Пункт третий. 1. Бог создал мир, в котором всё живое и всё хвалит Господа. Об этом песнь Давида (Псл.148): «Восхваляйте Господа на небесах, восхваляйте Его в обителях Небесных! Восхваляйте Его, Ангелы Его; восхваляйте Его воинство Его! Восхваляйте Его, солнце и луна! Восхваляйте Его, звезды и свет! Восхваляйте Его, высочайшие небеса и вода, что превыше небес!» Не только на небесах существует жизнь, на земле присутствует жизнь в минеральных, растительных и животных мирах. И, наконец, существует особая человеческая, в идеале богочеловеческая жизнь. Своя жизнь существует внутри этих царств и миров. В ней возникают свои образования. Вода и минералы, соединяясь вместе, образуют глину, новое образование, могущее держать свою форму, в отличие от воды, и форму, отличную от статической формы минералов, форму динамическую. «Горшечник» дает жизнь разным изделиям, новую жизнь, отличную от жизни чистой глины. («Не властен ли горшечник над глиной» Рим.9:21). Оплодотворенная яйцеклетка приобретает новую животную жизнь, и только мать («материнская утроба») дает ей человеческую жизнь, и никто более. Весь мир создан для человека и служит ему пищей, одеждой и жилищем. И мы не каемся в том, что поедаем цыпленка или барашка. Отброс неполноценных зигот относится к этому же разряду действий, и потому не является грехом. И последнее. Не забудем: женщина «спасается через чадородие». Об этом напоминал нам св. апостол Павел в первом послании к Тимофею (1 Тим. 2:15). 2. Все церковные документы имеют разную значимость и актуальность. В них выражается идеология и учение Церкви, вплоть до догматического учения Церкви. Догматическое учение, признаваемое всеми православными Церквами, являет наше мировоззрение, и мы безоговорочно руководствуемся им. В противном случае мы становимся не только грешниками, но и еретиками. А вот наше отношение к церковной идеологии должно быть другим. Никакая идеология не может быть непогрешимой. Даже у католиков непогрешимыми являются лишь некоторые суждения папы, произнесенные в особых обстоятельствах и по особым случаям. Нельзя нам являть себя маленькими папами и с инквизиторским рвением осуждать и оскорблять людей. Допустимо лишь рассуждение, но не осуждение. Рассудительность - одна из главнейших добродетелей христианина, и все наши рассуждения должны быть проникнуты любовью.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/09/ne...

VII. Господи, воззвах и стихиры Пс. 140 . Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи! †. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи! Услыши мя, когда взыщу помощи Твоея в борьбе с грехом, когда начну вступать на тесный, тернистый путь заповедей Твоих. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. †. Да направится молитва моя, да вознесется пред Тобою, как фимиам кадильный, – да не тяготеет к земле душа моя, к земным заботам и удовольствиям. Приими молитвенное воздеяние рук моих, как жертву вечернюю. Читается: Положи, Господи, хранение устам моим и проч. стихи 140 и 141 псалмов. Пение стихов и стихир Псл.141:7. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Душа моя в заботах земных, в скорбях, в страстях греховных, как в темнице пребывает; освободи меня от них, чтобы чистым сердцем Тебе славити. И поется стихира первая. Мене ждут праведницы, дóндеже воздаси мне. Меня примут праведники, когда воздашь мне благодать Твою, когда соделаешь меня носителем Духа Твоего Святаго. † Стихира вторая. Пс.129:1 . Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. †. Стихира третья. Пс.129:2 Да будут уши Твои, внемлющие гласу моления моего.†. Стихира четвертая. Пс.129:3,4 Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит. Яко у Тебе очищение есть. Если беззакония наши отмечать, то кто устоит правым пред Тобою? Только у милосердия Твоего наше очищение, прощение грехов. †. Стихира пятая. Пс.129:5 . Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. Ради имени Твоего Святаго претерплю все скорби, лишения, бедствия сей жизни, – ради того, чтобы сохранить имя – звание христианина. †. Стихира шестая. Пс.129:6 . От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. От раннего утра до глубокой нощи, от первого часа до последнего, весь день, всю жизнь да уповает народ Божий на Господа. Утверди нас! †. Стихира седьмая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А.П. Покровскому. 24 марта 1867 г. «Относительно влияния речей княгини – с опыта говорю. Я постарше Вас, а испытывал их дурное действие. Смотрю, что за пропасть, что дело не так пошло… Уж насилу догадался… и запретил ей курить. Слушаешь, как мед пьешь… и потом какое воодушевление бывает! Но в парении ума непременно что-нибудь нагородишь. Со мною было это, отчего не быть тому же и с Вами. Самим Вам это трудно заметить. Можно в мыслях себя смирять; но гордение может проходить ниже мыслей, в глуби сердца» с. 54–55]. В письмах святителя конца 1860-х – начала 1870-х гг. упоминания княгини и Алеши идут неразрывно. Она устраивала Алешу в Московскую семинарию, заботилась о его слабом здоровье, хлопотала о местах работы, искала невесту и пр. К протоиерею И.Г. Переверзеву. 10 января 1871 «В Москве княгиня больная и не выходит. Алеша 12 лежит в клинике…» с. 638]. 2 мая 1873 г. «Княгиня пишет, что нашла для Алеши невесту – у какого-то святого священника, – и дело будто слаживается» с. 637–651]. Живя в Москве, Пелагея Сергеевна продолжала выполнять некоторые поручения Феофана, о чем свидетельствуют письма: Письмо иерею В. П. Нечаеву «Если милость Ваша будет – прошу покорно слать Ваш журнал одной моей знакомой, которая богата духом, но не карманом… адрес ее: на Спиридоновке, близ церкви в доме г-жи Оболонской – княгиня П. С. Л. О. Николай Спиридоновский 13 ее знает хорошо» с. 429–430]. Иерею В. П. Нечаеву . 26 июля «Из числа моих экземпляров потрудитесь отослать княгине той, которой и экземпляр журнала шлете (ПСЛ– на Спиридоновке, в доме г-жи Оболонской), 10 экземпляров. Она там раздаст, кому нужно из наших знаемых» с. 430–432]. В 1874 г. Пелагея Сергеевна решила поселиться в Дивееве, но эти планы по каким-то причинам не осуществились. К А.Д. Тарбеевой. 30 декабря 1874 г. «Княгиня точно собралась совсем в Дивеево. Верно, умирать хочет» с. 160]. К протоиерею И.Г. Переверзеву. 1 января 1875 г. «Княгиня вяла и совсем собралась в N. После Пасхи поедет. Как-то после нее пойдет» с. 647].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Катя 15 октября 2015, 18:32 Лариса Воронина: Насколько я помню, это было в " Ведомостях " одном из номеров за последний месяц-полтора. " Левиафан " здесь, мягко говоря, ни при чем... корнилий 15 октября 2015, 12:52 ответ2015-10-14 22:00 НН: Так в государстве должна быть социальная справедливость или нет? " Вы разве не знаете кто управляет этим миром, и Святое писание вас не чему ни научает?Вы же сами из него приводите пример что между вами да не будет так ведь это конечно же между рабами Божими,а для истиного раба Божего всякий гос.строй подходит лишбы только не призывал его делать злое.ВОТ к примеру что говорит Апостол Павел " рабом ли ты призван не смущайся " и далеедо слов " в каком звании кто призван братия в том каждый и остовайтесь пред Богом " 1 псл.к.аримф.гл.7.. достойно жить для Христианина это жить по заповедямхоть ты раб хоть ты свободный. Первичен Мир Христов который внутри нас, а в этом мире с его системами мы живём как в палатке, кесарево кесарю, а Божее Богу. Роман 14 октября 2015, 22:15 Наконец мои мысли приобрели стройность. Я уже давно противлюсь внутрицерковным сектам. Но боюсь скатиться к их уровню в своей борьбе с ними до их состояния. Очень полезная статья! НН 14 октября 2015, 22:00 Наталья Сурай: " Коварство диавола заключается в том, что он облекает ложь в правду. Героизация борьбы за социальную справедливость – непременный атрибут всех революций " .., Так в государстве должна быть социальная справедливость или нет? Если ДА - то почему главы государства допускают НЕсправедливость? Если НЕТ, то как быть со словами Христа о том, что " князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так " (Мф.20:25). Никто мне не может объяснить, почему для православных так плох государственный социализм... Почему, когда есть бедные (и много) и им плохо - нормально, главное, чтоб не вздумали выражать недовольство; а когда бедных нет - то это плохо? Где сказано, что это противно Господу? Только не надо говорить, что достойная жизнь - это попытка построения рая на земле, это передёргивание в пользу богатых.

http://pravoslavie.ru/86543.html

Ип. л., Ип. лет., Ип. сп. и т. д. – Летопись по Ипатьевскому списку. Издание Археографической комиссии. СПб., 1871. Ист. о презельной брани – История о презельной брани. Действия презельной и от начала поляков крвавшей небывалой брани Богдана Хмельницкого, гетмана запорожского, с поляки... Киев, 1853. Ист. Рус, Ист. рус. Конисс. – История руссов или Малой России. Сочинение Георгия Конисского , архиепископа белорусского. М., 1846. Л. лет., Лавр. л., Лавр. сп. и т. д. – Летопись по Лаврентьевскому списку. Издание Археографической комиссии. СПб., 1872. Лет. пов. о Мал. Рос. Ригельмана – Летописное повествование о Малой России и ее народе и казаках вообще... Ригельмана А. И. М., 1847. Ч. I – IV. Лет. Самов. – Летопись Самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междоусобиях, бывших в Малой России по его смерти. М., 1846. Пог. Сб. – Погодинский сборник (рукоп., Арх. Ленингр. отд. АН СССР) ПСЗ – Полное собрание законов Российской империи ПСЛ, П. Собр. Л. и т. д. – Полное собрание русских летописей, издаваемое по Высочайшему повелению Археографическою комиссиею. СПб., 1843. Т. II. Преосв. Евгений. Опис. Киевск. Соф. соб. и т. д. – Преосвященного Евгения. Описание Киево-Софийского собора и история Киевской иерархии. 1825. Соф. Врем. ПСЛ, т. V – Софийский временник//Полное собрание русских летописей... СПб., 1851. Т. V Укр. песн. Москв. – Украинские народные песни. М., 1834. Христ. чт. – Христианское чтение (ежемесячник С.-Петербург. дух. акад., вых. с 1821 г.) Antelenchus – Antelenchus to jest odpis na scrypt uszczypliwy zakonników cerkwie odstpnej. 1622. Antirr. – Antirrchesis Krysztofowi Philaletowi który wydal xik imieniem staroytney Rusi religii greckiey. 1610. Cadlub. – Cadubek Wincenty. Chronicam Polonorum//Monumenta Poloniae historica. Lwów, 1872. T. 2. Dug., Dugosz etc. – Dugosz. Opera omnia. Krakoviae, 1863 – 1887. V. 1 – 14; 1876. V. 3. Collect Historiae Polonicae. Dz. Helw. ko. uk. etc – Dzieje kocioa Helwieckiego w Litwie. Lukaszewicza. 1843. Miscell. rerum Cojalow. etc – Miscellanea rerum ecclesiasticarum. Cojalowicza. 1650.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   II. Св. мученики самосатские Иаков, Роман и друг, только что перешли от мрака к свету, только что успели окреститься, и – должны были следовать на смерть. Когда было велено распять их на крестах, они, воспоминая свое языческое многобожие и нечестие, в котором столь недавно находились, говорили друг другу в чувстве умиления: „подлинно, мы недостойны того, чтоб нам умереть, как умер И. Христос “ (Акты муч. „Хр. Ч.“, 180 г., 38). Св. Иоанн Лествичник передает нам, не по преданию, а как очевидец, рассказ о целом общежитии падших и кающихся грешников (подвиги покаяния их были поразительные). Об исходе-то их он говорит следующее: когда кто из них умирал, прочие старались видеть умирающего, пока он находился в полной памяти, и спрашивали его: „каково твое состояние...? чего ты надеешься? получил ли ты какое-нибудь извещение о спасении твоем или еще не ясную имеешь надежду? был ли внутри тебя глас: отпущаются ти греси твои (Мф. IX:2); вера твоя спасе тя?“ ( – ст. 22) И – умирающий отвечал: „благословен Господь, Иже не остави молитву мою и милость Свою от мене“ (Псл. LXI, 20). Так пишет св. Лествичник о кающихся в своей Лествице (V слово).    Так, хоть покаявшиеся грешники при смерти своей встречаются мыслью с ужасными грехами, которые допустили, или вообще припоминают себе беспечную и многострастную жизнь свою, – однако не приходят в смущение: потому что искренно исповедались во грехах своих пред Богом и с верою приобщились св. таин, а иные и успели показать плоды покаяния. Соболезнование их о смертных грехах только вызывает в них чувство умиления пред Богом и благодарность Богу за то, что они удостоились прежде конца принести покаяние. Они представляют себе Бога не Судиею только праведным, но и милостивым Отцом.   18. Примеры мучительной кончины грешников    Жития святых передают нам множество примеров тяжелой и мучительной смерти, постигавшей грешников.    Независимо от мучений душевных, коими мучились эти грешники, самая смерть их обставлялась для них такими тяжелыми и позорными обстоятельствами, которые ясно свидетельствуют нам о том, как Господь, долготерпеливый и многомилостивый, карает нераскаянных, упорных и закоренелых грешников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Поэтому, Он должен был сотворить мир, включая как тела, так и души людей, из материи, и недостатки в творении возникают не от Его воли, но от природы самой материи (с. 2). Гермоген, по-видимому, не основал секты и умер в общении с церковью; и так как Тертуллиан не обвиняет его в каких-нибудь других заблуждениях, кроме упомянутых, то некоторые другие ранние писатели быть может ошибались, приписывая ему верование, что Спаситель оставил Свое тело на солнце. Бл. Августин, однако же, называет его савеллианином (De Haeres. 41). Одно место в трактате Тертуллиана против него знаменательно вследствие того, что, по-видимому, отрицает вечность Сына Божия (с. 3). 265 Hieron. Ady. Rufin. 2:17 (Patrol. 23); он. Aug. De Catech. Rud., 19 там же, 40; на псл. 54 (там же 36:643); Petar. De Trin. Praev. 3:7, 6. 268 Простое человечество поддерживалось раньше свионитами (см. выше); но Феодот был первым языческим ересиархом, который держался такого учения. 269 Эти основания приводятся автором «Малого Лабиринта» (Ар. Euseb. 5:28), которого барон Бунзен отождествляет с автором Phiiosophumr.na, приписывая оба эти творения Ипполиту, епископу Порта. Феодорит говорит, что некоторые приписывали Лабиринт Оригену , но что стиль оказывается не его; другие приписывали его Каию Римскому. 270 Labyrinth. Ар. Euseb. 5:28. Писатель передает рассказ о неком который, выссжую славу иеповедника, склоаеыъ, через предложение болыпоЗ придать блеск секте артемонцев, сделавшись епископом среди них. Он неоднократно получал предостережения против этого в сновидениях, но не обращал внимания на них, пока наконец, имел видения ангелов, которые подвергли его сильным побоям, которых остались ванеиъп по пробуждении. Показав эти следы и заявив глубокое сокрушение, он с некоторым затруднением был вновь допущен в церковь . 278 Заглавие «Философумена» собственно принадлежит только первым книгам, а общее заглавие «Опровержение всех ересей». 282 9:11, 12. В Лже-Исидоровых Декреталиях Сильвестра первый изображается осуждающим Каллиста за савеллианство, не без подозрения, что он был одним из его собственных предшественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москву каменну. Во Москве-то каменной, Во Святой Руси, Во Святой Руси, У собора-то было У Успенского, У Успенского,Молодой казак с ружьем На часах стоит, На часах стоит, Богу молится… (Песни 1986: 93) В этой песне особенно подчеркнуто несколько моментов: а) Святая Русь — это страна, где светит красно, светло солнышко (контаминация по народной этимологии понятий светлый и святой); б) столица Святой Руси переместилась из Киева и Новгорода в Москву; в) одним из символом Святой Руси является Успенский собор московского Кремля; г) часовой Святой Руси, стоя на часах, Богу молится. Это последняя деталь примечательна: автор песни хочет напомнить известный стих Псалтыри: «Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Псл. 126:1). Часовому мало быть на страже и бодрствовать, надо помнить о Боге и молиться Тому, кто действительно охраняет город. Исторические песни так же, как духовные стихи, часто употребляют понятие Святая Русь как естественное, не требующее пояснений, как нечто реально существующее, но без всякой гордости или превозношения, так что иногда создается впечатление, будто выражение Святая Русь принадлежит лишь поэтике древнерусской литературы. Приведем такой пример: Еще есть ли на Святой Руси такова трава, Чтоб которая росла, трава, без корени… (Песни 1986: 422) Только внимательное изучение контекста позволяет различить не только собственно поэтические, но и смысловые оттенки в употреблении понятия «Святая Русь». Так же, и понятие «мать-сыра-земля» никак не может быть предметом лишь поэтики древнерусской литературы, поскольку заключает в себе один из древнейших мировоззренческих пластов народного сознания. Многие исторические песни московского периода начинаются с конкретизации места действия, при этом время отходит на второй план или же не конкретизируется совсем. Приведем один пример: Что у нас было на Святой Руси, На Святой Руси, в каменной Москве… (Песни 1986: 114) Такое начало настолько характерно, что перечислить все случаи его употребления невозможно (см. Песни 1986: 114, 140; Собрание 1986: 52, 53, 160, 161, 162, 335).

http://pravoslavie.ru/333.html

Иуда, указавший место нахождения Креста, видя чудо воскресения мертвеца, уверовал во Христа и вместе с другими иудеями принял крещение, получив при сем имя Кириак. Затем он стал Патриархом Иерусалимским и при императоре Иулиане принял мученическую смерть за Христа. Царица Елена повелела построить храм на месте, где был обретен Крест Христов, и другие храмы на святых местах Иерусалима, предоставила для этого много средств и с частицею Животворящего Креста возвратилась в Византию. Император Константин с почестями встретил свою мать с частицею Креста Господня. Он повелел соорудить три больших креста как памятники трех его побед: над Максенцием, при взятии Византии и в битве со скифами на Дунае — и поставить их в разных местах Константинополя. Крестное знамение — это победное знамя Христа. Христос посредством Креста победил Диавола и даровал спасение роду человеческому. Крест прославил Христа. Не так прославился Христос, когда воскресил четверодневного Лазаря; более прославился, когда пострадал на кресте и Своей смертью разрушил ад. Истинным последователям Христа Крест также явился славой и похвалой. Апостол Павел ничем другим не хвалится, а только Крестом Господа нашего Иисуса Христа (Галл. 6, 14). И посему жизнь христианина должна быть тесно связана с крестным знамением. Об этом хорошо говорит преподобный Ефрем Сирин: «Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси (грудь), и на все члены наложим себе сей Животворящий Крест; вооружимся Сим Непобедимым Оружием христиан, Сим Победителем смерти, Сею Надеждою верных, Сим Светом кротких, Сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, Сею Опорою православной веры, спасительною Похвалою Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять Его, повсюду нося с собою, и без Него не будем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, — все члены свои будем украшать Животворящим Крестом. Если будешь с Крестом, то «не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Псл. 90, 5, 10).

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

Ваше Высокопреподобие и любезнейшие сослуживцы! От души благодарю вас, что вашей любовью и я, по окончании 25-летнего служения, вышедший из этой школы, сопричислен ( Деян.1:26 ) к лицам, которых вы с честью провожаете из сего вертограда учения и напутствуете св. иконой, и я с любовью, и благодарностью принимаю это чествование, не как чем-либо заслуженное мною, а как свидетельство вашего высокого благородства и корпоративного единодушия, издавна господствующего в этой школе. Служение наше здесь, как и везде, есть служение Богу. Правда, голос народа, говорит наша пословица, есть голос Божий и с этой стороны, ваша, высказанная сейчас чрез любезнейшего Николая Петровича, оценка моей деятельности, могла бы доставить мне, окончившему здесь 25-летнее служение, успокоение и отраду. Но ведь голос ваш может быть: 1) голосом снисходительности и любви, и 2) по ограничен­ности человеческой не полным судьей. Более строгим судьей служит наша совесть, но и она иногда, может быть, если не совсем сожженной, то, по крайней мере, значительна обгоревшей. Что если и такая совесть укажет человеку, что и доброта его часто была излишней и вредной, и служение его было более за гнев, чем за совесть ( Рим.13:5 ). Но какова эта деятельность пред очами всевидящего и правосудного Бога, вручившего мне это служение? С этой точки не много ли будет сказать о себе изреченное Спасителем: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко рабы неключимы есмы, яко еже должны были быхом сотво­рити, сотворихом ( Лк.17:10 ). Конечно, слово Божие грешно не любит ( Ин.12:43 ) и к науке об этом Божественном слове грешно относиться невнимательно и не благоговейно. Но, чтобы и достойно преподавать ее, нужно помазание ( Ис.61:1 ), нужно быть тростью книжника скорописца (Псл.44:2); а к сему кто доволен ( 2Кор.2:16 )? Глаголы живота вечного ( Ин.6:68 ) невольно влекут к себе душу каждого человека, по существу своему стремящегося к вечности и мне, которому провидением вверено было истолкование этих божественных глаголов и поэтому, по необходимости, приходилось часто соприкасаться с этим чарующим божественным пламенем, нельзя было не увлекаться, не воспламеняться, подобно тем даже не веровавшим иудеям, которые увлекаясь приходили слушать пророка, как певца сладкогласного благосличного ( Иез.33:32 ), или той, которая в увлечении от этих глаголов воскликнула Виновнику их: блаженно чрево, носившее Тя ( Лк.11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

   001   002     003