10 868 Поразил Он Египет и первенцев его, ибо вовеки милость Его! 11 И вывел Израиль из той страны, ибо вовеки милость Его, 12 869 Рукою крепкою, десницей, занесенной грозно, ибо вовеки милость Его! 13 870 Разделил Он надвое Чермное море, ибо вовеки милость Его, 14 И провел Израиля посреди него, ибо вовеки милость Его; 15 И низринул Фараона и войско его в море Чермное, ибо вовеки милость Его! 16 Провел Он народ свой в пустыне, ибо вовеки милость Его! 17 871 Поразил царей великих, ибо вовеки милость Его! 18 872 И убил царей сильных, ибо вовеки милость Его: 19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовеки милость Его, 20 Ога, царя Васанского, ибо вовеки милость Его! 21 873 И даровал Он землю их в наследие, ибо вовеки милость Его, 22 874 В наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовеки милость Его! 23 875 В унижении нашем вспомнил нас Господь, ибо вовеки милость Его! 24 Он избавил нас от врагов наших, ибо вовеки милость Его! 25 Дарует Он пищу всякой твари, ибо вовеки милость Его. 26 Прославляйте Бога Небесного, ибо вовеки милость Его! Псалом Давида, Аггея и Захарии, 137. 886 1 Прославлю Тебя, Господи, всем сердцем моим и пред Ангелами воспою Тебя, ибо услышал Ты слова уст моих. 2 887 Поклонюсь храму святому Твоему и прославлю имя Твое за милость Твою и истину Твою, ибо возвеличил Ты над всеми имя Твое святое. 3 888 В день, когда призову Тебя, немедля услышь меня! Расширь душу мою могуществом Твоим! 4 889 Да прославят Тебя, Господи, цари земные, ибо слышали они слова уст Твоих! 5 И да воспоют они пути Господни, ибо велика слава Господа; 6 890 Ибо превыше всех Господь и на смиренных взирает, а гордых узнает издалека. 7 891 Если пойду я путем скорби, Ты даруешь мне жизнь: руку Твою простер на лютых врагов моих, и спасла меня десница Твоя. 8 Господь воздаст им за меня. Господи, милость Твоя вовеки! Того, что сотворено рукой Твоей, не отвергни! В конец, Давида, псалом Захарии, в рассеянии, 138. 892 1 893 Господи, испытал Ты меня и познал меня; Ты познал меня в часы покоя моего и в делах моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

21 Многократно являл величие Твоё и снова утешал меня, и от бездн земли снова возвел меня! 22 Поэтому я буду прославлять Тебя (среди народов, Господи), на орудиях псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе на гуслях, Святой Израилев. 23 Возрадуются уста мои, когда буду воспевать Тебя, и душа моя, которую Ты избавил. 24 А также и язык мой весь день будет возвещать о правде Твоей, когда постыдятся и посрамятся ищущие мне зла. Псалом 71 О Соломоне. 1 Боже, даруй суд Твой царю и правду Твою сыну царя, 2 чтобы судить народ Твой по правде и бедных Твоих по суду. 3 Да восприимут горы мир народу и холмы – правду. 4 Он будет судить бедных из народа и спасет сынов убогих и смирит клеветника. 5 И пребудет с солнцем и прежде луны – в роды родов. 6 Сойдет, как дождь на руно и как капля, падающая на землю. 7 Возсияет во дни Его правда и обильный мир, пока не отнимется луна. 8 И будет Он обладать от моря до моря и от реки до краев вселенной. 9 Пред Ним припадут Эфиопляне и враги Его будут лизать прах. 10 Цари Фарсийские и острова дары принесут, цари Аравийские и Сава дары приведут. 11 И поклонятся Ему все цари земли, все народы послужат Ему. 12 Ибо Он избавил бедного от сильного, и убогого, у которого не было помощника. 13 Пощадит бедного и убогого и души убогих спасет. 14 От лихвы и неправды спасет души их и честно имя их у них. 15 И будет жить, и будут давать Ему золото из Аравии и помолятся о Нем непрестанно, всякий день будут благословлять Его. 16 И будет Он утверждением на земле, на верху гор, поднимется выше Ливана плод Его и процветут из города, как трава на земле. 17 Будет имя Его (благословенно) во веки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его. 18 Благословен Господь, Бог Израилев, один творящий чудеса! 19 И благословенно имя славы Его во век и в век века. И наполнится славою Его вся земля. Да будет. Да будет. Окончились песни Давида, сына Иессеева. Псалом 72 Псалом Асафа. 1 Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем! 2 А у меня едва не пошатнулись ноги, едва не разъехались стопы мои.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Вторник пятой седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 3: Заступник наш Бог Иаковль, и Защититель есть в день печали. Слава, и ныне: и повторяем тот же.  Прокимен (псалом 87), глас 6: Нищ есмь аз,/и в трудех от юности моея.  Стих: Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою. Чтение пророчества Исаии  18–31а] Так говорит Господь: 18 Кому уподобите вы Господа и какое подобие найдёте для Него? 19 Не художник ли делает изображение, а золотых дел мастер, расплавив золото, золотит его и делает подобием его? 20 А плотник выбирает негниющее дерево, и мудрый ищет, как поставить на него изображение так, чтобы оно не качалось. 21 Разве вы не поняли? Разве не слышали? Не возвещено ли вам от начала? Разве не поняли вы оснований земли? 22 Он держит круг земли, и живущие на ней — как саранча; поставил небо, как свод, и распростёр его, как шатер для жилья. 23 Он обращает власть властелинов в ничто, и землю Он делает как бы ничем. 24 Ибо не посадят, не посеют, не утвердится в земле корень их: дунул на них ветер, и они высохли, и буря, как стебли, унесёт их. 25 «Итак, теперь кому Меня уподобите, и Я превознесусь?» сказал Святой. 26 Обратите вверх глаза ваши и посмотрите: кто явил всё это? Тот, Кто производит в соразмерности мир Свой и всех называет по имени, обладает великой славой и держит силой Своей. Ничто не утаится от Тебя. 27 Зачем же говоришь, Иаков, и что высказываешь, Израиль: «Путь мой скрыт от Бога, и Бог мой лишил меня суда и отступил»? 28 И ныне не понял ты, или не слышал? Бог вечный, Бог, устроивший концы земли, не будет жаждать и не устанет, и недостижима премудрость Его. 29 Он даёт голодным силу и не страдающим — скорбь. 30 Ибо молодые испытают жажду, и юноши утомятся, и избранные будут бессильны, 31 а уповающие на Господа обновятся силой.  Прокимен (псалом 88), глас 6: Блажени людие/ведущии воскликновение.  Стих: Господи, во свете лица Твоего пойдем, и о имени Твоем возрадуемся весь день. На вечерне Прокимен (псалом 89), глас 4: Господи, прибежище был еси нам/в род и род. 

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Изъяснение псалма 30-го. Пс.30:1 .   Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения]. «В конец, псалом Давиду, изступления». Сего не нашел я ни в еврейском подлиннике, ни у прочих толковников, но видел в некоторых списках. И кажется мне, что делается сим намек на поступок с Уриею. Ибо в самом псалме Пророк говорит: «аз же Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею» (23), то есть, думал я, что, согрешив, лишился Твоего промышления. Изречен же псалом сей блаженным Давидом, по-видимому, в то время, когда преследуем был Авессаломом. Яснее покажет сие истолкование самых речений. Пс.30:2 .   На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня. «На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век». Грех, говорит Пророк, покрыл меня великим стыдом, но умоляю, чтобы не долго оставался на мне стыд, ради моего упования на Тебя. «Правдою Твоею избави мя и изми мя». Не на грех мой взирай, говорит Пророк, но на беззаконие преследуюших меня; потому что, произнеся о нем справедливое определение, избавишь меня от облежащих бедствий. Пс.30:3 .   Приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня. Пс.30:4 .   Ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. «Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя». Услышав молитву мою, подай скорую помощь. «Буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя». «Яко держава моя и прибежище мое еси Ты». То же сказал и в псалме семнадцатом, изображая всевозможную Божию попечительность. Слова: «держава моя» Акила и Симмах перевели: «камень мой». Кажется же, что пророческое слово согласуется с евангельским, которое указует нам мудраго мужа, создавшаго храмину свою на камени, так что она, по твердости основания, не потерпела вреда от приражения ветров, дождей и рек ( Матф. 7, 29 ). «И имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя». Вместо: «препитаеши мя» Симмах употребил: «попечешься о мне». Говорит же Пророк: сподобишь меня всевозможнаго промышления ради имени Твоего, на которое уповал я. Из всех сих изъясненных нами речений дознаем скромность его мыслей о себе: ибо просил Божественной помощи, не ради собственной своей добродетели, но ради имени Божия и правды Божией, и ради того, что на Бога надеялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Один человек, прося исцелить его слугу, сказал: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой» ( Мф. 8:8 ), и тут же все произошло, по его вере. А чтобы исцелить другого, слепого, Господь совершил целых семь действий: 1: Взял его «за руку»; 2: «вывел его вон из селения»; 3: плюнул «ему на глаза»; 4: «возложил на него руки»; 5: «спросил его: видит ли что?» («Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья») 6: «опять возложил руки на глаза ему»; 7: «велел ему взглянуть». И только тут «он исцелел и стал видеть все ясно» ( Мф.8:23–26 ). Вот так, далеко не мгновенно, и с употреблением самых разных слов и действий. В нашу задачу не входит углубляться в историю. Перед нами – уже сложившееся, наше современное чинопоследование, и мы постараемся взять из него все для телесной, душевной и духовной пользы. После обычных начальных молитв читается 142-й псалом Давида. Его читает чтец, от лица всех пришедших, жаждущих исцеления. В Псалтири поясняется, что этот псалом, вернее, этот вопль к Богу, царь и пророк Давид произнес, «когда он преследуем был сыном своим Авессаломом». Не какими – то своими естественными врагами, но – от кого никак не мог ожидать такого вероломства! «Господи, услышь молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услышь мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою... И уны во мне дух мой... Научи мя творити волю Твою... Правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя...», и так далее. Так и во всякой болезни есть элемент неожиданности, и отчаянное ощущение катастрофы. Следует малая ектенья, такой тип молитвы, когда предстоятель предлагает помолиться за то или другое, а мы все вместе повторяем: «Господи, помилуй!» Затем, помогая нам выразить должные чувства при приближении к нам Господа, и при нашем приближении к Нему, хор (если он есть), поет покаянные тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас...» и читается покаянный же 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Псалом 30 Господь хранит верных Ему, а поступающих гордо строго карает. В конец, псалом Давиду, изступления. Ср. Пс. 33 -й. Когда царь Саул окончательно решил убить Давида, то Давид, узнав об этом чрез сына Саулова, а своего друга, Ионафана, поспешно удалился сначала в городе Номву, а затем убежал к Анхусу, царю Гефскому (Филистимскому): но, боясь Анхуса, он притворился исступленным или безумным, почему не был принят этим царем и удалился оттуда – убежал в пещеру Адолламскую ( 1Цар.20:31,33–43;21:1,10,12;22:1 ). В таком состоянии исступления Давид чувствовал глубокую скорбь и переживал крайнюю нужду; однако, он не оставлял надежды на Бога: и Господь избавил его от скорби, нужды и стыда. 1–4. На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя. Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя. Яко держава моя и прибежище мое еси Ты: и имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя. Гонимый Саулом, Давид подвергался постыждению – порицанию и позору со стороны многих – соседей, знакомых и многих других (ст. 12) – в своей родной земле, а еще более в земле Филистимской, где имел случайный и опасный приют. Но, уповая на Бога, Давид знал, что Господь не оставить его в таком постыждении во веке, – вскоре спасет: следуя требованиям своей святой правды, Господь избавит его от преследования Саула и измет от его грозной власти, как бы из когтей льва. А в виду крайней опасности от такого гонителя, Давид молит Бога о скорейшем избавлении от него. И так как Давиду необходимо было спасаться бегством и из Филистимской земли, то он просит, чтобы Господь был его прибежищем – указал ему место, где-бы он нашел безопасный приют и пропитание на все время гонений. Таковое место убежища Господь действительно указал Давиду. Когда вышел Давид из земли Филистимской, то «убежал в пещеру Адолламскую; и услышали братья его и весь дом отца его, и пришли к нему туда. Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую, и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог. И привел их к царю Моавитскому, и жили они у него все время, доколе Давид жил в оном убежище. Но пророк Гаде сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет». Здесь он был уже безопасен от Саула ( 1Цар.22:1,3,5 ; ср. 23:13–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Псалом 43 Псалом написан сынами Кореевыми и представляет размышление (евр. «маскил», русское «учение») по поводу пережитых событий. Эти же события – грустные. Еврейский народ оставлен Богом ( Пс.43:10 ), почему он потерпел поражение от врагов и отдан на разграбление им и рассеяние среди народов ( Пс.43:11–12 ). Эти страдания и поражение тем тяжелее для евреев, что они «не забыли... Его и не уклонялись от пути Его» ( Пс. 43:18–19 ), т. е. оставались верны истинному Богу. Такое положение евреев было при войне Давида с сирийцами на севере, когда на южные пределы его государства напали идумеяне, разграбившие южные пределы царства Иудейского, перебившие многих из евреев и захватившие в плен большое число их для продажи в рабство соседним народам, чем идумеяне занимались... На такой повод написания указывает сходство содержания этого псалма с псалмом 9 ( Пс. 9:22 ) и, особенно с Пс.59 , где точно указан повод написания и причина нападения Иоава на идумеян. Боже! Прошлая история нашего народа полна славных побед над язычниками, обитателями Палестины. Этими победами мы обязаны не своему военному искусству, но Твоему покровительству и защите (6–9). Теперь же Бог оставил нас: мы поражены врагами, нас уводят в плен, смеются над нами, тогда как мы сохраняем верность Тебе и не отступаем от Твоих заповедей (10–23). Восстань, Господи, на нашу защиту и избавь нас по Твоей милости (24–27). Пс.43:4 .  ибо они не мечом своим приобрели землю, и не их мышца спасла их, но Твоя десница и Твоя мышца и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним. Приобретением и завоеванием Палестины евреи обязаны «свету лица Божия» – благоволению и покровительству, которое Он оказывал им. Исторические книги еврейского народа полны многочисленных фактов такого рода. Пс.43:6 .  С Тобою избодаем рогами врагов наших; во имя Твое попрем ногами восстающих на нас: «С Тобою избодаем рогами врагов наших». Сила животного в его рогах, которыми оно борется с врагом и защищается от нападения. Такими рогами для евреев, таким орудием его несокрушимости является Бог, с именем которого еврей был несокрушим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 93 По надписанию, псалом пелся в четвертый день недели, т. е. в среду. Слова закона Моисеева, прочитанные пред Иосиею и народом, исполнили этого благочестивого царя ревностным желанием восстановить среди своих подданных жизнь, согласную с заповедями Господа, грубо попираемыми и забытыми к данному времени. Неизвестный писатель этого псалма проникнут тою же святою ревностью, почему и обращается к евреем со словами обличения и увещания. Восстань, Господи, на суд над нечестивыми, производящими насилие над слабыми и беспомощными в надежде, что Господь их не видит (1–7). Такая надежда – невежественна: неужели Бог, давший человеку зрение, слух и разум, не знает суетных мыслей нечестивых и не видит их дел (8–11)? Блажен тот, кто слушает обличения Господа, за это он получит награду, а нечестивый погибнет (12–13). Если народ будет жить в согласии с законом, то он не будет отринут Господом, любящим правду (14–15). Да и на кого, кроме Господа, может быть возлагаема надежда? Если бы не Он, то гонимый праведник погиб бы. При увеличении бедствий даже утешительные обетования Господа способны подкрепить праведника (16–19). Там же, где Господь явится на защиту, исчезнут все противящиеся Его закону. В Нем праведник найдет твердую опору, а нечестивых за их злодейство Он истребит (20–23). Пс.93:1 .  Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Писатель молит Господа явить себя пред нечестивыми " Богом отмщения», т. е. не попускать более их делам, не снисходить к нечестивцам, но явиться пред ними мстителем за постоянно попираемую ими правду. Пс.93:3 .  Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Пс.93:4 .  Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; Пс.93:5 .  попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; Нечестивые главенствуют на земле, они не знают препятствий для выражений и проявления своих хищных и греховных наклонностей, так что все наследие Божие, т. е. праведники, страждет от них. Пс.93:6 .  вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 95 Хвала песни Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей. Хвалебная песнь Давида. На построение храма после пленения. «И это надписание, – говорит бл. Феод., – сделано не бл. Давидом и не теми, которые вначале истолковали пророчество 550 , но кто-нибудь другой, вероятно, не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил это надписание. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божий храм; потому что в них предъизображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение». «В настоящем псалме, – говорит св. Афан., – пророк говорит о призвании язычников, по окончании мысленного их плена, когда в целой вселенной основана будет Церковь ». Весь этот псалом, с небольшим различием в словах, пет был по перенесении ковчега в Сионскую скинию. См. 1Пар. 16:23–33 . В этот день Давид в первый раз дал свой псалом (только в большем размере) для славословия Господу чрез Асафа и братьев его. – Ст. 7. 1 . Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля. «Дух повелевает, – говорит св. Афан., – Апостолам петь новую песнь, т.е. народам целой вселенной возвестить новый завет». 2 . С Евр.: «Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его». 3 . С Евр.: «Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его». 4 . С Евр.: «Ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов». 5 . Яко вси бози язык бесове. «Именуемые богами демоны оказались лукавыми» (св. Афан.), – «лукавыми демонами» (Бл. Феод.). С Евр.: «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил». Сн. Пс. 105:37 . 6 . Исповедание и красота пред Ним, святыня и великолепие во святиле Его. С Евр.: «Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его». Т.е. языческие боги – не боги, ничто, следовательно и дать ничего не могут, а Сотворивший небеса славен и велик, сила и великолепие Его видимы во святилище Его, т.е. в храме, Церкви, на небе, всюду. «Святило Его (т.е. Спасителя), – говорит св. Афан., – Церковь . Она и свята и велелепна. Ибо украшение Церкви возвышенно». По бл. Феодориту, Сын Божий, «восприяв естество человеческое, издает блистания собственного Своего великолепия, и всех влечет к поклонению. Святилом же пророк нарек восприятый на Себя храм (т.е. человечество). Пс. 44:3 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом XXXIII-й по чрезвычайно богатому и разнообразному содержанию наставлений своих, расположенных, как мы сказали, в 22 стихах по 22 буквам еврейским, и в то же время – по некоторой отрывочности их, нелегко поддается общему обзору, как и распределению содержания его по частям. Но все же можно выделить в нем четыре такие части. 1-я (ст. 2–6): начиная псалом основным положением, – „благословлю Господа на всякое время, так что всегда – „хвала Его во устах моих, псалмопевец зовет к тому и других, именуя их „кроткими, последовать его примеру, – и в веселии сердца – вместе с ним возвеличить Господа. Как он сам взыскал Господа – и тогда избавил его Господь от всех скорбей его, так и вы – зовет он всех нас, приступите к Нему, и не будет от стыда краснеть лице ваше. Во второй части (ст. 7–11) Давид вспоминает указанный в надписании повод к составлению псалма: „сей нищий воззвал, свидетельствует он о себе, и Господь услышал его, и от всех скорбей спас его, и, расширяя эту помощь, до степени общего закона, он, предустанавливая здесь то обетование Божие, которое подробнее раскроет в пс. ХС-м, говорит: „ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их... „блажен муж, который уповает на Него... нет лишения – боящимся Его, тогда как „богатые – обнищали и возголодали. 3-я часть (ст. 12–15) – отеческий призыв к „чадам – послушать его. Если хочешь иметь жизнь, видеть „благие дни, – то и язык свой удержи от зла и лести, и во всем – „уклонись от зла, и сотвори благо, как – и пожени мир. И наконец, в 4-й части (ст. 16–23) Давид изображает Господа, как во всем – устремившего очи Свои на праведных, и уши – к молитве их, так что стоит им лишь воззвать к Нему – и Он „от всех скорбей их избавит их, хоть и много бывает у них этих последних. И Господь хранит даже и самые кости праведных Своих, чрез что предсказывает нетление мощей угодников Божиих. Наоборот, грозно лице Господа – к тем, кто творит злое: и „смерть (их) люта, и самая память их „потребится. Заканчивает псалмопевец, в духе всего этого псалма, реку наставлений и обетований своих – ручательством: „избавит Господь души раб Своих, так что не прегрешат все уповающие на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010