И это делается для того, чтобы он перестал блудодействовать, и более не давал платы любовникам своим, и чтобы утих гнев Божий и чтобы Он не гневался на того, кого перестал любить. Отсюда мы видим, что велико оскорбление и что Бог не печется о человеке, но предоставляет его своим злодеянием и грехам. Оставит, говорит, ревность Моя тебя и Я успокоюсь и не буду более гневаться, как на чужую и такую, которая отступила от Меня и которую Я предал вечной ноготе. Если же это претерпел Иерусалим за то, что он блудодействовал с демонами, то что он будет испытывать, по нашему представлению, по умерщвлении Сына Божия? И все это, говорит, ты сделала, забыв о прежних благодеяниях, и прогневлала или огорчала Меня, которого ты должна была радовать добрыми делами. Поэтому и Я обратил дела твои на голову твою. И хотя Я разорю тебя, прелюбодейка, однако менее проявлю над тобою гнева Моего, нежели ты заслужила, чтобы и в этом проявилась божественная благость, так что грехи твои более тяжки, чем наказания. В иносказательном смысле всякая душа получает от Бога духовные деньги, как говорится в Евангелии (Матф. гл. 25; Лук. гл. 19), в притчах о пяти, и о двух и об одном таланте и о рабах, которые получают десять мин и, вследствие беспечности, делаются должными пятьдесят (или десять) и пятьсот денариев, и вследствие этого в присутствии любовников, под которыми мы понимаем демонов и противные силы, открывается позор Иерусалима, или в день суда или во время покаяния, когда они вразумляются. Но ранее один только Бог всемогущий видит сокровенное, как говорит слово евангельское: и Отец, видяй в тайне (Матф. 6:6). И в другом месте: испытаяй сердца и утробы, Боже (Псал. 7:10). И в книге Царей: Ты един веси сердца всех сынов человеческих (2 Парал. 6, 30). Когда же совершится [сказанное]: ничтоже покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется (Лук. 12:2), и в другом месте: прежде времени ничтоже судите, дондеже приидет Господ, иже во свете приведет тайная тмы, и тогда похвала будет комуждо от Гога (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Мученикам Во брон вры болкшес добр, и бразомъ кртнымъ ворживше себ, воини показастес, мжески противистес, и прелесть потребисте, бывше сподобистес: молитес хрт насъ, во же спастис дшамъ нашымъ. Хорошо облеченные бронею веры и вооруживши себя образом креста, вы оказались весьма сильными воинами; мужественно противостали вы мучителям, и истребили заблуждение дьявола, соделавшись победителями, вы удостоились венцев. Молитесь за нас Христу, чтобы спасены были души наши. Богородице Азъ дво ста бце, къ покров твоем прибгаю, вмъ, к брщ тобою можеши бо чиста помощи ми. Дева святая Богородица! я прибегаю под твой покров, знаю, что подучу спасение, ибо можешь ты, чистая, помочь мне. На 6 часе тропарь пророчества, глас 8 возстави ны, вращшыс брати к тебе бже, к человколюбецъ, содержай концы. Падших нас восставь, отвратившихся обрати к Тебе, Боже, человеколюбивый, объемлющий пределы земли. Прокимен, псал. 33, глас 6 Взыскахъ гда, и услыша м, и всхъ скорбей моихъ избави м. Блгвлю гда на вское врем. Взыскал я господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Буду благословлять Господа во всякое время. Чтение из пророчества Исаии (6, 1– 12) изображает видение пророком Господа Саваофа, сидящего на возвышенном престоле, и слава Его наполняла весь храм, и серафимы стояли вокруг Него. И у одного из них шесть крыл, и у другого шесть крыл, двумя закрывали ноги свои, и двумя летали, и взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его. И поднялись перекладины над дверьми от голоса, которым восклицали, и дом наполнился дымом (курений). И сказал я: горе мне, потому что поражен я; ибо я человек и нечист устами, и среди народа нечистого устами я обитаю и очи мои увидели царя, Господа Саваофа. И послан был ко мне один из Серафимов, и в руке его уголь раскаленный; он взял его клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: се касается сие уст твоих, и снимает с тебя беззакония твои и очищает грехи твоиа., За тем описывается призвание Исаии на пророческое служение, и послание его к народу непокорному.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Нельзя отвергать приложения к 7 ст. первых трех указанных объяснений и нет, вместе с тем, возможности не признать этого последнего толкования; безопасное всего, для охранения точного и полного смысла текста, признавать их все вместе взаимно дополняющими одно другое. – Сущность всего заповеданного Христом – завещанного слова Христа – любовь, заповедь из древности известная миру и слышанная вами при обращении вашем как новая по совершенству чем начинается 8 ст.), соблюдая (примеч. к 4 ст.) которую. мы поступаем как Он (ст. 6), если т. е. любим друг друга, по слову Его, – как Он возлюбил нас ( Иоан. 13, 34 ). и. Паки заповдь нов пиш вамъ, еже есть поистинн въ немъ и въ васъ: к тма мимоходитъ, и свтъ истинный сей уж 1, 9, 13, 34, Рим. 13, 12 ). 8. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит. 8 . Но притом и новую заповедь пишу вам: см. примеч. к 7 ст. – Что есть истинно и в Нем и в вас: Любовь Иисуса Христа составляет Его совершенство и вы достигаете требуемого совершенства для общения с Ним и новой жизни только любовию по образу (τ τρπω) Его любви. Слова: истина, истинный, истинно нередко в Нов. Зав. употребляются в означении совершенства: см. напр. Иоан. 1, 9. 4, 21. 8, 31. 17, 17 . Мф. 22, 16 . Мар. 12, 14 . Лук. 20, 21 . – Потому что и пр.: пишу вам, желая скорейшего совершенства вашего и побуждая к совершенству потому, что Свет бывший в мире ( Иоан. 1, 9. 10 ) и осветивший мир, хотя мир Его и не познал, вот уже готов опять явиться и, тьма мира сего проходит уже от приближающегося света (ср. 17 и 18 ст.) Пишу вам, чтобы свет этот, явившись, не ослепил бы нам глаза (11 ст,); необходимо быть чадами света ( Еф. 5, 8 ), чтобы явиться пред ним не смущаясь, не падая, не ослепляясь, а с радостью и – без стыда (28 ст.), твердо устоять на суде Его ( Псал. 1, 5. 6 ), чтобы еще более просветиться и слиться наконец, с этим светом в новой вечной жизни (22). . Глаголй себ во свт быти, а брата своего ненавидй, во тм есть досел. (1, 6. и д. 3, 15. 1, 20, 2Петр. 1, 9 ). Любй брата своего, во свт пребываетъ, и соблазна въ немъ нсть. 11, 9. 1Кор. 13, 2 ). А ненавидй брата своего, во тм есть, и во тм ходитъ, и не весть, кам идетъ, к тма слп чи ем. (3, 14. и д. 12, 33. Притч. Сол. 4, 19. М. 6, 22). 9. Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего; тот еще во тьме. 10. Кто любит брата своего; тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. 11. А кто ненавидит брата своего; тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Также колесо в колесе означает или соединение двух заветов, на что указывают лествица Иакова (Быт. гл. 27), и клещи Исаии (Ис. 6:6), и меч обоюдуострый, или находящиеся во взаимной связи Евангелия, шествие и высота которых простирается к небу и лишь немного касается земли, но, всегда поспешая, стремится горе. О них и в другом месте говорится: камение свято валяется на земли (Зах. 9; 16), из которых созидается небесный Иерусалим. Это самое, по моему мнению, означает и то, что в псалме поется: глас грома Твоего в колеси (Псал. 76:19); и в ином месте: паля коло рождения (Иак. 3:6). Какой смысл имеют эти свидетельства в своих местах, об этом теперь не время [говорить]. А что весь состав и ободья полны очей, это подтвердит тот, кто увидит, что в Евангелиях нет ничего, что не светило бы и своим сиянием не освещало бы мир, так что даже признаваемое малым и ничтожным сиянием величием Святого Духа.    Ст. 19—21. И когда шли животные, шли также и колеса подле них, а когда животные поднимались от земли, тогда поднимались вместе и колеса. Куда бы дух ни шел, — как только дух направлялся туда, поднимались вместе и колеса, следуя за ним; ибо дух жизни был в колесах. Когда шли те, шли и они, и когда те стояли, стояли и они, и когда те поднимались от земли, поднимались наравне с ними и колеса, следуя за ними, ибо дух жизни был в колесах.    Четыре животных следовали за духом и облаком, бывшим в духе. И затем колеса, следуя за животными, поднимающимися от земли, следовали отнюдь не за животными, но за духом, проявляя собственную волю: ибо дух жизни был в колесах. Три же [состояния] одинаково указываются и в животных, и в колесах: когда стояли, когда шли и когда поднимались, что вместе делали и животные и колеса. Ибо когда стояли животные, не могли идти колеса, и когда животные шли по земле, не [могли] подниматься колеса, но у коих было одинаковое действие, у тех были одинаковыми и покой, и движение и поднятие. И дважды говорится: ибо дух жизни был в колесах, чтобы мы не считали за какое-либо приспособление колес, какие мы видим в нижних частях (in carpenmis) телег, карет и колесниц, но за живые существа или скорее за возвышающееся над живыми существами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Тии сияти биша и падоша, ми же востахом и исправихомся» (Псал. 19:8—9). Также твердый духом среди храбрых убежит ногой. Это место можно изъяснять двояко: или потому он мог убежать, что совлек с себя ветхого человека и кожаные одежды грехов и не был обременен никакою тяжестию, или же, так как он наг и утратил одеяние Христово, о котором у апостола говорится: «облецытеся Иисус Христом» (Римл 13:14), и в другом месте: «аще точию облекшеся не нази обрящемся» (2 Кор. 5:3), то никакой пользы не принесет ему его сила, и в день битвы и брани он будет убегать от преследователей и, будучи бессилен без всеоружия апостольского противустать врагам, обратится в бегство пред ними. Ам.3:1—2. Слушайте слово, которое Господ изрек на вас, сыны Израилевы, на все племя, которое вывел Я из земли египетской, говоря: только вас признал Я из всех племен земли; потому и посещу вас за все беззакония ваши. LXX: Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, дом Израилев, и на все племя, которое Я вывел из земли египетской, говоря: только вас познал Я из всех племен земли; потому и воздам вам за все грехи» (malitias) «ваши    Пророческая речь обращается к сынам Израилевым, а кто эти сыны Израилевы, это показывает следующий стих: «на все», говорит, «племя, которое Я вывел из земли египетской», что мы должны относить не только в десяти коленам, но и во всем двенадцати, с присоединением Иудина и Вениаминова. Ибо всех их Он вывел из земли египетской, и говорит: «только», или, как Симмах перевел, «одних вас признал Я из всех племен земли.» Так как одних вас признал Я, Творец всех, и принимал вас за Свой собственный народ, то одним вам воздам Я за все грехи ваши. Ибо «силнии силне истязани будут, малый же достоин ест милости» (Прем. Сол. 6:6). И у Иезекииля читаем: «от освященных Моих начните» (Иезек. 9:6). Говорится также, что суд Божий начнется с дома Его (1 Петр. 4:17). Это сказано нами пока применительно к историческому толкованию. Но так как под слушанием в Священных Писаниях разумеется не только то, которое совершается посредством телесных ушей, но также то, о котором Господь говорит, «имеяй уши слышати, да слышит» (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

10:13). Моисей и Аарон во иереех Его и Самуил в призывающих имя Его, призываху имя Его, и Той послушание их (Псал. 98:6). Но Он не внимает царям и князьям, потому что между ними нет никого, кто взывал бы к Господу.    Ст. 8—10. Ефрем сам смешивался с народами; Ефрем стал, как испеченный в золе хлеб, который не поворачивают. Чужие пожирали силу его, и он не замечал, седина покрыла его, а он не знал. И гордость Израиля будет унижена пред лицем его, и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его. LXX: Ефрем смешивался с своими народами; Ефрем стал, как испеченный в золе [хлеб]? который не поворачивают. Чужие пожирали силу его и он не замечал, и седина покрыла его, а он не знал. И укоризна (conmumelia) Израиля будет унижена пред лицем его, и при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его. Царство десяти колен стало подобным [царствам] всех народов, ибо они отступили от Господа, и подобным испеченному в золе хлебу, который не поворачивают, то есть оно не покаялось; ассирияне и халдеи истощили мощь его и поглотили все те силы, какие он мог иметь. Его безумие было столь велико, что он не замечал того, что он был пожираем, или по крайней мере не знал причины, по которой он был предан пожиравшим его, и до старости, то есть до конца плена, он оставался в этом заблуждении. Поэтому будет унижена гордость Израиля не по истечении долгого времени, а теперь и немедленно, ибо это означают слова: пред лицом его. Унижен же он будет потому, что он возгордился и полагался не на Бога, а на многочисленность войска, и потому, что Бог гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6). Вместо гордости, то есть gaon, LXX по своему обычаю перевели βριν, то есть укоризна (injuriam). Так как [Бог] выше сказал: Ефрем стал, как испеченный в золе хлеб, который не поворачивают, и так как это могло казаться неопределенным и недостаточно выражающим мысль, то теперь говорит яснее: при всем том они не обратились к Господу Богу своему и не взыскали Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

12:21). Также во всех виноградниках будет плач, потому что виноградники их — виноградники содомлян, и вместо вина радости, веселящего сердце человека (Псал. 103:15), они принесли вино драконов и неисцельную ярость аспидов (Второз. 32:32). Они подвергнутся всему этому потому, что Господь пройдет среди их, но не для того, чтобы вселиться в них и сказать: «вселюся в них и похожду» (2 Кор. 6:16), и: «се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» (Матф. 28:20). Ам.5:18—20. Горе желающим дня Господня! для чего он вам? Этот день Господень — тьма, а не свет: то же, как если бы человек (vir) убегал от льва и встретился бы с медведем, или если бы вошел в дом и оперся рукою своею о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не тьма, а свет? Разве он не мрак, в котором нет сияния? LXX: Горе желающим дня Господня! Для чего вам этот день Господень? Он тьма, а не свет: тоже, как если бы человек убегал от льва, и на него напал бы медведь, или если бы вошел в дом и оперся руками своими о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не тьма, а свет? Разве он не мрак, не имеющий сияния?    Чтобы не казалось, что пророк, который был из Фекуи, в колене Иудином, совсем оставляет без внимания жителей своего колена и обращается с речью только к десяти коленам, он теперь направляет свою пророческую речь к обоим царствам, то есть к Иудейскому и Израильскому, как это можно видеть и из многого другого, а в особенности из того, что далее следует: «горе богатым на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую» (гл. 6, ст. 1). Итак горе Иуде, и Израилю, которые говорят: пусть настанет день, пусть настанет плен, лишь бы только последовало то, что обещано пророком, и время восстановления, потому что нет столько зла в бедствиях плена, сколько добра в том, что Господь обещает, [как имеющее быть] в след за пленом. Пророк отвечает им, что они напрасно то, что последует после долгого времени, по пришествии Сына Божия, ожидают после семидесяти лет пленения Вавилонского, за которыми последует разорение, обеднение и бесчисленные бедствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2. Действия события на его свидетелей, из чего усматривается его величайшая важность (ст. 5–11). В то время “ в Иерусалиме … находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом ” (ст. 5). Обитавшие по разным чужеземным странам мира, потомки иудейского народа, движимые почтением к Моисееву закону, три раза в год приходили в Иерусалим на праздники, установленные законом (Исх. 23:14–17 ). Называясь по месту своего обитания парфянами, мидянами, римлянами, александрийцами, антиохийцами и проч., они по роду и вере были иудеями. Эти-то иудеи, “ люди набожные, из всякого народа под небом ,” находились в Иерусалиме в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов. Непонятно, впрочем, что они были из всякого народа под небом ; потому что тогда было несравненно более народов, чем сколько упоминается у Луки. Быть может, священный историк выразился так по общему образу речи, ибо часто мы вместо того, чтобы сказать, многие дела, говорим — все дела, вместо — многие люди — все люди, как и в Священном Писании говорится: все , вместо многие (Псал. 13:3 ). Поэтому, может быть, и божественный Лука, вместо того, чтобы употребить выражение — от многих народов, сказал: “ из всякого народа ” (см. Толк. Никиф. in. h. loco). Что же произошло с этими иудеями, свидетелями чудесного события? Шум необычайного бурного дыхания обратил их внимание; им слышны были, конечно, на некоторое расстояние и голоса 120 человек, гремевшие во славу Божью. И вот “ когда сделался этот шум, собрался народ ” (ст. 6), чтобы узнать, что произошло. Простое любопытство вдруг перешло в недоумение и смятение: и пришел в смятение. Все недоумевали: во-первых, потому, что слышали апостолов, славословящих Бога на иноземных языках, между тем, как молитвы обыкновенно совершались на священном еврейском языке; во-вторых, — тому, что никогда не слышали о столь высоких истинах, о столь святых чувствах, но всего более — тому, что “ каждый слышал их говорящих его наречием ” — римлянин, грек, африканец, индеец — своим природным “ говорящих … наречием ” (ст. 6). В то же время каждому было известно, что говорившие были все галилеяне, люди совсем не знакомые с иностранными языками.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

3:6). Замечаешь, как он отличает создание и Создателя, раба и Сына? Этот входит в отеческий дом, как Владыка, а тот, как раб. " … Дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца " (Евр. 3:6). Здесь опять убеждает их стоять мужественно и не падать; мы будем, говорит, домом Божиим, подобно Моисею, если только упование и надежду, которою хвалимся, твердо сохраним до конца; а кто скорбит в искушениях и падает, тот не может хвалиться; кто стыдится и скрывается, тот не имеет дерзновения; кто печалится, тот недостоин похвалы. Вместе с тем и хвалит их, когда говорит: " если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца " , выражая, что они начали (иметь дерзновение и упование); только нужно (сохранить) до конца, и не просто стоять, но содержать твердую надежду с несомненною верою, не колеблясь искушениями. Не удивляйся, что (о Христе) сказано нечто человеческое в словах: " быв искушен " (Евр. 2:18). Если об Отце, который не воплощался, в Писании говорится:  " Господь с небес призрел на сынов человеческих " т.е. обстоятельно рассмотреть все (Псал. 13:2), и еще: " сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю " (Быт. 18:21), и еще: " Господь не мог более терпеть злых дел ваших и мерзостей " (И ep. 44:22), где священное Писание выражает величие гнева Божия, - то тем более о Христе, который пострадал во плоти, может быть ска­зано то, что свойственно человеку. Так как многие люди считают опыт самым верным средством к познанию, то (апостол) хочет показать, что (Христос), который сам постра­дал, знает, что терпит природа человеческая. " Итак " , - гово­рит, - " братия святые " . Слово: " и так " - употребляет вместо: поэтому. " Участники в небесном звании " . Итак, не ищите ничего здесь, если вы призваны туда, - потому что там награда, там воздаяние. Что же далее? " … уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

5) Как Кивот торжественно провожался с трубным гласом и пением, так и святыня христианская – крест, хоругви и св. образа сопровождаются колокольным звоном, по примеру трубного гласа ( Псал. 10:1–10 ), и умилительным пением священных песнопений. 6) Прообразы крестных ходов видим из Библии: Иис. Нав. 3:3 : «И дали народу повеление, говоря: когда увидите Ковчег Завета Господа Бога вашего и священников (наших и) левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним. Прообразы крестных ходов наших совершали также благочестивые пари: Давид: 3Цар. 6:1–3;13:15 ; 1Пар. 13:1–7;15:29 и Соломон: 3Цар. 8:1–5 ; Парал. 5:2–6. 7) Установителем крестных ходов в Новом Завете был Сам Господь наш Иисус Христос: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски Голгофа» ( Иоан. 19:17 ). Продолжателем сего божественного крестоношения был Симон Киринейский: «Выходя, они встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» ( Мф. 27:32 ). На крестоношение указывает и апостол, когда говорит: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр. 13:13 ). 8) Как у воинов в сражении при виде знамени возгорается с большею силою храбрость и преданность царю и отечеству, так и дух христианина при виде торжественного крестного хода невольно воспламеняется любовью к Богу и возгорается служить одному Ему. 9) Объяснить Иерем. 10:2–5. приводимое сектантами при отрицании крестных ходов, где говорится об идолах, кумирах, т. е. ложных богах и, ничего не имеющих общего с хоругвями и св. иконами. XLVI. О судах и судьях «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:1–2 ). 1) Из этих слов Господа видно, что одно и тоже в равной мере терпят, и кто судит, и кто мерит. Изъясняя эти слова, св. Афанасий Александрийский учит: «Впрочем говорит сие не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая самих себя, и не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают ( 1Тим. 1:7 ). Ибо, разрешая за деньги приносящих неразумное и гибельное покаяние, готовы они утверждать, что не должно судить и того, кто сделал смертный грех , потому что Господь сказал: «не судите, да не судимы будете».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010