Воспоминания Наталии Бреевой опубликованы в книге: Лученко К. Матушки. М. : Никея, 2012. Схиигумен Савва (Остапенко, 1898-1980) - один из известных подвижников-монахов и старцев XX в. До 48 лет жил и работал в миру (инженером-строителем). В 1946 г. принял монашество, будучи насельником Троице-Сергиевой Лавры, выполнял послушания эконома и духовника богомольцев (имел около 7 тыс. духовных чад). Переведен в Псково-Печерский монастырь, где занимал должность благочинного. Автор ряда духовных сочинений. В восстановленном Покровском ставропигиальном женском монастыре в Хотькове и ныне находятся мощи родителей преподобного Сергия Радонежского - преподобных Кирилла и Марии. Архимандрит Алипий (Воронов, 1914-1975) - в 1959-1975 гг. наместник Псково-Печерского монастыря, иконописец, художник и коллекционер (в 1974 г. основная часть коллекции передана в Русский музей), не раз отстаивавший монастырь в период хрущевских гонений. Архимандрит Ириней (Пономарев, 1928-1975) - эконом Псково-Печерского монастыря. Архимандрит (потом схиархимандрит) Александр (Васильев) - братский духовник и благочинный Псково-Печерского монастыря. Иеродиакон Ксенофонт (Чистяков, 1900-1982) - в 24 года вступил в брак, имел двух сыновей; в 1942 г. был взят на фронт и затем демобилизован в связи с ранением; в 1947 г. осужден по 58-й статье и до 1955 г. находился в заключении в лагерях; в 1956 г., будучи вдовцом, пришел в монастырь, принял постриг и сан иеродиакона. Архимандрит Тихон (Агриков, 1918-2000) - насельник Троице-Сергиевой Лавры; в конце 1950-х - начале 1960-х гг. был преподавателем в московских духовных академии и семинарии, духовником учащихся. Затем жил на Кавказе и в Закарпатье. Незадолго до кончины принял схиму с именем Пантелеимон. Любимов Николай Михайлович (1912-1992) - знаменитый переводчик классической литературы, в основном с французского и испанского. Переводил произведения М. Сервантеса, Ф. Рабле, Ж.-Б. Мольера, П. Бомарше, П. Мериме, М.-А. Стендаля, Г. Флобера, Ги де Мопассана, М. Пруста, Ф. Шиллера, Дж. Бокаччо и др.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Здесь совершается молитва о усопших, которая называется Панихида… После кончины душа человеческая проходит «мытарства», то есть некий частный суд, где перед душой предстаёт вся жизнь: добрые дела и злые… Молитва Церкви, в том числе и Панихида, милостыня о усопших помогают душе пройти мытарства и получить упокоение… На сем месте погребены: архимандрит Мефодий (Холмский), Митрополит Вениамин (Федченков) , Архиепископ Владимир (Кобец) , убиенный схиепископ Макарий (Васильев) , Валаамские старцы, Архимандрит Серафим (Розенберг) , старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . В храме Воскресение Словущее [ править править код ] Храм в честь Воскресения Христова построен в Богом зданных пещерах в знамение всеобщего воскресения рода человеческого. Здесь погребены: архиепископ Андрей (Сухенко) , епископ Иоанникий (Сперанский) , епископ Феодор (Текучев) , архимандрит Алипий (Воронов) , архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко) и многие другие. Храм Воскресение Словущее устроен в первой половине ХХ века на месте самого первого храма, где молились пустынники с первоначальником преподобным Марком Псково-Печерским. Устроители храма – семейство Соломенцевых. Завершить все работы по устройству храма помешала развязанная фашистами Вторая мировая война. В настоящее время благоустройство храма продолжается: устроен новый Престол из благородного камня, готовятся мозаичные иконы на стены… Покровский храм [ править править код ] Божия Матерь хранит Псково-Печерский монастырь. Знáком Ея милости является Покровский храм обители, построенный в благодарность Пресвятой Богородице за помощь и заступление. Строительство Покровского храма украсило фасад Успенского собора. Объединенная кровля храмов напоминает собой купола Успенского собора Киево-Печерской Лавры… Благословение Пресвятой Богородицы явно простирается и на Псково-Печерский монастырь. Божия Матерь молится к Сыну Своему и Богу о нас непрестанно, день и ночь. А мы должны жизнь свою проводить в духе Христовых Евангельских заповедей, получая духовную силу для этого в Таинствах Исповеди и Святого Причащения. Тогда молитвы о нас Пресвятой Богородицы будут для нас спасительны и действенны. Сретенский храм [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Переведен в Псково-Печерский монастырь, где занимал должность благочинного. Автор ряда духовных сочинений. 31 В восстановленном Покровском ставропигиаль-ном женском монастыре в Хотькове и ныне находятся мощи родителей преподобного Сергия Радонежского — преподобных Кирилла и Марии. 32    Архимандрит Алипий (Воронов, 1914-1975) — в 1959-1975 гг. наместник Псково-Печерского монастыря, иконописец, художник и коллекционер (в 1974 г. основная часть коллекции передана в Русский музей), не раз отстаивавший монастырь в период хрущевских гонений. 33    Архимандрит Ириней (Пономарев, 1928-1975) — эконом Псково-Печерского монастыря. 34    Архимандрит (потом схиархимандрит) Александр (Васильев) — братский духовник и благочинный Псково-Печерского монастыря. 35    Иеродиакон Ксенофонт (Чистяков, 1900-1982) — в 24 года вступил в брак, имел двух сыновей; в 1942 г. был взят на фронт и затем демобилизован в связи с ранением; в 1947 г. осужден по 58-й статье и до 1955 г. находился в заключении в лагерях; в 1956 г., будучи вдовцом, пришел в монастырь, принял постриг и сан иеродиакона. 36 Архимандрит Тихон (Агриков, 1918-2000) — насельник Троице-Сергиевой Лавры; в конце 1950-х — начале 37    Шварцман Михаил Матвеевич (1926-1997) — художник-авангардист. С 1966 г. работал главным художником Специального художественно-конструкторского бюро легкой промышленности (СХКБ Легпром). Произведения есть в фондах Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Московского музея современного искусства и др. 38    См.: Ин. 1: 47. 39 Архимандрит Серафим (Тяпочкин, 1894-1982) — один из известных старцев XX в. Священническое служение начал в 1921 г. После ранней кончины жены остался с тремя дочерьми. В 1940 г. арестован, в 1941 г. приговорен к десяти годам лишения свободы, потом еще четыре года провел в ссылке. После освобождения продолжил священническое служение. В 1960 г. принял монашество. С 1961 г. до своей кончины служил настоятелем Свято-Николаевского храма в селе Ракитное Белгородской области, куда за духовным окормлением к нему стекались верующие со всей страны. Об авторе-составителе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных. Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова. Современное состояние [ править править код ] Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений. Богом зданные пещеры [ править править код ] Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи прп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и прп. Вассы) – порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших. Подробнее... Храмы [ править править код ] Успенский пещерный и Покровский Успенский пещерный храм – главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге – Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь прпп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

Иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова. 1988 г. Фотография. Сер. 90-х гг. XX в. В 1985 г. З. расписывал ц. вмц. Параскевы в с. Пятница во Владимирской обл. В том же году вернулся в Псково-Печерский монастырь, где создал иконостасы храмов прмч. Корнилия Псково-Печерского (1985), Покрова Пресв. Богородицы над Успенским собором (1990) и Псково-Печерских святых на Горке (1989-1991). В 1987 г. выполнил иконостас ц. прп. Евфросинии Полоцкой в г. Карсава (Латвия), а в 1988 г. создал иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова (в связи с неблагоприятным температурно-влажностным режимом иконостас находился под угрозой разрушения; в результате реставрации облик икон искажен). В 1989 г. возведен в сан архимандрита. Ко 2-й пол. 80-х гг. творчество З. приобрело международную известность. В 1992 г. он расписал братскую трапезную Нововалаамского мон-ря (Финляндия); в 1995 г. по заказу Покровского мон-ря в Бюси-ан-От (Франция) написал больших размеров икону «Ярославская Оранта»; выполнил фресковую роспись в храме Крестовоздвиженского мон-ря (Шевтонь, Бельгия) (в алтарной апсиде «Христос во славе в окружении евангелистов» (1995), на вост. стене нартекса «Небесный Иерусалим» (2000)). Опыт мастера востребован в иконописных школах, куда его неоднократно приглашали для преподавания (школа прп. Иоанна Дамаскина в Сен-Жан-ан-Руайан (Франция); школы в Венеции и в Сериате, близ Бергамо (Италия), и др.). Воспринимая свою работу как правосл. миссию на Западе, З. выполнял заказы для верующих разных христ. конфессий, желающих молиться перед правосл. образами. Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. В 1994 г. З. был переведен из Псково-Печерского в Спасо-Преображенский Мирожский мон-рь в Пскове. В нем он организовал Международную иконописную школу, где проводил курсы для учеников из России, Франции, Италии и др. стран. В его настоятельство была восстановлена надвратная ц. первомч. Стефана, для к-рой З. создал каменный иконостас с фресковыми иконами (1996). По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к 600-летию Сретения в Москве (26 авг. 1395) Владимирской иконы Божией Матери исполнил ее список (1995, ныне в Оптиной пуст.). В 1995 г. З. был удостоен Гос. премии РФ «За вклад в возрождение иконописной традиции в России» (денежная часть премии передана Высшей Свято-Филаретовской московской православно-христ. школе).

http://pravenc.ru/text/199877.html

 Воспоминания Наталии Бреевой опубликованы в книге:  Лученко К.  Матушки. М. : Никея, 2012.  Схиигумен Савва (Остапенко, 1898–1980) — один из известных подвижников-монахов и старцев XX в. До 48 лет жил и работал в миру (инженером-строителем). В 1946 г. принял монашество, будучи насельником Троице-Сергиевой Лавры, выполнял послушания эконома и духовника богомольцев (имел около 7 тыс. духовных чад). Переведен в Псково-Печерский монастырь, где занимал должность благочинного. Автор ряда духовных сочинений.  В восстановленном Покровском ставропигиальном женском монастыре в Хотькове и ныне находятся мощи родителей преподобного Сергия Радонежского — преподобных Кирилла и Марии.  Архимандрит Алипий (Воронов, 1914–1975) — в 1959–1975 гг. наместник Псково-Печерского монастыря, иконописец, художник и коллекционер (в 1974 г. основная часть коллекции передана в Русский музей), не раз отстаивавший монастырь в период хрущевских гонений.  Архимандрит Ириней (Пономарев, 1928–1975) — эконом Псково-Печерского монастыря.  Архимандрит (потом схиархимандрит) Александр (Васильев) — братский духовник и благочинный Псково-Печерского монастыря.  Иеродиакон Ксенофонт (Чистяков, 1900–1982) — в 24 года вступил в брак, имел двух сыновей; в 1942 г. был взят на фронт и затем демобилизован в связи с ранением; в 1947 г. осужден по 58-й статье и до 1955 г. находился в заключении в лагерях; в 1956 г., будучи вдовцом, пришел в монастырь, принял постриг и сан иеродиакона.  Архимандрит Тихон (Агриков, 1918–2000) — насельник Троице-Сергиевой Лавры; в конце 1950-х — начале 1960-х гг. был преподавателем в московских духовных академии и семинарии, духовником учащихся. Затем жил на Кавказе и в Закарпатье. Незадолго до кончины принял схиму с именем Пантелеимон.  Любимов Николай Михайлович (1912–1992) — знаменитый переводчик классической литературы, в основном с французского и испанского. Переводил произведения М. Сервантеса, Ф. Рабле, Ж.-Б. Мольера, П. Бомарше, П. Мериме, М.-А. Стендаля, Г. Флобера, Ги де Мопассана, М. Пруста, Ф. Шиллера, Дж. Бокаччо и др.

http://pravoslavie.ru/66749.html

Церковь Великомученицы Варвары (XVII в.) Деятельность прихода [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Как добраться [ править править код ] Адрес: 180000, Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Некрасова, д. 33 Телефон: +7 900 990 19 90 Паломнику [ править править код ] Храм открыт ежедневно с 07:00 до 21:00. Божественная литургия служится ежедневно. Каждый четверг – в Никольском храме. Остальные дни – в Покровском. Раз в месяц – ночная Литургия. Литургические песнопения на богослужении исполняет новосозданный мужской хор Подворья (руководитель Юрий Герасимов). Особенностью богослужения является звучание знаменного распева в современной гармонизации. Мужской хор принимает участие в богослужениях и в Покровском храме. По традиции по средам в Покровском храме служится акафист Покрову Божией Матери. См. расписание богослужений на официальном сайте подворья Паломнический центр «Подворье» [ править править код ] Паломнический центр «Подворье» создан по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) на базе подворья Псково-Печерского монастыря в городе Пскове. Основная задача центра – познакомить всех желающих с православными святынями, духовными, историческими и культурными достопримечательностями Псковского края. Паломнической службой «Подворье» впервые разработаны уникальные маршруты. Подробнее о паломничестве и экскурсиях на сайте подворья Гостиница [ править править код ] Подробнее о проживании в гостинице «Дом паломника» на сайте подворья Бесплатно поселяются мужчины и женщины православного вероисповедания или готовящиеся принять крещение, приехавшие на срок более трех суток, готовые нести трудовые послушания, имеющие при себе паспорт, без вредных привычек. Трапезные [ править править код ] На территории подворья располагается вместительная трапезная на 70 человек, летнее кафе на 55 человек и булочная с широким ассортиментом хлебобулочных изделий. Вся продукция, кроме напитков, производится в собственной пекарне подворья Псково-Печерского монастыря. Предоставляются услуги выездного обслуживания. Трудникам [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Псковское_подв...

Отец Иоанн никогда не бросался великими и страшными словами, такими как «я скажу тебе волю Божию». Ни раньше, ни потом я таких слов от него не слышал. Поэтому воспринял сказанное мне более чем серьезно и, превозмогая страх, решил исполнить все точно, как сказал старец. В Москве вскоре представился удобный случай встретиться с патриархом, и я, с замиранием сердца, слово в слово передал Святейшему, что наказал мне батюшка: и о переводе меня в братию Псково-Печерского монастыря, и о создании монастырского подворья в Москве… К моему удивлению, Святейший неожиданно нашел мысль о Псково-Печерском подворье очень своевременной и правильной. Оказывается, как раз в эти дни встал вопрос о введении особого пограничного режима в городе Печоры, находящемся в трех километрах от недавно тогда образованной границы с Эстонией, и, соответственно, о возможном ограничении свободного доступа паломников в Псково-Печерский монастырь. Подворье, по мнению патриарха, могло бы взять на себя обязанности помощи монастырю, если неблагоприятный для паломников пограничный режим будет введен. Святейший тут же поручил Владыке Арсению (Епифанову) и протоиерею Владимиру Дивакову заняться подбором храма для подворья. Первым местом, которое предложил для подворья Владыка Арсений, был Покровский монастырь, недавно переданный Церкви. Я съездил полюбоваться им, но, помня слова отца Иоанна, что от первого храма следует отказаться, сослался на действительный факт: Покровский монастырь для подворья слишком обширный. Тогда Владыка дал мне еще два адреса: храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово и Сретенского монастыря на Лубянке. Измайловский собор показался мне уж больно большим и великолепным, а Сретенский как раз таким, как говорил отец Иоанн. К тому же это был не просто храм, а монастырь, закрытый в 1925 году, в котором так или иначе следовало возрождать монашескую жизнь. Я позвонил отцу Филарету в Печоры, и он соединил меня по телефону с батюшкой. — Сретенский? Это тот, что за Трубной площадью? — Батюшка отлично знал церковную Москву. — Его и бери!

http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyat...

Отец Иоанн никогда не бросался великими и страшными словами, такими как «я скажу тебе волю Божию». Ни раньше, ни потом я такого от него не слышал. Поэтому воспринял сказанное мне более чем серьезно и, превозмогая страх, решил исполнить все точно, как сказал старец. В Москве вскоре представился удобный случай встретиться с патриархом, и я с замиранием сердца слово в слово передал Святейшему, что наказал мне батюшка: и о переводе меня в братию Псково-Печерского монастыря, и о создании монастырского подворья в Москве… К моему удивлению, Святейший неожиданно нашел мысль о Псково-Печерском подворье очень своевременной и правильной. Оказывается, как раз в эти дни встал вопрос о введении особого пограничного режима в городе Печоры, находящемся в трех километрах от недавно тогда образованной границы с Эстонией, и, соответственно, о возможном ограничении свободного доступа паломников в Псково-Печерский монастырь. Подворье, по мнению патриарха, могло бы взять на себя обязанности помощи монастырю, если неблагоприятный для паломников пограничный режим будет введен. Святейший тут же поручил Владыке Арсению (Епифанову) и протоиерею Владимиру Дивакову заняться подбором храма для подворья. Первым местом, которое предложил Владыка Арсений, был Покровский монастырь, недавно переданный Церкви. Я съездил полюбоваться им, но, помня слова отца Иоанна, что от первого храма следует отказаться, сослался на действительный факт: Покровский монастырь для подворья слишком обширный. Тогда Владыка дал мне еще два адреса: храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове и Сретенского монастыря на Лубянке. Измайловский собор показался мне уж больно большим и великолепным, а Сретенский как раз таким, как говорил отец Иоанн. К тому же это был не просто храм, а монастырь, закрытый в 1925 году, в котором так или иначе следовало возрождать монашескую жизнь. Я позвонил отцу Филарету в Печоры, и он соединил меня по телефону с батюшкой. — Сретенский? Это тот, что за Трубной площадью? — Батюшка отлично знал церковную Москву. — Его и бери!

http://pravoslavie.ru/51396.html

Иноки несколько раз брали деньги с него, но удерживали их у себя, не говоря Алипию, и наконец объявили, что Алипий не хочет писать икон. Заказывавший пошел жаловаться игумену. Алипий говорил, что он и не слыхал о сем поручении. Послали за досками, на которых должны быть написаны иконы. Они явились написанными чудным образом. Благодать Божественная вскоре прославила сии иконы. Случился пожар, сгорела и церковь , где были сии иконы, но чудные иконы обретены совершенно невредимыми. Князь Владимир Мономах был свидетелем сего чуда. Одну икону, изображающую Пресв. Богородицу, он взял и перенес в Ростов, где она прославилась чудесами, и доселе пребывает в Ростовском Успенском соборе, известная под именем Владимирской 656 . Дни Псково-Печерской иконы Богородицы 15 (28) августа и 7 (20) октября Псково-Печерская икона «Успение» Богородицы явлена в 1473 году исцелением слепой жены и пребывает в Псково-Печерском монастыре, основанном при заштатном городе Печерах в 56 верстах от Пскова. От явления иконы над древней пещерою и город, и монастырь, и икона получили свое имя. Явленная икона прославилась многими чудесами, в память коих установлен праздник 15 августа. В 1521 году псковскими купцами Василием и Феодором пожертвована в Печерский монастырь новая икона Успения Богородицы – «Умиление», прославившаяся с 1524 года чудотворениями. Но обе иконы прославились особливо во время нашествия на Псков и на Печерский монастырь Стефана Батория, короля Польского, в 1581 году. В 27-й день августа этого года, по сказанию Псковской летописи, некоему благочестивому мужу Дорофею было явление и откровение от Матери Божией о будущем нападении на город со стороны угла крепости при Покровском монастыре 657 . Почему Печерского монастыря игумен Тихон, еще до осады вызванный в город с чудотворными иконами Борородицы Печерской и «Умиление» Печерского монастыря, начал по повелению царя и епископа совершать крестные хождения с сими иконами на помянутое место. В соборном храме Пскова совершали ежедневно моления о прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010