– Что-то вы стали мало приносить анкет? – Так ведь сейчас и приезжают мало – дороговато стало ездить», – ответил я им. В конце концов, это вскоре вовсе прекратилось. Но, видимо, раньше практиковалось в полной мере. Поэтому, когда я приезжал в Печоры, отец Адриан никогда не оставлял меня в монастыре, а отправлял на постой в дом на улице Рижской, 23 к Валентине Васильевне Аданичкиной. Многие паломники того времени помнят этот адрес. Но и кроме этой пожилой матушки в Печорах много было мест, где можно было остановиться. Вы – художник по образованию. Были ли Ваши монастырские послушания связаны с мирской профессией? Продолжили ли Вы свою творческую деятельность в монастыре? – По образованию я промышленный дизайнер. В 1988 году окончил факультет Промышленного искусства Московского Высшего художественно-промышленного училища им. С.Г. Строганова, получив диплом «Художника-конструктора». Во все время учебы я посещал восстанавливаемый Свято-Данилов монастырь, в котором общался с ризничим обители игуменом Серафимом (Шлыковым †1991). Он привел меня в иконописную мастерскую, располагавшуюся тогда над Покровским храмом, и познакомил с иконописцем, иеромонахом Ипатием (Хвостенко) – ныне он архимандрит, насельник Оптиной пустыни, который так же, как и я, закончил Строгановку. Отец Ипатий помогал мне делать первые шаги в иконописи. Именно в Даниловом монастыре меня посетила призывающая благодать Духа Святого, вдохнувшая в меня благоухание монашеской жизни. На одном из Духовных соборов Псково-Печерского монастыря отец Адриан рассказал наместнику обители о своих чадах, желающих поступить в число братии, добавив: «Они принесут много пользы монастырю». А весной 1990 года, предварительно спалив на костре во дворе дома все свои проекты, живописные картины, рисунки, фотографии, письма, с одной сумкой в руках и иконой Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская», которую написал Великим постом специально для этого случая, я уехал в Псково-Печерский монастырь вместе со своим давним другом Дмитрием Сидоровым (игумен Мефодий, скоропостижно скончавшийся в 2014 году); он также окончил Строгановку по специальности «Художественная обработка металла» и был талантливым мастером-ювелиром.

http://pravoslavie.ru/137291.html

Вскоре у преподобного Саввы появились ученики. Он стал строить для них келлии. Не стерпел этого лукавый враг и решил причинить преподобному зло. Разбойники пришли к святому и с ложным смирением стали просить благословения. Преподобный прозрел их замысел и попросил их помочь поднять бревно. Сам взялся за толстый конец бревна и легко поднял, а разбойники не могли все вместе поднять противоположный конец. Тогда преподобный с Божией помощью легко поднял бревно на стену. Пораженные разбойники поспешили удалиться, чтобы не потерпеть вреда от преподобного. По устроении обители в честь Вознесения Господня, святой Савва поставил себе столп и на нем проводил всю седмицу в посте и молитве, а в субботу сходил со столпа, причащался Святых Таин, молился с братией и разделял трапезу. После душеполезного поучения он вновь восходил на столп и снова подвизался до следующей субботы. Живя на столпе, преподобный своими молитвами охранял обитель. Однажды разбойники подошли к монастырю, чтобы ограбить его. Преподобный стал стучать жезлом по стене. Услыхав стук, объятые страхом, разбойники убежали и с того времени более не подходили к монастырю. Пребывая в подвигах, преподобный Савва на восьмидесятом году заболел. Готовясь к кончине, святой призвал братию и обратился к ней с душеполезными наставлениями, призывая их твердо и неизменно пребывать в Православии и соблюдении иноческих обетов и возрастать в смирении. Перед кончиной преподобный заповедал своим ученикам: «Когда душа моя разлучится с телом, не совершайте над ним никаких торжественных погребальных обрядов, но просто, без всяких приготовлений, отнесите тело до могилы и предайте земле». Причастившись Святых Христовых Таин, он мирно отошел ко Господу 1 октября 1460 года. Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря. Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Дорофею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовились к штурму – в углу крепости, у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии русских святых – равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Псковского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пора было выходить на акафист. – После службы жду тебя в келье! – велел батюшка. Весь акафист и дальнейшую службу я только и переживал слова, сказанные отцом Иоанном, а после всенощной сразу примчался к нему. Отец Иоанн еще несколько раз повторил мне то, что я услышал в алтаре, успокоил, ободрил и велел поступать точно так, как он говорит. Отец Иоанн никогда не бросался великими и страшными словами, такими как «я скажу тебе волю Божию». Да я за все время – ни раньше, ни потом – таких слов больше от него не слышал. Поэтому я воспринял сказанное батюшкой более чем серьезно и, превозмогая страх, решил выполнить все, как сказал старец. В Москве вскоре представился случай, и я слово в слово передал Святейшему то, что наказал мне батюшка: и о переводе меня в братию Псково-Печерского монастыря, и о создании монастырского подворья в Москве… К моему удивлению, Святейший неожиданно нашел мысль о Псково-Печерском подворье очень своевременной и правильной. Оказывается, как раз в это время встал вопрос о закрытии для паломников свободного доступа в город Печоры и введении в нем особого пограничного режима, связанного с окончательным оформлением границы между Россией и Эстонией, которая проходила в трех километрах от Псково-Печерского монастыря. Подворье, по мнению патриарха, могло бы взять на себя обязанности помощи монастырю, если неблагоприятный для паломников пограничный режим будет введен. Святейший тут же поручил заняться подбором храма для подворья владыке Арсению и отцу Владимиру Дивакову. Первое место, которое предложил для подворья владыка Арсений, был Покровский монастырь, недавно переданный Церкви. Я съездил полюбоваться им, но, помня слова отца Иоанна, что от первого места следует отказаться, сослался на действительный факт, что Покровский монастырь для подворья слишком обширный. Тогда владыка дал мне еще два адреса: храма в Измайлово, на острове, и Сретенского монастыря на Лубянке. Измайловский показался мне уж больно большим, а Сретенский как раз таким, как говорил отец Иоанн. К тому же это был не просто приход, а монастырь, закрытый в 1925 году, где так или иначе надо было возрождать монашескую жизнь. Я позвонил отцу Филарету в Печоры, и он соединил меня по телефону с батюшкой.

http://pravoslavie.ru/33022.html

Мученики Иона, Варахисий и другие с ними пострадали в IV веке в Персии, при царе Сапоре 2-м. Преподобный Иларион Псковский или Гдовский был основателем в Гдовской епархии, на берегу реки Желчи, Покровского Озерского монастыря, в XV столетии. Обитель много терпела от приверженцев первосвященника римской католической Церкви, папы. Скончался св. Иларион в 1476 г. Мощи его почивают под спудом в храме его обители. Обитель 1764 г. обращена в приходскую церковь . 29-е число Преподобный Марк был епископом в г. Арефусии, в Сирии, в IV веке, во время царствования Константина Великого . По данной ему власти от сего императора он разрушил языческий храм в Арефусии, разрушил несколько таких храмов и в других местах. Сильно злобились на него за это язычники, и когда после Константина воцарился его племянник, отступивший от веры Христовой, Иулиан, ужасным образом отомстили святому. Иулиан требовал, чтобы св. Марк на свои средства восстановил разрушенные храмы; но когда не только он сам отказался исполнить это требование, но запретил и христианам своей паствы платить за себя, его подвергли страшным мучениям: влачили по городу, терзали и резали ножами тело его и смеялись над его страданиями. Св. Марк не был замучен до смерти, скончался мирно. Св. Кирилл был диаконом в Илиополе, в Финикии. Жил тоже, как и св. Марк, во времена Константина и Иулиана, сокрушил много идолов, за что и был умерщвлен Иулианом. В то же время вместе с Кириллом, пострадало много христиан в городах Газе и Аскалоне. Преподобный Иоанн 10 лет подвизался в Египте в пустыне, в одном глубоком пустом колодезе, куда пищу приносил ему пустынник, св. препод. Фармуфий (память его 11 апреля) Св. Евстафий был епископом в Вифинии, страдал за иконопочитание и скончался в заточении. Жил в VIII веке. Преподобные Иона и Марк – псково-печерские чудотворцы. Иона сначала был священником в Дерпте (древнем Юрьеве ливонском). Вследствие притеснений от немцев удалился в Псков. Здесь полюбил он одно место, окруженное горами, и, со смертью жены, начал подвизаться в пещере. Тут создал он церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и тем положил начало Псково-Печерской обители. Это было в 1477 году. Св. Марк подвизался в той же пещере, где подвизался Иона, только раньше его. Мощи святых Ионы и Марка покоятся в Псково-Печерском монастыре. 30-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты В 1427 г. иеромонах Иона (Иоанн Шестник), пришедший из Юрьева, построил в горе пещерную Успенскую церковь, а напротив 2 кельи на столбах. В 1473 г. церковь была освящена. 1473 г. считается датой основания монастыря. В 1480 г. (по другим данным - в 1501 г.) эти строения были уничтожены лифляндцами, а Успенская церковь разграблена. Успенская церковь с семью улицами пещер вырыта в песчаном склоне горы: ее северный фасад объединенный с фасадом надстроенной на ней пятиглавой Покровской церкви и пристроенная с восточной стороны Большая звонница, являются центром архитектурной композиции монастыря. Памятники эти поставлены на повышенную вымощенную камнем площадку, которая соединена с нижней основной площадью двумя лестницами. http://www.opskove.ru/det/200_det.html Успенский пещерный храм Главный и древнейший соборный храм монастыря освящен в честь великого праздника Успения Божией Матери. Первоначально на этом месте священноиноком Ионой была ископана небольшая церковь. Когда она была готова, отец Иона обратился с просьбой об освящении к священнослужителям Псковского собора Святой Троицы, но они отказались из-за необычности местоположения храма. Тогда преподобный Иона испросил благословение Новгородского архиепископа Феофила, который повелел Псковским священникам освятить храм. Освящение состоялось 15(28) августа 1473 года, в самый день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Крестьянин Иван Дементьев отделил храму Пресвятой Богородицы участок земли с восточной стороны до ручья Каменца и к югу от пещерной церкви Успения, там, где сейчас стоят храмы Сретения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. Так в 1473 году было положено основание Псково-Печерского монастыря. С этого года исчисляют историю обители. Через семь лет после освящения первой церкви основатель монастыря преподобный Иона с миром отошел ко Господу. После смерти на нем нашли вериги - глубоко вросший в тело железный панцирь. Погребли отца Иону в Богом зданной пещере, а панцирь повесили над гробом (панцирь исчез после первого разорения монастыря лифляндцами). Место отца Ионы заступил священноинок Мисаил, который устроил на Святой горе общежительный монастырь. Построил келии и деревянную церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

http://sobory.ru/article/?object=01991

И я чувствую себя счастливой. И думаю, а разве могло быть иначе здесь, в гостях у старца? Потом батюшка даёт нам акафист, который он приготовил для нас. И мы читаем этот акафист перед чудотворной иконой Божией Матери. Мне разрешают сфотографировать храм и икону на память. Мы пишем заказные записки. Прощаемся с батюшкой и храмом. И медленно идём по просёлочной дороге к автобусу. За весь день мы встретили только трёх человек. Но на самом деле встреч и открытий было гораздо больше. Идём назад так же, как шли сюда — молча. Душа так переполнена впечатлениями, что говорить не хочется. И впечатления эти тихо-радостные, приносящие покой душе. Здесь, в Камно, мы испытали то, что обычно просим в молитве: «Мир помыслов, тишину душевных сил и радость духовную». Знакомство с Псково-Печерским монастырём На это путешествие благословил меня мой духовный отец. И всю дорогу я чувствовала над собой молитвенный покров, хранивший меня во всех дорожных случайностях. И вот я в Печорах. Монастырь расположен недалеко от автовокзала, найти его несложно. Проходишь триста метров и вот уже видишь, как вырастают перед тобой монастырские врата и сама обитель. Как же она красива! Кругом цветы, они посажены в виде узоров, с любовью, старательно. Белоснежные и цветные храмы, купола сияют синим с золотом. Сам монастырь в овраге, его окружают белые крепостные стены. Датой основания монастыря считается 1473 год, в этом году была освящена церковь Успения Пресвятой Богородицы. Значит, монастырю 536 лет. А пещеры, с которых начинался монастырь, ещё древнее — годом их открытия считается 1392 год. И эта древность, эта намоленность чувствуется в каждом камне, в каждой постройке. Сердце замирает, когда представляешь, как 500–600 лет назад по этим же камням ходили первые монахи Псково-Печерского монастыря. Монастырских храмов много: Успенский пещерный, Сретенский, Покровский, Михайловский собор, Лазаревский, Никольский, Благовещенский храмы. Святая горка и Святые пещеры. В центре монастыря два святых источника: один в часовенке, другой просто колодец под навесом-шатром. Вода вкуснейшая! Братские корпуса. И всё это ограждено старинными крепостными стенами. Вот это и есть Псково-Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/nepridumannye-i...

В. Псково-Печерский монастырь Печерский монастырь основан в 70-х годах XV в. Первым основателем его был препод. Иона (ок. 1470 г.); в 1472 г. явилась здесь икона Успения Богоматери, а в 1473 г. освящена первая пещерная церковь , ископанная препод. Ионою. Вскоре устроена была и деревянная церковь на горе. Первая каменная церковь Благовещенская устроена при игумене Корнилии в 1541 г. Весь монастырь в XVI в. вырос и окреп. Средства монастыря получались от доброхотных пожертвований, в числе которых известны денежные и вещевые вклады царя Иоанна Васильевича Грозного, именитых древних родов – Романовых, Оболенских, Долгоруковых, Гагариных, Годуновых, Шереметевых и др.; также – воевод, дворян, дьяков и детей боярских. В настоящее время это – первоклассный монастырь, на Лифляндской границе в 43 верстах от Пскова. Число сохранившихся здесь древностей очень значительно: по-видимому, это наиболее цельное и ценное из всех археологических собраний Псковской епархии. Большая часть предметов старины относится к XVI–XVII вв.; небольшая часть к XVIII в. Со стороны их основного характера и назначения, все они разделяются на две группы: большую группу составляют предметы церковного назначения: кресты напрестольные и наперсные, евхаристические и другие сосуды, церковные одежды, плащаницы и т.п.; меньшую – предметы домашнего быта: дорожный столовый прибор царя Ивана Грозного, ковши, кружки, чарки, братины, кубки, золотые серьги, по преданию, царицы Анастасии Романовны, золотой перстень ее же, охотничьи принадлежности: пороховница, нюрембергская труба, кошелек царя Иоанна Грозного и др. На таблице XII представлена смешанная группа предметов различного назначены: кресты напрестольные (1–2), потиры (3–7), дарохранительница (8), водосвятные чаши (9–10), блюдо (11), ладонница (12) и серебряный горшок (13). Важнейшие из них для ясности выделены в особые группы, помещенные на следующих двух таблицах (XIII–XIV), а потому – с них и начнем наш обзор. Табл. XII. Ризница Псково-Печерского монастыря; смешанная группа Потиры, кресты и другие предметы церковной утвари.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Табл. XV. Ризница Псково-Печерского монастыря. Плащаницы 3 . Фелонь (табл. XVI, 1) с оплечьем, украшенным драгоценными камнями, сапфирами, бирюзой, жемчугом, кораллами, эмалевыми дробницами. Вверху оплечья низана жемчугом и драгоценными камнями царская корона, на дробницах в виде сердца, расположена надпись: «лета 7183 (1675) месяца марта в первый день дал сии ризы бархатные золотные, оплечье низано я стольник Семен Алексеевич Лихарев по себе вкладу псковскаго Печерскаго монастыря в доме Пречистые Богородицы». 4 . Фелонь (табл. XVI, 2) с бархатным оплечьем, низаным жемчугом, бирюзой, сердоликом и др. На передней стороне Деисис, в дробницах: И. Хр., Богоматерь, И. Предтеча и два архангела – Михаил и Гавриил; на задней стороне три дробницы с изображениями Св. ап. Петра и Павла и Св. Николая. Дробницы эти поставлены, неправильно. Фелонь XVII века. Табл. XVI. Ризница Псково-Печерского монастыря. Фелони Вклады в Печерский монастырь, не имеющие церковного характера Вкладами этого рода, очень разнообразными по своему характеру и назначению, очень богат Печерский монастырь. Большая часть их помещена на наших таблицах XVII и XVIII. Если исключить из них две водосвятные чаши, одно блюдо с чеканными изображениями ангелов у креста и большого Деисиса, в состав которого входят погрудные фигуры И. Христа в папской тиаре, Богоматери, И. Предтечи и 10 апостолов, и два крестика, то все остальные предметы не имеющие прямого отношения к нашей специальной церковно–археологической задаче. Это преимущественно серебряная посуда: чарки, стаканы, кубки, кружки, братины, ковши, мисы, блюда, подсвечники – более 60 предметов. Некоторые из них имеют надписи нравоучительного характера, иные же надписи указывают на имена жертвователей. В виду этого они не были обследованы нами с достаточною полнотой, и мы ограничились лишь пересмотром некоторых из них. Отметим лишь те предметы, которые нам показались заслуживающими сравнительно большего внимания, имея в виду, что, быть может, настоящее издание их вызовет кого–либо из любителей старого серебра на подробное изучение их. Здесь, между прочим, находятся следующие предметы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В начале 1947 года иеромонах Пимен недолгое время служил в Рязани, куда поехал по просьбе назначенного на Рязанскую кафедру епископа Иеронима (Захарова), своего давнего товарища по Сретенскому монастырю . Одна из рязанских прихожанок так вспоминала об отце Пимене, о его служениях в Рязанском соборе: «Энергичный, необыкновенно собранный и очень красивый. Обладал прекрасным сильным голосом с приятным тембром. Каждое слово, произнесенное в алтаре, или около алтаря, было четко слышно в конце большого собора». Местным властям крайне не понравилось, что отец Пимен произносил проповеди апологетического содержания, послушать которые собиралось много народа. Ему пришлось покинуть Рязань. Впоследствии, провожая на Рязанскую кафедру епископа Симона (Новикова), Патриарх Пимен говорил ему: «Там мне в молодости здорово досталось за проповеди». Из Рязани отец Пимен вернулся в Одессу. К Пасхе 1947 года по представлению епископа Сергия (Ларина) иеромонах Пимен был возведен в сан игумена с правом ношения креста с украшениями. В ноябре 1947 года епископ Сергий получил назначение на Ростовскую кафедру. Вместе с ним в Ростов-на-Дону переехал игумен Пимен (Извеков). В Ростове он был ключарем кафедрального собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы и секретарем епископа Сергия. Ростовский период своей жизни Святейший Патриарх Пимен вспоминал впоследствии с большой теплотой. Наместник Псково-Печерского монастыря и Троице-Сергиевой лавры В 1949 году игумен Пимен получил назначение на должность наместника Псково-Печерского монастыря. В 1950 году он был возведен в сан архимандрита митрополитом Григорием (Чуковым), под управлением которого находилась тогда Псковская епархия . Псково-Печерским монастырем Пимен управлял до 1954 года. Ему пришлось много потрудиться для благоустроения обители. В это время он получил болезнь, от которой страдал до кончины — сахарный диабет. В январе 1954 года архимандрит Пимен был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с правом ношения второго креста с украшениями и служения с жезлом. Архимандрит Пимен запомнился как деятельный наместник. В частности, в  годы его наместничества в Лавре были  устроены два придела в Трапезном храме — во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Архимандрит Пимен способствовал также воссозданию Покровского храма Московской духовной академии. Будучи наместником, он регулярно проповедовал. Проповедовал, как он сам впоследствии признавался, не без волнения. Когда Покровский храм Московской духовной академии еще не был восстановлен ее профессора, преподаватели и учащиеся молились за богослужением в Лавре. «Каждый воскресный и праздничный день я проповедовал, — вспоминал впоследствии Патриарх Пимен. — И всегда я это делал с большим волнением и смотрел на это, как на экзамен, потому что мне приходилось проповедовать в присутствии профессоров и преподавателей наших академии и семинарии».

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Изображение иконы Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею) #34722 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею) #34722 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею) Скачать или распечатать изображение 34722.jpg 655x1084, 0.71 MPix, 322 Kb. 5.5x9.2cm @ 300DPI (8.3x13.8cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 3 (61) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2020-04-19) Происхождение изображения: Загружено 2020-04-19, анонимно. Описание: Псково-Покровская икона Божией Матери. Снята посредством фотографии с копии, находящейся в Московском Успенском соборе (Толстой, Михаил Владимирович (1812-1896). Русския святыни и древности [Текст]/соч. гр. Михаила Толстаго. - Москва : Унив. тип., 1861-1866. - 26 см. Ч. 2: Святыни и древности Пскова. - 1861. - II, 124, 44 с., л.) Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Псково-Покровская (Явление Богоматери старцу Дорофею) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-34722

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010