Каждое сохраненное слово, совет, поступок отца Иоанна, подвижника и старца нашего времени, — это бесценный дар для всякого, кто искренне хочет быть учеником Христовым. Епископ Егорьевский Тихон Содержание Слово к читателю Часть первая Воспоминания об архимандрите Иоанне (Крестьянкине) его духовных детей — священнослужителей Из воспоминаний митрополита Павла (Пономарева), Минского и Заславского, Патриаршего экзарха всея Беларуси Из воспоминаний митрополита Меркурия (Иванова), Ростовского и Новочеркасского Из воспоминаний епископа Тихона (Шевкунова), Егорьевского, наместника Сретенского монастыря Из воспоминаний архимандрита Антония (Гулиашвили), священника храма святого благоверного князя Александра Невского. Тбилиси Из воспоминаний архимандрита Тихона (Секретарева), наместника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний архимандрита Тавриона (Балова), духовника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний архимандрита Филарета (Кольцова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Августина (Заярного), катехизатора Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Марка (Быстрикова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Николая (Парамонова), настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни, Санкт-Петербургская епархия Из воспоминаний протоиерея Александра Куликова, настоятеля храма святителя Николая в Кленниках. Москва Из воспоминаний протоиерея Валерия Швецова, настоятеля храма Андрея Критского в Сергиево, Санкт-Петербургская епархия Из воспоминаний протоиерея Дамиана Круглика, настоятеля храма Преображения Господня в Богородском, Москва Из воспоминаний протоиерея Михаила Правдолюбова, клирика храма Воскресения Христова в Сокольниках, Москва Из воспоминаний иеромонаха Гавриила (Асташкина), насельника Псково-Печерского монастыря Воспоминания иеромонаха Лазаря (Говоркова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний иеромонаха Иоасафа (Швецова), насельника Псково-Печерского монастыря Из воспоминаний игумена Александра (Самойлова), настоятеля Успенского храма. Сергиев Посад

http://pravoslavie.ru/90380.html

В начале XVIII века царь Петр Первый решил положить ко-нец поражениям в Северной войне (1701–1721 гг.). Для этого он опорным пунктом избирает Псково-Печерский монастырь и своими руками закладывает пушечные бастионы вокруг полуразрушенной от времени крепостной стены. Святые врата, которыми мы входим в монастырь, были построены по указу императора Петра I в благодарность за заслуги Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в Северной войне. Мы проходим через Святые врата с древней молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Привратник отвечает: «Аминь». Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Фотограф Н. Г. Матвеев. Императорская Археологическая комиссия Петровские врата и Тюремная башня. Конец XIX века. Рисунок неизвестного художника Святые врата Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1974 год Крестный ход в праздник Собора преподобных Псково-Печерских. 2012 год Памятник преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. Скульптор Голубев И. В. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Освящение памятника преподобномученику Корнилию, Игумену Псково-Печерскому. 4 октября 2012 года Чудотворный образ святителя Николая «Можайский». XVI bek Никольский храм В XVI веке, во время строительства крепостной стены вокруг монастыря, над входом в обитель по личному проекту преподобномученикаКорнилия был устроен храм в честь святителя и чудотворца Николая — защитника Православия. Святителю Николаю чудотворцу вручил Преподобный охранять обитель от ересей и расколов, врагов видимых и невидимых… В храме находятся чудотворные иконы святого святителя Николая: Можайский, Великорецкий и Житийный образ с частицей святых мощей. Святитель Николай помогает людям в путешествиях на море, в воздухе. С особенной ревностью, усердием Святитель защищает веру в сердцах людей. Святитель Николай — самый почитаемый угодник Божий на Руси.

http://azbyka.ru/fiction/bozhiya-mater-c...

Рака с мощами прп. Марка Псково-Печерского в пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского мон-ря. Фотография. 2015 г. В достоверности преданий сомневался игум. прмч. Корнилий ( 1570), к-рый повелел «загладити» имя М. в монастырском поминании. В Повести о Псково-Печерском мон-ре, написанной Корнилием в 1531 г., рассказ о М. отсутствует. В редакции Повести 80-х гг. XVI в. рассказывается, что вскоре после того, как имя М. было исключено из поминания, Корнилий тяжело заболел. Получив откровение («Бывает же ему от Бога извещение некако» - БЛДР. Т. 13. С. 478), он повелел вести себя ко гробу М., у которого молился, прося о прощении, и обещал снова записать имя М. в монастырский помянник, после чего тотчас был исцелен. С тех пор имя М., 1-го старца печерского, поминается, как пишет автор Повести, «и до сего дни непременно». В монастырской Кормовой книге кон. XVI - нач. XVII в. под 16 марта указывается общая память печерских игуменов - от М. и Ионы до Никона (80-е гг. XVI в.): «Месяца того же (марта.- В. О. ) въ 16 день память творити первому старцу печерному Марку и первому строителю обители сея Пречистыя Богородицы в пещере Богомъзданней священноиноку Ионе» ( Тихон (Секретарев), архим. Врата Небесные: История Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Печоры, 2008. С. 34). В 1600 г. по благословению Псковского еп. Геннадия обветшавший гроб М. при игум. Иоакиме был заменен новой гробницей, которую поставили «на том же месте, идеже первие стоял, под Спасовым образом, прямо дверей», о чем повествуется в гл. «О переложении мощей начальных старцев Печерских» Повести о Псково-Печерском монастыре нач. XVII в. (БЛДР. Т. 13. С. 510). В 1773 г. мощи преподобного были переоблачены и положены на прежнем месте в новом гробу. Ныне мощи М. покоятся там же, в первой «Богомзданной» пещере. Богослужебные тексты, посвященные М., в рукописях не встречаются. Акафист преподобным Марку, Ионе, Корнилию и Вассе Псково-Печерским был написан буд. патриархом Московским и всея Руси Пименом , в то время (1949-1953) наместником Печерской обители.

http://pravenc.ru/text/2562174.html

В три большие колокола звон производится качанием посредством Повсему видно, что колокольня эта современна Успенской церкви. Рядом с колокольней устроена часовая башня " . (Из книги " Первоклассный Псково-Печерский монастырь " . Остров, 1893. С.: Имеется ввиду очепной способ звона. Псково-Печерский монастырь является единственной в России обителью, где этот способ используется и в наши дни. Более подробно о звоннице и колоколах Псково-Печерского монастыря можно прочитать в книге: Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000 Очепные колокола Псково-Печерского монастыря В дополнение к приведенной выше статье следует добавить, что в ней описании допущен ряд серьезных неточностей. Согласно данным Никанорова А.Б., надпись на полиелейном колоколе читается так: «Божиею милостию и поспешением Пресвятой Богородицы помощию преподобных отец Антония и Феодосия Печерских и святых великомучеников сорока иже в Севастии в лето 7066 (1558) маия 21 дня на память святых равноапостольных царя Константина и христолюбивыя матери его Елены слит бысть колокол сей во области Святой Троицы в обитель Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения в Печерский монастырь, при державе царствия благовернаго и христолюбиваго царя и государя, великаго князя Ивана Васильевича Всея Руси, при архиепископе Великаго Новагорода и Пскова Пимене, повелением игумена Корнилия яже о Христе с братиею, а делаша мастеры псковичи из-за Великих ворот Козьма Васильев сын да Логин Семенов сын. Слава Свершителю Богу. На великопостном: «Божиею милостию пособием и помощию Святыя Живоначальныя Троица лета 7049 (1541) месяца ноембрия в 21 день слит колокол сей при державе царства благовернаго и христолюбиваго великаго князя Ивана Васильевича царя и державца Всея Руси Владимирскаго, и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тферскаго, и Югорскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Болгарскаго и инех, а делали мастер Тимох Андреев, сын Псковитин».

http://sobory.ru/article/?object=01980

Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит, в День своей Епископской хиротонии 1 апреля отмечает молитвенно и память преподобного Симеона и преподобной Вассы Псково-Печерских… Это знаменательно… Свято-Успенский Псково-Печерский и Свято-Успенский Святогорский монастыри получили под управлением Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, своё дальнейшее духовное развитие и совершенствование… Высокопреосвященнейшим Евсевием, Митрополитом Псковским и Великолукским, возрождены из руин Савва-Крыпецкий монастырь и Никандрова Пустынь, открыт в городе Пскове Мирожский монастырь… Благочестивые женщины подобно женам-мироносицам служат Христу Спасителю в Его Церкви и в настоящее время. Для тех из них, кто желает достигнуть духовного совершенства в монашеском звании подобно преподобной матери Вассе Псково-Печерской, Владыка митрополит Евсевий открыл женские монастыри: Свято-Троицкий Творожковский (в Струго-Красненском районе), Спасо-Елеазаровский, Рождества Богородицы Снетогорский, Свято-Введенский в селе Владимирец и Казанский в г. Острове… Все виды монашеского жития: в общежитии, пустыни и скиту – возрождены и утверждены трудами и заботами Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита. Собор преподобных отцов Псково-Печерских В Свято-Успенской Псково-Печерской обители духовного совершенства достигли преподобные Марк, Иона, преподобномученик Корнилий, священномученик Александр, преподобные Вассиан, Дорофей, Лазарь прозорливый, Симеон, преподобная матерь Васса и многие-многие другие подвижники благочестия… Необходимо хотя бы кратко сказать о каждом названном святом на основании монастырского предания. Предание монастырское говорит о том, что преподобный Марк пустынножитель пришёл в Богом зданные пещеры из Киево-Печерской Лавры. С ним было несколько братий. Они устроили храм в пещерах в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, где совершали службу. Лесорубы при порубке леса чудесным образом под вывороченными корнями деревьев обнаружили вход в пещеры, над которым была надпись: «Богом зданная пещера». Как повествует предание, часто охотники из Старого Изборска на сем месте слышали пение, принимали его за пение ангельское и назвали место сие Святой горой. На Святой горе и сейчас находятся камни, возле которых, по преданию, молились Преподобные. Пение во время Богослужения пустынников и было слышно охотникам.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

В пещерах, Богом зданных Место упокоения старца Иоанна (Крестьянкина) Паломники имеют возможность посетить места, где проводили свой молитвенный подвиг почившие старцы: архимандрит Серафим (Розенберг), преподобный Симеон (Желнин), архимандриты Адриан (Кирсанов) и Иоанн (Крестьянкин). В келлиях нынешние насельники бережно хранят их личные вещи, книги. Здесь гости могут взять для себя памятные подарки – благословение от псково-печерских отцов. Келья старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Келья старца-архимандрита Иоанна (Крестьянкина) Келья преподобного Симеона (Желнина) Келья преподобного Симеона (Желнина) Святой горкой именуется высокий пространный холм, покрывающий собой Богом зданные пещеры. На его склонах и расположен монастырь. С вершины Святой горки можно увидеть храмы, сады и здания монастыря. К склону примыкает и кровля древнейшей пещерной Успенской церкви, уходящей глубоко в землю и выходящей наружу только внешней фасадной стеной. Подъем на Святую горку возможен в составе паломнической группы в определенные часы. На Святой горке Вид на монастырь со Святой горки На Святой горке Главной целью паломничества является, конечно же, участие в монастырских уставных богослужениях, исповедь и благоговейная подготовка к причащению Святых Христовых Тайн, включающая в себя строгое и вдумчивое соблюдение поста – духовного и телесного, неленостное исполнение молитвенных правил, беседы со священниками (личные и в форме занятий по Священному Писанию и учению о спасении Святых отцов) и, наконец, - Таинство покаяния, которое порой становится для немалого числа паломников исповедью за всю прожитую жизнь. Наконец, после исповеди и перед таинством Причащения, по заветам старца архимандрита Иоанна, паломники приступают к таинству Соборования. Чтение великого покаянного канона в Псково-Печерском монастыре Пассия Монашеский постриг в Печорах Чтение акафиста Божией Матери в субботу Пятой седмицы Великого поста Великая Суббота Пасхальное богослужение Паломническая служба Псково-Печерского монастыря постарается сделать всё, чтобы, отправляясь в духовное путешествие, православный христианин смог бы полностью сосредоточиться на своей духовной жизни, на познании нового, на молитве и на том высоком спасительном настрое, который так присущ Псково-Печерской обители. Вы можете не тратить драгоценного времени и сил на заботы о переезде от вокзала или аэропорта во Пскове, о размещении в монастырских гостиницах, о заказе питания и экскурсий – этим займется Паломническая служба. Она берет на себя заботы по организации путешествий к псковским святыням в удобные для вас сроки, как для организованных групп, так и для индивидуального паломничества.

http://pravoslavie.ru/144697.html

– Вы были диаконом? – Да, меня приняли в сан диакона. Мне разрешили произносить ектении на французском, это тоже было для меня утешением, потому что славянский и русский я еще вообще не знал. Потом был обед с Патриархом и с монастырской братией. И я уже чувствовал себя в лоне Православной Церкви, уже не только мыслями или сердцем, а уже в полноте. Потом я получил направление в Псково-Печерский монастырь. До этого я встретил отца Тихона (Шевкунова), можно сказать, случайно: в Сретенском монастыре была как раз передача прихода. Отец Георгий передал здание храма новому монастырю – Сретенскому, который в то время был подворьем Псково-Печерского. С отцом Тихоном была чудная встреча, мы сразу полюбили друг друга, и до сих пор эта добрая любовь действует. Потом мы еще встречались в Псково-Печерском монастыре, и по благословению отца архимандрита Иоанна Крестьянкина, мне добавили миропомазание. Это было скромно, в Успенском храме. И отец Тихон, поскольку он присутствовал, стал моим крестным отцом. И по духу он действительно стал моим братом. – И сколько вы прожили в Псково-Печерском монастыре? – Прожил немного. Приехал в апреле, в конце Великого поста, и прожил до июня. В июне был небольшой перерыв, потому что у меня окончилась виза. В Пскове паспортный стол не знал, что со мной делать, и меня направили в Москву. Здесь я встретил архимандрита Иеронима (это нынешний наместник Троицкого монастыря), тогда он был еще иеромонахом. Он как раз возвращался из Святой Земли. Мы встретились на праздник Рождества Иоанна Предтечи, и решили ехать на Афон. Это была моя давняя мечта. И по благословению Патриарха Алексия мы поехали на Афон, на две недели. После возвращения я написал прошение на имя Патриарха о переводе меня в Чувашию, в епархию владыки Варнавы, который сегодня является митрополитом. – Отец Василий, была какая-то интересная история, когда вы жили в Псково-Печерском монастыре и что-то красили, приехала какая-то французская делегация… Не могли бы Вы рассказать об этом? – Да, было такое. Это были десантники, военные. Я не красил, а штукатурил кельи старца Симеона – теперь уже преподобного. Я немножко умею штукатурить. Вообще монах должен все уметь. И я научился в свое время штукатурить, а теперь меня попросили. Но с экономом мы не нашли общего языка, и до такой степени, что он назвал меня бараном. Ну, я со смирением принял, несмотря на то, что было обидно; я думаю, что монах не должен обижаться, а потерпеть все ради Бога, ради Христа.

http://pravoslavie.ru/59055.html

В создавшихся условиях исследователи, поставившие своей целью изучение взаимодействия государства и Церкви, вынуждены обращаться в региональные государственные архивы, епархиальные архивы, архивы немногих монастырей и храмов, действовавших в Советском Союзе. Узкая специализация архивов местного значения не раскрывает всего видения исторического процесса как такового, но по крайней мере проливает свет на некоторые штрихи жизни религиозных организаций в СССР. Большое значение в деле изучения исторической эпохи советского периода играет публикация церковных и государственных документов, связанных с деятельностью Русской Православной Церкви. Среди попыток публикации исторических документов можно назвать книгу наместника Псково-Печерского Успенского мужского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева) «Высокопреподобие отца Алипия». Книга повествует о жизни и деяниях многолетнего наместника древней обители архимандрита Алипия (Воронова). К сожалению, книгу отца Тихона нельзя причислить к серьезным историческим исследованиям. Сам автор пишет: «Эти воспоминания не академический труд или исследование, а желание восстановить в своей памяти и сохранить в истории светлый образ духовного подвижника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия…» . Книга не отвечает стандартам, принятым в науке, но является важным источником по истории Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря и истории Русской Церкви. Игумен Алипий (Иван Михайлович Воронов) родился в 1914 году, человек интересной судьбы и крепкой веры. Учился в изостудии, работал на строительстве метрополитена в Москве, позже трудился учителем рисования, служил в рядах Красной Армии, затем работал на военном заводе. В связи с началом Великой Отечественной войны повторно был призван в действующую армию, в составе войск прошел весь тяжелый путь вплоть до Берлина. Война, близость смерти, страдания и тяготы боевой жизни окончательно утвердили Ивана Михайловича в том, что его призвание – это монашеский подвиг, подвиг служения Богу и людям.

http://bogoslov.ru/article/1880327

Перед нами расположен древний Успенский собор Псково-Печерского монастыря, освященный в 1473 году. В этом храме находится главная святыня монастыря чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Успенской». Здесь на площади под открытым небом совершают торжественное Богослужение накануне Престольного праздника 27 августа. Рядом с Успенским Собором находится вход в пещеры, Богом зданные. Монастырское предание говорит о годе 1232 – открытие входа в пещеры, где подвизались первые монахи во главе с преподобным Марком пустынником… Далее мы видим звонницу XVI века, построенную преподобномучеником Корнилием. Колокола на звоннице очень древние – дар некоторых царей России. Красное здание – монастырская библиотека и ризница – также основаны в XVI веке. В Успенском соборе [ править править код ] Успенский собор ископан в горе в XV веке. Стены и своды собора песчаные, укрепленные кирпичной кладкой. Собор напоминает Гефсиманский храм в Иерусалиме, где была погребена после Своего славного Успения Пресвятая Богородица… Иконостас Успенского Собора пожертвован Российской императрицей Елизаветой Петровной в XVIII веке. Выполнен иконостас в виде евангельской виноградной лозы. Плоды -лики святых. В иконостасе помещена икона Божией Матери, именуемая Умиление Псково-Печерская. По преданию, именно с названной иконой Пресвятой Богородицы совершали крестные ходы в Псков при нашествии Стефана Батория и Наполеона… Пресвятая Богородица услышала молитвы страждущих и оказала Свою всесильную и чудесную помощь псковичам и насельникам обители в названных бедствиях… Рядом с иконостасом находится Царское место и клирос для певчих. Мощи преподобномученика Корнилия принесены в Успенский Собор из Богом зданных пещер в 1690 году. Игумен Корнилий почитается в лике святых Русской Православной Церкви. Перед его святыми мощами служится ежедневно в 6 часов утра Братский молебен. Здесь совершаются и монашеские постриги. Чудотворный образ Успения Божией Матери в житии. Написана сия икона в XVI веке по благословению преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского. Множество чудес, по вере приходящих, совершается по сей день от иконы Успение Божией Матери. Особенно - от глазных болезней. С названной святой иконой совершается благодарственный крестный ход в Престольный праздник обители Успение Божией Матери 27-28 августа.

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Феномен старчества — особо значимое явление в духовной жизни Псково-Печерского монастыря в ХХ веке, а в чем-то и уникальное для этой эпохи. Основоположником старческой традиции обители в прошлом столетии был иеро­схимонах Феодосий (+1908), каждодневно на протяжении многих лет совершавший раннюю Литургию в Успенском храме, окормлявший множество духовных чад; в 1903 году император Николай II в день своего приезда в Печерскую обитель посетил его для личной беседы. В Псково-Печерском монастыре существовала собственная богатая и своеобразная традиция старчества. Вместе с тем в годы советской власти в обители подвизались и те из монашествующих, что ранее были тесно связаны с закрывшимися после революции монастырями — Старым Валаамом, Троице-Сергиевой лаврой, Оптиной, Вышенской, Макарьевской и Глинской пустынями. Труден путь монашеский, но труднее подвиг схимнический Среди старцев Псково-Печерского монастыря наибольшую известность имел преподобный иеросхимонах Симеон (Желнин; 1869-1960), подвизавшийся в обители с 1896 года, по воспоминаниям современников, смиренный и трудолюбивый монах, опытный духовник, всегда преисполненный христианской любовью к пасомым. Иеросхимонах Симеон в течение долгих лет окормлял большое число своих духовных чад-мирян и братию обители, был известен даром прозорливости и чудотворений, о которых сохранились многочисленные свидетельства очевидцев. Преподобный Симеон, в миру Василий Иванович Желнин, родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье (известны имена его родителей — Иван и Наталья), был крещен в храме погоста Вехнево, окончил сельскую школу. С детских лет Василий мечтал о монашестве; заметное влияние на его духовные устремления оказал преподобный Корнилий Крыпецкий (1841-1903), посещавший дом его родителей и предсказавший семилетнему отроку Василию его будущий монашеский постриг. В десять лет Василий — под впечатлением рассказов о преподобном Серафиме Саровском — в подражание ему нашел в поле большой камень и часто совершал на нем молитву. С 12-летнего возраста он ежегодно бывал вместе с родителями в Псково-Печерском монастыре, где очень хотел остаться. Однако родители долгое время настаивали на его женитьбе. До 25 лет он занимался крестьянским трудом. Василий несколько раз испрашивал благословения у местного блаженного старца Симеона на иноческую жизнь, но поначалу не получил ответа; затем блаженный неожиданно сделал бич из веревок и выгнал мужчину из дома на улицу: Василий понял это так, как будто старец выгоняет его из дома в монастырь.

http://pravoslavie.ru/155819.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010