На Господи воззвах стихиры праздника на 6: и ваий на 4. Слава ваий, глас 6: Имеяй престол небо: И ныне, праздника, Послан бысть: Вход, прокимен дне: чтения праздника 3. На литии стихиры праздника. Слава, и ныне, праздника, благовествует гавриил: На стиховне стихиры дне, самогласны, с припевы их. Слава, ваий, от ветвей и ваий: И ныне, праздника. На благословении хлебов тропарь праздника трижды, и чтение праздника. На Утрени, на Бог господь, тропарь праздника трижды. По 1-й кафисме и по 2-й седальны дне: и чтение дне. По 3-й кафисме ектениа малая. седальны праздника оба, и чтение праздника: полиелей и седален, и чтение праздника. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, благовестите день от дне: Всякое дыхание: евангелие праздника. псалом 50. стихира праздника: [Смотри] [евангелие же дне оставляется, аще случится благовещение в кийлибо день сея седмицы.] Канон праздника, со ирмосом на 6, и трипеснца на 8. Катавасиа триоди: ирмос, оба лика вкупе. [Смотри] А идеже несть трипеснца, поем канон праздника, со ирмосом на 14. Катавасиа праздника. По 3-й песни кондак и икос дне, и седален праздника, и чтение праздника. По 6-й песни кондак и икос праздника: пролог и синаксарий. На 9-й песни, честнейшую не поем, но поем припев праздника: благовествуй земле радость велию: таже ирмос праздника, яко одушевленному: К тропарем же трипеснца, припев: Слава тебе Боже наш, слава тебе. Таже поем ирмос триоди, потом припев праздника, и ирмос: яко одушевленному: Светилен праздника: Слава, дне: И ныне, праздника. На хвалитех стихиры праздника, на 4: Слава, праздника, еже от века: И ныне, дне: Изсохшия смоковницы: таже предстоятель, или чтец глаголет: Слава тебе показавшему нам свет: потом ектениа, Исполним утреннюю: На стиховне стихиры самогласны дне, глас 1: Грядый господь: Припев, Исполнихомся: Достигше вернии: Припев, Во вся дни наша возвеселихомся, за дни в няже смирил ны еси: Господи грядый к страданию: Припев, И призри на рабы твоя: Господи к таинству: Припев, И буди светлость: Господи совершеннейшая: Слава, глас 8: Вторую еву: И ныне, праздника, да веселятся небеса: Таже, благо есть исповедатися: единожды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

444 В некоторых рукописях возглас: Благословенно Царство. Рукоп. Служ. Синод. б. 615, л. 125 об.; рукоп требн. Хлуд б. 119, л. 66 об.; Волокол. библ. 85, л. 124 об. То же и в Сербск. Требниках: Милешевский печ. 1545 г. Слав. Венец Печ. Служ. 1570 г., л. 177; рукоп. Служ. Севастьян. собр. Рум. муз. 1449, л. 98 об. См. также Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 165. 445 Некоторые опускают 50-й псалом. Ркп. Трбн. Волок. библ. 85, л. 124 об. То же в юго-слав. памятн. См. Сырку, Литургические Труды патриарха Евфимия Терновского, вып. II. СПБ. 1890 г. 98 стр. Серб. ркп. Требн. Севаст. Собр. Румянц. муз. 1449, л. 98 об.; Печатн. серб. Милишев. Требн. 1645 г. 446 Присутствие в данном месте современного чинопоследования малого водоосвящения возгласов: «Господу помолимся» и «Яко свят еси Боже наш» может быть объяснено одним из наиболее древних, сохранившихся до нас, чином водосвятия. По этому чину (в рукописи XI в), малое водоосвящение соединялось с литургией. Алфавитные тропари «Еже радуйся», присоединялись к литургийным антифонам. Далее следовал, нужно полагать, вход; возглашение же «Господу помолимся» и возглас: «Яко свят еси Боже» относились к молитве Трисвятого. Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 1051 – 1052. 447 Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 242; нет возглашений на стр. 524, 573 и др. Ср. сербск. Требник Севаст. собр. Рум муз. 1449 л. 100 об. 448 Рукоп. Требн. Синод. б. 265. л. 347 об.; 310, л. 39; 893 л. 134 об.: Чудов. б. 64. л. 732; рук. служ. Типогр. библ. 214, л. 330; 215, л. 106, Старопечатные требники. 449 И тот и другой тропари начинаются с 19-й буквы греческого алфавита Т: «Τας πρεσβεαις λεμον τς Μητρς σο…», «Τς προστρχων τφ ναφ σο…». Порядок, сходный в этом случае с порядком рукописных и старопечатных требников. См в Εχολγια проф. Дмитриевского. Стр. 410. 450 Такой порядок нам кажется наиболее правильным, ибо, когда Трисвятое поется, оно повторяется трижды полностью, на Слава и ныне – конец его, и еще раз – заключительное Святый Боже. Современная практика, благодаря неопределенному указанию нашего Требника в этом случае различна. Одни поют Трисвятое однажды, другие трижды и, наконец, третьи поют Трисвятую песнь, как на Литургии. В современном Чине водоосвящения не показано, сколько раз петь Трисвятое. Здесь, после тропаря: «Пресвятая Богородице Дево», «Святый Боже» напечатано полностью однажды, а затем сказано: «Отпевше же по обычаю, и по Трисвятом, диакон глаголет: Вонмем " … и т.д. Это «по обычаю» и понимается у нас различно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

тойже поем и в причастна место единожды. [Смотри] егда же причащаются братия, и поем вместо, Тело христово: тойже: Вечери твоея тайныя: И дондеже причастятся братия. и вместо, Да исполнятся: единожды, со аллилуиами. На трапезе же не разрешаем на рыбы: но точию на елей и вино.    о томже празднице, аще случится в великий пяток.    В четверток вечера, на Господи воззвах, стихиры дне, 5: и праздника, 5. Слава, дне: Рождение ехидново: И ныне, праздника: Послан бысть: Вход со евангелием. Прокимен, и чтение дне: и праздника 3. ектениа малая, и возглас. и трисвятое. Прокимен, апостол, Аллилуиа, и евангелие дне, и прочая божественныя литургии великаго василиа, якоже прежде изъявися. На трапезе же разрешаем на елей и вино. Повечерие, поем малое, с трипеснцем. По трисвятом кондак дне: Слава, и ныне, праздника. [Смотри] При часе же 1-м нощи ударяет в великий и во вся тяжкая, и начинаем утреню. На Бог господь: тропарь праздника, дважды: Слава, и ныне дне: егда славнии ученицы: Посем ектениа малая. и абие диакон, или иерей глаголет: И о сподобитися нам слышания святаго евангелиа: и чтет евангелие 1-е настоятель. и потом антифоны, и евангелиа святых страстей по чину их: и по чтении 6-го евангелиа, чтение дне. Посем степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника: Всякое дыхание: евангелие праздника: и абие евангелие святых страстей, 8-е. псалом 50. стихира праздника. Таже, молитва: спаси Боже люди твоя: и Господи помилуй, 12. Канон праздника со ирмосом на 14. Катавасиа праздника, оба лика вкупе. А идеже трипеснец, поем канон праздника со ирмосом на 6: ирмос дважды, и трипеснец на 8. Катавасиа, ирмос триоди, оба лика вкупе. По 3-й песни, кондак и икос дне: Слава, и ныне, седален праздника: и чтение праздника. По 6-й песни, кондак и икос праздника: и синаксарий. На 9-й песни, честнейшую не поем: но поем припев праздника. Светилен праздника: Слава, дне: И ныне, праздника. таже евангелие 9-е. На хвалитех стихиры самогласны дне: Слава, дне: И ныне, праздника, таже евангелие 10-е. Посем, Слава в вышних: ектениа: Исполним утреннюю молитву: и возглас.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

После благословения хлебов лик начинает петь: «Аминь. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века (трижды)», и первую половину 33–го псалма «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага». 74 Во время пения 33–го псалма священник поднимается на солею (рис. 70) и, став перед царскими вратами, 75 лицом на запад (по иным же традициям лицом на восток) ожидает окончания пения 33–го псалма. В это время диакон (или пономарь) северною дверью уносит освященное в алтарь (рис. 71). По окончании 33–го псалма священник лицом к западу (если ожидал его окончания, смотря на восток, то развернувшись через правое плечо) благословляет народ со словами: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков» и входит царскими вратами 76 в алтарь (рис. 72), после чего царские врата затворяются. Лик поет: «Аминь», и тем самым заканчивается собственно вечерня и начинается утреня. После входа в алтарь священник и диакон, сотворив положенные поклоны, прикладываются к краю святого престола. Воскресная утреня Благовест к утрени Перед началом утрени (или во время начала) звонарь совершает звон. По одной традиции это двоекратный непродолжительный звон «во вся», по другой же (предписывающей здесь звон, положенный в самом начале вседневной утрени) однократный «во вся, тяжким ударением редко, пока глаголет псалом 50–й, весь». Устав всенощного бдения об этом звоне замечает только, что он творится «в великий и в прочия кампаны». Шестопсалмие

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Аще кто пойдет на праздник варьварскии, или еретическии, и снесть в той день с ними от них жремая за душу их, или спразднует им. лета два да не причастится, по седмому правилу, иже во Агкире святаго собора. аще ли священник есть да извержется, по седмьдесятому правилу святых апостол. Но и от них жремая не подобает ясти, аще и приносят нам. возбранибося от тридесят осмаго, 39-го и 40-го правила, иже в Лаодикии собора. Правило 134. Правило же 11, шестаго собора, иже в Трулле повелевает. аще кто в болезни дерзнет призвати евреина врача. или немчина или от иных вер еретических или русскаго ведуна или шепотника или баб богомерских ворожей или кудесниц, тако же и лопарей и самоядь и от него врачюется, или и со июдеи в бани мыется. аще убо священник есть, да извержется. людин же да отлучится. Правило 135. Священник ловец, или птицоятель, да есть празден три месяца. Правило 136. Клирик или людин аще из церкви возмет воск, или елей, да отлучится по 72-му правилу, святых апостол. Правило 137. Епископ или священник или диякон лихву взимая, или да престанет, или да извержется, по четыредесят четвертому правилу, святых апостол. Правило 138. Инок же или инокиня лихву взимающе, да отлучатся. и от причастия, да возбранятся, дóндеже престанут. Правило 139. Священник упиваяся, или блюя, или куплю дея. или да престанет, или да извержется, по четыредесят второму правилу, святых апостол. Правило 140. Священник аще поищет златицу, или что ино, причастия ради, да извержется по двадесят третиему правилу, еже в Трулле. Правило 141. Священник аще послет чтеца, или иного кого, да причастит человека. да отлучится, по четыренадесятому правилу, еже в Лаодикии собора. Правило 142. Четвертое правило собора Гангрскаго, сего иже отвращается мирскаго священника, и глаголет, яко ему литургисающу неподобает от него причаститися, анафеме предает. Правило 143. Священник в кой день литургисаше, и аще изблюет, от многаго пития, шестьдесят днии да будет празден, по святому Иоанну Постнику . Аще ли без литургии изблюет, от многопития, пол сих. аще ли ходит в корчемницу, или да престанет, или да отлучится. людин же аще изблюет по причащении, четыредесят дний запрещается. творя на всяк день поклонов сто. и да чтет, псалом, 50. Помилуй мя Боже. Правило 144.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nomoka...

Одинцовым, чина елеосвящения тогоже имени в наших рукописях. Самое важное отличие сербского чина елеосвящения, по уставу иерусалимскому, от нашего состоит в том, что в первом решительно ничего не говорится о соединении его с литургиею. Сербский список елеосвящения представляет совершенно самостоятельное чинопоследование. В самом последовании мы находим тоже несколько особенностей. Изложение чина начинается описанием того, что было необходимо для совершения таинства елеосвящения. «Хотящему е творить, говорится в этом памятнике, сице да творить: да скупить 7 поповь и кадило, и масло, и 7 ужижьць, и 7 паличиць, имиже есть мазатисе и дадеть по свещи и хотящуму святити масло и тому дадеть свещу; прьвому попу облечену сущу в священническую одежду и прочий попове да возмуть петрахил и горню ризу на се, и взем кадильницю 1 поп и кадить кадило все попове и болящего и почнеть «Благословен Бог наш». За началом следовало Трисвятое, «Отче наш», 50 псалом и канон: «Яко по суху», который изложен, как и в нашем списке, с теми же молитвами после песней: 3, 6 и 9. После канона и молитвы: «Царю исцелителю страждущим» снова читалось Трисвятое, «Отче нащ», по возгласе, тропари: «Помилуй нас Господи» и тотчас же следовала великая ектенья. В состав ея входят следующия прошения: «О рабе Божием, имрек, спасения и скорого посещения его», «О Господу Богу нашему посетити и помиловати его», «О оставити сему грехомь и яже от греха болезни», «О изгнати от него всако искушение, всако настояние от супротивнаго», «О сподобити святей церкви душею и телом вьходеща в делеса и вь словеса благо», «О помшюватисе и схранитйсе рабу сему от немощи», «О свободитесе ему всакого прегрешения волнаого и невольнаго» и «Заступи спаси». По возгласе читалась молитва: «Боже и Господи, милости и щедроть человеколюбче исцелителю душе и телесь наших», при чем первый священник вливал в «кандило» масло, а затем благословив его, отступал в сторону. Тоже самое делали и все остальные священники с чтением той же молитвы. Потом первый священник «ужежеть свой ужижьць глаголет к себе свой тропарь»: 1 гласа «Матерь Божию», 2 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Возвращаясь к теме архиерейской проскомидии, нужно отметить, что только лишь несколько поздних славянских памятников говорят о том, что епископ совершает полный протесис (дониконовские литургические книги вообще не упоминают об архиерейском проскурмисании ). С. Муретов приводит указание из «Служебника святительского» (издан в Супрасле, 1716 г.) на совершение епископом полной проскомидии перед Великим входом: «После умовения рук с чтением “умыю в неповинных”, Херувимской песни, архиерей кадит престол, говоря 50 псалом, потом кадит жертвенник, и отдав кадильницу, “абие начинаетъ проскомидию отъ искупилъ ны еси даже до конца”, — по окончании проскомидии обычный вход; архиерей оставшись въ алтаре, читаетъ молитву “Благодетелю всех и твари всякия содетелю”, а по поставлении и покровении даров: “Владыко Господи животворяй, благимъ дателю”» с. 25]. Изъятие поминальных частиц епископом на Великом входе фиксируется к середине XVII века. В послании константинопольского патриарха Паисия к «преблаженнейшему и благочестивейшему патриарху московскому, великия же и малыя России […] господину Никону» в пятом литургическом пояснении о правиле ношения патриархом митры упоминается проскурмисание как один из четырех случаев, когда первосвятитель отлагает митру: «В пятом же отвещаем, яко митру носит патриарх изначала, отнели же облачится во всю священническую одежду, являяй тайное и небесное Царство Господа нашего Иисуса Христа. За еже и егда налагает ю на главу свою, глаголет “Господь воцарися, в лепоту облечеся”. И облагает ю, токмо егда взимает частицы во время, егда поется херувимская песнь, и егда освящает пречистая таинства, и егда причащается сам» с. 228]. Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что трансформация отношения клириков к совершению протесиса является одной из ярчайших иллюстраций к пятому литургическому закону А. Баумштарка (1872—1948): «Обычные и утилитарные действия священнослужителей во время богослужения со временем приобретают символическое значение, подвергаются сакрализации и дальнейшей кодификации» [цит. по: 5, с. 15].

http://bogoslov.ru/article/6175818

Вместо гневайтеся Таргум и большинство новейших переводчиков переводят: трепещите (Мандельштам, Пумпянский, Лонд. пер. и Никольский) или бойтесь (Амвросий и Амфилохий), т. е. Бога, который, как сказано в предыд. стихе, чудесно водительствует судьбою гонимого праведника и слышит его молитвы. Соответственно этому, выражение: не грешите получает значение: удержитесь от ваших греховных действий против праведника – клеветы, злословия, преследования. – Вместо масор. (пов.накл.)= глаголите, – что с последующим дополнением в сердцахъ вашихъ значит собственно: размыслите, 70 толк. читали: (1 аор.)= глаголете. пожрите жертв правды и уповайте на Гда. 6. приносите жертвы правды и уповайте на Господа. 6 . Утишив сбой страстный гнев спокойным размышлением и сознав греховность своих мятежных действий, враги Давида должны бы постараться загладить свою вину пред Богом жертвами правды, т. е. угодными Богу жертвами, которые бы служили к оправданию их пред Ним, а затем, вместо того, чтобы самонадеянно предаваться обманчивым мечтам о лучшем устроении судьбы своей и своего народа, возложили бы все упование на Господа, предоставив Ему устроение и своего и общего народного счастья по Его премудрой воле. – Истинно угодные Богу жертвы состоят вообще «в совершении праведных дел» (Златоуст, ср. Ис.1:11, 16–17 ; 1Петр.2:5 ; Рим.12:1–2 и Евр.13:15–16 ); но в ветхом завете были установлены законом еще животные жертвы, которые также служили к заглаживаю грехов пред Богом, если только приносились от сердца, сокрушённого и смиренного ( Пс.50:18–19 ) и являлись выражением веры, надежды и любви к Богу со стороны приносящего ( Пс.49:13–23 ; ср. 1Цар.15:22–23 ). В наставлении Давида: приносите жертвы правды – надобно разуметь и совершение праведных, добрых дел, в противоположность злым, греховным делам, и в буквальном смысле – принесение установленных законом животных жертв, с должным разумением их внутреннего значения и расположением сердца, в противоположность тому, как приносили их мятежники при открытии восстания в Хевроне ( 2Цар.15:7–8 и 12), а потом вероятно по занятии Иерусалима и в Сионском святилище, без всякого сердечного умиления пред Богом, с единственною целью благовидного прикрытия ими своего беззаконного предприятия, почему такие жертвы их и были жертвами неправды и нечестия, противными Господу (ср. Притч.21:27 ; Ис.1:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Даров на престол. На архиерейской литургии служащий архиерей совершает еще проскомидию для себя, поминая кого он хочет во время Херувимской песни, перед самым Великим входом. Вынув из просфор все положенные частицы, священник покрывает дискос и потир покровцами, облагоухав их предварительно фимиамом над кадилом которое подносит ему диакон, если нет диакона, то прислужник. Прежде всего, благословив поднесенное кадило, священник произносит молитву кадила: Кадило Тебе приносим… и затем окуривает над кадилом звездицу и поставляет ее на дискосе над дарами, как для поддержания покровца над ними, так и для изображения той звезды, которая явилась при Рождестве Спасителя. В знак этого священник и говорит: И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча. Затем священник окуривает фимиамом покровец и покрывает им дискос, произнося слова псалма: Господь воцарися, в лепоту облечеся… Потом окуривает второй покровец и покрывает им потир, произнося: Покры небеса добродетель твоя, Христе… И наконец, облагоухав большой покровец, называемый «воздухом», возлагает его сверху на дискос и потир вместе, произнося: Покрый нас кровом крилу твоею… При этих действиях диакон, держащий кадило, произносит: Господу помолимся: и Покрый, владыко. Покрыв свв. дискос и потир, священник берет из рук диакона кадило и трижды кадит их, произнося трижды хвалу Господу за установление сего великого таинства: Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава тебе. Диакон к каждому из этих трех возглашений добавляет: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. При этом оба они трижды покланяются перед св. жертвенником. В конце Проскомидии указано « Ведати подобает : если без диакона служит иерей, в проскомидии диаконских слов, и в литургии пред Евангелием, и на ответ его: Благослови, владыко, и Прободи, владыко, и Время сотворити, да не глаголет: только ектении и чиновное предложение» (то есть, только то, что по чинопоследованию указано для иерея). Затем диакон, приняв от священника кадильницу, приглашает его помолиться о предложенных честных дарах, на что священник читает так называемую молитву Предложения , начинающуюся словами: Боже, Боже наш, небесный хлеб… Проскомидия оканчивается обычным отпустом, на котором вспоминается святый, чья литургия служится. По отпусте диакон кадит святое предложение, отдергивает завесу на царских вратах, кадит вокруг св. престола, весь алтарь, а затем и весь храм, глаголя воскресные тропари: Во гробе плотски…, и псалом 50-ый. Вернувшись в св. алтарь, снова кадит престол и священника, после чего отлагает кадильницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Далее – собственно всенощное бдение, начинающееся великой вечерней. Великая вечерня начинается, согласно Типикону, совсем не так, как мы привыкли видеть. Дело здесь вот в чем. Мы говорили о том, что в истории Церкви была самые разные Богослужебные уставы. Нынешний Типикон представляет собой, в общем-то, изложение Иерусалимского устава с некоторыми минимальными влияниями других уставов. А наш обиход имеет в себе гораздо большее влияние других уставов, не Иерусалимского. В частности, устава Великой церкви. Так вот, наша всенощная начинаетсяч, по всей видимости, примерно так, как она начиналась в Великой церкви, а не так, как в лавре прп. Саввы Освященного. И еще один момент, на который хотелось бы обратить ваше внимание. Не надо думать, что великая вечерня – это обязательная часть всенощного бдения. Это далеко не всегда так. Великая вечерня совершается в следующих случаях: – когда есть знак «крест окружен» – когда есть знак «крест полуокружен» – когда есть знак «крест не окружен» – во все воскресные дни. При знаках «крест окружен» и «крест полуокружен» великая вечерня является первой частью всенощного бдения. При знаке «крест» совершается самостоятельно. Что касается воскресного дня, то устав допускает оба варианта: и великую вечерню как часть воскресной всенощной, и великую вечерню, совершаемую самостоятельно. Чин воскресного всенощного бдения описан в главе 2 Типикона, а чин воскресной службы без бдения – в главе 7. У нас принято под воскресенье совершать именно бденную службу. Собственно, этот разговор я завел к тому, что великая вечерня может начинаться по-разному. Если великая вечерня не является частью всенощного бдения, а совершается самостоятельно, то она начинается так же, как вседневная вечерня: читается Псалом 103, в это же время светильничные молитвы; врата закрыты, затем великая ектения. А если великая вечерня открывает собой всенощное бдение, то начинается она особо торжественным образом. Вот как говорится об этом в Типиконе: «Чин великия вечерни...бдения всенощного» О еже зайти солнцу мало, подходит кандиловозжигатель и творит поклон предстоятелю, таже восходя ударяет в великий кампан нескоро, поя «Непорочны» или глаголя Псалом 50 тихо дванадесять». Во время звона звонарь должен успеть пропеть либо 17-ю кафизму на память, либо, если он ее не помнит, Псалом 50-й двенадцать раз. В великий кампан ударяет 12 ударов через 50-й Псалом. «И потом вшед возжигает лампады и уготовляет кадильницу. И тако паки исшед, клеплет во вся кампаны и, возвращшся в церковь и взжжег свечу на свечнице, поставляет прямо в царских вратах. Также творит поклонение иерею, егоже есть чреда. Иерей же, востав, творит поклон предстоятелю и, отшед, творит поклоны три пред святыми дверьми и на оба лика, братиям же всем сидящим. Исшед во святый алтарь, возлагает на ся епитрахиль, целовав крест вверху его и, прием кадильницу и став пред Святою Трапезою, влагает фимиам и глаголет молитву кадилу тайну. И так, покадив Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010