Страх первоначальный, он же и основный, состоит в том, когда кто-нибудь обращается к честной жизни из боязни ответственности за свои дела, а совершенный — в том, когда кто для совершенства любви к другу, до ревности любимому, боится, чтобы не остаться пред ним в долгу ничем, что требуется сильною любовию. Пример первого, т. е. первоначального страха находится в словах псалма: «да убоится Господа вся земля» (Псал. 32, 8), т. е. те, которые нисколько не заботятся о небесном, а только суетятся о земном. Ибо что им придется потерпеть, когда Господь восстанет потрясти землю (Иса. 2, 19. 21)? Пример второго, т. е. совершенного, страха можно находить также у Давида, например в следующих словах: «бойтесь Господа все святые Его, ибо нет скудости боящимся Его» (Псал. 33, 10), и еще в словах: «страх Господень чист, пребывает в век века» (Псал. 18, 10). По сему-то совершенному страху жить убеждает апостол Петр тех, которые слушают его, и говорит: по неизреченному милосердию Создателя Бога вы приняты в число детей Его; посему всегда пусть с вами будет этот страх, так как вы стали такими по любви Творца своего, а не по делам своим. Много доводов употребляет апостол при убеждении. Он убеждает, во-первых, тем, что в нашем спасении принимают искреннее и живое участие ангелы; во-вторых, изречениями священного Писания; в-третьих, необходимостию: ибо кто называет Бога Отцом, тот, чтобы удержать за собою право усыновления, необходимо должен творить достойное этого Отца; и в-четвертых, тем, что они получили бесчисленные блага чрез внесенную за них цену, т. е. кровь Христову, пролитую в выкуп за грехи людей. Посему заповедует им во все время жизни иметь спутником этот совершенный страх. Ибо люди, стремящиеся к совершенству, всегда боятся, чтобы не остаться без какого-нибудь совершенства. Примечай. Христос сказал, что Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Иоан. 5, 22). Но апостол Петр говорит теперь, что Отец судит. Как же это? на это отвечаем также словами Христа: «Сын ничего не может творить сам от Себя, если не увидит Отца творящего» (Иоан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

107.  Некий из отцев сказал: берегись хвалящих тебя братьев и помыслов людей уничижающих ближнего; ибо никто ничего не знает. Разбойник был на кресте, и за одно слово оправдался. Иуда был сопричтен к апостолам, и в одну ночь погубил весь труд свой, и сошел с неба во ад. Посему никто делающий добро да не хвалится; ибо все надеявшиеся на самих себя пали в одно мгновение времени. 108.  Старец сказал: если ты увидишь брата согрешившего, то не приписывай ему вины, но врагу его, и говори: увы мне! потому что как он побежден, так и я, — и плач, ища помощи Божией и искренно сострадай падшему. Ибо никто не хочет согрешить пред Богом, но все мы обольщаемся. 109.  Говорили о некоем старце, что он умирал в Ските. Братия окружили одр его, и стали одевать его с плачем. Он же отверз очи свои и возсмеялся до трех раз. И просили его братия, говоря: скажи нам, авва, почему мы плачем, а ты смеешься? Говорит им: в первый раз я возсмеялся потому, что вы боитесь смерти; во второй раз возсмеялся потому, что вы не готовы; в третий же раз потому, что от труда отхожу в покой, — и тотчас старец предал дух свой Господу. 110.  Старец сказал: как странноприимец не может ввести к себе странного, пока не услышит согласия на то от господина дома; так и враг, если не будет принят, то не взойдет. И так, молясь, говори: Господи, Ты знаешь все, я скот (пред Тобою, Псал. 72, 22), ничего не знаю. Ты привел меня на путь спасения сего. Спаси меня Господи! Я раб Твой и сын рабыни Твоея (Псал. 115, 7). Господи! спаси меня по воле Твоей. 111.  Брат, живущий в келии, пришел к одному из отцев и сказал ему помысл, которым мучился. И старец говорит ему: ты оставил великое и честное — страх Божий, и стал держать тростниковый путь, т. е. лукавые помыслы: более приобретай огня, который есть страх Божий; и как скоро помысл приходит к тебе близко, то он, как тростник, сожигается огнем. Ибо никакое зло не может одолеть имеющего страх Божий. 112.  Старец сказал: если ты отделился от сущих по плоти ради Бога, то не позволяй, сидя в келии, увлекаться удовольствием, сожалея об отце или матери, или о дружбе братьев, или милуя сыновей или дочерей, или любя жену; ибо ты все оставил ради Бога. И вспоминай о часе смерти, потому что никто из них не может тебе помочь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

107. Некий из отцев сказал: берегись хвалящих тебя братьев и помыслов людей уничижающих ближнего; ибо никто ничего не знает. Разбойник был на кресте, и за одно слово оправдался. Иуда был сопричтен к апостолам, и в одну ночь погубил весь труд свой, и сошел с неба во ад. Посему никто делающий добро да не хвалится; ибо все надеявшиеся на самих себя пали в одно мгновение времени. 108. Старец сказал: если ты увидишь брата согрешившего, то не приписывай ему вины, но врагу его, и говори: увы мне! потому что как он побежден, так и я, - и плач, ища помощи Божией и искренно сострадай падшему. Ибо никто не хочет согрешить пред Богом, но все мы обольщаемся. 109. Говорили о некоем старце, что он умирал в Ските. Братия окружили одр его, и стали одевать его с плачем. Он же отверз очи свои и возсмеялся до трех раз. И просили его братия, говоря: скажи нам, авва, почему мы плачем, а ты смеешься? Говорит им: в первый раз я возсмеялся потому, что вы боитесь смерти; во второй раз возсмеялся потому, что вы не готовы; в третий же раз потому, что от труда отхожу в покой, - и тотчас старец предал дух свой Господу. 110. Старец сказал: как странноприимец не может ввести к себе странного, пока не услышит согласия на то от господина дома; так и враг, если не будет принят, то не взойдет. И так, молясь, говори: Господи, Ты знаешь все, я скот (пред Тобою, Псал. 72, 22), ничего не знаю. Ты привел меня на путь спасения сего. Спаси меня Господи! Я раб Твой и сын рабыни Твоея (Псал. 115, 7). Господи! спаси меня по воле Твоей. 111. Брат, живущий в келии, пришел к одному из отцев и сказал ему помысл, которым мучился. И старец говорит ему: ты оставил великое и честное - страх Божий, и стал держать тростниковый путь, т.е. лукавые помыслы: более приобретай огня, который есть страх Божий; и как скоро помысл приходит к тебе близко, то он, как тростник, сожигается огнем. Ибо никакое зло не может одолеть имеющего страх Божий. 112. Старец сказал: если ты отделился от сущих по плоти ради Бога, то не позволяй, сидя в келии, увлекаться удовольствием, сожалея об отце или матери, или о дружбе братьев, или милуя сыновей или дочерей, или любя жену; ибо ты все оставил ради Бога. И вспоминай о часе смерти, потому что никто из них не может тебе помочь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

10:9). Об этой двери и в другом месте есть пророческое слово: «Вот врата Господни, праведные войдут ими» (Псал. 117:20). А тот, кто войдет, не должен оставаться в том состоянии, в котором вошел, таковой выйдет на пастбище, так что во вступлении его туда будет начало добродетелей, а в исхождении его оттуда и в усвоении (приобретении) пастбища — их совершенство. Тот, кто вступает, находится еще в мире сем, и познает или: будет познавать Творца чрез творения. Но тот, кто выходит, выступает за пределы всей твари, и считая все доступное зрению ничтожным, найдет пастбище превыше очей своих, он будет питаться словом Божиим и скажет: «Господь пасет меня и ни в чем у меня не будет недостатка» (Псал. 22:1). Вот из этого мы поймем свидетельство слов Евангелия: «И войдет, и выйдет, и пастбище найдет», а также и то, что теперь говорит пророк: «И прошли» сквозь «ворота и вышли чрез них». Однако это вхождение и это исхождение не может быть совершено без Царя нашего Христа, который есть Царь и Господь, так как непосредственно за сим присоединяются слова: «Господь же вождь их будет». Глава III Мих.3:1—4. И сказал я: слушайте главы Иакова и вожди дома Израилева. Разве не ваше дело знать правду; ибо вы с ненавистью относитесь к добру и любите зло, вы силою сдираете с них кожу их и плоть» [Вульг.: плоти] «их с костей их; вы поели плоть народа Моего и сняли, кожу их и раздробили кости их и разбили» [их] «как бы на сковороде, и мясо как будто внутри котла. Тогда возопиют они ко Господу, и Он не услышит их и отвратит от них лице Свое в то время, так как неправедно поступают они в злых измышлениях своих.    Очевидно, что речь направлена против вождей Израилевых, и под образом львов или разбойников описывается их жестокость; ибо они ограбили бедных и убили их и сокрушили кости их и плоть их, и, — как бы в глубине котла, — в городе Иерусалиме изнурили они несчастный народ. Вот по этой причине и наведется на них наказание потом, в дни пленения, или со стороны Навуходоносора, или со стороны Тита и Веспасиана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

10), чтобы мы могли знать все то, что говорится. Я, Господь Бог всемогущий, от которого ничто не может скрыться, который коснется земли, и она поколеблется, который устраивает на небе восхождение Свое, который призывает воды морские и изливает их по лицу земли, которому имя Господь, который есть Творец всего, образовал все народы из одной и той же глины и произвел их для одинакового жребия. Поэтому ефиоплян, палестинян, сириян и иудеев, разнящихся по месту пребывания и по телу, Я соединил законом смертности, и по Своему произволению передвигаю рабов Своих то туда, то сюда и переселяю во все страны. Не превозноситесь высокомерно, потому что Я вывел вас из Египта и, как Свой собственный народ, не допустил вас быть в рабстве у Фараона. То же самое сделал Я и с палестинянами, которых LXX перевели чрез «иноплеменников» и которые по-еврейски называются «capmhorim», так что переселил их из Каппадокии и поместил в странах Палестины; также и сириян, то есть арамлян (Агат), Я переселил из Бирены. Поэтому те, которые были созданы при одинаковых условиях, будут наказаны по одному и тому же определению суда Моего, и Я истреблю все нечестивые царства без различия лиц. А вас, сыны Израилевы, о которых Я сказал: «сын Мой первенец Исраиль» (Исх. 4:22) и: «из Египта воззвах сына Моего» (Осии 11, 1), Я поражу жезлом и посещу грехи ваши, но не навсегда истреблю и милости Моей не отниму от вас (Псал. 88), и, как бы быстро передвигая и тряся в решете, очищу и выберу, чтобы тот, кто был камешком и укрепился чрез покаяние, не выпал из Моего решета, а кто, подобно пыли, упадет на землю, тот будет поражен мечем, чтобы умерли грешники из народа Моего (ниже ст. 9—10), не потому, что они прежде грешили, а потому, что до самой смерти они упорствовали во грехах. Но всякий, кто был Израилем, кто прежде мысленно созерцал Бога и был выведен из Египта, если, стремясь к порокам египетским, возвратится не только в Египет, но и в Ефиопию, бывший в которой, по Иеремии (гл. 13), не может переменить кожу свою, спасается чрез пришествие Христово и над ним исполняется написанное: «Ефиопия предварит руку свою к Богу» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

11:19), — не по твоей заслуге, а по Моему милосердию, и чтобы тогда ты узнала, что Я Господь, и вспомнила о благодеяниях Моих, и устыдилась и сказала по апостолу: иже несмь достоин нарещися апостол, зане гоних Церковь Божию (1 Кор. 15:9), и чтобы тебе более нельзя было открыть рта от стыда. Ибо святым свойственно отверзать уста по апостолу, который говорит: уста наша отверзошася к вам, Коринфяне (2 Кор. 6:11), и Господу Спасителю, который, отверсши уста Свои, учил их (Матф. гл. 5), сказав и в псалме (77, 2): отверзу, говорит, в притчах уста Моя. Грешнику же говорится: согрешил еси, умолкни (Быт. 4:7), и; вскую ты восприемлеши завет Мой усты твоими (Псал. 49:16)? и: не красна похвала во устех грешника (Сир. 15:9). А святой удостаивается слышать: отверзи уста твоя и исполню я (Псал. 80:11). Отсюда, мы заключаем, что даже и тогда, когда мы получили по милости Вожией прежнюю славу или, вернее, вечный завет Евангелия, после того как Господь простил нам все, соделанное нами, мы имеем воспоминание о прежнем грехе и всегда закрываем уста, потому что мы спасены не от дел наших, а по благодати Божией. Глава XVII Ueз.XVIÏ1—6. И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! предложи загадку, скажи притчу к дому Израилеву, и скажешь: так говорит Господь Бог: большой орел с большими крыльями, длинный по протяжению членов, пушистый и пестрый пришел на Ливан и взял наилучшую часть (medullam) кедра. Сорвал верхушку ветвей его и перенес ее в землю ханаанскую, поместил ее в городе торговцев. И взял от семени [этой] земли, и поместил это на земле вместо семени, чтобы утвердило корни у вод многих, на поверхности поместил его. И когда оно дало росток, то выросши стало виноградною лозою, очень широкою, низкою ростом, у которой ветви были обращены к нему, и корни ее были под нею, и стало виноградною лозою, и пустило ветви и дало отрасли. LXX: И было ко мне слово Господне, говорящее: сын человеческий! расскажи повесть и скажи притчу к дому Израилеву и скажешь: так говорит Адонаи Господь: большой орел с большими крыльями, с длинным протяжением со многими когтями, имевший повеление войти на Ливан, и взявший наилучшую часть кедра сорвал нежные верхушки и принес их в землю ханаанскую, поместил это в городе, обнесенном стенами, и взял от семени [этой] земли и насадил его на поле у вод многих, поместил его так, чтобы оно было видно, и взошло оно и стало виноградною лозою слабою и малою ростом, так что лишь были видны ветви ее на ней и корни ее под нею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

121:6–8). Но что слышу? Эту сладкую песнь пресекает грозный глас заповеди Христовой, которая, как-будто по особенному намерению, ныне оглашает меня среди сего храма. “ Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня .” Что же буду делать? Восприиму иную песнь песнопевца Израилева: “ только в Боге успокаивается душа моя ” (Псал. 61:2)? Покорю любовь к ближним и братиям, — покорю любви к Богу и Христу; “забуду люди моя, и дом отца моего,” и потружусь помнить только людей Господних и дом Отца небесного. В этом расположении духа и прерванную Иерусалимскую песнь продолжать мне позволено: “ ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага теб е” (Псал. 121:9). Боголюбезный граде! Ради святой Церкви, которая есть дом Божий, ради православных чад ее, которые суть присные Богу, желаю я тебе благ; и поскольку желаю для Бога, то и благ желаю Божественных, “мира Божия, превосходящего всяк ум, веры Божией,” которая есть “Божий дар любви Божией, изливающейся в сердца наши Духом Святым.” Но не оскорбляю ли братий и ближних столь скорым отречением от любви отечественной? Тотчас увидите, братия, что нет в этом несправедливости. Ибо и от вас не иного требую расположения, как того же, в которое себя поставить желаю. Если желаете быть достойны любви Бога и Христа: возлюбите Бога и Христа паче отца и матери, паче братий и сестер, паче всего, что вам любезно. “ Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня .” Когда, последуя Евангелию, возвещаю вам священную обязанность любить Бога и Христа превыше всего: это не значит того, чтобы я опасался найти в ком-либо из слышащих это прямую вражду против Бога и Христа. Есть и такого расположения люди, о которых Апостол пишет — “ со слезами говорю ” (Фил. 3:18 ), о которых и я воспоминаю с ужасом, враги креста Христова,” которые не хотят покорить ни разума своего вере Его, ни сердца своего, и говорят с изображенными в притче мятежниками: “ не хотим, чтобы он царствовал над нами ” (Лук. 19:14 )! Но не сомневаюсь, что против таких каждый из правоверующих восприимет ревность Апостола, и не поколеблется, вместе с ним, отвергнуть их всей силой духа. “Аще кто не любит Господа Иисуса Христа: да будет проклят, маранафа ” (1Кор. 16:22 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

16: 4). И повсюду, выше и ниже, ты видишь, как он заботится об этом. Еще: " Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах " (Тит. 3: 14), и еще: " это хорошо и полезно человекам " (Тит. 3: 8). Выслушай, что говорит и другой: " милостыня от смерти избавляет " (Тов. 12: 9). " Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит? " (Псал. 139: 3)? " И не входи в суд с рабом Твоим " (Псал. 142: 2). " Великое - человек и драгоценное - человек милосердный, но найти правдивого человека трудно. " (Велика вещь человек, и драгая муж, творяй правду) (Притч. 20: 6). Вот что значит человек милосердный! Даже более: Бог есть то, чтобы быть милосердным. Видишь, какова сила милосердия Божия? Оно совершило все, оно и мир создало единственно по благости; ради него и геенной Он угрожал для того, чтобы мы достигали царства; царства же мы достигаем через милосердие. Почему Он, единый, сотворил стольких? Не по благости ли? Не по человеколюбию ли? Если станешь спрашивать: " почему то, почему это? " повсюду увидишь одну только благость. Будем же милосердны, чтобы и нам была оказана милость. Не столько тем, сколько самим себе мы собираем милость в тот день, когда пламя огня будет свирепствовать. Милосердие умеряет огонь и служит для нас источником света, через него мы освободимся от геенны огненной. На каком основании Он сжалится над нами и окажет милость? Сострадание происходит от любви. Ничем нельзя так обрадовать Бога, как милосердием. У нас есть пять чувств, и как всеми ими следует пользоваться по нужде, так и всеми добродетелями. Если бы кто-нибудь был целомудрен, но не имел сострадания; или если бы кто подавал милостыню, но был корыстолюбив; или воздерживался бы от чужого, но не уделял из своего все было бы напрасно. Нам недостаточно одной добродетели, чтобы с дерзновением приступить к престолу Христову, но необходимо много добродетелей, различных, разнокачественных, всяких. Выслушай, что говорит Он Своим ученикам: " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам " (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1580...

17, 6). А чтобы мы знали, что народ, бывший оставленным и впоследствии восстановленный, означает народ христианский, далее следует: и на народ, собранный из народов. Этот народ начал обладать наследием Христовым и жить на пупе земли, о которой написано: содела спасение посреде земли (Псал. 73:12). Ибо истина от земли воссия (Псал. 84:12), которая говорит в Евангелии: Аз есмь путь, и истина, и живот (Иоанн. 14,6). Когда он будет замышлять и говорить это и когда будет спешить расхитить владение Церкви, народы, обратившиеся от прежнего заблуждения ко спасению, Сава и Дедан и купцы Фарсиса, Карфагена или моря, чрез добрые дела ищущие товаров среди волн мира сего, и все селения их, или львы или же детеныши львов, как стоит в еврейском, скажут ему то, что далее следует. Что же касается того, что вместо детенышей львов, которые по- еврейски называются caphir LXX и Феодотион поставили селения, то это явная ошибка. Ибо если пишется [это слово] чрез букву хи, то оно значить: львенок, а если чрез ка (се), называющееся по-еврейски коф, то оно означает поле и селение. Отсюда и название Капернаума (Сарнагпаит), как весьма красивого поля. Итак Сава и Дедан и купцы Фарсисские и все святые, называющиеся детенышами львов, или может быть, селения и места пребывания верующих, скажут; не для того ли ты, Гог, приходишь, чтобы собрать добычу в Церкви, и не для того ли ты собрал множество, чтобы владение Христово было твоим наследием? Неужели ты думаешь, что ты будешь обладать серебром и золотом Церкви, под которым разумеется дар слова и разумения, чтобы отнять утварь и все имущество и расхитить бесчисленную добычу, собранную чрез победы Христовы? Поэтому ты, пророк Иезекииль, называющийся, в прообраз Христа, сыном человеческим, говори к Гогу и скажи ему: так говорит Господь Бог: когда, по уничтожении заблуждения во всем мире, народ Мой, Израиль, умом созерцающий Бога, будет жить в Церкви с упованием или в мире; тогда ты узнаешь или восстанешь и пойдешь с места своего. Что это за место еретического нечестия, на это указывают следующие затем слова: от пределов севера, который старается охладить всю горячность верующих.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1: 18). " Грядет Бог наш, и не в безмолвии " (Бог яве приидет) (Псал. 49: 3). " Перед лицем Его огонь возгорится и попалит окрест враги его " (Псал. 96: 3). " День Господень, пылающий как печь " (Малах. 4: 1). И никто не берет этого на ум, но эти страшные и ужасные догматы пренебрегаются и преступаются больше всяких басней, и нет никого, кто бы слушал это, но все смеются и издеваются. Какой же исход предстоит нам? Откуда мы получим спасение? " Умираем, погибаем " (Числ. 17: 12), стали предметом насмешки для врагов наших и издевательства для язычников и демонов. Диавол превозносится, ликует и радуется; все ангелы, которым мы вверены, в стыде и печали. Нет обращающегося неужели же все потрачено нами напрасно, и неужели мы кажемся для вас болтунами? Благовременно воззвать теперь к небу, потому что нет никого слышащего, и стихии призвать в свидетели. " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит " (Ис. 1: 2). Дайте руки, протяните их вы, которые еще не потонули, к тем, кто погибает от невоздержания, здоровые к больным, здравомыслящие к безумствующим и колеблющимся. Никто пусть не предпочитает спасению друга его благодарности; и гнев его, и обличение пусть направляется к одной его пользе. Когда приключится с кем-либо лихорадка, и рабы становятся сильнее господ. Господин лежит в жару, душа в нем возмущена, а множество рабов тут же, никого не слушаются и не исполняют законов господина во вред господину. Умоляю вас: воспрянем. Ежедневные войны, потопления, бесчисленные погибели кругом, повсюду гнев Божий, мы же, точно угодные Ему, чувствуем себя в безопасности: все простираем руки свои на корыстолюбие, и никто на помощь, все на грабеж, и никто на заступничество. Каждый старается о том, как бы умножить свое достояние, и никто, чтобы помочь нуждающемуся; каждый имеет великую заботу о том, чтобы увеличить имущество, и никто, чтобы спасти свою душу. Один страх владеет всеми чтобы не стать, говорят, нам бедными; о том же, чтобы не впасть в геенну, никто не беспокоится и не трепещет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1581...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010