По седальнах сразу (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму) , разделяя на две части (статии), с припевом к 1-й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой…» и «Во век не забуду оправданий Твоих…» . Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды . Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их…», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия…», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». Певцы: «Аминь». Вторая статия 17-й кафизмы: «Твой есмь аз…» поется с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя» . В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива будет душа моя…» и «Заблудих, яко овча погибшее…». Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик...», с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» . Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов…». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш…», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче» , «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый…». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-19/

По седальнах сразу (ничего не глаголя) поем (по Уставу, на 5-й глас) непорочны (17-ю кафизму) , разделяя на две части (статии), с припевом к 1-й: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим». Первая статия оканчивается 93-м стихом, перед словом: «Среда» (т. е. середина). После первой статии не произносится: «Слава, и ныне», но с припевом поются (трижды) заключительные 92-й и 93-й стихи: «Яко аще бы не закон Твой...» и «Во век не забуду оправданий Твоих...» . Примечание. Относительно окончания первой и второй статии 17-й кафизмы при заупокойном богослужении существуют следующие мнения: 1) каждый из двух последних стихов первой и второй статии поется по трижды с соответствующим припевом ; 2) в каждой статии два последних стиха объединяются «за един» и поются с припевом трижды . Произносится малая заупокойная ектения: «Паки и паки...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих праотец, отец, и братий наших...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Яко да Господь Бог учинит души их...», певцы: «Господи, помилуй» (единожды); «Милости Божия...», певцы: «Подай, Господи». «Господу помолимся». Певцы тихо: «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов...». Возглас: «Яко Ты еси Воскресение...». Певцы: «Аминь». Вторая статия 17-й кафизмы: «Твой есмь аз...» поется с припевом к каждому стиху: «Спасе, спаси мя» . В конце трижды поются с припевом заключительные 175-й и 176-й стихи: «Жива будет душа моя...» и «Заблудих, яко овча погибшее...». Далее тропари по Непорочных, глас 5-й: «Святых лик...», с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» . Малая заупокойная ектения (см. по 1-й статии). «Господи, помилуй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духов...». По возгласе певцы: «Аминь», и седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...», «Слава» – конец этого песнопения: «И вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче» , «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «От Девы возсиявый...». Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголется.)

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-30/

Тропарь, глас 6: Яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя, и яко долготерпелив презри прегрешения наша, и помилуй ны. Да будут уши Твои внмлюще гласу моления моего. Тропарь: Яко щедрый, Господи: Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит; яко у Тебе очищение есть. Тропарь: Яко щедрый, Господи: Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое: упова душа моя на Господа. Тропарь: Яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя, и яко долготерпелив презри прегрешения наша, и помилуй ны. О стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. Тропарь: Яко щедрый, Господи: Яко у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. Тропарь: Яко щедрый, Господи: Слава: Яко щедрый, Господи, умилосердися на люди Твоя, и яко долготерпелив презри прегрешения наша, и помилуй ны. И ныне , Богородичен: Пресвятая Владычице, Всепетая, Благословенная, яко Благолюбивая, помози предстательством Твоим, и помилуй ны. Посем чтец глаголет псалом 50: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши, внегда судити Ти. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконные путем твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, и ныне: тойже. Воскресение Христово: псалом 50. Каноны праздника, со ирмосом на 8, и Минеи на 4. Кондак и ексапостиларий праздника. На хвалитех поставим стихи 4, и поем настоящыя стихиры, повторяюще первую, глас 3: Поведаша вся чудеса стражие Твои Господи: но собор суеты исполни мздою десницу их, скрыти мняше Воскресение Твое, еже мир славит: помилуй нас. [Дважды.] Разсеянный мой ум собери Господи, и оледеневшее сердце мое очисти, яко Петру даяй мне покаяние, яко мытарю воздыхание, и яко блуднице слезы, да велиим гласом взываю Ти: Боже, спаси мя, яко един Благоутробен и Человеколюбец. Мученичен: Царей и мучителей страх отринуша Христовы воини, и благодерзновенно и мужески Того исповедаша всех Господа Бога, и Царя нашего: и молятся непрестанно о душах наших. Слава, и ныне: глас 8: Господи, разслабленнаго не купель исцели, но Твое слово обнови, и ниже многолетный запят ему недуг: яко гласа Твоего скорейшее действо показася, и неудобоносимую тяжесть отверже, и бремя одра понесе, во свидетельство множества щедрот Твоих, слава Тебе. На стиховне стихиры, глас 3. Подобен: Велия Креста: Явися разслабленным удесем слово Твое, якоже связание Живоносное, животворче мой Слове, егоже свидетельство, паче надежди одра взятие: егоже повелен ношаше, слежав на нем на мнозе. Стих: Милости Твоя Господи, во век воспою. Радуяся исполняет повеление разслабленный, Твоея всесильныя Владычния крепости, и одр свой нося хождаше, и свидетельствуя взываше: исцеливый сие мне творити повелевает. Стих: Яко рекл еси: в век милость созиждется. В летех многих и временех слежай, помилуй мя, зовет разслабленный удесы, Свободителю Христе, связана недоумением, и Спас одр взяти повелеваше, стягнув уды. Слава, и ныне: глас 5: ПриОвчей купели, человек лежаше в немощи, и видев Тя Господи, вопияше: человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в ню. Егда же прихожду, ин предваряет мя, и приемлет исцеление, аз же немощствуяй лежу. И абие умилосердився Спас глаголет к нему: тебе ради Человек бых, тебе ради в плоть облекохся, и глаголеши человека не имам. Возми одр твой и ходи. Вся Тебе возможна, вся послушают, вся повинуются, всех нас помяни, и помилуй Святый, яко Человеколюбец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На архиерейской литургии служащий архиерей совершает еще проскомидию для себя, поминая кого он хочет во время Херувимской песни, перед самым Великим входом. Вынув из просфор все положенные частицы, священник покрывает дискос и потир покровцами, облагоухав их предварительно фимиамом над кадилом которое подносит ему диакон, если нет диакона, то прислужник. Прежде всего, благословив поднесенное кадило, священник произносит молитву кадила: Кадило Тебе приносим… и затем окуривает над кадилом звездицу и поставляет ее на дискосе над дарами, как для поддержания покровца над ними, так и для изображения той звезды, которая явилась при Рождестве Спасителя. В знак этого священник и говорит: И пришедши звезда, ста верху, идеже бе Отроча. Затем священник окуривает фимиамом покровец и покрывает им дискос, произнося слова псалма: Господь воцарися, в лепоту облечеся… Потом окуривает второй покровец и покрывает им потир, произнося: Покры небеса добродетель твоя, Христе… И наконец, облагоухав большой покровец, называемый «воздухом», возлагает его сверху на дискос и потир вместе, произнося: Покрый нас кровом крилу твоею… При этих действиях диакон, держащий кадило, произносит: Господу помолимся: и Покрый, владыко. Покрыв свв. дискос и потир, священник берет из рук диакона кадило и трижды кадит их, произнося трижды хвалу Господу за установление сего великого таинства: Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава тебе. Диакон к каждому из этих трех возглашений добавляет: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. При этом оба они трижды покланяются перед св. жертвенником. В конце Проскомидии указано « Ведати подобает : если без диакона служит иерей, в проскомидии диаконских слов, и в литургии пред Евангелием, и на ответ его: Благослови, владыко, и Прободи, владыко, и Время сотворити, да не глаголет: только ектении и чиновное предложение» (то есть, только то, что по чинопоследованию указано для иерея). Затем диакон, приняв от священника кадильницу, приглашает его помолиться о предложенных честных дарах, на что священник читает так называемую молитву Предложения , начинающуюся словами: Боже, Боже наш, небесный хлеб… Проскомидия оканчивается обычным отпустом, на котором вспоминается святый, чья литургия служится. По отпусте диакон кадит святое предложение, отдергивает завесу на царских вратах, кадит вокруг св. престола, весь алтарь, а затем и весь храм, глаголя воскресные тропари: Во гробе плотски…, и псалом 50–ый. Вернувшись в св. алтарь, снова кадит престол и священника, после чего отлагает кадильницу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

«Таже псалом 50-й. Иерей же пред Трапезою стоит в себе, кадя, глаголет (т.е. про себя – изд.) И покадив святилище же, иерея и храм весь, входит паки во святый алтарь, и покадив святую трапезу паки и предложение спереди и священника, кадильницу убо отлагает на свое место, сам же приходит ко иерею ». При службе же одного священника, каждение совершается на часах по покрытии Даров, как начатое от жертвенника, у жертвенника же и оканчивается. §18 . При соборном служении, в том только случае, если каждение совершается не в связи с покрытием Даров, благословение на каждение даёт настоятель, а не совершавший Проскомидию. Например, и при соборной службе каждение благословляет очередной, если литургия с вечерней и каждение на «Господи воззвах» начинается от жертвенника по покрытии Святых Даров. Примечание: О часах (из воспоминаний, не вошедших в книгу). Вопрос: Если часы уже дочитаны, а батюшка ещё не успел покадить храм, то что лучше сделать: читать молитву девятого часа или ещё что-либо (например из Правила ко Святому Причащению) или дать совершить каждение в молчании? Ответ: В Лавре часы (как и всё прочее) читали очень неспешно. После них читали молитвы ко причащению. А девятому часу здесь не место. Он будет прочитан перед вечерней. Почему-то боятся здесь паузы, а ведь она там даже должна быть. Паузы между различными службами как раз соответствуют Уставу. Например, когда служил архиерей, специально ждали, когда кончится шестой час и архиерей молится один в тишине: «Царю Небесный» и прочая. Или после девятого часа, перед вечерней, все садятся, и через минут пять-семь начинается вечерня. Кстати, в этой паузе неспешно передают череду: священники и суточные чтецы. Священники – епитрахиль, а чтецы – через поклоны. После полунощницы, перед утреней – также пауза. По Уставу пауза для каждения храма – на велицей вечерне после «Востаните» до «Слава Святей». «И ставше вкупе перед святою трапезою, поклоняются трижды, в себе молящееся и глаголюще: «Боже, очисти мя грешнаго». Таже иерей руце воздев: «Царю Небесный» и прочая до конца. И поклон един.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И лукавое пред Тобою сотворих Ибо Ты все видишь, не только в прошедшем и настоящем, но и в будущем. Говоря это, он как бы стыдится самого себя, что не побоялся Бога, видящего совершающийся грех. К сему присовокупил и то, что об одном только грехе по-видимому говорит, а между тем один рождает и другой, по взаимной между собою связи: так, от греха прелюбодеяния перешел он к греху убийства. Яко да оправдишися во словесах твоих, и победиши, внегда судити Ти Преступление, содеянное мною пред Тобою, признаюсь, совершил я на свою голову, так что Ты в правоте и праведности своей в отношении ко мне являешься более оправданным, возведши меня на царство из ничтожества и столько возвеличивши меня, а я, поправши Твои законы и оскорбивши Тебя, в отношений к Тебе остаюсь более осужденным, как неблагодарный к своему благодетелю. Таково было наваждение злого духа, увлекавшего меня ВСЕМИ силами ко греху дотоле, доколе не одержал надо мною победы, чтобы выставить меня самого виновником своего осуждения. Можно сказать, что Бог как будто защищал свои права в отношении к Давиду, судился с Давидом, когда чрез Нафана пророка обличал его, как он после толиких благодеяний, полученных им от Господа, сам вопреки тому своею порочною жизнью воздал Благодетелю своему злом за добро. И после этих оправданий пророк от лица Божия изрекает и осуждение виновному. Сия глаголет Господь, говорит он ему, «се Аз воздвигну на тя злая от дому твоего» ( 2Цар. 12:11 ) и проч., как это полнее описано в книгах Царей. Пс.50:7 .  Се бо в беззакониих зачат есмь, и во грехах роди мя мати моя Чтобы более приклонить Господа на милость и сострадание, Давид обращается к своему рождению. Ибо если бы Адам не согрешил, то не было бы ему надобности и в плотском соитии с Евою. Итак грех породил таковое совокупление, а это совокупление – в свою очередь – тех, которые родились от Адама и Евы, и так далее, те от тех, другие же от других, так и до самого Давида. И хотя браки стали по закону честны пред Господом «чадородия ради», но в существе своем и они суть порождение греха. Таким образом Давид говорит, что и он во грехе и зачат и родился. И Симмах выше употребленное слово «зачат» заменил словом «роди». Поэтому ничего тут нет удивительного, если и сам он, Давид, имел несчастье согрешить, как бы подчиняясь необходимости природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Этим еще раз и с полной наглядностью подтверждается тожество чина 12-ти псалмов с «ночными часами». А совпадение «чина ночных часов» с находящимся в Син. 12 и Спб. 57 «великим мефимоном» заставляет и в последнем видеть все тот же «чин 12-ти псалмов». В близком родстве с предыдущими чинами находится также «навечерница», совершавшаяся в великий пост по нашему древнему, так называемому, Студийскому или Алексиевскому Уставу. Древнейший славяно-русский Типикон дает следующее предписание «о навечерници в великий пост». – Ведети есть, яко весь пост, егда великая навечерница поеться, по скончании ея и по 6 псалм и по Св. Боже абие начинают Блажени непорочни,не в глас, ни в стихи разделяют, но всем единогласно глаголющем; посем поеться Св. Боже, тажь Слава в вышних, и тропарь Оком милосердым, и друг. троп. Век мой коньч., и богор. Рожейся нас ради; посем глаголет молитву Манасии, ейже нач. Господи Вседержителю, и другую молитву сию: Дажь нам Владыко, – мол. св. Евстратия: Величая величаю Тя, посем 3(-жды): Господи помилуй оскверншююся страс., и Господи помилуй 50, и молитве от попа бывши, бывает отпуст 286 . Эта служба, представляя нечто среднее между повечерием, полунощницей и чином 12-ти псалмов, устанавливает тем самым взаимную близость чина 12-ти псалмов не только с повечерием, но и с полунощницей. 4. Полунощница Наша полунощница, можно сказать, самым существованием своим обязана келейной практике. Ее тяготение к келейно-скитским последованиям заметно уже в Синайском Часослове 864 (IX в.). В этом Часослове, после 12-ти ночных псалмов, примыкающих к 9-му часу, приводятся два богородичных тропаря, а непосредственно за ними идут два полунощных канона, являющихся, по-видимому, продолжением одного и того же последования. – За недостатком данных, нельзя пока установить подлинное отношение этих канонов к известным нам последованиям ночи, или ночным часам, иначе – «канону псалмопения»; но связь между ними несомненно существует. – Тропари полунощных канонов сопровождаются припевами и по содержанию своему приурочены к полночному времени; после канонов положены стихиры, по смыслу соответствующие молитвословиям перед отходом ко сну. Далее следует особая полунощница. Начинается она молитвами царей Езекии (Исаии 38:9–20) и Манассии (2 Паралип., в конце) и псалмом 90-м, более свойственными повечерию; затем полагается Аллилуиа, с нынешними утренними стихами из Исаии (26:9, 11, 15), и «троичный гимн»: «Се жених градет»; потом – псалом 118 (17-я кафизма), и после него – особые седальны, богородичны и иные тропари покаянно-умилительного содержания. Таким образом, начиная псалмами 9-го часа и кончая заключительными тропарями полунощницы, идет как бы одно непрерывное последование ночи, находящееся в связи с известными «канонами ночных псалмов» (Афин. 7), которым вполне соответствует и состав 12-ти псалмов данного последования.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Первая часть заканчивается пением тропарей на «Бог Господь». Вторая часть (ее можно условно назвать псаломской) объемлет кафизмы и то, что с ними связано, и заканчивается 50-м Псалмом. Третья часть – каноны и то, что к ним прилегает. Последним песнопением, связанным с каноном, как раз и является светилен. Четвертая завершающая часть – все то, что идет после светильна. К изложению этого я и приступаю. Согласно общей схеме чинопоследования утрени, после светильнов, после того, что обозначено словом «каноны», y нас указаны хвалитные Псалмы и, быть может, стихиры. Что это за хвалитные Псалмы? Это три последние Псалма Псалтири – 148, 149 и 150. Если взять полиелейную службу, то можно увидеть довольно интересную вещь: в начале вечерни поются три первые Псалма Псалтири – то, от чего остались пять куцых стихов. А в конце утрени поются три последних Псалма – то, от чего осталась попевка «Всякое дыхание...» в обиходной службе. Это, безусловно, не случайно. В древности за рядовым суточным богослужением прочитывалась вся Псалтирь. Собственно, древнее всенощное монашеское бдение и состояло из чтения Псалтири. Если ее не торопясь читать, то как раз уходит примерно семь с половиной часов – столько, сколько идет уставное всенощное бдение. Это хорошая форма совершения всенощного бдения при всяком отсутствии богослужебных книг. Некоторые подвижники знали Псалтирь наизусть. На будничной утрени, скорее всего, стихир на хвалитех нет. Но они могут все-таки появляться. Как узнать, есть стихиры или нет? Для этого достаточно посмотреть либо в Типикон, либо в Минею. Если они там есть, то они, естественно, указаны. От наличия или отсутствия стихир на хвалитех зависит, согласно уставу, способ исполнения хвалитных Псалмов. На некоторых службах Великое славословие читаетсяч, а на некоторых поется. Так вот, согласно уставу, хвалитные Псалмы тоже иногда читаются, а иногда поются. Если стихир нет (имеются в виду хвалитные стихиры), то Псалмы просто прочитываются чтецом. Если же стихиры наличествуют, то хвалитные Псалмы поются, причем антифонно: один лик поет один стих, другой лик – другой стих. Сошлюсь на Типикон, 9 глава: «Посем (то есть после светильна) учиненный чтец глаголет Псалом «Хвалите Господа», и «Воспойте Господеви», и «Хвалите Бога во святых Его» (как раз эти три Псалма) и аще имать святый стихиры на хвалитех, тогда глаголем сии три Псалмы на лики».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   И ныне: глас той же: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.    Господи, помилуй (трижды): Слава, и ныне: Псалом 50: Помилуй мя, Боже... Акафист Живоносному Гробу и Воскресению Господню    Иерей: Благословен Бог наш: лик: Аминь. Иерей с диаконом поет тропарь.    Тропарь, глас 5й    Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробёх живот даровав. (Трижды.)    По сем лик поет тойже тропарь...    Таже иерей глаголет стих: Да воскреснет Бог: и прочие, с пением от лика на кийждо стих: Христос воскресе...    На Господи воззвах, стихиры, глас 8й    Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приях: пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши, душы, яже содержах прежде, Бог сый, воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему!    Днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях Мертваго яко единаго от умерших: Сего бо держати отнюдь не могу, но погубляю с ним имиже царствовах: аз имех мертвецы от века, но Сей всех воздвизает. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему!    Днесь ад стеня вопиет: пожерта бысть моя держава, Пастырь распятся, и Адама воскреси, имиже царствовах, лишихся: и яже пожрох возмогий, всех извергох. Истощи гробы распныйся, изнемогает смертная держава: слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему!    Ины стихиры, глас 6й    Победу имеяй, Христе, юже на ада, на Крест возшел еси: да во тме смерти седящыя воскресиши с Собою, иже в мертвых свободь: источаяй живот от Своего света, всесильне Спасе, помилуй нас!    Днесь Христос смерть поправ, якоже рече воскресе, и радование мирови дарова, да вси взывающе, песнь тако рцем: Источниче жизни, Неприступный Свете, всесильне Спасе, помилуй нас!    Тебе, Господи, сущаго по всей твари, грешнии камо бежим; на небеси Сам живеши, во аде попрал еси смерть: во глубины морския; тамо рука Твоя, Владыко. К Тебе прибегаем, Тебе припадающе молимся: воскресый из мертвых, помилуй нас!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3202...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010