Упоительное ощущение безмятежного счастья и свободы, которую никто не может отнять, осознание предельной защищенности в этом мире, потому что Бог Сам взял тебя за руку и ведет к необычайной, ведомой лишь Ему цели, — вот что составляет неповторимое состояние послушничества. Это состояние проходит. Но, говорят, после долгих лет подвижничества оно возвращается в умноженной силе и в умудренном духе. Мне несказанно повезло: четыре месяца я был дежурным именно в той сторожке у нижних ворот Псково-Печерского монастыря, о которой так мечтал патриарх Пимен. И могу сказать, что старый патриарх знал, о чем говорил: это действительно самое прекрасное место в мире! Обязанностей у сторожа было немного: открывать и закрывать ворота для проезда машин и телег с сеном да убирать за стадом коров, которые утром и вечером брели по вековой булыжной мостовой с монастырского скотного двора на пастбище и обратно. За время дежурств я перечитал множество интересных книг и от всей души полюбил одиночество. Правда, когда наступила осень и выпас закончился, мне дали новое послушание — трудиться на коровнике. Это уже было посложнее. В монастыре за чистотой и порядком следят строго, и требовалось быть внимательным — без задержки убирать навоз и снова подсыпать опилки. А то корова может лечь на навоз, вымя ссохнется, и коровка заболеет. В монастырском стаде было тридцать пять буренок. Сена запасали вдоволь, так что производство навоза шло весело, исправно и круглосуточно — только поспевай. Как-то, помню, морозной зимней ночью, часа в четыре, я еле ноги волочил, глаза слипались, а коровы все — бух да бух! плюх да плюх!.. Наконец вроде выдалось затишье. Я повалился на видавший виды потертый диванчик и сразу задремал. Но скоро сквозь сон до меня донеслось требовательное: плюх-бух! Потом снова, настойчивее: бух-плюх! Приоткрыв глаза, я увидел при тусклом свете электрической лампочки корову, которая стояла в своем стойле прямо напротив меня над кучей свежего дымящегося навоза и призывно помахивала мне хвостом. Еще бы ей не радоваться: поела душистого сена, поспала вдоволь, сделала свое дело и теперь ждет, когда я уберу. Но сил никаких не было! Коровка подождала-подождала и, шумно вздохнув, улеглась. Но прилегла, умница, правильно — на чистые опилки, только хвост лежит в куче навоза и кисточка по нему поигрывает туда-сюда. Кисточка все больше разбухает, но это ведь не вымя, корова не заболеет. К тому времени я, городской человек, это уже знал и со спокойной совестью снова провалился в сон.

http://azbyka.ru/fiction/nesvyatye-svyat...

Слово о погибели русской земли Подготовка текста, перевод и комментарии Л. А. Дмитриева «Слово о погибели Русской земли» представляет собой отрывок не дошедшего до нас произведения, посвященного монголо-татарскому нашествию на Русь. Упоминаемые в «Слове» имена и контекст, в котором эти имена встречаются («до ныняшняго Ярослава и до брата его Юрья...»), отзвуки легенд о Владимире Мономахе и некоторые южнорусские черты текста дают основание считать, что «Слово о погибели Русской земли» было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси. Время написания «Слова» датируется периодом с 1238 по 1246 г. («нынешний Ярослав» умер в 1246 г.). Описание в «Слове» величия и могущества Русской земли предшествовало не сохранившемуся рассказу о нашествии Батыя. Такой характер вступления к тексту, который должен был повествоватъ о горестях и бедах страны, не случаен. Эта особенность «Слова о погибели Русской земли» находит себе типологическое соответствие с произведениями древней и средневековой литературы, в которых описываются с патриотических позиций невзгоды и тяжелые испытания, обрушившиеся на родину автора. «Слово о погибели Русской земли» по поэтической структуре и в идейном отношении близко к «Слову о полку Игореве». Оба эти произведения отличает высокий патриотизм, обостренное чувство национального самосознания, гиперболизация силы и воинской доблести князя-воина, лирическое восприятие природы, ритмический строй текста. Оба памятника близки и сочетанием в них похвалы и плача: похвалы былому величию Русской земли, плача о ее бедах в настоящем. «Слово о полку Игореве» было лирическим призывом к единению русских князей и русских княжеств, прозвучавшим перед монголо-татарским нашествием. «Слово о погибели Русской земли» – лирический отклик на события этого нашествия. «Слово о погибели Русской земли» дошло до нас в двух списках: один (XV в.) – в Гос. архиве Псковской области (собр. Псково-Печерского монастыря, ф. 449, 60), другой (XVI в.) – в Древлехранилище ИРЛИ (P.IV, оп. 24, 26). В обоих списках «Слово» дошло в виде предисловия к «Повести о житии Александра Невского». Такое объединение этих текстов – факт более поздней литературной истории обоих произведений. Научное издание текстов и их исследование см.: Бегунов Ю. К. Памятник русской литературы XIII века «Слово о погибели Русской земли». М.–Л., 1965. Мы печатаем текст «Слова» по псковскому списку с исправлением явно ошибочных написаний отдельных слов и одной конъектурой (вместо слова «ношаху» оригинала дается написание «полошаху». – Конъектура эта была предложена А. В. Соловьевым).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергей Степашин, который принял участие в совещании посредством видео-конференц-связи, согласился с губернатором. Он напомнил, что деятельность АНО высоко оценена Правительством РФ, поэтому поддержка со стороны федерального бюджета планируется в полном объеме. В настоящее время специалисты АНО уже смогли получить серьезную экономию средств, что позволило дополнительно запланировать работы еще на шести исторических объектах. «Восстановление конкретных объектов не актуально без оздоровления коммунальной инфраструктуры, дорог. Предлагаю создать рабочую группу. В нее должны войти представители всех министерств и ведомств, задействованные в решении инфраструктурных вопросов», — подчеркнул Сергей Степашин. Он добавил, что долгосрочная программа должна быть составлена и изучена всеми заинтересованными участниками, документ должен носить комплексный характер по примеру реализации на территории страны национальных проектов. Митрополит Псковский и Порховский Тихон призвал направить дополнительные усилия на развитие туризма и паломничества. Глава Псковской митрополии обратил внимание, что по ряду исторических объектов сейчас завершены проектные работы и юридические процедуры, что позволит начать работы уже в ближайшее время. Наравне с проектами по восстановлению объектов культурного наследия прорабатываются и проекты по развитию прилегающей инфраструктуры, например, комплексная реконструкция Печор. «Наша задача — сохранить город. Сейчас идут серьезные исторические изыскания. Мы ни в коем случае не допустим никакого новодела. Мы хотим сохранить тот особый дух и архитектуру Печор, которые являют особую ценность города», — отметил владыка Тихон. Он также сообщил, что общую концепцию планируется подготовить к середине следующего года. Руководитель АНО «Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области)» Денис Василенко детально проинформировал о проведении работ на ряде объектов, в том числе противоаварийных мероприятиях на усадьбе Строгановых в Порховском районе, а также на склонах Псково-Печерского монастыря.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Иной пример — житие священномученика Исидора Юрьевского (ум. 1472), составленное псковским агиографом Василием-Варлаамом не раньше 1558 и не позднее 1563 года. В древнерусской книжности, наверное, невозможно найти образец более яростного антилатинского произведения повествовательного характера. Оно представляет собой от начала до конца один большой антилатинский памфлет, облеченный в форму жития святого, убитого латинянами. Исидор жил в Тарту (Юрьеве), был там православным священником. Рассказ о нем постепенно входил в русскую книжность, повлияв на развитие «Повести о начале и основании Псково-Печерского монастыря», житие преподобного Серапиона Псковского и ряд других произведений . Интересно, что никто не отмечал возможной связи между житиями двух Исидоров. Одновременно с житиями антилатинской проблематикой пополнилась и древнерусская гимнография, причем примерно в той же динамике и на том же материале . Это не удивительно, но обращает на себя внимание, что византийская гимнография не впитала в себя антилатинский пафос совершенно. Наблюдая указанную разницу между поздневизантийскими агиографическими полемическими штудиями и серьезным русско-балтийским опытом антилатинской борьбы в житийной литературе, нужно объяснить их несмешиваемость. Она явно не сводится только к географической удаленности регионов друг от друга и затрудненности доступа русских к Черному морю и, далее, к Средиземному; к поздней Византии и ранней Османской державе. Даже разность динамики, с которой втягивались в конфликт различные сферы жизни и разные типы и жанры книжной культуры, говорит о том, что у региональных книжных культур были свои основания для такого разного развития. Средиземноморская антилатинская проблематика развивалась своими темпами в поздней Византии, Втором Болгарском царстве и Сербском царстве, угаснув после потери независимости этих территорий под властью турок. Прибалтийский регион стал тем раздражающим фактором, который сделал актуальной антилатинскую полемику на Руси в XV веке. Несложно заметить, что все ранние русские агиографические нарративы антилатинской направленности были первоначально связаны с балтийским регионом. Между ними была ощутимая граница, на которой антилатинская тематика не была актуальной. Первой частью этой границы были южные территории нарождавшегося Московского государства во второй половине XV в., с которыми не связано становление антилатинской проблематики: вдоль линии Чернигов-Путивль-Курск-Елец. Второй выступало Великое княжество Литовское, в котором, несмотря на непростую конфессиональную ситуацию, антилатинская полемика также еще не подавала признаки развития ; она начнет развиваться в этом регионе позже.

http://bogoslov.ru/article/6193711

Это особый пастырский подвиг. Подъять его возможно лишь духовнику, который прежде в точности исполнил заповедь Христа: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16:24 ). Примером такого пастыря был схиигумен Савва (Остапенко ; 1898–1980), знаменитый духовник Псково-Печерского монастыря. Схиигумен Савва « пользовался большим доверием своих духовных чад. Они, не стесняясь, приносили ему искреннее покаяние, причем чаще в письменной форме, так как чад было очень много и у него не было времени выслушивать устные исповеди. Прочитав их заранее (ночью), он потом каждому давал свои наставления. С каким истинно отеческим вниманием и добротой относился он к тем чадам, которые с детской доверчивостью открывали перед ним все тайники своей души и жаждали от него отеческого наставления! Он обращался с ними, как с больными детьми: осторожно и снисходительно, когда видел кого-либо малодушным, нравственно слабым,  и серьезнее, строже, кто-либо уже духовно подрос и окреп. Он от души радовался, когда видел чей-то духовный рост, и скорбел, когда видел духовные промахи и ошибки; был серьезным и полезным собеседником для серьезных людей, отечески снисходительным и ласковым с молодежью, детишками. Для него не существовало возраста, звания и состояния. Он со всеми обращался одинаково: отечески заботливо, приветливо. Лицо его всегда было озарено светлой радостью. Он сразу замечал, кому нужна поддержка и помощь, и сам подходил к ним, неся скорбящим утешение, болящим исцеление, унывающим и отчаявшимся надежду на спасение» 51 . Согласись: очень удобно и полезно иметь духовника, который может руководить тобой, пользуясь различными методами наставничества. Ведь наша душа не находится в статическом состоянии. Она динамична. В ней постоянно совершается смена мыслей, чувств, настроений. Наверное, большинству людей необходимы наставники, способные улавливать это бесконечное движение человеческого сердца и умело его направлять. С течением времени душа почти каждого человека подвергается коренным изменениям и развивается в ту или иную сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

           Для иллюстрации хотелось бы описать случай в Псково-Печерском монастыре. Все участники лагеря знают нашего Вову Арефьева из первого отряда… Несоблюдение дисциплины – его визитная карточка.            Вот, идет мой неповторимый и ненаглядный Владимир, как всегда позади всех и не со всеми (ходить дружно строем, со всеми вместе – не для него, делать то, что все делают - скучно). И вот я его поторапливаю, мы пытаемся догнать остальных. Он получает от меня какую-то очередную порцию порицаний и очевидных нравоучений. Но на все это он говорит мне удивительные слова. Он мимоходом бросает мне несколько фраз, глубокомысленных по своей сути. К сожалению, дословно не могу воспроизвести. Но как-то он сказал мне примерно следующее: я не могу его понять, понять его поведение, но его понимает Господь, Он все знает и любит его. Я опешила от этой очевидной, неоспоримой и безоговорочной истины. Была очень удивлена и рада тому, что он это понимает. Пусть этого мальчишку очень часто не воспринимают окружающие, ругают его, считают хулиганом. Но его понимает Господь, понимает и принимает и готов принимать снова и снова, независимо от его антисоциального поведения, независимо от его проделок, независимо ни от чего. Господь его любит, за него умер и хочет его спасти. Любит этого мальчишку так, как будто никого другого на свете и нет. Вова мне случайно, спонтанно напомнил об этом. Удивительная истина, относящаяся ко всем без исключения людям. И этого нельзя забывать вожатым.            Дружный коллектив, новые друзья, удивительная, чудная, радостная соборность – неотъемлемые характеристики лагеря. Всеобъемлющая дружба, без разделения на больших и маленьких, на взрослых и детей, всеобщая, всепоглощающая, сглаживающая все неровности и шероховатости, покрывающая все возможные погрешности, раскрашивающая серые будни разноцветными, яркими, радужными красками. Такая дружба – традиция лагеря. А традиции следует хранить, оберегать и продолжать.            Лично у меня появилось много добрых, верных друзей, благодаря лагерю, и огромное количество хороших знакомых. Спасибо «Княжеской Руси» и слава Богу за это счастье и радость длиною в две недели, которые Он мне дарит уже третий год подряд.

http://pravoslavie.ru/vs/23.htm

«Мне очень в жизни повезло: я много лет работаю в этой сфере - моя мама работала медсестрой с фониатром, потом я начала работать в этом же направлении, - говорит известный врач. - К сожалению, многие наши педагоги уверены в том, что они знают, и иногда такие говорят вещи - здравствуй, ужас! Я не открываю что-то новое, а собираю и систематизирую то, что разбросано по разным источникам. Я как-то заметила, что меняется педагог у ребенка - и он прекращает болеть. Начала изучать, вникать, почему так происходит. Наша школа постоянно «улучшается», поэтому причин очень много». Псковские педагоги интересовались обширным практическим опытом Натальи Оленчик, а мы не могли не задать вопрос, который волнует очень часто не столько педагогов, сколько мам талантливых поющих детей: как не испортить голос начинающего вокалиста? «Главный совет: поет ребенок дома - не мешайте ему, пусть поет так, как ему поется, - сказала наша собеседница. - Дети вообще рождаются с врожденным поставленным голосом. Когда он маленький - пускай поет: ребенок, который все время поет, - это прекрасно! Раз поет, значит, он может быть впоследствии вокалистом. Лишь бы не напрягал голос, не сипел после пения, чтобы получал удовольствие и доставлял радость своим пением другим людям!» Культура пения Слово культура (cultura), как известно, восходит к латинскому «colere», которое имело множество значений, в том числе культивировать, возделывать, ухаживать, почитать. Говоря о целях и задачах, стоявших перед организаторами первой регентской конференции в регионе, регент Псково-Печерского монастыря, художественный руководитель Сводного хора Псковской области, диакон Александр Амерханов вспоминает как раз об этом изначальном значении древнего понятия: «Когда мы говорим о создании хора, нужно включить психологию земледельца: медленно, медленно культивировать, возделывать почву - для того, чтобы очень нескоро, но получить должные плоды». Это трепетное и одновременно очень ответственное отношение к своему делу, судя по отзывам, очень чутко восприняли все участники встречи и семинаров. Отметили это и именитые докладчики. Так, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории, член Союза композиторов России Юлия Валерьевна Тихонова выразила мнение, что на конференции хормейстеры и руководители детских хоровых коллективов получили бесценный опыт, с точки зрения и теории, и практики хорового исполнительства.

http://pravoslavie.ru/126012.html

- Да, вопрос жанра произведений Солженицына часто ставится литературоведами. Хотя он почти всегда сам обозначает жанр, но это обозначение не всегда удовлетворяет специалистов. – А почему? - Не вписывается оно в общепринятые форматы литературной работы. По собственному определению Солженицына, роман у него только один – " В круге первом " . Жанр " Архипелага ГУЛАГа " он сам обозначил как " Опыт художественного исследования " . Жанр " Красного Колеса " – это эпопея с авторским пояснением: " Повествованье в отмеренных сроках " . Солженицын был настолько свободен в своем творчестве, что неоднократно становился изобретателем новых жанров и форматов. Но не потому, что ему хотелось быть оригинальным. Просто эти формы диктовал сам материал, жизнь ставила перед новые задачи. И они требовали особых художественных решений. – А темы? - Темы, если вдуматься, были те же самые, что всегда волнуют больших творцов: человек в исключительных обстоятельствах, ответственность за свой выбор, первичность духа перед плотью, высота человеческого достоинства. Но на протяжении веков эти внешние обстоятельства меняются, меняется самоощущение человека, меняются и формы его художественного выражения. Это касается не только названных Вами романов. А двучастные рассказы, которые Солженицын начал писать по окончании " Красного Колеса " ? А " крохотки " ? А знаете ли Вы еще какого-нибудь современного Солженицыну советского писателя, который писал бы молитвы? – Нет, не знаю. - Солженицын составил их две. Текст одной из молитв много лет висел на стене в келье архимандрита Алипия, наместника Псково-печерского монастыря. А сорокалетняя работа писателя по обработке Толкового словаря В.И. Даля, увенчавшаяся составлением " Русского словаря языкового расширения " ! – Да, похоже, вопрос жанра остается открытым. А у " Красного колеса " и " Архипелага " есть предтечи и аналоги в русской литературе? - Если говорить о предтечах, то, конечно, первой приходит на ум " Война и мир " . Тем не менее, это совсем другой жанр. Сама композиция " Красного Колеса " с включением документов, газетных глав, киноэкранов, конечно, абсолютно самобытная. В этом году в издательстве " Русский путь " вышел сборник материалов масштабной международной конференции, посвященной исследованиям " Красного Колеса " , которая проходила в 2011 в московском Доме русского зарубежья.

http://religare.ru/2_103081.html

Здесь, на отшибе, ютился старый нужной чуланчик. Выстроив экскурсантов пред этим заведением полукругом, как делают это обычно перед важным экспонатом, отец Нафанаил торжественно указал на него рукой и произнес: – Вот сюда иеросхимонах Лазарь ходил в туалет! А теперь стойте и смотрите! И, развернувшись спиной к изумленным молодым людям, он оставил их одних. Когда те пришли в себя, старший группы разыскал Наместника и выразил свое негодование всем случившимся. На что отец Наместник ответил: – Архимандрит Нафанаил доложил мне, чем вы интересовались. Именно это он вам и показал. Ничем больше помочь не можем! Надо учитывать, что на дворе стоял 1984 год. А тогда все было не так просто. Могли случиться и серьезные неприятности. Но наместники Псково-Печерского монастыря традиционно были сильными людьми. Архимандрит Нафанаил (Поспелов). Фото автора Умирал вредный отец Нафанаил необычайно тихо и смиренно. Когда врачи предложили поставить ему сердечный электростимулятор, он умолил отца Наместника этого не делать: – Отцы, представьте, – говорил он, – душа хочет отойти к Богу, а какая-то маленькая электрическая штучка насильно запихивает ее обратно в тело! Дайте душе моей отойти в свой час! Я имел счастье навестить отца Нафанаила незадолго до кончины и был поражен его бесконечной добротой и любовью. Вместо того чтобы беречь последние оставшиеся для жизни силы, этот невероятно бережливый во всем другом церковный скряга отдавал всего себя человеку, которого лишь на несколько минут посылал к нему Господь Бог. Как, впрочем, делал он это всю свою жизнь. Только когда-то мы этого не понимали. Рейтинг: 9.7 Голосов: 892 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Олег 4 февраля 2021, 03:51 Упокой Господи душу усопшего архим.Нафанаила. Отец Нафанаил помяните нас пред и всех. И почивших сродников наших, а также и всех почивших. Надежда 16 января 2019, 14:40 Спасибо!!!Спасибо!!!Спасибо!!! Алексей 7 октября 2014, 20:03 Елена, спасибо за наводку на " Богородичной обители послушник " :) Марина 2 июня 2013, 09:21 какой замечательный литературный слог! благодаря автору я полюбила всем сердцем отца Нафанаила! Злата 28 ноября 2012, 10:03 ...у меня столько дел,а я не могу оторваться от этих потрясающих рассказов...БЛАГОДАРЮ!!! СПАСИ ГОСПОДИ! Елена 7 сентября 2012, 15:42 Отец Тихон, прочла книгу «Несвятые святые», очень Вам благодарна, читала её дома, на работе, в автобусе, там где только была возможность, держу сейчас её в руках и не хочется с ней расставаться!) Обещала подруге дать почитать,отдам, пуская её душа наполнится добрыми словами которые написаны в этой книги, пускай она, как и я узнает необыкновенный и красивый мир православия.

http://pravoslavie.ru/39014.html

43) Кружка серебряная большая, в середине золоченая, иностранной работы, с медалью и на середине с латинской надписью: «1687 аще Бог даст, ничто не может зависть: аще же не даст, ничтоже может труд 1687 года». 44) Покал большой серебряный по венчикам, опоясывающим края и середину, позолоченный. Кругом его на внешней стороне на середине большими, вышиной в три дюйма готическими латинскими буквами: «Свят Страх Господень». 45) Курильница азиатская с одной рукояткой серебряная, чеканная, круглая, рукоятка, поддон и венчики и сама внутри и вне вся позлащенная. Края на поддоне и около самого сосуда и крышки испещрены фигурами, а по краю кругом всей крышки надпись большими куфическими арабскими буквами, начинающаяся словами: «Бис Миллаг» (во имя Господа) из проч. Под поддоном клеймо татарское с означением веса, а по-русски вырезано также и на крышке: 3 гривны 14 золотников. 46) Сверх того хранится в ризнице древних кубков и покалов серебряных и позлащенных числом до 16, кроме ковшей и других вещей. IX. О замечательнейших происшествиях в сей обители Обитель сия, как пограничная к Лифляндии, подвержена бывала первым нападением от неприятелей. Но со времени устроения ее и ограждения стенами она казалась безопасной, и в течение пятидесяти лет только возрастала, укреплялась, созидалась и украшалась более. Быв снабжена многими военными орудиями и стражей военных людей, она служила и окрестным соотчичам надежным убежищем и защитой при неприятельских нашествиях. Первое по новоустроении своем нападение выдержала она от войск польского короля Стефана Батория, с семнадцатью языками осадившего Псков в 1581 году. Тогда засаженные здесь сторожевые войска и монастырские служители перехватывали отряды, грабившие жителей по окрестным селениям и польские обозы, к Пскову и от Пскова ходившие мимо ее, а на Псковском озере ловили шведских и лифляндских разбойников. Осенью того года взяли они на речке Пачковке большой польской обоз более 30 телег и при нем разбили до 300 человек обозных людей, отпущенных из Псковского неприятельского лагеря, между ними пленили Рижского поверенного Иоахима, провозившего королю Баторию от рижан порох, и отбили везенного в плен одного Новгородского гражданина Поспела Солицына с женой и детьми и многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010