О паче человеча достоинства твоего, блаженне Анание,/яко ученик бо возлюблен был еси, яко пастырь почил еси,/и яко страдалец Христу спрославился еси, венцы мученически украшаем. Богородичен: Пречистая, Всенепорочная, сосуде благовония,/испроси у Христа, Егоже родила еси,/даровати воинству нашему на враги победу и от работнаго ига дати ослабу людем Твоим:/Тя бо непрестанно величаем. Ин Ирмос: Безсеменнаго зачатия/рождество несказанное,/Матере Безмужныя нетленен Плод:/Божие бо рождение обновляет естества./Темже Тя вси роди,/яко Богоневестную Матерь,/православно величаем. Горнейшим, славне, ликом совокупился еси безплотным,/идеже неизреченная пребывает радость и всегдашнее наслаждение,/идеже оный Богоначалия свет есть и веселие,/идеже неизглаголанная слава, блаженнейше. С праведными внутрь Божественныя славы вселився, зриши красоту неизреченную оную,/зриши сладость некончаемую, зриши доброты Небесныя, истинно желанныя, мудре,/видиши патриархов лики, Романе славне. Твою светоносную память верно совершающия/от бед избави молитвами твоими, Богомудре,/и от всякаго вреда, Романе, и скорби чуждаго/и Небесныя славы получити сподоби и Царствия Горняго, блаженнейше. Богородичен: От древняго падения человеческий род первозданнаго бысть тленен, Дево Богородице,/и порабощен страстьми греховными,/но из Тебе рождейся Преблагий Бог Своим благоутробием того воззва. Светилен Октоиха. Слава, апостола. Подобен: Жены, услышите: Дамаск, апостоле, ныне о тебе хвалится,/емуже упространил еси крепость мучением, Анание,/учитель быв Христа гонящему, яко ученик нарочит Христа гонимаго,/к Немуже о нас молися. И ныне, Богородичен: О таинств Твоих, о чудес Твоих!/Како по рождестве Дева пребыла еси, якоже прежде рождества;/како Бога вместила еси, нигдеже Вместимаго;/но воистину несказанна Твоя суть вся, Благословенная Дево Мати, Марие. На стиховне Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородичен: Тя вси стяжахом, прибежище и стену нашу, христиане,/и Тя славословим немолчно, Безневестная. Ин Ирмос: Несть свят,/якоже Ты, Господи Боже мой,/вознесый рог верных Твоих, Блаже,/и утвердивый нас на камени/исповедания Твоего. Ум твой, Романе мудре, бысть обителище Троицы Святыя,/исполняемь благочестно знания истиннаго, источая Божественная проповедания. Струи искипе течений честный твой язык, поя Божественная/и уясняя мудростно Христово к нам от Девы Рождество неизреченное. Се питаеши обильно мудрыми ученьми и красными песнопении помыслы наша/и исполняеши сладости Божественнейшия, Романе Богогласе. Богородичен: Всех еси воинств вышши, Дево,/тех бо Содетеля, Сына Божия, зачала еси во утробе/и, рождши, пребываеши Приснодева. Кондак преподобнаго, глас 8: Божественными добродетельми духа/измлада украсився, Романе премудре,/Церкви Христове пречестное украшение был еси:/пением бо прекрасным украсив ю, блаженне./Тем молим тя: подаждь желающим Божественнаго дарования твоего,/яко да вопием ти:/радуйся, отче преблаженне, красото церковная. Седален, апостола, глас тойже. Подобен: Премудрости: Просвещен познанием Божественным священник же, и мученик Иисусов, и Божественный апостол, Анание, был еси./И иногда гонителя Савла нарицаема, ослеплена мановением вышним, славне,/в воде погрузив, Богосодетельным научением лучша его показал еси, просветителя душам нашим./Сего ради вопием ти:/моли Христа Бога грехов оставление даровати чествующим любовию святую память твою. Слава, преподобнаго, глас 5. Подобен: Собезначальное Слово: Насажден, якоже древо, отче блаженне, при исходищих вод постнических,/Божественным содейством плоды болезней твоих во время явственно Садоделателю и Творцу отдал еси./Сего ради святую твою поем память, чествующе тя, Романе преподобне. И ныне, Богородичен: В Тебе таинство трепетное совершается, Девице,/Сущаго Бога Слова от Отца в ложеснах зачала еси,/и раждаеши паче естества Человека совершенна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ибо «всякий отвергающийся Сына, не имеет и Отца» ( 1Иоан. 2:23 ). «Я есмь дверь», говорит Иисус ( Иоан. 10:9 ). «Никто не приходит к Отцу, как только чрез меня» ( Иоан. 14:6 ). Если отвергнешь дверь сию, то заключено для тебя будет ведение, возводящее ко Отцу. Никто же «знает Отца, токмо Сын», и кому Сын откроет ( Мф. 11:27 ). Если отвергнешь дающего откровение, то пребудешь в неведении. В Евангелии изречено определение: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына, не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Иоан. 3:36 ). Ибо Отец гневается, когда уничижен Единородный Сын. Несносно царю, если бесчестят и простого воина. А когда обесчещен кто-либо из именитых его телохранителей или друзей, тогда паче возрастает его гнев. Если же оскорбит кто самого единородного сына царева, кто умолит отца, прогневанного оскорблением единородного сына? 2. Поэтому, если кто хочет благочестно чтить Бога, то да поклоняется Сыну, иначе Отец не приемлет служения. С небеси возгласил Отец, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3:17 ); Отец благоволил о Сыне. Если не будешь благоволить и ты, то не имеешь в себе жизни. Не увлекайся тем, что лукаво говорят иудеи: «Бог един», но, познав единого Бога, что есть и единородный Сын Божий. Не я первый сказал это, но Псалмопевц от лица Сына говорит: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой» ( Пс. 2:7 ). Поэтому внимай не тому, что говорят иудеи, но что говорят пророки. Чему дивишься, если пророческие вещания ни во что ставят побивание камнями и умерщвление пророков? 3. Веруй во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного. Единого же именуем Господа Иисуса Христа, да и сыновство будет единородно. Именуем единого, чтобы не предположил ты иного сына. Именуем Единого, чтобы многоименность действенности не расточил ты злочестиво на многих сынов. Ибо именуется Он дверию ( Иоан. 10:7 ); при этом именовании представляй не дверь из дерева, но дверь разумную, живую, различающую входящих. Именуется путем ( Иоан. 14:6 ), но это путь – не ногами попираемый, а ведущий к Отцу небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

7. Но чтобы кто по простоте или и из хитрости не предположил, будто бы Христос равночестен праведным людям, потому что Сам говорит: «восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему» ( Ин. 20:17 ), всего лучше наперед объяснить, что, хотя имя Отца одно, но сила значения сего имени различна. И зная, что «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» ( Лук. 2:49 ) и «Отцу вашему» Не говорит: ко Отцу нашему, но разделяет и именует сперва Отца Своего: «ко Отцу Моему», т. е. ко отцу по естеству, потом присовокупляет: «и Отцу вашему», т. е. Отцу по присвоению. Ибо хотя преимущественно сподобились мы говорить в молитвах: «Отце наш, Сущий на небесех» ( Мф. 6, 9 ), но это – даяние человеколюбия. Не как по естеству родившиеся от небесного Отца, именуем Его Отцем, но сподоблены говорить сие неизреченным человеколюбием, как благодатию Отчею чрез Сына и Святого Духа приведенные из рабства в сыноположение. 8. Если же кто хочет дознать, в каком смысле именуем мы Бога Отцем, то пусть послушает превосходного наставника Моисея, который говорит: «Не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя» ( Втор. 3:26 ); и еще пророка Исаию: «но ныне, Господи, Ты – Отец наш; мы – глина, а Ты – образователь наш, и все мы – дело руки Твоей» ( Ис. 64:8 ). Благодать пророчественная весьма ясно изобразила, что именуем Бога Отцем не по естеству, но по благодати Божией и по присвоению. 9. А чтобы точнее узнать нам, что в Божественных Писаниях именуется отцем не один непременно отец по естеству, послушай, что говорит Павел: «Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор. 4:15 ). Павел же был отцем коринфян не потому, что родил их по плоти, но потому, что научил и возродил их духовно. Послушай и Иова, который говорит: «отцом я был для нищих» ( Иов. 29:16 ). Он наименовал себя отцом не в том смысле, что всех родил, но в том, что имел о них попечение. И Сам Единородный Сын Божий, во время крестного страдания пригвожденный плотию к древу, увидев Марию, матерь Свою по плоти, и возлюбленнейшего из учеников, Иоанна, сказал ученику: «се, Мати твоя», а Марии: «се сын Твой» ( Иоан. 19, 26. 27 ), поучая тем должной любви, а косвенным образом разрешая и сказанное у Луки: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лук. 2:33 ), за что хватаются еретики, говоря, что Христос родился от мужа и жены. Ибо как Мария – матерь Иоанну по любви, а не по тому, что родила его, так и Иосиф назван отцом Христу не за то, что родил Его (ибо, по словам Евангелия, «не знал Ее, как, наконец, Она родила Сын Своего первенца» ( Мф. 1:25 ), но за попечительность при воспитании.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

До каких пор мы будем гнуться вниз? До каких пор мы будем замышлять друг против друга, точно звери, точно рыбы? Лучше же сказать, и звери не замышляют друг против друга, но лишь против тех, которые другой породы, например, медведь не охотно умерщвляет медведя, и змея не умерщвляет змеи, как принадлежащей к той же породе; ты же, имея тысячи побуждений к справедливости в отношении однородного – родство, разумность, ведение Бога, силу природы и многое другое, – его, своего родича и общника по природе, убиваешь и ввергаешь в тысячи бедствий? Что за нужда, если ты не вонзаешь меча, не запускаешь правой руки в горло? Ты делаешь иное, более тягостное, – угнетаешь беспрестанными скорбями. Если бы ты то сделал, то избавил бы его от забот; теперь же заваливаешь его рабским голодом, отчаянием, множеством грехов. Итак, ты, видя, что он возлежит с руками и обличием, оскверненными этим навозом, в доме и за трапезой, исполненной этого навоза, а кушанья те еще грязнее и отвратительнее этого навоза, ты чувствуешь себя удостоенным чести, ожидающим наслаждения? И ты не боишься Павла, который разрешал беспрепятственно отправляться к столу эллинов (язычников), если нам желательно, но к столам любостяжателей и при желании не позволял идти? «Если, – говорит, – кто, называясь братом, остается блудником» («Аще некий, брат именуем, будет блудник») ( 1Кор.5:11 ), называя здесь братом всякого вообще верующего, а не монаха. Чем именно производится братство? Баней возрождения, возможностью называть Бога Отцом. Таким образом, монах, если он только оглашаемый, не есть брат; а верующий, хотя бы он был мирянин, есть брат. «Если, – говорит, – кто, называясь братом». А тогда не было и следов монахов, но все этот блаженный говорил к мирянам. «Если, – говорит, – кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» («Аще некий, брат именуем, будет блудник, или лихоимец, ...или пияница, с таковым ниже ясти»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Основания для почитания Ее находим в священном Писании. Какой имеет смысл почитание Ее, по заповеди ее церкви? Мы именуем Ее, – Богородицей, ублажаем или прославляем Ее, обращаемся к Ней с молитвами, в надежде, при Ее ходатайстве за нас пред Богом, получить просимое. 1) Богородицей мы именуем Ее, потому что Она родила Бога, так как Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек. Она родила Его по человечеству, но родившийся от Нее Человек был и истинный Бог. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», пророчествовал о Нем пророк Исаия ( Ис.7:14 ), а слово Еммануил, по изъяснению св. Матфея, значит: с нами Бог ( Мф.1:23 ). Поэтому-то, в св. Писании Пресвятая Дева именуется Матерью Господа, что равносильно наименованию Богородицы. Св. Елизавета, родственница св. Марии, не сама по себе, а исполнившись Св. Духа, встречает Ее словами: благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк.1:41–43 ); затем многократно Она называется Матерью Господа, – напр., у Мф.2:13, 14, 20 , Лк.2:7 ; Лк.2:33, 34 ; Лк.2:43, 48 ; Ин.2:3, 5, 19 , Ин.2:25–26 и др. Как Матерь Господа И. Христа, истинного Царя неба и земли, Она и Сама называется Царицей Небесной, как называл Ее в пророчестве царь и пророк Давид: «предста Царица одесную Тебе (Господа), в ризах позлащенных и приукрашенных» ( Пс.44:10 ). 2) Итак, она ближе всех к своему Сыну и Богу, Она одесную Его. По глубокой вере в свое величие, как Матери Господа, прежде чем исполнилось то, о чем благовествовал ей св. архангел Гавриил, она пророчествует: «отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» ( Лк.1:48–49 ). Какой еще заповеди об ублажении Пресвятой Девы будем искать в св. Писании, читая эти слова Евангелия: «отныне будут ублажать Меня все роды». И мы видим примеры ублажения Ее, как Матери Господа, в св. Евангелии: «радуйся, Благодатная Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ( Лк.1:28 ), ублажает ее св, архангел; «благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего» ( Лк.1:41 ), – ублажает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Приведём несколько примеров. Анафора литургии ап. Марка 18 Ты выше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем святых ангелов и архангелов воинства. Тебе предстоят два (рода) честнейших из Твоих живых существ – многоокие херувимы и шестокрылые серафимы, которые, двумя крыльями закрывая лица и двумя – ноги и двумя летая, взывали друг к другу постоянным языком и неперестающими устами победную и трисвятую песнь, воспевая, поя, взывая, славословя великолепной Твоей славе, ясным гласом: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Полно небо и земля святой Твоей славой». Всегда же всё Тебя святит, но и со всеми святящими Тебя прими, Владыко Господи, и наше священие, вместе с ними поющих и говорящих Тебе: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Полно есть воистину небо и земля святой славой Твоей через явление Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа; наполни, Боже, и сию жертву благословением, которое от Тебя, через наитие Святого Твоего Духа. Анафора из Евхология Серапиона 19 Ты – (Тот), Кто превыше всякого начала, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем. Тебе предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей. Тебе предстоят два честнейших серафима шестокрылых, двумя крыльями покрывая Лик, двумя же – ноги, и двумя летая, и освящая. С ними прими и наше священие, глаголющих: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно небо и земля славой Твоей». Полно есть небо, полна есть и земля величественной Твоей славой, Господи сил. Наполни и эту жертву Твоей силой и Твоим причастием, ибо Тебе принесли эту живую жертву, приношение непорочное. Анафора из Барселонского папируса 20 Восседающий на колеснице, херувим и серафим пред ней, Которому предстоят тысячи тысяч и тьмы тем ангелов, архангелов, престолов и господств, воспевающих и славословящих, с которыми и мы воспевая, говоря: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; полно Твое небо славой Твоей»,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Так, ни один царь на земле не может повелевать ветру и морю, а Господь наш Иисус Христос повелевает им, и они повиновались Ему. Ни один человек не может одним словом своим претворить воду в вино, и, однако, Иисус Христос превратил воду в вино; ни один человек не может одним словом своим иссушить бесплодное дерево, и, однако, Иисус Христос иссушил его. Таким образом, верно то, что воссевший одесную Бога Отца Иисус Христос имеет могущество и власть над всеми силами на небе и на земле. То же выражает и апостол Павел в Послании к ефесянам, когда говорит о Христе, что Бог Отец воскресил Его из мертвых и посадил «одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви». Словами «и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но в будущем» – апостол выражает именно, что нет ничего такого в мире видимом и невидимом, над чем Иисус Христос не господствовал бы. В заключение апостол называет Иисуса Христа главою Церкви, то есть общества верующих во Христа. Все верующие в Него и пребывающие в Церкви суть члены Его и поскольку в них пребывает и действует благодать Божия, то они и образуют собою царство благодати. Но некогда они, как истинные члены Церкви, будут прославлены Богом и образуют царство славы. Вот почему называя Иисуса Христа главою церкви, апостол научает нас, что Иисус Христос есть также Господь и Владыка царства благодатного и царства славы. Таким образом верно то, что Иисус Христос сидит одесную Бога Отца, имея с Ним равное Божеское могущество и силу. Истина эта чрезвычайно утешительна для нас. Иисус Христос есть величайший Благодетель наш, ибо Он искупил нас от греха, проклятия и смерти, и даровал нам вечное блаженство. Не должны ли были люди принять Его с величайшею радостью? Но вместо любви грешные люди возненавидели Сына Божия и распяли Его. Подобную же ненависть мира сего должна испытывать и святая Церковь Иисуса Христа, по слову Его: «и будете ненавидимы всеми за имя Мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010