—281— вительственные) определения, утверждавшие это злоучение 16 , начали обнародоваться на площади 17 и вывешиваться в Великой Церкви (Софии): тогда он 18 , не дозволив 19 себе участвовать в этом нечестии чрез общение с нечестивцами (и) 20 оставив мирские должности 21 , предпочел лучше быть поверженным в Доме Божием, нежели обитать в селениях грешников ( Псал.83:11 ). И 22 достигнув монастыря (находившегося) в Хрисополе, получил пострижение, где впоследствии сделался 23 и настоятелем 24 . Потом, как огнем воспламенившись божественною ревностью, отправился в старейший Рим и побудил 25 блаженнейшего 26 папу Мартина co —282— звать 27 поместный собор и 28 подвергнуть анафеме 29 первовиновников 30 нечеставого 31 догмата, болтавших 32 об одной воле во Христе. И 33 в обличение так мысливших написав 34 сочинения и составив послания, доказательствами от разума и Писания подтверждавшие истинность нашей веры 35 , разослал их по всем местам вселенной (империи). Но, возвратившись из Рима, с двумя Анастасиями учениками 36 он предается суду 37 сенатом, мыслившим согласно с ересью царя. И 38 в то время, как все соглашались с царем, он и 39 сам противится 40 —283— и других побуждает к отступлению, посредством посланий переубеждая их мыслить противное 41 . За это 42 отсылается в тюрьму во Фракию и, так как продолжал пребывать в православной вере, подвергается отсечению руки и языка, – и оттуда отправляется на ссылку в Лазику 43 . Здесь, про- —284— жив 44 три года 45 и сам служа нуждам (своего) тела, хотя и будучи 46 глубоким старцем, после непродолжительной болезни, почил в Господе и погребен 47 в монастыре святого Арсения 48 , в той 49 стране Лавов, каждодневно совершая 50 многие чудесные действия. Говорят 51 , что после отсечения язык был снова чудестно восстановлен Богом 52 и ясно говорил дотол, пока 53 он был жив. А 54 из двух его 55 учеников – старший Анастасий, одинаково с учителем подвергшийся урезанию руки и языка 56 , был отправлен в далекую ссылку, – младший же, сосланный в одну из Фракийских крепостей, скончал (там свою) жизнь 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если запрещено воздавать злом за зло (Рим. 12, 17), то как объяснить настоящую угрозу апостола? Отвечаем: заповедь говорит о невоздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и Вере, то совершающего оный должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних (Деян. 13, 8-11). Словесы лукавыми укоряя нас: и недоволен бывая о сих, ни сам приемлет братию, и хотящым возбраняет, и от церкве изгонит. Слово укоряя значит: понося, злословя, порицая. 11 Возлюбленне, не уподобляйся злому, но благому, благотворяй, от Бога есть; а злотворяй, не виде Бога. Так как нет ничего общего у света со тьмою, никакого согласия между Христом и велиаром (2 Кор. 6, 14. 15); то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться со тьмою, т. е. с гнусными делами их. Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни (Фил. 2, 16): так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, т. е. делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех, по написанному: «грешника я возненавидел и отвратился от него» (Псал. 118, 163). 12 Димитриеви свидетелствовася от всех, и от самыя истины: и мы же свидетелствуем и весте, яко свидетелство наше истинно есть. 13 Многа имех писати, но не хощу чернилом и тростию писати тебе. 14 Уповаю же абие видети тя, и усты ко устом глаголати. 15 Мир тебе. Целуют тя друзи: целуй други по имени, аминь. От всех, т. е. имеющих истину, и от самыя истины, т. е. на словах и на деле; ибо хотя о добродетели иных и свидетельствуют, но свидетельство оказывается ложным, потому что словам не соответствует действительность. Если же кто под всеми, по обширности значения слова весь, будет разуметь верных и неверных, то и его понимание не несправедливо; ибо апостол Павел заповедует всем верным: «не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией, так как и я угождаю всем во всем» (1 Кор. 10, 32. 33).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   He будем думать, что по смерти обратимся в ничто, и что после земной жизни не будет никакого суда. Нет, по смерти будет воскресение мертвых, и мы будем судимы Богом, который воздаст каждому по делам его. Итак не будем обманывать самих себя, не будем жить на подобие безсловесных животных. Если нет воскресения, нет и смерти. Если же будет воскресение, будет и суд. Ибо кто определил человеку смерть, тот обещал сделать и суд. Если Бог справедлив в первом случае: то не может обмануть и в последнем. Что для человека удобнее сделать? Старый ли дом разрушить и из вещества его вновь построить тот же дом, или приготовить новое вещество и построить новый дом? Итак если Бог произвел из ничего землю, из которой создан человек: то не с большею ли удобностию может возсоздать в первый образ того же человека, умершаго и обратившагося в землю? Бог в делах своих не чувствует никаких затруднений. Его дело есть Его слово; слово же Его есть мысль Его. «Рече, и быша», говорит Писание о Боге (Псал. 32:9). «Он нарицает не сущая, яко сущая» (Рим. 4:17). Как сила и могущество Божие непостижимы, так и дела Его. И как премудрость Его неизмерима, так и «пути Его неизследовани» (Рим. 11:33). И так оставим неверие. Будем опасаться, чтобы не подвергнуться осуждению более за неверие, нежели за худыя дела. Худыя дела проистекают иногда от нашей слабости: напротив источник неверия всегда есть безразсудность и дерзость. Но безразсудный и дерзкий едва ли способен к какому нибудь доброму делу. И так пока имеем время, позаботимся о себе самих, и постараемся умилостивить Бога о грехах наших, чтобы Он не повелел связать нам руки и ноги и ввергнуть во тьму кромешнюю, где «плачь и скрежет зубов» (Матф. 13:42). Плачь что иное означает, если не жестокость страшных мучений? Скрежет зубов что иное показывает, если не позднее раскаяние о соделанных грехах? Ибо тогда только мы начнем негодовать на самих себя и с скрежетом зубов укорять себя, когда уже не будет времени для раскаяния, и надежды на освобождение. Итак, если Мы в краткое время сей жизни можем служить Богу и предохранить себя от геенны и вечных мучений, то для чего нерадим и презираем заповеди Божии, для чего следуем злым своим похотям, и делаемся достойными вечнаго наказания? Бог наш великий, человеколюбивый, «богатый в милости» (Ефес. 2:4), и сильный в делах своих, Сам укрепит нашу слабость, Сам «сокрушит сатану под ноги наша вскоре» (Рим. 16:20), и даст нам силу и духовный разум, чтобы мы в остающееся для нас время служили Ему истинно и верно, и обрели милость Его в страшный день суда Его. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2731...

Поступая таким образом, последние считали за божество самый материал, яз которого сделаны были их идолы – дерево, камень, золото (Исаии 44, 17, Иерен. 2, 27). О православных, воздающих початание св. иконам, при всем желании сектантов, нельзя этого сказать. Помня слова св. Василия Великого, что честь изображения переходит в первообразу, православные почитают иконы не ради икон, но ради тех, кого иконы изображают. Обращу кланяются, а ум и сердце возводят на первообразное. Не то же ли ты делаешь, – вопрошает один ревнитель православия, – когда смотришь на образ родителя твоего? Неужели образ родителя твоего – отец твой? Никак. Но взирая на образ его, ты с воздыханием вспоминаешь родившего тебя. Так нужно сказать и об образах царя. Неужели образ царев – царь твой? Нет, но смотря на образ царев, ты вспоминаешь о владетеле твоем. Так нужно рассуждать и об иконах. Икона Христова да не будет тебе вместо Самого Христа; но да будет знаком и побуждением возводящим ум твой во Христу. Полагать же на икону; надежду, или просить чего-либо от иконы есть вселютейшее безумие, подобное безумию язычников, которые надеялись на своих идолов и о которых св. Давид сказал; подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них (Псал. 113:16). (См. кн. свящ. о. I. Стрельбицкого: «Крат. очер. штундизма» стр. 137 – 142). 75 Мнимодуховные христиане возражают, что снимки с этого образа пишутся руками, а между тем и она называются нерукотворенными. На это нужно заметить, что мы имеем пример к этому в скрижалях. На первых только скрижали заповеди были начертаны Богом (Исх. 31:13, 32, 15 – 16), а когда Моисей разбил их под горою (Исх. 3:2, 19), на вторых скрижалях десятословие было написано уже рукою Моисея (Исх. 34:28), а между тем скрижали не перестали называться Богоначертанными. Подобно тому и снимки с нерукотворенного образа называют нерукотворенным образом. 76 Сказания о происхождении нерукотворенного образа. Эти сказания главным образом состоят в следующем. Во время земной жизни И. Христа владелец эдесский Авгарь, страдая неисцелимою какою-то болезнию, и слыша о чудесах Христовых и о гонениях на Христа в Иудеи, отправил послов с письмом к Спасителю, прося Его приехать к нему в исцелить его и вместе предлагая Ему безопасное убежище у себя от гонений иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII Иоанн Дамаскин , Герман константинопольский , и последующих веков – Василий монах и Византий написали многия священные песни, коими Церковь прославляет ныне св. Василия Великого . Восхваляя его, Церковь между прочим поет: «во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, им же боголепно научил еси: естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское освящение отче преподобне, моли Христа Бога, спастися душам нашим». 50 На всенощном бдении в день св. Василия Великого , когда бывает праздник и Обрезанию Господа, Церковь произносит в честь этого праздника две паремии, и одну в честь вселенского учителя и святителя о высоком совершенстве праведных и благе от них для ближних ( Притч. 10:32, 12:12 ). Евангелие утреннее в честь святителя тоже, что на утрене в день св. равноапостольного Константина ( Ин. 10:9–16 ). На литургии, которая в 1 день января бывает св. Василия Великого , чтением Апостола в честь его Церковь возвещает о совершеннейшем архиерее – Сыне Божием, Которому св. Василий Великий подражал ( Евр. 7:26; 8:2 ); чтением Евангелия благовествует учение Иисуса Христа о блаженстве нищих духом, алчущих и жаждущих правды и гонимых за Веру Христову ( Лк. 6:17–23 ), каким был и св. Василий Великий. Примечание. Говорят, что нетленные останки великого Василия перенесены впоследствии в Италию и находятся в Риме или в ином городе Италии 51 , а глава святителя на Афоне в Лавре Иверской. 52 5 Григорий не допустил их подвергнуть новоприбывшего в Афины Василия школьническому обычаю посвящения в общество учеников, которые после публичного диспута с новичком вели его с шумом и криком в баню. Григория знал Юлиан, который учился с ними в Афинах 49 Прол. 30 января. Надгроб. слово Григория св. Василию. 195 и. к приморск. епископам в рус. переводе. Так же бесед. Василия на 1-ю част. Псалм. перв. и на 59 псал. Читать далее Источник: Жития святых : Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго/[Соч.] прот. Г.С. Дебольского. (Извл. из книги «Дни Богослужения»), с изображениями их, Академика Ф.И. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1897. - 95, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

72. Писание говорит о многих духах: «творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» ( Псал. 103, 4 ), и еще: все духи хвалите Господа ( Псал. 150, 6 ). Достойным же подаются дары различения духов ( 1Кор. 12, 10 ). Иные духи суть небесные, радующиеся истине; другие – земные, подверженные обольщению и заблуждению; иные же – подземные, чада бездны и тьмы «моляху Его, – говорит Евангелие, – да не пошлет их в бездну« ( Лк. 8:31 ). Равным образом Христос повелевал духам и изгонял духов словом «и не оставляше их глаголати» ( Мк. 1, 34 ). Говорится еще о духе суда и духе зноя ( Ис. 4:4 ); говорится и о духе мира: «мы же не духа мира прияхом» ( 1Кор. 2:12 ); говорится и о духе человека: «кто бо весть от человек яже в человеце, точию дух человека» ( 1Кор. 2, 11 )? Упоминается и «дух ходяй и не обращаяйся» ( Псал. 77, 39 ): «яко дух пройде в нем, и не будет» ( Псал. 102, 16 ); и еще: «отъимеши дух их, и исчезнут» ( Псал. 103, 29 ). И еще: «дуси пророчестии пророком повинуются» ( 1Кор. 14, 32 ); или: вот " дух лживый ста пред Господем, и рече ему (Господь): в чем прельстишь Ахаава? Буду, – говорит, – дух лжив во устех пророк» ( 3Цар. 22:21–22 ). Говорится также о духе умиления ( Рим. 11:8 ), о духе страха ( 2Тим. 1, 7 ), о духе пытливом ( Деян. 16:16 ), о духе блужения ( Ос. 4:12 ), о духе бурном ( Пс. 10, 6 ), о духе многоглаголивом ( Иов. 8, 2 ), о духе недужном ( Лк. 13, 11 ), о духе нечистом, духе глухом и духе немом ( Мк. 9:25 ), о духе гугнивом ( Мк. 7:32 ), о духе лютом зело, который называется «легеон» ( Мф. 8, 28 и Лук. 8, 30 ), наконец о «духах злобы» ( Ефес. 6:12 ). Люди умные найдут безчисленныя свидетельства о духах. Но как много сынов по усыновлению или по названию, а не истинных, которые склонны ко греху, потому что имеют начало и конец: так весьма много и духов по усыновлению или названию, которые расположены ко греху. Но Святым Духом называется единый Дух от Отца и Сына, «Дух истины» ( Ин. 14:17 ), «Дух Божий» ( Рим. 8, 9 ; 1Кор. 2, 11 ), «Дух Христов» ( Рим. 8, 9 ) и Дух благодати; ибо различно каждому даруется благо: «овому дух премудрости, иному же дух разума, овому дух силы, иному же дух исцелений, овому дух пророчества, другому же дух разсуждения, овому дух языков, другому же дух сказаний» и прочия дарования, как говорит Апостол: «един и тойжде Дух, разделяяй коемуждо, якоже хощет» ( 1Кор. 12, 8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Въ да свидетельствуетъ о Свете; бе Светъ истинный, иже просвещаетъ всякаго человека, грядущаго въ 1, 8–9). Давидъ: во свете Твоемъ узримъ светъ (Псал. 35, 10). Павелъ: Иже сый славы (Евр. 1, 3). Бога истинна отъ Бога истинна. Возлюбленный (ученикъ Христовъ): Сей есть истинный Богъ и Животъ вечный… Да будемъ во истиннемъ Сыне Его Христе (1 5, 20). Въ Азъ есмь… Истина 14, 16). Павелъ: ждуще… славы великаго Бога и Спаса нашего Христа (Тит. 2, 13). Рожденна. Въ Притчахъ: прежде всехъ холмовъ раждаетъ Мя (Прит. 8, 25). Въ Азъ на родихся и на 18, 37). Возлюбленный: любяй Рождшаго любитъ и Рожденнаго отъ Него (1 5, 1). Противъ и Не сотворенна. Онъ родился, а не сотворенъ вместе съ тварями: такъ какъ Онъ самъ Творецъ всего. Павелъ: Имже и веки сотвори (Евр. 1, 2). Въ книге Премудрости: сотворивъ вся Словомъ Твоимъ (Прем. 9, 1). Противъ и ихъ нечестивыхъ единомышленниковъ: Единосущна Отцу. Въ Азъ и Отецъ едино есма 10, 30). Не веруеши ли, яко Азъ во Отце и Отецъ во Мне 14, 10)? Видевый Мене виде Отца 14, 9). Павелъ: Иже сый славы и образъ ипостаси Его (Евр. 1, 3). Иже во образе сый, не непщева быти равенъ Богу, но себе умалилъ, зракъ раба (Флп. 2, 6). Имже вся быша. Павелъ: Имже и веки сотвори (Евр. 1, 2). Всяческая Темъ и о Немъ создашася (Кол. 1, 16). Той есть прежде всехъ и всяческая въ Немъ состоятся (Кол. 1, 17). Въ вся Темъ быша и безъ Него ничтоже бысть, еже бысть 1, 3). Въ Притчахъ; прежде векъ основа Мя (Прит. 8, 23). Это последнее означаетъ предвечное и недвижное во Отце Его живой Премудрости; равно какъ слова: Господь созда Мя начало путей Своихъ въ дела Своя (Прит. 8, 22) предзнаменуютъ посредствомъ котораго Онъ (Христосъ) совершилъ дела нашего а слова: Богъ основа землю (Прит. 5, 19); вся сотворилъ еси (Псал. 103, 24); сотворивый вся Словомъ Твоимъ (Прем. 9, 1) — указываютъ на дела Его отъ начала. Впрочемъ, Господь созда Мя — сказано также вместо: «благоволилъ чрезъ Меня, свою Премудрость, созидать и творить дела Свои». Это же свидетельствуетъ и Давидъ, говоря: Словомъ Господнимъ небеса утвердишася (Псал. 32, 6). Но яснейшимъ образомъ о Его во плоти учатъ, какъ сказали мы, слова: Господь созда Мя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

1. По наружности в Нем нет ничего царского. Хотя и Сын Давида, но какое громадное различие между отцом и Сыном! Тот с золотой короной (2 Цар. 12:30); этот — в терновом венце. Тот со скипетром, a этот — с тростью в руке. От славы отца едва осталась тень (Лук. 17:25; Исаии 53:2 ). Он не имеет собственного дома, не знает даже, где главу преклонить (Мат. 8:20 ). Вход Его — на осляти, свита — двенадцать бедных учеников. Какое преткновение для гордого разума! Мудрый Царь становится великим именно через свое глубокое уничижение, и этим торжественно свидетельствует, что Его царство не от мира сего (Иоан. 18:36; Иоан. 6:15 ). Он хочет обогатить нас своей бедностью (2 Кор. 8:9 ). 2. Однако же, он могущественный Царь. Он был уже от вечности. Небо — престол Его, и земля — подножие ног Его (Ис. 66:1 ). Он управляет миром и держит все в своей деснице. Он творит чудеса (Псал. 20:6–7). Еще более: Он обладает таинственной, всепобеждающей властью над сердцами. Любовь Ему подчинена (Псал. 32:15). Он побеждает могущественных врагов своих (Иоан. 18:6; Деян. 9:5 ). Пред Ним трепещет самый ад (1 Тим. 6:15 ). 3. И в то же время милостивый Царь. Кроток. Принимает к сердцу всякое наше телесное горе и помогает. Исцеление слепого (Мар. 10:46–52). Доступ к Нему совершенно свободный, днем и ночью, и никто не отходит со скорбью от Него. Особенно Он помогает в духовной нужде. Он зовет к себе всех грешников (Мат. 11:28–29). Грешник находит у Него не трон судьи, a престол благодати (Ис. 52:7; Евр. 6:16). Заключение. Как нравится нам такой Царь? Прекрасен ли Он в наших глазах (Псал. 17:26). Радуйся, грешник (1 Тим. 1:15; Мат. 11:5 ). Он грядет к «тебе.» С какой радостью ты встретишь смерть, когда услышишь: « се Царь твой грядет !» Ветви, которыми мы усееваем крестной путь Спасителя при Его входе в Иерусалим « Взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему » (ст.13). 1. Слезы веры. 2. Слезы любви. 3. Слезы покаяния. II. Апостольское чтение. Зачало (247) к Фипипийцам 4:4–9 4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

По вторей же завесе скиния, глаголемая святая святых, злату имущи кадильницу, и ковчег завета окован всюду златом: в нем же стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета. Превышше же его херувимы славы, осеняющии очистилище (олтарь) И опять: не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо И после другого промежутка: сень бо имый закон грядущих благ, (а) не самый образ вещей XXIII. Замечай, что и закон, и все, сообразное с ним, и все служение имеющее у нас место, суть рукотворенная святая, приводящия нас к невещественному Богу при посредстве вещества. И закон, и все, сообразное с законом, было некоторым оттенением будущаго образа, т.е. имеющаго у нас место служения; а имеющее у нас место служение образ будущих благ; самыя же вещи вышний Иерусалим, нематериальный и нерукотвренный, подобно тому как говорит тот же самый божественный Апостол: не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем каковой есть вышний Иерусалим, емуже художник и содетель Бог Ибо все, как сообразное с законом, так и сообразное с нашим служением, произошло ради того [т.е. вышняго Иерусалима]. Самому Богу слава во веки. Аминь. Примечания 1) Мф. XXV, 14-30. 2. Псал. XIII, 1. 3. Римл. I, 23. Иезек. VIII, 10. 4. Вар. III, 38. 5. 1 Кор. XIII, 12. Буквально у св. И.Дамаскина читаем: в зеркале и гадательно 6. Галат. I, 8. 9. Быт. III, 1 7. См. в послан. к Галат. ibid. 8. Исх. XX, 4. 9. Псал. XCVI, 7. 9a. Буквально: таким же самым 10. Иоан. V, 39. 11. Евр. VI, 18. 12. Евр. I, 1. 2. 13. Ibid., 1. 14. Иоан. I,18. никогда (слав.нигдеже). 15. Исх. XXXIII, 20. 16. Исх. XXXIII, 1. 17. Ibid., 2-9 18. Римл. I, 23. 25. 19. Второз. IV, 12. 20. Ibid., 15-17. 21. Ibid.,19. 22. Ibid.,V, 7.8. 23. Исх. XX, 17. 24. Второз. IV, 12. 25. Деян. XVII, 29. 22 и проч. 26. Исх. XX, 4. 27. Исх. XXXVII [около начала главы и потом в средине ея (стихов не указываем, так как " числа стихам не положено " )] 28. См. примеч. 26. 29. См. примеч. 27. 30. Исх. XXXVII (в средине главы). 31. Второз. IV, 15-16. 32. Исх. XXXIV, 17. 33. См. прим. 32 и 28. 34. См. прим. 18. 35. 1 Кор. XII, 28. 36. Евр. XIII, 17. 37. Образ жизни (=слав.: скончание жительства; синод. русск. перевод: кончину их жизни). 38. Евр. XIII, 7. 39. В слав Библии: человек воин См.прим.40. 40. 1 Парал. XXVIII,3. 41. Римл. XIII, 7. Порядок частей стиха у св. И. Дамаскина неодинаков с порядком их в греч., слав. и русск. Библиях. 42. 1 Цар. XV, 27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

Я сказал, что все это нам известно из книг библейских, но я желал бы спросить: как давно лишились они Иерусалима и своего храма? Евреи ответили: «Более полутора тысячи лет, или около двух тысяч». Я спросил: А какая причина тому, что Бог всего лишил вас, когда прежде так любил вас и награждал? Они ответили: «За грехи наших предков Бог наказал весь род наш». Я заметил: «Стало быть, предки ваши впали в весьма тяжкое преступление, если навлекли и на вас такую великую кару; скажите». Я сказал: «Вы должны оставить этот грех и покаяться: тогда Бог, по милосердию Своему, простит его роду вашему. Евреи ответили, что теперь они идолам не кланяются, и покаяние приносят пред Богом, и закон соблюдают строго, но Бог не внимает молитвам их. Тогда я заметил им: «Нет, – вы несправедливо сказали, что за грех идолопоклонства доселе наказуется род ваш. Во-первых, вы не можете доказать вашими книгами, чтобы вы, после Маккавеев, все, целым народом, впадали в грех идолопоклонства; потому и наказание послано вам не за этот грех . Во-вторых, вам должно быть известно, что Бог обещал чрез пророка не наказывать детей за грехи отцов, но кто согрешит, тот и будет наказан за грех свой (Иез. гл. 18, ст. 2–4; Иер. гл. 18, ст. 8); а вы, как и сами сказали, индолам не кланяетесь; поэтому, если бы отцы ваши и действительно впали в грех идолопоклонства, наказанию за этот грех вы не должны подлежать, особенно такому долголетнему показанию. В-третьих, предки ваши, во времена царей и судей, были весьма привержены ко греху идолопоклонства (Исх. гл. 32, ст. 8; Иер. гл. 2, ст. 27 и 28; гл. 7, ст. 9, 18; Псал. 105 ; Второз. гл. 32, ст. 17), даже детей своих приносили на жертву идолам (Исаии гл. 56, ст. 5; Иер. гл. 7, ст. 31; гл. 19, ст. 5; гл. 32, ст. 35; Иезек. гл. 16. ст. 20–21; Второз. гл. 12, ст. 31; Псал. 105 ); но и тогда, за столь великие преступления, Бог вам долготерпел, – если и наказывал, то кратковременно. Все это показывает, что грех, за который вы теперь лишены Иерусалима, храма, священнодействия на такое долгое время и, молясь и каясь, пребываете не услышаны, не есть грех идолопоклонства, но другой, еще более тяжкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010