Несвойственно и нелепо было бы, особенно во времена Древнего мира, царю выставлять на вид свою бедность и нищету. Царь же Давид восклицает: Я же беден и нищ, но Ягве печется о мне ( Пс. 39:18 ). Бедный и нищий царь – образ грядущего мессианского царя. Бедный и нищий Давид – образ грядущего Потомка его, Сына Давидова. Св. Афанасий Великий , относя слова псалмопевца к Израилю, поясняет: «Азъ же нищ есмь и убог. Господь попечется о мне. Исполненный великой дерзости Израиль, пришедши в раскаяние, именует себя нищим и убогим, и уже соглашается в том, что и ему упование – Господь» т. IV , Толк, на псалмы, 39]. Св. Василий Великий непосредственно переносит слова царя-псалмопевца, нищего царя, на Иисуса Христа, Мессию Израилева: «Вопрос: ... в каком смысле справедлив Давид, который говорит: азъ же нищ есмь и убог? Ответ: ... Давид же признает себя нищим и убогим, может быть, и потому что говорит сие от лица Господа, Который наименован нищим в словах: нас ради обнища, богат сый, и убогим назван, поколику по плоти Он был сын не богатого кого, но древодела» Правила... в вопросах и ответах, вопрос 262]. Таким образом св. Василий Великий в словах псалмопевца о нищем царе узнает Христа. Евфимий Зигабен слова псалмопевца относит и к каждому последователю нищего царя Христа. Вокруг Иисуса – бедняки Ягве. «Азъ же нищ есмь и убог. Это сказывается от лица каждого христианина: каждый христианин нищ, потому что оставил все имения свои ради Христа, беден, потому что трудится и снискивает нужное ко спасению его» Толк, на псал., 39]. И, наконец, псалмопевец говорит «Церкви бедных», которую дивно называет «Горлицей Господней»: Не предавай зверям душу горлицы твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда ( Пс. 73:19 ). Церковь – горлица Мессии, она собрание убогих Его. Св. Афанасий Великий говорит, что псалмопевец назвал «врагов зверями», а «прошение это [псалмопевца. – Г.Ф.] и было исполнено; потому что многия тысячи из распинавших уверовали и спаслись» т. IV, Толк, на псалмы, 73]. Там, у креста Голгофского, и вспорхнула от пробитого копьем ребра горлица Христова, церковь Его. Оттуда разошлись бедняки Ягве, образовав собрание убогих в мире сем. Вокруг креста всегда собираются убогие Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Церковь Иоанна Богослова. Приход слободы богословских казаков. Упоминается писцовыми книгами 136 г. (1628 г.), 137 г. (1629 г.) как " церковное место " . В окладных книгах 1676 г. значится уже как церковь. Храм был деревянным. Вместо этого сооружения по данным Добролюбова в 1780 г. была построена другая деревянная церковь " в прежнее храмонаименование " . В 1716 г. приход составлял 16 дворов, в 1780 г. – 54, в 1885 г. – 134, прихожан – 930. И в 1885 г. церковь была деревянной. В 18 в. она имела 39 десятин земли. Причт – 1 священник и 1 псаломщик. Жили скудно. По данным Соседова В.П., новая церковь была поставлена в 1881 г. Сведения, предоставленные настоятелем храма ап. Иоанна Богослова священником Николаем Стаднюком: В 1930-е гг. храм был закрыт, разрушена колокольня (?), уничтожены колокола, все иконы и иконостасы. Здание храма сначала использовалось как зернохранилище, керосиновая лавка и продовольственный магазин. Как только стали продавать мясо, то в храме начались необычайные явления, и магазин вынуждены были закрыть. В 1997 году храм передали Церкви, но только в августе 2003 года здесь начались постоянные богослужения. Церковь Богословская, в Богословской слободе В писц. книге 136 и 137 г. замечено, что кроме Никольской церкви, было у полковых же казаков в слободе место церковное во имя Ивана Богослова на берегу реки Дон, а по мере того под церковь и под дворы вдоль 100 сажень, а поперек 60 сажень. В окладн. книгах 1676 г. значится уже церковь Иоанна Богослова за Доном в Казачьей слободе, при коей в приход состояло шесть дворов казаков, за семь дворов бобыльских. И всего пятнадцать дворов. А прежние дани замечены в тех же окладных книгах с той церкви было рубль пять денег…И всей дани 38 алтын одна деньга. В Ландратск. кн. 1716 г. Богословской слободе показано: казачьих 12 дв., оскуделых 1 дв., и 3 дв. вдовьих, под 1780 г. в ней числилось уже 54 двора. Вместо упоминаемой в XVII ст. дер. Богословской церкви, существующая ныне в Богословской слободе также дер. церковь в прежнее храмонаименование с деревянною вокруг ее оградою построена в 1780 г. При ней церковной писцовой земли ныне состоит 39 дес. На что имеется план и межевая книга. В пользу церкви имеется неприкосновенного капитала в количестве 100 руб. В приход при 134 дв. в 1885 г. числилось муж. пола 458, жен. пола 482. В притч материальное положение, которого весьма скудно по штату 1873 г. положены 1 свящ. И 1 псал.

http://sobory.ru/article/?object=11406

25 июня 2018г. 16:39 Отче, вот настоящий православный ответ, основанный - через службу св.Церкви - на слове Божием. Спасибо Вам. архимандрит Авель, Одесса 25 июня 2018г. 23:32 Св. Ириней Лионский: " У Бога нет насилия, но Ему всегда присуща благая воля. И поэтому Он всем даёт благой совет, но в человека вложил свободу выбора, так же как и в ангелов (ибо ангелы разумны), чтобы те, кто повинуется, по справедливости обладали благом, которое, хотя дано Богом, сохранено ими самими... " Т.е. Иисус Христос увидел в этом сотнике настоящую веру, полноценную, а не частичную: в это верю, а в это нет (протестантизм)! Михаил, Пятигорск 25 июня 2018г. 17:13 В Новозаветной Церкви «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3.5). «Христос открывает Себя только внутри Церкви.» (прп. Порфирой Кавсокаливит). Михаил, Пятигорск 25 июня 2018г. 17:13 В Новозаветной Церкви «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3.5). «Христос открывает Себя только внутри Церкви.» (прп. Порфирой Кавсокаливит). Михаил, Пятигорск 25 июня 2018г. 17:16 В Новозаветной Церкви «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3.5). «Христос открывает Себя только внутри Церкви.» (прп. Порфирий Кавсокаливит). Вне Церкви только призывающая благодать, которая призывает в Церковь. Вне Церкви нет спасения, нет таинств, нет спасительной благодати. иеромонах Авель 25 июня 2018г. 18:39 Таким образом выходит, что богопознание и вера возможна и вне Церкви Доновозаветное и новозаветное богопознание по прп.Симеону Новому Богослову отличается как образ от вещи (дела)... То есть как-то существенно, хоть и тогда, и теперь во благодати, но существенно. Уже многажды приводил его слова, наверное ещё раз надо: " Итак, что такое огненная колесница, восхитившая Илию, и что такое преложение Еноха по сравнению с этим? Я думаю, что как море, разделенное некогда жезлом, и манна, сошедшая с неба, суть только образ, и все это были символы истины: море – крещения, манна же – Спасителя; так и то суть образ и символы этого, имеющего несравненное превосходство и славу, поскольку несотворенное по природе превосходит сотворенное. Ибо манна, называемая хлебом и пищей ангельскою ( Псал. 77, 24 – 25 ; Исх. 16, 4 ), которую люди те ели тогда в пустыне, прекратилась и исчезла, и они все, евшие ее, умерли, не приобщившись жизни. Плоть же Владыки моего, будучи обоженною и полною жизни, всех ядущих (ее) соделывает причастниками жизни и делает бессмертными. "

http://bogoslov.ru/article/5884346

    Еранист. Таинственно, но вместе и ясно доказан предложенный предмет. Однакож я все еще не могу оставить того, чему научен, т. е., что Слово соделалось плотию.     Еранист. Если, после всех мною приведенных доводов и по разрешении возражений, ты остаешься при тех же мыслях, то очевидно, что мы, по пословице, льем воду в просверленную бочку.     Еранист. Я представляю тебе не свои слова, но Евангельския.     Православный. А я Евангельския слова не пророческими ли и апостольскими свидетельствами истолковал тебе?     Еранист. Но эти свидетельства недостаточны для разрешения вопроса.     Православный. Однакож я показал, что Бог, будучи невидим по естеству, явился посредством плоти. О сродстве же самой плоти мы узнали от божественных мужей. Ибо Он произошел от семени Авраамова; Господь Бог сказал патриарху: «благословятся о семени твоем вси языцы» (Быт. 22:18); и апостол: «яве бо, яко от колена Иудова возсия Господь» (Евр. 7:14). И многия другия подобныя сим представил я свидетельства. Поелику же ты желаешь еще другия слышать, то слушай, что говорит апостол: «всяк бо первосвященник, от человек приемлем, за человеки поставляется на службы яже к Богу, да приносит дары же и жертвы о гресех» (Евр. 5:1). Потому необходимо, чтобы и Он имел что-нибудь такое, что мог бы принесть.     Еранист. Итак покажи, что Он принес, приняв тело.     Православный. Сему ясно научает нас сам божественный апостол в том же месте. Ибо немного пониже так говорит он: «темъже входя в мир глаголет: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси» (Евр. 10:5). Не сказал: «в тело обратил Меня», но «тело совершил Ми еси», — показывая сим устроение тела действием Святаго Духа, как и говорится в Евангелии: «не бойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в ней, от Духа Свята есть» (Матф. 1:20).     Еранист. Следовательно Дева родила только тело?     Православный. Кажется, ты не понял даже состава слов, не только смысла оных. Поелику Иосиф, не зная таинства, подозревал Деву в прелюбодеянии, то ясно вразумлен был о зачатии, последовавшем от Духа Святаго. О сем же самом говорится и у пророка: «тело же свершил Ми еси» (Псал. 39:7). Божественный апостол, исполненный Духа Божия, истолковал сие пророчество. Итак если долг священников приносить жертвы, а Христос по человечеству назван священником, и не принес другой жертвы, кроме тела своего: то следует, что Христос Господь имел тело.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2882...

Относительно первого возражения протестантов о недействительности молитв нужно сказать, что, хотя в Свящ. Писании и нет заповеди молиться за умерших, но за, то есть заповедь молиться друг за друга ( Иак.5:16 ); но нашими друзьями являются и умершие, так как они не перестали со смертью существовать для себя и для нас, живы у Господа ( Лк.20:38 ) и остаются членами живого тела Церкви, Глава которой есть Христос. Что касается указываемых протестантами мест Свящ. Писания, то о них скажем следующее. В первом из них ( Псал.6:6 ) заключается та мысль, что находящиеся во аде своими силами не могут избавиться от адских мучений; но ведь этим не исключается возможность избавления заключенных во аде при помощи (по молитвам) других. В остальных же указанных местах говорится, как еще заметил св. Иоанн Дамаскин , об окончательном всеобщем суде и мздовоздаяние, чем опять-таки не исключается польза и действительность молитв за умерших до времени всеобщего суда. Сила третьего возражения протестантов не имеет значения. Если бы и на самом деле наши молитвы простерлись на святых, лично в них на том свете не нуждающихся, то неужели бы они отвергли с негодованием и не оценили эти молитвы, прося их себе еще при жизни ( Ефес.6:18–19 )? С другой стороны, если бы наши молитвы коснулись тех усопших, которых участь безнадежна, то неужели этим мог быть причинен последним вред?! Вообще же следует заметить, что в возражениях протестантов против молитв за усопших проглядывает дух эгоизма, чуждый христианской любви, область которой простирается на всех братии наших живых и умерших. Признаки приближения последнего дня мира Время, в течение которого по молитвам Церкви можете облегчаться участь скончавшихся в вере, будет, однако же, иметь свой конец. Этим концом явится последний, всеобщий день суда Христова, после которого участь каждого человека определится окончательно. О времени наступления последнего дня для всех людей ( Ин.6:39–40 ) Законоположник Христос ничего прямо не открыл: напротив, Он с особенною выразительностью указывал на то, что это, тайна, известная только небесному Отцу: «о дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один» ( Мф.24:36 ). Впрочем, для ободрения праведников и вразумления грешников, а также в предотвращение по этому предмету произвольных и вредных мнений, указаны в Свящ. Писании некоторые признаки, по которым гадательно можно судить о времени наступления последнего дня, дня второго пришествия Сына Божия. Укажем некоторые, более главные признаки времени второго Христова пришествия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Содержание    Устроением промышления Божия, мое вхождение в сей соборный патриарший храм Пречистыя Богоматери совпадает со всечестным праздником Введения во храм Пресвятыя Богородицы. «Сотвори архиерей Захария вещь странну и всем удивительну, егда введе Отроковицу в самую внутренную скинию, во святая святых, сие же сотвори по таинственному Божиему научению» (Четьи-Минеи 21 ноября). Дивно для всех и мое — Божиим устроением — нынешнее вступление на патриаршее место после того, как свыше 200 лет стояло оно пусто. Многие мужи, сильные словом и делом, свидетельствованные в вере, — мужи, которых весьма и не был достоин, не получили, однако, осуществления своих чаяний о возстановлении патриаршества на Руси, не вошли в покой Господень, в обетованную землю, куда направлены были их святые помышления, ибо Бог прозрел нечто лучшее о нас (Евр. 11:39—40).    Но да не впадем от сего, братие, в гордыню. Один мыслитель, приветствуя мое недостоинство, писал: «Может быть дарование нам патриаршества, которого не могли увидеть люди, более нас сильные и достойные, служит указанием проявления Божией милости именно к нашей немощи, к бедности духовной». А по отношению ко мне самому дарованием патриаршества дается мне чувствовать, как много от меня требуется, и как многого до сего мне не достает. И от сознания сего священным трепетом объемлется ныне душа моя.    Подобно Давиду, и «я мал бех в братии моей, а братии мои — прекрасны и велики, но Господь... благоволил избрать меня» (Псал. 151:1, 5). «Кто же я, Господи, Господи, ...что Ты так возвеличил меня, ...Ты знаешь раба Твоего, и что... может сказать Тебе. ...И ныне... благослови... раба Твоего» (2 Цар. 7:18, 20, 29). Раб Твой среди народа Твоего, столь многочисленного, — даруй же мне сердце разумное, дабы мудро руководить народом по пути спасения (3 Цар. 3:8—9). Согрей сердце мое и любовию к чадам Церкви Божией и расшири его, да не тесно будет им вмещаться во мне. Ведь архипастырское служение есть по преимуществу служение любви. Горохищное обрет овча, архипастырь подъемлет е на рамена своя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

б) Добровольно, как Христос (Псал. 39:8). Обязанность христианина следовать за Господом и по тернистым путям. Ободрением для него служит мысль о славной награде (Рим. 8:18). в) Терпеливо, как Христос. Нетерпеливость служит признаком, что не нет чувства Христова. Посмотри: Агнец не отверзает уст своих (Исаии 53:7; 1 Пет. 2:23 ); Он — друг своих врагов, молится за распявших его. Не сверхчеловеческое ли это и не сверх-христианское ли даже? Бог не попустит нам искуситься более, чем мы можем (1Кор. 10:13). Если Утешитель в сердце, то бремя легко. Почему и как мы должны ради Христа и евангелия погубить свою душу, чтобы спасти ее « Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее » (ст.35). Услышав такое учение из уст Спасителя, многие могут сказать: «жестоко слово сие, и кто может его послушати» (Иоан. 6:60)? Естественно ли губить душу свою, губить самого себя для достижения спасения? Все, что дала нам природа, мы должны сохранять, a не убивать, — усовершенствовать, a не препятствовать естественному развитию наших сил душевных и телесных. Но спросим прежде самих себя: естественны ли мы сами, чтобы рассуждать о естественности или неестественности каких-либо евангельских требований? Такова ли наша природа, какою она должна быть по своему первоначальному назначению? Ответим на этот вопрос, и мы убедимся, что для нас теперь сделалось естественнее губить свою душу, чем соблюдать ее, распинать свою плоть, чем лелеять ее. 1. Почему? Было время, когда человек не имел нужды вести борьбу с самим собой, со своей плотью и кровью, когда для спасения человека требовалось, напротив, внимать внушениям своей природы, блюсти свою душу, — это было время невинного состояния человека в раю. Тогда человек в самой первозданной природе своей находил влечение к истине и добру, где они действительно находились, т. е. в Боге. Ум естественно стремился к созерцанию и познанию Бога. В воле заключалась прирожденная расположенность к Богу. Сердце само собою влеклось любовью к Богу.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Следовать «постоянно» и «неуклонно» во всех случаях и обстоятельствах жизни, как бы ни увлекал нас мир своими соблазнами. Кто по малодушию или ради временной выгоды постыдится Иисуса Христа, тот теряет право на участие в небесном царстве. Только « быв испытан, он получит венец жизни » (Иак. 1:12; Рим. 8:17). Признаки истинного ученика Христова « Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною .» Мы охотно называемся христианами и обиделись бы, если бы кто-нибудь отказал нам в этом почетном имени. Но носить имя христианина и быть христианином — не одно и то же. Истинный ученик Христов имеет свои признаки, о которых каждый из нас должен знать (Иоан. 13:35; 1Кор. 13:13; 1 Иоан. 3:10; Иоан. 21:16). 1. Он должен отвергнуться себя. Самоотвержение Иисуса Христа (Фил. 2:6–8). Ученик Христов отвергается греха, мира (2 Тим. 2:12), собственного своего сердца (Гал. 5:24; Фил. 3:7–8; Мат. 4:20–22; Лук. 14:26; Деян. 20:24 ). 2. Он должен взять крест свой. Он не отстает, если замечает нужду и опасность. Христос, которому христианин подражает, был величайший крестоносец, агнец (Псал. 39:8–9; Иоан. 18:4–7; 19:17; Евр. 12:2 ). Крест и зависть мира — неизбежные спутники христианина (Сир. 2:1; Деян. 14:22; 2 Тим. 3:12 ). Недостаточно, если несут крест потому, что не могут отвергнуть его (Мат. 27:32; Гал. 6:12–14 ). С проклятием и бранью нельзя восходить на Голгофу. Без ропота, со смирением нужно нести крест. И потом это должен быть «свой» крест. Бесполезно и безрассудно из тщеславия и высокомерия бросаться на мученичество, самому себе причинять раны. Напротив, страдания следует смиренно принимать ради Христа, ради истины (Деян. 14:22). 3. Он должен следовать за Господом. (Иоан. 10:4.27; Апок. 14:4 ). Пребывать в Его слове (Иоан. 13:31; 1 Иоан. 2:3 ). Не смешивать между собою пшеницы и плевел, оставить собственные произвольные толкования слова Божии. — Идти по стопам Господа (Мат. 11:29; 1 Пет. 2:21; ). Христос — мое солнце, я — луна, заимствующая от Него свой свет и направляющая по Нем свое течение. Что невозможно для моих сил, восполнит Его благодать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Ст. 18. Πεφωτισμνους τος φϑαλμος τς καρδας μν, просвещенна очеса сердца вашего. Φωτζω от φς, значит: освещаю, просвещаю, делаю светлым. У древних классиков слово это не встречается, но стали его употреблять уже со времен Аристотеля (1, 31.); у Феофраста, Диодора, Плутарха оно употребляется, когда говорится о свете, исходящем от огня, солнца и звезд. Древние же употребляли: λαμπετω, λμπω. У LXX φωτζω употреблялось и в буквальном и в переносном смысле ( Числ. 8:2 . Псал. 104:39.18:9. 118:130 .) В Новом Завете слово это редко употребляется в обыкновенном буквальном смысле (напр. Лук. 11:36 ), а более в метафорическом, и означает духовное озарение ума светом истины, светом Христианского Боговедения, который даруется Христом, светом истинным, просвещающим (φωτζω) всякого человека ( Иоан. 1:9 .). Апостол Павел повествуя о явлении ему Господа говорит, что Господь повелел ему проповедию отверзти очи иудеев и язычников, да обратятся от тьмы в свет, т. е. просветит их светом учения о Христе, сообщить им познание об истинах веры Христианской и тем вывести их из тьмы заблуждений ( Деян. 26:18 .). В этом же смысле проповедания Евангельского учения, сообщаемого неведущим Христа, Апостол употребил слово: φωτζω в послании к Ефесеям (3:9.): мне дана благодать проповедывать язычникам и просветить всех (φωτσαι πντας). Понятие о духовном просвещении очей ума светом закона Божия существовало еще в церкви Ветхозаветной: Псалмопевец ( Пс. 19:9 ) говорит: заповед Господня светла, просвещающая очи, φωτζουσα τος φϑαλμος. В разбираемом нами месте послания к Ефесеям слово: πεφωτισμνους выражает понятие уже не о первоначальном просвещении светом Евангельского учения, потому что Ефесеи были уже просвещены Христианством, но о духовном озарении, о благодати Духа, просвещающей ум человека для ведения таин Божиих, таин жизни высшей, духовной. Да даст вам Бог, говорит Апостол, духа премудрости и откровения для познания Его, да даст просвещение очам сердца вашего, да озарит ваш ум и сердце, чтоб вы узнали, в чем состоит надежда призвания Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

39:3), и Петру говорится: «ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою» (Матф. 16:18), однако часто он употребляется и в противоположном смысле: «отиму, — говорит, — сердце каменное, ...и дам вам сердце плотяно» (Иез. 36:26), и «может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму» (Матф. 3:9), а особенно в настоящем месте, где не сказано: «живущего на» [ " скале» или] «камне», на котором мудрый строитель построил дом свой, но: «в расселинах скалы», чтобы указать на отделение ересей от камня — Христа (или: Христова) и от Церкви.    Следующие затем слова: «высоко ставящего престол свой и говорящего в сердце своем: кто низвержет меня на землю?» указывают на высокомерие еретиков, полагающихся на свои таинства и тайны и, насколько от них зависит, обещающих себе царство небесное (это мы должны понимать, как гиперболу). Поэтому к людям подобного рода пишет апостол: вы уже «без нас воцаристеся, и о дабы воцарилися есте, да и мы быхом с вами царствовали» (1 Кор. 4:8)! Нечто подобное и Давид говорит: «положиша на небеси уста своя, и язык их преииде по земли» (Псал. 72:9). Но если они поднимутся так высоко, как орел (потому что и сами они присвояют себе сходство с орлами, которые обыкновенно собираются при теле Господнем), и если среди звезд устроят гнездо свое, то и оттуда низвергну их, говорит Господь. Ибо как во время сна домовладыки враг человек сеет между пшеницею плевелы (Матф. 13:25), так этот орел с большими крыльями, пушистый и пестрый, направляющийся на Ливан, берущий верхушку кедра и производящий насаждения у вод мягких, чтобы они дали ростки и чтобы из них образовались виноградные лозы (Иезек. 17), устроивает гнездо свое обыкновенно среди звезд церкви, о которых в другом месте говорится: «праведники же воссияют как звезды» (Матф. 13:43). Я выше сказал, что это можно относить и к плоти, именно в том смысле, что при пришествии Христа силы ее ослабели, она стала презренною, подчинилась власти души и тщетно старается возвыситься, живя в расселинах скалы, [то есть: будучи погружена в свои] чувства или помышления, и желает господствовать над душою, высоко помещая престол свой и полагая, что дела ее не могут быть преодолеваемы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010