9 Имена малых пророков: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. 10 Хотя перечисленных ветхозаветных книг 38, но евреи их считали 23, расположив по 22 буквам своего алфавита. Но кроме них в Библии имеются ещё 11 книг, которые называются неканоническими, и которые также написаны до Рождества Христова. Из них важнейшие: кн. Премудрости – Соломона и Иисуса, сына Сирахова, кн. Товит и 3 кн. Маккавейские. 11 «Соборными» они называются потому, что они написаны не одной какой-нибудь церкви, а собору, т. е. собранию церквей. Их ещё называют окружными. 12 Потому-то у нас перед чтением Евангелия и после него поют: «Слава Тебе; Господи, слава Тебе». 13 Вселенских соборов семь: 1) Никейский – 325 г., 2) Константинопольский 1-й – 381 г., 3) Ефесскй – 431 г., 4) Хакидонский – 451 г., 5) Константинопольский 2-й – 553 г., 6) Константинопольский 3-й – 680 г. и 7) Никейский 2-й – 787 г. Два первые собора были собраны против еретиков Ария и Македония. 14 «Нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле – так, как будто бы есть богов много и господ много, но для нас один Бог Отец, из Которого все, и мы у Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Тем» ( 1Кор. 8, 4–6 ). 15 Вездесущие Божие наглядно изображается Давидом так: «куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Вэойду ли на небо, Ты – там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя» (Псл. 138, 7–12). 19 Ап. Иуда говорит о падших духах: «это суть ангелы, не соблюдающие своего начальства, но оставившие свое жилище» (6 ст.). 20 Так и в послании своём евангелист Иоанн писал: «мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истинном Сыне Его – Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5, 20 ). 21 Помазанниками в Ветхом завете назывались цари (как Давид), первосвященники (как Аарон), и пророки (как Елисей). Господь Иисус назван Помазанником во всех трёх смыслах, ибо Он есть и Царь, и Первосвященник, и Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Александр 03 февраля 2013г. 02:04 « Туманность и тени  науки в созвездии непостижимости  философии и  богословские умозрения на Свет и мысли (энергии) Творчески - Логосных -  Актов» Св. Григорий Палама: " в горняя... в горняя... к СВЕТУ " . Д ля плодотворного диалога ученых, философов и богословов.  В свете   «богословия природы»   точки окружности (наука и философия)  проецируются на центр круга, то есть богословие.  «Венец природы» является еще не «обожженным плодом» изначального «наброска»  всего видимого космоса. Человек  еще подобен солнечному отражению в капле воды (микро и макро). Из ничего ( exnihilo ) есть не что иное, как  кристаллизация мысли Художника и в центре божественной композиции стоит перспектива обожения (по искуплению), а завершающим штрихом «гармоничного шедевра» является «уничтожение наброска» и воспроизведение под звуки песни новой (Отк) сотворения Града Нового или перехода (пасха) на неизведанный и не постижимый настоящим разумом уровень космического бытия. А формула «космологической эсхатологии» есть учения отцов о спасении или трансцендентальность (придельный вопрос) стирает границы  между микро и  макро, открывая врата душе к Свету Горниму Божественной Любви. Он будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей...(Псл.95.13) ( выд. мной и далее) И не войдет в него ничто нечистое..., а только те, которые запи саны у Агнца в книге жизни...(От к. 21. 27) Св. Ефрем Сирии; Солнце померкнет от страха, побледнеет луна, содрогаясь, помрачатся светлые звезды перед Судией. Море, ужаснувшись, всколеблется, иссохнет, исчезнет, не станет его, земля объята будет пламенем и разрушится земля. Видим суд и разрушение града ветхого произойдут совместно т ак как , брань эта духовная , двоякого рода или Он покоряет словами небо , а судами землю . 2Пет. 3:7 .   А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом , сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. 2Пет. 3:10 .   Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

http://bogoslov.ru/article/3107623

«Благослови, душа моя, Господа и все внутри меня – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его: Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои, избавляет от могилы жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами, исполняет благие желания твои, обновится как у орла, юность твоя. Являет Господь милость и правду всем обижаемым ... Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Псл. 102-й). В минуты испытаний многие унывают, ропщут. Но надо понять, что Господь иногда допускает, чтобы с нами случались неприятности и скорби, не потому, что Он забыл нас или хочет наказать нас. Нет! Он допускает их, как горькое, но необходимое лекарство , исцеляющее нас от гордости, легкомыслия, самонадеянности, самолюбия и других недостатков. Понимая это, великий святой Иоанн Златоуст на закате своих дней говорил: «Слава Богу за все, а особенно за скорби!» Н ам, православным, надо еще особо благодарить Бога за то, что Он удостоил нас быть чадами Своей истинной Церкви , которая силой духа Святого содержит чистое Евангельское учение, которая освящает и укрепляет нас своими благодатными таинствами. Это та Церковь , к которой принадлежали Пророки, Апостолы, мученики и все святые, находящиеся в обителях небесных и одновременно составляющие с нами, их младшими братьями, одну великую Божью семью. Эта та Церковь , в которой мы удостаиваемся причастия животворящего Тела и Крови нашего Спасителя, дающего нам бессмертие. И так, когда мы вникаем в пути промысла Божия в нашей жизни, то мы видим, что не столько долг и обязанность, сколько все существо наше, вся жизнь наша в настоящем и в будущем требует, чтобы мы не оставались бесчувственны к благодеяниям Божиим! К этому надо добавить, что наша благодарность нужна не Богу, но именно нам самим. Когда мы благодарим Бога, мы вспоминаем Его любовь к нам, Его постоянную забот у о нас и море материальных и духовных благ, которые Он ежедневно изливает на нас. Это воспоминание проясняет наш разум , дает нам возможность отчетливее понять, в чем заключается цель нашей жизни, помогает нам отсеять второстепенное от главного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В предсказаниях древних пророков, Мессия, имеющий прийти в мир, часто представлялся в образе Царя (2 царств, VII, 12–19; 2-й Псл. 6, 8 ст.; Исаии II, 2–4; IX, 6–7; XI, 1–10; Иезек. XXXIV, 23–24; Дah. II, 44 ). И Ангел, предвозвестивший Пресвятой Деве рождение от Нее Спасителя, сказал о Нем, что Он воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Ею не будет конца ( Лук. 1, 3, 5 ). Большая часть иудеев на самом деле и думали увидеть в ожидаемом Мессии земного царя, который прийдет возстановить Давидово царство, и покорить ему других народов. Но Иисус Христос всею своею жизнию опровергал это их чаяние, и показывал, что его царского достоинства нельзя понимать в земном смысле. «Царство Мое не от мира сего» сказал Иисус Христос на вопрос Пилата: «Царь ли Ты?» ( Uoah. XVIII, 33, 36 ст.) Некоторые из латинских богословов пытались перетолковать и эти ясные слова, обличающие мирские притязания пап, объясняя их таким образом, что Иисус Христос этими словами не отрицал в себе достоинства царя земного, но выражал только ту мысль, что свои царские права он подучил не от мира сего, не от людей – по праву преемства или завещания, а непосредственно от Самого Бога – Отца Своего 42 .Но дерзкая произвольность такого объяснения ясно обличается следующими же словами Иисуса Христа Пилату: «если бы Царство Мое было от мира сею; то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеем; но Царство Мое не отсюда.» (Тот же 36-й ст.) Этими словами Иисус Христос отвергал не только мирское происхождение, но и мирской характер – мирскую силу своего царства. Я вся жизнь Иисуса Хряста показывает, что Он не считал Себя и не намеревался быт царем на земле. Он родился не на троне, а в яслях; Он во время жизни Своей не имел, где главу приклонить; Он умер позорною смертию; не потому конечно, что не успел или не мог занять престол Давида отца своего; Он мог бы покорить себе все царства мира; Он мог бы призвать себе на помощь и защиту легионы ангелов (Матф. XXVI, 53.) Но Он на то родился, и на то пришел в мир, чтобы властвовать над сердцами людей, не могуществом внешней силы, а только могуществом истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Войдя в храм, Христос снова, как и первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, — а вы сделали его вертепом разбойников». Слепые и хромые обступили Христа в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «осанны Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?» Иисус Христос ответил им, что об этом было предсказано еще в Ветхом Завете царем и пророком Давидом в псалме, где говорится: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя.(Псл.8.3). В заключении описания священных событий настоящего праздника мне бы хотелось привести отрывок из проповеди святителя Димитрия Ростовского, где говорится о непостоянстве человеческой славы и похвалы. Святитель, как бы от лица Христа говорит. «О люди! Вы, как трость ветром колеблема, так и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести; а через несколько дней, о, как обесчестите Меня! Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать крест для Меня. Ныне вы Мне подстилаете ветки под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, бия, уязвляя и причиняя Мне многие раны. Ныне вы взываете «осанна», а через несколько дней вы будете кричать: «Распни, распни!» Ныне вы со славою встречаете Меня, а через немного дней вы с ругательством будете вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!» В память священных событий в храме люди держат ветви вербы в руках и поется в этот праздник: «Мы, подобно детям еврейским, нося знаки победы жизни над смертью, восклицаем Тебе, Победителю смерти (это вспоминается воскрешение Лазаря): осанна в вышних, благословен идущий во имя Господня».

http://pravmir.ru/vetvi-verby-eto-znak-p...

Мелхиседек был звездой, сиявшей в мире языческом и представителем новозаветной веры в нем 231 . 7. Рождение Исаака и Измаила от Авраама и их судьба и рождение Иакова и Исава от Исаака, по новозаветному толкованию Написано, учит св. апостол Павел: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной ( Быт. 16:15; 21:3 ). Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот – по обетованию. В этом есть иносказание и пр. ( Гал. 4:22  и дал.). Ту же основную мысль еще яснее и шире тот же св. апостол высказывает и развивает в своем послании к Римлянам, где между прочим говорит: «не все те Израильтяне, которые от Израиля. И не все дети Авраама, которые от семени его. Но сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быт. 21:10 ). То есть не плотские дети суть дети Божии: но дети обетования признаются за семя ( Рим. 2:6–8 ). Прежде всего, – это толкование ветхозаветного понятия о семени Авраама ведется апостолом по поводу и в виду кажущейся несообразности, – противоречия между Божественным избранием ветхозаветного Израиля в особый народ и новозаветным отвержением его в массе. Это отвержение для апостола было уже совершившимся событием ( Рим. 9:1  и дал. и др.), но при самой жизни Спасителя и в устах Его оно было еще только приближающимся к совершению событием (срав. Мф. 23:24 ; Иоан. 8 и др.), которому нужно было еще завершение в величайшем преступлении – убийстве Мессии – праведника ( Иоан. 8 срав. замеч. слова самих иудеев при кресте из Псл. 21 в Мф. 27:43) 232 апостол теперь и развивает в связи с мыслью о предопределении великую историческую и вместе типологическую идею Ветхого Завета, предоткрытую уже в толковании Господа и Его предтечи, – идею о семени спасения и семени погибели, идею самого же Ветхого Завета, проникающую всю историю последнего, начиная с истории Каина и Авеля 233 . Апостол развивает эту мысль на детях Авраамовых и Исааковых ( Рим. 9:6–13 , сн. Гал. 4:22–31 ), из которых Исаак и Иаков являются представителями и типами семени спасения, благословения, а Измаил и Исав – семени погибели и проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Правильно ли такое суждение адвентистов?   Нет, не правильно. Адвентисты не читают псал. 87-го от начала до конца, поэтому и не могут понять его. В этом псалме пророчествуется о Христе Спасителе: о Его молитве в саду Гефсиманском (ст.Пс. 87:2, 3, 15, 16; ср. Мф. 26:42), о Его страданиях за людей (ст. Пс. 87:4—8, 17, 18), об удалении от Него даже знакомых, когда Его судили, и когда Он был на кресте (Пс. 87:9, 19 ст. ср. Лук. 23:49; Мф 26:73—74) В стихах же Пс. 87:11—13 пророчествуется о нисхождении Христа в ад, и о необходимости этого дела. Мертвые были заброшены, лишены возможности видеть лице Божие и чудеса Господни; живых Бог вразумлял наказаниями и ободрял милостями, а мертвые не могли удостоиться видеть чудо Божие. И вот, Христос является пророком и законодателем во гробе: он возвещает милость Божию, как сообщает Ап. Петр: «мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр 4:6). Для этого Христос и «нисходил прежде в преисподния места земли» (Еф. 4:9), «и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1 Петр. 3:19—20; Чит. Злат. 5, 882—887). Как извращают адвентисты псалом 113?   Адвентисты берут из 113-го псал. 25, 26 стихи, читающиеся-де так: «не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы будем благословлять Господа» (Пс. 113:25, 26), — и говорят, что псалмопевец отвергает бессмертие души. В чем заключается извращение адвентистами указанного места?   Адвентисты не дочитывают 26-го стиха до конца, поэтому для них и не ясно, о чем говорит псалмопевец. Царь Давид говорит здесь о духовных (нравственных) мертвецах [ср. Матф.8], о людях, которые умерли для добродетели. А что это именно так, то это видно из того, что мертвецам псалмопевец противопоставляет себя и говорит: «Мы будем благословлять Господа отныне и во век» (Пс. 113:26), то есть и в загробном мире (Злат. 5, 337—338)    И далее, в псл. 114, псалмопевец пророчествует, как души людей будут избавлены Спасителем от тягостей ада: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых» (Пс. 114:7, 8, 9). Это-то облагодетельствование и радость смерти испытывают Апостолы, когда говорят: «мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор 5:8). О «земле живых» (Пс. 114:9) Апостолы говорят христианам так: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр 12:22—24)!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Руководители восстания не только не согласовали свои действия с Москво й, но даже не договорились с Вашингтоном и Лондоном (и лондонским эмигрантским правительством). И, тем самым они дискредитировали себя в глазах поляков, невольно увеличив популярность компартии. «Возникла парадоксальная ситуация, - отмечает Чехновский. - В сущности, восстание привело к прямо противоположному результату, чем ожидаемый; вместо того, чтобы предотвратить захват власти в Польше коммунистами, оно способствовало этому. 6 сентября Делегат Правительства и Командующий АК телеграфировали в Лондон: «Очевидно, что после поражения восстания в Варшаве власть перейдет в руки коммунистов, причем во всей стране». (Взято в ЖЖ-блоге В. Харитонова). Но и после освобождения от немцев в АК господствовали авантюристические настроения. «Непримиримые» встали на путь вооруженной борьбы с режимом, которая опять-таки была обречена на поражение, ведь бороться приходилось и с СССР. Всего в деятельности вооруженного подполья приняло участие 150 тысяч человек, причем в некоторых воеводствах (Жешувском и т. д.) столкновения принимали характер гражданской войны. Но, несмотря на размах повстанческого движения, оно было подавлено. А ведь его многочисленные участники могли бы принять участие в легальной политической борьбе. Коммунисты не установили своей партийной диктатуры и были готовы взаимодействовать со всеми легальными партиями. Они заключили компромисс с деятелем лондонского эмигрантского правительства и крестьянской партии Стронництво Людове (СЛ, «Воля Люду») Станиславом Миколайчиком. В стране было создано коалиционное правительство, которое возглавил лидер Польской социалистической партии (ППС) Эдвард Осубка-Моравский. Коммунисты (Польская рабочая партия, лидер - Владислав Гомулка) получили в нём многие ключевые посты, но там же были представлены и функционеры СЛ. Сам Миколайчик расколол свою партию, создав новую структуру - Польское СЛ (ПСЛ), занимавшую более правые позиции. В 1946 году в Польше прошёл референдум, на котором 77 % респондентов высказалось за строй, возникший после радикальной аграрной реформы и широкомасштабной национализации. Таким образом, большинство проголосовало против капитализма, встал вопрос о проведении выборов в польский парламент (сейм). Коммунисты предложили такую политическую конфигурацию: все ведущие партии получают равное количество депутатских мандатов. Но лидеры крестьянских партий отказались от такого предложения. И вовсе не потому, что подобный раздел голосов противоречил нормам представительной демократии, согласно которым места в парламенте распределяются в соответствии с количеством поданных голосов. Нет, они потребовали себе сразу 75 % всех мандатов, причем ПСЛ должна была получить аж 70 %. Это была уже наглость, коммунисты на это не пошли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

37 Таковы: «Сказание некоих речений, недоумеваемых в Божеств. Псл, содержащее в себе прекрасное объяснение трудных изречений в псалмах 1–3, 33, 140; «Сказание строки: «обновится яко орля юность твоя»; «сказание строк пс 89: Господи прибежище», «Сказание отчасти на пс 18; сказание о птице – Неясыти», см. соч. препод. Максима при Прав. Собесед. 38 Отдельно в полном составе писания св. Григория В. на пс. не дошли до нас. Известное под его именем объяснение 7 покаянных псалмов, из которых на пс. 50 переведено и на русский язык в Воскр. Чтении 18 42/19, по отзывам ученых, принадлежит к числу сомнительных его творений. См. ист. уч. Об отцах ц., Филарета Черниг., т. 3, параграф 239, примеч. 12. 39 Ист. ц. Филарета, пер. 3, изд. 2, стр. 144–145. Подробное описание этой Толковой Псалтири в опис. ркп. Моск. Син. Библ., отд. 2, 77, стр. 101 и дал. 40 Вероятно, эти извлечения составляли черновую, подготовительную работу Святителя к предполагавшемуся им более обширному труду объяснения Псалтири (см. его письмо к Феологу в изд. Соч. Т. 5, стр. 136 М., 1839–40); но только, как замечается в его жизнеописании, помещ. при 1 т. его соч. (стр. 26), «замышленному сему делу препятствие сотвори скорая смерть». 41 Напеч. В 1715 г. Кроме объяснит. Замечаний пред каждым пс., содержащим в себе буквальное или аллегорическое объяснение надписаний и краткое изложение содержания и особенно таинственного смысла псалмов, или же указание повода к написанию, цели и назначения их, в начале этой Псалтири прилагается еще а) предисловие к благочестивым читателям предлагаемой им св. книги, приглашающее их своеобразным аллегор. Объяснением 150 пс. к хвалению Бога в различных (9) ликах святых Его, изображаемых будто бы в Пс. Наименованиями образа и различных инструментов хваления Господу, и б) предметный указатель содержащихся в Псалтири псалмов для удобнейшего их употребления. Около того же времени в 1707 г. Под наблюдением рект. К, колл. и архим. Лавры Иосафа Кроковского издано было еще в Киеве Толкование на 50-й Пс. (Обз. Дух. Лит. Филарета Харьк. 1 189), но которое также не подвинулось дальше средневековых западных толкований.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

106 Статья написана, в основном, в дек. 1991 г. – февр. 1992 г., когда она была просмотрена сотрудницей Института Истории СССР и коллегой И. А. Голубцова – Н.А. Горской, за что автор ее благодарит, но главредом их издательства она не была принята к напечатанию по неосновательным аргументам. В сокращении была опубликована в других издательствах в 1992 и 1995 г. (см. библиографию). Компьютерный набор выполнен в июле 1996, окончательная верстка в июне 1999 г. 107 В частности: « Челобитная выезжего из Польши б. русского тайного агента И. К. Любицкого 1687 г.» – [ЧОИДР, 1915, кн. III]; «Измена Нагих» – [Уч. Зап. Ин-та Истории РАНИИОН, 1929, IV кн.]; «Аннотированный указатель к изданию т.н. Московского летописного свода конца XV–ro века» – [ПСЛ, изд. АН СССР, 1949 г., т. XXV]. Для юбилейного издания Ин–та Истории АН СССР «История г. Москвы» 1952 г. им было составлено 11 планов и две карты Кремля и Москвы в целом. Список его печатных трудов дан самим автором в автореферате на соискание ученой степени кандидата исторических наук: «Вопросы исторической географии, архивоведения, археографии и источниковедения», М., 1963 г., изданном Институтом Истории АН СССР. К списку подготовленных И. А. Голубцовым к печати трудов следует добавить изданный им в 1911 году «Сборник статей по литургике и церковной археологии» (144 стр.) его безвременно скончавшегося отца, проф. МДА А.П. Голубцова , а и 1918 г. – фундаментального труда того же автора: «Из чтений по церковной археологии и литургике» в 2–х частях, почти и 750 (464 + 288) страниц. 109 Там же указано, что (в 1899 г., когда Н.И. Богоявленский окончил МДА) Маня кончила 1–й класс, Ваня – 2–й, а его ближайший друг детства и юности, двоюродный брат, Паня Каптерев поступил в 1–й класс. 110 См. личное дело по Университету – ЦГИАМ, ф. 418, оп. 319, д. 317. В гимназическом аттестате зрелости – все «5», кроме среднегодовой «четверки» по русскому языку с церковно–славянским [на экзамене же – «5»]. л 111 Тогда в Университете было три градации оценок: «весьма удовлетворительно» удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

  001     002    003