, PG 3, 376 А7—8. 282 Там же, 376 А8—9. 283 Ср. Песн. Песн. 2, 5. 284 Григорий Богослов, Слово 38 (на Богоявление), PG 36, 317 B9—10. 285 Дионисий Ареопагит, О церковной иерархии 1, 3: PG 3, 376 А10—11. 286 (Пс. — ?)Василий Великий, Толкование на Исаию 5, 162: PG 30, 385А (дословно конец звучит так: «Продвинувшись к тому, что выше фисиологии, к называемому у некоторых метафисическим, он может стать и созерцателем») (В.Б.). 287 Василий Великий, Толкование на Исаию — там же; PG 30, 385В (В.Б.). 288 Ср. Максим Исповедник, Книга недоуменных вопросов: PG 91, 1401D (В.Б.). Аналогичные мысли рассеяны по многим творениям св. Максима Исповедника, и поскольку цитата не дословная, точный источник ее указать вряд ли возможно (А.Д.). 289 Имеется в виду одно место из слова 43 по нумерации русского перевода (Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911 [репринт М., 1993], с.181 и далее), где говорится о редкости совершенства ведения в одном человеке. О познании твари и Бога у св. Исаака Сирина см., напр., его слова 3 и 55. 290

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

Можно было бы ещё остановиться на псалмах 67, 96 и 101, которые говорят о господстве Божием над всем, о Его торжестве над язычниками и особенно о Его покровительстве Израилю. Эти псалмы тоже могут считаться мессианскими и действительно считаются, даже помимо тех мест из них, которые приведены в Новом Завете, как такие. Если здесь грядущее спасение с его последствиями представляется зависящим от Бога, то, следовательно, это спасение относится и к грядущему Мессии, Который есть тоже Бог . Но само собою понятно, в каком далёком смысле заключается мессианское значение в этих псалмах, взятых в их целом составе. Что же касается до отдельных мест из них, которые приводятся в Новом Завете, как мессианские, то, напр. слова 67 псалма: „ты возшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков” (ст. 19) вполне верно относятся Ап. Павлом и Св. Отцами Церкви к нисшествию Иисуса Христа во ад и восшествию Его превыше небес ( Еф. 4:8–10 ), а не по школьному только толкованию, как замечает Шульц 402 . Тоже должно сказать о словах 96 псалма: „поклонитесь пред Ним все боги” 403 , которые относятся к поклонению Ангелов перворожденному Сыну Божию, при введении Его во вселенную ( Евр. 1:9 ); равно как о словах 101 псалма: „в начале Ты (Господи) землю основал и небеса дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они как риза обветшают, и как одежду Ты переменишь их и изменятся, но Ты тот же и лета Твои не кончатся” (26–28). Эти слова относятся к творению мира Сыном Божиим и к Его вечному бытию ( Евр. 1:10 ). Но в этих псалмах так же, как в 24, 88 и т. под. псалмах-не много существенно нового, сравнительно с тем, что дано уже ранее разобранными псалмами 404 , а потому, очевидно, нет особенной нужды всесторонне исследовать эти псалмы. К тому же ещё, доказать научно мессианское значение некоторых мест из этих псалмов представляется самым сложным и трудным делом. Это последнее особенно нужно сказать о 67 пс., так как „этот псалом представляет столько целей, столько лабиринтов, сколько в нём стихов и слов. Это крест для умов и укор толковникам” даже после собрания Е. Реуссом 400 объяснений на этот псалом. Поэтому весьма возможно не прийти ни к чему положительному и после нового толкования 67 пс., как не пришёл Реусс и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но да погибнет такое безумие ариан, да воссияет же истина, и да обнаружится их неразумие! Ибо как будет несовершенным равный Богу? Или как будет изменяемым Тот, кто едино есть с Отцом, кто есть собственный Сын Его сущности? Поелику неизменяема Отчая сущность, то неизменяемо будет и собственное ее Рождение. Если же это так и лживо приписывают они изменяемость Слову, то пусть узнают, к какой опасности ведет их слово. От плода познается древо, посему и видевший Сына видел Отца, и познание Сына есть познание Отца. 36) Посему неизменяем будет Образ неизменяемого Бога. Ибо «Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13:8). И Давид, воспевая о Нем, говорит: «В началах Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» (Псал. 101:26—28). И Сам Господь говорит о Себе чрез пророка: «видите, видите, яко Аз есмь» (Втор. 32:39), «и не изменяюся» (Мал. 3:6). Хотя может иной сказать, что это должно разуметь об Отце, однако же прилично сказать это о Себе и Сыну, особенно потому, что, сделавшись человеком, показывает Он Свое тождество и Свою неизменяемость тем, которые думают, что, приняв плоть, Он изменился и стал чем — то иным. Святые же, а тем паче Господь, более достойны веры, нежели зломыслие нечестивых. Ибо и в приведенном месте из песнопения Писание, разумея под небом и землею все созданное и всякую тварь и естество их называя изменяемым и превратным, Сына же исключая из сего, показывает тем, что Он вовсе не сотворен, а паче Им изменяется все иное, и научает также, что Он не изменяется, говоря: «Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» (Пс. 101:28). Это и справедливо. Ибо существа сотворенные, происходя из ничего, и не существовавшие, пока не были сотворены, потому что из ничего приходят в бытие, — имеют изменяемую природу, а Сын сей от Отца и собственно принадлежащий Его сущности, неизменяем и непреложен, как и Сам Отец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2576...

Ср.Иов.3:5; 36:29; 37:16. 9 Ср.Пс.35:6; 56:11; 107:5; Ис.14:14; Иов.20:6; Сир.35:20–21. 10 Ср.Числ.12:5; Пс.98:7, 103:3; Ис.19:1; Наум1:3; Втор.33:26; Исх.16:10; 19:9; Лев.16:2; Иов.22:11; Дан.7:13; 2 Мак.2:8 и др. 11 Ср.Исх.13:21; 14:19; Втор.31:15. Неем.9:12. Прем.19:7. 12 Ср. Исх.19:9–25; 24:9–18; 33:11–23; 34:4–8, Втор.5:4. 13 Пс.4:7; 30:17; 66:2; 79:4,20; 89:8. 14 PG6, col.1024–1036. 15 Против ересей, IV,20,4. PG.7, col.1034. 16 Там. же, IV,6,3–6, col.988. 17 Там же, V,16,2, col.1167–1168. 18 Там же, V,6,1, col.1137–1138. 19 Там же, V,9,1, col.1144. 20 Там же, V,8,1, col.1141. 21 Против ересей, IV,20,5, col.1035. 22 Там же. 23 Там же, IV,20,5, col.1035–1036. 24 Там же, IV,20,7, col.1037. 25 В его «Доказательстве апостольской проповеди», армянский текст. «Patrologia orientalis», t.12, p.771, §31. 26 Против ересей, IV,20,7, col.1037. 27 Там же, IV,20,10, col.1038. 28 Против ересей, IV,20,9, col.1038. 29 Там же, IV,20,2, col.1033. 30 Там же, V, введение, col.1035. 31 Там же, IV,2,5, col.1035. 32 Там же, II,28,2–3, col.805. 33 Там же, V,32, col.1210. 34 Там же, V,35,1, col.1218. 35 Там же, V,36,1, col.1222. 36 Там же, V,36,2, col.1223. 37 Festugiere L " enfant d " Agrigente Pans, 1941, p.131–146. 38 Там же, с.38. 39 Там же, с.38. 40 Там же, с.139. 41 Строматы, V,11. PG9, coll.101–108. 42 Педагог, I,8, PG 8, col.336. 43 Строматы, II,2. PG 8, coll. 936–937. 44 Там же, V,12. PG9, col.116. 45 Там же, V,12. PG9, col.116. 46 Там же, V,II. PG9, col.112. 47 Там же, V,II. PG9, col.112. 48 Там же, V,11. PG9, col.112. 49 Там же, V,12. PG9, col.116. 50 Там же, V,12. PG9, col.109. 51 Там же, V,13, coll.124–125. 52 Там же, II,22. PG8, col.1080. 53 Там же, II,10. PG8. col.984. 54 Там же, IV,22. PG8, col.1345. 55 Там же, VII,10. PG9, coll.480–481. 56 Там же, VII,11. PG9, col.496. 57 Там же, V,1.PG9, col.17. 58 Педагог, I,6. PG , col.293. 59 Строматы, VI,8. PG9, coll.289–292. 60 Строматы, VI,3. PG9, coll.289–292. 61 Строматы, VI,3. PG9, coll.289–292. 62 Там же, IV,22. PG8, coll.1345–1348. 63

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

В 8 стихе богодухновенный певец приписывает Царю псалма необыкновенную любовь к правде и помазание, которое по обяснению И. Златоуста, не совершалось ни над одним из всех помазанников Божиих. Эти черты, хотя и чрезвычайны, однако, в некотором смысле, они приложимы к Соломону. По-видимому, певец стоит здесь, сравнительно с 7 стихом, на низшей степени пророческого отвлечения, но называя Царя псалма снова именем и притом в такой форме, которая не допускает тех возражений против себя, какие делались в 7 стихе 121 , потому что, что здесь повторяются слова 2Цар.7:11 , а равно и на основании значения слова он ясно даёт понять, что здесь говорится только о грядущем Царе, к Которому одному и относятся последние мысли, так как предмет их назван Богом. Мессианское значение 8 стиха в особенности становится несомненным, если под помазанием «елеем радости» разуметь не брак, а сообщение различных даров благодати 122 , или то помазание, ради которого Сын Божий и назван Мессией, т. е. Помазанником 123 . Престол воспеваемого должен существовать ες τν ανα το ανος, что соответствует еврейскому и 124 . Вечность престола Царя и особенно прославление её через этот псалом также есть свидетельство о необычайном достоинстве Сына Божия. Веному господству Сына соответствует и внутреннее достоинство Его, правота или справедливость 125 . Относя в ст. 10–12 к Сыну Божию слова Пс.101:26–28 , Апостол ещё выразительнее и определеннее обозначает Его равное и единосущное достоинство с Отцом, потому что в 101 псалме несомненно речь идёт о Боге Творце и совечности Ему Сына, причём вся прелесть образного могущества и силы вечного бытия Божия передается Апостолом во всей полноте и возможном совершенстве, что особенно рельефно сказывается в сравнении легкости свертывания одежды и видоизменения всей системы миров, которою как красивой одеждой облёкся Бог , по сотворении мира (κσμοσ’а, т. е. красоты и славы Божией) 126 . Представляя почти непрерывно одно псаломское свидетельство вслед за другим, Апостол как бы начертывает целую христологию Псалтири, что и понятно при том общем уважении к псалмам, которое питали к ним евреи, постоянно пользуясь ими и в домашних, и в богослужебных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам... так скажи сынам Израилевым: Господь (буквально: Иегова), Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование обо Мне из рода в род» ( Исх.3:13–15 ). Имя «Иегова» происходит из одного и того же еврейского корня, что и данное здесь слово «Сущий» (т. е. вечно существующий). Само имя еврейско-христианского Бога говорит о Его независимости, о Его вечности. Большая разница между Иеговой, – т. е. Вечной Единицей, – и сотворенной Вселенной, – зависимой вещью, – передается в поэтическом виде в 101-ом псалме: «В начале Ты основал землю, И небеса – дело Твоих рук; Они погибнут, а Ты пребудешь; И все они, как риза, обветшают, И, как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся; Но Ты – Тот же (т. е. Бог неизменяем), И лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ). Это соответствует тому, что Бог впервые явился Моисею в виде горящего куста, вернее, куста, который не сгорал. По всему миру огонь символизирует уничтожение, разложение и изменяемость. А Иегова приходит к Моисею в виде несгораемого куста, что и символизирует Его неизменяемость. Б. Возражения против космологического аргумента 1) Кто Бога сотворил!» Часто выступают с этим вопросом в отрицание Космологического аргумента. «Если все чем-то другим причиняется, то тоже самое можно сказать о Боге». Но всякий, кто выступает с таким возражением, полностью не понимает аргумента. Если бы Богу быть сотворенным, то по определению Ему также нужно было бы быть зависимым; Он не мог бы быть причиной для возникших вещей, поэтому Он также не мог бы быть «Богом», как мы понимаем это слово. Значит, поставить вопрос: «Кто Бога сотворил?» – подобно тому, как поставить вопрос: «Кто сотворил Существо, которое невозможно было бы сотворить?». Вопрос: «Кто сотворил Необходимую Единицу?» – это нелепость. 2) Более серьезным является возражение, что Космологический аргумент совершает ошибку состава, по которой предполагается, что относящееся к одной части безусловно относится и ко всему целому. Например, тот факт, что у каждого человека есть мать, не означает, что есть одна мать для всего человечества. Подобно тому, возражающий говорит, что тот факт, что все индивидуальные части природы проявляют качество зависимости, обязательно не значит, что природа в своей целостности зависима от чего-то другого.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

   Чтобы охарактеризовать общее проявление первородной греховности, часто используется выражение «всеобщая порочность», которое подразумевает нравственное и духовное разложение человеческой природы в принципе, не всегда полностью и до конца актуализированном (ибо не настолько плох человек, насколько мог бы быть). Это означает, что каждая частица наша затронута грехом, и потому всякое наше действие не может быть настолько хорошо, насколько должно было быть, и, следовательно, ничто из того, что мы делаем, не имеет цены в глазах Бога. Что бы мы ни делали, мы не можем заслужить Божию милость, и, если бы не Его благодать, мы бы погибли.    Всеобщая порочность влечет за собой полное бессилие, т.е. такое состояние человека, при котором он неспособен искренне и чистосердечно ответить Богу и Его слову (Ин 6:44, Рим 8:7—8). Павел называет эту невосприимчивость падшего сердца состоянием смерти (Еф 2:15, Кол 2:13). Вестминстерское исповедание (9 3) поясняет: «Человек, впав в состояние греха, полностью утратил всякую способность к желанию духовного блага, которым сопровождается спасение, таким образом, в естественном состоянии человек совершенно не расположен к добру, мертв во грехе и неспособен собственными усилиями изменить себя или приготовить себя к спасению». Эту тьму может рассеять только слово Божье (Лк 18:27, 2 Кор 4:6). Самобытие Бога     Дети иногда спрашивают «Кто создал Бога?». Самым понятным ответом на их вопрос является следующий. Бог никогда не нуждался в том, чтобы Его создавали, потому что Он был всегда. Он существует иначе, чем мы. Мы, Его создания, обладаем бытием зависимым, производным, конечным и преходящим, а бытие нашего Творца вечно, самодостаточно и необходимо необходимо в том смысле, что Бог никогда не прекратит Своего существования, потому что такова Его вечная природа.    Самобытие Бога основополагающая истина. Свидетельствуя афинским идолопоклонникам «о неведомом Боге», Павел объясняет им, что этот Бог, Создатель мира, «не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все» (Деян 17:23—25). Бог имеет жизнь в Самом Себе и из Самого Себя черпает Свою неиссякаемую энергию (Пс 89:2—5, Пс 101:26—28, Ис 40:28—31, Ин 5:26, Откр 4:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Евр.1:10 .  И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; Следующий приводимый из Писания текст в доказательство превосходства Сына Божия пред Ангелами, заимствован из Пс.101:26–28 ; ближайшим образом сказанное здесь относится к Иегове, но апостолом вполне справедливо прилагается и ко Христу, Который есть Сила и Слово Божие, Которым все сотворено и Который, следовательно, совечен, единосущен и единоравен Отцу, и превосходство Которого пред всем сотворенным – безмерно и неоспоримо. Евр.1:11 .  они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, Евр.1:12 .  и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Евр.1:13 .  Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Последнее подтверждение превосходства Сына Божия пред Ангелами заимствуется из Пс.109:1 ; кому когда из Ангелов сказал Бог: «седи одесную Мене»? – и т. д. Мессианское значение этого псалма во времена земной жизни Иисуса Христа признавалось столь несомненным, что Господь приводил это место в прения с самыми ожесточенными врагами (ср. также 1Кор 15:25 : Деян 2:35 ). – «Седение одесную» – см. к Евр.1:3 . – «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», т. е. пока не покорю все противящееся Тебе… Слово пока не ( дондеже, ως) имеет в виду указать не предел сидения одесную, а осуществление одной из целей даруемого Мессии Божественного полновластия – покорение врагов, причем самое состояние сидения одесную переживет все временные его цели и последствия, будет вечно, незыблемо и победоносно (подобное значение имеет ως в выражении Евангелиста о приснодевстве Марии «не знаяше Ея, дóндеже роди Сына…» ( Мф.1:25 ), т. е. не знал ее не только до рождения Ею Сына, но и вообще об этом не может быть и речи). Евр.1:14 .  Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Ст. 14 заключает сказанное об Ангелах положением, что все они, в противоположность Сыну – Господу, являются Его слугами и исполнителями Его воли относительно спасения всех людей. – «Не все ли» – не исключая, следовательно, и высших из них. – «Служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые…» Духи служат Богу и тогда, когда посылаются Им на служение спасению людей. Поэтому «на служение» нельзя относить непосредственно к хотящим «наследовать спасение»: здесь разумеется служение, которое Ангелы оказывают Богу, но ради тех, которые должны наследовать спасение. – «Спасение» – вся полнота явившейся во Христе благодати и истины, которая достигнет полного своего завершения лишь на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010