Беседа 26 на псалом 115 78 Пс.115:1 .  Аллилуия. Я веровал, посему и говорил: я весьма смирился. Указание Псалмопевца и апостола Павла на веру, как на необходимое условие для того, чтобы понять и усвоить себе божественные обетования: чудные дела Божии выше человеческого разума. – Вет­хий и Новый Заветы происходят от одного и того же Духа Божия. – Благодать Духа необходима для того, чтобы иметь веру. – Но если Дух просвещает, то грешат ли те, которые не просвещены? – Живущим во времена Нового Завета вера нужна гораздо более, чем жившим в Ветхом Завете. – Мучительные недоумения человека, не имеющего веры, которая есть некоторый священный якорь. – Что значат слова: «в исступлении моем и: всякий человек лжив» ( Пс.115:2 )? Величие божественных благодеяний человеку и выражение с его стороны благодарности Богу. – Господь печется не только о жизни, но и о смерти праведников, которые умирают не случайно, а по особому соизволению Бо­жию. – Выражение Псалмопевцем величайшей преданно­сти и любви к Богу за избавление от скорбей. – «Жер­тва хвалы» ( Пс.115:8 ) и исполнение обетов. 1. Упоминая об этом изречении, блаженный Павел гово­рит: «имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим» ( 2Кор.4:13 ). Итак, необходимо прежде сказать, как апостол воспользовался этими словами, и о чем у него была речь: тогда будет ясно для нас и пророческое изречение. А с другой стороны, то учение самое лучшее, в котором не прерывают связи речи, не берут одну часть и не остана­вливаются на ней, но предлагают объяснение с самого начала. О чем же беседуя, Павел упомянул об этом пророческом изречении? О воскресении и наслаждении будущими благами, ко­торые превосходят всякое слово, ум и представление. Так как все это выше всякого слова и не может быть объяснено, но должно быть принимаемо верою, то, чтобы иудей не смущался и не считал себя обманутым как бы питаемый пустыми надеж­дами, апостол исправляет его неразумие и как бы так го­ворит: я требую не нового чего-нибудь, а древнего блага – веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Введение I. Общечеловеческое стремление к истинной жизни. Истинная жизнь в Церкви Христовой. Религиозные общества и Церковь 1 . Единый Источник и Податель жизни и сама высочайшая и присносущная Жизнь, преблагий Бог , воззвал из небытия к бытию все сотворенное « Себе ради» Прит. 16, 4 . Евр. 2, 10 и «во еже быти всем» Прем. 1, 13. 14 , т.е. ради причастия тварей в возможной для них степени и мере той истинной жизни , в неизмеримой полноте которой живет Сам Творец. И действительно, весь мир с неисчерпаемым разнообразием находящихся в нем существ носит на себе отпечаток всесовершенной Божественной жизни. По словам Псалмопевца, даже и безмолвные небеса в дивном великолепии лучезарных светил «проповедуют славу Божию» Пс. 18, 2 – и всемогущего Творца восхваляют не только Ангелы и силы, цари земные и все люди, но также и «огнь, град, снег, голот, дух бурен…, горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри; зверие и вси скоти; гади и птицы пернаты» Пс. 148, 2–12 . 2 . Таким образом, весь видимый нами и невидимый мир, отражая в себе славу Божию, причастен в известной степени Божественной жизни, неизъяснимой красоты и совершенства. Каждое из составляющих мир творений, воспевая хвалебную песнь Создателю сообразно с богодарованными силами и способностями, чрез то самое и в той же мере является то большим, то меньшим носителем единой Божественной жизни, и эта жизнь, в свою очередь, достигает наилучшего своего выражения в мире разумно-свободных существ. «Малым чим умаленный от Ангел, славою и честию венчанный» человек Пс. 8, 6 , как венец всего сотворенного, преимущественно пред другими тварями призван к наивысшей и совершеннейшей жизни. Уже в самом сотворении своем человек из уст Самого Создателя получает «дыхание жизни» Быт. 2, 7 , и только он один в залог блаженного бессмертия пользуется райским «древом жизни» ст. 9 1 . 3 . Итак, мы призваны к жизни и должны всеми силами стремиться к ней. И, действительно, едва ли какое другое из человеческих стремлений так постоянно и так сильно, как именно это стремление к жизни; – не к жалкому только и подчас мучительному существованию в земной юдоли скорби и плача; – не к пагубному и пустому времяпровождению на шумном торжище жизни, но к истинной , совершенной, вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Псалом 6 Пс.6:1 . В конец, в песнех о осмем, псалом Давиду. НАДПИСАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ Что означают слова: «в конец» и «в песнех» – о том сказано во псалме 4 ( Пс. 4:1 ). Под именем же «осмаго» разумеется или некоторый род мусикийскаго осмоструннаго орудия, на котором певцы Давидовы пели псалом сей, или, по таинственному разумению, день страшнаго суда Господня, иже будет осмый, понеже воспоследует по шести днех многотруднаго жития сего, и по седьмом, иже есть суббота, сиречь упокоение душ. Сей псалом есть первый из числа покаянных. Итак, не достойно вероятия то, что Раввины говорят: аки бы сей псалом сложил Давид о возстановлении телеснаго здравия, котораго лишился ради содеянных грехов прелюбодеяния и убийства. Ибо писание довольно ясно повествует во второй книге Царств, какую казнь наложил Бог на Давида за грехи оные, и нигде не упоминает о телесной болезни его. Но ниже бы церковь от самых древних времен прияла сей псалом в число покаянных, ежели бы не относился он к покаянию. Итак, содержанием псалма сего имеет быть молитва человека грешнаго, трепещущаго суда Господня и ищущаго примирения с Богом. Пс.6:2 . Господи, да не яростию твоею обличиши мене, ниже гневом твоим накажеши мене. Бог обличает и наказывает грешника яростию и гневом тогда, когда сие творит не для того, дабы спасти, но дабы удовлетворить правосудию. Сие же творит ово в жизни сей, когда наказывает духовною слепотою и ожесточением, да будет грех наказанием греха, ово в будущей, когда погубляет в геенне. Давид убо, пораженный страхом и ужасаяся бездны судеб Божиих, не отрицается от временных наказаний, которыя человека исправляют и к Богу привлекают: но трепещет зла онаго паче всех зол ужаснейшаго, сиречь, да не будет предан в похоти сердца и в страсти безчестныя ( Рим. 1:24, 26 ), да не ожесточится и ослепится и, наконец, да не отлучен будет от лица Божия вечно. Впрочем, гнев и ярость берутся в сем месте за одно и то же, равно как и глаголы: обличиши и накажеши. Ибо Пророки имеют обычай одно и то же повторять, ради лучшаго изъяснения вещи, как сказано в первом псалме под стихом первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 83 Блажен постоянно пребывающий в храме Господнем. 1. В конец, о точилех, сыном Кореовым. Псалом сей назначен в конец, то есть для исполнения или употребления при богослужении во храме. Выражение о точилех указывает, что псалом написан во время сбора винограда, когда население обыкновенно бывало в полном радостном настроении, ибо точила наполнялись вином в винограднике каждого семейства. (Ср. Пс.8:1 ). Писателем псалма был один из числа левитов, сынов или потомков Корея. 2. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил. Находясь вне Иерусалима, псалмопевец молитвенной мыслью переносится в святой город, во храме И если он, живя в Иерусалиме, как видно, любил посещать храм, то тем более теперь, издалека стремился он ко храму Божию всей душой. Представляя все благолепие обстановки, при которой совершалось богослужение во храме, псалмопевец воспоминает самый свой молитвенный восторг и восклицает: «как возлюбленны селения – места Твоего обитания, Господи сил!» – именно, – Святое святых, святилище и даже дворы храма, эти видимые места обитания невидимого Бога (ст. 3). Разумеется, они безмерно любезны боголюбивой душе псалмопевца, для нее они ни с чем не сравнимы: ибо здесь в них обитает Господь сил, здесь престол Его окружен небесным воинством – ангелами, подобно тому, как престолу земного царя предстоят войска его. И эти воинства бесчисленны, и они служат воле и власти Господа Вседержителя, как то созерцали пророки, в своих таинственных видениях, Исаия, Иезекииль и другие. 3. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Что любит человек, к тому он естественно и стремится. – «Моя душа, говорит псалмопевец, сильно желает посетить дворы Господни или место обитания Господа», т. е. храм, с его дворами – внутренним и внешним, где обыкновенно и стоял молящийся народ во время богослужения. Желание псалмопевца здесь быть весьма сильно: скончавается душа моя, говорит он, – не посещая храм, томясь скорбью, я готов уже умереть... «Сердце мое и плоть моя в радости стремятся к Богу живому», – представляя Бога живого, а не идола, сердце с восторгом стремится к Нему, а восторженная радость, приводи в волнение кровь, передается даже и телу, и оно как бы ощущает ее восторг и разделяет ее блаженство. И это потому, что во храме не только сердце находило себе отраду, но и плоть приобщалась источнику вечной жизни (ср. Пс.15:8–9 ; Пс.21:20–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 5 (Ин.4:34–5, 7)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 3. 10. С. 305–320 (1-я пагин.). (Продолжение.) —305— и Отцу: " Советом Твоим наставил мя еси и со Славою приял мя еси» ( Пс.72:24 ). Также и Волею Он называется в словах: «Господи, Волею Твоею подаждь доброте моей силу» ( Пс.29:8 ); ибо красоту святых, то есть силу ко всякой добродетели, укрепляет живая и ипостасная Воля Отца, то есть Сын. А что Он есть и Сила, опять можешь уразуметь отсюда: «заповеждь, говорит, Боже, Силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси нам» ( Пс.67:29 ). Здесь ясно можешь видеть, что благоволением Бога и Отца воплотилась Его Сила, то есть Сын, чтобы укрепить то тело, которое нам Он соделал, ибо если бы не обитал в нас ( Ин.1:14 ), то природа плоти совсем не совлеклась бы бессилия от тления. Итак, Сам Сын, будучи благою волею Отца, совершает дело Его, являясь спасением для верующих в Него. Но быть может скажет кто на это: если Сам Сын есть воля Отца, то какую же волю послан Он исполнит, ибо исполняемое должно быть другим, отличным от исполняющего? Что же ответим на это? Действительно, употребление (разных) имен требует различия обозначаемых предметов, но по отношению к Богу оно часто не различается и существо Высочайшей Природы позволяет иногда не употреблять здесь такой точности, ибо о ней говорится не так, как она есть во всей истине, но как в состоянии выражать язык и слышать человеческое ухо. Ведь видящий в гадании ( 1Кор.13:12 ) и говорит гадательно ( 2Кор.12:4 ). Иначе что станешь делать, когда Простой является пред нами двойственным по Своей природе, а именно в Его словах об Израильтянах: «и чад своих проводили чрез огонь, еже не заповедах им и не взыде —306— на сердце Мое» ( Иер.32:35; 19:5 ). Неужели необходимо быть другому сердцу у Бога? И как в таком случае Он уже может быть мыслим нами простым? Итак, хотя и по-человечески говорится что о Боге, но понимать надо так, как приличествует Богу, и ограниченность нашего языка не должна наносить вред сущей над всеми Природе. Посему и Сын, если окажется говорящим о воле Отца как бы о какой-либо другой, то ты благоусмотрительно не делай различия, относя к слабости слова невозможность сказать что-либо большее, ни иначе выразить обозначаемое.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Псалом 96 Псалом сей имеет следующее надписание: Псалом Давиду, егда земля его устрояшеся, не надписан у еврей. В еврейской Библии сего надписания нет, и, следовательно, оно внесено прежде в греческую, а потом и в нашу славянскую Псалтирь или LXX толковниками, или кем-либо из позднейших переводчиков, и внесено на основании догадок и предположений, потому что не вполне соответствует смыслу и содержанию псалма. В этом псалме, как и в предыдущем, пророк изображает величие и славу Божию, и вместе с тем, пророчествует о Царстве Христовом, предвозвещает, что проповедию евангельскою упразднится почитание идолов, и что Церковь Божия, озаренная светом Евангелия, восторжествует. Значит, здесь речь идет об устроении всей земли, а не одной только иудейской, в которой царствовал Давид, и только в значении гражданско-политическом. А потому и сей псалом относится к числу пророческих, мессианских. Пс.96:1 Господь воцарися, да радуется земля, да веселятся острови мнози. Начинается сей псалом теми словами о воцарении Господа, какими в предыдущем псалме ( Пс.95:10 ) псалмопевец призывает все племена земных (отечествия язык) возвестить всем народам, что Господь воцарился, и по сему случаю он объявляет общую торжественную радость и веселие не только всей земле, но и всем островам, то есть жителям не только всех стран известного, современного ему мира, но и всем живущим на морских островах. О причинах сей радости говорит в следующих стихах (8 и др.). Пс.96:2–5 Облак и мрак окрест его: правда и судьба исправление престола Его. Огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли. Словами: облак и мрак, по толкованию блж. Феодорита, почтительно указывается на неудобозримость, невидимость Божеского естества. Как нельзя видеть того, что закрыто облаком и мраком, так нельзя видеть и Бога в существе Его с. 462], и потому святый евангелист Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда» ( Ин.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Скачать epub pdf Псалом 9. В конец, о тайных сына, псалом Давиду, – вот надписание псалма девятого, по счету стихов обозначенное первым стихом. В конец, псалом Давиду (см. объяснение Пс.4 , ст. 1). О тайных сына – выражение это, по изъяснению св. отцов, означает: о таинственных делах Сына Божия, Иисуса Христа, псалом, имеющий исполниться по пришествии Его на землю. Тайна имеющего быть на земле воплощения Сына Божия, «сокровенная от век и от родов» ( Кол.1:26 ; Еф.3:5 ), Духом Святым открываема была, хотя и не вполне, ветхозаветным пророкам, как открыта она была и пророку Давиду. Озаренный предвидением этой Божественной тайны, Давид составляет торжественную песнь Богу, в которой от всего сердца выражает исповедание величия и чудес Божиих. Он говорит: Пс.9:2–3 Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний. В этих словах пророк выражает прежде всего содержание псалма, до 22-го стиха, говоря как бы так: «Буду прославлять Тебя, Господи, всем сердцем моим, буду возвещать о всех чудесах Твоих, какие мне открыты. Буду радоваться и торжествовать о Тебе, Спаситель мира; буду воспевать славу Твою, Всевышний Владыко!» Пс.9:4 Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. По изъяснению некоторых из св. отцов, пророк Давид разумеет в этих словах внутренних, домашних врагов, как-то: Саула, Авессалома и других, и внешних, делавших нападения на царство еврейское; а другие, под именем врага, в духовном смысле разумеют невидимого врага – дьявола, который возвратился вспять, назад – в ад, откуда исшел, будучи побежден и прогнан силою креста Христова, и сообщники его – злые духи, потому что и они возвращаются назад, когда встречают мужественную душу, и они потеряли свою прежнюю силу, изнемогли, как бы погибли. А потому, выражая радость свою о победе над врагами, пророк говорит так: «Буду петь имени Твоему, Вышний Господи, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Собеседование 13 на псалом 80 Пс.80:1 .  В конец. О точилах. Псалом Асафа 1. Почему пророк поместил этот псалом между носящими надписание: «о точилах»? В нем он не упоминает ни о точиле, ни о винограде, ни о каких начатках от плодов. Он говорит об Иосифе, который был образом и провозвестником Христа, Который истоптал за нас точило страданий, как Сам Он возвестил об этом чрез пророка Исаию: один я истоптал точило ( Ис.63:3 ). Почему же страдания называются точилом? Потому, что мы, напаяясь текущею от них кровью, как бы сладким вином, приходим в радость. " Радуйтесь Богу, помощнику нашему, восклицайте Богу Иакова!» ( Пс.80:2 ). Хорошо пророк приглашает нас радоваться о Боге, как могущественном и искреннем помощнике, а не о человеке, потому что у людей нет постоянства ни в силе, ни в искренности, но и расположение их скоропреходяще, ровно как и сила. Вместе с тем пророк повелевает нам и восклицать, как будто мы одержали уже с Божиею помощью победу. С помощью какого Бога? Бога, говорит, Иакова. Он умалчивает об Аврааме, опускает Исаака и упоми­нает об одном только Иакове, как лице подходящем в данном случае. Упоминанием восклицания пророк обозначает или победу или радостный символ. Эта победа дана нам чрез Христа, Который попрал врага. Вот почему пророк справедливо указал на Бога Иакова, так как Иаков значит запинатель. «Возьмите псалом и дайте тимпан, сладкозвучную псалтирь с гуслям и " ( Пс.80:3 ). Тимпан – сим­вол ветхого завета, потому что он издает глухой и невнятный звук; также и потому, что с тимпаном пела и ликовала пред на­родом иудейским Мария, сестра Моисея. А псалмопевец выражает новый завет, потому что поющие псалмы издают ясные и раздель­ные звуки, подобно тому, как произносится Евангелие. Так как пророк говорит к иудеям, научая их, чему они должны радо­ваться и о чем восклицать и в каких отношениях быть с церковью из язычников, то ясно убеждает их взять новое и от­дать им старое, так как от соединения происходит большая польза. Кто владеет истиной, тот делается еще более совершенным, при­нимая образ; а кто владеет образом, тот приобретает великое благо, принимая истину, ради которой он и получил образ. Потому пророк и говорит: «сладкозвучную псалтирь с гуслям и«, т.е. новое со старым. Так и Соломон говорит в Песни Песней: новое со старыми, что дала мне мать моя, »это сберегла я для тебя» ( Песн.7:14 ). Почему же пророк уподобил заветы псалтири и гуслям? Потому что эти инструменты сходны друг с другом, различаясь по расположению струн; у первой они связаны на верху, у вторых – внизу. Точно так же сродны ветхий и новый заветы, оба имеют одну цель – благочестие; но заповеди первого склоняются долу, вследствие незна­чительности законодателя, а заповеди второго высоки и стремятся горе по величию и высоте учеников Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Собеседование 18 на псалом 94 На слова: «приидите, возрадуемся Господу» (Пс.94:1) Звук трубы возбуждает в воинах воинский дух и ободряет их к сражению с неприятелем, а приближение бури побуждает мо­ряков оставить гавань и вывести корабль в открытое море. Подоб­ным образом нас собрала на это духовное празднество торжествен­ная песнь песнопевца Давида, прозвучавшая нам сегодня из его книги. Что же говорит он? «Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Предстане м пред лицем Его во исповедании и во псалма х воскликнем Ему» ( Пс.94:1–2 ). Вот что говорит Давид; вот добрый призыв; вот духовная пища. «Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Предстане м пред лицем Его во исповедании». О, человеколюбие Владыки! О, увещание пророческое, зовущее нас к покаянию! Здесь ты видишь великое человеколюбие Владыки, слышишь отрадную проповедь пророка: она всех нас обращает к покаянию, призывает к благочестию и спасению. «Приидите, возрадуемся Господу». Господь повелевает, пророк призывает, и мы должны пови­новаться. Конечно, он призывает нас не к тленному пиршеству, доставляющему удовольствие нашему чреву. Вот как зовет нас его сладкогласная лира: «приидите, возрадуемся Господу». Итак, все мы, соединившись узами любви к нему и приняв иго послушания, припадем ко Владыке, очистившись от содеянных нами за день пре­грешений. Только в настоящей жизни возможно покаяние, а на долю будущей остаются угрозы и суд. Послушай, что говорит об этом сам пророк: " в... ад...у кто исповедает Тебя?» ( Пс.6:6 ). Итак, пусть ничто не удерживаете нас, но от всего сердца будем умо­лять Бога. Он с готовностью слушает моления просящих Его; только ты не ленись просить Его. Бог всегда готов слушать тебя. Тебе не нужно ни делать далеких путешествий, ни переплывать моря. Послушай, что Он говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). От тебя не требуется никаких трат или издержек, – только обратись к Нему с плачем и тотчас преклонишь Его на милость к тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

217. Слово в день торжественнаго венчания и помазания на Царство Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенском соборе 22 авг.; напечатано в Твор. Св. От. 1847 г. и в собр. 1861 г.) 1847 год Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною. ( Пс. С. 6 ). Пророк и царь Давид хочет изобразить в псалме царя правосуднаго и милостиваго: «милость и суд воспою Тебе, Господи» ( Пс.100:1 ). Не говорит прямо: воспою царя милостиваго и правосуднаго; потому что не позволяет смирение: поелику он воспеть желает свои собственныя расположения и чувствования. Но говорит: воспою милость и суд, или правосудие, как свойства, отдельно от лица разсматриваемыя, которыя он желает иметь и сохранить; которых не смеет себе решительно приписать, о которых потому молит Господа, почему и обращается к Нему: «воспою Тебе, Господи». Всмотритесь в некоторыя черты пророческаго изображения. «Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. – Творящия преступление возненавидех. – Оклеветающаго тай искренняго своего, сего изгонях. Очи мои на верныя земли, посаждати я со мною» ( Пс.100:2–6 ). Какой прекрасный образ царя! В своем доме он обращается кротко и просто, как исполненный любви отец семейства. Вид преступления как бы невольно возбуждает в нем ненависть, по глубокому чувству правоты. Клевету и тайные наветы он гонит от себя, как заразу. Непрестанно простирает проницательные взоры на двор, на столицу, на царство, чтобы отыскивать верных, приближать их к себе, употреблять в дела, испытывая в меньших служениях приготовлять к важнейшим, и по мере заслуг, ободрять и утешать их своим благоволением. С утешением представляя вам, Россияне, написанный, древний, величественный образ царя, тогда как наши сердца наполняет живый образ Благочестивейшаго Самодержца нашего, с заботою от написаннаго Пророком простираюсь мыслию к тому, что им не дописано. «Очи» Царя «на верныя земли»: но довольно ли находит Он верных земли? Довольно ли они соответствуют Его желаниям и благу царства? Довольно ли плодами верности награждают Его за царские подвиги? Сию заботу о верности, как дар верности, приношу Царю в день Его славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010