Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Завершена реставрация уникальных фресок Благовещенского собора Псково-Печерского монастыря 26.11.2013 Огромную работу завершили петербургские реставраторы: теперь в Благовещенском соборе Псково-Печерского монастыря можно увидеть древние фрески. Этот каменный храм был построен в XVI веке при игумене Корнилии. А расписали его ко времени венчания на царство Ивана Грозного – к январю 1547 года. Об истории уникальной находки рассказывают «Новости культуры». Древние фрески Благовещенского храма раскрыли петербургские реставраторы к 540-летнему юбилею Псково-Печерского монастыря. Этот первый каменный храм построен при игумене Корнилии. Сюжеты на стенах и потолке древние мастера расположили в таком порядке, как это сделало у иконописца Дионсия в Ферапонтовым монастыре. И есть предположение, что на стенах храма изображен Иван Грозный. «Это событие, – говорит наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон. – Мы знали, что они есть, потому что отец Алипий раскрыл венчик такой, где было написано, что храм освящен святым преподобным мучеником Корнилием. Такой венчик. Но это говорило о том, что фрески есть». Росписи посвящены акафисту Божией Матери. «Храм Благовещенский был расписан в 1547 году, и как раз в этом же году в Московском Кремле бушевали пожары, и сгорел Благовещенский храм Московского Кремля, – рассказывает иеромонах Прохор. – Для его реставрации и росписи были вызваны художники из Новгорода и Пскова. И тогда же для иконостаса вновь отреставрированного собора из Пскова была передана четырехчастная икона, в одной части которой находилось изображение Иоанна Грозного. В Москве был собор по вопросу: возможно ли изображать на иконах живых людей. Выяснили, что можно». В обители уже есть пример того, как можно сохранить древние фрески, и не нарушить того, что сделано в убранстве храма позднее. В Успенском соборе можно увидеть древнюю живопись, открыв специальную дверцу в иконостасе. «Отец Алипий раскрыл фрески в Успенском соборе в Антониевском приделе, а почему не продолжить эту работу в этом направлении? Она интересная. Нам нужно не потерять главное. А именно, чтобы человек, увидев фрески, мог молиться святым, которые на них изображены», – говорит архимандрит Тихон. Сейчас специалисты решают, как сделать фрески доступными для осмотра, изучения и при этом не нарушить старинный уклад монастырской жизни. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.11.2013 17:03:52

http://drevo-info.ru/news/16306.html

Как говорится в составленном о. Наместником монастыря архимандритом Тихоном (Секретаревым) отчете о ходе церковной канонизации старца Симеона: «XX век в Псково-Печерской обители был отмечен житием и подвигами многих подвижников благочестия, которые бережно сохраняли традиции старческого окормления, были молитвенниками, несли тяжелый крест служения Богу и ближним, являясь для своих духовных детей чадолюбивыми отцами. Более 60 лет таким духовным отцом, истинным светильником был в Псково-Печерской обители иеросхи- монах Симеон (Желнин, 1869–1960). Это был и духовный наставник, и просветитель, и многозаботливый утешитель многих людей. Он полностью пребывал в общецерковной отечественной традиции. Такой осмотрительностью, мягкостью и отзывчивостью, требовательностью к послушанию отличались и знаменитые Оптинские старцы. Благодарным чувством искренней признательности старцу исполнены рассказы самых разных людей – образованных и малограмотных, мудрых и простых. Любили отца Симеона все, потому что он питал нищих, помогал советами инокам, скорбел о «неверах», находил убедительные слова о вере и смысле христианской жизни для каждого. Все чувствовали силу его провидческой мудрости и любви. Жизнь его была полностью отдана Богу и людям. На Духовном Соборе 2000 года Наместником Псково-Печерского монастыря архимандритом Тихоном было предложено начать деятельность по канонизации старца Симеона в лике святых. Духовный Собор во главе с архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием, свя- щенноархимандритом Свято-Успенской Псково-Печерской обители, благословил собирать материалы для канонизации иеросхимонаха Симеона». Тогда же было направлено и соответствующее письмо в Синодальную комиссию по канонизации святых следующего содержания: Председателю Синодальной комиссии по канонизации святых Высокопреосвященнейшему Ювеналию, митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ваше Высокопреосвященство! Почтительнейше препровождаем в Комиссию по канонизации святых на рассмотрение житие старца Симеона (Желнина, 1869–1960 гг.), Псково-Печерского подвижника XX века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Утешайте, утешайте люди Моя» 2006 год. Февраль. Морозный день. Сверкающий снег. Воздух пахнет дымком топящихся печек. Мы вновь в Печорах. Для прихожан домового храма МГУ это традиция – на масленицу отправляться в Псково-Печерский монастырь, из которого в наш храм была принесена в дар частица мощей мученицы Татианы. В те дни, три года тому назад, обитель жила памятью о новопреставленном архимандрите Иоанне (Крестьянкине).  «Земной ангел и небесный человек» Вспоминает наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв). – Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) войдет в историю Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и по времени, и по высоте служения, и по благодати дарования как продолжатель святого старчества на Руси. Одна благочестивая прихожанка рассказывала, как келейница старца Симеона Псково-Печерского матушка Александра где-то в 1959 году собралась в паломничество по святым местам и пришла к старцу за благословением. Но он сказал ей: «Матушка, зачем вам ехать куда-то? Смотрите, сколько святынь здесь, в обители, – и чудотворные иконы, и мощи…». Она отвечала: «Я бы хотела пообщаться с отцом Иоанном Крестьянкиным». Старец Симеон сразу оживился: «Вот-вот, к нему-то съездите обязательно. Он земной ангел и небесный человек». Зерно, посаженное на смирении сердца отца Иоанна – Однажды, в 1977 году, я был в храме в полиелейный день. Батюшка проповедовал, и мне подумалось тогда: «Как жаль, что его замечательное слово слышат лишь сто человек, стоящих в храме». Чудо, что сегодня проповеди батюшки переведены на английский, греческий, финский языки и звучат по всему миру! Вот как разрослось скромное зернышко, посаженное на смирении сердца отца Иоанна. – А в каком году отец Иоанн пришел в Псково-Печерский монастырь? – В первый раз – после освобождения из лагеря в 1955 году, но ненадолго. Его сразу взяли в Троицкий собор. И несколько лет спустя отец Иоанн уехал в Рязанскую епархию, как он сам об этом рассказывал, но официально это в документах не отражено. Официальная дата поступления отца Иоанна в Псково-Печерский монастырь – 1967 год.

http://pravoslavie.ru/29195.html

В Печорах начались VI Корнилиевские Православные образовательные Чтения Псковская область, 5 марта 2004 г. Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский В городе Печоры Псковской области начали работу Корнилиевские Православные образовательные Чтения, сообщает наш корреспондент Ольга Кирьянова. Уже шестой год подряд на них собираются православные священнослужители и педагоги Печерского района. Устроителями Чтений традиционно выступают Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Печерское православное педагогическое общество, Печерская городская гимназия. В нынешнем году в Чтениях принимает участие большая группа гостей из Москвы – профессоров Московского Государственного Университета. Работа Чтений началась с молебна перед мощами преподобномученика Корнилия, к дню памяти которого приурочено проведение педагогического форума. В Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря молебное пение совершил митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, отмечающий в этот праздник свое тезоименитство. Открывая первое пленарное заседание, к участникам Корнилиевских Чтений обратился архимандрит Тихон (Секретарев), наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, который передал присутствующим благословение и напутствие архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия. Архимандрит Тихон также выступил с докладом: «Исторические свидетельства о мученической кончине преподобномученика Корнилия». Используя обширный исторический материал, он подтвердил бездоказательность утверждений некоторых современных исследователей, считающих вымыслом гибель преподобного Корнилия от рук царя Ивана Грозного. В первую очередь, отметил отец Тихон, эти утверждения выгодны тем группировкам, которые вопреки воле Священноначалия настаивают на канонизации этого русского царя. Директор Печорской гимназии, заслуженный учитель России О.М. Тумановская поделилась накопленным в рамках Корнилиевских Чтений шестилетним опытом работы с родителями, в сфере духовно-нравственного воспитания детей. Основной формой такой работы является проведение тематических открытых родительских собраний. Значительный интерес слушателей вызвало выступление катехизатора Псково-Печерского монастыря иеромонаха Августина (Заярного), который рассказал о своем понимании целесообразности преподавания в школе предмета «Основы православной культуры». Как отметил отец Августин, в нынешнем своем виде этот предмет, рекомендованный к преподаванию в школе Министерством образования, немногим отличается от курса «Закона Божия». Между тем детская аудитория светской школы в большинстве своем неподготовлена для восприятия этих знаний. «Дети, которым мы будем преподавать должны иметь живую веру в Бога, а иначе преподавание будет формальным и может не только не достигнуть своей цеди, но и навредить», - подчеркнул он.

http://pravoslavie.ru/9160.html

«По всему было видно, что это не земной человек» Воспоминания об архимандрите Серафиме (Розенберге) Архимандрит Серафим (Розенберг) 19 июня – день рождения архимандрита Серафима (Розенберга; 1909–1994), старца Псково-Печерской обители. Светлый облик подвижника сохранился в памяти тех, кто знал его. Вот их рассказы о Божием угоднике. Иноки Псково-Печерского монастыря: «Отец Серафим был духовным сыном преподобного Симеона Псково-Печерского. В первый год своего пребывания в обители он получил послушание от духовника: сметать дубовые листья с крыши Успенского собора. Успенский собор пещерный, и над ним, на святой горке, росли несколько древнейших дубов, которые и покрывали осенью всю крышу своими листьями. Отец Серафим исполнял это послушание до самой старости. Обвязывал себя веревкой, брал метлу и довольно ловко передвигался по крыше». Архиепископ Владимир (Кобец; † 1960); в 1947–1949 годах – наместник, затем настоятель Псково-Печерского монастыря: «Иеромонах Серафим данное ему послушание выполняет охотно и хорошо. Каждую минуту своего досуга заполняет полезным трудом. Предан обители и как монах служит образцом для всей братии. Скромный, смиренный, с полным отсутствием гордости. Абсолютно трезвый и до мельчайших подробностей выполняющий монастырскую дисциплину». Иноки Псково-Печерского монастыря: «Последние лет 50 он вообще не выходил за ворота обители. Он нес послушание ризничного, а посему всегда носил на себе огромные тюки с облачениями – из Михайловского в Сретенский, из Успенского в Михайловский храмы. Кто был в Печорах, тот знает, что монастырь расположен в овраге, а потому одни храмы находятся внизу, другие вверху, так что подниматься или опускаться до них и с пустыми руками непросто». Монахиня Серафима, келейница старца: «У отца Серафима была небольшая карманная Псалтирь, и в ней было его рукой написано: “31 октября – память преподобных Спиридона и Никодима просфорников”. Изучил на память всю Псалтирь и, трудясь усердно ради спасения своей души, беспрестанно пел псалмы – за сутки всю Псалтирь. 30 лет трудился».

http://pravoslavie.ru/80077.html

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Архиепископ Егорьевский Матфей назначен игуменом Псково-Печерского монастыря 18:18 10.04.2024 187 Фото: patriarchia.ru В среду, 10 апреля, в дистанционном формате был утвержден журнал 39 Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Члены Синода, рассмотрев вопрос о положении дел в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре, постановили освободить митрополита Псковского и Порховского Арсения от должности священноархимандрита и игумена Псково-Печерского монастыря. Викарием Псковской епархии с титулом «Печерский» назначен архиепископ Егорьевский Матфей, который освобождается от управления Северным, Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы с выражением ему благодарности за понесенные труды. Решением Синода архиепископ Печерский Матфей, викарий Псковской епархии, назначается на должность игумена Успенского Псково-Печерского мужского монастыря. Ему поручено ведение и контроль ремонтно-реставрационных работ этой обители, а также реставрационных и образовательных проектов Псковской епархии.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/10/...

Служил Высокопреосвященнейший Митрополит Алексий, Ленинградский и Новгородский, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Богослужение совершалось благоговейно, молитвенно, слаженно. Здесь я впервые услышал пение стихиры Божией Матери «О преславного чудесе, небеси и земли Царице…» ради Ея чудотворного образа, именуемого «Державная». Помню свои незабываемые чувства радости, утешения, родства с новомучениками, которые испытал, молясь Царице Небесной в эти минуты… В настоящее время в Свято-Успенской Псково-Печерской обители на Божественной Литургии, если позволяет Церковный Устав, всегда поется стихира Божией Матери «О преславного чудесе…». Возрождение традиции Псково-Печерский монастырь духовно-исторически связан с народностью сету. Во времена Преподобномученика Корнилия в XVI веке Псково-Печерским монастырем строились храмы по берегам Чудского озера. Замечательное событие произошло 450 лет назад в городе Нарве. Этот город осаждался русскими войсками. Ливонские рыцари были внутри крепости напротив Ивангорода. В насмешку над Православием они стали кидать иконы в пламя костра, на котором варилось пиво. Вдруг пламя полыхнуло и зажгло дом… При сильном поднявшемся ветре загорелись соседние дома и в городе вспыхнул огромный пожар, но две иконы, брошенные в огонь, – Божией Матери «Одигитрии-Путеводительницы» и «Святителя и Чудотворца Николая» – чудом, как выяснилось в дальнейшем, остались целы… Русские воины воспользовались ситуацией и взяли неприятельскую крепость… Благородно поступили победители с пленными, отпустив их с миром домой… С чудотворными иконами был устроен Крестный ход в Новгород, а затем в Москву к царю Иоанну Грозному. В Крестном ходе принимал участие и игумен Псково-Печерского монастыря Преподобномученик Корнилий. В дальнейшем духовная связь между православными Эстонии и Псково-Печерским монастырем поддерживалась через молитву и благотворительность. Особенно ярко это общение проходило с 1920 по 1940 год, когда город Печоры и Псково-Печерский монастырь входили в состав Эстонской республики.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

После 1988 года Псковской епархии было передано 60 объектов религиозного назначения — и почти все в аварийном состо­янии. Восстанавливалось по федеральным целевым программам только 7 объектов. 53 объекта восстанавливали настоятели — за счет средств благотворителей и прихожан. Список ОКН, вошедших в программу АНО «Возрождение»: Троицкий собор Псковского кремля, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь, церковь Одигитрии, подворье Псково-Печерского монастыря, Успенский Святогорский монастырь в Пушкинских Горах, церковь Рождества Христова в Малах, Успенский Псково-Печерский монастырь, усадьба Строгановых в Волышово, остров Залит, Талабские острова. Подробнее см. «Дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении из федерального бюджета субсидии автономной некоммерческой организации " Возрождение объектов культурного наследия в городе Пскове (Псковской области) " для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия Псковской области» от 24 июля 2020 года 054102020008/1. Пилотный проект «Волонтеры культуры» реализуется по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона, при поддержке Псковской епархии и губернатора Псковской области Михаила Ведерникова. Планируется, что проект продлится шесть лет. В 2019 году в нем приняло участие около 1600 добровольцев из 49 регионов страны. Молодые люди провели работы в исторической части Печор, Изборской крепости, Снетогорском и Елизаровском монастырях. В Успенском Псково-Печерском монастыре ребята пропалывали клумбы, выравнивали почву, чистили металлический забор от старой краски, очищали от мха стены, благоустраивали и благоукрашали территорию монастыря. В 2020 году планируемые работы не состоялись. Монах Антоний (Воеводин), насельник Псково-Печерского монастыря. Родился в 1984 году в городе Уварово Тамбовской области. В 2019 году закончил Псковский государственный университет, исторический факультет. В 2018 году принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре. В 2020 году назначен на должность епархиального древлехранителя Псковской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5736735.ht...

С этими мыслями я пошёл к старцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину) на совет. Батюшка, выслушав меня, сказал о том, что вскоре будет возможность совершить паломничество во Святой Град Иерусалим и такая поездка будет могучим духовным назиданием и подкреплением… В ноябре 1995 года по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Архиепископа (ныне Митрополита) Псковского и Великолукского, Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Священноархимандрита, я совершил трёхдневное паломничество в Святую Землю. Через Одессу на большом морском лайнере мы прибыли в порт Хайфа. Затем на автобусах мы проехали для поклонения святыням в Назарете, на берегах Иордана и Галилейского озера и прибыли поздно вечером в святой град Иерусалим… В храме Воскресения Христова ночью я удостоился сослужить Божественную Литургию сонму архиереев и священников… В нашей паломнической группе было девять архиереев и более ста священников и диаконов. Всего с мирянами – около тысячи человек… По окончании Божественной Литургии при восходе солнца мы прошли по Крестному пути, на котором я пронёс по традиции на плечах в пакете маленькие серебряные крестики, по возвращении подаренные братии монастыря… Поклонились мы и месту погребения Божией Матери в Гефсимании… Были на горе Елеонской… Проехали в Горний монастырь, посетили Вифлеем… Как один час пролетели три дня… Когда я стал подводить итоги паломничества и подыскивать слова, чтобы определить своё внутреннее состояние, то мне подумалось – «служение Божественной Литургии…» Именно так можно определить духовные переживания во время паломничества по Святым местам Палестины… Святыни из всех Уделов Пресвятой Богородицы на земле в благословение Свято-Успенской Псково-Печерской обители Небесная Игумения Пресвятая Богородица по-прежнему «не оставляет места сего», Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, через Свои чудотворные иконы и Свои чудеса и милости… Свидетельство этому – принесение в обитель в 1996 году из Дивеево – Четвертого УделаБожией Матери – Ея иконы «Умиление» и образа Преподобного Серафима Саровского , а из Первого Удела в 2002 году со Святой Горы Афон – образа Богородицы «Всецарица» и прославление в 2003 году в лике святых Преподобного Симеона Псково-Печерского… По нашей просьбе были написаны и принесены из Грузии – Второго Удела Богородицы – в 2006 году иконы Божией Матери «Иверская» и «Равноапостольной Нины»… Из Киева – Третьего Удела Богородицы – в 2007 году принесены частицы мощей всех угодников Божиих Киево-Печерских… Таким образом, в нашей обители в настоящее время находится благословение всех четырех Уделов Царицы Небесной на земле!!! 30 лет священства 19 сентября 2006 года исполнилось 30 лет служения в священном сане Наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрита Тихона.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Феномен старчества — особо значимое явление в духовной жизни Псково-Печерского монастыря в ХХ веке, а в чем-то и уникальное для этой эпохи. Основоположником старческой традиции обители в прошлом столетии был иеро­схимонах Феодосий (+1908), каждодневно на протяжении многих лет совершавший раннюю Литургию в Успенском храме, окормлявший множество духовных чад; в 1903 году император Николай II в день своего приезда в Печерскую обитель посетил его для личной беседы. В Псково-Печерском монастыре существовала собственная богатая и своеобразная традиция старчества. Вместе с тем в годы советской власти в обители подвизались и те из монашествующих, что ранее были тесно связаны с закрывшимися после революции монастырями — Старым Валаамом, Троице-Сергиевой лаврой , Оптиной , Вышенской, Макарьевской и Глинской пустынями. Труден путь монашеский, но труднее подвиг схимнический Среди старцев Псково-Печерского монастыря наибольшую известность имел преподобный иеросхимонах Симеон (Желнин; 1869-1960), подвизавшийся в обители с 1896 года, по воспоминаниям современников, смиренный и трудолюбивый монах, опытный духовник, всегда преисполненный христианской любовью к пасомым. Иеросхимонах Симеон в течение долгих лет окормлял большое число своих духовных чад-мирян и братию обители, был известен даром прозорливости и чудотворений, о которых сохранились многочисленные свидетельства очевидцев. Преподобный Симеон, в миру Василий Иванович Желнин, родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье (известны имена его родителей — Иван и Наталья), был крещен в храме погоста Вехнево, окончил сельскую школу. С детских лет Василий мечтал о монашестве; заметное влияние на его духовные устремления оказал преподобный Корнилий Крыпецкий (1841-1903), посещавший дом его родителей и предсказавший семилетнему отроку Василию его будущий монашеский постриг. В десять лет Василий — под впечатлением рассказов о преподобном Серафиме Саровском — в подражание ему нашел в поле большой камень и часто совершал на нем молитву. С 12-летнего возраста он ежегодно бывал вместе с родителями в Псково-Печерском монастыре, где очень хотел остаться. Однако родители долгое время настаивали на его женитьбе. До 25 лет он занимался крестьянским трудом. Василий несколько раз испрашивал благословения у местного блаженного старца Симеона на иноческую жизнь, но поначалу не получил ответа; затем блаженный неожиданно сделал бич из веревок и выгнал мужчину из дома на улицу: Василий понял это так, как будто старец выгоняет его из дома в монастырь.

http://radonezh.ru/2023/09/04/bozhie-bla...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010