Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД СИРАХ Владимирская икона Божией Матери. Сер. XVI в. Мастер Давид Сирах. (СПГИАХМЗ) Владимирская икона Божией Матери. Сер. XVI в. Мастер Давид Сирах. (СПГИАХМЗ) иконописец, работавший в 70-х гг. XVI в. на Руси. Его имя упомянуто в пергаменном синодике Троице-Сергиева мон-ря 1575 г. (РГБ. Ф. 178. 8666. Л. 298). По предположению С. В. Филатова, мастер прибыл с Балкан и впосл. был монахом Троице-Сергиева монастыря ( Филатов. С. 228). Сохранилось 2 подписных произведения Д. С., исполненных в традиц. древнерус. стилистике. Владимирская икона Божией Матери 1570 г. из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ. Инв. 2646. 44×36 см) имеет на обороте надпись крупной вязью: «7079 м сенте в 6 днь пи...я образъ при великомъ цри Иван Василевич всея Рус блгорс ...мъ (?) и Козанскамъ при митрополите Антонии писал Двдъ Сирах» (скорее всего, надпись сделана после возведения митр. Антония на Московскую кафедру в 1572). Образ написан на липовой доске с двойным ковчегом, отличается динамичным рисунком с использованием тонкого золотого ассиста (в т. ч. по контурам), личное письмо, близкое по цвету к фону иконы, выполнено плотным коричневым охрением по темно-коричневому санкирю; фигуры плотно вписаны в средник. Др. икона Д. С.- «Свт. Алексий, митр. Московский» 1577 г., находившаяся в нач. XX в. в ц. св. Иоанна Предтечи Солотчинского мон-ря близ Рязани (РязХМ. Инв. 795-ж. 116×78 см), по-видимому, являлась храмовым образом монастырской деревянной ц. во имя свт. Алексия XVI в. (разобрана в 1-й пол. XIX в.). Святитель представлен фронтально в рост, в орнаментированном саккосе, омофоре и белом клобуке с изображением серафима (деталь облачения Московских митрополитов после Собора 1564 г.), с разведенными в стороны руками - благословляющей десницей и Евангелием на убрусе, фон золотой (до 1941 был закрыт серебряным басменным окладом). На верхней шпонке - аналогичная подпись мастера (в строку): «Псл сию ик[о]ну Двда старецъ лт 7085 м июл 4 днь при великом цри Иване Васильевич всеия Русь при митрополите Антонии росеенинъ Сирахъ». Исполнение произведений свидетельствует о Д. С. как о мастере выразительного линейного рисунка, умевшем работать с плоскостными формами в сравнительно темном колорите с акцентом на золотых деталях.

http://pravenc.ru/text/168582.html

Самый лучший верующий ветхозаветный, при всем желании выполнит весь этот закон, чтобы вечно жить ( Лев. 18:5 ), мог в конце концов только прийти к тому глубокому сознанию, которое пережил великий Апостол языков, говоря: закон духовен, а я плотян, продан греху ( Рим. 7:14 ). И тем живее в верующем сознании ветхозаветного неоправдавшегося поистине праведника возникало чаяние искупления (πολτρωσις) из этого рабства, которое могло быть даровано лишь Тем, Который исполнил весь закон в совершенстве (Мф. 5:17), чтобы искупить подзаконных ( Гал. 4:4–5 ) и даровать им утраченную и еще не возвращенную доселе жизнь вечную ( Рим. 5:21 ). Отсюда-то, при данном уже законе, обетование о Новом Завете, во время которого закон будет написан в сердцах, все познают Бога и получат полное забвение от Бога грехов их ( Иер. 31:31–34 ; Евр. 8:8–12; 10:16–17 ). Зачем был бы этот закон, когда один из ветхозаветных верующих прямо говорит: закон Твой у Меня в сердце ( Пс. 39–40, 9 )? Но это было лишь одним желанием исполнения воли Божией (первое полустишие стиха), написанного в законе, иметь последний в сердце своем; ибо и самый глубоко верующий не то доброе делал, что желал, а чего не хотел злого, то совершал ( Рим. 7:19 ), и чувствовал, что жертвы и всесожжения совершенно неудовлетворительны к тому, чтобы волю свою опять сделать волей Божией, или что тоже, иметь закон Божий в сердце своем, а что пока лишь дух сокрушенный и сердце смиренно (Псл. 50, 51, 18–19), послушание и не противящаяся воле Божией воля – вот лучшая жертва Ему ( Пс. 39–40, 7–9, 50–51, 18–19 ; 1Сам. 15:22  и др.). Таким образом, как с той, так и с другой, как с внутренней, так с внешней стороны закон по истине имел в виду лишь предуказать Христа, как и своего собственного виновника, так как он есть законодатель и Ветхого Завета 599 . 463 Милости хощу, а не жертвы. «Я больше хочу милости, чем жертвы, срав. о. А. Михаила на Мф. 9:13. 464 Это напоминает случай столь же неразумной ревности о покое субботнего дня в эпоху Маккавеев, доведшей до погибели многих иудеев при внезапном нападении со стороны неприятелей, предполагавших уже это неразумие (2 Макк.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Л. 409. Псл д стыа вды... н с лть живтворщи прчты хвы таинъ. Тропарь и две молитвы; одна перед приобщением св. воды, другая благодарственная по приобщении. См. 349 л. 122 об. Л. 410 об. Вътрникъ. вечерь. кан млебенъ прти бци. Гл. Нач. Как мего рыда сквернаго, и мнжеств влчце безмрны ми з. См. сей день в октоихе глас. 6. Л. 414. Замечание о летах жизни и правления трёх вселенских учителей. Там же. Несколько церковных песнопений, относящихся к утрени и литургии. Гл. Л. 416. Служба на св. Пасху, начиная с вечера вел. субботы. Гл. Л. 426 об. Кан млебенъ. аггел... – творение инока Иоанна. Нач. Несыпаемаго хранитеа дши меи. Гл. к. Л. 433. Кан млебенъ къ стишем въ прорц х , пртчи и кртлю хв пваемь вътрникъ . Нач. Въ глбин старсти и неплства. сщнствова великыи Гл. ка. Л. 441. Кан в че (четверток), стымь аплмъ... ефан в . Нач. Ликъ апльскыи свтвидныи. Гл. кв. Л. 444 об. Кано на исхо дши кир анре критьскаго. Нач. Придте съберитес вси. и блгочтно въ живше. Гл. кг. И дргии кан къ прести бци... Нач. Каплмъ подбно дожевнымъ. ми. Л. 453. Начло съ бгомъ млебник ( παρακλητικο) има слжб невъзвратн. смы глав. и прпбнаго. ца ншего дамаскына. Гл. кд. Под сим заглавием находится только служба воскресная 1-го гласа, из октоиха, с тремя канонами: воскресным, крестовоскресным и богородичным. В рукописи встречаются , есть признаки и Сербского правописания, напр. л. 256 об. скнчс. Но письмо Русское. 407 (по преж. кат. 708). Псалтирь с возследовниемем, в 4д., полууставом, XV в., 400 л. На бумажке, приклеенной к лицевой доске, почерком XVII в. помечено: мв. псалти зосимы соловецкого чюдо т воца писана на бмаг со При начале рукописи, на обороте последнего белого листа, подписано почерком XVI в., коим вписаны и утраченные листы 7. 8 и 15: стаа книга алтырь с зосимы чю о творца соловецкаго. а прави по неи правило са зосима чю о творе. и ис казны е не давати ником дрьжати по кром игменова . Из дел патриаршего архива, хранящихся в свитках в Синодальной библиотеке, видно, что Псалтирь, по которой совершал правило сам Зосима чудотворец Соловецкий, конечно эта самая рукопись, в 1657 г. духовным начальством была посылаема из Москвы со Спасо-Ярославским архимандритом Сергием в Соловецкий монастырь для вразумления тамошних противников книжного исправления. Лист 122 и об. также вновь написан посторонним, но гораздо старшим почерком, XV в., очень близким ко времени самой рукописи, с следующею криптографическою подписью:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Духа, в силу которого Лица Св. Троицы должны всецело, а не по частям, владеть одной и той же нераздельной Божеской сущностью. На эту характеристическую черту никейского символа, которую отрицает Неандер, указывал ещё святой Афанасий. (Посл. к епп. ег. и лив.; Epist ad. Afros. 11). 559 Говорим – «обыкновенно»; потому что – не всегда. У св. Афанасия есть одно место, по крайней мере – одно замеченное нами место, где он единосущием Св. Духа с Отцом доказывает Его единосущие с Сыном. В 25 главе 1-го послания к Серапиону (41 стр.) читаем: «если же Сын, как сущий от Отца, собствен Отчей сущности, то и Духу, Который, как сказуется, от Отца, необходимо быть по сущности собственным Сыну. И действительно, поскольку Господь есть Сын, то и самый Дух именуется Духом сыноположения. И ещё, поскольку Сын есть Премудрость и истина; то и о Духе написано, что Он – Дух премудрости и истины» ( Ис.11:2 ) и т. д. 561 К Серап. 3, 1 гл. 68 стр. Ατς γ τ Πνεματι δσι, α σα χει τ Πνεμα πα το Λγου χει. 564 Ibid. 33 стр. Все перечисленные выражения, толкуемые иногда в субординатическом смысле, находят для себя сходное место у св. Вас. Великого, имеющее для нас то важное значение, что в нём указан источник для всех сходных выражений в формуле крещения (Пр. Савл. Ария и аном.). 567 De Trinit. et. Spr. S. c. 19. 20. Migne t. 26, col. 1212: Videtis avtem Unigenitum insufflantem in faciem apostolorum et dicentem: accipite Spiritum Sanctum, Spirationem Filii in propria vita et substantia manente Spiritum esse doceamur. Iste igitur Spiri- tus Sanctus cum sit sensus domini, in propria vitae substantia existens sicut frequenter didicimus, novit omnia (119 et 20)... Hane igitur pertinescentes sententiam ( Мф.12:31 ), qualia de Patre et Filio, talia etiam de Spiritu Sancto sapiamus (с. 21). 568 Ad Serp. 1, с. 20. Μαν εναι δε τελεαν α πλη τν γιαστιν α ωτιστιν ξσαν νγειαν το ϒο α δωαν. Migne col. 580. 572 1 псл. к Серап. 20–22 гл. 34–35 стр.; 2 гл. 3 стр.; 14 гл. 28 стр.; 3 сл. 1 гл. 68 стр.; 2 гл. 69 стр. 579 Насколько состоятельно это мнение, можно судить уже потому, что Фойт в числе недостатков в учении Афанасия о Св. Духе, между прочим, отмечает то, что св. Афанасий учил, что Св. Дух исходит только от Отца и не исходит также и от Сына (L. с. 87 стр.). Признанием этого недостатка, а по-нашему – достоинства в учении св. Афанасия о Святом Духе Фойт отверг все труды западных богословов найти у св. Афанасия Filioque.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002   003