Скачать epub pdf Аллилуиа (псалом) 149 Псалом сей, как и другие шесть хвалитных псалмов, не имеет даже и надписания «псалом», а надписывается просто: Аллилуиа , что и означает принадлежность его к числу хвалитных псалмов, составленных в начале послепленного периода. Неизвестный составитель сего псалма приглашает в нем сынов Сиона воспеть новую песнь Царю своему, имеющему воздать отмщение враждебным им народам земным, разумея под сим царем не иного царя, а Господа Бога, Царя Небесного. Пс.149:1 Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных. Такими словами начинаются и некоторые другие псалмы, как, например, 95 и 97. Но те псалмы составлены в другое время, другими лицами, с иными намерениями и иными побуждениями. А в сем псалме, как и в других последних псалмах, мы видим от лица народа выраженными и чувство возвращенной свободы, и сознание себя, как и в былые времена, особым, избранным народом Божиим и Церковию Иеговы, и недавно происшедшие многознаменательные события восстановления Иерусалима и храма, и торжественное освящение их, – все это такие обстоятельства, которые вызывали в сердце возвратившихся в отечество пленников попеременно: то чувства скорби и глубокого сокрушения о грехах, то благодарной радости и ликования пред Богом, и возбуждали из среды их вдохновенных певцов – воспеть новые, то скорбно-молитвенные, то торжественные, хвалебно-благодарственные, песни Господу, к каковым, т.е. хвалебно-благодарственным, принадлежит и сей псалом, предназначенный неизвестным составителем его для пения в церкви преподобных. Под церковью преподобных разумеется здесь все общество возвратившихся из плена иудеев, все собрание верных тогда Господу израильтян. Сему благочестивому псалмопевцу израильскому, без сомнения, известна была и другая новая песнь, возвещенная еще до пленения вавилонского, чрез пророка Исайю ( Ис.42:10 ), который говорил, что настанет время, когда Бог чудным образом прославит и распространит царство Свое на земле. Пс.149:2–4 Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем. Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему. Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

II. О ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕНИИ ИИСУСА ХРИСТА § 149. Связь с предыдущим, понятие о первосвященническом служении Иисуса Христа, истина сего служения и превосходство Как Пророк, Христос-Спаситель только возвестил нам о спасении, но еще не совершил самого спасения: просветил наш разум светом истинного Боговедения, засвидетельствовал о Себе, что Он есть истинный Мессия, пришедший на землю взыскати и спасти погибших ( Матф. 18, 11 ); объяснил и то, каким образом Он спасет нас, каким образом мы можем усвоять себе Его заслуги, и указал нам прямой путь к животу вечному. Но самым делом Он спас нас от греха и от всех следствий греха, самым делом заслужил для нас живот вечный чрез служение свое первосвященническое. Это служение нашего Спасителя состояло в том, что Он, соответственно служению ветхозаветных первосвященников, которых главная обязанность была – приносить дары же и жертвы о гресех ( Евр. 5, 1 ), принес самого Себя в умилостивительную жертву за грехи мipa, и таким образом примирил нас с Богом, избавил нас от греха и его следствий, приобрел нам вечные блага. Истину первосвященнического служения нашего Спасителя – а) провозгласил еще в ветхом Завете сам Бог устами пророка Давида, говоря к Мессии: ты, иерей, во век, по чину Мелхиседекову ( Пс. 109, 4 ); б) засвидетельствовал Христос Спаситель, относя к Себе этот пророчественный Псалом, в котором назван Он вечным иереем по чину Мелхиседекову ( Матф. 22, 44 ; Марк. 12, 36 ; Лук. 20, 42 ); в) наконец, с подробностию раскрыл св. апостол Павел в послании к Евреям. Здесь он – 1) Ясно и многократно называет Иисуса Христа первосвященником, Святителем, Архиереем. Например: Христос не себе прослави быти первосвященника, но глаголавый к нему. Сын мой еси ты, аз днесь родих тя: якоже и инде глаголет: ты еси священник во век, по чину Мелхиседекову ( Евр. 5, 5. 6 ); разумейте посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса Христа (3, 1); имуще убо архиерея велика прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания (4, 14. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Слово в день совершения Священного Коронования Их Императорских Величеств Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Федоровны, произнесенное 16 мая 1883 г. Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных. Да возвеселится Израиль о сотворшем его и сынове Сиони возрадуются о Царе своем, яко благоволит Господь в людях своих. ( Псал. 149, 1,2, 4 ). Псалом 149, из которого взяты нами эти слова, написан, по-видимому, по поводу нового события в жизни народа Израильского, весьма сходного с тем, какое совершилось вчера в первопрестольной Москве. Псалмопевец приглашает народ воспеть Господу „новую песнь“, хвалить имя Его с ликами, петь Ему на тимпане и гуслях, веселиться о Создателе и радоваться о Царе своем, так как благоволит Господь к народу Своему (ст. 1 – 4). Из псалма этого видно, как богопросвещенные мужи народа избранного смотрели на знаменательный и радостный события своей истории и с какими мыслями соединяли свои восторженный чувствования по поводу празднования этих событий. Возьмем у вдохновенного певца несколько уроков, чтобы и нам достойно отпраздновать наш настоящий светлый отечественный праздник. „Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых!“ Восшествие на Престол и помазание на царство нового Царя есть событие, требующее новой песни славословия и благодарения Богу. При естественной смене поколений в народах и при постоянных переменах в направлении умов и событий в роде человеческом к каждому новому царствованию созревают новые вопросы, являются новые нужды и условия в народной жизни, требующие от новых царей новых взглядов и мероприятий для устроенья счастья подданных. Что касается до нашего отечества, то благотворные дела и начинания прошедшего царствования и явленные нам в течение его знамения милости Божьей служат добрым основанием сколько для новой деятельности нового Царя, столько же и для нашей надежды, что и в будущем Господь продолжит к нам Свое благоволение. Много было у нас светлых дней в прошедшее благословенное царствование в Бозе почившего Императора Александра Николаевича. „В собрании святых“, в наших храмах и на стогнах градов и селений мы пели благодарственным песни Господу за невиданную в истории благость и любовь Царя к народу, за разрешение уз, стеснявших свободу народной мысли и жизни, за восстановление крепостных людей в правах свободных граждан, за освобождение братьев наших по вере от ига неверных, за расширение пределов нашего государства, за дивные знамения попечения Божья в охранении жизни самого Царя от покушений людей злонамеренных, – до последней минуты возведшей подвижника любви путем мученической кончины к вечному воздаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Том 1 Содержание Основные даты жизни Первые годы жизни (1805–1812) Образование и воспитание (1812–1830) Первые годы преподавания (1830–1835) Годы ректорства (1835–1841) Епископское служение на Рижской кафедре (1841–1848) На Харьковской кафедре (1848–1858) На Черниговской кафедре (1859–1866) Кончина архиепископа Филарета «Православное догматическое богословие» Заключение Отделение четвертое. Совет Божий о спасении людей § 148. Содержание учения; определение Отца небесного о спасении людей § 149. Определение Божие о спасении человека есть: а) дело одной любви Божией; б) простирающееся на всех § 150 в) Никого не избирает безусловно § § 151. Соображения разума. Приготовления людей к спасению чаянием Искупителя § 153. Содержание учения § 154. Обетование Адаму и Еве § 155. Обетование данное Аврааму § 156. Пророчества Иакова § 157. Пророчество Моисея § 158. Пророчества о славном Мессии в пс. 2 § 159. В псалме 44 § 160. В псалом 109 § 161. Пророчества об уничижении Мессии – в псал. 15. 21 и 39 § 162. Пророчества после Давида до плена вавилонского. Пророчество Исаии а) о рабе Иеговы § 163. Об отрасли Иессеевой. § 164. Пророчество об Эммануиле § 165. Пророчество Михея § 166. Пророчества во время плена: пророчества Иеремии и Езекииля о новом завете § 167. Пророчества Даниила·, а) о времени вечного царства § 168. б)О времени старейшины и разрушения политического бытия иудеев § 169. После плена: пророчества Захарии § 170 Пророчество Малахии об ангеле завета § 171. Наставления о Спасителе предзнаменованиями § 172. Общие пути промысла Божия о падшем человечестве: § 173. б) В истории бедствий человеческих ; ожидание Избавителя по памятникам народов Отделение пятое. Сын Божий – спаситель человека I. Иисус обетованный Мессия § 174. Содержание учения; в Иисусе Христе исполнились § 175. б) О обстоятельствах жизни Мессии § 176. Свидетельство новозаветнаго откровения II. О лице Иисуса Христа § 177. Нужда и содержание учения § 178. Христос Иисус – истинный человек § 179. Преимущества человечества Иисусова § 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Беседа 59 на псалом 149 125 Пс.149:1   Аллилуия. Воспойте Господу песнь новую: хвала Ему в собрании преподобных. «Песнь новая» в переносном смысле есть песнь Нового Завета, в историческом – торже­ственная песнь. – «Хвала Ему в собрании преподобных». Благодарность Богу, соединенная с радостью и единогласием. – Почему древним дозволено было употреб­лять при славословии Богу музыкальные орудия? – «Чтобы совершить мщение над народами... Произвести над ними суд пред написанный» ( Пс.149:7, 9 ). 1. В переносном смысле «новою» названа здесь песнь но­вого завета, потому что тогда обновилось все – и завет: «Я заключу..., говорил Бог, новый завет» ( Иер.31:31 ), и тварь: «кто во Христе, говорит апостол, тот новая тварь» ( 2Кор.5:17 ), и человек: «совлекшись, говорит он же, ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» ( Кол.3:9, 10 ). Итак, по причине новой жизни и по всему прочему настоящий завет называется новым, и петь ныне пророк заповедует новую песнь этого завета. А в истори­ческом смысле здесь разумеется славная и торжественная песнь, которую иудеи должны были петь за победы, за успеш­ные деяния, за трофеи. «Хвала Ему в собрании преподобных». Видишь ли, как пророк прежде словесной благодарности требует благодарности посредством жизни и дел, и таких людей призывает в хор поющих? Не достаточно благодарить только словами, если они не будут сопровождаться и доброде­тельною жизнью. «Хвала Ему в собрании преподобных». И нечто другое он внушает здесь, именно, показывает, что должно возносить славословия с совершенным согласием, потому что «церковью» называется соединение, собрание. «Да возвеселится Израиль о Сотворившем его, и сыны Сиона да возрадуются о Царе своем» ( Пс.149:2 ). Прежде частных благодеяний он ука­зывает на общее и далее приведенными словами внушает как бы следующее: благодари Бога за то, что Он произвел тебя несуществовавшего и вдохнул в тебя душу. Подлинно, немаловажен и этот вид благодеяния. Но здесь он внушает и еще нечто большее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 149 Да восхвалят Господа люди благочестивые, ибо Он благоволит к народу своему и дарует славу победы над царями-врагами. Аллилуиа. То есть: «хвалите Бога». 1–4. Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных. Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем. Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему. Яко благоволит Господь в людих Своих, и вознесет кроткия во спасение. Новая победа, дарованная Господом своему народу, да будет предметом новой победной, торжественной песни во славу Бога, как Царя-победителя: да будет она хвалением в церкви преподобных – в собрании благочестивых людей во храме, при торжественном богослужении, при несении благодарственной жертвы за победу. – При этом, да возвеселится Израильский народ о Создателе своем, который даровал ему жизнь, и сыны Сиона, или граждане Иерусалима да радуются о Боге, как Царе своем, который даровал им победу и славу (ст. 4–5). – Да восхвалите они Господа в лице – в хоре священных певцов – музыкантов, – в тимпане – ударный инструмент в виде бубна), – и псалтири (– струнный, иногда десятиструнный инструмент, в виде полной арфы): и – да поют Ему, под звуки этой музыки, – эту новую песнь (ср. Пс.150 ). Так – ибо благоволит Господь к народу своему, возносит – прославляет кротких во спасение тем, что дает им победу, и – спасение от врагов: а народ должен быть благодарным Ему и, радуясь такой победе, торжественно прославлять Его во храме. 5–9. Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих. Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людех: связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными: сотворити в них суд написан. Слава сия будет всем преподобным Его. Да восхвалятся преподобные – благочестивые – во славе, или да прославляются: и да возрадуются на ложах своих, – пребывая дома, предаваясь приятному отдыху после тяжелых трудов, лишений и опасностей во время минувшей войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Изъянение псалма 149-го. «Аллилуия», Аллилуия. Песнь сию повелевает произнести тем, которые по возвращении, при Божией помощи, победили многие народы. Псалом содержит в себе предречение о доблестных делах при Маккавеях. Пс.149:1 .   Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых. «Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных». Ибо, не нарушающим закон, но преподобным свойственно песнословить Бога. Пс.149:2 .   Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем. «Да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Царе своем». Бог всяческих есть Бог всех, особенно же именовался Он царем Израильтян. Посему, когда Израильтяне стали болезновать неблагодарностию и просить, чтобы у них был другой царь; Бог говорит Самуилу: «не тебе уничижиша, но Мене, еже не царствовати над ними». Пс.149:3 .   Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, «Да восхвалят имя Его в лице, вь тимпане и псалтири да поют Ему». На всяком мусикийском орудии, говорит Пророк, по закону нашему, будем песнословить Благодетеля. Пс.149:4 .   Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением. «Яко благоволит Господь в людех Своих». Великаго человеколюбия сподобил нас, говорит Пророк, и явил нам благость Свою. «И вознесет кроткия во спасение.» А лишенных помощи, и водящихся добрыми нравами, соделает высокими и знаменитыми. Пс.149:5 .   Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих. «Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих». Чтущие справедливость будут в славе, и насладятся великим покоем; потому что " ложе» означает успокоение. Пс.149:6 .   Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их. Пс.149:7 .   Для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами. «Возношения Божия в гортани их». Всегда проповедуют они Божии благодеяния, песнословя Виновника оных. «И мечи обоюду остры в руках их:» «Сотворити отмщение во языцех, обличение в людех». Побеждать во бранях не означает чего-либо противоположнаго покою; потому что одерживать победу приятнее всякаго покоя. Предсказывает же сим мужество Маккавеев, с каковым они усмиряли соседственные народы, и поборали Македонян.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Псалом 149 Пс.149:1 . Аллилуиа. Воспойте Господеви песнь нову: хваление его в Церкви преподобных. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом содержит утешительное слово, относящееся к одним токмо верным, находившимся в плене, и подает им благую надежду к возвращению во отечество, дабы имели случай благодарить и прославлять Бога за Его милости. ТОЛКОВАНИЕ Песнь новая противополагается пению обыкновенному, которое ежедневно употреблялося между благочестивыми Израильтянами в церкви при песнопении Божиих похвал. Откуду следует, что Пророк предлагает здесь слово о редком и необыкновенном благодеянии Божием, которое посему требовало особеннаго благодарения. И нет сомнения, что Псаломник заимствовал слова сии из онаго достопамятнаго места Исаии, где сей Пророк, проповедуя о будущем возстановлении церкви и о вечном царствии Иисуса Христа, подобно сказал: воспойте Господеви песнь нову ( Ис. 42:10 ). Во втором члене стиха содержится обещание или Пророчество о избавлении: ибо продолжая возбуждать верных к взаимному песнопению Божиих похвал, между тем прикровенно показывает, что церковь паки соберется во едино тело и общенародно прославит Бога в собрании верных. Известно бо, что Израильтяне так были разсеяны, что священныя песнопения у них престали, так как сами они, инде жалуяся, говорят: како воспоем песнь Господню на земли чуждей ( Пс. 136:4 )? Пророк убо увещевает их, дабы при бедственном оном разсеянии не отчаивалися, но паки располагали себя к торжественным собраниям, которыя имеют быть в церкви. Пс.149:2 . Да возвеселится Израиль о сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем. Пс.149:3 . Да восхвалят имя его в лице, в тимпане и псалтири да поют ему. Продолжает ту же материю, дабы верные не сумневалися, что Бог не всуе избрал род их из всего мира, и потому всегда будет памятовать завет Свой, учиненный с праотцем их Авраамом, дабы и они не забывали, какия оказаны были им милости. Почему хотя на время и отнята была у них земля Ханаанская, в наследие и залог усыновления данная, но Пророк, нарицая Бога Творцем их и Царем сынов Сионих, припоминает, дабы они памятовали, что усыновление их есть аки новое творение, так как и во Пс. 94:6 , нарицает их делом рук Божиих не токмо потому, что сотворены от Бога яко и прочие человеки, но и потому, что аки бы снова были созданы, когда Бог извел их из низкости и предпочел всему человеческому роду. Но имя царя имеет здесь пространнейшее знаменование: ибо Пророк говорит, что народ Израильский не токмо создан от Бога, но и создан с тем, чтоб быть ему под всегдашним правлением сего Царя. Мусикийския орудия, о которых упоминает, относятся ко времени детоводительства, то есть, обрядоваго закона, который свойствен был одному токмо древнему народу, как сказано инде.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Псалом 149 Аллилуиа. «Песнь сию, – говорит бл. Феод., – пророк повелевает произнести тем, которые по возвращении (из Вавил. плена), при Божией помощи, победили многие народы. Псалом содержит в себе предречение о доблестных делах при Маккавеях». 1 . Воспойте Господеви песнь нову. «В переносном смысле, – говорит св. Злат., – новою здесь названа песнь нового завета, потому что тогда обновилось все... А в историческом смысле здесь разумеется славная и торжественная песнь, которую Иудеи должны были петь за победы, за успешные деяния, за трофеи. Хваление Его в Церкви преподобных, т.е. хвала Богу в собрании добродетельно и в согласии живущих, ибо Церковию называется соединение, собрание». С Евр.: «Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых». 2 . Возрадуются о Царе Своем, о Господе, о Христе. Бог был Царем Евреев не только по сотворению, но и по усвоению (Злат. и бл. Феод.). С Евр.: «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем». 3 . Да восхвалят имя Его в лице 709 . Т.е. да восхвалят в собрании с согласием, с чистотою жизни (Злат.); – и «на всяком мусикийском орудии» (Бл. Феод.). С Евр.: «Да хвалят имя Его с ликами; на тимпане и гуслях да поют Ему». 4 . С Евр.: «Ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением». 5 . С Евр.: «Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих». 6, 7 . Возношения Божия в гортани их. С Евр.: «Да будут славословия Богу в устах их». «Возношениями, – говорит св. Злат., – называет пророк славословия, песнопения, благодарения». И мечи обоюду остры в руках их: сотворити отмщение во языцех, обличения в людех. С Евр.: «И меч обоюду острый в руке их для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами». «Так как враги, победившие Иудеев, – говорит св. Злат., – во все время (плена) оскорбляли их, то пророк обещает обличить врагов делами и показать посредством дел, что не недостаток силы в Боге, но грехи Иудеев доставляли победу врагам их». «Пророк предсказывает, – говорит бл. Феод., – мужество Маккавеев, с каковым они усмиряли соседственные народы, и поборали Македонян».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Поэзия 3002. Аверинцев С. С. Стих о Пречестной Крови Христовой//АиО. 1994. 1. С. 105. 3003. Анищенко Г. [Поэзия]//ППр. 1993. 2. С. 213–216. 3004. Байздренко А. Шесть стихотворений//АиО. 1994. 3. С. 186–191. С послесл. А. С. Журавлева на с. 192–193. 3005. Бахревский В. [Поэзия]//ППр. 1993. 2. С. 210213. 3006. Бессарабова И. [Поэзия]//ППр. 1994. 3. С. 215225. 3006а. Газизова О. [Стихи и переводы из испанской поэзии]//ППр. 1996/1997. 5. С. 139–149. 3007. Ганина Н. [Поэзия]//ППр. 1993. 2. С. 217–219. 3008. Державин Г. Р. Бог: Ода//BiP. 2000. 1. С. 259–260. 3009. Дьякова И. Стихотворения//ППр. 1993. 1. С. 189–196. 3010. Жаворонков П. [ Поэзия]//ППр. 1993. 2. С. 220. 3011. Иванов В. И. Рождество. Пещера: (Из кн. «Свет вечерний»)/Вяч. Иванов//АиО. 1994. 1. С. 106–107. 3012. Иоанн (Экономцев), архим. Светлой памяти Ирины Дьяковой/Игум. Иоанн (Экономцев)//ППр. 1993. 1. С. 187–188. 3013. Карпец В. И. [Поэзия]//ППр. 1994. 3. С. 212. 3014. Карпец В. И. Стихотворения//ППр. 1996/1997. 5. С. 133–138. 3015. Малков Г., диак. [Поэзия]/Г. Малков//ППр. 1994. 3. С. 213. 3016. Малков Г., диак. Завета премудрые камни: Стихи: В Страстной Четверг; В Страстную Субботу; Зрея речью; Там, внизу..; На погосте; Псалом/Г. Малков//АиО. 1996. 1(8). С. 189–197. 3017. Мраморнов О. [Поэзия]//ППр. 1993. 2. С. 221227. 3018. Надеждина А. Стихи: Оптина пустынь; В разрушении; Из цикла «Покаяние»; Свет; Смерть; Поле Иезекииля; Дом Закхея; Погребенье; Пасха//ВРЗЕПЭ. 1969. 68. С. 236–241. 3019. Осинцева Т. [Поэзия]//ППр. 1994. 3. С. 214. 3020. Павлович Н. А. Поэзия: К 20-летию со дня кончины/Публ., предисл., примеч.: Н. Т. Торопцева//АиО. 2000. 2(24). С. 311–320. 3021. Парфенов Т. Г. Стихи и переводы/Предисл.: А. Т. Парфенов//ППр. 1996/1997. 5. С. 126–132. 3022. Рильке Р. М. [Стихи:] Уход блудного сына; Созерцатель/Параллельный текст; Пер. с нем.: А. Я. Сергеев//АиО. 1995. 1(4). С. 162–165. 3023. Рябой С. Ликует ныне Русь Святая...: [Стихи к юбилею СПбДАиС]//ХЧ. 1997. 14. С. 157–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010