Изъяснение псалма 144-го. «Хвала Давиду». Надписание сие дает видеть цель псалма; потому что в нем памятующим Божие могущество, и величие, и царство, и велелепие, предлагается совет песнословить Бога всяческих. Благодать Духа сложила и другие подобные псалмы, возбуждая народ Божий к признательности. Настоящий же псалом содержит в себе и пророчество о призвании и Богопознании язычников: а расположена песнь сия по порядку букв, и повторениями выражает сильную любовь Пророка. Пс.144:1 .   Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь [мой], и благословлять имя Твое во веки и веки. «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век и в век века». Бог по естеству превознесен, и высота в Нем не есть что-либо привзошедшее; питомцы же благочестия проповедуют оную, и научают неведущих. Подобно сему сказанное Христом в евангелии: Отче, «прославих имя Твое на земли» ( Иоан. 17, 4 ). И чрез несколько слов показывает Господь, что не ту славу дал Отцу, который прежде не имел Он, но открыл ту славу, которую имел. Ибо сказал: «явих имя Твое человеком» ( Иоан. 17, 6 ). Так и Отец не ту славу дал Сыну, которой прежде Сын не имел, но ту показал неведущим славу, которую имел. Ибо говорит: «прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у тебе прежде мир не бысть» ( Иоан. 17, 5 ). Посему не то принял, чего не имел, но что имел, то явным стало и для незнавших. И здесь Пророк обещает не высоким соделать Бога, но сколько можно показать высоту Его людям; и Бога всех именует Своим Богом и царем, подвигнутый к сему горячностию любви. Пс.144:2 .   Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки. «На всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века». Всегда буду песнословить Тебя, говорит Пророк, и не попущу, чтобы хотя один день оставался без песнопения. Пс.144:3 .   Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо. «Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца». Поскольку всякая чувственная величина оказывается великою, будучи измерена в долготу, в широту и в глубину; то Пророк не без причины присовокупил: «величию Его несть конца», желая показать, что Песнословимый и безплотен и не описан. Знаю, говорит, что Бог велик, непостижим, неизмерим; потому что не нахожу ни начала, ни конца величию; оно безпредельно, и превышает всякое постижение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 17-го. Пс.17:1 .  Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал. «В конец, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса песни сея, в день в оньже избави его Господь от руки всех враг его и из руки Саула, и рече». Надписание ясно и не требует истолкования. И в дееписании царей излагается смысл псалма сего. Достойно же удивления любомудрие Пророка. Ибо, столько козней претерпев от Саула, не причислил его ко врагам, но, отделив от враждующих, упомянул не как о неприязненном. Прилагается же в надписании: «в конец»; потому что псалом заключает в себе и пророчество о призвании язычников и об отчуждении Иудеев, что произошло на последок отдаленных времен. Пс.17:2 .  Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Пс.17:3 .  Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя»: «Господь утверждение мое, и прибежище мое, и избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него: защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой». За благодеяние Пророк воздает любовию; потому что ее одну и может принести в дар Богу облагодатствованный им. Любовь и Бог узаконил в начале законоположения. Ибо сказано: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея и от всея силы твоея» ( Втор. 6, 5 ). А за любовию следует угождение любимому; потому что «любы вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает» ( 1Кор.13:7–8 ). Блаженный же Давид дает обещание любить Бога, не как уже исполнивший сие совершенно, но как недопускающий и возможности насытиться сею любовию. Потом переименовывает божественныя благодеяния, и из списка полученных им благ делает список имен Божиих, и называет Бога крепостию, как приявший крепость; утверждением, как соделавшийся твердым против врагов; прибежищем, как имевший Бога стеною и твердою оградою; избавлением, как избавленный Богом от неприязненных; помощником, как сподобившийся от Него помощи; защитителем, как имевший Его при времени споборником; рогом спасения и заступником, как спасенный Его промышлением. Употребил же выражение: «рог спасения» в переносном смысле, заимствовав оное от животных, которые рогами отражают неприятелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 58-го. Пс.58:1 .   Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его. «В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда посла Саул и стреже дом его, еже умертвити его». Саул, поработившись зависти, готовил смерть Давиду, и однажды хотел пронзить копьем разделявшаго с ним время Давида. Поскольку же Давид уклонился и избежал смерти, то вознамерился опять захватить его в руки свои, и послав несколько человек, велел стеречь дом его, показывая тем явную неприязнь. Но супруга Давидова, Саулова же дочь, извещает о том мужа и способствует ему спастись бегством в одно окно. А потом взяв «тщепогребальная» (так передает сие история – ( 1Цар. 19, 13 ), убирает одр, одеждами дает ему вид, что лежит на нем больный, и тем, которым приказано было стеречь, показывает издали, говоря, что Давид страждет некою болезнию. Сие происходило ночью; с наступлением же дня обман сделался явным и Саулу и оруженосцам. В сие-то время блаженный Давид, избегнув этого злоумышления, написал сей псалом. Но не много он говорит о бывшем тогда, более же предсказывает, прияв озарение Божия Духа и предузрев ярость иудеев на Спасителя нашего. Ибо Иудеи, приставив воинов стражами к Владычнему гробу, при наступлении дня, хотя нашли одежды, но не увидели уже стрегомаго Мертвеца; потому что воскрес Он, разрушив державу смерти. Посему блаженный Давид, взирая на злоумышления против него самаго составляемыя, и предвидя, что Бог Израилев, Создатель и Владыка всех, сущий от него по плоти, потерпит еще вящшее от иудеев, предрекает и призвание язычников, и разсеяние иудеев. Пс.58:2 .   Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня. «Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя». Справедливо прошение Пророка, потому что испрашивал избавления от враждовавших неправедно. Потом описывает намерение врагов. Пс.58:3 .   Избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных. «Избави мя от делающих беззаконие, и от муж кровей спаси мя»; то есть, враги мои, гнусные убийцы и беззаконники, которым не причинял я ни малейшаго вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Изъяснение псалма 97-го. «Псалом Давиду». И сей псалом содержит в себе туже мысль; потому что предвозвещает то и другое пришествие Спасителя; но более говорит о пришествии первом. Пс.97:1 .   Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу. «Воспойте Господеви песнь нову». поскольку Пророк возвещает изменение древняго порядка дел, и предрекает новый некий образ жизни; то спрадливо повелевает вознести Богу и «песнь нову». «Яко дивна сотвори Господь». Преестественно и необычайно то, что совершено Богом всяческих. " Спасе» Ему 29 «десница Его, и мышца святая Его». Не однократно говорили мы, что рукою Пророк называет действование, а десницею – действование благое. Говорит же, что спасение человеков есть дело силы Его. Водясь безмерным человеколюбием, Господь прибытком для Себя почитает жизнь людей. Посему-то Пророк не сказал: " спасе» их «десница Его», но: «спасе Ему». Ибо, освободив их от прелести идольской и показав высоту Своего царства, преподал им спасение. И сие яснее выразил Пророк в присовокупляемом. Пс.97:2 .   Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою. «Сказа Господь спасение Свое: пред языки откры правду Свою». Всем человекам предложил спасительныя воды, и язычникам явил праведное царство Свое. Пс.97:3 .   Вспомнил Он милость Свою [к Иакову] и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего. «Помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву: видеша вси концы земли спасение Бога нашего». Весьма сходно сие с предвещаниями Пророка Исаии; ибо чрез него Бог всяческих изрек Владыке Христу: «дах Тя в завет рода, во свет языком, еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» ( Ис. 49, 6 ). Поскольку и чудным патриархам: Аврааму, Исааку, и Иакову, и божественному Давиду обетовал Бог всяческих, от семени их по плоти воставить Христа и чрез Него даровать спасение всем людям; то Пророк Исаия бывшее отцам обетование назвал заветом; потому что слово: " завет» другие толковники перевели: договор. " Родом» же Его назвал Израиля; потому что, как говорит Апостол, от Иудеев «Христос по плоти» ( Рим. 9, 5 ). Посему «дах Тя в завет рода», то есть, чтобы исполнить договор с Иудеями, но «во свет» уже не Иудеям, «а языком»; потому что язычники посредством веры стали причастны спасения, Иудеи же возлюбили мрак неверия. Сие и здесь сказал блаженный Давид: «помяну милость Свою Иакову, и истину Свою дому Израилеву»: потому что исполнил данныя им обетования. Но «видеша вси концы земли спасение Бога нашего»; потому что, не для одних Иудеев, но для всех человеков возсиял свет истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

О повиновении властям I. Православное учение о царской власти и о повиновении Богом установленным властям Для непрерывного единоначалия, Бог в народе Своем поставил царя. И такие благочестивые цари, как Давид, Иосафат, Езекия, Иосия, представляют образцы того, как успешно самодержавный государь может и должен служить к прославлению Царя небесного, в земном царстве человеческом и вместе с тем утверждению и охранению истинного благоденствия в народе своем. Царская наследственная власть есть высокий дар Божий избранному Богом лицу и народу, как об этом свидетельствует божественное обещание сего дара с клятвою: «клялся Господь Давиду истиною и не отречется ее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем ( Пс. 31:11 ); вознесох избранного от людей Моих» ( Пс. 88:20 ). «Да будет благословенно имя Господне от всех россиян, что эти благотворные и счастливейшие для отечества дары Божии–самодержавие и наследственность царской власти, дарованные России при самом возникновении и призвании ее к исторической жизни, свято, иногда и чудесно были охраняемы в течение истекшего целого тысячелетия ее исторической жизни и неизменно переданы в священное наследие нашим временам и поколениям! Будем внимательны, и не будем беспечны! Когда темнеет на дворе, усиливают свет в доме. Береги же, Россия, и возжигай сильнее твой внутренний, домашний свет, потому что за пределами твоими, по слову пророческому, тьма покрывает землю и мрак на языки ( Исх. 60:2 ); шаташася языцы и людие поучашася тщетным ( Пс. 2:1 ). «С нами Бог»! С нами Бог благодатию православной веры и благодатным даром благословенного наследственного самодержавия!» (М. Филарет). После царской власти следуют и другие, Богом установленные на земле начальства и власти, о повиновении которым ап. Павел учит: «Воздавайте всякому должное: кому подать, подать: кому оброк,оброк; кому страх, страх; кому честь, честь» ( Рим 13:7 ). «Апостол повелевает в дань начальникам приносить не только деньги, но честь и страх. Под страхом разумеет высшую степень почтения, а не страх, происходящий от худой совести. Он не сказал: дайте, но воздавайте, и присовокупил – должное. Ибо исполнение этого не есть дар, но долг, и не выполнивший его будет наказан, как неблагодарный. Не думай, что унизится и потерпит ущерб честь твоего любомудрия, если в присутствии начальника встанешь или откроешь голову. Ибо если Апостол так узаконил, когда начальниками были язычники, то тем более надлежит наблюдать это ныне, когда мы имеем начальниками христиан. Так угодно Богу, чтобы приявшие от него почесть власти – начальники имели свою силу» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Псалом 104 Пс.104:1 . Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви и призывайте имя его, возвестите во языцех дела его: Пс.104:2 . воспойте ему и пойте ему, поведите вся чудеса его. Пс.104:3 . Хвалитеся о имени святем его: да возвеселится сердце ищущих Господа: НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме содержится достопамятная повесть о благодатном усыновлении народа Израильскаго, и о исходе его из Египта: она сочинена для воспоминания Божиих чудес. ТОЛКОВАНИЕ Сие увещание относится к тому, чтоб Израильтяне, происшедшие от рода Авраамля, все блаженство свое поставляли в благодатном усыновлении, котораго удостоил их Бог. Ибо хотя не маловажно и то благодеяние, что они, будучи созданы от Бога, наслаждаются отеческим Его промыслом в мире и пищу от руки Его приемлют; но гораздо превосходнее и важнее то, что Бог избрал их в особенное достояние Свое, и тем отличил от прочих народов, дабы могли хвалиться священным именем Божия народа. Сию-то Божию милость прославляя, Пророк собрал толикое множество слов: ибо здесь не о творении мира разсуждает, как в предыдущем псалме, но проповедует отеческое благоволение Бога, в котором содержал Он Израильский народ. И хотя неопределенно упоминает о делах и чудесах Его, но обоя относит к духовному оному завету, по силе котораго избрал Иудейскую церковь , дабы сынове ея, живя на земле, поучалися небесному жительству. Чудесами убо нарицает здесь не то, что солнце, луна и звезды, ежедневно восходя, освещают мир, что земля во свое время проращает траву, что животным всякаго рода изобильная подается пища и что человеческому роду доставлены толикия выгоды, но что Бог из растленнаго Адамова племени малую некую часть избрал Себе в достояние, дабы быть ему во отца. Сего ради повелевает исповедатися Господеви, то есть, прославляти Бога, и призывати имя Его. А как сей долг приличествует единой церкви; то из сего явствует, что Пророк обращает слово к одним токмо верным, коих Бог восприял под покровительство Свое и повелел хвалитися именем Своим. Они означаются здесь под именем ищущих Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 146 Пс.146:1 . Аллилуиа. Хвалите Господа, яко благ псалом: Богови нашему да усладится хваление. СОДЕРЖАНИЕ И сей псалом одного содержания с предыдущим, ибо Пророк увещевает Иудеев к хвалению Бога за Его промысл, как вообще о всех, так и особенно о церкви. Из втораго стиха явствует, что он сложен во утешение Иудеев, отведенных в Вавилон. Сие предисловие собственно относится к верным, кои были очевидными свидетелями дел Божиих. А дабы лучше расположить их к пению похвал Божиих, Пророк проповедует, что сей род упражнения есть приятен, сладок и приличен верным: ибо отводит ум от земли, и восперяя душу, делает людей легкими и высокими. Между тем прикровенно укоряет постыдное небрежение всех тех, кои за тягость себе вменяют благочестивыя упражнения, а за лучшее поставляют препровождать время в праздности, забывая и себя, и Бога. Пс.146:2 . Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет: Пс.146:3 . исцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их: Начинает слово от особенныя милости, которую древле оказал Бог церкви Иудейской, предпочтя Израильский народ всем прочим народам и избрав известное место для призывания имени Своего. Ибо Пророк, нарицая Бога зиждителем Иерусалима, не столько слова сии относит ко внешнему виду или к устроению его, сколько к духовному богослужению; так как и преносный глагол: зиждай – обыкновенно употребляется у Пророков тогда, когда говорится о церкви. Сила слов состоит в том, что церковь Иудейская не от человек создана, но свыше силою Бога, так как и Иерусалим соделался единственным жилищем Его на земли не по достоинству места и приобрел толикую честь не мудростию или тщанием, ниже трудами или пособием смертных, но поскольку Творцу неба и земли угодно было посвятить его в жилище Себе. Предположив такое начало, Пророк заключает, что Бог не потерпит, чтоб церковь , которыя был Он основатель и зиждитель, совсем когда-нибудь погибла. В следующем стихе ту же самую мысль продолжает, ибо подобие, взятое от врача, обвязующаго язвы, означает, что хотя бы церковь поражена была самым тяжчайшими ударами или бы пронзенна явилась глубокими язвами, но Богу не трудно будет исцелить оныя. Откуду явствует, что под видом различных словоизречений одно и то же повторяет, то есть, что Бог разсеянных Израильтян соберет во едино, и аки сокрушенные члены в прежнее приведет состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 22 Псалом Давиду Этот псалом внушил Давиду Дух Святый от лица язычников 70 Пс.22:1 .  Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит Господь есть Пастырь, как сам Он о Себе говорит в Евангелии: Я пастырь добрый ( Ин.10:14 ). Ибо Он нашел язычников блуждавшими, как овцы, на местах гибельных и привел их в спасительные ограды Церкви, где и пасет и питает их. Почему каждый из сих язычников, повествуя о благодеяниях Его, благодарит за сие Господа сими словами: Господь пасет меня; итак у меня не будет недостатка ни в чем необходимом и полезном для питания и спасения моего. Пс.22:2 .  На месте злачне, тамо всели мя Место злаков есть деятельная добродетель; а вода упокоения, по изъяснении св. Максима, созерцательное любомудрие. Итак там, говорит каждый из язычников, Господь поселит меня, где находится место с злаками. Начав с переносного выражения: пасти, он и продолжает сие. Ибо злаки и вода составляют благополучие стада. А сим выражает то, что Господь поставил меня в наслаждение пажитию и духовными благами. Можно также понимать и иначе. Место злачное есть Церковь , а самые злаки – христиане, которые процветают в Церкви добродетелью. Или под злаками можешь разуметь веру христиан, как всегда юную и цветущую на подобие травы, между тем как заблуждения Еллинов состарились и иссохли, как сено. На воде покойне воспита мя Сии слова говорит народ из язычников о бани святаго крещения; ибо очищаясь духовною сею водою, мы свергаем с себя труд и бремя греха и следовательно успокаиваемся. Посему и Господь говорит: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас ( Матф.11:28 ). Или еще иначе: вода есть живое течение Христова учения, как мы сказали в первом псалме, при изъяснении слов: при потоках вод 71 Пс.22:3 .  Душу мою обрати Господь, говорит, обратил душу мою от прелести идолов к истинному богопознанию и вере. Настави мя на стези правды Правдою здесь называет каждый язычник всеобщую праведность, содержащую все добродетели, а стезями правды добродетели порознь, так как они ведут ходящих по ним к правде всецелой. Ибо Господь, вочеловечившись и открыв стези, или дороги добродетелей, сам первый прошел по ним, а потом и делом и словом наставил и нас на оные 72

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 28 Пс.28:1 . Псалом Давиду, исхода скинии. Принесите Господеви, сынове Божии, принесите Господеви сыны овни, принесите Господеви славу и честь: НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте сего надписания не находится, но токмо: псалом Давидов; прочия слова приложены или от седмидесяти толковников, или от других, и как читаются, так и толкуются двояким образом. Ибо святый Василий Великий и Феодорит читают: псалом Давидов при исходе скинии, и мнят, что Давид сложил его по случаю пренесения ковчега Господня от Кариафиарима на гору Сион, на который случай повелел священникам и левитам, входящим в скинию, петь его. Иероним и Августин читают: псалом Давидов, при совершении скинии, и мнят, что псалом сей сложен тогда, когда Давид совершил скинию и поставил в ней ковчег Господень. СОДЕРЖАНИЕ Что касается до, содержания, то некоторые мнят, что во всем псалме, по письмени, повествуется о всемогуществе Божием, и что Давид увещавает народ к хвалению Бога, открывающаго силу Свою в чудных делах, которыя Он творит единым словом или повелением. Иные, коих толкование мнится быть выше и достойнее Давидова духа, мнят, что в сем псалме прославляется Евангельская проповедь , чему согласует и надписание совершения скинии. Ибо как Давид проразумевал, что скиния завета есть прообразование церкви, которая во откровении ( Пс. 21:3 ) нарицается скиниею Божиею с человеки, и купно по откровению Духа предвидел, что орудие, которым скиния сия новая совершиться имела, будет проповедь Евангельская: сего ради при совершении оныя прообразовательныя скинии, просвещенный Духом Святым, воспел величие гласа Господня, имже истинная скиния устрояется. Мы крепко оба толкования предложим. ТОЛКОВАНИЕ Пророк, намереваясь воспеть хвалы всемогущества Божия, возбуждает сынов Божиих, то есть, избранный Божий народ, которому особенно ведом был Бог, по оному псаломника изречению: ведом во Иудеи Бог, во Израили велие имя Его ( Пс. 75:2 ), дабы почтили силу Его, во-первых, жертвами, в тогдашнее время употребляемыми, потом возвышением гласа и пристойным поклонением тела. Но по второму таинственному разумению, намереваясь воспеть хвалы Божия гласа, которым совершается скиния, то есть церковь , яже есть матерь всех сынов Божиих, призывает самых сынов сих, самых, глаголю, званных оным небесным гласом, да пожрут Богови жертву хвалы. Принесите, глаголет, сынове Божии, принесите сыны овни, то есть вы, кровию непорочнаго агнца Христа соделавшиеся сынами Божиими, принесите словесные агнцы, принесите жертву благодарения и хвалы. Тако бо толкует сие сам Пророк в следующем стихе, глаголя: принесите Господеви славу и честь. В Еврейском тексте слова сии читаются так: принесите Богу сынове сильных, принесите Богу славу, которых слов сущность такая, дабы сильные, отложа гордость и ложное о силе своей мнение, прославили Бога по Его достоинству; ибо сильные мира сего обыкновенно не удостоивают Бога чести сея. Повторением глагола, принесите, сильнее настоит Пророк, дабы исторгнуть из них надлежащее почтение к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 35 Пс.35:1 . В конец, отроку Господню Давиду. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь отрока Давида. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме живо изображает Давид растленное естество и злобу нечестивых: потом, чрез противоположение, описывает благость Бога, защищающаго рабов Своих противу хитростей и коварств лицемеров. Наконец просит, дабы Бог церковь Свою сохранил от наветов злых людей. Пс.35:2 . Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: несть страха Божия пред очима его: Пророк описывает здесь два первые корня греха, из коих один находится в воле, которая определяет делать зло, а другий в разуме, который не помышляет страха Господня, запрещающаго грех . Глаголет пребеззаконный согрешати в себе: то есть, человек, презирающий закон Божий, мыслит в сердце своем, что злых склонностей его никто не видит, и потому стремится на всякий грех . Несть страха Божия пред очима его: то есть, для того сердцем избирает грех , понеже не имеет пред мысленными очами страха Господня, и не думает о том, что Бог видит все, и что он есть праведный Судия; иначе возчувствовал бы страх к толикому Владыке. Ибо как тот, который боится человека, не смеет пред лицем его делать какого-либо внешняго зла: так, кто боится Бога, не смеет во внутренности помыслить о зле, понеже знает, что Бог и сердца испытует. Пс.35:3 . яко ульсти пред ним обрести беззаконие свое, и возненавидети. В сем стихе доказывает Пророк вышереченныя слова, что нечестивый не имеет страха Господня: ибо мнит, хотя и ложно, что Бог грехов его не взыщет, и потому не тщится возненавидеть их, чего поистинне никогда не сделал бы, ежели бы боялся Бога. Другие место сие толкуют так, что нечестивый льстит и тогда, когда по-видимому хощет на путь покаяния обратиться, и признать грехи свои: ибо не с тем ищет грехов своих, когда испытывает тайная совести своея, чтоб истинно возненавидеть их, но только чтоб обмануть Бога и людей. Сего разума придерживается Августин, последуя Еврейскому тексту, где изображено: зане льстит себе во очесех своих, егда обретает беззаконие свое, еже бы возненавидети подобаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010