Ответ. Время поста определяет не воля каждого, но потребность того, что относится к богочестию, как повествуют нам Апостольские Деяния (Деян.10,30; 13, 2—3; 14, 23), и как научает нас избранный Давид (Псал.34, 13). Посему, если кто на таком основании постится; то, конечно, удостоится и того, чтобы перенести пост. Ибо «верен Обещавший» (Евр. 10, 23). Вопрос 130. Когда бывает нужда в посте для чего–нибудь требуемого благочестием; как надобно поститься, принужденно ли, или с охотою? Ответ. Поелику Господь говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Матф.5, 6); то опасно без вожделения и усердия делать все, что клонится к благочестию. А потому как постящемуся неохотно делать сие не безопасно, так и поститься во время подобной нужды необходимо, потому что Апостол в числе других своих подвигов в научение наше упомянул и сей: «часто в посте» (2 Кор.11, 27). Вопрос 131. Кто не вкушает того, что едят братья, а домогается другого, хорошо ли делает? Ответ. Вообще домогаться снеди—противно заповеди, потому что Господь сказал «не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь», и еще внушительнее присовокупил: «всего этого ищут люди мира сего» (Лук.12,29.30). А приставленный к снедям должен тщательно исполнять сие: «и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян. 4, 35). Вопрос 132. Что значит, если кто говорит: «это мне вредно», и скорбит, если не дано ему иное? Ответ. Сим показывается, что он не имеет в себе упования Лазарева, и не знает любви того, кому вверено попечение о всех и о нем. Вообще же суд о том, что вредно или полезно, всякий должен представлять не себе, но тому, кто приставлен дознавать потребное для каждого, и главным образом ищет пользы душевной, а за сим, во–вторых уже, сообразно с волею Божьею, распределяет и потребное для нужд телесных. Вопрос 133. А если и роптать будет из–за пищи? Ответ. Тогда подвергается одному осуждению с роптавшими в пустыне (Числ.11, 1); ибо Апостол говорит: «Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя» (1 Кор.10, 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Вопрос 173. Должны ли быть какие разговоры во время домашнего псалмопения? Ответ. Не должны, разве у тех, на кого возложено смотрение за благочинием и попечение о делах домашних, да и то по требованию настоятельной нужды, и тогда не без осмотрительности, но с должным наблюдением места, благочиния, степенности и того, чтобы не подать соблазна. Всем прочим необходимо молчание. Ибо если во время собеседования, даже и из тех, кому поручено слово учения, повелевается умолкнуть первому, «Если же другому … будет откровение» (1 Кор.14, 30.), то не тем ли паче необходимо молчание во время псалмопения большинству? Вопрос 180. С каким расположением и вниманием должны мы слушать читаемое нам во время вкушения пищи? Ответ. С гораздо большим удовольствием, чем с каким едим и пьем, чтобы виден был ум, не озабочиваемый телесными удовольствиями, но увеселяющийся более словесами Господними по расположению сказавшего: «слаще меда и капель сота» (Псал. 18, 11). Вопрос 235. Полезно ли изучать многое из Писаний? Ответ. Поелику людей можно разделить на два более общие разряда: одним вверено начальство, а другие, при различных дарованиях, поставлены в благопокорности и послушании, то полагаю, что кому поручено начальство и попечение о многих, тот должен знать и изучать обязанности всех, чтобы всех научать воле Божьей, показывая каждому его обязанности. А из прочих всякий, помня, что сказал Апостол: «не думайте более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим.12, 3), пусть тщательно изучает и исполняет свои обязанности, ни о чем более не любопытствуя, чтобы соделаться достойным услышать от Господа сии слова: иди, «добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Матф.25, 21). Вопрос 236. Которые удостоились выучить четыре евангелия, те как должны принимать благодать сию? Ответ. Поелику Господь изрек: «кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12,48); то они должны более других бояться и тщиться, как Апостол научил, говоря: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор.6, 1). А это достигается, если верим Господу, Который говорит: «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Иоан.13, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Гл. 9. Писаніе говоритъ о многихъ духахъ: творяй ангелы своя духи и слуги своя пламень огненный (Псал. 103, 4); и еще: все духи хвалите Господа (Псал. 150, 6). Достойнымъ подаются дары различенія духовъ (1 Кор, 12, 10). Иные духи суть небесные, paдyющiecя истине, другие — земные, подверженные обольщению и заблуждению, иные — подземные, чада бездны и тьмы: и моляху его, говорит Ebahreлie, да не пошлетъ ихъ въ бездну ити (Лук. 8, 34). Равным образомъ Христосъ повелевалъ духамъ и изгонялъ духовъ словомъ и не позволялъ имъ говорить (Марк. 1, 25). Говорится еще о духе суда и духе зноя (Псал. 4, 4), говорится и о духе міра: мы же не духа міра пріяхомъ (1 Кор. 2, 12), и о духе человека: кто бо весть яже въ человеце, точію духъ человека, живущій въ немъ (1 Кор. 2, 11). Упоминается и духъ ходяй и не обращаяйся (Псал. 77, 39): духъ пройде въ немъ и не будетъ (Псал. 102. 16); и еще: отъимеши духъ ихъ и изчезнутъ (Псал. 103, 29). И еще: дуси пророчестіи пророкомъ повинуются (1 Кор. 14, 22). И еще: вотъ духъ лживъ ста предъ Господемъ и рече ему (Господь): въ чемъ прельстишь Ахаава? И рече: буду духъ лживъ во устехъ пророковъ (3 Цар. 22, 21–22). Упоминается еще духъ умиленія (Рим. 11, 8), духъ страха (1 Тим. 1, 7), духъ пытливъ (Деян. 16, 16), духъ блуженія (Ос. 4, 12), духъ буренъ (Псал. 10, 6), духъ многоглаголивъ (Іов. 8, 2), духъ недуженъ (Лук. 13, 11), духъ нечистый, духъ глухій, духъ немый (Марк. 9, 25), духъ гугнивый (Марк. 7. 32), духъ лютъ зело, который называется легеонъ (Матф. 8, 28; Лук. 8, 30), и наконецъ духи злобы (Ефес. 6, 11). Люди умные найдутъ безчисленыя свидетельства о духахъ. Но какъ много сыновъ по усыновленію, или по названію, а не истинныхъ, которые склонны ко греху, потому что имеютъ начало и конецъ: такъ весьма много и духовъ по усыновленію или названію, которые расположены ко греху. Но Святымъ Духомъ называется единый духъ отъ Отца и Сына, Духъ истиный, Духъ Божій, Духъ Христовъ и Духъ благодати. Различно даруется каждому благо, овому духъ премудрости, овому духъ разума, овому духъ силы, овому духъ исцеленій, овому духъ пророчества, овому духъ разсужденія, овому духъ сказаній и другіе дары, какъ говоритъ Апостолъ: единъ и тойжде Духъ, разделяя коемуждо, якоже хощетъ (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Имите нам лисы малыя, губящия винограды: и виногради наши созревают (Песн. 2, 15) . Можно ли следовать за высотою сих мыслей по их достоинству? Какое чудо Божественнаго величия заключаеть в себе это слово! Какой преизбыток Божия могущества выражается значением сказаннаго! Тот, о ком говорится так многое, этот человекоубийа (Иоан. 8, 44), во злобе сильный (Псал. 51, 1) , у кого язык изощрен , яко бритва (Псал. 51, 2) со угльми пустынными (Псал. 119, 4) , кто ловит, яко лев во ограде своей (Псал. 9, 30) , этот змий великий (Иез. 29, 3) , отступник (Иов. 26, 13) , ад, разширяющий уста свои (Авв. 2, 5) , миродержитель темной власти (Ефес. 6, 12) , имущий державу смерти (Евр. 2, 14) , и как от лица его сказует пророчество тот , кто отемлет пределы языков, которые поставил; как очевидно, Вышний по числу Ангел Своих (Втор. 32, 8), кто обемлеть вселенную, яко гнездо, и берет яко оставленая яица (Псал. 10, 13) , кто говорит , что выше облак поставит престол свой и будет подобен Вышнему (Ис. 14, 14), и о ком столько страшнаго и ужаснаго сообщает Слово в книге Иова, что ребра его медяны, хребет его железо слияно (Иов. 40, 13), и внутренности якоже смирит–камен (Iob. 41, 6), и все подобное, чем только Писание изображает страшное это естество, — сей–то столько могущественный вождь столь многих демонских полчищ, какое имя получает от истиннаго и единственнаго Могущества? И его малою лисою, а с ним и всех окружающих его, все подвластное ему воинство , с равным уничижением именует лисами же Посылающий на уловление их ловцев, которыми могут быть ангельския силы, торжественно предшествующия Владыке при явлении Его на земле, вводящия в мир Царя славы и указующия незнающим, кто есть сей Царь славы, крепкий и сильный в брани (Псал. 23, 8); а также можеть иный сказать, что это служебнии дуси, в служение nocылaeмiu за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14); и еще иный в праве утверждать, что ловцы сии суть посланные для изловления сих зверей Апостолы, которым сказал Господь: сотворю вы ловцы человеком (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Но никто да не думает, что невидимые силы имеют образ зверей и бессловесных животных. Сим дается разуметь нечто другое, именно львом – царство, потому что лев животное царственное; тельцом – священство, потому что телец приносим был в жертву за первосвященника; орлом – пророчество, потому что орел животное высокопарящее и весьма зоркое; а таково пророчество, которое созерцает предметы возвышенные и издали предусматривает будущее. Посему Пророк научает сказанным, что все естество человеческое и вожди его подчинены Всецарю всяческих, и что Он столькими дарованиями украсил род человеческий. Иез.1:11 . И крила их простерты свыше четырем, коемуждо два сопряжена друг ко другу, и два покрываху верху телесе их, Сим означаете Пророк, что и божественным силам не все удобопостижимо, но одно для них явно, а другое сокровенно, и не преступают они положенных пределов: но два крыла простирают, услаждаясь дарованным созерцанием, двумя же крылами покрывают тело, с любовью терпя неведение сокровенного и не усиливаясь дознать то, чего не дозволено им знать. и коеждо прямо лицу своему идяше: Иез.1:12 . идеже аще бяше дух, идяху, и не обращахуся. Пророк дает видеть во всем благопокорность невидимых сил и то, что не оставляют они назначенного им пути. Сему же самому научает и божественный Давид, говоря: «благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его» ( Псал. 102, 20 ). Иез.1:13 . И посреде животных видение, яко углия огня горящаго, яко видение свещь сообращающихся посреде животных, и свет огня, и от огня исхождаше яко молния: Иез.1:14 . и животная течаху, и обращахуся, яко видение везеково. Симмах перевел это так: «как вид луча молнии». Видение сие страшно, исполнено ужаса и предзнаменует угрозу наказанием, потому что угли огненные, сообращающиеся свещи, исходящая оттуда молния, быстрое движение туда и сюда животных и воссиявающий при сих движениях свет суть знамения будущих бедствий. Ибо и блаженный Давид поставляет сие в числе наказаний, в одном месте говоря: «град и углие огненное» ( Псал. 17, 13 ) и «падут на них углия огненная» ( Псал. 139, 11 ), и в другом: «молния умножи, и смяте я» ( Псал. 17, 15 ), и еще: «блесни молнию и разженеши я: посли стрелы Твоя, и смятеши я» ( Псал. 143, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Канон на великую Субботу Песнь 1-я. Ирмос. Волною морскою покрывшаго в древности преследовавшаго мучителя чада спасенных сокрыли под землею: но мы, как отроковицы, воспоем Господу: ибо он торжественно прославился. Господи Боже мой, отходное пение и надгробную песнь воспою тебе, погребением своим отверзшему мне вход к жизни, и смертию смерть и ад умертвившему (Ос. 13:14). Небесныя и преисподния (существа), видя тебя, Спаситель мой, горе на престоле и долу во гробе, изумлялись смерти твоей: ибо непостижимо оказался ты мертвым, Живоначальный (Мк. 15:44). Дабы исполнить все славою твоею, ты нисшел в преисподния (места) земли: ибо не сокрылось от тебя Адамово существо мое, и быв погребен, ты обновляешь меня растленнаго, Человеколюбче (Псал. 138:51; Рим. 5:12). Песнь 3-я. Ирмос. Тебя, повесившаго на водах всю землю недержимо, тварь увидев висящим на лобном (месте), в великом ужасе трепетала, восклицая: нет святаго кроме тебя, Господи (Псал. 23:2, 135:6). Знамения погребения твоего ты показал во множестве (древних) видений; а ныне, Владыка, богочеловечески явил ты тайны свои и находящимся во аде, восклицающим: нет святаго кроме тебя, Господи (Ос. 12:10; Псал 50:8). Ты распростер длани и соединил прежде разделенное; а облечением (твоим) в плащанице и во гробе, Спаситель, ты разрешил связанных, восклицающих: нет святаго кроме тебя, Господи (Ефес. 2:13—18; Псал. 145:7). Во гробе и за печатями ты, Невместимый, содержим был добровольно; ибо силу свою в божественных действиях показал ты воспевающим: нет святаго кроме тебя, Господи Человеколюбче (Мф. 27:66). Песнь 4-я. Ирмос. Провидя твое божественное истощение на кресте, Аввакум в взумлении взывал: ты ниспроверг, Благий, могущество сильных, пребывая с находящимися во аде, как Всесильный (Авв. 3:14; Мф. 12:29). Ты освятиль ныне (день) седьмый, который благословил в начале успокоением от дел; ибо ты все возстановляешь и обновляешь, упокоеваясь и привлекая к себе, Спаситель мой (Быт 2:2; Иоан. 12:32). Так как ты препобедил (смерть) силою высшаго (естества), то душа твоя, отделившись от тела, расторгла обои узы — смерти и ада — могуществом твоим, Слово (Псал. 15:10; Деян. 2:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3571...

Так, спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в спасителе: вси бо, говорит св. Павел, согрешиша, и лишени суть славы Божия ( Римл. 3:23 ). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным: не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое, они с небес призывали Врача; один говорил: Господи, преклони небеса, и сниди ( Псал. 143:5 ); другой взывал: исцели мя, Господи, и исцелею ( Иер. 17:14 ); воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас ( Псал. 79:3 ). Иной: яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли (3 Царств. 8:27)? Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело ( Псал. 78:8 ). Другие говорили: о люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть ( Мих. 7:2 ). Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися ( Псал. 69:1 ). Аще умедлит, потерпи ему, яко идый приидет, и не умедлит ( Аввак. 2:3 ). Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего уповающаго на Тя ( Псал. 118:176 ). Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит ( Пс. 46:3 ). Потому Тот, Кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола; благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властью диавола; присносущий пришел и дал в уплату Свою кровь; для искупления рода человеческого от смерти отдал Свое тело, которое принял от Девы, освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть Своею смертью. Христос ны искупил есть от клятвы законныя, восклицает св. Павел ( Галат. 3:13 ). Так знай, что Искупитель наш не есть простой человек, потому что весь род человеческий порабощен греху; но Он также и не Бог только, непричастный естества человеческого. Он имел тело, потому что если бы Он не облекся в меня, то и не спас бы меня. Но, вселившись во чрево Девы, Он облекся в меня осужденного, и в нем – в том чреве совершил чудную мену: дал Духа и принял тело, один и тот же (пребывая) с Девою и (рождаясь) от Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Мы изъяснили это в историческом смысле, насколько могли, если только в отношении к некоторым пунктам не изменило нам наше разумение. Но весь смысл (περιοχν) этого место раскрывает Давид, говоря: «Господи, искусил мя еси и познал мя еси» (Псал. 138:1). И тотчас прибавляет: «камо пойду от духа Твоего и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во аО, тамо еси; аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя и удержит мя десница Твоя» (там же ст. 7—10). Также во Второзаконии мы читаем нечто подобное: «заповедь сия, юже Аз заповедаю тебе днесь, не» высока для тебя, «ниже дамче есть, не на небеси ест глаголяй: кто взыдет от нас на небо, и возмет ю нам, и услишавше ю сотворим? ниже об ону страну моря ест,» чтобы ты мог отговариваться, «глаголяй: кто прейдет нам на ону страну моря, и возмет ю нам, и услышавше сотворим» то, что заповедано? «Близ тебе есть глагол зело, во устех твоих, и в сердцы твоем, творити его» (Второз. 30:11—14). Ибо когда душа, освободившись от уз тела, получит вследствие тонкости своей природы свободу лететь, куда хочет или куда бывает вынуждена направляться, то она или будет отведена в преисподнюю, о которой написано: «да возвратятся грешницы во ад, вси языцы, забывающии Бога» (Псал. 9:18); «во аде кто исповестся Тебе» (Псал. 6:6), и: нисходить во ад слава твоя» (Псал. 48:18), или наверное, поднямется в небесныя области, где находятся поднебесные (in caelestibus) духи злобы (сн. Ефес. 6:12), и если будет искать для себя истинного познания «обрезания», ибо это означает Кармил, и, презрев низкое, обитать на горах, то и там не может укрыться от испытующей руки Божией. Если же она, отчаиваясь в спасении, попытается убежать от очей Божиих и достигнуть крайних пределов соленых вод, то и там Господь повелит извивающемуся древнему змею (Апок. гл. 20), который есть враг и мститель, и он уязвит ее. Будучи пленена также грехами и пороками, она будет наказана мечем Господа, и Он обратит очи Свои на нее на зло ей, а не во благо, чтобы она, вследствие страданий и наказаний, обратилась к Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ион.2:3. Воззвал я в скорби моей к Господу, и Он услышал меня, из чрева преисподней я воззвал, и Ты услышал голос мой.    LXX перевели таким же образом, изменив только следующее: из чрева преисподней Ты услышал голос вопля моего. Не сказал он «взываю», но «воззвал», и не относительно будущего молится, но за прошедшее благодарит, показывая нам, что с того времени, как он, будучи брошен в море, увидел кита, столь массивное тело его и громадную пасть, поглотившую его, он вспомнил о Господе и воззвал, — или потому, что воды отступили и дали ему возможность взывать, или же вследствие всего расположения сердца согласно с словами Апостола: взывая в сердцах ваших: «Авва, Отче» (Гал. 4:6). Взывал же он к Тому, кто знает сердца человеческие и кто говорит Моисею: «что вопиеши ко Мне» (Исх. 14:15)? хотя Писание не упоминает, что пред этим он взывал. Также в первом псалме степеней мы читаем: «ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах, и услыша мя» (Псал. 119:1). Под чревом же преисподней мы можем понимать чрево кита, которое столь велико, что имеет сходство с преисподнею. Но можно лучше относить это к лицу Христа, который под именем Давида воспевает в псалме: «не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления» (Псал. 15:10). Бывший живым в преисподней остался свободным среди умерших. Ион.2:4. И вверг меня в глубину, в сердце моря, и поток окружил меня.     LXX: Ты вверг меня во глубину сердца морского, и потоки окружили меня.    В отношении к лицу Иовы не трудно объяснение: он был заключен во чреве кита, во глубине и среди моря и был окружен водами его. Что же касается Господа Спасителя, то мы возьмем пример из шестьдесят восьмого псалма, в котором говорится: «углебох в тимении глубины и несть постояния; приидох во глубины морския, и буря потопи мя» (Псал. 68:3), о чем и в другом псалме говорится: «Ты же отринул еси и уничижил, удалил Помазанника (Chrismum) Твоего разорил еси завет раба Твоего, осквернил еси на земли святыню его, разорил еси вся оплоты его» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Небесныя божественныя обители достойно приняли тебя, какъ одушевленное небо, Пречистая, и ты въ светломъ украшеніи, какъ пренепорочная невеста, предстала Царю и Богу (Псал. 44, 9). Песнь 3–я. Ирмосъ. Богородица, живый и неоскудевающій источникъ! Укрепи певцовъ твоихъ, составившихъ духовное торжество въ (день) божественной памяти твоей, и удостой (ихъ) венцевъ славы. Происшедши отъ чреслъ смертныхъ, Чистая, ты имела и кончину, сообразную съ природою: но (какъ) родившая истинную Жизнь, ты переселилась къ Жизни Божественной и ипостасной (Іоан. 14, 6). Сонмъ богослововъ (Апостоловъ) отъ концевъ (земли), и множество Ангеловъ съ высоты стеклись къ Сіону по мановенію Всемогущаго, чтобы достодолжно послужить при твоемъ погребеніи, Владычица (Ис. 30, 19). Песнь 4–я. Ирмосъ. Созерцая неизследимый Божій советъ о твоемъ, Всевышній, воплощеніи отъ Девы, пророкъ Аввакумъ восклицалъ: слава силе Твоей, Господи. Дивно было видеть, что одушевленное небо Вседержителя нисходитъ въ недра земли; какъ чудны дела Твои! — слава силе Твоей, Господи! (Псал. 102, 19; 138, 14). Если непостижимый Плодъ ея, для коего она соделалась небомъ, добровольно подвергся погребенію, подобію смертному; то и безбрачно Родившая отвергнетъ ли погребеніе? (Лук. 1, 42). Въ преставленіи твоемъ, Матерь Божія, Ангельскія воинства со страхомъ и радостію покрывали священнейшими крылами пространнейшее, Бога вместившее тело твое (Псал. 90, 11). Песнь 5–я. Ирмосъ. Все изумилось при честномъ успеніи твоемъ: ибо Ты, непознавшая брака Дева, отъ земли преставилась въ вечныя обители и къ безконечной жизни, даруя спасеніе всемъ воспевающимъ тебя. Да звучатъ въ день сей трубы богослововъ, и многоречивый языкъ человековъ да возвещаетъ ныне; да огласится воздухъ, озаряясь безмернымъ светомь, и Ангелы да воспеваютъ успеніе Девы (Псал. 80, 4). Достоинъ былъ воспеть тебя, Дева, (св. Іерофей) сосудъ избранный; будучи весь въ изумленіи, въ восторге, и всецело освященъ Богомъ, онъ и видимъ былъ всеми и действительно былъ боговдохновенъ, преславная Богородица! (Чет. — Мин.) Песнь 6–я.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010