9. (см. у Lequ.). 10. (см. у Lequ., как видим и у самого св. Дионисия Ареопагита в соотв. месте). 11.Это отрывок из первой главы названного в тексте творения св. Дионисия Ареопагита. Св. И.Дамаскин берет только один первый член периода. Второй ( см. сочин. Дионисия Ареопагита: de diuinis nominibus, cap.1) начинается так: " тогда же, когда станем нетленными и безсмертными , постоянно будем с Господом " (в соответствие приводимой св. И.Дамаскиным первой половине периода, начинающейся словами: " между тем как теперь " Ср. текст даннаго места и латинский перевод его в издании творений св. Дионисия Ареопагита, сделанном (1644г.), с текстом и латинским переводом его в издании Греческий текст этого места вообще имеет запутанное построение (обратить внимание на знаки препинания и разстановку слов в подлиннике! ); латинский перевод (особенно напечатанный у служит прекрасным его разъяснением. 12.Глава I. 13.Св. И.Дамаскин здесь говорит, конечно, иронически. 14.В некоторых изданиях (например Hopperi) прибавлено " словом " . 15.Basil.homil.in init. 1 Psal. (см. у Lequ.). 16.Basil.in.S.Gordium (см. у Lequ.). 17.см. у Lequ.: лат.перевод: ср.и примеч. 18.Филипп. II, 7. 19. (ср. латинский перевод у Lequ. И Hopperi) 20. (см. у в подстроч.замеч.). 21.Быт. XLVII, 31. 10; XXXIII, 3 22.См выше прим 20 23.См выше прим 20 24.Это более подробно излагается в act. 4 syn. 7 (см. у Lequ.). 25.Быт. XLVII, 10. 26.Псал. XCVIII, 9. 5. У св. И.Дамаскина буквально читаем: яко свят есть (т.е. Господь Бог) слав.: яко свято есть. 27.Исаия LXVI, 1. 28.Как, например, Исаию (по церковному преданию). Ср. Евр. XI, 37. 29.Как, например, Иеремию (см. его книгу: XXXVIII, 6 и пр.). 30.Быт. L, 13. 25 31.4 Цар. XIII, 21. 32.4 Цар. IV, 29. 33.Исх. VII, VII, XIV, XV, XVII. 34.Прем. Солом. XIV, 7. 35.4 Цар. VI, 6. 36.Быт. II, 9. 37.Быфт. XXII, 13 (Ср. прим. у Lequ.). 38.Числ. XXI, 9. 39.Числ. XVII. 40.3 Цар. VI. 41.Иезек. XL. 42.Исх. III; " куст горевший и не сгаравший , как-бы облитый какой-то росою " (см. у. Lequ.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

Апостол Павел поучает, что как дух человечский знает, что происходит в человеке, так и Дух Божий знает все, исследывает самые глубины Божии ( 1Кор. 2:11 . сл.  Иоан. 1:18 . Мат. 11:27). Если бы Бог незнал чего либо из сотворенного: то это означало бы, что бытие Божие не есть бытие Вездеприсущего. Откровение учит, что Богу известно все сотворенное, не исключая предметов самых малых. Несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его ( Евр. 4:13 , Ин. 3:20 , Мф. 10:29 ). Ибо Сам поднебесную всю назирает, ведый, яже на земли, вся, яже сотвори, ветров весь и вод миру … и путь в сотрясении гласов ( Иов. 28:24 ). Сие знание Божие называют свободным, поскольку все, что существует вне Бога, существует случайно. В частности, так как все сотворенное, подлежа закону времени, относится то к настоящему, то к прошедшему, то к будущему; то св. писание, описывая знание Божие, как знание всеобьемлющее, простирает его на все эти три отношения бытия сотворенного. Откровение ясно показывая, что Бог знает все, что в настоящее время происходит в мире, простирает знание Его даже на тайные помышления сердец человеческих: Аз Господь испытуяй сердца и искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его и по плодам изобретений его ( Иер. 17:9, 10 , 3Цар. 8:39 . 1Пар. 28: 9 , Иов. 42:3 , Псал. 93:9 . п. 138 2. пр. 16, 2. 24, 12. 15, 12. 20, 27); простирает на наши потребности, желания и молитвы: Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися ( Пс. 37:10 , Мат. 6:6). Столь же ясно учит оно и о том, что Богу известно все прошедшее в сотворенном мире. Да приближатся и возвестят вам, яже сбудутся, или яже прежде быша, рцыте ( Ис. 41:22, 43:9 ). Тоже ведение показывается в Боге, когда говорится, что Бог будет в известное время судить все дела человеческие ( 1Кор. 4:5 , Деян. 17:34 ), или что Бог несть Бог мертвых, но Бог живых ( Мф. 22:32 ). Откровение показывает и то, что Бог знает все, что произойдет некогда в мире, все будущее. Такое знание Иегова полагает отличительною чертою своего знания. Возвестите нам грядущая напоследок, и увемы, яко Бози есте ( Ис. 41:23, 46:10 ,  Иер. 1:5 .  Деян. 15:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

141 Первым образом совершаемая молитва уединенная именуется устною, внешнею или наружною, последним же внутреннею, сердечною. Сия сама собою без устной действительна, Богу приятна, и молящемуся душеполезна есть, как упомянутые примеры и заповеди доказывают. А внешняя устная, если без сердечной бывает, то не важна: а если без сердечной бывает, то не важна, а если притом еще творится она не по природной немощи, но лицемерно, тогда пред Господом мерзска есть, а молящемуся душевредна, яко во грех обращается. Мф.6:5 . Лк.18:11 . 142 Внутреннюю сердечную молитву всегда можно творити в мыслях, духом и верою. Чего для Богобоящийся благочестивый человек, на всяком месте, и при всяком деле может, да и должен творити ее, по оной заповеди апостольской: молящийся на всякое время духом. Ефес.6:18 . И ничто не может ему препятствием быть. Римл.8:35 . Только была бы сердечная горячность к Богу, и воображение вездесущего присутствия Божия. В таком бо состоянии духа, что может воспрепятствовать в сердце сказать: Боже, помилуй мя, Боже, помози мне! и проч. 143 Хотя же сердечная молитва без устной действительна есть, а устная без сердечной таковой быть не может: однако при единой сердечной оставаться, а устную презирать отнюдь не подобает. Человек составлен из души и тела, и потому как духом, так и телом должен молитися и славити Бога. 1Кор.6:20 . Чего для и Давид свтой взывает: глаголы моя внуши, Господи, вонми гласу моления моего, царю мой и Боже мой! И Господь, научая ученики молитися, сказал: егда молитеся, глаголите. Лк.11:2 . Сия о глаголех и гласе устен телесных, не исключая внутренних сердечных, сказует Господь, сказует и Давид. Истину сию примеры самого Спасителя. Ин.17 вся: Мф.26:39, 42 . Апостольские Деян.1:24 , и 4:24. И проч. пророческие и Псал. Давидовы крепко утверждают. Почему как сердцем всегда, так в подобающее время и устнами не исключая сердца, надлежит молитися. 144 А дабы устная молитва , соборне или наедине творимая, не обращалася молящимся во грех, и не сказано бы было о христианах того, что прежде о иудеях: сии людие чтут мя устнами, сердце же их далече отстоит от мене. Мф.15:8 ., то следует вседушно стараться и силится, чтоб устной молитве сердечная предшествовала, и была бы всегда с нею соединяема 129 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Божественный и спасительный праздник принес нам источники богодарованных благ, благословение креста, бессмертие, а также возникшее из Владычней смерти Господа нашего Иисуса воскресение, которое обещает и общее воскресение. Доставляя все это и показывая щедрость божественной благости, этот праздник вызывает духовную радость. Но величие и обилие бедствий, которые отовсюду окружают нас, омрачило духовное веселие праздника, и к хвалебным песнопениям примешались стенания и вопли:- ибо таковы порождения греха. Он (грех) наполняет жизнь нашу скорбью; чрез него смерть становится для нас более любезною, чем жизнь; из-за него мы трепещем будущей жизни, представляя тот непогрешимый суд. Итак, твое богочестие пусть молит, чтобы Бог удостоил нас Своего человеколюбия, рассеял это мрачное и страшное облако и возможно скорее даровал нам ясные дни. Письмо 39. Другое приветственное (по случаю праздника) Я желал писать нечто радостное и воспевать духовное веселие праздника, но этого не дозволяет обилие грехов, наводящее на нас ниспосылаемые Богом наказания. Кто настолько отупел, чтобы не чувствовать божественного гнева? Итак, твое благоговение ( ελβεια) пусть молит, чтобы дела изменились к лучшему; – тогда и мы переменим тон писем и – вместо плачевных – будем посылать радостные. Письмо 40. Наместнику ( τοποτηρητ) 85 Феодору Закон праздника повелевает писать поздравительное послание, но облако бедствий не позволило нам по обычаю пожать радость сего праздника. Кто окаменел настолько, чтобы, когда гневается и негодует Владыка, не печалиться и не страшиться, памятуя о прегрешениях и ожидая справедливого приговора? Это омрачило у нас радость праздника; однако же мы веруем, что по человеколюбию своему Владыка не исполнит на деле Своей угрозы, но Своим мановением уничтожит все печальное, откроет источники милости и покажет обычное долготерпение. Приветствуя ваше величие ( μγεθος), прошу известить меня о вожделенном вашем здравии. Письмо 41. Клавдиану 86 Божественный праздник по обыкновению принес нам духовные дары, но горькие плоды греха не позволяют пользоваться ими с радостью. Ибо таковы порождения его (греха): искони он произращал тернии, и волчцы, и поты, и труды, и печали ( Быm. III, 17–18 ); в настоящее же время он потрясает против нас землю и отовсюду наслал на нас племена варваров 87 . Мы скорбим, что благого Владыку, желающего благодетельствовать, мы вынуждаем делать противное и заставляем наказывать нас. Однако будем утешать себя, размышляя о бездне милосердия, и будем веровать, что Господь не отринет народа своего и не оставит наследия своего (Псал. ХС, 14). Приветствуя твое великолепие ( μεγαλοπρπειαν), прошу известить меня о достолюбезном твоем здравии. Письмо 42. Префекту 88 Константию 89

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ибо еретики, кидаясь туда и сюда, и на этом как-бы вновь созидая свою ересь, говорят: вот плакал и говорил: ныне душа Моя возмутися (Иоан. XII:27), и молился, да мимоидет чаша (Матф. XXVI, 39); почему же, если говорил это, Он-Бог и Отчее Слово? Так; написано, богоборцы, что плакал, и говорил: возмутися, и на кресте сказал: Елои, Елои, лима cabaxфahi? еже есть: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя ecu оставил (Марк. ХУ, 34. Матф. XXVII, 46); молился и о том, да мимоидет чаша: и сие написано. Но я желал бы также, чтобы и вы дали ответ. Ибо каждое из ваших возражений необходимо отра­жать тем же. Если Глаголющий есть простой чело­век, то пусть плачет и боится смерти, как чело­век. Если же Он-Слово во плоти (для нас необременительно-повторять всегда одно и то же), то чего было бояться Ему-Богу? Или почему убоялся смерти, будучи Сам жизнь и других спасая от смерти? Или почему, говоря: не убойтеся от убивающих тело (Лук. XII:4), Сам убоялся? Почему Тот, Кто говорит Аврааму: не бойся, яко с тобою есмь (Исаия XLIII, 5), и Моисея поощряет к му­жеству пред фараоном, и Навину говорит: крепися и мужайся (Iuc. Навин. I, 6),-Сам пришел в боязнь от Ирода и Понтия? Притом, другим став помощником, чтобы не имели страха (ибо сказано: Господ мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек,-Псал. CXVII, б). Сам устра­шился игемонов, людей смертных, и добровольно пришедши на смерть, убоялся смерти? Совместно ли с чем и не злочестиво ли-говорить, что убоялся смерти или ада Тот, Кого видевше вратницы адовы убояшася (Iob. XXXVIII, 17)? Если же по словам вашим убоялось Слово, то почему же незадолго пред сим, говоря о злоумышлении Иудеев, Оно не спаслось бегством, но когда искали, сказало: Аз есмь (Иоан. XVIII:5)? Господь мог и не умереть, как говорил: область имам положити душу Мою, и область имам паки прияти %ю; и: никтоже возмет %ю от Мене (Иоан. X:18). Напротив того. бояться свойственно было не естеству Слова, как Слова, христоборцы и неблагодарные Иудеи, но Слово было во плоти, подверженной страху.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

В этом виде своём она известна под именем — Веры подзаконной. § 64. Источник сведений об этой Вере в части исследования    Вера подзаконная дана Богом Израильтянам в полном составе своём, через Моисея, который изложил её в своём Пятикнижии; потом не раз была объясняема, преимущественно со стороны Божественных обетований и со стороны нравственности, через Пророков, которые также излагали её в своих писаниях. Все эти посланники Божьи, преподавая откровенное учение, в тоже время совершали многочисленные чудеса; изрекали пророчества и таким образом оставили людям полную возможность убеждаться в божественности подзаконной Веры, не только из признаков внутренних, но и внешних. А. ВНУТРЕННИЕ ПРИЗНАКИ БОЖЕСТВЕННОСТИ ВЕРЫ ПОДЗАКОННОЙ § 65. Ограничение предмета    Не станем рассматривать здесь Веру подзаконную во всех её подробностях; это повело бы нас слишком далеко, и было бы излишне для цели, т. е. для того, чтобы понять её внутреннее достоинство. Для этого достаточно рассмотреть только в общих чертах каждую из трёх составных частей её: закон веры и нравственности, закон обрядовый и закон политический. § 66. Взгляд на закон Веры и нравственности    I. Как учила подзаконная Вера о Боге?    Прежде всего она самым ясным образом утверждала истину единства Божьего, тогда как во всём мире языческом господствовало многобожие: слыши Израилю: Господь Бог наш, Господь един есть (Втор. 6:4); видите, видите, яко аз есмь, и несть Бог разве мене (Втор. 32:39).    В то же время, обращая внимание Израильтян на существо Божье, она изображала им Бога:    а) бестелесным и совершенно духовным, опять вопреки всеобщему заблуждению язычников: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте его (Ис. 40:18); снабдите души своя зело: яко не видесте всякого подобия в день, в оньже глагола Господь к вам в горе Хориве из среды огня: не беззаконнуйте и не сотворите себе самим подобия ваянна (Втор. 4:15-16);    б) самобытным и независимым: Аз есмь Сый (Исх. 3:14); аз первый, и аз по сих, кроме мене несть Бога (Ис. 44:6);    в) вечным и неизменным: в началех, ты, Господи, землю основал еси, и дела руку твоею суть небеса; та погибнут, ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают..., и изменятся; ты же тойжде еси и лета твоя не оскудеют (Псал. 101:26; сн. Ис. 40:28; Мал. 3:6);

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

Делич, принимая гипотезу происхождения притчей глл. 30–31 в исмаильском царстве, все равно считает, лежало ли оно в Аравии или в Хаурапе, излишними заботы Гитцига и Мюлау о привлечении в него израильского населения и израильских авторов притчей. По его мнению притчи глл. 30–31 могли явиться и без участья израильтян, среди потомков Исмаила, исповедовавших так называемую религию Авраама (Din Ibrahim) и чрез ее посредство возвысившихся до понимания религии Израиля. Агур и Лемуил были израильские прозелиты из исмаильтян. Другие исследователи (Датий, Дедерлейн) авторами Притчей 30–31 считают даже не прозелитов, а настоящих язычников 39 . – Неверность этой мысли доказывается близким отношением притчей Агура и Лемуила к другим ветхозаветным книгам. Не смотря на незначительный объем этого отдела, он имеет множество точек соприкосновения с пятокнижием Моисея, книгою пророка Исаии и некоторыми псалмами. Сравн. Притч. 30:2 с Псал. 73:22 , Притч. 30:4 с Быт. 28:12 , Ис. 40:12 , Притч. 30:6 с Втор. 4:2 , Втор. 13:1 , Притч. 30 с Втор. 8:12 , Втор. 32:15 , Ис. 8:12 , Притч. 30:11 , Притч. 30:17 с Исх. 21:15 , Исх. 21:17 , Лев. 20:9 , Притч. 31:2–9 с Втор. 4:5 , Втор.4:14 , Втор.6:24 , Втор.12:1 , Пс. 50:18 . Но особенно близкую связь притчи Агура и Лемуила имеют с книгою Иова. Можно указать много слов, встречающихся почти исключительно только в притчах Агура и в книге Иова: Притч. 30:5 , форма имени Божия 41 раз встречающаяся в книге Иова, а в других книгах редко употребляемая; форма Niphal глагола , встречающаяся только Притч. 30и Иов. 41:1 ; корень Притч. 30:27 , Иов. 21:21 , ( Суд. 5:11 ); слово Притч. 30:30 , Иов. 4 ( Ис. 30:6 )·, Притч. 30:14 , Иов. 29 ( Иоил. 1:6 ); отрицательная частица Притч. 31:4 , Иов. 22:30 ; выражение Притч. 31:2 , Иов. 19:17 ; Притч. 30:8 , Иов. 23:14 . Из многочисленных страдательных форм, встречающихся только в книге Иова, в нашем отделе есть страдательная форма ( Притч.31:5 ). Арамейское окончание множественного числа – наиболее часто встречающееся в книге Иова, есть и в нашем отделе ( Притч. 31:3 ). На основании такого сходства можно даже предположить, что авторские имена Агура или Лемуила, стоящие в надписании 30-й и 31-й глав притчей, должны распространяться и на всю книгу Иова, которая в некоторых древних изданиях (как и в нынешней масоретской библии) непосредственно следовала за книгою Притчей, и по неимению своего собственного надписания с именем автора как бы примыкала к произведениям кого-либо из авторов, указанных в книге Притчей 40 , тем более что вся книга Иова в древнем предании также называлась притчею (В. Batra, 15, а). Во всяком случае несомненно то, что автор или авторы Притч.30–31 были близко знакомы с существовавшею тогда священною израильскою литературою и, следовательно, принадлежали к обществу народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Так и некоторые христиане: когда они смотрят, слушают или читают что-нибудь пустое, то нимало не скучают, хотя бы то продолжалось целый день. А на слушание или чтение Слова Божия совсем не достает времени. Другое препятствие, не допускающее Слову Божию укореняться в сердцах человеческих и приносить плод, есть ожесточение этих сердец. Людей с ожесточенным сердцем Иисус Христос уподобляет камням, когда говорит: «иное (семя) упало на камень и, взошедши, засохло, потому что не имело влаги». Каким способом человек становится похожим на камень? Через долговременное пребывание в грехе. Премудрый говорит: «Егда приидет нечестивый во глубину зол, не радит» ( Притч.18:3 ), т. е. когда человек привыкает к какому-нибудь беззаконному делу, то он не слышит ни угрызения совести, ни обличения проповедников. Третьим препятствием к тому бывают житейские попечения и наслаждения. Все это Спаситель наш заключил под именем терния, сказав: « а иное семя упало между тернием, и выросло терние и заглушило его». Нередко бывает, что люди с умилением, а иногда со слезами принимают в себя Слово Божие и, кажется, хотят исправиться от грехов и обратиться на путь истинный. Но потом, не желая лишить себя какого-нибудь временного блага или еще более желая умножить его, по душевной слабости остаются такими же, какими были и прежде. Посему-то Иисус Христос говорил: «не можете Богу работати и мамоне» ( Мф.6:24 ). В особенности плотские страсти и сребролюбие не позволяют Слову Божию созреть в человеческом сердце. Вот главнейшие препятствия к приятию и сохранению внутри души спасительного семени – Слова Божия. Глава III. Как часто нужно читать Библию? Чтение Св. Писания – есть долг христианина Чтение Библии составляет священную обязанность христианина, потому что заповедано Самим Богом. В Ветхом Завете, Господь, внушая иудеям важность закона откровенного и желая приблизить их к его познанию, повелел навязать и носить слова закона постоянно на челе и у сердца: «да навяжеши я», т. е. прикрепишь и повесишь, «на руку твою» ( Втор.6:8 ). Псалмопевец говорит: «слова Господни суть слова чистыя, серебро очищенное, седмикратно переплавленное» ( Псал.11:7 ). В Новом Завете Господь заповедует: «испытайте Писания» ( Ин.5:39 ). Ап. Павел пишет христианам: «слово Христово да вселяется в вас богатно» ( Кол.3:16 ); своему ученику Тимофею внушает: «занимайся чтением» ( 1Тим.4:13 ), и хвалит его за то, что он «с детства знает Священные Писания» ( 2Тим.3:15 ). Богатство и неисчерпаемость Слова Божия

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

И да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое Те, говорит, которые любят спасение от Тебя, пусть величают Тебя, Господи, всегда. Или спасением называет вочеловечение Христово, как сделавшееся спасительным для погибавших людей. Итак, сии то, говорит, удостоившиеся получить Твою помощь, пусть скажут: да возвеличится Господь, то есть, да будет Господь велик пред глазами Пс.39:18 .  Аз же нищ есм и убог Это сказывается от лица каждого христианина: каждый христианин нищ, потому что оставил все имения свои ради Христа, беден, потому что трудится и снискивает нужное ко спасению его; сверх того он нищ и потому, что лишен имения своего, а беден, поелику бедствует, то есть трудится и болезнует в заповедях Христовых и добродетелях (1). (1) Слова Великого Василия: Нищ тот, кто из богатства дошел до недостатка, как оказано о Господе, что Он, будучи богат, стал нищим для нас; а беден, кто был в недостатках и прежде и при таком обстоятельстве управлялся благоугодно Господу. Давид признает себя нищим и бедным, быть может говоря сие от лица Христа, как называющегося нищим, согласно с сими словами: будучи богат обнищал для нас, а – нищим, поскольку Он был, как думали, сын не богатого отца, по плоти, но плотника. Впрочем, быть может и о себе (говорит) потому что, по примеру Иова, он умел не собирать себе и не пристращаться к своему богатству, но распоряжаться во всем, по воле Божией. Кирилл: Древний Израиль называет себя нищим, и бедным и просит, чтобы не замедлило предсказанное о нем спасение. Евсевия: Нищим называет по причинен потери своего богатства, а бедным – по снисканию продовольствия с трудом (в замеч. Кордерия 34, псал. в издан. Своде). Смотри и замеч. на слова: Я нищ и болезнен, в 68-м псалме. Господь попечется о мне Господь, говорит, попечется о мне, потому что я прибегал к Нему одному, Он и не презрит уповающего на Него. Помощнике мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни Ты, говорит, Боже мой, не замедли своею помощью мне. Впрочем я, согласно с Феодоритом, полагаю в сих словах и другую более глубокую мысль: прилагая вышесказанные слова – я нищ и беден – к пророку Давиду, думаю, что сей блаженный, предвидя имевшее излиться на христиан богатство духовных дарований, пожелал и сам иметь оное, но поелику он жил задолго до дней и времен христиан и не мог достигнуть желаемого, то посему, скорбя и оплакивая сие лишение свое, он сказал: я нищ и беден, как не получивший сего духовного богатства; впрочем Бог попечется о мне, чтоб и я мог участвовать в этом духовном богатстве и славе, которую имели получить после христиане. Где ж участвовать? В царствии небесном; а что это истина, о том свидетельствует Господь так: Многие пророки и праведники желали увидать, что вы видите, и не видели, и слышать, что слышите, и не слышали ( Матф.13:17 ). О таковом – то желании своем просит Давид Сына Божия не замедлить прийти и сделаться человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   Апостолы вещали величия Божия (Деян. 2:11), то есть, — бесприкладные совершенства Божий, чудные дела Промысла, кои открылись теперь для них во всей полноте и свете. Кто бы не желал знать, что именно и как они вещали? Видеть, так сказать, первые опыты огненного вещания их? — Но Промысл сокрыл от нас сие. Это было вещание для них самих, их благодарственная молитва. Для нас они начали вещать после, и вещание их пронеслось по всей вселенной (Сочин. т. 1. Изд. 1872 г. стр. 386). О клевете неверовавших и о речи св. Ап. Петра (ст. 12—41)     Его же    Мы видели действие Духа Божия, слышали гласы людей духовных; посмотрим теперь на действия мира, вслушаемся в голоса людей плотских.    Шум бурного дыхания, вероятно, слышан был не одними верующими; слышны были, конечно, на некоторое расстояние, и гласы 120 человек, кои гремели во славу Божию. Потому многие из иностранных иудеев, пришедших на праздник, немедленно стеклись к храмине апостольской.    Все изумлялись! Во-первых, тому, что слышали Апостолов, славословящих Бога на языках иноземных, между тем, как молитвы обыкновенно совершались на священном языке еврейском; во-вторых — тому, что никогда не слыхали о столь высоких истинах, о столь святых чувствах; но всего более изумлялись оттого, что каждый римлянин, грек, африканец, индиянин — слышал свой природный язык, тогда как каждому было известно, что говорившие были все галилеяне, люди совсем незнакомые с иностранными языками. От удивления переходили к ужасу: ибо все видели необыкновенное, слышали чудесное, а никто не мог изъяснить того, что видел и слышал. Ужасахуся же вси, и недоумевахуся, глаголюще: что убо хощет сие быти?    Но скоро нашлись люди, кои вздумали (как и ныне нередко бывает) изъяснить другим то, чего сами совершенно не понимали. «Что тут, — говорили, — удивительного? это действие вина заставило их забыть приличие, — и вот они вольнодумствуют, молятся на простонародных языках, тщеславятся их знанием». Инии же ругающеся глаголаху, яко вином исполнени суть.    При всей нелепости этой клеветы, в ней есть нечто, стоящее благочестивого внимания. И Ап. Павел противополагает Святому Духу, когда говорит: не упивайтеся вином, но паче исполняйтеся Духом (Еф. 5:18). Не напрасно сие противоположение. И Давид говорит, что праведники упиваются от тука дома Божия (Псал. 39:9). Не напрасно и это выражение. А невеста — верующая душа, описываемая Соломоном, говорит, что она введена была даже в дом вина, и призывает других пить оное и упиваться (Песн. 2:4; 5, 1). Тут еще более тайны. Что же все это значит? — Вероятно, то, что кто исполнен Святым Духом, кому Он по достоянию дхнет, тот бывает сам вне себя, и в действиях его, и в самом виде открывается нечто странное, выходящее из обыкновенного порядка; подходящее к тому, что усматривается в человеке в состоянии шумного веселья. — Так, св. Давид, исполненный Духа Божия, с царским венцом на главе, подобно младенцу, скакал всенародно перед ковчегом завета (2 Цар. 6:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010