Пс.82:5 .  Сказали: «пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля». «Реша: приидите и потребим я от язык, и не помянется имя Исраилево ктому». Хотят нанести нам конечную гибель и предать забвению пресловутаго Израиля. Потом Пророк перечисляет соседние народы, которыми быв призваны, собрались и другие. Пс.82:6 .  Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз. «Яко совещаща единомышлением вкупе, на Тя завет завещаша». По общему же согласию предприявшие против Тебя брань суть следующие: Пс.82:7 .  селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне. «Селения идумейска и Измаилите». Идумеи вели род от Исава, потому что Исав именовался Едомом. А Измаилиты – потомки Измаила. «Моав и Агаряне». Моав – сын Лотов, а от него произошел и народ; Агаряне же – другое поколение от Измаила, наименованное так от Агари, матери Измаиловой. Пс.82:8 .  Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира. «Гевал и Аммон и Амалик». Амалик сам – потомок Исавов, а от него произошел и народ; Аммон – сын Лотов, занимают же они часть Аравии, а Гевалы живут в соседстве с Идумеею. «Иноплеменницы с живущими в Тире». Иноплеменников другие толковники называют Филистеями, а мы называем жителями Палестины, потому что они, одни оставшись от рода Ханаанова и обитая вместе с Израилем, справедливо назывались по преимуществу иноплеменниками. Пс.82:9 .  И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых. «Ибо и Ассур прииде с ними». Ассирияне не царствовали в это время. Посему пророческое слово дает разуметь Самарян, поселенцев ассирийских, по пленении десяти колен водворившихся в их городах. «Быша в заступление сыновом Лотовым». Пророческое слово дает видеть, что Моавитяне и Аммонитяне преимущественно восставали против народа Божия и собирали другие народы. Пс.82:10 .  Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона. Пс.82:11 .  Которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли. «Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре, яко Иавиму в потоце киссове»: «Потребишася во Аендоре». С признательностию воспоминают прежния благодеяния, испрашивая и себе той же помощи. А сих военачальников сокрушили Варак и пророчица Деввора.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«И изведет яко свет правду твою, и судьбу твою яко полудне». И себя самаго, и дела свои, говорит Пророк, посвяти Богу, и от Него ожидай помощи. Он, как Судия, произнесет правдивый приговор, провозвестит о тебе, соделает тебя славным; для всех будешь виден, как полуденный свет. Пс.36:7 .  Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. «Повинися Господеви и умоли Его». Поэтому, зная сие, повинуйся правящему тобою Богу и не преставай просить у Него благ. «Не ревнуй спеющему в пути своем, человеку творящему законопреступление». Если и видишь, что иный избрал лукавое, и не остается безуспешным в намерении, но достигает цели, не огорчайся, не негодуй, предаваясь той мысли, будто бы никто не управляет тварию. Ибо сие выражает присовокупленное у Пророка: Пс.36:8 .  Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло. Пс.36:9 .  Ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Пс.36:10 .  Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его. Пс.36:11 .  А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира. «Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй, еже лукавновати». «Зане лукавнующии потребятся». Не смотри на их благоденствие, но ожидай конца, и увидишь гибель. «Терпящии же Господа, тии наследят землю». «И еще мало, и не будет грешника: и взыщеши место его и не обрящеши». «Кротции же наследят землю и насладятся о множестве мира». Ибо будь уверен, что утвердившиеся на божественном уповании, и избравшие жизнь скромную, проведут ее в спокойствии и мире, находя для себя постоянное услаждение в чистоте совести, а полагающиеся на кратковременное благоденствие испытают скорую превратность, и преданы будут конечному забвению. Пс.36:12 .  Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими. Пс.36:13 .  Господь же посмевается над ним, ибо видит, что приходит день его. «Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими». «Господь же посмеется ему, зане прозирает, яко приидет день его». Пророк и сим подает утешение обидимым. Ибо дает видеть, как беззаконник приходит в неистовство и ярость на возлюбивших спокойную жизнь, Праведный же Судия посмевается его предприятию, потому что провидит скорый конец беззаконных.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.43:5 .  Боже, Царь мой! Ты – тот же; даруй спасение Иакову. «Ты еси сам Царь мой и Бог мой, заповедаяй спасения Иаковля». Таков же Ты и ныне, Владыка, говорит Пророк, так же царствуешь, так же могуществен, такую же имеешь силу. Естество Твое не допускает никакого изменения. Тебе и слова достаточно для нашего спасения; нужно только мановение Твое, и народ будет спасен. Так перевел и Симмах: «заповедуй спасение Иакова». Пс.43:6 .  С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас. «О Тебе враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающия на ны». Животныя рогатыя вместо оружия получили от природы рог, а для нас рогом спасения и победоносным оружием – имя Твое, им преодолеем врагов. Пс.43:7 .  Ибо не на лук мой уповаю, и не меч мой спасет меня. Пс.43:8 .  Но Ты спасешь нас от врагов наших, и посрамишь ненавидящих нас. «Не на лук бо мой уповаю, и мечь мой не спасет мене»: «Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси». Ибо не на луки и не на другия оружия возлагаю надежду, потому что на опыте изведал Твое могущество, Тобою одолев уже противников. Пс.43:9 .  О Боге похвалимся всякий день, и имя Твое будем прославлять вовек. «О Бозе похвалимся весь день, и о имени Твоем исповемыся во век». Но всегда молимся о том, чтобы пользоваться Твоею помощию и непрестанно возвещать множество Твоих благодеяний. Пророк сказал: «весь день» вместо: «всегда». Так перевел и Симмах, – вместо: «весь день» сказал: «всякий день». Пс.43:10 .  Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь с войсками нашими. «Ныне же отринул еси и посрамил еси нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших». Сие совершено было Тобою во времена древния, а в настоящее время оказываемся лишенными Твоего о нас промышления, и живем в стыде, уже не водительствуемые Твоею благодатию. Сказано же: «не изыдеши в силах наших» – в том смысле, что не будешь вождем нашим, и не даруешь нам, как было обычно Тебе, того, чтобы одолеть нам врагов. Пс.43:11 .  Обратил нас в бегство от врага, и ненавидящие нас грабят нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.102:6 .   Господь творит правду и суд всем обиженным. «Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым». Ибо «не от дел праведных, их же сотворихом мы, – как говорит божественный Апостол, – но по Своей Его милости, спасе нас, банею пакибытия, и обновления Духа Святаго» ( Тит. 3, 5 ). И увидев, что потерпели мы обиду от врага истины, нам обновил источники милости, а на него произнес правдивый приговор. Пс.102:7 .   Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым – дела Свои. «Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя». Но не по раскаянию устроил нам сие спасение, напротив того издревле предвозвестил сие чрез Пророков, и чрез божественнаго Моисея предначертал наше спасение. И море стало прообразом всесвятаго крещения, камень – сению безсмертных токов, а манна – изображением небесной снеди; и не перечисляя всего в подробности, скажем, что можно найти предызображенным у них и иное. Пс.102:8 .   Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». А причиною сих благ, говорит Пророк, – бездна Божией благости, неизмеримая милость, море человеколюбия. Пс.102:9 .   Не до конца гневается, и не вовек негодует. Пс.102:10 .   Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. «Не до конца прогневается, ниже в век враждует» : «Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам». Не восхотел соразмерить наказание с нашими грехами и еще продолжать гнев Свой на нас. Пс.102:11 .   Ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его. Пс.102:12 .   Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. «Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его» : «Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша». Если бы Пророк нашел разстояния более далекия, то, конечно, их и представил бы на среду, стараясь показать безпредельность Божией благости. Но человеческий помысл не нашел ничего, что было бы выше неба, и имело более далекое разстояние, чем восток от запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.48:6 .  «Для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?» «Вскую боюся в день лют? Беззаконие пяты моея обыдет мя». Боюсь и трепещу дня воздаяния, в который праведный Судия воздаст каждому по делам его. Причиною же моего страха беззаконная жизнь, к которой уклонялся я от пути праваго; потому что пятою иные именовали путь жизни. А я думаю, что Пророк подразумевает обольщение, заимствовав образ речи, как говорили уже мы прежде, от состязующихся в скорости бега, которые часто низлагают противников, подставляя им пяту. Сему научает нас и сетующий Исав. Ибо говорит: «праведно наречеся имя ему Иаков: запя бо мя се уже вторицею, и первенство мое взя, и ныне взя благословение мое» ( Быт.27:36 ). День же суда наименовал Пророк днем лютым, по утвердившемуся у нас обычаю; ибо многие обыкли называть худым тот день, в который случается им сретить что-либо прискорбное. Так день суда называет и божественный Апостол: «по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева, и откровения, и праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его» ( Рим.2:5–6 ). Пс.48:7 .  Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! «Надеющиися на силу свою, и о множестве богатства своего хвалящиися». Страшусь и трепещу ожидаемаго дня, говорит Пророк; а у вас, изобилующих богатством, нет никакой о нем заботы; тщеславясь чрезмерным обилием, возлагаете твердую надежду на скорогибнущее, как на нечто постоянное. Пс.48:8 .  Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Пс.48:9 .  Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек. Пс.48:10 .  Чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Пс.48:11 .  Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим. Пс.48:12 .  В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. «Брат не избавит, избавит ли человек? Не даст Богу измены за ся», «и цену избавления души своея». Надлежало же вам знать, что, как добродетель и благочестие предков и братий не приносят пользы тем, которые сами лишены их, так и по отшествии отсюда невозможно приобрести спасения за деньги. Ибо в настоящей жизни, как говорит Премудрый, «избавление мужа свое ему богатство» ( Прит. 13:8 ). Предложив этот совет тем, которые во зло употреблют свое богатство, Пророк обращает речь к делателям добродетели и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.135:5 .   Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его. «Сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его»; потому что и одно видимое небо проповедует Божию премудрость; велики – и обширность, и красота, и долговечность неба. Пс.135:6 .   Утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его. «Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его». И то достойно удивления, превышает человеческое разумение, что земля, окруженная отвсюду водами, стоит и пребывает в собственном своем естестве. Справедливо-же песнописец ко всем сим изречениям присовокупляет упоминание о вечной милости; потому что, не по собственной нужде, но по единому челоколюбию, создал все Человеколюбец. Пс.135:7 .   Сотворил светила великие, ибо вовек милость Его. «Сотворшему светила велия единому: яко в век милость Его». Человек, причастник Божественнаго промышления, возжигает обыкновенно светильники, но в совокупности взятый земный огонь не уподобляется сиянию одной звезды; светоноснее же всех звезд и самой луны солнце; потому что появляясь, и звезды делает оно невидимыми, и ослабляет лучи луны. Пс.135:8 .   Солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его. Пс.135:9 .   Луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его. «Солнце во область дне: яко в век милость Его». «Луну и звезды во область нощи: яко в век милость Его». Бог разделил светилам время, и солнечными лучами производит день, а луною и звездами освещает нощь, а чрез сие показывает собственную Свою благость. Пс.135:10 .   Поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его. «Поразившему Египта с первенцы его: яко в век милость Его». При сем, может быть, спросит кто: как милостию устрояется смерть? Посему, пусть обратит внимание на решение предложеннаго вопроса, а именно, что Бог, по милосердию к обидимым, наказывает обидчиков. Ибо Пророк и здесь присовокупил сие. Пс.135:11 .   И вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его. «И изведшему Израиля из среды их: яко в век милость Его». Милость к Израилю была причиною наказания Египтян, но милость и наказание срастворены правдою; потому что Израильтян помиловал справедливо, и Египтян наказал законно.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Пс.25:6 .  Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи. Пс.25:7 .  Чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. «Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи»: «Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя». Посему весьма гнушаюсь их суеверием, желаю же видеть жертвенник Твой, Господи, внимать ушами моими Твоим песнопениям и научать неведующих величию чудес Твоих. А сказанное: «умыю в неповинных руце мои», подобно тому, что сделано Пилатом, который, не восхотев стать сообщником в иудейском убийстве, умыл руки, и самым делом показал удаление свое от совершаемаго Иудеями. Посему, говорит Пророк, как неповинный и не имеющий никакого с ними общения, смело умыю и руки. Пс.25:8 .  Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Пс.25:9 .  Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными. Пс.25:10 .  У которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства. «Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея». «Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой». «Ихже в руку беззакония, десница их исполнися даров». Вместо слова: «благолепие» Симмах употребил: «чертог»; а вместо слов: «мужи кровей», «мужи убийцы». Как можно скорее, Владыка, говорит Пророк, избавь от пребывания с ними меня, возлюбившаго дом Твой, источающий лучи благодати Твоей, чтобы не погибнуть мне вместе с людьми злочестивыми, любителями даров, убийцами, жертвующими правдою. И сим Пророк опять дал разуметь, что говорит об иноплеменниках; а домом Божиим наименовал скинию, потому что божественный храм не был еще построен. Почему и присовокупил: «место селения славы Твоея». Пс.25:11 .  А я хожу в моей непорочности; избавь меня, [Господи,] и помилуй меня. Пс.25:12 .  Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа. «Аз же незлобою моею ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя». «Нога моя ста на правоте». Но пока и с ними живу, вожусь я простотою веры, и доныне удалялся от всякаго порока, и утвердив ноги свои на правоте благочестия, стоял безопасно и твердо. Умоляю же о том, чтобы до конца сохранить мне сию твердость; а сие будет, если избавлюсь от сожительства с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Апостол Павел говорит: «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле... но у нас один Бог Отец 11 , из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им» ( 1Кор.8:4–6 ). Понятие о Боге в Ветхом Завете Бог в Ветхом Завете – это отнюдь не абстрактная и далекая от человека безличная сила. Он – Бог живой ( 1Цар.17:26, 36 ; 4Цар.19:16 ), Он всегда жив и активен, Он «не дремлет и не спит» ( Пс.120:4 ), «не утомляется и не изнемогает» ( Ис.40:28 ). Бог в Ветхом Завете – это Бог святой ( Ис.57:15 ), имя Его «свято и страшно» ( Пс.110:9; 98:3 ). Его называют благим ( Пс.33:9; 99:5; 144:9 ), то есть добрым: Он – абсолютное добро, источник всякого добра и всякой святости. Бог – «Судия всей земли» ( Быт.18:25 ); Он «будет судиться со всякой плотью, нечестивых Он предаст мечу» ( Иер.25:31 ). Он – Судия Праведный, «всякий день строго взыскивающий» ( Пс.7:12 ); Он восседает на престоле и производит суд ( Пс.9:5 ); Он «одного унижает, а другого возносит» ( Пс.74:8 ); Он воздает возмездие гордым ( Пс.93:2 ). Во многих ветхозаветных текстах о Боге метафорически говорится как о человекоподобном существе, имеющем лицо, глаза, уши, руки, ноги, дыхание; говорится, что Бог видит, слышит, говорит, ходит, поворачивается и отворачивается, вспоминает и забывает, гневается и успокаивается, удивляется, скорбит, ненавидит, раскаивается. В основе этого метафорического языка лежит опыт личной встречи с Богом, ощущение Его постоянного участия в жизни людей. Древние ощущали Бога рядом с собой – Он был их царем и предводителем, присутствовал на их богослужениях и праздниках, помогал им в повседневной жизни. Свой опыт общения с Ним они пытались выразить доступными им средствами, используя человеческие образы и понятия. Архангел Михаил и три отрока в печи вавилонской. Книжная миниатюра. Византия. 14 век Понятие о Боге в Новом Завете В Новом Завете Бог открывается через Иисуса Христа, прежде всего, как Небесный Отец. В Ветхом Завете имя «Отец» иногда применялось к Богу ( Ис.63:16 ), но в том смысле, что Он – Отец Израильского народа. В Новом же Завете настойчиво и последовательно проводится мысль о том, что Бог – Отец всех людей 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

§ 57. Образ страшной слепоты представляет нам Писание на ветхом Израиле. Всякие чудеса сотворил Господь перед ними в земле Египетской, как читаем в книге Исхода и в Псалмах: Послал тьму и навел мрак, ибо они воспротивились словам Его; превратил воды их в кровь, и уморил рыбу в них; вскипела земля их жабами даже в сокровищницах царей их; Он повелел, и явились песьи мухи и мошки во все пределы их; вместо дождя послал им град и огонь,опаляющий землю их, и поразил виноградники их и смоковницы их, и сокрушил всякое древо в пределах их; повелел, и явилась саранча и гусеницы без числа; и поели всю траву в земле их; и поели все плоды в земле их; и поразил всякого первенца в земле их, начаток всякого труда их (Пс. 104:28-36). Но святой пророк исповедуется Господу: Отцы наши во Египте не уразумели чудес Твоих (Пс. 105:7), когда те страшные казни одних египтян, врагов Израиля, поражали, а израильтян не касались, как читаем в книге Исхода. Это самое как бы перстом показывало им особый о них Промысел Божий и милосердие; но они не уразумели чудес Божиих, не помянули милости Божией. Исшедшим из Египта и бежавшим от врагов своих, открыл Господь и там путь, где не было пути, разделил море и провел их (Пс. 77:13). Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше (Пс. 105:9). Увидели и врагов своих водой, как одним гробом, покрытых: Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось; воспели и хвалу Божию (Пс. 105:11-12). Но скоро забыли (Пс. 105:13) такие великие и страшные Божии дела. Сделали золотого тельца; вместо Бога Творца, Отца и Избавителя своего, почтили бездушного идола и поклонились делу рук своих: и сделали тельца в Хориве и поклонились истукану: и променяли славу Его на подобие тельца поедающего траву. И забыли Бога, спасающего их, совершившего великое во Египте, чудеса в земле Хамовой, страшное в море Чермном (Пс. 105:19-22). Приписали такое чудесное благодеяние Божие бездушной вещи и творению рук своих. Страшная хула и слепота! Бездушная вещь, сама собою недвижимая, какую помощь может подать, тем более такое чудесное дело сделать!.. Но ослепленный Израиль простирает руки и вопиет: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! (Исх. 32:4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010