Скачать epub pdf Слово в первый день святые Пасхи В озрадовашася ученицы, видевше Господа ( Иоан. 20:20 ). Радуемся мы и веселимся, когда блистает солнце, и тот день, в который невидим его во всей красоте, бывает для нас неприятен и скучен: не паче ли же мы должны радоваться и веселиться, когда сияет Солнце правды ( Мал. 4:2 )? С олнце вещественное познает запад свой ( Псал. 103:13 ); а Солнце правды вечно озарять будет жителей нового Иерусалима. Солнце вещественное, исходя от чертога своего, делается предметом радости ( Псал. 18:6 ); а солнце правды и в своем небесном чертоге находясь, радовало и восхищало странников мира сего. Во времена патриархальные и подзаконные, когда Солнце правды, почивая еще в лоне Отчем, извещало чающих утехи Израилевой о приближении своем – токмо тению, ему предшествовавшею, оно веселило уже святых своих, сквозь самую тень усматривавших грядущие блага. Авраам, отец верующих, виде день Его – время полного сияния, виде, и возрадовася ( Иоан. 8:56 ). Богоотец Давид, пророческим духом созерцая блаженство озаренных светом благодати, скакаше пред сенным ковчегом, где заключены были символы непреложных Божиих обетований. Когда же Солнце правды, Христос Бог наш – благоволил явиться в мир сей: то силы небесные радостно воспели неразлучное от вечности сие явление Его во времени. Итак, если обетование блаженства восхищало сердца верующих; если восхождение солнца духовного было предметом радости и песнопения: то не паче ли должно восхищаться нам, наслаждающимся самым тем блаженством? Не паче ли должно радоваться, когда оное Солнце, после страшной бури ярости Велиаровой, после ужасного для всей твари, гибельного для ада и спасительного для узников адовых захождения своего во гроб, воссияло новым, величественным, Божественным светом? Приидите убо возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему ( Псал. 94:1 ). Но Ангелы, воспевшие рождение Сына Божия, не песнословят на земли востания Его из мертвых, а повествуют случившееся, что Христос воскресе; род же человеческий, поклонившийся с волхвами Младенцу Иисусу, покланяется с Апостолами Победителю смерти и ада, и торжествуя радуется: возрадовашася ученицы, сидевше Господа. Таково свойство неизглаголанной радости! Сердце, до преизбытка упоенное ею, не измеряет своего состояния, но только объявляет качество оного: Возрадовашася. Чтобы и наша радость была исполнена в себе, рассмотрим при настоящем торжестве, какое действие имеет сияние Воскресения Христова на ум и на сердце наше?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово на Пресвятую Богородицу и на Симеона Богоприимца. Святого Феодота, епископа Анкирского Пророческое слово побуждает и заставляет нас и ныне благодарить Бога: ибо повелевает благовестить день от дне спасение Бога нашего, возвещать во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его ( Псал. 95:2–3 ). Так богодухновенный Давид, узнав чрез Духа, что Божественному правосудию благоугодно открыть младенцам, для познания истины, сокровенное от премудрых в законе и утаенное от разумных в книгах ( Матф. 11:25 ), возбуждает все к благовестию духовной радости. Последуя такому убеждению и руководству священного повеления, возгласим и мы (облекши души в светлые одежды) радостное и благознаменательное воззвание Божественного Песнопевца: да восприимут горы мир людем, и холми правду ( Псал. 71:3 ); яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам. Его же начальство на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века ( Ис. 9:6 ). Родися, говорит, и дадеся: родися в Иудеи, а дадеся всей вселенной, ибо и обетование о Нем Аврааму было таково: благословятся в Нем вси языцы земния ( Быт. 18:18 ). Но начальство Его на раме Его: ибо Его власть – природная, а не прибылая: Его сила – естественная, а не приобретенная; Его Божественная слава – существенная, а не дарованная. Посему-то сперва благовествовали небеса звездою волхвам чудо; потом благовествовали сказанного Царя Иудеи волхвы, когда искали Его, чтоб поклониться Ему; потом благовествовали Христа Спасителя и Ангелы пастырям на поле; наконец, благовествовал ожидаемого Христа Господня и Дух Святой Симеону. Итак, следуя всем сим, и имея притом повеление, мы исходим благовествовать Церкви, не как сильные, но как благопокорные, не как богатые, но как помилованные, не от себя как-нибудь составляя свидетельства, но воспевая Пророческое и поя Апостольское. Воспоем же Богу нашему, воспоем ( Пс. 46:7 ): ибо сказа Господь спасение Свое, и пред языки откры правду Свою ( Пс. 97:2 ). Поистине, изумительное и чудное совершилось на земле; странное и необычайное увидела тварь: Бога, на земли явившегося, и с человеки пожившего ( Варух. 3:38 ); Бога, родившегося по плоти, и не оставившего небес. И к сим кто доволен ( 2Кор. 2:16 )? Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ( Псал. 105:2 )? Дева, названная у Исаии Пророчицею ( Ис. 8:3 ), без мужа родила нам Еммануила, рожденного прежде век без матери. Иже бысть нам премудрость от Бога Отца, правда же и освящение и избавление ( 1Кор. 1:30 ). Родила Пророчица, не познав образа зачатия: чудо новое и неизъяснимое! Мария Пророчица чрез слух зачала Бога живого: так как слух служит естественным переходом для слов. Некогда зачатие, посредством языка, произведенное (Евою) в муже, как пламень, иссушило стебель человечества: ныне порождение, происшедшее во чреве (жены), оживотворило плод со стеблем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Канон на Успение Пресвятыя Богородицы Песнь 1-я. Ирмос. Изукрашенная божественною славою священная и благознаменитая память твоя, Дева, всех верных собрала к веселию, чтобы при начатии Мариамны с ликами и тимпанами воспевать твоему Единородному: ибо он торжественно прославился. Лик безплотных небожителей окружал в Сионе божественное тело твое; и внезапно сонм Апостолов, стекшись от пределов (вселенной), тогда же предстал тебе, Богородица: с ними и мы, Пречистая Дева, прославляем честную память твою (Псал. 111:6). Почести победы над природою стяжала ты, Чистая, родивши Бога; но подражая Творцу своему и Сыну, ты подчиняешься законам природы сверхъестественно; ибо и умерши востаешь как и Сын твой, чтобы жить вечно (Деян. 2:27). Песнь 3-я. Ирмос. Всезиждущая и всесохраняющая Божия премудрость и сила, Христе, утверди Церковь непоколебимо и неподвижно: ибо Ты един свят, во святых почивающий (Ис. 57:15). Славные Апостолы, видя в тебе, Всенепорочная, жену смертную, но сверхъестественно (соделавшуюся) и Материю Божиею, касались (тебя) трепетными руками, и взирали (на тебя), сияюшую славою, как на вместившую Бога скинию (Иез. 43:2). Злодейственныя руки дерзкаго внезапно поразило отсечением правосудие Бога, оградившаго божественною славою честь одушевленнаго кивота, в котором Слово соделалось плотию (2 Цар. 6:7; Иоан. 1:14). Песнь 4-я. Ирмос. Изречения и гадания пророков предъявили воплощение Твое от девы, Христе: свет сияния Твоего (говорили они) приидет для просвещения язычников, и бездна с веселием воскликнет Тебе: слава силе Твоей, человеколюбче (Ис. 7:14; Авв. 3:4, 10). Взирайте, народы, и дивитесь: святая и преславная гора Божия вземлется выше небесных обителей, земное небо вселяется на земле небесной и нетленной (Ис. 2:2; Мих. 4:1). Смерть твоя, Чистая, была переходом к жизни вечной и лучшей; из кратковременной она преселила тебя, Пречистая, к (жизни) истинно-божественной и безконечной, дабы в радости созерцать тебе твоего Сына и Господа (Евр. 10:34). Небесныя врата возвысились, Ангелы воспели, и Христос принял девственное сокровище своей Матери; Херувимы преклонились пред тобою с веселием и Серафимы прославляют тебя с радостию (Псал. 23:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3569...

преподобный Макарий Великий 6. СОСТОЯНИЕ ПРИЯВШИХ ДЕЙСТВЕННОСТЬ ДУХА а) Кто добросовестно, без саможаления ведет труды подвижничества, у того наконец открывается сила и действенность благодати. Обнаруживается она особою духовною теплотою в сердце, умирением помыслов, отъятием вкуса к всему тварному и умалением цены всему, что считается на земле ценным. Это и есть семя собственно духовной жизни. Отсюда начинается одуховление души, очищение ее от страстей, заживление ран, страстями причиненных. 1. Марии подражай, не имея в виду ничего иного, а взирая только на Того, Кто сказал: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» ( Лук. 12, 49 )? Ибо возгорение духа оживляет сердца. Невещественный и Божественный огнь освящает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок опаляет, как терния и солому, потому что «Бог наш огнь поядаяй есть» ( Евр. 12, 29 ). Действенности сего огня взыскуя, блаженный Давид сказал, «искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое» ( Псал. 25, 2 ). (25, 9). 2. Сей огнь согревал сердце Клеопы и спутника его, когда говорил с ними Спаситель по воскресении. И Ангелы и служебные духи причащаются светлости сего огня, по сказанному: «творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ» ( Евр. 1, 7 ). Сей огнь, сжигая соринку во внутреннем оке, делает чистым ум, чтобы возвратив себе естественную прозорливость, непрестанно видел он чудеса Божии, подобно тому, кто говорит, «открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего» ( Псал. 118, 18 ). Поэтому, огонь сей прогоняет бесов и истребляет грех (25, 10). 3. Как железо, или свинец, или золото, или серебро, вложенные в огонь, теряют свойство жесткости, переменяясь в вещества мягкие, и пока бывают в огне, по силе огненной теплоты, расплавляются и изменяют естественную жесткость, таким же образом и душа, отрекшись от мира и возлюбив Единого Господа, с великим сердечным исканием, в труде, в подвиге, непрестанно ожидает Его с упованием и верою, и прияв в себя оный небесный огонь Божества и любви Духа, действительно уже отрешается тогда от всякой мирской любви, освобождается от всякого вреда страстей, все отметает от себя, переменяет естественное свое качество и греховную свою жесткость, все почитает излишним в едином небесном Женихе, которого приняла к себе, упокоеваясь горячею и несказанною любовью к Нему (4, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Слово Пространнейшее о вере 1) Речение «бе» относится к Божеству Его; а выражение: «плоть бысть» — к человечеству. «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), не разрешившись в плоть, но понесши на Себе плоть. Если сказать: «такой-то был стар», то это не значит, что сначала родился он старым. Или если сказать: «заслуженный был воин», то не значит это, что и первоначально был таким же, каков стал впоследствии. Сказано: «аз Иоанн... бых во острове... Патмосе... в день недельный» (Апок 1:9, 10). Это не значит, что там произошел на свет или родился Иоанн. Напротив того, сказал: «бых в Патмосе» — вместо: пришел в Патмос. Так, Слово снизошло в плоть, что и выражено этим изречением: «Слово плоть бысть». Слушай того, кто говорит: «бых яко сосуд погублен» (Псал. 30:13); и: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь» (Псал. 87:5, 6). 2) Человек или Бог — воскрешен из мертвых? Лучше нас ведая сие, апостол Петр толкует и говорит: «снемше Его с древа, положиша во гробе. Бог же воскреси Его от мертвых» (Деян. 13:29—30). Снято же с древа, положено во гроб и погребено Иосифом Аримафейским мертвое Иисусово тело; его-то и воскресило Слово, изрекшее: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Иоан. 2:19). Ибо Животворящий всех мертвых оживотворил и воспринятого Им на Себя человека от Марии, Христа Иисуса. И если, быв на кресте, воздвиг задолго прежде истлевшие мертвые тела святых, то тем паче мог воздвигнуть тело, которое носил на Себе Сам присноживущий Бог Слово, как говорит Павел: «живо бо Слово Божие, и действенно» (Евр. 4:12). 3) Жизнь не может умереть, а паче — сама животворит мертвых. Итак, по Божеству от Отца Господь — источник жизни; а умер, паче же — и воскрешен из мертвых, Человек, сущий от Девы Марии, Который и ходатайствует о нас и Которого ради нас восприяло на Себя Божество Слова. Потому писанное: «в начале бе Слово» (Ин. 1:1), — явно обозначает Божество; а сказанное: «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), — указывает на человечество Господне. 4) Лазарь умер от болезни; Господень же Человек умер не невольно и не от болезни. Напротив того, Сам исшел на домостроительство смерти, укрепляемый вселившимся в Нем Богом Словом, рекшим: «никтоже возмет душу Мою от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам... прияти ю» (Иоан. 10:18). Почему Божество Сына и полагает и приемлет душу человека, которого понес Он на Себе, потому что восприял Он целого человека, чтобы и оживотворить целого же человека, а с ним и мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

Слово 6 Глава 16. Снятие четвертой печати, показывающее язвы, находящие за нечестие Откр.6:7 . «И егда отверзе четвертую печать, слышах глас четвертаго животна глаголющий: гряди и виждь». Принадлежащие четвертому животному, т.е. орлу высокий полет и быстрота к похищению добычи могут показывать то, что язвы находят свыше от раздраженной ярости Божией для отмщения за благочестивых и для наказания нечестивых, если только они не отвратят его, соделавшись лучшими. Откр.6:8 . «И видех, и се конь блед, и седящий на нем, имя ему смерть: и ад идяше в след его, и дана бысть ему область на четвертой части земли убити оружием, и гладом и смертию, и зверьми земными». Сказанное здесь имеет отношение и к настоящему. Ибо в 8-й главе девятого слова своей церковной Истории Евсевий говорит, что в разгар гонения, при Максимиане Никейском, от голода и язвы, поражавших вместе с другими болезнями, погибло бесчисленное множество людей, так что не могли предавать и погребению, хотя христиане тщательно заботились о погребении и человеколюбиво приводили заблужденных к познанию истины. И когда армяне восстали на римлян, немалое число было убитых мечем, и тела умерших были терзаемы собаками, так что оставшиеся в живых вынуждены были обратиться к поражению собак из опасения, что и сами, по смерти своей, в них найдут себе живой гроб. Нет ничего несообразного, если вместе с собаками участниками в пиршестве, по причине изобилия пищи, были и дикие звери; мы знаем, что и в наше время случается сие. Глава 17. Снятие пятой печати, показывающее вопль святых душ к Господу о конце Откр.6:9–10 . «И егда отверзе пятую печать, видех под олтарем души избиенных за слово Божие и за свидетельство, еже имеяху. И возопиша гласом великим, глаголюще: доколе Владыко святый и истинный не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли». Если снятие четырех печатей отнесет кто-либо к событиям, предшествовавшим Христу, то сию должен отнести к почившим прежде Пророкам и прочим Святым, которые взывают к Божественному долготерпению, ради коих даже до креста терпит Он, озлобляемый иудеями. Если же кто, сообразив с мнениями учителей Церкви, примет сие за предречение о будущем, тот должен думать, что возглашение сие приличествует избиенным за Христа против их гонителей, с тем чтобы достойные обратились, нечестие же неверующих было истреблено при конце всего мира, дабы не простирали праведные рук своих в беззаконии ( Псал. 124 ). Ибо хотя уже и тогда, как сказано, нечестивые испытали Божественный гнев, но тем не менее остатки их имеют нужду в ударах или обращающих, или наказывающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

III. Обозрение паремий, первой седмицы поста, положенных на 6-м часе и на вечерне пяти обычных постных дней При таковом начальном возбуждении к покаянию, вводящем каждого в себя в утреннее богослужение, в дневном богослужении 38 в Паремье 39 на 6-м часе слышим грозный обличительный глас Пророка Исаии, сына Амосова. Евангелист Церкви ветхозаветной, – Исаия во всей силе раскрывает пред нами грозные пророческие видения свои, которые он видел об Иудее и Иерусалиме во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии 40 , царей Иудейских, и первыми же словами: видения на Иудею и Иерусалим, как по духу грозных видений в переводе Славянском выражается, поражает внутреннее чувство наше. Кто, хотя мало знакомый со священною Историей, кто не знает, что Иудея, что Иерусалим? Иудея, это святилище Божие ( Пс.113:2 ), Иерусалим, это, по слову самого Спасителя ( Мф.5:35 ), град Царя великого, Царя неба и земли. Если же грозные видения Исаии, как покрытое темными тучами небо, разверзаются над Иудею, достоянием Божиим, над Иерусалимом, святилищем Вышнего: то что думать о себе тем из нас, которые по собственному сознанию, нашею жизнью и делами принадлежат к Вавилону? 1-я Паремья на 6-м Часе Понедельника. Псал. 1 Пред этою Паремьею прокимен возглашает: – Господь весть путь праведных и путь нечестивых погибнет. Пс. 1 . Это как предисловие, как общее введение в великопостное поприще, шествие, по которому Праведных, тщащихся устроить путь свой, как пред лицом Божиим, Господь весть, что оно, хотя по общей участи земнородных проходит среди сетей и преткновений многих, от цели своей неуклонно, и достигает оной благоприятно; а путь нечестивых, как противоположный шествию ко спасению, с погибелью их погибнет, как погибает путь обрушающихся в бездну. Посему возглас: весть Господь путь праведных, есть как будто непосредственный глас Господа, утверждающий праведных на пути правоты, и осуждающих нечестивых в путях нечестия их. Господь весть путь праведных: ибо предписал путь праведных в божественном законе своем; ведает оный путь и в самом совершении праведными, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   В Бозе духом, телом же с нами опочивающий, Святитель Божий Алексий созвал нас на пир духовный, благословенныя чада Церкви Божией, и к наслаждению нашему представляет богатую трапезу добродетельной жизни своей. Приидите убо, о возлюбленнии, отверзем уста свои и насладимся брашна безсмертнаго! Ничто не может быть усладительнее сего пиршества для просвещенной и благочестивой души. Пусть иные думают, что будто они в чувственных увеселениях могут найти для себя удовольствие; пусть с ними превратно разсуждают те, коих безумие описывает Соломон, что «мал», де, «есть и печален живот наш, и несть» возвратившагося из того света, «яко самослучайно», де, «рождени есмы, и по сем будем», как бы никогда не были: «пепел будеть тело, и дух наш разлиется яко мягкий воздух, и имя наше забвено будет во время, и никтоже воспомянет дел наших». «Приидите убо», — говорят они же, — «и насладимся настоящих благих, вина дражайшаго и мира (благовонна) исполнимся, и да не пройдет нас цвет жития: увенчаим нас» розовыми «цветы, прежде», нежели «увянут: везде оставим знамение веселия, яко сия часть наша и жребий сей» (Прем. 2:1—9). Пусть таковые сею превратностию своею вотще утешают себя; но нам, христианам, есть верно и всякаго приятия достойно оное слово Духа Святого: яко «в память вечную будет праведник» (Псал.:111, 6) и: «благословение Господне на главе его» (Прит. 10:6). Все прейдет: увеселения обратятся в скуку, при изнеможении тела — вкус ослабеет, истлеет тело; а, притом, и громкия дела, хотя бы они и остались после нас, но в истлении нашем услаждать нас не могут; едина добродетель есть вечна, един плод истинной веры есть безсмертен. Их святые следы не в жизни сей токмо остаются незаглаждаемыми, но и в будущей доводят нас до источника, из коего они проистекли, и делают, что, выходя из времени в вечность, мы остаемся в неизменяемом состоянии радости душевной. Посвятим мы час сей на размышление о сей важной материи: сие есть наилучшее питание духу нашему, сия есть угоднейшая жертва и праведнику сему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3837...

Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены Полезно изъяснить и то, на каких основаниях составлен божественными Отцами священнейший Символ, дабы знать, что они не сами от себя, но из божественных Писаний заимствовав выражения и мысли, составили его в духе благочестия. Таким образом почти все речения божественного символа (взяты) из святых Писаний: мы покажем это по отношению, в отдельности, к каждому выражению.   Против Еллинов, Иудеев и язычников, и всех прочих нечестивцев, которые или вовсе не исповедают Бога, или и признают Его, но не исповедают Отцем единородного Слова и Изводителем Святаго Духа:   Верую .   В Евангелии (говорится): «ты веруеши ли в Сына Божия» (Иоан. 9:35)? «Веруйте в Бога, и в Мя веруйте» (Иоан. 14:1). Апостол: «веруй в Господа Иисуса» (Деян. 16:31).   Во единого Бога .   В Евангелии: «да знают Тебе единого истинного Бога» (Иоан. 17:3). Брат Божий: «ты веруеши, яко Бог един есть» (Иак. 2:19). Павел: «но нам един Бог Отец, из Негоже вся и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор. 8:6).   Отца .   В Евангелии (сказано): «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему» (Иоан. 20:17). «Отче праведный, и мир Тебе не позна» (Иоан. 17:25). «Ко Отцу Моему иду» (Иоан. 16:10). «Аз умолю Отца» (Иоан. 14:16). «Или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца Моего» (Матф. 26:53)? «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лук. 23:46). Петр (говорит): «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (1 Петр. 1:3). Павел: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть» (2 Кор. 11:31).   Вседержителя .   Захария: «сице глаголет Господь Вседержитель; в храм Господа Вседержителя; глаголет Господь Вседержитель» (Зах. 1:3, 4:14, 7:4, 8и мн. др.). Иезекииль: «Адонаи Господь» (Иез. 2, 4 и др.), что значит — Вседержитель. Вседержителя означает и имя Саваоф, которое Исаия усвояет всей Святой Троице, говоря: «свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6:3). В Евангелии: «Отче, Господи небесе и земли» (Матф. 11:25). Давид: «в руце Его вси концы земли» (Псал. 94:4). Наперсник (Христов, Иоанн): «Вседержителю, Иже сый, и бе, и грядый» (Апок. 11:17).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

Слово в день усекновения Честной Главы Иоанна Предтечи 48 В память вечную будет праведник ( Псал. 111:6 ). Воспоминая день усекновения честной главы Св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, воспомянем, братия, некоторые черты жизни его, дабы скорбное чувство негодования на тот жестокий жребий, коему Ирод подверг великого Пророка, превратилось в чувство благоговения к святости того, о ком Спаситель сказал, что это есть болий в рожденных женами ( Мф. 11:11 ). Кто был Предтеча Господень? Сын Захарии, который был священником в Иудейском народе, и Елизаветы, которая происходила от племени Ааронова. Оба они, отец и мать, были праведны пред Богом, ибо поступали во всем по заповедям и уставам Господним беспорочно ( Лк. 1:6 ). Судьба Предтечи Господня тесно соединена была с событиями земной жизни Иисуса Христа. Еще в ветхом завете Господь, утешая Израильтян скорым пришествием Своим на землю, говорил им: се Аз посылаю Ангела моего, и призрит на путь пред лицем Моим ( Мал. 3:1 ). Захария первый узнал, что сей Ангел – Предтеча Господень, есть сын его, узнал еще до его зачатия. Жена твоя Елизавета родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются. Будет бо велий пред Господем, и вина и сикера не имать пити, и Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея. И многих от сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И той предъидет пред Ним духом и силою Илииною уготовати Господеви люди совершенны ( Лк. 1:13–17 ). Вот что предсказано было об Иоанне Крестителе. Кто из пророков имел такое свидетельство о своем достоинстве? Велик был Авраам: ибо называется отцом верующих и храмом Божиим; велик был Моисей: ибо называется вернейшим рабом Господа во всем дому Его; велик был Давид: ибо Сам Бог называет его мужем по сердцу своему; велики были все праведники ветхозаветные; но кто болий из всех пророков? Не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя, говорит Господь Иисус ( Мф. 11:11 ). Жизнь Предтечи Господня, со времени его рождения до времени вступления его в служение Господу, малоизвестна. Евангелист Лука весь этот промежуток времени изображает в следующих словах: отрок же растяше и крепляшеся Духом, и бе в пустынях до дне явления своего во Израили ( Лк. 1:80 ). И бе в пустынях. – Почему не в училищах? Разве не было училищ во время его? Были. Но кто исполнен был Духа Святого еще от чрева матери своей, тот не имел нужды в школе. Пустыня Иорданова была для Иоанна училищем совершенной мудрости. Из пустыни вышел он девственником и постником, пророком и учителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010