Условно колокольный набор можно разделить на три группы колоколов: малые (зазвонные), средние и большие. Но в различных регионах России эти группы могут называться по-разному. Например, в Москве средние колокола зовутся «подзвонными», а в лексиконе звонарей Псково-Печерского монастыря группа малых колоколов называется «Тиньки» и т. д. Не будем забывать и о том, что зачастую на колокольнях присутствуют именные колокола, названия которых нужно тоже отразить в «Паспорте звона». Далее, после описания звукоряда колокольни, должно даваться перечисление звонов в той последовательности, в которой они записаны в нотах, а также колоколов, участвующих в этих звонах (если звонов несколько). Такую информацию обязательно нужно указывать, потому что звонарь не всегда использует звукоряд колокольного ансамбля во всей полноте, но выбирает из набора лучшее, на его взгляд, их сочетание, необходимое для того или иного звона. Для простоты понимания принято нумеровать колокола звукоряда от большего к меньшему в зависимости от их расположения на колокольне. Особое внимание нужно уделять средним и малым колоколам, которые могут быть подвешены на балке не в порядке уменьшения веса, а исходя из удобства употребления исполнителем. Так, зазвонные колокола звукорядов Троице-Сергиевой Лавры и Данилова монастыря нотируются мною в порядке их расположения (слева направо), а не в порядке звуковысотности. Перечисляя в «Паспорте» употребляемые в звоне колокола, нужно разделять их на группы. Исходить при этом следует не столько из принятого на сегодня условного деления на три группы, сколько из реальной функции, которую та или иная группа колоколов выполняет в звоне и которую, конечно, необходимо отразить. Например, нотируя праздничный трезвон Псково-Печерского монастыря, можно услышать не три, а четыре группы колоколов: «Очепные», «Бурлаки», «Переборы» и «Тиньки».

http://zavet.ru/a/page_all_21.html

обществе просвещенном, среди интеллигенции, которая была законодателем общественного мнения, среди рабочих, служащих, то потом и все практически приняли не правду Божию, а мнение общественное. И когда в июле 1918 года объявили о расстреле царской семьи, то, по воспоминаниям современников – а таких воспоминаний много, – народ говорил страшные слова: «Собаке собачья смерть». Это вспоминает, кажется, Цветаева: она шла по городу, а по улицам бежали мальчишки и кричали об этой новости весело, и ни одни человек сочувственно не сказал ничего – потому что общественное мнение. Господь всегда говорил то, что противоположно мнению общественному. Не потому, что это была сама Его цель – смешно так думать, – но потому, что мнение общественное не выражает правду Божию. Но давайте о более светлом. Блудный сын и 2000 лет назад, и сегодня все тот же. Он найдет объятия отца, потому что Господь Иисус Христос вчера и ныне и во веки Тот же, и это и есть главное благовестие Святого Евангелия. Сам Господь Иисус Христос стремится навстречу человеку, который идет к Нему, и иногда совершенно удивительные случаи подобных встреч происходят и сегодня. В Псково-Печерском монастыре об этой истории знают уже, наверное, все, а вам я расскажу, потому что кто-то слышал ее, а кто-то нет. Это история вот о таком блудном сыне. Ведь это не обязательно человек, ушедший от Бога, это и человек, который ищет искренне Его и стремится к Нему, живя в обычном нашем мире. Полтора года назад, позапрошлым летом, произошел этот случай в Псково-Печерском монастыре. Несколько лет назад, еще задолго до этого случая, ко мне и в Москве, и когда я был в поездках в Китае, подошел один китаец – довольно высокопоставленный в Китае человек.

http://pravoslavie.ru/137675.html

Что Вас не привлекло, не заставило углубиться в эти учения? Было ли что-то такое в них самих – не только в вашей предыстории, а в них самих, что не легло . – В Ленинграде в семидесятые годы была выставка картин Рериха. Это было такое, очень серьезное культурное событие. Многие стояли в очереди на эту выставку – действительно, популярность восточных идей была велика среди интеллигенции советской, достаточно велика и среди студентов. Это не было, конечно, массовое увлечение, но таких людей, интересующихся, можно было встретить нередко. И я заинтересовался восточной философией, я как-то искал смысл жизни через чтение этой литературы. Даже какие-то были у меня пробы заниматься хатха-йогой, знакомился с дзен-буддизмом. Но полной уверенности, что я нашел то, что мне нужно, не было. Увлеченность была, но такого сознания, что это именно то, что я искал, не возникало. Но когда я оказался в Псково-Печерском монастыре, и когда начал участвовать в таинствах, в молитвах, и как-то уже вошел в такой уклад монашеской жизни, хотя, конечно, там я даже не был послушником, просто был трудником – как-то я почувствовал, что вот это мне очень близко. И в какой-то момент наступило осознание того, что все, что я искал, я уже нашел, и больше мне сказать ничего не нужно. Вот такая ясность ума и сердца именно возникла через опытную христианскую жизнь в Псково-Печерском монастыре. – Насколько можно догадаться, вернулись оттуда Вы уже твердо верующим христианином – человеком, который вполне ясно себя в этой жизни обозначает, и, наверное, Вы это не скрывали от ваших близких и друзей старых. Как они отнеслись к такому повороту вашего мировоззрения? – По разному.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-at...

– Оказалось, что эту операцию можно сделать по квоте. И мне еще и нашли хорошего доктора. А собранные деньги потом уже с согласия всех ушли на лекарства и просто жизнь. Ведь я какое-то время была не трудоспособна… В общем, все чудесным образом решилось, и я отправилась ждать операцию, которую мне назначили на двадцать второе февраля. «Случай – псевдоним Бога» Но двадцать второго февраля вместо операционного стола Юлия оказалась в Псково-Печерском монастыре. Это было еще одно чудо. Вместо операционного стола Юлия оказалась в Псково-Печерском монастыре. Это было еще одно чудо Уже лет пять, наверное, Юлия мечтала поехать в ту обитель, но как-то не складывалось. И как раз перед самой операцией у нее сдвинулся цикл, и оперироваться в тот момент было нельзя. Уже некоторое время Юля обучалась церковному пению в храме мученицы Татианы при МГУ. Время от времени их хор выезжал куда-нибудь на службы. И так случилось, что в те самые дни было решено ехать в Печоры. – Но случай, как известно, – псевдоним Бога. Для меня это было не совпадением, а настоящим подарком с Небес. И мощным утешением и укреплением. В итоге операция была сделана четвертого апреля. Прошла она успешно, хотя, как выяснилось, были задеты околощитовидные железы. Дальше были консилиумы и врачебные дискуссии на тему радиоактивного йода – пить его Юлии или не пить. – В онкоцентре сказали, что нужно. Доктор, который меня оперировал, – нет. В итоге я его не пила. Хотя у меня были метастазы в лимфоузлах. Скоро станет ясно, что это «не питие» радиоактивного йода – тоже не просто какое-то случайное событие, а часть Божьего «сценария». Но об этом чуть позже. – Что касается здоровья, рак я вылечила. Но у меня пожизненно нарушен кальциевый обмен, – объясняла Юлия. – И помимо гормональной терапии, я должна еще и постоянно пить кальций. У меня есть риск раннего остеопороза. Но пока я скомпенсирована, в ближайшее время планирую об этом не думать. У меня есть сейчас другие задачи. Пока длилась вся эта история с онкологией, Юлия через знакомых получила московскую прописку. Сама она из Мордовии и до этого сначала жила с мамой, а потом снимала комнату. А дальше оформила здесь, в столице, инвалидность.

http://pravoslavie.ru/156478.html

Закрыть itemscope http://schema.org/Article > Из воспоминаний об архимандрите Алипии (Воронове), наместнике Псково-Печерской обители 13.10.2011 698 Время на чтение 10 минут Архимандрит Алипий Я впервые оказался в Печерском монастыре в 1959 году, в самом начале августа, когда и отец Алипий также только что прибыл сюда (почти что инкогнито) - как предполагаемый в дальнейшем наместник: тогда он еще только знакомился с положением дел в обители. В ту пору мои представления о православной вере были весьма туманны, а в монастырях я вообще никогда не бывал. Тем более я был поражен всем увиденным - и древностью полуразрушенных крепостных стен, и храмами, и пещерами с проводником по ним - отцом Нафанаилом, и даже нищими у стены, ведущей к Никольскому храму, которые были точно такими же, как на фотографиях еще начала XX века. Передо мной была живая - явно не советская, а настоящая - православная Россия. Замечательно было и добро-назидательное отношение ко мне, еще 18-летнему юноше, полному невежде в духовной сфере, со стороны насельников обители. И я уже не смог не приехать сюда, хотя бы на несколько дней, и в следующем году, и в следующем - уже с женой, а потом, со временем, и с сыном - и так продолжается, слава Богу, и по сию пору. Лично же познакомиться с отцом Алипием привелось мне в начале лета 1964 года, когда я, тогда студент исторического факультета МГУ, специализирующийся по истории древнерусского искусства, приехал в Печоры с приятелями: художником В. Архаровым и поэтом Г. Сапгиром. Отцу наместнику мы попались на глаза к вечеру, когда и он, и мы оказались рядом на площади перед Успенским храмом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Все остальные помещения в этом здании занимали кочетковцы. Они все время ссылались на то, что эти помещения заняты под иконописную мастерскую и воскресную школу, но на самом деле, как оказалось, они были заняты в основном под стеллажи с тюками разной одежды: юбки, кофты, брюки, обувь… Как мы потом узнали, это была гуманитарная помощь кочетковцам (они были связаны с иностранцами). Лишь в одной маленькой комнатке было что-то вроде иконописной мастерской, а еще в одной множество сомнительной литературы – иудаистской в том числе. Поскольку Патриарх издал указ об устройстве здесь подворья Псково-Печерского монастыря, то постепенно все помещения в этом здании были переданы подворью. Со временем кочетковцы перебрались в храм Успения. Немногие сохранившиеся монастырские здания все находились в полуразрушенном состоянии. Давай помогать! А у меня как раз к 1994 году закончился срок моей трехлетней работы в приходском совете храма в Троицком-Голенищеве, и я думаю: теперь я на пенсии, никуда больше не пойду работать – буду отдыхать. И отец Тихон как раз получает подворье Псково-Печерского монастыря и мне сразу говорит: – Помогите нам, пожалуйста, с оформлением документации! Все помещения полуразрушенные, полы такие, что можно провалиться, потолки балками подпирали, чтобы не рухнули Там были те же самые проблемы: бывшие монастырские здания – исконно монастырские – все заняты какими-то арендаторами. Есть указ Патриархии об организации монастырского подворья, но все занято. А помещения полуразрушенные, полы такие, что можно провалиться, потолки балками подпирали, чтобы не рухнули. Имелось распоряжение Правительства Москвы о том, чтобы предоставить монастырю эти самые помещения, но на улицу организации не выгонишь – их нужно было расселить. И это были большие хлопоты. До сих пор судьба моя связана со Сретенским монастырем Когда батюшка меня сюда взял, я про себя подумала: «Сейчас я немного помогу, письмецо какое-нибудь напишу – опыт у меня уже есть с этим Москомимуществом общаться» (теперь это называется департамент, а тогда был комитет). И вот так я и застряла. И с тех пор (а мне сейчас 84 года) так здесь и работаю, и до сих пор этими же вопросами занимаюсь. Думаю: ну когда кончится? А оно все не заканчивается… Сначала землю оформили, затем монастырские здания получили. Их надо было освобождать. Приходилось ходить по всем этим комитетам, и по жилищным, и по имущественным, и по земельным. Тогда все это было отдельно. Сначала распоряжение, потом отселения…

http://pravoslavie.ru/137344.html

Эта книга не только о наших старцах. Она и об обычных людях, живших в наше время. Для меня необычайно важно то, что я от всего сердца хотел передать истории, связанные с Промыслом Божиим. Это самое поразительное и удивительное чудо, которое может проверить на самом себе каждый человек. Стоит только вступить в этот мир. Один из подвижников сказал, что каждый христианин может написать своё Евангелие. Даже если будут уничтожены все церковные книги, священные книги, христиане вновь напишут Священное Евангелие, потому что мы все являемся свидетелями того, как Бог ведет этот мир. Это совершенно немыслимо и поразительно. Это самое прекрасное зрелище, которое есть на свете. Хотелось бы, чтобы книги, свидетельствующие о Промысле Божием, о Попечении Божием, всё чаще появлялись в нашей русской литературе. АЛЕКСАНДР ПРОХАНОВ, ПИСАТЕЛЬ Спасибо отцу Тихону за изумительную книгу, которую я читал ещё в рукописи, и отрывок из которой вы позволили опубликовать в моей газете. Когда я прочитал её, то вдруг вывел для себя новое определение жанра этой книги. Я понял, что читаю монастырскую прозу . У нас была городская проза, у нас была великая деревенская проза, у нас была фронтовая проза. Эта книга положила начало монастырской прозе. Я бы хотел, чтобы определение этого жанра запомнили. Ещё 20 лет назад среда православной обители казалась очень камерной и уникальной, запертой в церковной монастырской ограде. Сейчас эти ограды распахнулись. В одной Псковской губернии, после того, как там существовала одна восхитительная Псково-Печерская обитель, появились десять обителей со своими насельниками, со своими традициями. И эта книга рассказывает нам, что это за люди, что это за персонажи, что это за среда, которая стремительно разрастается и становится частью нашего общероссийского общежития. Удивительно, что в этой книге отец Тихон, уделяя внимание и другим обителям, и другой среде, сосредоточил всю свою любовь и всё своё сердечное восхищение псковской землёй и Псково-Печерской обителью, с которой у него связано его становление, его послушничество, его молодость, его искания, его жизненные курьёзы. Мне это тем более было дорого, потому что и для меня Псков является духовной Отчизной. Если к этому городу внимательно присмотреться, то можно увидеть, что Псков со своим светом, восхитительным серебром, небесной лазурью, которую так тонко воспел отец Тихон, стал духовной столицей России. Ибо Москва во многом утратила эти черты, превратившись в Вавилон, где жители поклоняются не святым иконам, а денежным знакам.

http://pravoslavie.ru/48640.html

Кроме того, расходится и наше представление о природе звука вообще и о звуке колокола в частности. Ведь с самого детства, даже если человек музыкально не образован, его мозг структурирован и «натаскан» музыкой , звучащей вокруг. Мы можем не знать и не различать обертоновый состав окружающих нас звуков, но наш мозг различает его. Когда человек слышит звук колокола, где обертоны стоят в необычном для уха порядке, его мозг начинает работать в особом режиме, пытаясь заключить звучание колокола в привычные для себя рамки. Он старается расставить слышимые им обертоны в той последовательности, в какой научился их воспринимать, и в том порядке, который ему удобен и кажется логичным. Он ищет и не находит, ибо особенность звукового спектра колокола состоит в его негармонической кластерной структуре и, по этой причине, частичных тонов, нужных нашему мозгу для получения полноценной картины звучания, попросту может не быть. Исходя из того, чем он располагает, мозг слушателя автономно решает, какие звуки ему «подходят», и отсеивает те, которые он считает «лишними». В результате этой неосознанной работы у слушателя возникает некое субъективное представление о звучащем в данный момент комплексе звуков. Оно может сильно отличаться как от того, что слышит в этот же момент времени другой человек, так и от реальной звуковой картины, зарегистрированной с помощью приборов. Так, например, известный исследователькампанолог нашего времени А. Б. Никаноров, нотируя звуки колоколов Псково-Печерской Лавры, фиксировал их с помощью профессиональной звукозаписывающей техники. В своей работе «Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря» он дает их полный спектральный анализ, указывает частоты, в которых колокол излучает звук. Но, как оказалось, приглашенные им для проведения дополнительных исследований профессиональные музыканты в своих субъективных описаниях, характеризуя звук того или иного колокола, не только не совпадали между собой в оценке его звуковысотности, но даже зачастую не подтверждали записи приборов. Действительно, человеческое ухо может слышать в звучании колокола те частоты, которых там нет.

http://zavet.ru/a/page_all_21.html

Саратов, 2005; Виденеева А. Е. О времени прекращения колокольных звонов//СРМ. 1993. Вып. 4: Соборная звонница Ростова Великого. С. 69-71; Никаноров А. Б. Колокольня с нотным звоном//СРМ. 1995. Вып. 7: Колокола и колокольни Ростова Великого. Ярославль, 1995. С. 5-17; он же. Звонарский устав Оптиной пустыни//Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство: Мат-лы ист.-теорет. конф./Сост.: И. А. Чудинова. СПб., 1997. Вып. 1. С. 48-63; он же. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского мон-ря. СПб., 2000; он же. Региональная специфика колокольных звонов как инструментоведческая проблема//Музыкант в традиц. и совр. культуре: К 60-летию И. В. Мациевского: Мат-лы междунар. симп. СПб., 2001. С. 45; он же. Основные источники рус. кампанологии//Искусство устной традиции: Ист. морфология: Сб. ст., посвящ. 60-летию И. И. Земцовского. СПб., 2002. С. 280-301; он же. Пути становления и развития отеч. кампанологии в XVIII - сер. XX в.//РИИИ и европ. инструментоведение: Тез. междунар. науч. конф. СПб., 2002. С. 36-39; он же. История колокольной культуры Псково-Новгородского региона. Ч. 1: XI-XVI вв.//Мат-лы к «Энциклопедии муз. инструментов народов мира». СПб., 2003. Вып. 2. С. 83-99; он же. Историография кампанологии в России и Беларуси (1990-2000-е гг.)//Музычная культура Бeлapyci i свету: Да 100-годдзя Л. С. Мухарынскай. Mihck, 2006. С. 150-159; Бондаренко А. Ф. Колокольные звоны//Москва: Энцикл. М., 1997. С. 371-372; Давыдов А. Н. Описи церковного имущества как источник по истории колоколен, колоколов и звонов в деревнях и уездных городах России: На мат-ле Русского Севера кон. XVIII - нач. XX в.//Массовые источники отеч. истории: Мат-лы X Всерос. конф. Архангельск, 1999.

http://pravenc.ru/text/звон.html

Мы долго не решались есть этого ангелочка, память о Псково-Печерском монастыре, благословение строгого и доброго отца Филарета. Но мой сын вздохнул и принял решение: – Мама, это же все-таки просто пряник, надо съесть, пока не испортился! Он стрепетом развернул коробочку и потащил ангелочка в свою комнату. – Дорогой отец Филарет! – услышала я оттуда. – Большое спасибо вам за этот подарок, я очень вас люблю, но пряник мне очень хочется съесть. Я подошла к сыну и обняла его: «Можно и мне кусочек?» Пряник оказался неожиданно мягким, свежим и каким-то особенно вкусным, каждый кусочек таял во рту, оставляя послевкусие радости и праздника. И вот снова всплыли в памяти уснувшие воспоминания теплого прикосновения благословляющей руки отца Филарета, звуки колоколов, запах свежей травы, перекликающийся с ароматами цветов с той самой дорожки, на которой поработала девушка, мечтающая о счастливом браке, и по которой с молитвой и благоговением пронесли икону «Успение», ту самую, которую обязательно должна была увидеть старушка с заплаканными добрыми глазами. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Лариса 8 января 2019, 15:13 Какое умиление - провинциальные православные: простота, трогательная наивность, искренность и непосредственность в выражении чувств. Такого в наших столичных православных стояниях (например, в очереди к мощам) не встретишь - все сдержанны, немногословны, приличны. И оба варианта представляются мне замечательными. Ljubovj 14 сентября 2018, 01:28 Tak trogateljno do slez.Spasi Gospodi!!! Корсунова Марина 6 октября 2017, 09:43 Давно не была в Печорах, года четыре. Соскучилась сильно. Хочу на Успение. Душа просит. Езжу с дочерью всегда. Прочитала, поняла, что сирота просто без Печор, бездомная. Если получится , хоть на Рождество попасть ... Спасибо, Лолита, как побывала... Галина 4 октября 2017, 17:38 Печоры,это духовная жизнь,благодать.Отец Филарет,нет он не строгий,добрый,полон любви к людям,а строгий,ну а как с нами ,ведь мы много го не понимает,думаем ,что всезнающие.Я когда первый раз уезжала из Печор ,мое сердце рыдало от тоски,что я оставляю эту благодать,любовь,но Господь Бог и Матерь Божия ещё и ещё дали мне возможность приехать поклониться,помолиться святыням Свято-Успенской Псково-Печорской обители.Храни Господи.Матерь Божия покрой своим честным Омофором

http://pravoslavie.ru/106762.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010