Неизменяемость Бога Откровение противопоставляет человеческому непостоянству: Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться (Чис. 23, 19) — и изменяемости вселенной: в начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся (Пс. 101, 26—28). Вместе с тем, неверно было бы мыслить Бога неким замкнутым в Себе, застывшим Абсолютом. Бог есть жизнь, которая не может быть описана с помощью привычных нам понятий «покоя» и «движения». Бог неизменен в Своей природе, но Ему свойственен безначальный и нескончаемый динамизм жизни. Ареопагитики говорят, что «Он неизменен и неподвижен в движении, и, вечно двигаясь, Он остается в Самом Себе» [ 7 ]. Постоянно исходя в мир в Своих энергиях, Он остается абсолютно неподвижным, т. к. животворящие лучи Божества ни в коей мере не обусловлены миром, они — вечное сияние Его Сущности. «Если мы приписываем Ему движение, то имеем в виду, что Он порождает в тварных существах любовь, которая заставляет их к Нему устремляться», — пишет святой Максим Исповедник.   Рождение Сына и исхождение Святого Духа в недрах Святой Троицы совершаются вечно, непрестанно и нескончаемо, поэтому не нарушают неизменяемости Божества. Схождение на землю Сына Божия также не внесло что-либо новое в образ Святой Троицы, т. к. в Воплощении Божественная природа Сына не претерпела изменений и не смешалась с Его человеческим естеством. Творение мира не привело к переменам в воле или природе Божества, потому что мир сотворен Богом в соответствии с Его предвечным замыслом и по своей природе не имеет ничего общего с нетварной Природой. Впрочем, иногда Писание, приспосабливаясь к нашему образу восприятия, говорит о том, что Бог может раскаиваться, менять гнев на милость и не исполнить того, что обещал. Все подобные слова Откровения следует понимать не буквально, а в том смысле, что одно и то же Божественное действие человек может воспринимать различно, изменяясь к добру или злу. Исидор Пелусиот по поводу выражения: сия измена десницы Вышняго (Пс. 76, 11) — замечает: «Божественная… десница неизменяема, всегда также и могущественна, не допуская перемены на лучшее (потому что она — высочайшая добродетель), ни преложения на худшее (потому что это для нее невозможно), прелагает же и изменяет тех, которые имеют нужду в улучшении». В. ВЕЧНОСТЬ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Но и здесь в заключение делается нравственная проекция, адресованная всем и особенно дорогая святителю Феофану: угроза противящимся Богу Его праведным гневом и обетование блаженства всем, уповающим на Царя-Мессию 26 . В кратком толковании на 51-й псалом, комментируя слова пророка, святитель Феофан отчасти объясняет и свой уход от мира в затвор: установясь умом в сердце пред лицом Божиим, преподобные уже не отступают всем помышлением и «памятию» от имени Божия и всегда услаждаются им – сладчайшим паче меда и сота 27 . Перед таким блаженством меркнет и даже теряет смысл все остальное, но это блаженство требует полного сосредоточения. Для святителя Феофана было очень важно осознать самому и показать своим духовным детям единую историю спасения, которая определяется замыслом Божиим и Духом Святым, говорившим через пророков, посылаемым Господом от Отца ученикам, пребывающим в Церкви и с каждым верующим. И псалмы, по мнению святителя, очень убедительно свидетельствуют об этом. Так, объясняя по просьбе одного из своих адресатов фрагменты 68-го и 108-го псалмов ( Пс. 68:9–12 ; Пс. 108:6–13 ), святитель пишет: «В обоих псалмах св. пророк изображает свои бедствия во время гонений Саула», однако «оба псалма точно содержат стихи, которые потом применены к Господу», а могут быть относимы и «ко всякому страждущему праведнику, и ко всей святой Церкви» 28 . «Дух Святый воздвигает гнев Давида, и язык его вооружает для выражения наказаний Божиих, чтобы неправедники всех времен видели, чего они стоят, и как бы с ними было поступлено, если бы не милость Божия» 29 . Объясняя своей духовной дочери 101-й псалом, святитель указывает, что молитва нищего и скорбного может быть приложена как «к народу Иудейскому», страждущему в вавилонском плену и чающему избавления, так и «к созданию Церкви Христовой», и ко всякой «грешной душе, обращающейся к Богу» 30 . Так же, истолковывая входящий в Шестопсалмие 3-й псалом, святитель Феофан напоминает, что исторически псалом относится к Давиду, а «применительно может идти ко всякому боримому страстями и демонами и гнетомом внешними скорбями и бедами» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Паче причастник Твоих, или «преимущественно пред соучастниками Твоими». Иисус Христос, как единородный Сын Божий, и по человечеству, принял от Отца ту славу, которую имел Он прежде бытия мира, по Своему Божеству и единосущию с Богом Отцем ( Ин.17:5 ). Это прославление человечества Христова означают Евангельские слова: вознесеся на небо и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ). А верующие в Иисуса Христа и последующие Ему, как дети Божии по благодати, удостоиваются участия в Божественной славе соответственно их приемлемости, или нравственному достоинству. 10. И паки: в начале Ты, Господи, землю основал еси: и дела руку Твоею суть небеса: 11. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся, яко риза, обетшают: 12. И яко одежду свиеши их, и изменятся: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют. Или: «в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса, суть дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребываешь, и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь, их, и изменятся: но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» ( Пс.101:26–28 ). Апостол еще привел из псалма такое место, которое ясно показывает превосходство Иисуса Христа пред Ангелами по Его Божескому величию. Слова псалма изображают Его вечным Богом Творцем, правителем и преобразователем неба и земли. «В начале», т. е. когда не было ни земли, ни неба, а существовал вечный Триипостасный Бог, – Ты, Господи, «основал землю», – то же, что сотворил или даль земле бытие; и небеса суть «дело рук Твоих», – дело Твоего всемогущества, Твоей всесильной творческой воли. «Они погибнут», потеряют свой настоящий вид, – «а Ты» неизменно «пребываешь»; и «все обветшают, как риза», сделаются несоответствующими своему назначению, или будут иметь нужду в обновлении, как обветшавшая; риза; «и Ты», Всесильный, «как одежду свернешь их», для того, чтобы устранить обветшавшее, и дать им новый вид, – «и изменятся»: и будет небо новое и земля новая ( 2Пет.3:13 ; Откр.22:1 ). «Но Ты тот же», Ты не изменяешься ни в Твоем вечном существе ( Иак.1:17 ), ни в твоих определениях ( Пс.32:11 ); «и лета Твои на кончатся»: как не получил Ты начала своего бытия, так не будешь иметь и конца в беспредельной вечности Твоего всесовершенного и преславного бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

С точки зрения представителей эволюционной философии, не признающих существования неизменных законов природы и неизменности норм мышления, не существует ничего вечного и вечности, а есть лишь время. Если мы примем во внимание, что изменения в проявлениях субстрата, совершающиеся по необходимости, немыслимы без изменений в самом субстрате, то мы должны принять дилемму, что действительно вечен или только Бог, или нет ничего вечного. Но на самом деле допустима и должна быть принята вера, что нечто, что не является вечным само по себе, может стать вечным, т. е. что стремление конечного существа принять окончательно устойчивую форму может осуществиться, и тогда это существо из бывающего станет действительно сущим. Ясное учение о вечности Божьей, выраженное хотя и не в философских терминах, но в доступных пониманию всякого предложениях о неизменяемости и бесконечной продолжаемости Божественного существования находится в Библии и не находится ни в книгах, ни в предании, ни в какой-либо религии, не имеющей одним из своих источников Библию . Классический текст о вечности Божией есть: „Я есмь Сущий» ( Исх. 3: 14 ; ср. Второз. 32: 40). О вечности Божьей говорится в псалме Моисея: „Пред очима Твоима тысяча лет, как день вчерашний» ( Пс. 89: 5 , см. там же ст. 2). В пс. 101 (13 и 26 28), у пр. Исаи (40: 28; 41: 4; 43: 10; 44: 6; 48: 12; 57: 15), у пр. Иерем. 10: 10. В Новом Завете во 2Петр. 3: 8 , у ап. Павла 1Тим. 1: 17 и 6: 16; в Апокал. 1: 8 и 17: 4, 8 10; 11: 17. И везде в Священном Писании вечность Божья неизменно и несомненно предполагается. В языческих религиях идея существа, не подлежащего условиям времени, не находит себе ясного выражения, но в языческой философии эта идея формулируется и развивается очень рано. Уже элеаты своим учением о бытии и бывании много содействовали выяснению взаимного отношения понятий времени и вечности. Позднее Платон в своем Тимее формулирует учение об этом взаимоотношении таким образом. Отец вознамерился создать вселенную по образцу существа вечного (идеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Это откровение о том, что перемены нет в Боге, отражается в разных библейских местах. Например, Пс.101:26–28 : “В начале Ты, [Господи], основал землю и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся”. Об этой же противоположности изменяемости человека говорится и в Пс.144:13 – “Верен Господь во всех словесех Своих”. Или Чис. 23: 19 : “Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?”. В самой формулировке свойства неизменяемости не идет речь о том, что Бог есть неподвижное бытие. О неподвижности мы ровно ничего не знаем и ничего не можем сказать. Мы знаем, что Бог Живой, что Он сама жизнь, а неизменяемость нами постулируется только в том, что Бог не может иметь ни начала, ни конца и свойства Божии не могут ни уменьшиться, ни увеличиться. В этом аспекте мы и рассматриваем свойство неизменяемости Существа Божиего. Какие еще трудности здесь возникают? Я их просто перечислю. Прежде всего – это рождение Сына от Бога Отца и исхождение Святого Духа. Противоречит это или не противоречит неизменяемости? Вы знаете, что Бог Сын вечно рождается из Существа Божиего, а Дух Святой вечно исходит, поэтому говорить о том, что здесь нарушается неизменяемость, никак не приходится, хотя приходится говорить о жизни Божественной. Второе – это воплощение Бога Слова. Мы можем сказать, что один век до Рождества Христова Бог был совсем не такой, как сейчас. Потому что в 1 веке до Р.Х. Бог Сын не имел плоти человеческой, в Рождестве плоть соединилась с Богом и никогда не разлучалась. Даже когда была крестная смерть Господа, то и тогда Божество не отлучалось ни от души, ни от тела: “Во гробе плотски, с душею же во аде яко Бог”. Изменение есть. Но какое? Когда мы говорим о Существе Божием, мы говорим о неизменяемости. Это – внутреннее свойство Существа Божия. Но здесь не говорится об изменениях внешних. Приведу сравнение, правда, достаточно грубое: от того, что мы поменяем одежду, изменились мы или нет? Не изменились. Конечно, было бы кощунственно говорить о том, что Боговоплощение – это то же, что изменение одежды. Отнюдь нет – это самое серьезное, а для нас самое важное событие, потому что только благодаря Боговоплощению стало возможным наше спасение. И это, конечно, факт важнейший, но тем не менее по отношению к Существу Божию внешний. При Боговоплощении Божество не изменилось, не перешло ни в какое другие состояние. То есть Сущность Божия осталась той же, а произошло другое: в Личности Бога Сына еще добавилась вторая природа – человеческая. Подробнее мы будем говорить об этом позже.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Блудник вредит сам себе, сам себя пронзает стрелой бесчестия. Вор решается на воровство, чтобы питать тело, а блудник заботится об ограблении собственной плоти. Любостяжательного побуждает к хищению мысль о корысти, блудодеяние же наносит ущерб чистоте тела. Завистливому причиняет страдание слава другого, а блудник сам совершает собственное бесславие. Ибо что бесчестнее бремени блуд одеяния? Святитель Григорий Нисский ( 23, 453 ). «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» ( 1Кор. 3, 17 ), – говорит Священное Писание... Усиленно сопротивляйся демону блуда; не соглашайся увлечься помыслом, потому что от искры разгораются угли и от дурной мысли умножаются дурные пожелания. Старайся истреблять и воспоминания о них ( 25, 202 ). Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу – к Господу ( 26, 228 ). Прелюбодействующие чувствуют стыд, если их видит хоть один человек; в каком же стыде должны предстать они там, когда будут взирать на них небо и земля? ( 28, 101 ). Совершенно удалите от себя прелюбодейства, потому что в ров погибели ввергнут они тех, которые остаются виновными в них. Преподобный Ефрем Сирин ( 28, 114 ). Если тебя борет блудная страсть, удручай тело подвигами, со смирением припадая перед Богом, и обретешь покой ( 34, 97 ). Если ощущаешь в себе блудную брань, то непрестанно удручай себя бдением, голодом и жаждой, смиряясь перед всеми. Преподобный авва Исаия ( 34, 210 ). Горе блуднику, оскверняющему брачную ризу! Со стыдом изгоняется он из брачного Царского чертога ( 48, 254 ). В твоей власти или накормить [демона блуда] непотребными делами, или с гневом обратить его в бегство молитвами, псалмопением, постом, бдением ( 49, 78 ). Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении. Преподобный Нил Синайский ( 67, 235 ). Прелюбодейство... нарушает условие брака, унижает благородство детей, расторгает родственные связи и расстраивает всю человеческую жизнь. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 132 ). Мы удаляемся от Бога не местом, но делами. Ибо первое невозможно, как сказано у пророка: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» ( Пс. 138, 7 ). Но грехи отлучают нас от Бога ( 116, 188 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Деян.17:28 . «О Нем бо живем и движемся и есмы.» III. Церковь , по символу Никейско-Цареградскому, всегда исповедует Бога Отца Вседержителем, а Святого Духа Господом животворящим. Святой Григорий Нисский учит: «(Бог Отец) делает доселе, произращая, оплодотворяя животных, возращая, всем управляя, и никогда не перестанет: ибо не будет прилично Богу бездействие, и делая Он не утрудится, чтобы нужно было Ему успокоиться» 386 . Святой Иоанн Златоуст : 387 «Когда видишь, восхождение солнца, или течение луны, или озера, реки, дожди и действие природы, усматриваемое в семенах, в наших телах и в телах неразумных животных, и все то, из чего весь мир сей состоит: то познавай непрерывное делание Отца, иже солнце свое сияет на злыя и благия, и дождить на праведныя и на неправедныя ( Мф.5:45 ). И опять: аще же сено сельное, днесь суще, и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает ( Мф.6:30 ). и о птицах также говорит: Отец ваш небесный питает их ( Мф.6:26 ).» Блаженный Феодорит: «Смотрите на природу видимых тварей, на их положение, порядок, стояние, движение, соразмерность, пользу, красоту, разнообразие, изменение, приятность ... Посмотрите на то промышление Божие, которое в каждой части мира является, говорит, и самыми делами едва не с воплем заграждает ваши неукротимые уста и обуздывает ваши необузданные языки. Посмотрите на промышление – на небе и в небесных светилах, то есть солнце, луне и звёздах, – в воздухе и на облаках, на земле и на море, и в том, что около земли в растениях, травах и семенах; в животных – разумных и неразумных, ходящих по земле и летающих, водяных, пресмыкающихся и земноводных, кротких и диких, ручных и неподручных (τιφασσευτοις). Рассудите сами с собою: кто содержит небесные круги? как в продолжение стольких тысячелетий небо стоит, и не стареет; от долговременности не терпит ни какой перемены, хотя имеет природу способную терпеть, как учит блаженный Давид: та погибнут, Ты же пребываеши, и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют ( Пс.101:27–28 )? Хотя имеет болезненное и тленное существо, но доселе пребыло таким, каким создано, будучи хранимо силою Сотворившего. Ибо создавшее его Слово сохраняет его и управляет, сообщая ему постоянство и твёрдость, доколе Ему будет угодно» 388 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

β) С судьбою человека нераздельно связана и судьба земли, отданной Богом во власть человека и в жилище ему при сотворении; за грех человека она проклята Богом, покорилась суете и тлению, стенает и мучится доныне. Но когда человек освободится от греха и всех его последствий, достигнет свободы славы, свойственной искупленным чадам Божьим, тогда и сама тварь будет освобождена от рабства суете и тлению. О преобразовании неба и земли, через изменение их, говорится в псалме: «в начале, Господи, Ты основал землю и небеса – дело Твоих рук; они, как риза обветшают и как одежду Ты переменишь их, и изменятся» ( Пс.101:26:27 ). Искупление человека от греха есть искупление и от всех его последствий как в самом человеке, так и во внешнем мире. По обетованию Божию мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда ( 2Пет.3:13 ), следовательно, уже не будет никаких последствий греха. Кончина мира, или преобразование настоящего порядка его, предшествуется страшными и гроз- —110— ными явлениями и потрясениями его, губительными для человека. γ) Всеобщий суд Божий, суд Христов по воскресении мертвых, есть всемирное откровение правды и святости Божией в последний день мира. Пред судилищем Христовым соберутся все народы: «когда Иисус Христос придет, тогда узрит Его всякое око» ( Апок.1:7 ). Всеобщий суд есть окончательное торжество добра над злом и окончательное разделение их. Различие между добром и злом есть существенное и непримиримое, оно и выразится на суде Христовом полным и совершенным разделением их. Пантеисты, не признавая этого различия, отвергают всеобщий суд. «Всемирная история есть всемирный суд», говорит Штраус со слов Шиллера. Но весь ход не только всемирной истории, но и истории каждого общества и народа, ход жизни каждого человека есть суд над ними, только еще не окончательный и не решительный. По определению вечной правды Божией, имеющей открыться на всеобщем суде Христовом, праведники идут в жизнь вечную, а грешники – в муку вечную. Вечная жизнь – удел тех, которые усвоили себе искупление, есть жизнь истинная, всецело удовлетворяющая стремлениям и потребностям богоподобного духа человеческого; следовательно жизнь преисполненная блаженства и славы в живом, неперестающем общении с Богом и единении с Ним ( 1Кор.15:28 ). Настоящая земная жизнь с самыми высокими своими радостями не может дать нам определенных образов для составления понятия о блаженстве в вечной жизни. «Знаем только, говорит ап. Иоанн, что будем подобны ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). – Вечный, говорят пантеисты, есть абсолютный покой, а жизнь – движение и развитие. Но живя в пределах времени, мы не можем отрешиться от его условий и представлять жизнь вне этих условий. Потому не в состоянии познать и определить характера вечной жизни; но не можем не знать, что в Боге неисчерпаемая глубина и бесконечная полнота совершенств, потому в Нём источник нескончаемого блаженства для разумных тварей; – знаем также, – что все благодатные дары Божии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В начале Ты, Господи, землю основал, и дела рук Твоих суть небеса. Они погибнут, Ты же пребываеши; и все они как риза обветшают, и как одежду Ты свиешь их, и изменятся. Но Ты тот же, и лета Твои не оскудеют ( Пс. 101:26-28 ). Бог – вот точка опоры для всего мироздания. И для высшей и разумнейшей его части человека. Если быть с Богом, соединить свою жизнь с Божественным бытием, то возможно спасти жизнь от гибели. Древние ветхозаветные мужи со всей силой свидетельствовали об этом. О том, что было для них лишь теорией, а не реальностью, что было от них сокрыто, потому что они не видели, как мы, настоящее, подлинное воскресение из мертвых Воскресение Иисуса Христа. Восхищение на небеса живыми Еноха и Илии ( Быт. 5:24 ; 4 Цар. 2:11-12 ) что это, как не знак от Бога, что есть какая-то иная перспектива для человека, нежели прозябание в мрачном шеоле?.. Надежду воскресения вселяли и другие события: воскрешение сына сарептской вдовы пророком Илией ( 3 Цар. 17:17-24 ), воскрешение сына суннамитянки пророком Елисеем ( 4 Цар. 4:32-37 ); воскрешение умершего, которого израильтяне из страха перед грабителями поспешно бросили в могилу пророка Елисея и, как только мертвец коснулся костей пророка Божия, он ожил и встал на ноги, что повергло язычников в страх и трепет ( 4 Цар. 13:21 ). На грядущее воскресение из мертвых указывает и пророк Иезекииль. Это знаменитая 37-я глава его богодухновенной книги. И ты, дорогой читатель, несомненно знаешь эти слова, если бывал в православном храме вечером в Великую Пятницу. На середине храма лежит плащаница: пелена с изображенным на ней Почившим Господом. Во время пения Великого Славословия совершается каждение плащаницы. Оно обозначает, что, несмотря на смерть, Дух Божественный не разлучился с Телом Христовым. Перед нами лежит не тело человека, но Тело Богочеловека, Животворящее, т.е. имеющее силу победить тление. Затем с пением торжественного и печального ангельского славословия «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный…» плащаницу обносят вокруг храма (или проносят внутри храма). Затем пелену полагают в центре храма, диакон (или чтец) возглашает особый стих-тропарь: «Держащий все концы Вселенной позволил Себя удержать гробу. От адского поглощения избавляешь человечество и Воскресением Своим оживляешь нас, ибо Ты Бог бессмертный» ( рус. пер .). И далее диакон (или чтец) так, как только и нужно молить Бога о восставлении умерших, громогласно! возглашает: «Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас Имени ради Твоего».

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Воскресение мертвых Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ин.5:21 . Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. Ин.5:28 –29. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Рим.8:11 . Сеется тело душевное, восстает тело духовное. 1Кор.15:44 . Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. 1Кор.15:44 . То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. 1Кор.15:36 . Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. 1Кор.15:51 –52. Что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Рим.8:21 ; Пс.101:26 –27. По обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. 2Пет.3:13 . А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. 2Пет.3:7 . Ныне мы приступаем к изъяснению двух последних членов символа веры , именно слов: чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. И воскресение мертвых, и будущая вечная жизнь принадлежат времени будущему. Когда мы воскреснем из мертвых и достигнем и по телу вечной жизни, тогда окончится дело благодатного освящения нашего. Поэтому воскресение мертвых и вечная жизнь могут быть названы последними проявлениями промыслительного попечения Божия о нашем спасении. Здесь прежде всего мы изложим учение Слова Божия о воскресении мертвых. Итак, что такое воскресение мертвых, которого, по символу веры , мы чаем или ожидаем? Много мыслей и вопросов возникает в нас при гробах умерших. Если мы спросим мертвых: где вы и что с вашими телами, то они ничего не ответят нам. Если же спросим о сем опыте, то он укажет нам на безотрадный факт тления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010