Они говорят, что они будут приносить тельцов уст, и постоянно петь хвалы Богу; они дают обещание также не возлагать надежды на ассириян и на коней египетских, — ибо ложь конь во спасение (Псал. 32:17), — и не кланяться более делам рук своих, золотым тельцам, поставленным в Дане и Вефиле, и поэтому они говорят: не будем более говорить делам рук наших: боги наши; потому что Ты будешь иметь милосердие к уповающему на Тебя сироте (или народу), то есть к народу израильскому, о котором Ты сказал: сын мой первенец Исраиль (Исх. 4:22) и: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася Мене (Исаии 1, 2). И в другом месте: сынове чуждии солгаша Ми (Псал. 17:45). Сиротою он называется потому, что утратил своего отца, Бога. По объяснению одного толкователя, сиротою называется тот, кто оставил отца зла, диавола, и поэтому будет поддержан милосердием Божиим. Пророчество это обращается также ко всякому превратному учению всех времен и призывает последователей его в покаянию, говоря: обратитесь к Господу Богу вашему, вы, которые пали или изнемогли, утратив врачевание от Господа; возьмите с собою слова, истинное исповедание веры, и скажите: отними беззаконие, скрывающееся в нашем сердце, и прими благо веры; ибо сердцем веруется в правду, усты же асповедуется во спасение (Рим. 10:10). Тельцы и жертвы или плод уст состоят в вере во Отца и Сына и Святого Духа, в страдание и в воскресение Господа, и кто принесет Ему эту веру, тот не будет надеяться на царя ассирийского, о котором мы часто говорили. Он не станет также садиться на коней, которых Господь повелевает не умножать (Второз. гл. 17), и имея которых Фараон потонул вместе с своею конницею (Исх. гл. 14). Ибо всякий еретик вследствие гордости садится на коней, которых он сам производит чрез свое заблуждение. И не будут они более говорить делам рук своих, измышленным ими самими чрез искусство красноречия: боги наши. Для прожорливого — бог чрево; корыстолюбец служит маммоне, еретик учению, измышленному им. Но кто оставить все это, то есть Ассура, и коня, и дела рук своих, тот обратится к Господу и будет благоугождать Отцу своему, которым он был отвержен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

   Ст. 10. Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним.    Это не потому, чтобы было определенное число слуг Божиих, а потому, что большего количества не может выразить язык человеческий. Это те тысячи и те мириады, о которых мы читаем в Псалмах: колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих, Господь в них (Псал. 67:18). И в другом месте: творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Псал. 103:4). Служение же ангелов двоякое: одни воздают награды праведникам, ведению других принадлежит каждое из мучений .    Суд сел, и раскрылись книги.    Совесть и дела каждого с обеих сторон, и с хорошей и с худой, открываются пред всеми. Хороша та книга, которую мы часто читаем, книга живых. Но худа та книга, которую держит в руке обвинитель, который есть враг и мститель и о котором в Апокалипсисе мы читаем: „обвинитель братий наших“ (Апокал. 12, 10). Это та земная книга, о которой и пророк говорит: на земли да напишутся (Иерем. 17:13).    Ст. 11. Видел я, что за изречение высокомерных слов, какия говорил тот рог... Суд Божий приходит для смирения гордости. Поэтому будет уничтожена римская империя, потому что рог этот говорил высокомерно.    И видел я, как был убит зверь и тело его погибло.    В одном римском государстве, за богохульства антихриста, будут уничтожены все царства, и не будет земного государства, но будут жить святые и торжественно придет Сын Божий, о Котором говорится:    Ст. 13. И вот с облаками небесными шел как бы Сын человеческий. Кто в сновидении Навуходоносора изображается как камень, оторвавшийся без содействия рук, и возросший в большую гору и сокрушивший глину, железо, медь, серебро и золото, тот теперь является под образом Сына человеческого, чтобы указать на принятие плоти человеческой Сыном Божиим, согласно с тем, что мы читаем в Деяниях Апостолов (1, 11): мужие галилейстии! что стоите, зряще на небо? Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо.    Ст. 13—14. И дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему, и дана была Ему власть, и честь и царство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Для чего? Для тебя. Тебя же почему сотворил? По благости. Нет ничего лучше елея: он — источник света, и там милосердие тоже будет источником света. " Разверзется, говорится, рано свет твой " (Ис. 58:8), если ты окажешь милость ближнему. Как елей удерживает этот свет, так милостыня подает нам там великий и удивительный свет. У Павла было великое понимание этого рода милосердия. Выслушай, что он говорит: " только чтобы мы помнили нищих " (Гал. 2:10), и в другом месте: " если прилично будет и мне отправиться " (аще достойно дудет и мне ити) (1 Кор. 16:4). И повсюду, выше и ниже, ты видишь, как он заботится об этом. Еще: " Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах " (Тит. 3:14), и еще: " это хорошо и полезно человекам " (Тит. 3:8). Выслушай, что говорит и другой: " милостыня от смерти избавляет " (Тов. 12:9). " Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит? " (Псал. 139:3)? " И не входи в суд с рабом Твоим " (Псал. 142:2). " Великое - человек и драгоценное - человек милосердный, но найти правдивого человека трудно. " (Велика вещь человек, и драгая муж, творяй правду) (Притч. 20:6). Вот что значит человек милосердный! Даже более: Бог есть то, чтобы быть милосердным. Видишь, какова сила милосердия Божия? Оно совершило все, оно и мир создало единственно по благости; ради него и геенной Он угрожал для того, чтобы мы достигали царства; царства же мы достигаем через милосердие. Почему Он, единый, сотворил стольких? Не по благости ли? Не по человеколюбию ли? Если станешь спрашивать: " почему то, почему это? " – повсюду увидишь одну только благость. Будем же милосердны, чтобы и нам была оказана милость. Не столько тем, сколько самим себе мы собираем милость в тот день, когда пламя огня будет свирепствовать. Милосердие умеряет огонь и служит для нас источником света, через него мы освободимся от геенны огненной. На каком основании Он сжалится над нами и окажет милость? Сострадание происходит от любви. Ничем нельзя так обрадовать Бога, как милосердием. У нас есть пять чувств, и как всеми ими следует пользоваться по нужде, так и всеми добродетелями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

в) Не переставай иметь надежды на помощь от Него ( Псал. 39:2 ; Сир. 7:10 ). Свойства великой веры (Ст. 28). Выражаются в том, что она: 1. Истинная, поскольку обращается с молитвой к истинному Врачу и Избавителю от всякой нужды и скорби (ст.21, 22). 2. Исполненная терпения и упования, ибо она не унывает и не отчаивается, хотя Господь и медлит со своей помощью (ст.23. 24), 3. Смиренная, ибо человек при ней считает себя самым ничтожным существом, которое надеется на одну лишь благость Спасителя (ст.25). 4. И посему достойная благодати, ибо получает помощь (ст.28). II. Апостольское чтение. Зачало (182): 2-е Послание к Коринфянам 6:16–18; 7:1 16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. 17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. 18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. … 1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении семнадцатой недели предлагаются: 1) побуждения к святости (ст.16–18) и 2) способ к ее достижению (7:1). Итак: 1. Что побуждает нас быть святыми? а) Вселение Божье в нас , в которых Он живет, как в своих храмах: « вселюсь в них и буду ходить в них » (ст.16 ср. l Кор. 3:16; Иоан. 14:23 ). A если мы — храмы живого Бога, то какое может быть общение между нами и грехом? (ст.14–15 ). б) Спасение и слава, которые приготовлены для святых людей Божиихъ: «и буду им Бог, и тии будут Ми людие» (ст.16), — не должно ли это заставлять нас выйти из среды людей неверующих и развращенных, и не прикасаться нечистоте их мыслей и поступков? (ст.17). в) Великий дар усыновления Богу : « и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель » (ст.18): а этот дар разве мал, чтобы ради него не отказаться от временной сладости греха и не жить свято?

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

20) О священническом благословении а) Оно началось еще в Ветхом завете Втор. 10:8 . Отделил колено Левиино... благословят именем Его. Лев. 9:22 . Поднял Аарон руки и благословил народ. 2 Парал. 30:27. И встали священники и левиты и благословили народ. б) Прообраз благословения во имя Пресвятой Троицы Числ. 6:22–27 . Так благословляйте: да благословит тебя Господь и сохранит, да призрит на тебя Господь... и помилует, да обратит Господь Лице Свое на тебя... д) Непринимающим благословение Псал. 108:17 . Возлюбил проклятие, – оно и придет на него; не восхотел благословения, – оно и удалится от него. Пастыри молятся и ходатайствуют за пасомых: (Иоил. 2:17) 21) О служении пастырей с покрытою головою О длинных волосах б) По примеру И. Христа и по установлению Церкви священно-служители носят длинные волосы Откр. 1:14 . Глава Его (Господа) и волосы белы, как белая волна... Деян. 22:8–11 . Я Иисус Назорей... А Назореи, как посвященные Богу, носили длинные волосы ( Числ. 6:5 ). ? 1Кор. 11:14 . Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это – бесчестие для него. – Апостол с этими словами обращается к простолюдинам, а не к пастырям, как носящим длинные волосы по примеру Самого Господа и лиц священных, посвятивших себя на служение Богу ( Числ. 6:5 ). 22) О возрождении а) Без возрождения, никто не увидит царства Божия Иоан. 3:3–5 . Если кто не родится свыше, не может увидеть царства Божия... б) Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию Ефес. 2:3–5 . Но Бог, по Своей великой любви, нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом. 1Петр. 1:3 . Благословен Бог... возродивший нас. Тит. 3:5 . Не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Св. Духом. в) Возрождение человека состоит 1) в призвании из тьмы в свет: Ефес. 5:8 . Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе. 2) в духовном воскресении от смерти греховной: Колос. 2:13 . Вас, которые были мертвы во грехах, оживил Бог, простив нам все грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Слова эти взяты из обетования Давиду о его потомстве ( 2Сам. 7:14 ) и ближе всего несомненно, как из контекста, так и из снесения параллельных мест (особенно 1 Парал. 22:7 и дал.) имеют в виду сына Давидова – Соломона, о котором, в знак особенного благоволения к Давиду, решившемуся исполнить и исполнявшему волю Иеговы ( 2Сам. 7:27 ; Пс. 39:7–8 срав. также Псал. 17:22–24 и др.), Иегова сказал: «от построит дом имени Моему, Я утвержду престол царства его на веки; Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном: и если он согрешит, я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих, но милости Моей не отниму от него, как я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим» ( 2Сам. 7:13–15 ). «Он будет человек мирный; я дам ему покой от всех врагов ею кругом: посему имя его будет Соломон (– Schelomoh от Schalom –мир) 1Пар. 22:9  срав. 10 с 2Сам. 7:14  и Евр. 1:5  в). На этих богодарованных преимуществах Соломона и основывается преобразовательное его значение в отношении ко Христу. И Мелхиседек, – прообраз Христа, – был «царь мира» (Ев. 7:2 в объяснении Melekh Schalem Быт. 14:18 ), но более идеальный, чем действительный, каким был Соломон в своем царствовании над Израилем после покрытого военной славой отца своего. И поэтому-то «не Давид, муж войны, а только Соломон, муж мира прообраз Князя мира (Исаии 9, ст. 5, по русс. и сл. Биб. ст. 6), должен был построить храм» 376 И Мелхиседек, неисповедимостью рода своего по Писанию, был уподоблен как толкует св. ап. Павел, Сыну Божию ( Евр. 7:3 ); но это толкование у Св. Апостола было отрицательным выводом из Писания (без отца, без матери, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни), а теперь он как бы так говорит: «вы, по прежним своим воззрениям, могли бы, пожалуй, считать Христа воплотившегося ниже Ангелов – духов более или менее совершенных и бесплотных; но к ним ли сказано Богом»: «Я буду ему во Отца» и пр.? Нет, не к ним, а к человеку – Соломону. И это не отрицательный какой-либо вывод», как это можно сказать о Мелхиседеке на основании сведений о нем в Писании, а положительное свидетельство Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

особенно беседу о разрушении Иерусалима Мф. 24 и пар. и прощальн. беседу Его с учениками Ин. 13:31–16 ); и в самом Ветхом Завете они не строго разграничивались 303 . Утверждением этой-то тесной связи и объясняется то глубокое толкование св. апостола Павла о покое субботнего дня ( Евр. 3–4 ), которое стоит во внутреннейшем взаимоотношении с 1Кор. 10:1–11 , составляющим как бы частнейшее разъяснение на то толкование и с Евр. 11:12–16; 12:18–29 и некотор. друг. Основная мысль всех этих толковательных отделений может быть выражена так: стремление к наследию земли обетованной в Ветхозаветном Израиле при его странствовании по пустыне по изведении из Египта, как прообраз, имеет свою истину в искании новозаветным Израилем, при его земном странствовании по избавлении от рабства греху в крещении, небесного наследия во граде Божием (см. Евр. 11:16; 14 с 13, 14 и др.). Из этой основной мысли толкования вытекают все частные объяснительные замечания великого Апостола, взаимно себя уславливающие и уясняющие. а) Исходной точкой толкования св. Апостола служат слова псалма, как изречения Св. Духа ( Евр. 3:7 ): «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род, и сказал: непрестанно заблуждают сердцем, не познали они путей Моих. Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой ( Евр. 3:7–11 сн. Псал. 34:7–11 ). Псалмист, призывая всех к восхвалению великого в делах Своих Бога Израилева, говорит: «о, если бы вы послушали голоса Его!» т. е. Бога, причем приводит и следующие слова, т. е. «не ожесточите сердец ваших» и пр. прямо как слова Божии. Их-то и берет св. Апостол сначала прямо как вечно значащие и приложимые ко всем тем, которые хотят быть Божиими ( Евр. 3:12–14 ). Непосредственно затем начинает и само толкование этих изречений. При этом, подобно как в Кор. 10:5–11, он сперва берет просто в пример для предостережения сделавшихся недостойными взойти в покой, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   Вместо сокровищниц LXX перевели комнаты (exedras). А переведенное нами: комнаты или сокровищницы певцов ими опущено. И снова после измерения притвора в пять локтей с одной стороны и в пять локтей с другой стороны они прибавили от себя: и ширина ворот в четырнадцать локтей, хотя в еврейском поставлено только: и ширина ворот в три локтя с одной стороны и в три локтя с другой стороны. Это и напомнил читателю для того, чтобы он не смущался разностию переводом, но чтобы в настоящем месте и особенно в отношении к измерениям храма довольствовался еврейским подлинником. Итак после стены, которую LXX перевели περι’βολον (ограда) и которая в виде четыреугольника окружала храм со всех сторон, мы читаем, что пророк был приведен во внутренний двор и потом на север, и на юг, и к восточным воротам и снова на север. Об этом мы сказали, насколько могли, а наше мнение о различных наименованиях и измерениях видно из предшествующей речи. Смысл [всего] этого вкратце выражает свидетельство Спасителя, говорящего: в дому Отца Моего обители многи суть (Иоанн. 14, 2). После того он входит в храм, то есть в Святое Святых, о котором теперь говорится, и во внутренние ворота, в сокровищницы или комнаты певцов, к которым относится оное повеление: воспойте Господеви песнь нову (Псал. 95:1) и которые взывают: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лук. 2:14). Этот внутренний двор находился в боку ворот, обращенных на север, и на юг и на восток, чтобы певцы и исполнявшие служение ангельское всегда памятовали, чрез какие ступени они достигли высоты, и чтобы тщательно познавали таинственное значение каждого места. Поэтому тот муж, у которого в руке были трость и вервь, введши пророка во внутренний двор, обращенный лицом на юг, сказал так: это сокровищница или экседра (exedra) и, как поставил Феодотио, комната (thalamus), назначенная для жилища священников, бодрствующих на страже храма. Далее, сокровищница, обращенная лицом на север, будет для священников, бодрствующих на служении жертвеннику.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Здравый смысл, которого у немцев не мало, конечно, выясняет, что война вообще невыгодна, не выгодна и для победителей. Что будет пользы от германских побед сыну германского канцлера Бетман – Гельвету погибшему в борьбе с русскими и погребенному где-то безвестно? Чем может возместить сам канцлер эту потерю? Но при отсутствии нравственно-религиозных начал здравый смысл не удержит от войн и не сократит их числа. Во имя здравого смысла нам наши соседи будут говорить о любви и мире, но их речи будут лукавы и лицемерны. Еще Давид молил, обращаясь к Господу: «не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло» ( Псал. 27, 3 . Сравни Псалм. 54, 22). Пророк Иеремия не однократно указывал, как не оправдывались обещания мира. «Ждем мира – и ничего доброго нет; ждем времени исцеления – и вот, ужасы» (Иерем. 14, 19 и 13; 5, 12; 8, 15). И ъ новом завете апостол возвестил: «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху» ( 2Тим. 3:3 ) и «когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фессал. 5:3).   Итак, не должно поддаваться обещаниям мира и счастья. Никакого царства счастья никогда не будет без царства Божия, а царство Божие внутрь нас есть. Итак, нужно стремиться создать мир в самих себе, тогда можно надеяться, что мир явится и вне нас. Мы не можем пророчествовать о будущем, но мы должны знать, что, какое бы ни было будущее, оно будет создано нами. На наши заботы о мире и на наши стремления к миру – стремления, разумеется, не лицемерные и не своекорыстные Господь ответит тем, что на земле будет мир, в человеках благоволение ( Лк. 2:14 ).   У евреев есть поверье: если бы евреи соблюли две субботы, то мессия бы пришел. Евреи не верят, что он пришел, и тем самым свидетельствуют, что они не соблюдают заповеди о субботе. Не будем самообольщаться. Не соблюли и не соблюдаем мы ни суббот, ни воскресений. И несмотря на это, мы знаем: мессия пришел. Тем более пришедший спасет нас, если мы будем просить о спасении.  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010